Научная статья на тему 'Особенности стратегического планирования в системе управления физической культурой и спортом в России'

Особенности стратегического планирования в системе управления физической культурой и спортом в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
721
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ-2030 / PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / STRATEGIC PLANNING / DRAFT STRATEGY-2030

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Таймазов Александр Владимирович, Никитин Сергей Александрович, Корольков Евгений Поликарпович

Всякое планирование всегда опирается на данные прошлого и стремится определить и контролировать развитие будущего. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого, т.е. первоисточника. Первоисточником системы физической культуры и спорта современной России является система управления СССР. Вступление в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» фактически стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратегическом менеджменте. Министерством спорта Российской Федерации разработан проект Стратегии-2030, Предварительный анализ проекта документа показывает, что этот проект не содержит целого ряда важнейших положений, которые были сформулированы в статье. Система управления физической культурой и спортом в РФ состоит из двух подсистем «физической культура» и «спорт» охватывающих «образовательное» и «спортивное» пространства, впервые выявленные и ставшие базисными П.Ф. Лесгафтом, А.Д. Бутовским и Г.А. Дюперроном. По нашему мнению, каждый из них является столпом нашей ФКС, а Бутовский с Дюперроном не заслуженно забыты, в первую очередь спортсменами. И они будут главными нашими оппонентами. В настоящее время в процессе упорядочения структурных элементов рынка труда в Российской Федерации система ФКС занимает разорванную позицию, которая определена профессиональными стандартами, что несомненно негативно скажется при разработке стратегии Стратегии-2030. Чтобы избежать негативных последствий авторы предлагают на базе имеющегося практически столетнего опыта теории физической культуры и спорта Стратегия-2030 должна заложить основы для формирования новой системы физического воспитания населения в целях обеспечения реализации соответствующих прав граждан, создания системы физической культуры и спорта полного жизненного цикла человека и обеспечения устойчивого развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.Any planning always relies on the data of the past and seeks to determine and control the development of the future. Therefore, the reliability of planning depends on the accuracy of actual indicators of the past, i.e. primary source. The primary source of the system of physical culture and sports of modern Russia is the control system of the USSR. The entry into force of the Federal Law of June 28, 2014 No. 172-ФЗ “On Strategic Planning in the Russian Federation” became the basis for the transition of state administration to the mainstream of the classical concept of strategic management. The Ministry of Sports of the Russian Federation has developed a draft Strategy-2030. A preliminary analysis of the draft document shows that this draft does not contain several important provisions that were formulated in the article. The physical culture and sports management system in the Russian Federation consists of two subsystems “physical culture” and “sport” covering “educational” and “sports” spaces, which were first identified and became basic P.F. Lesgaft and G.A. Duperron. Currently, in the process of streamlining the structural elements of the labor market in the Russian Federation, the FCC system takes a torn position, which is determined by professional standards, which will undoubtedly negatively affect the development of the Strategy-2030 strategy. To avoid negative consequences, the authors propose, on the basis of nearly a century of experience in the theory of physical education and sports, Strategy-2030 should lay the foundations for the formation of a new system of physical education for the population in order to ensure the implementation of the corresponding rights of citizens, create a system of physical culture and sports for a person’s full life cycle and ensure sustainable development of the Russian Federation in the long term.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Таймазов Александр Владимирович, Никитин Сергей Александрович, Корольков Евгений Поликарпович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического планирования в системе управления физической культурой и спортом в России»

В завершении курса подготовки с включением основ самбо все участники эксперимента отметили необходимость включения подобного материала в программу подготовки и повышения квалификации бортпроводников.

ВЫВОДЫ

1. Выявлен необходимый объём технико-тактических действий самбо для нейтрализации нарушителей на борту самолета для включения в программу подготовки бортпроводников.

2. Эффективность спецкурса по основам самбо для подготовки бортпроводников подтвердилась существенными положительными сдвигами в контрольных упражнениях в ходе педагогического эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности : учебное пособие для вузов / В .А. Бодров. - Москва : ПЕР СЭ, 2001. - 511 с.

2. Михеев, С.И. Рациональный подход к определению объема технико-тактических действий самообороны студентов вуза / С.И. Михеев, И. Д. Свищёв // Экстремальная деятельность человека. - 2016. - № 2 (39). - С. 44-47.

