Научная статья на тему 'Особенности технологии формирования правовой компетентности кадров - специалистов индустрии фитнеса'

Особенности технологии формирования правовой компетентности кадров - специалистов индустрии фитнеса Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
102
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / СПЕЦИАЛИСТЫ СФЕРЫ ФИТНЕС-УСЛУГ / ПРАВОВАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Желяков Дмитрий Александрович, Гониянц Степан Александрович

Рассматривается проблема формирования правовой компетентности специалистов, описывается технология формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, обосновывается эффективность использования компетентностного подхода в подготовке студентов к правовой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Желяков Дмитрий Александрович, Гониянц Степан Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of technology of formation of legal competence of staff-specialists in fitness industry

The problem of forming the legal competence of specialists is considered, the technology of forming the legal competence of specialists in the field of fitness services is described, and the effectiveness of using the competence approach in preparing students for legal activity is substantiated.

Текст научной работы на тему «Особенности технологии формирования правовой компетентности кадров - специалистов индустрии фитнеса»

Статья поступила в редакцию 13.11.2017

УДК 796.077

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ - СПЕЦИАЛИСТОВ ИНДУСТРИИ ФИТНЕСА

Дмитрий Александрович Желяков, магистрант, Степан Александрович Гониянц, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Рассматривается проблема формирования правовой компетентности специалистов, описывается технология формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, обосновывается эффективность использования компетентностного подхода в подготовке студентов к правовой деятельности.

Ключевые слова: правовая компетентность, компетентностный подход, специалисты сферы фитнес-услуг, правовая подготовка.

PECULIARITIES OF TECHNOLOGY OF FORMATION OF LEGAL COMPETENCE OF STAFF-SPECIALISTS IN FITNESS INDUSTRY

Dmitry Alexandrovich Zhelyakov, the undergraduate, Stepan Aleksandrovich Goniyants, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The problem of forming the legal competence of specialists is considered, the technology of forming the legal competence of specialists in the field of fitness services is described, and the effectiveness of using the competence approach in preparing students for legal activity is substantiated.

Keywords: legal competence, competence approach, specialists in the field of fitness services, legal training.

ВВЕДЕНИЕ

Главная цель современного профессионального образования - это подготовка компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда [2]. Качество профессиональной подготовки специалистов сферы фитнес-услуг связано с формированием у них правовой компетентности, как важной составляющей готовности к успешной профессиональной деятельности за пределами системы образования.

Актуальность и значимость специально организованной, целенаправленной технологии формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время правовая компетентность этих специалистов формируется либо стихийно, либо в традициях фундаментального образования, что не всегда соответствует требованиям рынка труда и профессиональной деятельности специалистов сферы фитнес-услуг. Ситуация осложняется традиционной загрузкой специалистов основными функциями профессиональной деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - определить технологию формирования правовой компетентности специалистов (менеджеров, инструкторов, методистов, тренеров и др.) сферы фит-нес-услуг.

Методика. Для решения сформулированной цели исследования использовались метод педагогического моделирования и метод экспертного опроса - анкетирование. Метод

педагогического моделирования применялся для построения структурно-содержательной модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. Результаты экспертного опроса использовались для обоснования ряда содержательных аспектов структурно-содержательной модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. В экспертном опросе приняли участие две группы респондентов. Первая группа - 11 преподавателей вузов отрасли физической культуры и спорта. Вторая группа - 13 действующих специалистов сферы фитнес-услуг Москвы и Московской области [1]. Для математической обработки экспертных оценок использовался метод проверки степени согласованности мнений экспертов и усреднение их мнений внутри каждой из согласованных групп [3].

Под технологией формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг следует понимать комплекс поэтапных методологических и организационно-методических установок, определяющих выбор, систематизацию и использование педагогического инструментария, необходимого для создания целенаправленного, организованного педагогического влияния на формирование личности специалиста с заданными правовыми качествами, необходимыми специалистам сферы фитнес-услуг в их профессиональной деятельности. Данная технология предусматривает следующие этапы формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг.

1. Аналитико-прогностический этап, на котором осуществляется формирование цели и задач на основе диагностики социального заказа на подготовку специалистов сферы фитнес-услуг, а также их квалификационных характеристик.

2. Мотивационно-адаптивный этап, в ходе которого происходит формирование у специалистов сферы фитнес-услуг индивидуальных пониманий освоения правовых образовательных программ.

3. Образовательный этап, на котором специалистами сферы фитнес-услуг осуществляется освоение правовых знаний, умений и навыков.

4. Профессионально-преобразующий этап, имеющий целью формирование опыта преобразования правовых знаний, умений и навыков в инструменты решения профессионально значимых для специалистов сферы фитнес-услуг правовых задач.

