Научная статья на тему 'Особенности стратегического сдерживания в современных условиях'

Особенности стратегического сдерживания в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
97
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
Военная безопасность / стратегические силы сдерживания / невоенные средства обеспечения военной безопасности / информационно-психологическое воздействие / Military security / strategic deterrence / non-military means of ensuring military security / information-psychological infl uence

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Марьин Андрей Константинович

На основе анализа особенностей стратегического сдерживания в современных условиях с учетом складывающихся реалий межгосударственного противоборства предложены некоторые новые подходы к определению его содержания, обусловленные возросшей значимостью информационно-психологического воздействия на потенциального противника как наиболее эффективного из невоенных средств и методов обеспечения военной безопасности государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Марьин Андрей Константинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Strategic Deterrence in Modern Conditions

Based on the analysis of the peculiarities of strategic deterrence in modern conditions, taking into account the emerging realities of interstate confrontation, some new approaches to the definition of its content are proposed, due to the increased importance of information and psychological impact on the potential enemy as the most eff ective of non-military means and methods of ensuring the military security of the state.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического сдерживания в современных условиях»

Особенности стратегического сдерживания в современных условиях

Генерал-майор А.К. МАРЬИН

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

На основе анализа особенностей стратегического сдерживания в современных условиях с учетом складывающихся реалий межгосударственного противоборства предложены некоторые новые подходы к определению его содержания, обусловленные возросшей значимостью информационно-психологического воздействия на потенциального противника как наиболее эффективного из невоенных средств и методов обеспечения военной безопасности государства.

Based on the analysis of the peculiarities of strategic deterrence in modern conditions, taking into account the emerging realities of interstate confrontation, some new approaches to the definition of its content are proposed, due to the increased importance of information and psychological impact on the potential enemy as the most effective of non-military means and methods of ensuring the military security of the state.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная безопасность, стратегические силы сдерживания, невоенные средства обеспечения военной безопасности, информационно-психологическое воздействие.

Military security, strategic deterrence, non-military means of ensuring military security, information-psychological influence.

СЛЕДСТВИЕМ формирования в современных условиях нового миропорядка становится резкое обострение военно-политической обстанов-

ки, которая отличается хаотизацией и дестабилизацией международных отношений, вызванных стремлением сил, взявших курс на сохранение гло-

бального доминирования, ослабить и подчинить своему влиянию государства и их институты, проводящие независимую внешнюю политику.

Администрация Вашингтона, реализуя курс на укрепление военных союзов со странами Азиатско-Тихоокеанского и Евро-Атлантического регионов, продолжает совершенствовать методы и способы воздействия «принуждением силой», пытаясь добиться и закрепить свое военно-стратегическое превосходство над Российской Федерацией (РФ). Посредством комплексного применения невоенных и военных мер США и их союзники оказывают открытое давление на Россию, пытаются изолировать ее от внешнего мира введением санкций в политической и экономической областях.

Рост геополитической нестабильности и конфликтности, усиление межгосударственных противоречий сопровождаются повышением угрозы применения военной силы. Расшатывание общепризнанных норм и принципов международного права,

ослабление и разрушение существующих международных правовых институтов, продолжающийся демонтаж системы договоров и соглашений в области контроля над вооружениями ведут к нарастанию напряженности и обострению военно-политической обстановки1.

Формирование новых архитектуры, правил и принципов мироустройства сопровождается появлением новых вызовов и угроз военной безопасности России, что требует уточнения содержания и активизации мер стратегического сдерживания как ключевого элемента внешнеполитической деятельности, направленной на упрочение стратегической стабильности, обеспечение национальной безопасности государства и предотвращение военных конфликтов.

Анализ показывает, что в современных условиях на содержание стратегического сдерживания оказывает влияние ряд важнейших факторов (рис. 1).

Рис. 1. Основные факторы, влияющие на содержание стратегического сдерживания в современных условиях

Россия, обладающая стратегическими ядерными силами, способными гарантированно обеспечить нанесение заданного ущерба любому государству-агрессору или коа-

лиции государств в условиях самой сложной обстановки, рассматривает обеспечение военной безопасности страны путем применения всех имеющихся в ее распоряжении сил

и средств, включая ядерное оружие, но только в том случае, если все другие меры исчерпаны или оказались неэффективными.

Роль и место как военной силы, так и невоенных средств в сдерживании и урегулировании кризисных ситуаций во многом будут определяться условиями их возникновения и прогнозом развития.

