Научная статья на тему 'Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»'

Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2652
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Субботина Е. В.

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием содержательной части нового образовательного стандарта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм». Подчеркивается роль и значение профессионального туристского образования в современных условиях развития мировой системы подготовки кадров, которая базируется на максимальной гибкости образовательных программ и мобильности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Субботина Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Contents Specifics of Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in Tourism

The author analyses compelling issues related to building the content part of the new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in Tourism. The article highlights the role and meaning of tourist professional education in the current environment of the development of the professional training world system which is based on greater flexibility of the educational and training programmes and on the students mobility.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»»

Особенности содержания ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»

Субботина Е. В.,

к.т.н., доцент, зам. директора по учебной работе ИТиГ (филиал ФГОУВПО РГУТиС)

В статье рассматриваются актуальные вопросы, связанные с формированием содержательной части нового образовательного стандарта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм».

Подчеркивается роль и значение профессионального туристского образования в современных условиях развития мировой системы подготовки кадров, которая базируется на максимальной гибкости образовательных программ и мобильности обучающихся.

The author analyses compelling issues related to building the content part of the new Federal State Educational Standards of Higher Professional Education in Tourism. The article highlights the role and meaning of tourist professional education in the current environment of the development of the professional training world system which is based on greater flexibility of the educational and training programmes and on the students’ mobility.

Последнее десятилетие стало решающим для становления и развития современной системы туристского образования, так как в этот период были приняты важнейшие документы, которые определили направление развития профессиональной тттколът на перспективу. Следует отметить, что государственные органы управления образованием и профессиональные сообщества предпринимают значительные усилия в этой области. При этом особое внимание уделяется содержательной части профессионального туристского образования, так как именно структура и содержание образовательного стандарта в любой предметной области способствует успешности всей строящейся образовательной системы. Рассмотрим содержание ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм».

Постановлением Госстандарта России от 30.09.2003 г. № 276-ст принят и введен в действие Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 — 2003 (ОКСО), который предназначен для использования в процессе автоматизированной обработки и обмена информацией на всех установленных государством образовательных уровнях в Российской

Федерации. В данном классификаторе каждая группа специальностей определенной области выделена в самостоятельный раздел, направление «Туризм» вместе с направлением «Сервис» выделены в группу 100000 Сфера обслуживания. Необходимость включения направления «Туризм» в перечень для разработки ФГОС ВПО нового поколения объясняется следующими обстоятельствами.

Туризм во многих странах играет огромную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения. Вместе с тем он оказывает существенное воздействие на целый ряд отраслей (торговлю, общественное питание, связь, транспорт, строительство, производство товаров народного потребления и другие), являясь катализатором социально-экономического развития отдельных регионов страны. Потенциал возможного развития туризма в РФ значительный, и, по прогнозам ЮНВ-ТО, Россия к 2020 году должна войти в первую десятку стран как по приему туристов, так и по выезду туристов за границу государства.

При этом индустрию туризма оценивают не только как высокодоходную область вложения капитала, но и как мощный потенциал экономического развития государства. Туризм является стимулятором роста занятости населения, обеспечивая создание новых рабочих мест, в результате чего возникают предпосылки расширения производства в смежных отраслях. Развитие индустрии туризма является мощным фактором перераспределения благ и выравнивания экономического, социального, культурного развития стран и регионов, что, в свою очередь, способствует сохранению культурных ценностей и рационально-муиспользованию природныхресурсов. Тот факт, что многие международные нормативные документы и дискуссии

по вопросам туризма разрабатываются и проводятся Всемирной туристской организацией под эгидой ООН, свидетельствует о возрастающей значимости туристской индустрии.

Важно отметить, что в круг дискуссий, программ и исследований в сфере туристской деятельности в последнее время все больше вовлекается проблема подготовки профессиональных кадров, так как формирование системы образования в данной области заметно влияет на успешное продвижение национального турпродукта на международном рынке туристских услуг. Мировая туристская индустрия сформировала свою, отвечающую ее требованиям, систему подготовки кадров и определила комплекс требований к составу и содержанию знаний, умений и навыков работников.