3. Табаков, С.Е. Предпосылки интеграция прикладного самбо в систему подготовки лётного персонала / Д.А. Медов, С.Е. Табаков // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы XVII международной научно-практической конференции, посвящённой памяти профессора Е.М. Чумакова. - Москва, 2018. - С. 102-107.

REFERENCES

1. Bodrov V.A, (2001), Psychology of professional suitability, PER SE, Moscow.

2. Mikheev, S I. and Svishchev, I. D. (2016), "A rational approach to determining the scope of technical and tactical actions of self-defense of university students", Extremal human activities, No. 2 (39), pp.44-47.

3. Tabakov, S.E. and Medov, D.A. (2018), "Prerequisites for the integration of applied sambo into the training system for flight personnel", "Integration of science and practice in martial arts": materials of the XVII international scientific-practical conference dedicated to the memory of Professor E.M. Chumakov, Moscow, pp. 102-107.

Контактная информация: samboskif@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.04.2020

УДК 796.06

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В РОССИИ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент, Сергей Александрович Никитин, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Евгений Поликарпович Корольков, Директор образовательной программы «Эффективный менеджмент и экономика организации в сфере физической культуры и спорта», Высшая Экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация

Всякое планирование всегда опирается на данные прошлого и стремится определить и контролировать развитие будущего. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого, т.е. первоисточника. Первоисточником системы физической культуры

и спорта современной России является система управления СССР. Вступление в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» фактически стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратегическом менеджменте. Министерством спорта Российской Федерации разработан проект Стратегии-2030, Предварительный анализ проекта документа показывает, что этот проект не содержит целого ряда важнейших положений, которые были сформулированы в статье.

Система управления физической культурой и спортом в РФ состоит из двух подсистем «физической культура» и «спорт» охватывающих «образовательное» и «спортивное» пространства, впервые выявленные и ставшие базисными П.Ф. Лесгафтом, А. Д. Бутовским и Г.А. Дюперроном. По нашему мнению, каждый из них является столпом нашей ФКС, а Бутовский с Дюперроном не заслуженно забыты, в первую очередь спортсменами. И они будут главными нашими оппонентами. В настоящее время в процессе упорядочения структурных элементов рынка труда в Российской Федерации система ФКС занимает разорванную позицию, которая определена профессиональными стандартами, что несомненно негативно скажется при разработке стратегии Стратегии-2030. Чтобы избежать негативных последствий авторы предлагают на базе имеющегося практически столетнего опыта теории физической культуры и спорта Стратегия-2030 должна заложить основы для формирования новой системы физического воспитания населения в целях обеспечения реализации соответствующих прав граждан, создания системы физической культуры и спорта полного жизненного цикла человека и обеспечения устойчивого развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, стратегическое планирование, проект стра-тегии-2030.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p445-452

FEATURES OF STRATEGIC PLANNING IN THE MANAGEMENT SYSTEM OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS IN RUSSIA

Vladimir Alexandrovich Taymazov, doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Vla-

dimirovich Taymazov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Sergey Alexandrovich Nikitin, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Polikarpovich Korolkov, Director of the educational program "Effective Management and Organization Economics in the Field of Physical Culture and Sports", Higher School of Economics of St. Petersburg State University of Economics

Abstract

Any planning always relies on the data of the past and seeks to determine and control the development of the future. Therefore, the reliability of planning depends on the accuracy of actual indicators of the past, i.e. primary source.

The primary source of the system of physical culture and sports of modern Russia is the control system of the USSR. The entry into force of the Federal Law of June 28, 2014 No. 172-ФЗ "On Strategic Planning in the Russian Federation" became the basis for the transition of state administration to the mainstream of the classical concept of strategic management. The Ministry of Sports of the Russian Federation has developed a draft Strategy-2030. A preliminary analysis of the draft document shows that this draft does not contain several important provisions that were formulated in the article.

The physical culture and sports management system in the Russian Federation consists of two subsystems "physical culture" and "sport" covering "educational" and "sports" spaces, which were first identified and became basic P.F. Lesgaft and G.A. Duperron. Currently, in the process of streamlining the structural elements of the labor market in the Russian Federation, the FCC system takes a torn position, which is determined by professional standards, which will undoubtedly negatively affect the development of the Strategy-2030 strategy. To avoid negative consequences, the authors propose, on the basis of nearly a century of experience in the theory of physical education and sports, Strategy-2030 should lay the foundations for the formation of a new system of physical education for the population in order to ensure the implementation of the corresponding rights of citizens, create a system of physical culture and sports for a person's full life cycle and ensure sustainable development of the Russian Federation in the long term.