В фазе зарождения и развития кризиса значимость военной силы проявляется преимущественно в качестве сдерживающего фактора относительно намерений потенциального противника разрешить конфликт путем вооруженного насилия.

На стадии обострения кризисной ситуации, когда исчерпаны все возможности невоенных мер, военная сила может быть применена как крайнее средство, и тогда действенным инструментом реализации политики стратегического сдерживания станут Вооруженные Силы (ВС), составляющие основу военной организации государства.

Военные меры стратегического сдерживания, реализуемые ВС, являются составной частью комплекса общегосударственных мероприятий и направлены прежде всего

Утверждает состав привлекаемых для стратегического сдерживания сил и средств, конкретные формы их применения и способы действий Верховный Главнокомандующий ВС РФ по предложению Генерального штаба ВС РФ с учетом уровня эскалации военного конфликта, а также намеченных военно-политических и стратегических целей.

В современных условиях мероприятия стратегического сдерживания планируются и реализуются на основе основополагающих принципов (рис. 2) и результатов всесторонней оценки сложившейся обстановки.

Для обеспечения боевой устойчивости российских стратегических сил сдерживания в рамках государственной военно-технической политики под руководством органов военного управления на постоянной основе проводится комплекс мероприятий, направленных на поддержание их высокой боевой готовности и повышение боевых возможностей.

на убеждение военно-политического руководства недружественных стран в бесперспективности попыток достижения их целей насильственными методами.

Рис. 2. Основополагающие принципы стратегического сдерживания в современных условиях

Взгляды на планирование и осуществление мероприятий сдерживания укоренились в военной терминологии в 50-е годы предыдущего столетия, когда обеспечение стратегической стабильности страны главным образом рассматривалось через призму ядерного потенциала, а понятие «стратегическое сдерживание» являлось фактически синонимом термина «ядерное сдерживание».

К настоящему времени в умах представителей политических элит ряда ядерных государств утвердилось неоднозначное мнение, что в обозримой перспективе ядерное сдерживание останется важным инструментом обеспечения национальной безопасности, призванным не допустить развязывания крупномасштабной агрессии, прежде всего со стороны членов ядерного клуба. Подобная точка зре-

ния объясняется тем, что ядерное оружие по-прежнему рассматривается в качестве экономически выгодного, политически действенного и в военном отношении эффективного и надежного средства нейтрализации наиболее опасных внешних угроз безопасности государства.

Открытая позиция России относительно ядерного оружия как фактора сдерживания агрессии и обеспечения военной безопасности отвергает двойные стандарты, отвечает коренным интересам страны и полностью соответствует международным обязательствам и принципам ядерной стратегии.

Основные задачи РФ по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов изложены в соответствующих основополагающих политических документах2'3 (рис. 3).

-1 оценка и прогнозирование развития военно-пол итической обстановки иа глобальном и региональном уровне, а также состояния межгосударственных отношений в вое неполитической сфере с использованием современных технических средств и информационных технологий ]□ расширение круга государств*партнеров и развитие сотрудничества с ними на основе общих интересов в сфере укрепления международной безопасности в соответствии с положениями Устава ООН, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации

-1 нейтрализация возможных военных опасностей и военных угроз политическими, дипломатическими и иными невоенными средствами, соблюдение международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения ракетно-ядерных вооружений Гц. укрепление системы коллективной безопасности в рамках ОД К Б и наращивание ее потенциала, усиление взаимодействия в области международной безопасности в рамках СНГ. ОБСЕ и ШОС, взаимодействие с Республиками Абхазия и Южная Осетия в целях 'Обеспечения совместной обороны и •безопасности

и противодействие попыткам отдельных государств (групп государств) добиться военного превосходства путем развертывания систем стратегической противоракетной обороны« размещения оружия в космическом пространстве, развертывания стратегических неядерных систем высокоточного (оружия О согласование в рамках ООН элементов нормативного регулирования безопасного осуществления космической деятельности, включая безопасность операций в космическом пространстве в их общетехническом понимании, укрепление потенциала РФ в области мониторинга объектов и событий в околоземном пространстве, включая механизм международного взаимодействия в указанной области

Рис. 3. Основные задачи Российской Федерации по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов

На современном этапе развития государственности достижение цели по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов в соответствии с нормами международного права осуществляется ВС РФ последовательным выполнением ряда важнейших задач:

• ведение разведывательно-информационных действий;

• демонстрация военного присутствия и военной силы;

• действия по обеспечению безопасности экономической деятельности государства;

• миротворческие действия;

• действия по противовоздушной обороне, охране и защите государственной границы в воздушном пространстве;

• наращивание (развертывание) группировок войск (сил) на угрожаемых направлениях;

• нанесение или угроза нанесения одиночных ударов и др.

