Научная статья на тему 'Особенности структурно-содержательных характеристик правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг'

Особенности структурно-содержательных характеристик правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
108
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Желяков Дмитрий Александрович, Гониянц Степан Александрович

Рассматривается проблема формирования правовой компетентности специалистов, описывается структура и содержание правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. По мнению респондентов, согласованность которых характеризуется коэффициентом конкордации равным 0,67, для специалистов сферы фитнес-услуг наиболее значимыми векторами правовой активности в рамках функций профессиональной деятельности специалистов данного профиля соответственно являются: функция принятия решений; функция планирования; функция организации; функция контроля, учета и анализа; экспертно-консультационная функция; дисциплинарная функция; представительская функция и образовательная функция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Желяков Дмитрий Александрович, Гониянц Степан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of structural-contents characteristics of legal competence of specialists of the sphere of fitness-services

The problem of forming the legal competence of specialists is considered, the structure and contents of the legal competence of specialists in the sphere of fitness services is described. According to respondents, whose coherence is characterized by concordance coefficient equal to 0.67, for experts of the sphere of fitness services the most significant vectors of the legal activity within the functions of professional activity of the experts of this profile there are respectively: the decision-making function; planning function; function of the organization; function of control, account and analysis; expert and consulting function; disciplinary function; representative function and educational function.

Текст научной работы на тему «Особенности структурно-содержательных характеристик правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг»

6. Синдром ранней реполяризации желудочков у профессиональных спортсменов / М.Ю. Чичков, А.А. Светличкина, М.А. Чичкова, Н.А. Ковалева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 81.

7. Степанова, О.И. Особенности диагностики позвоночника у спортсменов высшей квалификации / О.И. Степанова, Ф.И. Василенко // Сборник статей 1 Всероссийской научно-практической конференции "Новые технологии в оздоровлении человека" ; Урал. гос. акад. физ. культуры. - Челябинск : [б.и.], 2002. - С. 19-21.

8. Чичкова, М.А. Особенности ремоделирования сердечно - сосудистой системы у людей с ограниченными слуховыми возможностями в ответ на физические нагрузки (обзор литературы) / М.А. Чичкова, А.А. Светличкина // Здоровье и образование в XXI веке. - 2017. - Т. 19. - № 6. - С 38-41.

REFERENCES

1. Grechukhin I.V. and Goncharova, L.A. (2011), "Complex studying of injuries with use of the principles of the Chrono-biological analysis and forecasting", Astrakhan medical journal, No. 2, pp. 14-17.

2. Gurova, M.B. and Kapilevich, L.V. (2009), "Physiological bases of ensuring power abilities at weight-lifters and martial artists: scientific publication", Bulletin of the Siberian medicine, No. 4, pp. 165-167.

3. Klyuchnikova S.N., Vavilov V.V. and Ushnikov A.I. (2017), "Model of increase in efficiency of occupations athletic gymnastics", Pedagogics-psychological and the physician-biological problems of physical culture and sport, No. 1, pp. 60-69.

4. Nurzhanova, Z.M., Blochina, O.Yu. and Tokarchuk N.Yu. (2016), "Features of trainings on system are CrossFit on classes in physical culture in higher educational institutions", Collection of articles the III international scientifically practical conference "Development of education, pedagogics and psychology in the modern world", ITsRON, Voronezh, pp. 76-79.

5. Svetlichkina, A.A. and Kozlyatnikov, O.A. (2016), "Planning of intensity of physical activities on the basis of electrocardiography researches at highly skilled athletes and students of the Astrakhan GMU", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 133, No. 3, pp. 214-217.

6. Chichkov, M.Yu., Svetlichkina, A.A., Chichkova, M.A. and Kovalyova, N.A. (2016), "Syndrome of early repolarization of ventricles at professional athletes", Modern problems of science and education, No. 5, pp. 81.