Keywords: physical education and sport, strategic planning, draft strategy-2030.

Социально-экономические основы физической культуры и спорта на современном этапе развития России прошли серьезную трансформацию. Произошло кардинальное изменение отработанной десятилетиями системы управления и финансирования бюджетного процесса физической культуры и спорта.

В России система стратегического планирования имеет свое начало с поручения Президента РФ, данного в 2006 году, на основании которого в 2008 году была разработана «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (далее - Концепция) и в ст.3. Развитие физической культуры и спорта дано определение роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала России. Там же определена стратегическая цель государственной политики в сфере физической культуры и спорта, это создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе, на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта и два направления реализации этой цели [7].

Важным шагом в совершенствовании стратегического планирования в области физической культуры и спорта в России стало утверждение в 2009 г. Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 [8], в значительной степени определившей на среднесрочную перспективу особенности стратегического планирования в данной сфере (в том числе при разработке государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта», утвержденной постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 302).

Словари русского языка дают значение слову ОСОБЕННОСТЬ - как отличительная черта кого-либо, чего-либо; то, что придает своеобразие кому-либо, чему-либо. (Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный. https://classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-62686.htm). Попробуем разобраться в отличительных чертах и своеобразии планирования в системе управления физической культуры и спорта на современном этапе социально-экономического развития.

Всякое планирование всегда опирается на данные прошлого и стремится определить и контролировать развитие будущего. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого, т.е. первоисточника.

Первоисточником системы физической культуры и спорта современной России является система управления СССР.

Для того, чтобы проследить процесс становления и развития экономических основ физической культуры и спорта в Российской Федерации необходимо учитывать опыт нескольких десятков лет существования СССР, оценить сложившуюся экономическую базу. До 1991 года расходы на функционирование отрасли складывались в основном из средств Госкомспорта СССР (так в то время назывался союзный орган государственного управления отраслью), отчислений из государственных бюджетов (всесоюзного и республиканских), средств профсоюзов и образования, добровольных спортивных обществ, отчислений от доходов жилищно-эксплуатационных организаций. (Починкин А.В., Димитров И.Л., Вишейко С.В., Трансформация экономических основ физической культуры и спорта в России. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158) с. 279283).

Вступление в силу Федерального закона от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [9] фактически стало основанием для перехода государственного управления в русло классического представления о стратегическом менеджменте, что предполагает системное вовлечение всех уровней управления в процесс достижения чёткой согласованной цели.

В рамках перехода к системному стратегическому управлению на уровне государства необходимым инструментом является формирование системы документов, способ-

ствующей высокому пониманию всеми участниками процесса стратегического управления логики реализуемых мер, их ресурсного сопровождения и собственного значения в общей деятельности. В этом ключе возникла необходимость разработки гармоничной системы документов стратегического планирования [5].

Особенность 1. При рассмотрении соблюдения установленной законодательством последовательности разработки документов стратегического планирования видно, что Стратегия разработана значительно раньше Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года (2013г.) (далее - Прогноз ДСЭР) - базового документа в стратегическом планировании. В Прогнозе ДСЭР отмечается, что в период 2001 - 2008 гг. Россия сделала впечатляющий рывок практически по всем направлениям социально-экономического развития.

При этом удалось выстроить в целом работоспособную систему институтов рыночной экономики, включающую налоговое и бюджетное законодательство, регулирование вопросов собственности (в том числе интеллектуальной), корпоративных, земельных и трудовых отношений (гл. 1. Итоги социально-экономического развития Российской Федерации в 2001-2012 годах).

Но на этом этапе развития стратегического планирования, в котором Прогноз ДСЭР являлся основным документом планирования (ст.16, п.1, Федерального закона РФ от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации"), отдельного раздела по физической культуре и спорту в прогнозе нет. Он появился в Прогнозах ДСЭР до 2024 и 2036 годов.

С учетом завершения в 2020 году сроков действия Стратегии, по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта 27 марта 2019 г. Глава государства В.В. Путин поручил разработать и до 30 октября 2020 г. утвердить Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года (подпункт «е» пункта 1 перечня поручений от 30 апреля 2019 г. № Пр-759), которая, конечно, должна быть разработана с учетом Прогноза ДСЭР, рассмотрев ее на очередном заседании Совета в 2020 г. (пункт 5 перечня поручений от 22 ноября 2019 г. № Пр-2397).

