3. Lifanov, A.D. and Finogentova, L.A. (2015), "To the question of using the mobile learning resources at physical culture lessons in the lifelong learning system", Vestnik sportivnoy nauki, No. 3, pp. 43-48.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.08.2018
УДК 796.062
О ВЫПОЛНЕНИИ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА
ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА
Сергей Евгеньевич Бакулев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Сергей Максимович Ашкинази, доктор педагогических наук, профессор,
Андрей Николаевич Кочергин, кандидат педагогических наук, Вадим Владимирович Рябчиков, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы, связанные с выполнением целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Анализируется динамика выполнения целевых показателей, а также прогнозируются возможности их достижения. Сформулированы выводы и рекомендации, касающиеся разработки целевых показателей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года.
Ключевые слова: стратегия, физическая культура, спорт, Российская Федерация, целевые показатели, официальные статистические наблюдения.
ON IMPLEMENTATION OF TARGET INDICATORS FOR THE PHYSICAL EDUCATION AND SPORT DEVELOPMENT STRATEGY IN THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PERIOD UP TO 2020
Sergey Evgenyevich Bakulev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Vladimir Aleksandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Sergey Maksimovich Ashkinazi, the doctor of pedagogical sciences, professor, Andrey Nikolaevich Kochergin, the candidate of pedagogical sciences,
Vadim Vladimirovich Ryabchikov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article involves issues related to the implementation of the targets for the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2020. The authors analyze trends in the implementation of the targets and predict the possibilities of their attainment. They provide some conclusions and recommendations relating to making the targets for the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2030.
Keywords: strategy, physical education, sport, the Russian Federation, targets, official statistical surveys.
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время научные работники и профессорско-преподавательский состав НГУ им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург выполняют научно-исследовательскую работу по теме «Разработка научно обоснованных предложений по формированию проекта Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030
года с учетом опыта реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» в рамках выполнения государственного контракта № 41 от 26.03.2018 года с Министерством спорта Российской Федерации. Анализируя опыт реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия 2020), которая была утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р [3], необходимо изучить динамику выполнения ее основных целевых показателей. Достижение целевых показателей реализации Стратегии 2020 было запланировано в 2 этапа: в 2009 - 2015 гг. (первый этап) и в 2016 - 2020 гг. (второй этап).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В качестве одного из наиболее важных целевых показателей Стратегии 2020 следует выделить увеличение доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения: на первом этапе с 15,9% в 2008 году до 30% в 2015 году, на втором этапе - до 40% в 2020 году. Проведенный анализ данных официальных статистических наблюдений Министерства спорта Российской Федерации позволил выявить следующую динамику выполнения этого целевого показателя (рисунок 1). %
50 40 30 20 10 0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
♦ Целевые показатели ■ Фактические показатели
Рисунок 1 - Доля граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения, % ([1, 2, 4])
Анализ статистических данных показывает, что целевой показатель запланированного увеличения доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, был достигнут и превышен на 1,9% в ходе реализации первого этапа Стратегии 2020. Наблюдаемый ежегодный прирост граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, позволяет предполагать, что целевое значение этого показателя Стратегии к 2020 году может быть достигнуто.
Еще одним важным целевым показателем реализации Стратегии 2020 является запланированное увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе с 34,5% до 60% в 2015 году, на втором этапе - до 80% в 2020 году. Динамика достижения данного целевого показателя представлена на рисунке 2.
Следует отметить, что целевой показатель «Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения» представляет собой фактор, во многом определяющий успешность реализации ранее рассмотренного показателя по вовлечению населения России в систематические занятия физической культурой и спортом. Этот показатель включает обучающихся в общеобразовательных организациях, студентов организаций среднего профессионального и высшего образования. В него не входят обучающиеся организаций дошкольного образования. Целевое значение данного показателя по итогам реализации первого
36 ,6 • • • • 40,0
31,9
30 ,0
этапа Стратегии 2020 было превышено в 2015 году на 4,6%. В 2017 году показатель составил 78,5%, при условии сохранения такой динамики запланированное увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, будет достигнуто к 2020 году.
% 100
78,5
• ••
80 ,,, .........
/С /1 /С _ » и^Ш
60 40 20
34,5
64,6
80,0
60,0
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ♦ Целевые показатели ■ Фактические показатели
Рисунок 2 - Доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % ([1, 2, 4])
В качестве целевого показателя реализации Стратегии 2020 предусмотрено также увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения: на первом этапе с 3,5% до 10% в 2015 году, на втором этапе - до 20%
в 2020 году. Выполнение данного целевого показателя представлено на рисунке 3.