Широкий спектр задач по обеспечению военной безопасности РФ решают силы (войска) Военно-Морского Флота (ВМФ), возможности которого позволяют ему в мирное время без нарушений суверенитета других государств, международных норм и договоренностей проецировать силу на множество ключевых европейских и азиатских промышленных центров, играющих важную роль в обеспечении их экономической стабильности. Нарушение работоспособности таких центров и жизнеобеспечивающих систем может привести к серьезным политическим, экономическим и другим изменениям в деятельности противостоящей стороны.

Силы (войска) ВМФ РФ в соответствии с возложенными на них задачами по стратегическому сдерживанию, руководствуясь концептуальными подходами, реализуют свое предназначение в мирное время в форме передового присутствия и проецирования силы в оперативно важных районах Мирового океана. В период непосредственной угрозы агрессии ВМФ наращивает интенсивность выполнения задач и мероприятий стратегического сдерживания, увеличивая

численный состав сил и средств в оперативно важных районах.

Не менее важным элементом потенциала сдерживания являются Воздушно-космические силы, которые способны комплексно противопоставить противнику меры, направленные на убеждение его в бесперспективности действий по достижению своих военно-политических целей военными средствами.

Существенная нагрузка по решению задач сдерживания потенциального противника ложится на дежурные силы и средства соединений и частей ПВО-ПРО и космических войск, которые сосредоточивают основные усилия на ведении контроля обстановки и оперативном реагировании на ее изменения.

Боевой состав, возможности и значимость задач, возлагаемых на Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), определяют их существенный вклад в достижение поставленных целей стратегического сдерживания, а комплексная сравнительная оценка позволяет сделать вывод об их важной роли в обеспечении военной безопасности государства. Являясь наземным компонентом стратегических ядерных сил сдерживания, РВСН занимают в них ключевое место, поскольку обладают самой широкой номенклатурой боевого оснащения, мощными боевыми

В фазе зарождения и развития кризиса значимость военной силы проявляется преимущественно в качестве сдерживающего фактора относительно намерений потенциального противника разрешить конфликт путем вооруженного насилия. На стадии обострения кризисной ситуации, когда исчерпаны все возможности невоенных мер, военная сила может быть применена как крайнее средство, и тогда действенным инструментом реализации политики стратегического сдерживания станут Вооруженные Силы, составляющие основу военной организации государства.

блоками стратегических ракет, способными успешно преодолевать противоракетную оборону потенциального противника, что позволяет им эффективно решать значительную часть задач сдерживания.

В современных условиях, когда широкое распространение получили операции с использованием невоенных мер (дипломатических, политических, экономических и др.) в сочетании со специальными военно-силовыми действиями, сдерживающий потенциал по парированию новых вызовов и угроз на основе устоявшихся подходов становится недостаточно эффективным и не всегда гарантирует достижение требуемого результата по обеспечению военной безопасности.

Рассматривая стратегическое сдерживание с точки зрения политической теории и методологического подхода, можно констатировать, что выстроенная система является ответной реакцией на проводимую США и их союзниками в отношении РФ политику «силового принуждения», при которой мероприятия сдерживания реализуются по принципу «сила против силы».

Как показал анализ современных взглядов политической элиты наиболее развитых государств на процесс обеспечения военной безопасности, сейчас фактически сформировалось и получает широкое распространение мнение о том, что военная сила

уже не является для этого наиболее эффективным инструментом. По этой причине главный упор в стратегическом сдерживании и обеспечении безопасности делается на меры невоенного характера — политические, экономические, дипломатические и др. Но вместе с тем все понимают, что их успешная реализация невозможна, если они не будут подкреплены реальной военной мощью.

Данная трансформация современной теории стратегического сдерживания обусловливает необходимость интегрированного подхода органов государственной власти и военного управления к разработке и реализации невоенных и военных мер, направленных на нейтрализацию военных опасностей и угроз РФ. Основным принципом такой теории становится превентивный характер упреждающих действий с опорой не только на мощный военный потенциал, но и на широкие информационные возможности для формирования нужного международного авторитета и непререкаемой военно-политической репутации государства.

