Научная статья на тему 'УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ'

УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
105
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ ВООРУЖЕНИЯ / ПРИЗНАКИ ПОДГОТОВКИ К ВОЙНЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сухорутченко Вадим Васильевич, Борисенко Андрей Станиславович, Шлотов Евгений Александрович

Рассматриваются проблемные вопросы формирования угроз военной безопасности Российской Федерации, вызванные разрушением существующей системы контроля над вооружениями и военной деятельностью, а также их возможное влияние на обеспечение стратегического сдерживания силового характера и поддержание стратегической стабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THREATS TO THE RF MILITARY SECURITY FROM THE ARMS AND MILITARY ACTIVITY CONTROL SYSTEM

The paper looks at problem issues of threats to RF military security caused by the collapse of the existing system of arms and military activity control, as well as at their potential effect on ensuring strategic deterrence of the power nature and maintaining strategic stability.

Текст научной работы на тему «УГРОЗЫ ВОЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ, ОБУСЛОВЛЕННЫЕ СИСТЕМОЙ КОНТРОЛЯ НАД ВООРУЖЕНИЯМИ И ВОЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ»

Угрозы военной безопасности Российской Федерации, обусловленные системой контроля над вооружениями и военной деятельностью

Полковник в отставке В.В. СУХОРУТЧЕНКО, доктор технических наук

Полковник запаса А.С. БОРИСЕНКО, кандидат технических наук

Полковник Е.А. ШЛОТОВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассматриваются проблемные вопросы формирования угроз военной безопасности Российской Федерации, вызванные разрушением существующей системы контроля над вооружениями и военной деятельностью, а также их возможное влияние на обеспечение стратегического сдерживания силового характера и поддержание стратегической стабильности.

The paper looks at problem issues of threats to RF military security caused by the collapse of the existing system of arms and military activity control, as well as at their potential effect on ensuring strategic deterrence of the power nature and maintaining strategic stability.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Военная безопасность, стратегическая стабильность, контроль вооружения, признаки подготовки к войне.

Military security, strategic stability, armaments control, signs of preparation for war, weapons of mass destruction.

НЕЖЕЛАНИЕ американской стороны вести конструктивные переговоры в целях поиска компромиссных решений в ходе диалога по стратегической стабильности создает реальную угрозу разрушения существующей международно-правовой системы контроля над вооружениями и военной деятельностью. Данная ситуация усугубляется нарастающей напряженностью в отношениях между РФ и США, их союзниками по НАТО, а также фактическим отказом американской стороны от взаимодействия с нашим государством для выработки комплекса действенных гарантий безопасности в военной сфере.

Ключевыми элементами международно-правовой системы являются согласованные государствами-участниками в результате многолетней и кропотливой работы действующие договоры и соглашения по различным аспектам ограничения и сокращения вооружений, контроля военной деятельности. Данные документы сформировали основу для достижения высокого уровня коллективной (международной) безопасности, баланса военно-политических сил в мире, дальнейшего совершенствования режима международного контроля над вооружениями и нераспространением оружия массового поражения, что позволило обеспечить парирование многих внешних военных угроз России и поддержание стратегической стабильности. Следует отметить, что действующие механизмы контроля над вооружениями сняли также ряд оза-боченностей американской стороны по вопросам непредсказуемого развития количественного и качественного состава отечественных группировок стратегических вооружений.

Несмотря на значительные изменения, произошедшие в мире за последнее время, созданная система договоров и соглашений в области контроля над вооружениями и военной деятельностью продолжает играть важнейшую роль в снижении международной напряженности и укреплении стратегической стабильности на

глобальном и региональном уровнях. Такая система не является статичной, она эволюционирует в зависимости от складывающейся военно-политической и стратегической обстановки в мире, расстановки сил, наличия и перспектив появления новых средств вооруженной борьбы.

Система играет позитивную роль в обеспечении решения задач стратегического сдерживания и поддержании стратегической стабильности в мире не только вследствие ограничения гонки вооружений, но и посредством реализации мер транспарентности и нераспространения, способствующих укреплению доверия между государствами.

Россия на государственном уровне придает важное значение сохранению и укреплению международно-правовой системы контроля над вооружениями и военной деятельностью. Распространение ядерного оружия, ракет и ракетных технологий, а также несоблюдение ранее заключенных международных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений в ряде основополагающих документов, определяющих концептуальные направления военной политики государства, отнесены к основным внешним военным опасностям России1'2'3.

