Научная статья на тему 'Особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований'

Особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИЙ / REGIONAL INTEGRATION STRATEGY / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / EURASIAN ECONOMIC UNION / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / AGRICULTURAL SECTOR / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ / ОБЩИЙ АГРАРНЫЙ РЫНОК / COMMON AGRICULTURAL MARKET / REGIONAL INTEGRATION FORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасов Владимир Иванович, Бельский Валерий Иванович, Свинухов Владимир Геннадьевич

В статье затронуты особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований. Особенности стратегий Республики Беларусь и Российской Федерации и образованного ими Союзного государства как регионального интеграционного формирования рассмотрены в работах И.Г. Ушачева, В.И.Тарасова и А.П. Шпака. Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее ЗСТ) с третьими государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discussed features of the development strategies of agrarian sector of the EAEU states and various regional integration formations. Features of the Republic of Belarus and the Russian Federation strategies and formed their Union State formation as a regional integration are considered in scientific works of I.G. Ushachev, V.I. Tarasov and A.P. Shpak. Development of a regional integration strategy for the agricultural sectors of the EAEU states acquires special importance in connection with the formation of the Eurasian Economic Union free trade zones (FTA) with third countries.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований»

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) # 1(34), 2017 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ_53

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЙ РАЗВИТИЯ АГРАРНОЙ СФЕРЫ ГОСУДАРСТВ ЕАЭС И РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ

ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМИРОВАНИЙ_

Тарасов Владимир Иванович,

академик Международной академии информатизации, руководитель Аграрного центра Евразийского экономического союза

при ВНИИЭСХ, г. Москва Бельский Валерий Иванович, к.э.н., директор Института экономики НАН Республики Беларусь, г. Минск Свинухов Владимир Геннадьевич д.г.н, главный научный сотрудник Всероссийского НИИ экономики сельского хозяйства, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье затронуты особенности стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС и различных региональных интеграционных формирований. Особенности стратегий Республики Беларусь и Российской Федерации и образованного ими Союзного государства как регионального интеграционного формирования рассмотрены в работах И.Г. Ушачева, В.И.Тарасова и А.П. Шпака. Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее - ЗСТ) с третьими государствами.

ABSTRACT

The article discussed features of the development strategies of agrarian sector of the EAEU states and various regional integration formations. Features of the Republic of Belarus and the Russian Federation strategies and formed their Union State formation as a regional integration are considered in scientific works of I.G. Usha-chev, V.I. Tarasov and A.P. Shpak. Development of a regional integration strategy for the agricultural sectors of the EAEU states acquires special importance in connection with the formation of the Eurasian Economic Union free trade zones (FTA) with third countries.

Ключевые слова: стратегия региональной интеграций, Евразийский экономический союз, аграрный сектор, региональные интеграционные формирования, общий аграрный рынок

Keywords: regional integration strategy, the Eurasian Economic Union, agricultural sector, regional integration formation, common agricultural market

Как известно, договор об образовании Евразийского экономического союза (далее -ЕАЭС) был подписан 29 мая 2014 г. в Астане лидерами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Союз начал функционировать с 1 января 2015 г., а со 2 января 2015 г. его состав был пополнен Республикой Армения и с 12 августа 2015 г. - Республикой Киргизия.

В процессе функционирования Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), предшествующего Евразийскому экономическому союзу (ЕАЭС), Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС была принята Концепция агропромышленной политики государств - членов ЕврАзЭС, а Коллегиями Минсельхозпрода Республики Беларусь и Минсельхоза Российской Федерации была принята Концепция единой аграрной политики Союзного государства России и Беларуси.

Согласованная (скоординированная) агропромышленная политика государств ЕАЭС, изложенная в Договоре о ЕАЭС, предусматривает согласованную (скоординированную), но не единую агропромышленную политику. Это положение принципиально отличается от аграрной политики Европейского союза, где существуют единые экономические правила, как внутри самого ЕС, так и во взаимоотношениях с третьими странами.

В целях обеспечения согласованной агропро-

мышленной политики в каждом из пяти государств ЕАЭС в настоящее время реализуется собственный экономический механизм государственного регулирования аграрного рынка, в известной степени отличный от других и включающий такие в специфическом наполнении основные элементы, как: кредитование, субсидирование, таможенное и ценовое регулирование, страхование, налогообложение и др.

Кроме того, в каждом из государств ЕАЭС приняты долгосрочные программы развития отечественного сельского хозяйства, положения которых по-разному учитывают возрастающий уровень интеграции в ЕАЭС и формирующийся потенциал общего аграрного рынка, что и находит свое отражение при разработке национальных стратегий развития аграрной сферы государств ЕАЭС. Особенности стратегий Республики Беларусь и Российской Федерации и образованного ими Союзного государства как регионального интеграционного формирования затронуты в работах И.Г. Ушачева, В.И.Тарасова и А.П. Шпака [5,6,7,8].

