Научная статья на тему 'Особенности стратегии привлечения иностранных абитуриентов на коммерческую форму обучения'

Особенности стратегии привлечения иностранных абитуриентов на коммерческую форму обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / КОММЕРЧЕСКИЙ СТУДЕНТ / УНИВЕРСИТЕТ / КРИТЕРИИ ВЫБОРА / ФАКТОР ВЫБОРА / STRATEGY / FOREIGN STUDENT / FEE-PAYING STUDENT / UNIVERSITY / SELECTION CRITERIA / SELECTION FACTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лампого Дж

Идентификация критериев выбора вуза может дать ценную информацию для разработки стратегий привлечения абитуриентов в университет, при этом существенный интерес представляют критерии выбора высшего учебного заведения иностранными абитуриентами, предполагающими обучаться на коммерческой основе. В данной статье рассматривается оценка уровня важности критериев выбора иностранными абитуриентами места для получения высшего образования на коммерческой основе, а также факторов, оказывающих влияние на этот выбор.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лампого Дж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

dentifying the criteria for choosing a university can provide valuable information for the development of strategies for attracting applicants to a university, while the criteria for choosing a higher educational establishment by foreign applicants that require training on a commercial basis are of considerable interest. This article examines the level of importance of the criteria used by foreign fee-paying students when choosing a university for studies, as well as the factors that influence this choice.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегии привлечения иностранных абитуриентов на коммерческую форму обучения»

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Лампого Дж.,

аспирант кафедры «Общий и стратегический менеджмент» Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ АБИТУРИЕНТОВ НА КОММЕРЧЕСКУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ

Идентификация критериев выбора вуза может дать ценную информацию для разработки стратегий привлечения абитуриентов в университет, при этом существенный интерес представляют критерии выбора высшего учебного заведения иностранными абитуриентами, предполагающими обучаться на коммерческой основе.

В данной статье рассматривается оценка уровня важности критериев выбора иностранными абитуриентами места для получения высшего образования на коммерческой основе, а также факторов, оказывающих влияние на этот выбор.

Ключевые слова: стратегия, иностранный студент, коммерческий студент, университет, критерии выбора, фактор выбора.

Lampogo J.

THE UNIQUENESS OF A STRATEGY THAT ATTRACT FOREIGN FEE-PAYING STUDENTS

Identifying the criteria for choosing a university can provide valuable information for the development of strategies for attracting applicants to a university, while the criteria for choosing a higher educational establishment by foreign applicants that require training on a commercial basis are of considerable interest.

This article examines the level of importance of the criteria used by foreign fee-

paying students when choosing a university for studies, as well as the factors that influence this choice.

Key words: strategy, foreign student, fee-paying student, university, selection criteria, selection factor.

В ранее проведенных автором исследованиях обстоятельств выбора иностранными гражданами университета для обучения на бюджетной основе [ 1] были идентифицированы критерии выбора вуза, города, страны, а также факторы, оказывающие влияние на выбор. Целесообразность углубленного изучения реализуемого абитуриентами выбора вуза обусловлена высокой конкуренцией между университетами [2-4], которая в существенной степени связана со значительной емкостью соответствующего рынка [5].

Идентификация критериев выбора вуза может дать ценную информацию для разработки стратегий привлечения абитуриентов в университет [6-8], при этом существенный интерес представляют критерии выбора высшего учебного заведения иностранными абитуриентами, предполагающими обучаться на коммерческой основе.

Целью данного исследования явилась оценка уровня важности критериев выбора иностранными абитуриентами места для получения высшего образования на коммерческой основе, а также факторов, оказывающих влияние на этот выбор.

Для оценки степени относительной важности каждого критерия выбора и оказывающих влияние на данный выбор факторов был проведен анкетный опрос (АО), в котором приняли участие 36 иностранных студентов, обучающихся на коммерческой основе в высших учебных заведениях разных городов РФ. В состав анкет были включены критерии выбора и оказывающие влияние на выбор факторы, идентифицированные нами ранее при проведении экспертных опросов [1]. Респондентам была предложена 5-балльная шкала для оценки степени влияния на выбор изучаемых факторов и оценки уровня важности каждого из предложенных критериев: 5

баллов соответствовали самой высокой оценке изучаемого критерия или фактора, 0 баллов - наиболее низкой.

Респонденты были привлечены на основе личных контактов исследователя. Для обработки данных опроса использовались возможности табличного процессора MS Excel.