С учетом особой значимости процесса контроля над вооружениями и военной деятельностью для обес-

печения военной безопасности РФ невоенными мерами эта проблема в Военной доктрине отнесена к важнейшим задачам по сдерживанию и предотвращению военных конфликтов. Среди основных задач, решаемых РФ в данном направлении, к проблематике международно-правового контроля над вооружениями относятся:

• соблюдение международных договоров в области сокращения и ограничения ракетно-ядерных вооружений;

• заключение и реализация соглашений в области контроля над обычными вооружениями;

• заключение договора о предотвращении размещения в космическом пространстве любых видов оружия;

• согласование элементов нормативного регулирования безопасного осуществления космической деятельности;

• разработка и принятие механизма контроля за соблюдением Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического), токсинного оружия и об их уничтожении.

Следует отметить, что в последние годы система контроля над вооружениями и военной деятельностью испытывает весьма серьезные проблемы, которые несут в себе угрозу ее разрушения. Наращивание военной мощи США и их союзников по НАТО, совершенствование глобальной системы ПРО США, принятие на вооружение сторонами новых высокоэффективных систем, взаимное недоверие государств-участников по вопросу добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, а также другие факторы ставят под угрозу жизнеспособность договоров по ограничению и сокращению вооружений и военной деятельности. Денонсация США двусторонних Договора по ПРО и Договора о РСМД,

выход из многостороннего Договора по открытому небу, а также возникшие трудности при продлении срока действия Договора СНВ-3 могли привести к свертыванию диалога между РФ и США по вопросам ограничения и сокращения стратегических вооружений и, как следствие, — к разрушению действующего режима контроля над ядерными вооружениями, что создало бы серьезные вызовы поддержанию стратегической стабильности в мире и обеспечению военной безопасности РФ. Необходимо подчеркнуть, что бесконтрольное развитие группировок стратегических вооружений и распространение оружия поражения могут сформировать во многом схожие угрозы военной безопасности не только РФ, но и США, а также их союзникам по НАТО.

Основными угрозами военной безопасности Российской Федерации, которые могут быть вызваны разрушением системы контроля над стратегическими ядерными и неядерными вооружениями, а также военной деятельностью, по нашему мнению, могут являться:

1. Неопределенности перспектив развития группировок стратегических наступательных и оборонительных вооружений США, их количественного и качественного состава, что существенно затрудняет формирование сбалансированной военно-технической политики государства в области развития разнородных сил и средств стратегического ядерного и неядерного сдерживания.

2. Распространение оружия массового поражения, его попадание в руки террористических организаций и (или) государств, ранее им не обладавших, вследствие разрушения режимов, которые сформированы Договором о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), Конвенцией о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического

оружия и его уничтожении (КХО) и Конвенцией о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении (КБТО).

3. Бесконтрольное наращивание количественного и качественного состава огневых и информационных элементов глобальной системы противоракетной обороны США после денонсации Договора по ПРО.

4. Развертывание у границ Российской Федерации ракетных комплексов с баллистическими и крылатыми ракетами наземного базирования средней и меньшей дальности вследствие денонсации США Договора о РСМД.

5. Продолжающаяся бесконтрольная милитаризация космического пространства как новой сферы стратегического противоборства, оказывающей все более важное, а в ряде случаев решающее влияние на ход и исход военных действий. Стремление некоторых государств пересмотреть действующие нормы космического права.

Следует отметить, что выявленные угрозы могут быть сформированы как в результате прекращения действия договоров, так и вследствие недостаточной регламентации количественного и качественного состава вооружений и военной деятельности существующими международно-правовыми нормами.

Основная угроза разрушения сложившейся международно-правовой системы контроля над вооружениями заключается в возможном возобновлении бесконтрольной гонки вооружений и, как следствие, количественном наращивании группировок войск (сил) сторон. Возникающие при этом существенные неопределенности в прогнозировании количественного и качественного развития межвидовой группировки стратегических наступательных и оборонительных вооружений противника приведут к неоднозначности определения ее боевых возможностей, что не позволит сформировать достоверные прогнозные оценки:

• потребного состава перспективной межвидовой группировки, необходимой для решения задачи стратегического сдерживания в любых условиях складывающейся обстановки;

• необходимого состава элементов информационных и управляющих систем для обеспечения функционирования стратегических сил сдерживания ВС РФ в любых условиях складывающейся стратегической обстановки.