Основные требования к разработке ФГОС ВПО по направлению «Туризм» определяются вхождением России в общемировое и общеевропейское образовательное пространство, ее присоединением к Болонскому процессу. Принятие структуры степеней в контексте Болонского процесса, опирающихся на два основных образовательных цикла — бакалавриат и магистратуру, является одним из основных направлений развития Болонского процесса. Цель этого — сделать степени, присуждаемые выпускникам вузов в разных странах, более прозрачными и сопоставимыми, что является обязательным условием мобильности выпускников и адаптации их в послевузовской деятельности (будь то продолжение образования, трудоустройство или иная деятельность). Структура «бакалавр-магистр» является более гибкой и мобильной, чем монопрограмма дипломированного специалиста и способствует большему взаимодействию между обучением и трудоустройством, а значит, полнее обеспечивает соответствие между высшим образованием и растущими запросами рынка труда.

В направлении подготовки (специальности) в области туризма образовательные программы государственных образовательных стандартов, предусматривающие подготовку бакалавров, специалистов и магистров, введены с 2004 г. в качестве эксперимента, а 12 июня 2005 г. утверждены приказом Министерства образования и науки РФ. В рамках ГОС ВПО «Туризм» впервые были сформулированы не только требования к обязательному минимуму содержания образовательных программ подготовки бакалавра, магистра и специалиста по туризму, но и модели подготовки выпускников в соответствии с «Квалификационными требованиями (профессиональными стандартами) к основным должностям работников туристской индустрии», позволяющие ориентировать их на выполнение определенных должностных обязанностей.

В процессе разработки путей реализации уровневой подготовки в рамках ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» был учтен опыт реализации действующего ГОС ВПО «Туризм», квалификационные требования к работникам индустрии туризма, а также четко наметившиеся мировые тенденции развития туризма и некоторые закономерности нынешнего состояния российской туристской отрасли.

Формирование стандарта осуществлено как совокупность образовательных программ двух уровней, объединяемых на базе общности их фундаментальной части. По ступеням (уровням) реализуются основная образовательная программа высшего профессионального образования подготовки выпускника, подтверждаемая присвоением лицу, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, квалификации:

♦ бакалавриат (первый уровень) со сроком обучения — 4 года;

♦ магистратура (второй уровень) со сроком обучения — 2 года. Сформулированы общие требования, включающие:

♦ цели и задачи основной образовательной программы каждого уровня;

♦ набор компетенций выпускника (т.е. знания, умения и навыки, которыми должен владеть выпускник по завершении освоения основной образовательной программы);

♦ область профессиональной деятельности;

♦ объекты профессиональной деятельности;

♦ виды профессиональной деятельности (которые могут быть дополнены с учетом содержания профиля);

♦ задачи профессиональной деятельности (которые могут быть конкретизированы по каждому виду профессиональной деятельности и каждомууровню образования). Квалификация первого уровня (бакалавр) должна присуждаться выпускникам, которые:

♦ продемонстрировали знание и понимание изучаемой области на уровне, поддерживаемом учебниками повышенного уровня сложности;

♦ могут применять свои знания и умения, демонстрируя профессиональный подход в работе;

♦ обладают способностью собирать и интерпретировать соответствующие данные;

♦ способныдонестиинформацию, идеи, проблемы и решения до специалистов и неспециалистов;

♦ владеют навыками обучения, позволяющими продолжить учебу с большой степенью самостоятельности. Квалификация второго уровня (магистр) присуждается выпускникам, которые:

♦ продемонстрировали знание/понимание, обеспечивающее основу для оригинальности в развитии и применении идей, а также при проведении научных исследований;

♦ могут применять знания и способны к решению проблем в новой среде в более широких контекстах, относящихся к их области обучения;

♦ способны интегрировать знания, • могут ясно излагать свои выводы спе-преодолевая возникающие при этом циалистам и неспециалистам;

трудности;

Таблица 1

Проектная деятельность

Бакалавр Магистр

Постановка задач проектирования туристского продукта при заданных критериях и нормативныхтребованиях; использование информационныхтехнологий для создания туристского продукта; проектирование программ туров, турпакетов, экскурсионных программ и других услуг; разработка туристского продукта с учетом современных технологических, социально-экономических и других требований Формирование целей разработки туристского проекта и выявление приоритетов в проектировании туристской деятельности; оперативное и стратегическое прогнозирование, проектирование и планирование туристской деятельности на федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне; оперативное и стратегическое проектирование и планиро-ваниедеятельности предприятийтуристской индустрии; проектирование и создание туристско-рекреационных зон

