КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА
j
1 февраля 2007 г. состоялась Коллегия Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросу «О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов и поэтапном переходе на уровневое высшее профессиональное образование с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития высшего образования».
С докладом выступила руководитель рабочей группы Нелли Михайловна Розина. Ниже публикуются его основные тезисы.
Н. РОЗИНА, зам. директора Департамент государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования
О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов
Проблема соответствия образовательных стандартов профессионального образования запросам общества и рынка труда, мировым тенденциям развития высшего образования стоит сегодня очень остро. Важность ее решения заявлена на самом высоком государственном уровне - в двух Посланиях Президента Российской Федерации Федеральному собранию: «Мы обязаны внедрить в практику адекватные времени образовательные стандарты. Больше того - содержание образования должно соответствовать самым высоким мировым стандартам» (2004 г.), «Правительство должно навести порядок и с содержанием программ профобразования, причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты» (2006 г.).
В приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации, одобренных Правительством 9 декабря 2004 г., делается акцент на том, что модернизация высшего профессионального образования предполагает разработку принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих его универсальность, фундаментальность и практическую направленность.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 гг.) в разделе «Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни» сформулирована суть проблемы: «сложившаяся система образования не в полной мере соответствует потребностям рынка труда. В связи с этим приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации в сфере образования являются: законодательное обеспечение модернизации российской системыобразования, приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда, повышение доступности качественных образовательных услуг, создание системы независимой оценки (контроля) качества образования». При этом в качестве первоочередных мер рассматривается переход на уровневую систему высшего профессионального образования и разработка новых образовательных стандартов с учетом современных квалификационных требований к различным категориям работников.
Комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской
Федерации на период до 2010 г. предусмотрена «Разработка новых государственных образовательных стандартов различных уровней профессионального образования с участием объединений работодателей».
На реализацию государственной политики в указанных вопросах была направлена нормативная деятельность министерства в 2004-2006 гг.
Сегодня в России сложилась система высшего профессионального образования, которая включает непрерывную подготовку дипломированных специалистов по 530 специальностям ВПО (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатую подготовку бакалавр - магистр по 120 направлениям подготовки ВПО. Лицензии на подготовку бакалавров имеют 50% вузов.
Практическое выполнение программ высшего образования осуществляется по разным схемам(рис. 1).
Реализация уровневого высшего профессионального образования в Российской _. Федерации
Рис. 1
Данные схемы соответствуют действующему Федеральному закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Несмотря на сложности практического признания степени бакалавра рынком труда, которые выражаются прежде всего в отсутствии соответствующих тарифно-квалификационных характеристик, объемы подготовки бакалавров остаются достаточно стабильными, а динамика лицензирования программ бакалавриата нарастает, в то время как динамика лицензирования по специальностям снижается.
На рис. 2 представлена динамика лицензирования основных образовательных программ ВПО за последние 6 лет.
Динамика лицензирования основных образовательных программ ВПО различных ао ступеней
\ А Г, _»-. г ■ .-1 Г."
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
Рис. 2
В настоящее время подготовка бакалавров и магистров предусмотрена во всех образовательных областях высшего профессионального образования, за исключением медицины, сервиса и информационной безопасности (84,2% составляют программы подготовки дипломированных специалистов, 11,7% - бакалавров и 4,1% - магистров). При этом статистика «скрывает» программы бакалавров, встроенные в подготовку специалистов. По количеству выдаваемых выпускникам дипломов их столько же - примерно 10%.
Таким образом, можно сделать вывод, что системой высшего профессионального образования пройден этап апробации программ подготовки бакалавров и магистров, наряду с традиционной подготовкой специалистов.
Введение уровневого высшего профессионального образования к 2010 г. рассматривается министерством как важнейший элемент комплексного преобразования сферы высшего образования. На современном этапе научно-технического развития, когда технологии и знания обновляются очень быстро, готовить «узких» специалистов в стенах вуза по очень многим видам деятельности начиная с первого курса
и в течение пяти-шести лет экономически нецелесообразно. Поэтому введение широкой бакалаврской программы - с последующей специализацией в магистратуре, на производстве или в системе дополнительного профессионального образования -больше соответствует быстроменяющемуся рынку труда.