%
25 20 15 10 5
20,0
10,0 14,1
3, 5 .....
6, 7
0
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 ♦ Целевые показатели ■ Фактические показатели Рисунок 3 - Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения, % (Источник: данные официальных статистических наблюдений Минспорта России (форма 3-АФК) (https://www.minsport.gov.ru/sport/paralympic/42/28346/)
По итогам реализации первого этапа Стратегии 2020 целевой показатель «Доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения» в 2015 году должен был составить 10%, но фактически достиг только 6,7%. Однако в ходе реализации второго этапа Стратегии 2020 динамика выполнения этого показателя значительно возросла, и в 2017 году он достиг 14,1%. При условии сохранения наблюдаемой динамики данный целевой показатель может быть выполнен к 2020 году.
В рамках научно-исследовательской работы был проанализирован процесс выполнения и такого целевого показателя как увеличение количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с
различными категориями и группами населения: на первом этапе с 295,6 тыс. человек до 320,0 тыс. человек в 2015 году, на втором этапе - до 360 тыс. человек в 2020 году. Динамика изменения количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций представлена на рисунке 4.
тыс. чел. 450
400
350
300
250
200
2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
♦ Целевые показатели ■ Фактические показатели
Рисунок 4 - Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спор-тивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения, тыс. чел. ([1, 2, 4])
Данные официальных статистических наблюдений Минспорта России, утвержденные Росстатом, свидетельствуют о том, что целевое значение показателя «Количество квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, осуществляющих физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения», запланированное на 2020 год, было перевыполнено уже в 2015 году на 1,7 тыс. чел. Следует отметить, что увеличение численности штатных работников физической культуры и спорта продолжалось, и в 2016 году составило 368,6 тыс. чел. Таким образом, запланированный целевой показатель Стратегии 2020 был перевыполнен на 8,6 тыс. чел.
В качестве целевого показателя реализации Стратегии 2020 предусмотрено и повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности: на первом этапе с 22,7% до 30% в 2015 году, на втором этапе - до 48% в 2020 году. Динамика увеличения единовременной пропускной способности объектов спорта представлена на рисунке 5.
%
100 80 60 40 20
0
2007 2008 2009 2010 201] 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021
♦ Целевые показатели ■ фактические показатели
Рисунок 5 - Единовременная пропускная способность объектов спорта, % ([1, 2, 4])
Анализ статистических данных показывает успешное выполнение целевого показателя, связанного с обеспеченностью населения спортивными сооружениями. В 2015 году этот показатель был выполнен в соответствии с запланированным целевым значением -30%. В 2017 году целевое значение показателя, запланированное на 2020 год, было
295,6 361,7 .к • • *■*
320,0 360,0
49,9 ы
22,7 30,0
перевыполнено на 1,9%. Достижение данного целевого показателя было обеспечено за счет увеличения количества объектов спорта, функционирующих в Российской Федерации.
Кроме того, в качестве целевого показателя реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года предусматривалось увеличение доли российских спортсменов - членов сборных команд страны, прошедших процедуру антидопингового контроля, до 100%. Данный целевой показатель в соответствии со Стратегией 2020 был выполнен уже на первом этапе ее реализации к 2015 году.
Необходимо отметить, что вопрос о включении некоторых показателей в Стратегию 2020 в качестве целевых в настоящее время является дискуссионным. Опыт реализации Стратегии 2020 показал, что некоторые целевые показатели, как, например, «Доля граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности детей 6 - 15 лет», слабо проявлялись в заинтересованности регионов, а в официальных документах отражались либо с задержкой, либо вообще не предусматривались [2, с. 34].
ВЫВОДЫ
Таким образом, анализ данных официальных статистических наблюдений позволяет сделать выводы о положительной динамике выполнения основных целевых показателей действующей Стратегии развития физической культуры и спорта, а также предположить, что они будут достигнуты в соответствии с запланированными значениями к 2020 году. Следует подчеркнуть, что рассмотренные выше целевые показатели наиболее полно и в достаточной мере характеризуют ход выполнения Стратегии 2020.