Производственно-технологическая деятельность

Бакалавр Магистр

Применение современныхтехнологий реализации туристского продукта; использование информационных и коммуникативных технологий в процессе разработки и реализации туристского продукта Оценка экономической эффективности технологических процессов и инновационно-технологических рисков; стандартизация и сертификация туристского продукта

Организационно-технологическая деятельность

Бакалавр Магистр

Распределение обязанностей и организация работы исполнителей; принятие оперативных управленческих решений; расчет и оценка затрат по организации туристской деятельности на предприятии Организация и управление бизнес-процессами и работой коллектива; принятие тактических и стратегических управленческих решений; мониторинг и оценка деятельности туристской индустрии на разных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном (локальном) уровне); организация туристско-рекреационных зон

Сервисная деятельность

Бакалавр Магистр

Контроль за соблюдением стандартов качества комплексного туристского обслуживания; выполнение работ по стандартизации и сертификации туристского продукта Разработка и внедрение стандартов качества комплексного туристского обслуживания и создание систем безопасности; организация процесса обслуживания туристов

Научно-исследовательская деятельность

Бакалавр Магистр

Мониторинг рынка туристских услуг; применение прикладных методов исследовательской деятельности в профессиональной сфере; адаптация инновационныхтехнологий кдеятельности предприятий индустрии туризма Системный анализ рынка туристских услуг и его долгосрочное прогнозирование; проведение научных исследований в сфере туризма; разработка и внедрение инновационныхтехнологий в туристской индустрии; оценка эффективности инноваций и научного сопровождения туристской индустрии

♦ владеют навыками обучения, позволяющими самостоятельно продолжить учебу.

Задачи профессиональной деятельности выпускников рассматриваются соотносительно с объемом, качеством и содержанием полученных на каждом уровне подготовки знаний, умений и навыков, определяющих возможность осуществления основных видов деятельности выпускников. Исходя из этого, предложена следующая схема задач профессиональной деятельности выпускника (бакалавра, магистра туризма) по видам (см. табл. 1):

Общеизвестно, что качество системы высшего профессионального образования определяется ее способностью готовить профессиональные кадры, обладающие знаниями и навыками, которые адекватно соответствуют современным квалификационным требованиям любой отрасли, в том числе и индустрии туризма. Государственные образовательные стандарты играют ключевую роль в процессе подготовки специалистов, когда они соответствуют современному уровню квалификационных требований предприятий туристской индустрии, и огромное значение в этом процессе приобретают разумно сформулированные и детально проработанные компетенции.

Содержание подготовки специалиста в сфере туризма определяется моделью его деятельности в рамках определенного профиля, реализованной в квалификационных требованиях к туристским профессиям. Первоначально профессиональные стандарты, разработанные в середине 1990-х гг. западными специалистами на основе изучения особенностей российского туристского рынка, были предложены администрацией Департамента туризма для внедрения в туристскую отрасль. На сегодняшнем этапе возникла необходимость корректного совмещения профессиональных стандартов с образовательными стандартами. Профессиональные стандар-

ты представляют большой интерес для сферы туристского образования, так как являются основой для новых образовательных стандартов. Выполненный по заказу Федерального агентства по туризму анализ существующих квалификационных требований к должностям работников туристской индустрии с учетом современного отечественного и зарубежного опыта позволил разработать модель секторов профессиональной деятельности в туристской индустрии и предложения по структуре и содержанию профессиональных стандартов. Структурированный подход к формированию квалификационных требований выявил общие и специальные требования к работникам туристской индустрии и определил степень их значимости в разрезе направлений подготовки и отдельных профилей. Проведенное в рамках исследования анкетирование руководителей туристических и гостиничных предприятий позволило оценить знания, умения и навыки, необходимые для работников с высшим образованием в сфере туризма, в том числе по отдельным циклам дисциплин.