Такая, более гибкая, система станет основой для формирования структуры квалификаций и образовательных программ, соответствующей потребностям общества. Это подтверждается тем фактом, что, по данным работодателей, при действующей системе подготовки дипломированных специалистов до 50% выпускников сразу направляются на профессиональную переподготовку или в систему повышения квалификации.
Поскольку молодой человек поступает в российский вуз в17 лет, он не всегда осознанно «конструирует» свою траекторию образования для будущей профессии. Уровневое высшее профессиональное образование позволяет после первых лет обучения по широкому направлению более осознанно выбрать профиль программы к 19-20 годам на старших курсах бакалавриата. А после окончания первого уровня, имея диплом о высшем профессиональном образовании, вновь скоординировать свои жизненные планы с возможными изменениями на рынке труда - продолжать ли образование в магистратуре или использовать широкий спектр программ ДПО с присвоением квалификации.
В целях дальнейшего развития уровне-вого высшего профессионального образования министерством согласован с федеральными органами исполнительной власти и внесен в Правительство Российской Федерации в декабре 2006 г. проект закона, в котором образовательные программы магистров и специалистов предлагается рассматривать как программы одного (второго) уровня, а программы подготовки бакалавров - первого уровня, что фактически возвращает ситуацию, заданную в 1994 г.
постановлением № 940 Правительства Российской Федерации.
В то же время, не дожидаясь выхода закона, министерство уже сделало шаги, которые способствуют развитию подготовки бакалавров и магистров в Российской Федерации:
• издан приказ Минобрнауки России № 62 от 22.03.2006 г., обеспечивающий академические свободы вузов при формировании программ подготовки магистра;
• принято решение аккредитационной коллегии Рособрнадзора об упрощенной процедуре аккредитации программ бакалавров, лицензированных на основе родственных аккредитованных программ специалистов;
• подготовка бакалавров и магистров министерством зафиксирована как важнейший показатель инновационного потенциала вуза при оценке инновационных образовательных программ в ПНПО «Образование»;
• формирование конкурентоспособных программ подготовки бакалавров и магистров с учетом мирового опыта рассматривается в качестве важнейшей задачи федеральных университетов, созданных в Южном и Сибирском федеральных округах.
Предпринимаемые министерством меры создают благоприятные условия для дальнейшего развития уровневого высшего профессионального образования.
В целях обеспечения связи содержания профессионального образования с реальными потребностями экономики и социальной сферы, усиления его практической ориентированности и повышения качества профессионального образования сформирован пакет законопроектов и нормативно-правовых документов:
■ в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации внесен проект Федерального закона в части предоставления права представителям объединений работодателей участвовать в государственномпрогнозировании и мониторинге рынка труда;
■ разработаны и утверждены Правила разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов профессионального образования, предусматривающие участие в их разработке работодателей;
■ создан Совет по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого введены представители объединений работодателей;
■ издано письмо Минобрнауки России о механизме внесения изменений в действующие государственные образовательные стандарты профессионального образования с учетом требований работодателей;
■ представители предприятий и объединений работодателей вводятся в комиссии по аттестации образовательных учреждений профессионального образования;
■ развивается сотрудничество государственно-общественных организаций в системе профессионального образования с объединениями работодателей;
■ в рамках ФЦПРО в 2006 г. работодателями и академическим сообществом выполнен ряд проектов в области стандартизации образования, сделаны серьезные шаги по совместной разработке проектов профессиональных и образовательных стандартов.
В 2007 г. вместе с объединениями работодателей министерство планирует проработать вопросы экспертизы и согласования проектов ФГОС: это новый этап в подготовке стандартов, ранее он отсутствовал.
Важнейшим аспектом деятельности министерства являлось формирование подходов к проектированию проекта макета нового стандарта высшего образования, примерного перечня укрупненных направлений подготовки. Проведена большая работа по выделению специальностей, программы по которым законопроектом об уровневом ВПО предполагается сохранить непрерывными. Данные исследования велись
в рамках проектов Федеральной целевой программы развития образования и Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы» в 2005-2006 гг. (рис. 3).
Проекты ФЦПРО 2006 г,
1. Разработка инновационной системы стандартизации и реализации образовательных программ ВПО, отвечающей требованиям вхождения России в общеевропейское образовательное пространство высшего образования,
2. Формирование системы непрерывной подготовки специалистов для атомной отрасли на основе образовательных программ и профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей.