7. Stepanova, O.I. and Vasilenko, F.I. (2002), "Features of diagnostics of a backbone at athletes of the top skills", Collection of articles of 1 of the All-Russian scientific and practical conference "New technologies in improvement of the person", Chelyabinsk, pp. 19-21.

8. Chichkova, M.A. and Svetlichkina, A.A. (2017), "Features of remodeling it is warm - vascular system at people with limited acoustical opportunities in response to physical activities (the review of literature)", Health and education in the 21st century, Vol. 19, No. 6, pp. 38-41.

Контактная информация: aleksandr.doroncev@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 25.12.2017

УДК 796.077

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ

Дмитрий Александрович Желяков, магистрант,

Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Рассматривается проблема формирования правовой компетентности специалистов, описывается структура и содержание правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. По мнению респондентов, согласованность которых характеризуется коэффициентом конкордации равным 0,67, для специалистов сферы фитнес-услуг наиболее значимыми векторами правовой активности в рамках функций профессиональной деятельности специалистов данного профиля соответственно являются: функция принятия решений; функция планирования; функция организации; функция

контроля, учета и анализа; экспертно-консультационная функция; дисциплинарная функция; представительская функция и образовательная функция.

Ключевые слова: правовая компетентность, компетентностный подход, специалисты сферы фитнес-услуг, правовая подготовка.

PECULIARITIES OF STRUCTURAL-CONTENTS CHARACTERISTICS OF LEGAL COMPETENCE OF SPECIALISTS OF THE SPHERE OF FITNESS-SERVICES

Dmitry Alexandrovich Zhelyakov, the master's student, Stepan Aleksandrovich Goniyants, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The problem of forming the legal competence of specialists is considered, the structure and contents of the legal competence of specialists in the sphere of fitness services is described. According to respondents, whose coherence is characterized by concordance coefficient equal to 0.67, for experts of the sphere of fitness services the most significant vectors of the legal activity within the functions of professional activity of the experts of this profile there are respectively: the decision-making function; planning function; function of the organization; function of control, account and analysis; expert and consulting function; disciplinary function; representative function and educational function.

Keywords: legal competence, competence approach, specialists of the sphere of fitness services, legal training.

ВВЕДЕНИЕ

Практика фитнес-индустрии, с одной стороны, свидетельствует о ярко выраженной потребности у специалистов сферы фитнес-услуг владеть необходимыми правовыми компетенциями, с другой - о недостаточном уровне их сформированности [2]. Во многом такая ситуация обусловлена слабой разработанностью данной проблемы в теории и методике профессионального образования. Несмотря на довольно широкий спектр теоретических исследований, необходимо констатировать, что в настоящее время практически нет работ, в прямой постановке раскрывающих структуру, содержание и технологию формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг в условиях модернизации образования, неотъемлемым элементом которого является компетентностный подход. При этом, как отмечает Н.Л. Гончарова, компетентностный подход - это попытка привести в соответствие образование и потребности рынка, сгладить противоречие между учебной и профессиональной деятельностью [1].

Цель исследования - определить основные структурно-содержательные характеристики правовой компетентности специалистов (менеджеров, тренеров, инструкторов, педагогов, методистов и др.) сферы фитнес-услуг.

МЕТОДИКА

Для решения сформулированной цели исследования использовался метод группового, сплошного, раздаточного, заочного анкетирования респондентов. В анкетировании приняли участие 24 эксперта, из которых 13 - практикующие специалисты сферы услуг и 11- представители научного сообщества вузов сферы физической культуры и спорта. Специально разработанная для экспертного опроса анкета на 17 страницах содержала вопросы, позволяющие респондентам высказать свое видение структурно-содержательных характеристик правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. Респондентам предлагалось определить степень важности включения различных структурно-содержательных характеристик в состав правовой компетентности по 10-ти балльной шкале: 1 - наименьшая степень важности, ..., 10 - наибольшая.