Таким образом, в основу построения ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» заложена структура, в рамках которой формируются требования к профессиям в индустрии туризма по квалификационным уровням, т.е. помимо уровней, связанных с получением образования, выстраиваются квалификационные уровни, «сопровождающие» работника в его трудовой жизни. В компетентностных моделях подготовки выпускников образовательных программ разного уровня как основа нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» сформированы на основе действующих отраслевых профессиональных стандартов с учетом характеристик уровня выполнения конкретного вида профессиональной деятельности, выраженной в терминах компетенций, которая описывает

измеряемые требования к результатам выполнения трудовых действий и их качеству.

Профессиональный стандарт устанавливает не только требования к знаниям и умениям работников, но и требования к личностным качествам работников, которые также были учтены при разработке нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм». Это позволило отразить современные этические и моральные измерения высшего образования, его ключевые и культурные обязанности, способствующие реализации потребностей всестороннего развития личности. Разработанные и включенные в ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» требования к результатам освоения основных образовательных программ подготовки бакалавров и магистров туризма обсуждены и одобрены представителями академического сообщества вузов, осуществляющих подготовку кадров для сферы туризма.

Для выявления общих точек зрения был проведен ряд мероприятий: заседания Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма (Москва, март 2007 г.); Президиум Учебно-методического объединения по образованию в области сервиса и туризма (Владивосток, сентябрь2007 г.); заседания Межведомственногоэксперт-ного совета по подготовке кадров для туристкой индустрии (Москва, июнь 2007, Геленджик, сентябрь 2007 г.); круглый стол «Подготовка кадров для туристской индустрии в странах Черноморского экономического содружества» (Геленджик, сентябрь)идр.

В проекте ФГОС ВПО по направлению «Туризм» заложен интегративно-развивающий подход, основная функция которого заключается в том, чтобы процесс обучения, с одной стороны, формировал готовность к постоянному саморазвитию студента и, с другой стороны, способствовал самореализации личности в профес-

сиональной деятельности. Суть интегративно-развивающего компонента при формировании профессиональной компетентности будущих бакалавров и магистровтуризмазаключаетсявследую-щем:

♦ интеграционной связи специальной, психологической и культурологической основ деятельности будущего выпускника;

♦ учете фундаментального и прикладного характера профессиональных знаний и умений при формировании профессиональной компетентности студентов;

♦ разработке интегративной формы самоуправления субъектов учебно-воспитательного процесса;

♦ применении интегративного критерия — творческого стиля деятельности при оценке результативности обучения студента.

В рамках нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» предоставлена неизмеримо большая академическая свобода вузам в выборе конкретных дисциплин для приобретения той или иной компетенции. Основная образовательная программа подготовки бакалавра и магистра предусматривает изучение трех основных учебных циклов. Каждыйучебныйцикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Суммарная трудоемкость базовых составляющих не превышает 50% от общей трудоемкости учебных циклов основной образовательной программы бакалавра и 30% — магистра. Вариативная (профильная) часть дает возможность расширения или углубления знаний, умений и навыков, определяемых содержанием базовых дисциплин, позволяет студенту продолжить образование на следующем уровне ВПО для получения квалификации магистра в соответствии с профилем бакалавра, получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности.

Программы специализированной подготовки магистра вводятся решением ученого совета высшего учебного заведения по согласованию с заказчиком кадров. Основная образовательная программа высшего учебного заведения должна содержать дисциплины по выбору студента в объеме не менее одной трети вариативной части каждого цикла. Порядок формирования дисциплин по выбору студента устанавливает ученый совет вуза.

Такой подход, несомненно, повышает возможность маневра для образовательного сообщества в принципиально важных сегментах образовательного процесса. Вместе с тем и большая степень свободы накладывает и большую ответственность. Поэтому в целях обеспечения качества образования предусматривается, как и прежде,

Литература

1. Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего образования: методическое

разрабатывать примерные учебные планы, которые будут рекомендованы для составления рабочих учебных планов вузов.

Основные подходы к построению учебных планов в рамках нового ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» основываются на тесном взаимодействии высшей школы с рынком труда, профессиональными сообществами и многообразными социальными партнерами. Поэтому профилизация образования в сфере туризма, а также выбор конкретной образовательной траектории будет осуществляться с учетом потребностей в кадрах для отдельных секторов туристской индустрии и требований работодателей (на федеральном, региональном, локальном уровнях).

пособие. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

2. Коротков Э. М. Управление качеством образования. М.: Академический Проспект: Мир, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.