Разработка стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС приобретает особую значимость в связи с формированием Евразийским экономическим союзом зон свободной торговли (далее - ЗСТ) с третьими гос-

Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) #1(34), 2017 | ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

54

ударствами. Как известно, 29 мая 2015 г. ЕАЭС подписал первое такое соглашение с Вьетнамом. Всего же, по данным Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК), в 2015 г. с предложением создать зону свободной торговли с ЕАЭС обратились более 30 государств и региональных объединений [5].

Как оказалось в результате исследований в 2015-2016 гг., современное состояние аграрных секторов пяти государств ЕАЭС и проблемные вопросы экономического механизма взаимодействия их аграрных рынков между собой и с рынками третьих стран, требуют новых подходов к определению направлений и путей развития общего аграрного рынка ЕАЭС с учетом планируемого углубления процессов региональной интеграции.

В 2016 г. были выявлены основные тенденции развития механизмов экономической интеграции в аграрном секторе ЕАЭС с учетом их взаимной и внешней торговли и разработаны новые[6].

При разработке стратегии региональной интеграции для аграрных секторов государств ЕАЭС следует исходить из того, что будут учтены следующие ключевые принципы интеграции и развития аграрного рынка:

^ единство агропродовольственных рынков (универсальные экономические, организационно -правовые, санитарные, ветеринарные и др. правила);

^ финансовая солидарность (поддержка и развитие АПК ЕАЭС из общего аграрного бюджета);

^ приоритетность производства собственной аграрной продукции (обеспечение преимуществ продукции ЕАЭС при взаимной и внешней торговле);

^ делегирование государственных полномочий по регулированию национального агропродо-вольственного рынка в наднациональный орган.

Одним из важнейших составляющих элементов механизма формирования общего агарного рынка является разработка сводных согласованных прогнозных балансов, затрагивающих национальные интересы производителей и потребителей каждого из государств, входящих в ЕАЭС даже на стратегическую глубину.

В настоящее время Департамент агропромышленной политики Евразийской Экономической Комиссии осуществляет подготовку и составление среднесрочных совместных прогнозов спроса и предложения государств ЕАЭС по основным видам сельскохозяйственной продукции и продовольствия с целью оптимизации импорта и прогнозирования развития производственного и экспортного потенциала государств ЕАЭС, но пока прогнозов до 2020 года и тем более до 2030 года не существует.

В 2015 г. ЕЭК подготовила проект Рекомендации о координации сбытовой и маркетинговой политики в отношении экспорта сельскохозяйственной продукции и продовольствия, который, однако, носит исключительно информационный, а

не практический характер [2].

Одним из наиболее эффективных инструментов реализации имеющегося экспортного потенциала в агропродовольственной сфере государств ЕАЭС, как было отмечено выше, является создание ЗСТ [5].

Формирование экономических отношений ЕАЭС с другими государствами идет достаточно высокими темпами, и в этой сфере в настоящее время преобладает восточный вектор развития -ЕАЭС ориентирован на рынки стран АСЕАН и азиатского региона в целом.

При последовательном совершенствовании созданных к настоящему времени институциональных структур межгосударственной интеграции государств ЕАЭС в аграрной сфере станет возможным обеспечение эффективного взаимодействия государств ЕАЭС между собой на общем аграрном рынке, а также с аграрными рынками третьих стран.

Список литературы:

1. Глазьев, С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса// С.Ю.Глазьев.- М: Экономика, 2010.-255 с.

2. Импортозамещение в АПК России: проблемы и перспективы: монография. - М.: ФГБНУ «Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства» (ФГБНУ ВНИИЭСХ), 2015. - 447 с.

3. Концепция развития экономической интеграции АПК государств-участников СНГ (проект) //отв. Ушачев И.Г., Жоголева Е.Е., подп. в печ. 29.08.98, тираж 50 экз.

4. Стратегический глобальный прогноз 2030. Краткий вариант/под ред. акад. А.А.Дынкина/ИМЭМО РАН. - М.: Магистр, 2011.88 с.

5. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю. Перспективы региональной интеграции ЕАЭС в формате нового поколения ЗСТ // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина // Евразийский союз ученых (ЕСУ), № 10 (31), 2016

- с. 105-110

6. Тарасов, В.И., Бикмуллин, А.Л., Осинина, А.Ю., Глотова, И.С. Новые механизмы создания интеграционных формирований // В.И. Тарасов, А.Л. Бикмуллин, А.Ю. Осинина, И.С. Глотова //Экономика сельского хозяйства России, № 10, 2016 г. - с. 87-93

7. Ушачев, И.Г. Стратегические направления развития АПК России в условиях региональной интеграции и глобализации // И.Г. Ушачев // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научно-практической конференции.. Часть I. - М.: - ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015. - 445 с.

8. Шпак, А.П. Стратегия развития АПК Беларуси в условиях евразийской интеграции // А.П. Шпак // Аграрная политика России в условиях международной и региональной интеграции. Труды международной научно-практической конференции. Часть II. - М.: - ФГБНУ ВНИИЭСХ, 2015.

- 303 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.