На этапе математической обработки экспертных оценок была проведена проверка согласованности мнений респондентов, а также усреднение их мнений внутри согласованных групп. При этом, в зависимости от решаемых задач, вычислялись коэффициент

конкордации Кендалла средняя арифметическая величина и среднее стандартное отклонение (8) [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В современных исследованиях сложилась устойчивая тенденция рассматривать содержание правовой компетентности различных специалистов через совокупность правовых функций, содержащихся в основных функциях профессиональной деятельности этих специалистов. Конкретный набор правовых функций, ролей, процедур, используемых специалистами, детерминирован спецификой условий и характером их профессиональной деятельности. Проведенный экспертный опрос позволил определить ранжированный ряд основных функций профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг по среднему значению степени важности проявления в них правовой компетентности. По мнению респондентов, согласованность которых характеризуется коэффициентом конкордации равным 0,67 ^общ. = 0,67), для специалистов сферы фитнес-услуг наиболее значимыми векторами правовой активности в рамках функций профессиональной деятельности специалистов данного профиля соответственно являются (х±8): функция принятия решений (9,82±0,41); функция планирования (9,75±0,47); функция организации (9,58±0,52); функция контроля, учета и анализа (9,44±0,68); экспертно-консультационная функция (9,27±0,75); дисциплинарная функция (8,83±0,60); представительская функция (8,15±0,69) и образовательная функция (8,00±0,84). По мнению экспертов, меньшей значимостью обладают: функция координации (7,67±0,52); функция мотивации (7,58±0,52); социальная функция (7,15±0,54); функция целеполагания (7,10±0,63); инновационная функция (6,91±0,53). Адаптируя полученные результаты ответов респондентов к терминологии правового поля, учитывая опыт собственной работы в области юриспруденции и сферы фит-нес-услуг, авторы предлагают следующий набор правовых функций, наиболее значимых для профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг.

1. Правоприменительная функция - связана с правильным толкованием и грамотным применением действующих законов и других нормативных правовых актов в сфере профессиональной деятельности.

2. Правотворческая функция - предполагает разработку документов правового характера различного назначения, а также выработку правовых инициатив по совершенствованию правового поля сферы профессиональной деятельности.

3. Коммуникативно-правовая функция - нацелена на формирование правового пространства сферы профессиональной деятельности и правовой культуры субъектов профессиональных отношений.

4. Правозащитная функция - направлена на обеспечение конституционных и законных прав всех субъектов сферы профессиональной деятельности.

5. Социально-правовая функция - проявляется в организации взаимодействия с различными организациями органов власти и другими институтами гражданского общества.

6. Функция правового самообразования - связана с непрерывным повышением правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг.

Предложенный набор правовых функций может рассматриваться как функциональная структура правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг и должен учитываться в процессе формирования правовой компетентности специалистов сферы фит-нес-услуг, путем определения содержания правовых знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для реализации этих функций.

При коэффициенте согласованности мнения респондентов равной 0,73 ^общ. = 0,73) определена и ранжирована по степени важности следующая компонентная структура правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг (х±8): мотивационный компонент (9,72±0,47); деятельностный компонент (9,71±0,34); когнитивный компонент

(9,68±0,81); эмоционально-волевой компонент (9,66±0,78).

В статье [2] авторы раскрыли сущность и содержание только двух компонентов -мотивационного и деятельностного. Однако, при экспертном опросе респонденты по степени важности в структуре правовой компетентности мотивационный компонент (совокупность социально обусловленных и личностных потребностей, мотивов, целей и ценностных установок, направленных на осознанное побуждение специалиста к правовой компетентности) оценили несколько выше, чем деятельностный и когнитивный компоненты. Логика такого результата, состоит в том, что правовая функция не является сегодня основной в профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг и требует для своей реализации различных мотиваций.

Проведенная интерпретация результатов психолого-педагогических исследований в свете проблемы формирования мотивации правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, а также мнение респондентов позволяют авторам предложить содержание мотивационного компонента правовой компетентности специалистов сферы фит-нес-услуг систематизировать по четырем блокам (блок потребностей, блок мотивов, блок целей, блок ценностных установок).