В тоже время, в процессе разработки проекта Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности включения в нее целевых показателей Стратегии 2020, что обусловлено в одних случаях их успешным выполнением, а в других - слабой заинтересованностью регионов. Также требует отдельного решения вопрос о целесообразности включения в проект Стратегии 2030 отдельного самостоятельного раздела, посвященного целевым показателям и этапам их реализации. В качестве альтернативного может быть рассмотрено решение о распределении целевых показателей по тематическим разделам Стратегии 2030.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы по теме «Разработка научно обоснованных предложений по формированию проекта Стратегии развития физической культуры и спорта Российской Федерации на период до 2030 года с учетом опыта реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», государственный контракт № 41 от 26.03.2018 года с Министерством спорта Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Доклад об итогах работы в 2017 году и основных направлениях деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2018 год [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. - URL: http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/28895/. -Дата обращения: 10.08.2018.
2. О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (первый этап, 2009 - 2015 гг.). - М. : Спорт, 2016. - 248 с.
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» от 07.08.2009 г. № 1101-р [Электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/. - Дата обращения: 12.04.2018.
4. Формы федерального статистического наблюдения 1-ФК «Сведения о физической культуре и спорте» [Электронный ресурс] // Министерство спорта Российской Федерации. - URL : http://www.minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/. - Дата обращения: 12.04.2018.
REFERENCES
1. Report on the outcome of the work in 2017 and main activities of the Ministry of Sport of the Russian Federation for 2018, Ministry of Sport of the Russian Federation, available at:
http://www.minsport.gov.ru/press-centre/speeches/28895 (accessed August 10, 2018).
2. About the implementation of the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2020 (the first phase, 2009-2015) (2016), Sport, Moscow.
3. The order of the Government of the Russian Federation "About approval of the Physical Education and Sport Development Strategy in the Russian Federation for the period up to 2020 " of August 7, 2009 No. 1101-r, available at: http://base.garant.ru/196059/ (accessed April 12, 2018).
4. The forms of the federal statistical surveys 1-FK "Information about physical education and sport", Ministry of Sport of the Russian Federation, available at: http://www.minsport.gov.ru/sport/physi-cal-culture/statisticheskaya-inf/ (accessed April 12, 2018).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.08.2018
УДК 378
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОСТРАХОВКИ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ТРАВМАТИЗМА ПРИ ПАДЕНИЯХ
Сергей Сергеевич Бондин, аспирант, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого; Роман Валерьевич Едигарев, старший преподаватель, Светлана Васильевна Григорьева, кандидат педагогических наук, Николай Федорович Филатов, преподаватель, Максим Сергеевич Семоненко, преподаватель, Артём Алексеевич Бессонов, преподаватель, Череповецкое высшее военное инженерное
училище радиоэлектроники
Аннотация
В статье показано, что в настоящее время уделяется недостаточное внимание вопросам формирования навыков самостраховки для профилактики травматизма при падениях. Анализ травматизма свидетельствует, что большинство травм люди получают во время занятий спортом и в бытовых ситуациях. Между тем зачастую подобные травмы, как бытовые, так и спортивные, объясняются не случайностью, а слабой физической подготовленностью людей и недостаточным вниманием преподавателей по физической культуре к упражнениям, развивающим навыки самостраховки. Проблема формирования навыков самостраховки у людей, относится к числу наиважнейших для профилактики травматизма при падениях. В этой связи разработка технологии формирования навыков самостраховки для профилактики травматизма при различных падениях приобретает особое значение.
Ключевые слова: формирование навыков самостраховки, технология, профилактика травматизма при падениях.
TECHNOLOGY OF FORMATION OF SELF-INSURANCE SKILLS FOR PREVENTION OF TRAUMATISM WHEN FALLING
Sergey Sergeevich Bondin, the post-graduate student, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University; Roman Valeryevich Edigarev, the senior teacher, Svetlana Vasilyevna Grigorieva, the candidate of pedagogical sciences, Nikolay Fedorovich Filatov, the teacher, Maxim Sergeevich Semonenko, the teacher, Artem Alekseevich Bessonov, the teacher, Cherepovets Highest Military Engineering College of Radio electronics
Annotation
The article has shown that the insufficient attention is now paid to the questions of formation of the self-insurance skills for prevention of traumatism when falling. The analysis of traumatism demonstrates that people get injured mostly during the sports activities and in everyday situations. Meanwhile similar injuries, both household, and sports, are often explained not with the accident, but with weak physical fitness of the people and insufficient attention of PE teachers to the exercises, developing the skills of self-insurance. The problem of formation the self-insurance skills at people is among the major for prevention of traumatism when falling. In this regard, the development of technology for formation of the self-insurance skills for prevention of traumatism after various fallings is of particular importance.
Keywords: formation of self-insurance skills, technology, prevention of traumatism when falling.