Научная статья на тему 'О разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»'

О разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы —

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»»

О разработке проекта ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм»

(из выступленияректора ГОУВПО РГУТиС, д.и.н., профессора ФедулинаА. А.)

Процесс глобализации современного мира — это целая система вызовов, на которые нужно давать адекватные ответы, а вхождение нашей страны в общеевропейское образовательное пространство — реальная возможность дать ответ в сфере высшего профессионального образования, в той сфере человеческой деятельности, где она по праву занимала ведущие позиции.

Общеизвестно, что туризм интенсивно развивается как на мировом уровне, так и в России. Причем эта динамика столь стремительна, что подчас традиционно неторопливое высшее и среднее специальное образование не в состоянии угнаться за ним. Поэтому претензии работодателей и государства к качеству выпускников, получивших туристское образование, вполне обоснованы. Пристальное внимание образовательного сообщества к проблемам подготовки кадров для туристской индустрии в значительной степени изменило представление о содержательной стороне государственных образовательных стандартов направления «Туризм», что говорит о насущной актуальности введения ФГОС третьего поколения.

Действующие государственные образовательные стандарты второго поколения построены в ориентации на информационно-знаниевую модель высшего профессионального образования, в которой основной акцент делается на формирование перечня дисциплин, их объемов и дидактических требований. Федеральныйгосударствен-ный образовательный стандарт (ФГОС) третьего поколения не делится на компоненты, а создает необходимую свободу образовательному учреждению

для формирования основных образовательных программ с участием всех заинтересованных субъектов. ФГОС предусматривает отход от информа-ционно-знаниевой модели высшего образования и переориентацию на компетентностный подход. Фактически радикально меняется вектор построения стандарта: основополагающим и определяющим его содержание становится компетенция — способность применять знания и умения для успешной профессиональной деятельности.

Еще одной особенностью ФГОС третьего поколения является четкая регламентация многоуровневой системы высшего профессионального образования по принципу бакалавр (4 года), магистр (2 года). Предыдущий стандарт давал право выбора вузу обучать студентов как по многоуровневой системе, так и по традиционной схеме. Такие изменения дают большие возможности выпускникам-бакалаврам укрепить личностную мотивацию выбранного образования, проработав по полученной специальности и только потом решить для себя вопрос об обучении вмагистратуре. Вто же время многоуровневая система воспитывает навык к непрерывности образовательного процесса, ясно показывая, что дальнейший карьерный рост возможен только путем постоянного обучения, что особенно актуально в современном быстро меняющемся мире.

Третьей особенностью образовательного стандарта нового поколения является неизмеримо большая академическая свобода вуза в выборе конкретных дисциплин для приобретения той или иной компетенции. Если в стан-

дартах второго поколения такая свобода составляла 10—20% от общего объема учебной нагрузки, то в новых стандартах ее границы расширяются до 50% и выше. Это, несомненно, повышаетвоз-можность маневра для образовательного сообщества в принципиально важных сегментах образовательного процесса. Так, например, в рамках стандарта третьего поколения удается насытить учебный план важнейшей для сферы туристского образования компонентой как знание иностранного языка. Отход от деления учебных дисциплин на компоненты позволяет выделить преподавание русского языка как опорной базы не только для речевых коммуникаций, но и для всей отечественной культуры.

Вместе с тем большая свобода накладывает и большую ответственность, т.к. тактические ошибки образовательных заведений в выборе набора дисциплин могут свести на нет стратегически важные нововведения, что особенно опасно в сфере туристского образования, которое молодо, как и сама отрасль, и не имеет, например как инженерное образование, четко выраженных традиций.

Поэтому в целях обеспечения качества образования предусматривается, как и прежде, создавать примерные образовательные программы. Но если существующие примерные образовательные программы носят формальный характер и фактически повторяют схему стандарта, то новые будут выполнять совершенно иную функцию. В них с учетом профиля и уровня образования будет изложено полное содержание образовательной программы, а не только ее федеральная часть. При этом в основе формирования содержания образовательной программы в обязательном порядке должно учитывать:

♦ цели и задачи образовательной программы каждого уровня;

♦ набор компетенций выпускника (т.е. знания и умения, которыми должен владеть выпускник по завершении освоения образовательной программы);

♦ область профессиональной деятельности;

♦ объектпрофессиональнойдеятельности;

♦ виды профессиональной деятельности (которые могут дополняться с учетом содержания профиля);

♦ задачи профессиональной деятельности (которые конкретизируются по каждому виду профессиональной деятельности и каждому уровню образования).

Именно эти категории позволят систематизировать требования к уровню подготовки выпускника, построить на основании профиля профессиональную модель и установить компетенции.

Новая система классификации, стандартизации и реализации образовательных программ высшего профессионального образования будет иметь две подсистемы.

В верхней подсистеме формируются документы, носящие «рамочный» характер и утверждаемые Министерством образования и науки РФ. Это — Перечень направлений подготовки и Государственные образовательные стандарты (ГОС ВПО) по направлению подготовки. Проект макета ФГОС ВПО по направлению подготовки и принципы формирования нового Перечня направлений подготовки были вынесены на обсуждение Коллегии Минобрнауки 1 февраля 2007 г. и в целом были одобрены. После соответствующих доработок 22 февраля 2007 г. макет ФГОС ВПО был утвержден.

Федеральный государственный образовательный стандарт ограничивается определением общих требований к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ (первого и второго уровня), к условиям их реализации, квалификации выпускников, срокам освоения и максимальному объему учебной нагрузки.