Министерством спорта Российской Федерации разработан проект Стратегии-2030, который размещен 10 апреля 2020 г. на официальном сайте этого органа для общественного обсуждения.

Предварительный анализ проекта документа показывает, что предложений по совершенствованию системы управления, системы стратегического планирования, механизма бюджетного финансирования, активной разработки теории и механизма внебюджетного финансирования и соответственно научного обоснования, в т.ч. на основе анализа роли, места и влияния системы управления физической культуры и спорта СССР на развитие международного спорта и олимпийского движения проект документа не содержит.

Существующие и перспективные вызовы, риски, не находят своего решения в формулировке задачи по созданию перспективной модели управления системой физической культурой и спортом.

Особенность 2. В научной литературе и нормативных документах по физической культуре и спорту крайне незначительно отмечен исторический факт, что основой создания системы физической культуры и спорта СССР являются подходы, разработанные Г. А. Дюперроном, и наиболее полно изложенные в «Теории физической культуры», изданной в 1925 г. под его редакцией [3]. Так, например, «Одним из первых мероприятий советской власти было полное подчинение государственным интересам физкультуры со спортом и гимнастикой. В истории современных народов это первый пример «огосударствления» физической культуры. Очень многие не поняли необходимости и первостепенно сти этой меры, но она оправдывалась многочисленными соображениями. Целый ряд чисто быто-

вых условий, длительно влиявших на ухудшение физического благосостояния народных масс, населявших территорию бывшей Российской империи, а также другие условия, в течение короткого времени повлиявшие еще более резко, прежде всего война, предшествовавшая и сопутствовавшая революции, угрожали народам, объединенным в Советский Союз, физической отсталостью, утратой работоспособности и обороноспособности. Нужно было принять спешные меры, и эти меры не могли оставаться частной, случайной инициативой, а должны были планомерно и целесообразно охватить все трудовое население и всю подрастающую молодежь. Эти меры были нужны для того, чтобы не только оздоровить человека, не только подкрепить его, но, чтобы в корне изменить то, что можно было бы назвать «физическим характером» человека» [3].

Г. А. Дюперроном впервые в мире было дано определение понятию «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» которое легло в основу создаваемой системы управления СССР и стало вектором, определенным Концепцией роли физической культуры и спорта в развитии человеческого потенциала современной России. «Что такое физическая культура. Вопросы физического воспитания, гимнастики, спорта и т.п. объединяются в настоящее время термином «физическая культура».

Под словом «культура» мы привыкли понимать степень умственного, технического и нравственного развития группы людей. Но культурой мы также называем совокупность всех благ, созданных человеком для использования их в жизни. Наука, право, телефон, радио, все это доставляет «культурному» человеку значительные удобства, при помощи которых человек обставляет свою жизнь с большим или меньшим комфортом, эти удобства мы и склонны считать признаками культуры и часто полагаем, что без них обойтись нельзя. В слове «культура» заключается, однако, еще элемент необходимого улучшения. Культура растения предусматривает улучшение породы данного растения. Когда мы более узко ограничиваем жизненные блага областью нашего тела, мы говорим о «физической культуре», как о совокупности всех физических и психических сил в нормально и сильно развитом организме человека и о совершенствовании этих сил.» [3].

Обратим внимание, совокупность сил организма человека и их совершенствование. Таким образом, Г. А. Дюперрон обозначает платформу, которая в эволюционном развитии научных процессов «ОБРАЗОВАНИЕ - ВОСПИТАНИЕ - ЗДОРОВЬЕ» стала физической культурой и объединила в систему два понятия «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА -СПОРТ». Так Петр Францевич Лесгафт заложил педагогические и естественно-научные основы физического воспитания, создал учебное заведение «Курсы воспитательниц и руководительниц физического образования», систему физического воспитания и практику физического воспитания в образовательных учреждениях дореволюционной России. Алексей Дмитриевич Бутовский и Георгий Александрович Дюперрон основали Олимпийское движение в России и практику проведения соревнований по различным видам спорта.

При этом, общественные физкультурно-спортивные организации России начали создаваться во второй половине XIX в. при поддержке прогрессивной передовой интеллигенции, отдельных представителей буржуазии, офицеров и генералов, которые были энтузиастами, а зачастую и меценатами, тем самым закладывались основы механизма внебюджетного (негосударственного) финансирования.