Одной из важнейших целей, которую стремится достичь РФ в ходе реализации любого договора в области контроля над вооружениями, является снижение военной угрозы, направленной на воспрепятствование работе систем государственного и военного управления, нарушение

Наращивание военной мощи США и их союзников по НАТО, совершенствование глобальной системы ПРО США, принятие на вооружение сторонами новых высокоэффективных систем, взаимное недоверие государств-участников по вопросу добросовестного выполнения принятых на себя обязательств, а также другие факторы ставят под угрозу жизнеспособность договоров по ограничению и сокращению вооружений и военной деятельности.

функционирования сил и средств стратегического сдерживания, стратегических информационных и оборонительных систем, которая может привести к срыву решения ВС РФ задачи стратегического сдерживания, а в случае агрессии — ее отражения, нанесения поражения противнику и его принуждения к прекращению военных действий на условиях, отвечающих интересам Российской Федерации. Достижение этой цели прежде всего обеспечивается:

• минимизацией ущерба, доставляемого военно-экономическому и военному потенциалам России в любых условиях складывающейся стратегической обстановки за счет ограничения количества развернутых стратегических ударных и оборонительных вооружений противника;

• минимизацией потерь атакующих отечественных средств стратегического ядерного и неядерного сдерживания в любых условиях складывающейся стратегической обстановки за счет ограничения количества развернутых стратегических оборонительных систем противника;

• регламентацией количественных и качественных параметров стратегических ударных и оборонительных вооружений, предсказуемости районов их возможной дислокации;

• предсказуемостью военно-технической политики государства — участника договора и, следовательно, количественного и качественного состава группировок ограничиваемых вооружений.

Заключение (сохранение) долгосрочных международно-правовых соглашений в области контроля над вооружениями позволяет РФ исключить неопределенности в прогнозировании потребного состава перспективной межвидовой группировки стратегических сил сдерживания, информационных и управляющих систем, обеспечивающих ее боевое применение,

с учетом развития стратегических ударных и оборонительных систем вероятного противника.

В условиях договорных ограничений не происходит существенного нарушения примерного стратегического баланса вооружений между государствами-участниками, меры верификации и обмена информацией обеспечивают достаточную предсказуемость поведения сторон и позволяют исключить скрытое провоцирующее развертывание вооружений, поэтому баланс сил остается предсказуемым и устойчивым.

Наряду с влиянием контроля над вооружениями на военные аспекты национальной безопасности следует иметь в виду и экономический фактор — уменьшение расходов на вооружения в результате их сокращений и ограничений. Система договоров позволяет поддерживать примерный баланс вооружений на менее затратном уровне, что немаловажно для сторон.

Складывающаяся военно-политическая и стратегическая обстановка, а также взгляды военно-политического руководства США на модернизацию действующих соглашений в области контроля над вооружениями оказывают существенное влияние на сохранение жизнеспособности режимов нераспространения оружия массового поражения, сформированных соответствующими многосторонними международно-правовыми соглашениями (ДНЯО, КХО и КБТО). Данная ситуация усугубляется стремлением США навязать мировому сообществу свои взгляды на мировой порядок и силовое решение проблемных вопросов без санкций ООН. Эти обстоятельства могут подтолкнуть некоторые государства к обладанию оружием массового поражения и средствами его доставки.

Стагнация процесса сокращения ядерных вооружений и растущая обеспокоенность государств, не обладаю-

щих ядерным оружием, продолжающимся совершенствованием ядерных оружейных арсеналов США, КНР, Великобритании, Франции и РФ, создают серьезные вызовы жизнеспособности режима нераспространения ядерного оружия, сформированного ДНЯО. В соответствии с требованиями статьи VI этого договора, государства, обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательство «в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению». В данных обстоятельствах государства — участники ДНЯО, не обладающие ядерным оружием, настойчиво поднимают вопрос о недобросовестном выполнении «ядерными» государствами требований договора.

Следует отметить, что обладание ядерным оружием и эффективными средствами его доставки является демонстрацией достигнутой научной, производственной и военной мощи государства. Проведение успешных практических пусков носителей ядерного оружия в ходе мероприятий по его отработке и учений свидетель-

В условиях договорных ограничений не происходит существенного нарушения примерного стратегического баланса вооружений между государствами-участниками. Наряду с влиянием контроля над вооружениями на военные

аспекты национальной безопасности следует иметь в виду и экономический фактор — уменьшение расходов на вооружения в результате их сокращений и ограничений. Система договоров позволяет поддерживать примерный баланс вооружений на менее затратном уровне, что немаловажно для сторон.