5. Критериально-корректирующий этап определения уровня освоения специалистами сферы фитнес-услуг правовых знаний, умений, навыков и дефицитов в них, а также определения средств преодоления этих дефицитов.

Технология формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, обладая признаками сложности, системности и целостности, требует выбора адекватного исследовательского инструмента, в качестве которого целесообразно использовать структурно-содержательную модель формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг. Структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг определяется как описание и теоретическое обоснование организационно-педагогической системы, обеспечивающей эффективную реализацию процесса формирования готовности специалистов сферы фитнес-услуг к правовой деятельности в условиях своей профессии средствами образовательной организации.

Модель формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг проектировалась с опорой на следующие основания: модель (характеристика) правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг; структурно-функциональная модель сферы фитнес-услуг; структурная модель нормативно-правовой базы сферы фитнес-услуг; модель (характеристика) существующей правовой подготовки специалистов для сферы фитнес-услуг; структурно-содержательная модель правовой компетентности специалистов для сферы фитнес-услуг. Кроме того, в основу структурно-содержательной модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг были положены требования стандартов высшего профессионально образования, учет

социального заказа общества и востребованности конкретных специалистов сферы фит-нес-услуг на рынке труда. И, наконец, проектирование модели основывалось на принципах профессиональной направленности, актуальности, объективности, проблемной направленности, преемственности, проблемности, интегративности, последовательности, комплексности, продуктивности, организационной рациональности и подконтрольности.

В качестве структуры структурно-содержательной модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг используется совокупность пяти взаимообусловленных структурных блоков: концептуально-целевой, содержательный, организационно-процессуальный, критериально-оценочный и результативный, объединенных для реализации поставленных цели и задач. В качестве методологической основы наполнения структуры модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг содержанием выступили компетентностный, системный, личностно-ориен-тированный, деятельностный и контекстный подходы.

Концептуально-целевой блок модели обусловливается социальным заказом на подготовку специалистов сферы фитнес-услуг, обладающих правовой компетентностью, требованиями ФГОС ВПО, квалификационными характеристиками специалистов, а также структурно-содержательной моделью правовой компетентности специалистов сферы фит-нес-услуг. Основную цель - формирование правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг целесообразно конкретизировать в наборе задач, в соответствии со структурой правовой компетентности этих специалистов [1]. Предлагается следующий набор указанных задач: формирование системы ценностного отношения к правовой деятельности и положительной мотивации к освоению права в профессиональной деятельности; формирование системы правовых знаний в профессиональной деятельности; формирование системы правовых умений, навыков и опыта в профессиональной деятельности; формирование системы личностно-значимых для правовой деятельности качеств.

Содержательный блок отражает содержание образования, которое выступает одним из средств формирования правовых знаний, умений, навыков и профессионально значимых качеств личности специалистов сферы фитнес-услуг и представлен специальным курсом «Правовые основы обеспечения сферы фитнес-услуг» в объеме 72 часов, а также соответствующими дидактическими материалами и ресурсным пакетом. В состав ресурсного пакета включаются определенные дополнительные учебно-методические, внешние информационные и кадровые ресурсы.

Третий, организационно-процессуальный блок, охватывает как теоретическое (на уровне знаний), так и процессуальное (на уровне умений, навыков и освоения практического опыта) содержание обучения и представлен в модели совокупностью традиционных и инновационных технологий, форм и методов обучения, адаптированных для правового обучения специалистов сферы фитнес-услуг, в рамках учебной, квазипрофессиональной и учебно-профессиональной деятельности специалистов. По результатам анкетного опроса, по мнению респондентов ^общ=0,72) использование интерактивных форм при правовом обучении должно быть не менее 40% от учебного времени, что в полной мере согласуется с требованиями ФГОС ВПО.

Оценивая факторы улучшения правовой подготовки специалистов сферы фитнес-услуг, эксперты (^бщ=0,67) на первое место практически единогласно (96%) поставили необходимость улучшить практическую правовую подготовку специалистов сферы фит-нес-услуг применительно к специфике профессиональной деятельности и повысить роль активных и интерактивных методов обучения в правовой подготовке. Более 80% респондентов считают необходимым разработать для сферы фитнес-услуг собственную нормативную правовую базу. Порядка 60% респондентов считают необходимым улучшить теоретическую правовую подготовку специалистов сферы фитнес-услуг, увеличить существующий временной ресурс на правовую подготовку и на аудиторные занятия по правовой подготовке.