Полученные при проведении АО и обработанные оценки интенсивности влияния изученных факторов на выбор иностранными абитуриентами для получения высшего образования страны, города, вуза представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 - Относительные весовые коэффициенты и усредненный весовой коэффициент _факторов влияния на выбор места обучения иностранными гражданами_

Фактор Относительный весовой коэффициент фактора при выборе Усредненный относительный коэффициент фактора

страны города университета

Самостоятельное решение 0,218 0,216 0,237 0,224

Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.) 0,200 0,167 0,190 0,186

Знакомые, ранее учившиеся в стране/городе/ университете 0,126 0,159 0,127 0,137

Школьные учителя 0,060 0,048 0,050 0,053

Друзья 0,110 0,095 0,086 0,097

Государство, из которого Вы приехали 0,060 0,075 0,086 0,074

Преподаватели подготовительных курсов 0,030 0,069 0,059 0,053

Рекламная кампания 0,196 0,171 0,163 0,177

Таблица 2 - Ранжирование факторо на в выбора места для обучения по степени влияния езультат выбора

Факторы Ранг факторов выбора Ранг усредненной оценки

страна город университет

Самостоятельное решение 1 1 1 1

Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.) 2 3 2 2

Рекламная кампания 3 2 3 3

Знакомые, ранее учившиеся в стране/городе/ университете 4 4 4 4

Друзья 5 5 5 5

Государство, из которого вы приехали 6 6 5 6

Школьные учителя 6 8 8 7

Преподаватели подготовительных курсов 8 7 7 8

Анализ данных таблиц показывает, что:

• наиболее существенное влияние на выбор страны и университета оказывают следующие факторы (в порядке убывания силы влияния):

- «Самостоятельное решение»,

- «Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.)»,

- «Рекламная кампания»;

• наиболее существенное влияние на выбор города оказывают приведенные

ниже факторы (в порядке убывания силы влияния):

- «Самостоятельное решение»,

- «Рекламная кампания»,

- «Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.)»;

• одинаковое по силе влияния средней степени на выбор страны, города, вуза имеют следующие факторы (ранги равны, соответственно, 4 и 5):

- «Знакомые, ранее учившиеся в стране/городе/университете»,

- «Друзья»;

• среднее по силе влияния (ранг равен 5) на выбор высшего учебного заведения оказывает фактор «Государство» иностранного гражданина;

• факторы, оказывающие слабое влияние (в порядке снижения интенсивности):

на выбор страны:

- «Школьные учителя» (ранг равен 6),

- «Государство, из которого вы приехали» (ранг равен 6),

- «Преподаватели подготовительных курсов» (ранг равен 8);

на выбор города:

- «Государство, из которого вы приехали» (ранг равен 6),

- «Преподаватели подготовительных курсов» (ранг равен 7),

- «Школьные учителя» (ранг равен 8);

на выбор учебного заведения:

- «Преподаватели подготовительных курсов» (ранг равен 7),

- «Школьные учителя» (ранг равен 8).

Анализ усредненных относительных

оценок интенсивности влияния изученных факторов показал следующие результаты:

• наиболее влиятельными их них являются (в порядке убывания силы влияния):

- «Самостоятельное решение» -ранг равен 1;

- «Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.)» - ранг равен 2,

- «Рекламная кампания» - ранг равен 3;

• наименьшее влияние на выбор оказывают факторы:

- «Государство, из которого вы приехали» - ранг равен 6,

- «Школьные учителя» - ранг равен 7,

- «Преподаватели подготовительных курсов» - ранг равен 8;

• факторы «Знакомые, ранее учившиеся в этой стране» и «Друзья» имеют на выбор умеренное влияние.

Сравнительный анализ величин относительных оценок (табл. 1) каждого фактора при выборе страны, города, учебного заведения показал, что каждый фактор оказывает различное влияние на выбор страны, города вуза для обучения. В таблице 1 выделены курсивом максимальные значения весовых коэффициентов для каждого фактора, оказывающего влияние на выбор страны, города, вуза. Таким образом, наиболее значительное влияние на результат выбора абитуриента имеют следующие факторы:

• при выборе вуза:

- «Самостоятельное решение» (относительный весовой коэффициент этого фактора наибольший и равен 0,237),

- «Государство, из которого вы приехали» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,086);

• при выборе города:

- «Знакомые, ранее учившиеся в стране/городе/ университете» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,159),

- «Преподаватели подготовительных курсов» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,069),

• при выборе страны:

- «Родственники (родители, бабушки, дедушки и т.д.)» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,200),

- «Рекламная кампания» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,196),

- «Друзья» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,110),

- «Школьные учителя» (относительный весовой коэффициент наибольший и равен 0,060).

Результаты оценки респондентами степени важности критериев выбора страны, города, учебного заведения представлены в таблицах 3-5.