ствует о способности государства самостоятельно их разрабатывать и производить, эксплуатировать и применять. При этом успешные практические пуски носителей ядерного оружия оказывают существенное влияние на психологическое восприятие мировым сообществом как факта наличия ядерного оружия у государства, так и оценки последствий его боевого применения. Огромная разрушительная мощь ядерного оружия и его относительная дешевизна по сравнению с современными высокотехнологичными вооружениями позволяют государству в значительной степени нивелировать дисбаланс в вооружениях и военной технике с вероятным противником, а также укрепиться его руководству в мнении, что обладание ядерным оружием позволяет проводить более независимую политику по отношению к другим государствам, в том числе к обладающим ядерным оружием.

Эти факторы создают серьезные вызовы жизнеспособности как режимов нераспространения оружия массового поражения, так и всей системы контроля над вооружениями, что может привести к развертыванию нового витка гонки вооружений и в конечном итоге — к свертыванию процесса ограничения и сокращения стратегических наступательных вооружений, а также уменьшению числа зон, свободных от ядерного оружия.

Выход в 2001 году из Договора по ПРО позволил США бесконтрольно проводить работы по созданию и развертыванию элементов эшелонированной, глубоко интегрированной системы ПРО. Формирование данной системы основывается на парадигме невозможности эффективного отражения ударов противника оборонительными системами, действующими изолированно в атмосфере или космосе. Такой подход США к построению глобальной системы

ПРО создает угрозы отечественным стартовавшим баллистическим ракетам и атакующим боевым блокам, а развертывание элементов ПРО в космосе приводит к его дальнейшей милитаризации.

В связи с этим позиция Российской Федерации относительно реализуемых Договором СНВ-3 сокращений напрямую увязывается с ситуацией, складывающейся вокруг развертывания американской системы ПРО. Качественное и количественное наращивание ее возможностей отнесено Российской Федерацией к исключительным обстоятельствам, дающим право России выйти из Договора СНВ-3, об этом говорится в Заявлении Российской Федерации от 8 апреля 2010 года: «Исключительные обстоятельства... включают также такое наращивание возможностей систем противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки, при котором возникнет угроза потенциалу стратегических ядерных сил Российской Федерации». На связь между сокращением СНВ и наращиванием ПРО указано также в преамбуле Договора СНВ-3.

Бессрочный Договор о РСМД, вступивший в силу 1 июня 1988 года, привел к полной ликвидации у США и РФ баллистических и крылатых ракет наземного базирования в любом оснащении с дальностями полета 500—5500 км, а также запретил испытывать и производить такие ракеты. Денонсация 2 августа 2019 года этого договора создает следующие угрозы военной безопасности РФ. В частности, учитывая расширение НАТО и стремление отдельных государств вступить в него, США могут развернуть у границ РФ ракетные комплексы с баллистическими и крылатыми ракетами наземного базирования средней и меньшей дальности, которые будут представлять серьезную угрозу силам и средствам стратеги-

Выход в 2001 году из Договора по ПРО позволил США бесконтрольно проводить

работы по созданию и развертыванию элементов эшелонированной, глубоко интегрированной системы ПРО. Формирование данной системы основывается на парадигме невозможности эффективного отражения ударов противника оборонительными системами, действующими изолированно в атмосфере или космосе.

ческого ядерного и неядерного сдерживания, объектам стратегических информационных систем, государственного и военного управления. Малое подлетное время баллистических ракет и способность крылатых ракет подходить к целям без захода в зоны обнаружения ПВО и ПРО РФ также создадут серьезную угрозу для военной безопасности государства.

Следует отметить, что существующие нормы международно-правового регулирования военно-космической деятельности государств в настоящее время слабо регламентируют данную сферу. Анализ действующих соглашений в данной области показал, что они регулируют лишь отдельные аспекты использования космического пространства в военных целях, такие как:

• размещение ядерного оружия и других видов ОМП на орбитах вокруг Земли, на небесных телах и орбитах вокруг таких тел;

• испытание ядерного оружия в космическом пространстве;

• размещение военных баз и проведение военных испытаний и маневров на небесных телах и орбитах вокруг них;

Позиция Российской Федерации относительно реализуемых Договором СНВ-3 сокращений напрямую увязывается с ситуацией, складывающейся вокруг развертывания американской системы ПРО. Качественное и количественное наращивание ее возможностей отнесено Российской Федерацией к исключительным обстоятельствам, дающим право России выйти из Договора СНВ-3, об этом говорится в Заявлении Российской Федерации от 8 апреля 2010 года.