Блок потребностей объединяет в себе следующие потребности: повышения уровня правовой компетентности; правового саморазвития; процедуры получения правовой компетентности; правовой безопасности; активной и новой правовой информации; правовой самореализации.

В блок мотивов входят следующие мотивы: получения правовых знаний, умений и навыков и их использования в профессиональной деятельности; формирования стремления к активному творческому правовому обучению; постоянной работы над собой по формированию устойчивых привычек к правомерному поведению; интереса изучения и использования права в своей профессиональной деятельности; развития познавательного интереса к праву; неукоснительного соблюдения правовых норм; внедрения накопленной правовой информации в убеждения, обычность правомерного поведения.

Блок целей включает в себя следующие цели: достижение высокого уровня правовой компетентности; осознание социальной и профессиональной значимости права и правопорядка; включение познавательных интересов к праву в общую направленность развития личности; готовность к проявлению осмысленной личной инициативы в правовом поле; повышение уровня правовой квалификации и профессионального статуса.

Блок ценностных установок предполагает: признание права в качестве основополагающей ценности; высокий уровень правосознания; признание закона и порядка, уважение к ним, отношение к этим категориям как высшим ценностям, нормативно утверждающим мораль и защищающим права и свободы человека; привычки к правомерному поведению; понимание необходимости соблюдения правовых норм в собственной жизнедеятельности и профессиональной деятельности.

Обобщая предлагаемое содержание четырёх блоков мотивационного компонента, можно утверждать, что мотивационный компонент правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг представляет собой совокупность сформировавшихся установок, обеспечивающих «внутреннюю энергичность» в ходе правовой деятельности, ее адекватное смысловое восприятие, высокие показатели «мотивации достижений».

Респонденты в ранжировании по степени важности в общей структуре правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг эмоционально-волевому компоненту (совокупность личностных эмоционально-волевых качеств, характеризующих способность специалиста к правовой деятельности) отдали наименьшее число баллов.

С целью уточнения содержательного аспекта эмоционально-волевого компонента правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг в ходе исследования респондентам было предложено оценить по степени важности значимость 11 групп личностных качеств специалистов сферы фитнес-услуг для формирования их правовой

компетентности.

По результатам экспертного опроса ^общ = 0,72) группы личных качеств специалистов сферы фитнес-услуг по степени их важности для формирования правовой компетентности проранжированы респондентами по среднему баллу важности (x±s) в следующей последовательности:

- идейно-правовая (9,87±0,36) - осознание социальной значимости права и правопорядка, правовая активность, законопослушность, привычки к правомерному поведению, идейность, уважительное отношение к правам другого человека, чувство долга;

- волевая (9,84±0,87) - целеустремленность, энергичность, настойчивость, инициативность, воля, самостоятельность, твердость характера;

- лидерская (9,79±0,49) - стремление к достижениям, мотивация на профессиональный рост и развитие, активная жизненная позиция, креативность, уверенность в себе;

- коммуникативная (9,64±0,65) - владение этикой и культурой общения, отношение к людям как к основной ценности, коммуникабельность, грамотность, умение работать в команде; доброжелательность, скромность;

- организационная (9,12±0,36) - организаторские способности, высокий уровень ответственности, умение объективно оценивать свои решения, умение выполнять планы, самообладание, твердость характера, умение уладить конфликты;

- деловая (8,89±0,53) - трудолюбие, дисциплинированность, старательность, обязательность, добросовестность;

- интеллектуальная (8,72±0,75) - эрудированность, любознательность, сообразительность, аргументированность, высокая степень обучаемости, логичность.

Такие группы личностных качеств специалистов сферы фитнес-услуг, как педагогическая, физиологическая, психологическая и гуманистическая, по мнению респондентов, имеют низкую (менее 5) степень важности для формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг.

ВЫВОДЫ

1. Во всех основных функциях профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг присутствуют правовые аспекты деятельности, обусловливающие необходимость формирования у этих специалистов правовой компетентности.