3. Формирование системы непрерывной подготовки специалистов в учреждениях ВПО для авиастроительной отрасли на основе образовательных программ и профессиональных стандартов, разработанных с участием работодателей.
4. Проектирование нового перечня направлений (специальностей) и государственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего профессионального образования для динамично развивающихся высокотехнологичных отраслей на основе технологий управления знаниями,
Рис. 3
В реализации проектов приняли активное участие творческие коллективы многих ведущих вузов Российской Федерации, причем не только тех, на базе которых функционируют учебно-методические объединения, но и вузы, имеющие достаточно интересные наработки в реализации действующих ГОС ВПО. Среди них: МГУ им. М.В. Ломоносова, МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Московский государственный текстильный университет им. А.Н. Косыгина, Государственный университет - Высшая школа экономики, ряд классических университетов - Башкирский, Воронежский, Уральский, Дальневосточный, Кабардино-Балкарский, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса и еще боле 30 вузов.
Обобщила наработки рабочая группа, созданная министерством. В ее состав вошли видные ученые: В.И. Байденко, И.Н. Денисов, А.Н. Лейбович, Л.Л. Любимов, Н.Н. Нечаев, Н.А. Селезнева, Ю.Г. Татур, В.Д. Шадриков, представители вузов с различной отраслевой направленностью.
В работе по формированию новой идеологии стандартизации активное участие
принимали специалисты Рособрнадзора. Обобщенные результаты были представлены Совету Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования, в состав которого входят представители академической общественности, министерства, а также работодатели.
Для чего нужен образовательный стандарт в высшем образовании Российской Федерации, когда в большинстве стран таковая норма отсутствует?
В соответствии с действующим законодательством государственные образовательные стандарты предназначены для обеспечения:
• качества высшего образования;
• единства образовательного пространства Российской Федерации;
• основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений;
• признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем образовании.
Государственный образовательный стандарт как документ, регламентирующий формирование основных образовательных программ, введен Законом Российской Федерации «Об образовании» в 1992 г. (ст. 7), впоследствии он корректировался. В соответствии с ныне действующим законодательством ГОС состоит из трех компонентов: федерального, национально-регионального и компонента образовательного учреждения.
В соответствии с указанным законом в период с 1994 по 1996 гг. было разработано и введено в действие первое поколение стандартов высшей школы.
В 1996 г. был принят Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», расширивший структуру федерального компонента государственных образовательных стандартов. Наряду с обязательным минимумом содержания, требованиями к уровню подготовки выпускников федеральный компонент стал содержать важные требования к ус-
ловиям реализации основных образовательных программ.
В 2000 г. были введены в действие стандарты высшего профессионального образования второго поколения.
Необходимо отметить, что государственные образовательные стандарты как первого, так и второго поколения значительно расширили академическую свободу вузов в формировании образовательных программ (с 10% в 1988 г. до 30-40% в 2000 г. в программах бакалавра и специалиста, в то время как уровень свободы в программах магистра составляет около 70% всего объема подготовки).
Вместе с тем они не изменили культуру проектирования основных образовательных программ: содержание подготовки стоит на первом месте, а цели, на которые оно работает, на последнем (рис. 4).
Динамика изменения академических свобод вузов Российской Федерации в формировании программ подготовки
(1994-1996 гг.) (20001.1
~]2%(от объема основной образовательной программы)
20-40% 30-50%
Рис. 4
Большим шагом в формировании магистерских программ в условиях академических свобод вузов стал приказ Минобрнау-ки России № 62 от 22 марта 2006 г. Этим приказом вузам предоставлено право формировать междисциплинарные и практико-ориентированные программы с целью подготовки высококвалифицированных специалистов, готовых к различным видам инновационной деятельности.
В связи с этим необходимо отметить следующее. Несмотря на 14-летний период существования государственных образовательных стандартов, они не реализу-
ют требование, установленное Законом Российской Федерации «Об образовании»: нет единого документа, формулирующего федеральный и национально-региональный (региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения. По сути дела, за рамками установленных государственным органом федеральных компонентов стандарт переходит в категорию образовательной программы, но уже определяющей требования к образовательному процессу не на государственном уровне.
В 2006 г. министерство развернуло работу по подготовке законопроекта, вводящего в соответствии с Конституцией РФ «федеральные государственные образовательные стандарты» (ФГОС). Данным законопроектом ФГОС не делится на компоненты и устанавливает необходимые свободы образовательному учреждению для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов.