Для формирования теоретических правовых знаний у специалистов сферы фитнес-услуг эксперты выделили (^бщ=0,64) как наиболее эффективные формы обучения: лекции (84%); практико-методические занятия (67%); самостоятельная работа (56%). Для формирования практических правовых умений и навыков были отмечены ^обц=0,76), как наиболее эффективные, обучающие игры (95%), кейс-стади (84%), круглый стол и мозговой штурм (74%).

В ходе экспертного опроса респондентам было предложено также определить процентное соотношение групп методов правового обучения специалистов сферы фитнес-услуг от общего их количества (100 %). Данные группы методов получили следующие средние процентные значения ^обц=0,62): объяснительно-иллюстративные методы (34%); проблемные методы (22%); репродуктивные методы (17%); частично-поисковые методы (16%) и исследовательские методы (11%).

Четвертый, критериально-оценочный блок, содержит систему оценки эффективности формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, которая включает следующие компоненты: критерии сформированности правовой компетентности; показатели и уровни сформированности правовой компетентности; диагностические методики и инструментарий определения уровневых показателей сформированности правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг.

В соответствии со структурой правовой компетентности специалистов сферы фит-нес-услуг в качестве набора критериев предлагается использовать: мотивационный (сфор-мированность системы ценностного отношения к правовой деятельности и положительной мотивации к освоению права в профессиональной деятельности); когнитивный (сформи-рованность системы профессионально-значимых правовых знаний); деятельностный (сформированность системы профессионально-значимых правовых умений и навыков); эмоционально-волевой (сформированность системы личностно-значимых для правовой деятельности качеств) критерии сформированности правовой компетентности специалистов.

Оценку степени сформированности правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг предлагается осуществлять с использованием трех уровней: адаптивного (низкого), продуктивного (среднего), профессионального (высокого). Все три уровня тесно связаны друг с другом и каждый предыдущий усваивает последующий, включаясь в его состав. Применение указанных уровней обусловливает формулирование набора показателей критериев сформированности правовой компетенции как в целом по компонентам, так и в виде набора уровневых показателей сформированности этих критериев. Содержание указанных уровней и показателей должно быть сформулировано в соответствии с задачами концептуально-целевого блока модели и на основе качественных изменений в развитии содержательных компонентов правовой компетентности специалистов сферы фит-нес-услуг.

Для оценки показателей критериев сформированности правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг могут быть использованы различные наборы диагностических методик и инструментариев - анкеты, тесты, методики, опросники, кейс-задания, контент-анализы, портфолио, беседы, наблюдения, контрольные срезы, эссе, защиты проектов и др. в различных готовых или собственных вариациях.

Пятый, результативный блок, отражает эффективность формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, характеризует достигнутые результаты правового обучения в соответствии с поставленной целью. При этом под эффективностью формирования следует понимать достижение максимального результата при минимальной затрате времени, сил и средств субъектов педагогического процесса.

Проведенное теоретическое обоснование структуры и содержания модели формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг позволяет представить её наглядно в виде рисунке 1.

Социальный 1Ш1 на подготовку специалистов сфсрЫ фнтнсс-услуг, обладающих правовой компетентностью

КиаЛ ыфикашюнныс

характеристики специалистов сфсры фитнес-услуг

Цель

"V

Требования ФЮС ВПО к уровню правовой подготовки специалистов сфсрм фитнсс-услуг

-А_^

Струкгурно-содержитсльная модель правовой компостной и специалистов сфсры фитнсс-услуг /

V

Формирование правовой компетентности специалистов сферы фитнсс-услуг

формирование системы цешюлнога отношения к правовой деятельности

II [ШЛОЖНТСЛЬНОЛ МОГНВаЦНН к освоению права н профессиональной деятельности

Формирование системы правовых

шаннй в профессиональной деятельности

Фирии[Ювак11с системы правовых умений, навыков и

опыта в профессиональной деятельности

Форынрою! I НС

;нстемы личноетно-шачнмых для

правовой деятельности качеств

Комичней ма припаши» КОМПГ1ГШ1НМ ')ч(Щ|1она.1Ы№ Н11.1С№Н М«п нванноннын Ко| ИНТИМНЫЙ ДншыюсшыЦ

Учебны г ку рсы Специальный курс »Краевые основы обеспечении сферы фитнсс-услуг»

Дидактический чигрн1Д Учебно-методичсскни комплекс специального курса «Правовые псионы обеспечения сферы фтнес-услуг«», пориагивно-правовые акт, компьютерные прс»еигопин.

Ресурсный пакет Дополнительные учсбно-мсюлнчсекне (банк выполненных работ, обычны до1 опорой и лр), внешние информационные (справочные правовые системы, тлект ройные библиотеки и др.) 1« кадровые (эксперты. консультант) ресурсы.