• военное или враждебное использование средств воздействия на природную среду из космоса.

В последние десятилетия Космос, как новая сфера стратегического противоборства, оказывает все более важное, а в ряде случаев решающее влияние на ход и исход военных действий. В обозримой перспективе данная тенденция будет только усиливаться. Это объективно связано с уникальными возможностями космических систем по глобальному и непрерывному выявлению признаков подготовки противника к войне, своевременному предупреждению об угрозе нападения и факте агрессии, контролю космического пространства, разведке объектов на суше, море, в воздухе и космосе с выдачей целеуказаний, организации устойчивой связи и боевого управления, высокоточной навигационной привязкой и добыванию другой значимой для ведения военных действий информации. Учитывая возрастающую роль орбитальных группировок в информационном обеспечении действий группировок войск (сил), а также их влияние на эффективность применения оружия, следует ожидать, что в ходе военных конфликтов космические аппараты противоборствующих сторон также будут являться объектами поражения (функционального подавления). Возможен вывод на орбиту космических аппаратов, способных осуществлять

поражение как целей, находящихся в воздушно-космическом пространстве, так и критически важных объектов на поверхности Земли.

Анализ международно-правовых соглашений в области регламентации космической деятельности и возможных направлений использования космического пространства в военных целях позволил выделить следующие виды военно-космической деятельности, которые не регламентируются космическим правом. В их числе:

• создание, испытание и развертывание оружия, позволяющего поражать (функционально подавлять) космические аппараты, другие цели, находящиеся в воздушно-космическом пространстве, и критически важные объекты на поверхности Земли;

• поведение военно-прикладных экспериментов в Космосе;

• создание и развертывание в Космосе средств оптико- и радиоэлектронного подавления, оружия, основанного на новых физических принципах, средств военной разведки (информационного обеспечения) и связи.

То есть Космос становится такой же средой, как суша, море или воздух, в которой могут осуществляться самостоятельные военные операции. Способность выводить в Космос космические объекты и использовать его в военных и иных целях отнесены к категории жизненно важных национальных интересов ряда ведущих государств. Преднамерен-

ное противодействие космическим системам расценивается некоторыми из этих государств как нарушение суверенных прав, приводящее к принятию всех необходимых мер для самообороны.

Осуществление противником не регламентирующейся космическим правом военно-космической деятельности может при определенных условиях создать реальные угрозы обеспечению стратегического сдерживания, которые выражаются:

• в снижении живучести мобильных пусковых установок ракетных комплексов, а также подвижных элементов системы управления вследствие возможности их разведки в реальном масштабе времени;

• в возможности поражения из Космоса баллистических ракет и боевых блоков в полете, а также критически важных объектов группировки ВС РФ на поверхности Земли;

• в поражении (функциональном подавлении) космическими средствами космических аппаратов и радиолокационных станций информационных систем ВС РФ;

• в функциональном подавлении радиоканалов системы боевого управления ВС РФ.

Таким образом, основными направлениями парирования выявленных опасностей (угроз) военной безопасности Российской Федерации, вызванных деградацией (разрушением) существующей системы контроля над вооружениями и военной деятельностью, могут являться:

• сохранение в условиях ограниченной договороспособности военно-политического руководства США и их союзников системы действующих соглашений в области контроля над вооружениями и военной деятельностью;

• поддержание жизнеспособности существующих режимов нераспространения оружия массового поражения, сформированных ДНЯО, КХО и КБТО;

• совершенствование международного космического права в направлении предотвращения размещения оружия в Космосе;

• проработка при условии снижения напряженности в отношениях между РФ и США вопроса о формировании всеобъемлющего договора (пакета договоров и соглашений) в области контроля над стратегическими ударными и оборонительными вооружениями, а также осуществления мер по укреплению взаимного доверия и стратегической стабильности, с привлечением к договорному процессу прежде всего Великобритании и Франции, а в дальнейшем — КНР.

Реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению взаимного доверия между государствами и парированию угроз военной безопасности РФ, вызванных наращиванием США и их союзниками количественного и качественного состава сил и средств глобального удара, а также продолжающейся милитаризацией космического пространства.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Военная доктрина Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 25 декабря 2014 года № Пр-2976.

2 Основы государственной политики Российской Федерации в области ядер-

ного сдерживания, утверждены Указом Президента Российской Федерации от 2 июня 2020 года № 355.

3 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года № 400.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.