Советская власть на основе основополагающих принципов Олимпизма, развила заложенную основателями платформу и создала систему физической культуры и спорта, действующую до настоящего времени [4]. После Октябрьской революции в Советском государстве произошли существенные социокультурные изменения, которые затронули все стороны жизни. Произошло изменение восприятия людей, занимающихся соревновательной деятельностью. В обществе они стали восприниматься как «физкультурники». Сообразно с этим начало формироваться отношение к их деятельности, которое эволюционировало в современный статус спортсмена [1].

К этому необходимо отметить, что время, когда были сформированы принципы Олимпизма в спорте, было временем доминирующих идей гуманизма и просветительства в Европе, направленных на развитие человека и его потенциала, временем, когда формировались системы государственного управления в США, западноевропейских странах и России.

Особенность 3. Проводимая в последние годы политика федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта по переводу организаций дополнительного образования в организации спортивной подготовки, реализующих услуги по спортивной подготовке, обусловила разделение систем образования и физической культуры, создала условия для исключения значимости педагогического подхода в физическом воспитании населения и подготовке спортсменов, что соответствующим образом закреплено в нормативных правовых документах, регулирующих общественные отношения в отрасли.

Особенность 4. Из широкого понятия «человеческий потенциал» исходит понятие «человеческий капитал». Понятие «человеческий капитал», в своем становлении и развитии с 60-х годов XX века, в настоящее время имеет особое значение в одном из основных документов системы стратегического планирования Российской Федерации, который определяет направления и ожидаемые результаты социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в долгосрочной перспективе и изложено в гл. 4. Развитие человеческого капитала и уровень жизни населения [6].

Понятие «человеческий капитал» представляет собой сформированный в результате инвестиций запас знаний, умений, навыков и мотиваций, отражающий совокупность физических, интеллектуальных и психологических качеств и способностей личности [2, С. 49].

Система управления физической культурой и спортом в РФ состоит из двух подсистем «физической культура» и «спорт» охватывающих «образовательное» и «спортивное» пространства.

В настоящее время в процессе упорядочения структурных элементов рынка труда в Российской Федерации система ФКС занимает разорванную позицию. Она определена профессиональными стандартами:

- Профессиональный стандарт "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 г. № 608н

- Профессиональный стандарт "Тренер", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. № 193н

- Профессиональный стандарт "Руководитель организации (подразделения организации), осуществляющей деятельность в области физической культуры и спорта", утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 798н.

По сути, введенное регулирование разрывает два понятия - физическую культуру и спорт, на две профессии - тренер и преподаватель. Сформированная десятилетиями профессия (тренер-преподаватель), разделена вживую без учета исторически сложившегося формата подготовки специалиста, физкультурника и спортсмена. В системе физической культуры и спорта произошел разрыв «образовательного и спортивного пространства» в целом.

Главным фактором системы физической культуры и спорта РФ является и пока остается то, что она одна из основных систем государственного управления, формирующих человеческий капитал в полном объеме поставленных задач стратегического планирования. Более того, является единственной системой государственного управления, охватывающей весь жизненный цикл человека.

Представляется крайне важным обеспечить разработку проекта Стратегии-2030 на основе Указа Президента Российской Федерации о 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [9] на базе имеющегося практически столетнего опыта теории физической культуры и спорта Стратегия-2030 должна заложить основы для формирования новой системы физического воспитания населения в целях обеспечения реализации соответствующих прав граждан, создания системы физической культуры и спорта полного жизненного цикла человека и обеспечения устойчивого развития Российской Федерации в долгосрочной перспективе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаев, М.В. Становление статуса «физкультурник» (спортсмен) в Советском государстве (1917 - 1941 гг.) : дис. ... канд. пед. наук / Багаев Михаил Владимирович. - Санкт-Петербург, 2018. - 163 с.

2. Экономика труда : учебник / под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. - Москва : Экзамен, 2003. - 736 с.

3. Дюперрон, Г.А. Теория физической культуры / Г.А. Дюперрон. - 3-е изд. - Ленинград : Кооперативное издательство «Время», 1930. - 621 с.

4. Корольков, Е. П. Система физической культуры и спорта как историческое наследие народов России / Е.П. Корольков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. -№ 3 (157). - С. 181-184.