Таблица 3 - Относительные оценки и ранги по степени убывания важности критериев выбора страны для обучения иностранными гражданами

Критерий выбора страны Относительный весовой коэффициент Ранг

Стоимость обучения 0,184 1

Язык обучения 0,180 2

Отношение в стране к иностранцам 0,130 3

Возможность работать в стране во время и после окончания обучения 0,124 4

Степень мирового признания системы образования в стране и получаемого диплома 0,114 5

Уровень развития страны по отношению к моей стране 0,080 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Культура страны 0,077 7

Наличие родственников, окончивших вуз в данной стране 0,067 8

Наличие родственников, проживающих в данной стране 0,043 9

Таблица 4 - Относительные оценки и ранги по степени убывания важности критериев выбора иностранными гражданами города для обучения

Критерий выбора города Относительный весовой коэффициент Ранг

Климат 0,257 1

Возможность работать в городе во время или после окончания обучения 0,199 2

Уровень дискриминации 0,187 3

Цены продовольственных товаров 0,113 4

Место расположения города 0,097 5

Уровень жизни населения в городе 0,074 6

Наличие родственников, окончивших вуз в данном городе 0,072 7

Таблица 5 - Относительные оценки и ранги по степени убывания важности критериев выбора иностранными гражданами учебного заведения города для обучения_

Критерий выбора города Относительный весовой коэффициент Ранг

Стоимость обучения 0,265 1

Условия проживания в общежитии 0,219 2

Наличие привлекательной специальности 0,184 3

Место в рейтинге университетов (российском и мировом) 0,131 4

Мировое признание (известность) университета 0,112 5

Степень поддержки иностранных студентов (в университете) 0,088 6

Сравнительная оценка позволила выявить наиболее важные факторы:

• критерий «Стоимость обучения» -наиболее важный, он имеет самую высокую относительную оценку, равную 0,184;

• вторым по важности является критерий «Язык обучения», его относительный весовой коэффициент, равный 0,180, близок к значению весового коэффициента критерия «Стоимость обучения», что сви-

детельствует о высокой степени важности этих двух критериев;

• третий по степени важности - критерий «Отношение в стране к иностранцам», его относительная оценка равна 0,130:

• близок по важности к критерию «Отношение в стране к иностранцам» критерий «Возможность работать в стране во время и после окончания обучения» (относительная оценка степени важности равна 0,124);

• оценка степени важности критерия «Степень мирового признания системы образования в стране и получаемого диплома» находится на среднем уровне (относительный весовой коэффициент степени важности равна 0,114)

• критерии «Уровень развития страны по отношению к моей стране» (относительная оценка 0,080), «культура страны» (относительная оценка 0,077), Наличие родственников, окончивших вуз в данной стране» (относительная оценка 0,067), и «Наличие родственников, проживающих в данной стране» (относительная оценка 0,043) являются малозначащими.

Сравнение относительных оценок важности критериев выбора иностранными гражданами города для обучения, представленных в таблице 4, показало, что:

• определяющим в первую очередь является критерий «Климат» (относительная оценка наибольшая и равна 0,257);

• менее значимыми с приблизительно равными оценками являются критерии «Возможность работать в городе во время или после окончания обучения» и «Уровень дискриминации» (относительные оценки соответственно равны 0,199 и 0,187);

• средний уровень важности имеет критерий «Цены продовольственных товаров» (относительная оценка равна 0,113);

• наименее важные критерии выбора города для обучения - критерии «Месторасположение города», «Уровень жизни населения в городе» и «Наличие родственников, окончивших вуз в данном городе» (относительные оценки соответственно равны 0,097; 0,074 и 0,072).

Анализ относительных весовых коэффициентов степени важности критериев выбора учебного заведения, приведенных в таблице 5, позволил сделать следующие выводы:

• самым существенным критерием выбора вуза является критерий «Стоимость обучения» (относительная оценка наибольшая и равна 0,265);

• далее по значимости следуют два критерия: «Условия проживания в общежитии» (относительная оценка равна 0,219) и

«Наличие привлекательной специальности» (относительная оценка равна 0,184);

• менее важными критериями являются критерии «Место в рейтинге университетов (российском и мировом)» (относительная оценка равна 0,131) и «Мировое признание (известность) университета» (относительная оценка равна 0,112);

• самый несущественный критерий выбора - «Степень поддержки иностранных студентов (в университете)» (относительная оценка равна 0,088).

Таким образом, при выборе места обучения иностранные граждане, планирующие обучение на коммерческой основе, руководствуются в первую очередь критериями, определяющими стоимость обучения (при выборе страны и вуза) и климатические условия (при выборе города для обучения). Вторым по значимости для иностранных абитуриентов при выборе страны является язык обучения, при выборе города - возможность трудоустройства в этом городе во время и после получения высшего образования, при выборе учебного заведения - бытовые условия проживания в общежитии. Далее по важности при выборе страны и города следуют критерии, характеризующие сложившееся в стране/городе отношение к иностранцам, а при выборе вуза - наличие привлекательной специальности.