В этой связи весьма актуальным является высказывание начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии В.В. Герасимова: «С появлением новых сфер противоборства в современных конфликтах методы борьбы все чаще смещаются в сторону комплексного применения не-

К настоящему времени в умах представителей политических элит ряда ядерных государств утвердилось неоднозначное мнение, что в обозримой перспективе ядерное сдерживание останется важным инструментом обеспечения национальной безопасности, призванным не допустить развязывания крупномасштабной агрессии, прежде всего со стороны членов ядерного клуба. Подобная точка зрения объясняется тем, что ядерное оружие по-прежнему рассматривается в качестве экономически выгодного, политически действенного и в военном отношении эффективного и надежного средства нейтрализации наиболее опасных внешних угроз безопасности государства.

военных мер, реализуемых с опорой на военную силу... Да, мы учитываем, что невоенные меры, которые влияют на ход и исход войны, обеспечивают и создают условия для эффективного применения военной силы. При этом надо понимать, что противоборство в других сферах представляет отдельные направления деятельности со своими "стратегиями", способами действий и соответствующими ресурсами. В интересах достижения общей цели мы должны осуществлять их координацию, а не напрямую руководить ими»4.

Сегодня мы знаем гораздо больше обо всем, что происходит в мире, который, как это ни парадоксально, в значительной степени стал менее предсказуемым. И эта непредсказуемость сложилась не вопреки технологическому прогрессу, а вследствие него.

В условиях резко меняющейся военно-политической обстановки, при активном использовании информационных технологий в совокупности с другими невоенными средствами, значительно расширились возможности и масштаб целенаправленного воздействия на сознание личности

и общества, что позволяет быстрее и эффективнее манипулировать про-тестным потенциалом.

Информация и информационно-психологические способы воздействия на население и войска сформировали действенный вариант достижения цели, не прибегая к силе, и это стало отличительной особенностью действий по стратегическому сдерживанию. Такой вид противоборства в комплексе с мерами силового характера становится все более эффективным оружием, и он уже не ограничивается только воздействием на разум и чувства, умственные и духовные установки личности, а пронизывает все сферы жизнедеятельности общества, его формы имеют относительно самостоятельный характер, что позволяет говорить о повышении результативности проводимых мероприятий по обеспечению военной безопасности. По сути, можно констатировать произошедшее в современных условиях расширение сфер обеспечения безопасности государства за счет появления и повышения значимости сравнительно новой из них — информационной (рис. 4).

Рис. 4. Расширение сфер обеспечения военной безопасности в современных условиях

Информация и информационно-психологические способы воздействия на население и войска сформировали действенный вариант достижения цели, не прибегая к силе, и это стало отличительной особенностью действий по стратегическому сдерживанию.

Руководство практически всех развитых государств, вставших на путь внедрения новых информационных технологий, уже давно осознало тот факт, что информационное воздействие стало важнейшим способом влияния при реализации своих военно-политических, экономических и других интересов, при этом оно осуществляется постоянно и весьма избирательно на объекты, обеспечивающие устойчивость систем как военной, так и национальной безопасности в целом.

В этой связи возникает необходимость переработки ряда документов в области стратегического планирования, содержание которых должно отражать понимание современных угроз безопасности государства и определять основные направления противодействия им на основе консолидации усилий всех органов государственной власти и ВС.

Это позволит путем сочетания мероприятий по повышению боевых возможностей ВС, стратегическому сдерживанию и предотвращению военных конфликтов оперативно реа-

гировать на новые вызовы и угрозы, снизить уязвимость и повысить уровень военной безопасности государства. Вместе с тем необходимо четко уяснить, что действия по стратегическому сдерживанию представляют собой особый способ влияния на быстро меняющуюся военно-политическую обстановку в мире и посему являются одним из базовых элементов военной политики государства.

Перспективные взгляды на содержание стратегического сдерживания с использованием новых невоенных средств и методов должны ориентироваться на «динамичное сдерживание», предполагающее непосредственное воздействие на духовные ценности противника, обезоруживание и лишение его преимуществ, главным образом наступательной инициативы, вследствие постоянного ожидания применения по нему военной силы.

Усовершенствованная теория стратегического сдерживания в обозримом будущем должна быть нацелена на плановое и оперативное регулирование геополитической и региональной стабильности с минимальным вооруженным давлением на противника — преимущественно за счет подрыва его военного и экономического потенциала, а также информационно-психологического воздействия, направленных на дестабилизацию внутриполитической обстановки в противостоящем государстве и отказ его руководства от попыток достижения своих целей насильственными методами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400). URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/47046/ page/1 (дата обращения: 10.08.2023).

2 Там же.

3 Военная доктрина Российской Федерации // Российская газета. 2014. 30 декабря.

4 Векторы развития военной стратегии. Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ выступил на общем собрании Академии военных наук // Красная звезда. 2019. 4 марта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.