2. Знание обоснованных в ходе исследования особенностей структурно-содержательных характеристик правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг способствует правильному выбору технологии формирования у них правовой компетентности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гончарова, Н.Л. Категории «компетентность» и «компетенции» в современной образовательной парадигме / Н.Л. Гончарова // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Гуманитарные науки». - 2007. - № 5. - С. 21-25.

2. Желяков, Д.А. Когнитивный и деятельностный компоненты правовой компетентности кадров - специалистов индустрии фитнеса / Д.А. Желяков, С.А. Гониянц // Сборник научных работ Международной научной конференции «Современные концепции научных исследований» Евразийского научного объединения. - М. : ЕНО, 2017. - № 2 (февраль). - С. 147-148.

3. Орлов, А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3 ч. Ч. 2 : Экспертные оценки / А.И. Орлов ; Московский гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

REFERENCES

1. Goncharova, N. L. (2007), "Categories «competence» and «competence» in the modern educational paradigm", The collection of scientific works SevKavGTU. Series "Humanitarian Sciences", No 5, pp. 21-25.

2. Zhelyakov, D.A. and Goniyants, S.A. (2017), "Cognitive and active components of the legal competence of cadres - specialists in the fitness industry", Collection of scientific works of the International

scientific conference "Modern Concepts of Scientific Research" of the Eurasian scientific association, No. 2 (February), pp. 147-148.

3. Orlov, A.I. (2011), Organizational-economic modeling: textbook: in 3 hours Part 2: Expert assessments, Publishing House MSTU, Moscow.

Контактная информация: caft-23@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.12.2017

УДК 796.8

ФОРМИРОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ЕДИНОБОРСТВ ДЛЯ АБИТУРИЕНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

Андрей Викторович Захаров, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Борис Викторович Шилакин, начальник кафедры, кандидат педагогических наук,

доцент,

Роман Яшарович Мамедов, преподаватель, Дальневосточный юридический институт МВД России, г. Хабаровск

Аннотация

В данной статье исследуются возможности внедрения спортивной борьбы в школьную программу в качестве дополнительного часа в неделю. Необходимость внедрения спортивной борьбы обусловлена с одной стороны, значительным повышением спортивного мастерства и конкуренцией между спортсменами, а с другой, разносторонним развитием личности молодежи.

Ключевые слова: спортивная борьба, школьники, доступность, тактические установки, алгоритмы, физические качества, специализированные игры, навыки.

FORMATION OF MOTOR SKILL WITH ELEMENTS OF MARTIAL ARTS FOR STUDENTS OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

Andrei Viktorovich Zakharov, the candidate of pedagogical science, senior teacher, Boris Viktorovich Shilakin, Head of the Department, candidate ofpedagogical sciences,

senior lecturer, Roman Isharovich Mamedov, the teacher, Far East legal institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Khabarovsk

Annotation

This article examines the possibility of introducing the wrestling into the school curriculum as additional hour per week. The necessity in introduction of the wrestling is due, on one hand, to a significant increase in sportsmanship and competition between athletes, but on the other, to the versatile personality development of the youth.

Keywords: wrestling, school, accessibility, tactical assumptions, algorithms, physical quality, specialty games, skills.

Необходимость внедрения спортивной борьбы в школы третьим уроком физической культуры является необходимым для подготовки подрастающего поколения и борцов массовых разрядов. Спортивная борьба помогает гармоничному развитию личности. Поэтому включение спортивной борьбы в школьную программу позволит перейти на качественно новый уровень физических качеств, здоровья школьников и поможет приобрести новые, полезные двигательные умения и навыки, молодым людям, юношам для службы в армии, девушкам - для самообороны.

Одно из преимуществ спортивной борьбы в её доступности, для занятий спортивной борьбой не требуется специальной одежды и обуви в исключительных случаях можно обойтись даже без мягкого покрытия (обучение обхватам, захватам, освобождение от них). Специализированные игры для обучения помогают внести разнообразие в учебный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.