5. О гармонизации документов государственного стратегического планирования : препринт WP8/2015/01 / А.В. Клименко, В.А. Королев, Д.Ю. Двинских, И.Ю. Сластихина ; Нац. ис-след. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. -(Серия «Государственное и муниципальное управление»). - 48 с.

6. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Минэкономразвития РФ // URL : https://base.garant.ru/70309010/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // URL : https://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.01.2020).

8. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р // URL : https://base.garant.ru/196059/ (дата обращения: 01.01.2020).

9. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 // URL : https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Bagaev, M.V. (2018), The formation of the status of "physical education" (athlete) in the Soviet state (1917-1941), dissertation, St. Petersburg.

2. Volgin, N.A. and Odegov, Yu.G. (2003), Labor Economics: Textbook, Exam, Moscow.

3. Duperron, G.A. (1930), Theory of Physical Culture, Cooperative Publishing House "Time", Leningrad.

4. Korolkov, E.P. (2018), "The system of physical culture and sports as a historical heritage of the peoples of Russia", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (157), pp. 181-184.

5. Klimenko, A.V., Korolev, V.A., Dvinsky, D.Yu., Slastikhina, I.Yu. (2015), On the harmonization of documents of state strategic planning: preprint WP8 /2015/01/, National Research University Higher School of Economics, Publishing House of the Higher School of Economics, Moscow.

6. Ministry of Economic Development of the Russian Federation (2018), Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030, available at: https://base.garant.ru/70309010/.

7. Government of the Russian Federation (2008), Order of the of November 17, 2008 N 1662-r "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020", available at: https://base.garant.ru/194365/.

8. Government of the Russian Federation (2009), Order of the of 07.08.2009 N 1101-r "On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020", available at: https://base.garant.ru/196059/.

9. President of the Russian Federation (2018), Decree of the of 05.05.2018 N 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024", available at: https://base.garant.ru/71937200/.

Контактная информация: korolkovzs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2020

УДК 796.88

КОНТРОЛЬ НЕКОТОРЫХ БИОМЕХАНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ДВИЖЕНИЙ СПОРТСМЕНА И СНАРЯДА ПРИ УХОДЕ ПОД ШТАНГУ В АТЛЕТИЗМЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЯЖЕЛОЙ АТЛЕТИКИ)

Абсет Хакиевич Талибов, доктор биологических наук, профессор, Геннадий Петрович

Виноградов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Николаевич Сурков, кандидат педагогических наук, профессор, Виктор Дмитриевич Зверев, кандидат педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается анализ техники выполнения классических упражнений в тяжелой атлетике по фазам, а также по зонам интенсивности. Выявлено, что выполнение рывка классического и подъема штанги на грудь во всех исследуемых группах, и время перестановки ног опоры сокращается в зонах интенсивности.

Это зависит от веса поднимаемого веса. Также установлено, что полученные результаты позволили выявить и другую закономерность: с повышением спортивной квалификации атлета сокращается длительность выполнения безопорного подседа в рывке классическом и при подъеме штанги на грудь, в последствие чего, экономизация времени в технике выполнения упражнения происходит постепенно.

Сокращение времени фазы безопорного подседа с большим весом, ее длительности при выполнении упражнения с интенсивностью 95% зависит от физиологических механизмов организма. Для оптимальной подготовки важно строго выбрать величину нагрузки в каждой зоне интенсивности классических упражнений тяжелоатлетов.

Ключевые слова: биомеханика, тяжелоатлет, спорт, результат.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p452-456

CONTROL OF SOME BIOMECHANICAL CHARACTERISTICS OF THE MOVEMENTS OF THE ATHLETE AND PROJECTILE WHEN GOING UNDER THE BAR IN ATHLETICISM (FOR EXAMPLE, WEIGHTLIFTING)

Abset Hakievich Talibov, the doctor of biological sciences, professor, Gennady Petrovich Vinogradov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Nikolaevich Surkov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Viktor Dmitrievich Zverev, the candidate of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The article analyzes the technique of performing classical exercises in weightlifting by phases, as well as by intensity zones. It was found that the performance of the classic snatch and lifting the bar to the chest in all the study groups, and the time of repositioning the legs of the support is reduced in the intensity zones. This depends on the weight of the weight being lifted. It was also found that the results revealed another pattern: with the increase in athletic skill of the athlete, the duration of performing a non-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.