Перечень направлений не указывает конкретные образовательные программы, а в соответствии с правилами международной образовательной ста-

тистики задает лишь крупные образовательные области и входящие в них направления подготовки. Актуальным в данном вопросе должна быть возможность внесения в дальнейшем предложений по дополнению Перечня с учетом введения новых видов экономической деятельности или потребностей рынка труда в кадрах той или иной квалификации, не предусмотренных действующим Перечнем, что особенно актуально в век инновационных технологий и прогресса экономического развития в условиях глобализации.

В «нижней» подсистеме могут формироваться документы, которые будут утверждать образовательно-профессиональные объединения (учебно-методические объединения совместно с ассоциациями работодателей). Это Перечни основных образовательных программ первого и второго уровня (профили бакалавриата, магистерские программы магистратуры), входящие в конкретные направления подготовки из Перечня, а также Примерные основные образовательные программы (базовые и профильные) первого и второго уровня подготовки, разрабатываемые в соответствии с требованиями ГОС ВПО.

В разработанном Проекте ФГОС ВПО по направлению подготовки «Туризм определены»:

Цели подготовки бакалавров и магистров в области обучения и воспитания личности.

Область профессиональной деятельности выпускников включает разработку и реализацию современных туристских продуктов, обладающих всеми качествами, удовлетворяющими требования потребителей, а также организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии.

Объекты профессиональной деятельности выпускников туристский продукт; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные активы, используемые для организации деятельности

туристской индустрии, средства размещения, предприятия питания, средства транспорта; предприятия (учреждения, организации) культуры, развлечения, спорта и др., связанные с разработкой и реализацией туристского продукта; имущество, имущественные комплексы туристской индустрии (предприятия, учреждения, организации) и др.; информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий и др.; иные объекты туристской индустрии.

Виды профессиональной деятельности выпускников по направлению «Туризм»:

♦ проектная;

♦ производственно-технологическая;

♦ организационно-управленческая;

♦ сервисная;

♦ научно-исследовательская.

Задачи профессиональной деятельности в контексте двухуровневой подготовки выпускников рассматриваются соотносительно с объемом, качеством и содержанием полученных на каждом уровне подготовки знаний и умений, определяющих саму возможность осуществления основного содержания видов деятельности бакалавров и магистров.

Требования к результатам освоения основных компетенций образовательных программ подготовки бакалавра и магистра представлены в виде структуры компетенций:

♦ универсальные (общие, ключевые, «надпрофессиональные»);

♦ профессиональные (предметно-специализированные).

Среди универсальных компетенций выделены:

♦ общенаучные, в том числе гуманитарно-социальные и экономические (включающие базовые знания в области математики и естественных наук, гуманитарных и социально-экономических наук); базовые компьютерные и лингвистические навыки; способ-

ность приобретать и использовать новые знания ит.д.;

♦ инструментальные, связанные способностью к анализу и обработке информации с использованием информационных и коммуникационных технологий, эффективному общению с потребителями турпродукта ит.д.;

♦ социально-личностные и общекультурные, подразумевающие общую культуру, приверженность к этическим ценностям, толерантность, способность к конструктивной критике и самокритике, умение работать в коллективе И Т.Д.

Профессиональные компетенции, в свою очередь, обеспечивают знания, умения и навыки выпускникам направления подготовки «Туризм», необходимые для осуществления перечисленных выше видов деятельности.

В условиях быстрых изменений на современных рынках труда для специалистов в области туризма особое значение приобретают универсальные компетенции, служащие фундаментом для дальнейшего профессионального роста и освоения смежных профессий.

Каждая компетенция выпускника должна обеспечиваться определенным набором дисциплин и соответствовать уровню приобретаемых компетенций. В ФГОС ВПО определен перечень дисциплин базовой части основных учебных циклов и сформулированы требования к результатам их освоения (в форме знаний, умений и навыков).

Немаловажным фактором введения новых образовательных стандартов является тщательная экспертиза их не

Литература

1. Комплекс мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 г.

2. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе ВПО РФ на 2008— 2010 гг. (Приказ Минобрнауки РФ от 15.08.05 г. №40).

3. Решение коллегии Минобрнауки России по вопросу «О разработке нового поколения государствен-

только академическим сообществом, но и в первую очередь работодателями, а также представителями общественных организаций. Это важно, потому что у каждого автора свое видение образовательной программы, и разные стандарты могут плохо согласовываться с требованиями работодателей куров-ню подготовки выпускника, диктуемых потребностями рынка труда. В результате система образования будет более оперативно реагировать на запросы рынка труда и придавать гораздо большее значение перспективам трудоустройства своих выпускников, их реальным карьерным шансам.

К обсуждению нового Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Туризм» уже были подключены ведущие специалисты туризма и гостиничного дела Франции (г-н Жак Тьерри, генеральный инспектор Министерства национального образования, высшего образования и науки, г-н Ив Арьёмер-лу, директор по международным связям регионального представительства Министерства образования в Гренобле, и г-н Ги Корби, директор лицея по туризму и гостиничному делу в г. Марселе). Французская сторона активно и заинтересованно участвовала в обсуждении концепции будущего документа, щедро делилась с российскими коллегами опытом, подчеркнув очень важный для российской стороны момент — поиск собственного пути эффективной интеграции в международное образовательное пространство.

ных образовательных стандартов ВПО с учетом требований рынка труда и международных тенденций развития содержания высшего образования» (от01.02.07 г.).

4. Макет федерального государственного образовательного стандарта ВПО (ФГОС ВПО).

5. Болонский процесс: поиск общности европейских систем высшего образования (проект TUNING) / Под ред. В. И. Байденко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.