Критерии, связанные со степенью мирового признания системы образования в стране, выбранной для обучения, мировой известностью выбранного для получения высшего образования вуза, критерии, характеризующие экономический уровень развития страны абитуриента по отношению к стране обучения, уровень жизни населения города обучения являются малозначащими. Самые незначащие при выборе места обучения критерии - культура страны обучения, степень поддержки иностранных студентов в выбранном для обучения вузе и наличие родственников, проживающих в выбранной для обучения стране или окончивших вуз в выбранных стране/городе.

К основным факторам, влияющим на принятие решения иностранным гражда-

нином о выборе места обучения (страны, города, учебного заведения) на коммерческой основе, относятся, в первую очередь, собственное желание абитуриента, во вторую и третью - советы его ближайших родственников и проводимые вузами рекламные кампании. Идентифицированные в данном исследовании критерии выбора страны, города и вуза, а также факторы, оказывающие влияние на этот выбор, могут использоваться университетами при разработке стратегий привлечения иностранных абитуриентов, готовых обучаться на коммерческой основе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Лампого Дж. Ориентиры для разработки стратегии привлечения иностранных абитуриентов университетом: критерии и факторы выбора города РФ и вуза для получения высшего образования. Экономика и предпринимательство. - 2016, 11 (Ч.3) с. 1225-1229.

2. Corrazzini, A., Dugan, D., Grabowski, H. 1972. Determinants and distributional aspects of enrollment in U.S. Higher education. Journal of Human Resources, 7: 39-50.

3. Chapman, D. (1981). A model of student college choice. The Journal of Higher Education, 52(5), 490-505.

4. Gu J. Spatial recruiting competition in Chinese higher education system. 2012. High Education, 63: 165-185.

5. Mahwish Anjam. Identifying Key Success Factors of Business Education System: Implications for Practitioner Organizations and School Management. European Journal of Business and Management. Vol.5, No.15, 2013, pp. 76-82.

6. Димитриади Н.А., Карасев Д.Н., Пушкарь О.М. Оптимизация стратегии и продвижения университета на рынке образования на основе анализа ключевых факторов успеха. Современные проблемы проектирования, применения и безопасности информационных систем: материалы XVI Междунар. науч. конф. 19-21 октября 2015г. в г. Кисловодске. - Ростов-н/Д, из-дательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2015 с. 336-349.

7. Бондаренко В.А., Димитриади Н.А., Карасев Д.Н., Пушкарь О.М. Исполь-

зование ключевых факторов успеха для совершенствования стратегии продвижения образовательных услуг. Практический маркетинг, 2016, №6 (232), с. 3-9.

8. Nadiri, H. 2006. Strategic Issue in Higher Education Marketing: How University Students' Perceive Higher Education Services. The Asian Journal on Quality, 7(2): 125-140.

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Lampogo J. Landmarks for developing a strategy for attracting foreign university applicants: the criteria and factors for choosing a city of Russia and a university for higher education. Economics and Entrepreneurship -2016, 11 (Ч.3) с. 1225-1229.

2. Corrazzini, A., Dugan, D., Grabowski, H. 1972. Determinants and distributional aspects of enrollment in U.S. Higher education. Journal of Human Resources, 7: 39-50.

3. Chapman, D. (1981). A model of student college choice. The Journal of Higher Education, 52(5), 490-505.

4. Gu J. Spatial recruiting competition in Chinese higher education system. 2012. High Education, 63: 165-185.

5. Mahwish Anjam. Identifying Key Success Factors of Business Education System: Implications for Practitioner Organizations and School Management. European Journal of Business and Management. Vol.5, No.15, 2013, pp. 76-82.

6. Dimitriadi N.A, Karasev D.N, Push-kar O.M Optimization of strategies and promotion of the university in the educational market by analyzing key success factors. Current problems in the design, application, and security of information systems: materials from the XVI International Scientific Conference October 19-21, 2015. in Kislovodsk. -Rostov-N / D, Publishing and Printing Complex RGEU (RINH) 2015 s. 336-349.

7. Bondarenko V.A, Dimitriadi N.A, Karasev D.N, Pushkar O.M. Use of key success factors for improving the strategy of promoting educational services. Practical marketing, 2016, №6 (232), с. 3-9.

8. Nadiri, H. 2006. Strategic Issue in Higher Education Marketing: How University Students' Perceive Higher Education Services. The Asian Journal on Quality, 7(2): 125-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.