Проект макета нового стандарта ВПО впитал в себя весь положительный опыт, накопленный при разработке стандартов первых двух поколений, но в его основе лежит не регламентация содержания образования, а установление требований к компетенциям выпускника, а также к знаниям и умениям по крупным модулям программы (циклам).
При этом он направлен на сближение структуры высшего профессионального образования Российской Федерации со структурой высшего образования в Европе.
Проект макета ФГОС предусматривает дальнейшее расширение академических свобод в формировании содержания подготовки. Рабочая группа считает, что академические свободы надо заслужить дове-риемграждан, обучающихся и государства, постоянно подтверждая высшее качество образования. В случае, если вуз при аккредитации не подтверждает свою способность качественно формировать программу, должен действовать механизм, обязы-
вающий придерживаться примерной основной образовательной программы.
ФГОС ВПО предполагает формирование стандартов по направлениям подготовки как совокупности образовательных программ различного уровня, объединяемых на базе общности их фундаментальной части без деления на федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты, что решает вопрос их универсальности при сохранении фундаментальности. Его структура представлена на рис. 5.
Предлагаемая двухуровневая структура высшего профессионального образования, в соответствии с
Годы обучения * ^ проектом закона
1ЕТ-
Магистр
- 2 года
— Специалист бакалавр 5 лет 4 года
Общее среднее (полное) образование | Направления ВО, Специальности по перечню, по перечню, утверждаемому утверждаемому Минобрнауки России Правительством РФ
Рис. 5
Требования к выпускникам вузов должны формироваться на основе профессиональных стандартов (при их наличии) либо представителями академической общественности совместно с объединениями работодателей. В высшем образовании Российской Федерации накоплен значительный опыт такой совместной работы по квалификационным характеристикам и моделям специалистов.
ФГОС ВПО органично связан с перечнем направлений подготовки (специальностей), который в настоящее время задает количество и разнообразие стандартов: сейчас в системе высшего профессионального образования их действует более 500. Такое количество стандартов и зачастую их несогласованность или дублируемость диктуют экономическую и организационную неэффективность организации учебного процесса и его научно-методического обеспечения.
Задачей рабочей группы было выработать подходы, обеспечивающие при минимуме стандартов большое разнообразие программ высшего профессионального образования, свободы вуза и студента в их формировании. К сожалению, часть академической общественности до сих пор ещене осознала необходимости данной работы.
Проекты перечней направлений подготовки и специальностей для ГОС ВПО третьего поколения разрабатывались с учетом опыта формирования Общероссийского классификатора специальностей по образованию (ОКСО) в 2002-2004 гг., который уже используется Минобрнауки России для новой систематизации образовательных программ (приказ Минобрнауки России № 4 от 12 января 2005 г.).
В связи с тем, что законопроект о введении уровневой подготовки предусматривает возможность сохранения непрерывной подготовки по перечню специальностей, определяемому Правительством Российской Федерации, разработаны принципы его формирования.
Итак, академическим сообществом, министерством в тесном контакте с работодателями проделана значительная работа по формированию новых подходов к содержанию подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня квалификации. В ближайшей перспективе предстоит решить множество нетривиальных задач. Имеется в виду:
■ поэтапное формирование проектов ФГОС совместно с работодателями;
■ создание методологии экспертизы проектов ФГОС перед утверждением;
■ совершенствование системы контроля качества основных образовательных программ в условиях расширения академических свобод высших учебных заведений;
■ разработка механизмов планирования и финансирования подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием различного уровня;
■ разработка Положения о реализации уровневых образовательных программ высшего профессионального образования.
А главное - формирование новой педагогической культуры, направленной не на процесс обучения, а на его результат. Для этого необходима постоянная и кропотливая работа по ее привитию. В этом вопросе мы возлагаем большую надежду на вузы, внедряющие инновационные программы. Уже в 2006 г. почти в каждом из них сформированы центры разработки компетенций, обновлено учебно-методическое обеспечение по ряду модулей. Стратегия развития инновационных вузов полностью совпадает с новой идеологией стандартизации программ ВПО.
С поэтапным введением новых образовательных стандартов и принятием соответствующего закона об уровневом высшем профессиональном образовании будут созданы условия для устойчивого развития подготовки кадров с учетом требований личности, общества и современного рынка труда.