КУ

Виды 1ГМКЛЫН1С1 и слушаний Учебная, кваш профессиональная, учебно-профессиональная

|с\цол<и ни. формы н меюды обучении Совокупное !1> ¡раднпнонных и инновационных «ехнолошй. фор« и методов обу чения, адаптированных для правового обучения специалистов сферы фитнсс-услуг при удельном весе ыняпп! проводимых в интерактивных формах не менее 40"*

<

са О £

и

О

'X

и

ш

> К*р1перни сформированное! н правовой компетентности

Мш ннтионнын Когнитивный Деятельности ын ' Эмоционально-волевой

Иокашими кришриев сформированное!и правовой компетентности

Сформированное» системы ЦвННОСТНОН) отношения к правовой деятельности и 1ЮиШжн тельной мотивации к освоении* права в профессиональной деятеяьмостн Сформированное». системы Профа'СИШШЬКО мочимых правовых линий Сформированное! ь системы профссснот шлыш-значимых правовых умений,навыков и опыта Сформированное!]» системы лнчносто-гначимых дли правовой деятельности качеств

Дняпкктическнс методики и ннегрхмгктярий

Уровни сфпрмнронанностн правовой комнгшшнн Адаптивный (1ШШ1Й) 1 [родуктнвный (средний) 1 [рофесеиоиальный (высокий)

^ Уровневые показатели критериев сформирован! юсти правовой компетентности

Результат

Сформировав мотиваннонный компонент Сформирован когнитивный компонент Сформирован деятельности ый компонент Сформировав шопноиол ьно-волевой компонент

х/ ЧЗ'

Сформирована иривовин компетенаня специалистов сф|;ры фитнес-услуг

фи

Рисунок 1 - Структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности специалистов сферы

фитнес-услуг

Как видно из рисунка 1 разработанная структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг представляет собой

описательный аналог формирования правовой компетентности специалистов. Каждый из структурных блоков модели имеет специфическое содержание и методические особенности, а также решает определенную часть общей педагогической цели - формирование правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг.

Модель не может быть завершенной без обоснования педагогических условий, обеспечивающих эффективность формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг, так как эти условия являются стержневым компонентом в блочной структуре модели. Педагогическими условиями являются: обеспечение мотивационного отношения специалистов сферы фитнес-услуг к праву как к необходимому компоненту их профессиональной деятельности; разработка и внедрение в учебный процесс специального курса «Правовые основы обеспечения сферы фитнес-услуг»; использование адекватных правовой подготовки образовательных технологий, комплекса интерактивных форм и методов обучения; наличие структурно-логических межпредметных связей, обеспечивающих интегративность правовой подготовки; формирование особой правовой среды в образовательном организации, поддерживающей правовые установки и социально-правовые ценности; единство правового обучения и правового, гражданского и нравственного воспитания на протяжении всего периода обучения в рамках учебно-профессиональной, научной и социально-культурной деятельности, организация системы партнерства вуза с базами фитнес-практики.

ВЫВОДЫ

Подводя итоги, следует отметить, что представленная структурно-содержательная модель формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг представлена в виде целостной, достаточно динамичной педагогической системы и является открытой для постоянного обновления с целью совершенствования технологии формирования правовой компетентности специалистов сферы фитнес-услуг в интересах повышения их конкурентоспособности в сегменте фитнес-индустрии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Желяков, Д. А. Когнитивный и деятельностный компоненты правовой компетентности кадров - специалистов индустрии фитнеса / Д.А. Желяков, С.А. Гониянц // Сборник научных работ Международной научной конференции «Современные концепции научных исследований» Евразийского научного объединения : М. : ЕНО, 2017. - № 2 (февраль). - С. 147-148.

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании: автор. версия / И. А. Зимняя // Материалы ко второму заседанию методологического семинара / Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - М., 2004. - 38 с.

3. Орлов, А.И. Организационно-экономическое моделирование : учебник : в 3-х ч. Ч. 2 : Экспертные оценки / А.И. Орлов ; Московский гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана. - М. : Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2011. - 486 с.

REFERENCES

1. Zhelyakov, D.A. and Goniyants, S.A. (2017), "Cognitive and active components of the legal competence of cadres - specialists in the fitness industry", Collection of scientific works of the International scientific conference "Modern Concepts of Scientific Research" of the Eurasian scientific association, No. 2 (February), pp. 147-148.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Zimnaya, I.A. (2004), Key competencies as the effective-target basis of the competence approach in education: the author. Version, Materials for the second meeting of the methodological seminar, Research Center for Quality Problems in Training of Specialists, Moscow.

3. Orlov, A.I. (2011), Organizational-economic modeling: textbook: in 3 hours Part 2: Expert assessments, Publishing House MSTU, Moscow.

Контактная информация: ilichovao@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 03.11.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.