Научная статья на тему 'Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии в контексте реализации стратеги долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации'

Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии в контексте реализации стратеги долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
132
Поделиться
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ МЕНЕДЖЕР / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / СЕТЬ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ / ИНДУСТРИЯ СПОРТА / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ / ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ / SPORT MANAGER / SPORTS CLUB / NETWORK OF SPORTS CLUBS / SPORTS INDUSTRY / STRATEGY OF DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION / INDICATORS OF DEVELOPMENT / TRAINING / STAFFING SPORTS ACTIVITIES / ORGANIZATIONAL-MANAGERIAL PROVISION OF SPORTS ACTIVITIES / PERSONNEL TRAINING SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жирнова Ольга Леонидовна, Улитина Елена Валерьевна

С 2009 года в России реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Несмотря на успехи российских спортсменов в Зимней Олимпиаде 2014 года, развитие более трети направлений Стратегии значительно отстает от ожидаемых темпов достижения целевых индикаторов. В статье проводится анализ двух взаимосвязанных задач стратегии: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения и развитие организационноуправленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Авторы проводя анализ текущего состояния развития сети спортивных клубов в РФ и столичном регионе, рассматривают отдельные аспекты реализации каждой из задач Стратегии и предлагают направления применения комплексного подхода к их совместному достижению. В силу традиционной зависимости от бюджетных дотаций и недостаточной компетентности менеджеров спортивных клубов, в России не формируется на упорядоченной регулярной основе система соревнований межклубных турниров и чемпионатов на муниципальном уровне, поддерживаемых через институты частно-государственного партнерства и спортивного фондрайзинга. Это препятствует достижению целевых индикаторов Стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российского Федерации на период до 2020 года. Основу для достижения задач должны заложить изменения в системе подготовки профессиональных кадров для спортивной индустрии.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Жирнова Ольга Леонидовна, Улитина Елена Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Directions of development of the system of training managers for the sports industry in the context of the implementation of the Strategy of long-term development of physical culture and sports in the Russian Federation

In 2009 Russia is implementing a Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. Despite the success of Russian athletes at the Winter Olympics of 2014, the development of more than a third Strategy lags far behind the expected rate of achievement of target indicators. The article gives the analysis of two interrelated objectives of the strategy: creating a new national system of physical education of the population and the development of organizational-administrative and personnel support of sports activities. The authors analyzing the current state of development of a network of sports clubs in the Russian Federation and Moscow region, look at specific aspects of implementing each of the objectives of the Strategy and offer directions of application of a complex approach to their joint achievement. Due to the traditional reliance on budget subsidies and the lack of competence of managers of sports clubs in Russia is not formed ordered on a regular basis, the system of competition interdojo tournaments and Championships at the municipal level, supported through the institutions of private-state partnership and sports fundraising. This prevents the achievement of target indicators of the Strategy''s long-term development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. The basis for achieving objectives must lay changes in the system of professional training for the sports industry.

Текст научной работы на тему «Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии в контексте реализации стратеги долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»

УДК 338.465+338.262

Жирнова Ольга Леонидовна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Россия, Москва1 Преподаватель кафедры Бизнес-статистики E-Mail: OZhirnova@mfpa.ru

Улитина Елена Валерьевна

Московский финансово-промышленный университет «Синергия»

Россия, Москва Заведующая кафедрой Бизнес-статистики Кандидат экономических наук, Доцент E-Mail: eulitina@mfpa.ru

Направления развития системы подготовки менеджеров

для спортивной индустрии в контексте реализации «Стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российской Федерации»

Аннотация: С 2009 года в России реализуется Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Несмотря на успехи российских спортсменов в Зимней Олимпиаде 2014 года, развитие более трети направлений Стратегии значительно отстает от ожидаемых темпов достижения целевых индикаторов. В статье проводится анализ двух взаимосвязанных задач стратегии: создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения и развитие организационноуправленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. Авторы проводя анализ текущего состояния развития сети спортивных клубов в РФ и столичном регионе, рассматривают отдельные аспекты реализации каждой из задач Стратегии и предлагают направления применения комплексного подхода к их совместному достижению. В силу традиционной зависимости от бюджетных дотаций и недостаточной компетентности менеджеров спортивных клубов, в России не формируется на упорядоченной регулярной основе система соревнований - межклубных турниров и чемпионатов на муниципальном уровне, поддерживаемых через институты частно-государственного партнерства и спортивного фондрайзинга. Это препятствует достижению целевых индикаторов Стратегии долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российского Федерации на период до 2020 года. Основу для достижения задач должны заложить изменения в системе подготовки профессиональных кадров для спортивной индустрии.

Ключевые слова: Спортивный менеджер; спортивный клуб; сеть спортивных клубов; индустрия спорта; Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ; индикаторы развития; подготовка кадров; кадровое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности; организационно-управленческое обеспечение физкультурно-спортивной деятельности; система подготовки кадров.

Идентификационный номер статьи в журнале 179EVN214

1 125190, г. Москва, Ленинградский пр-кт, д. 80 Г, МФПУ «Синергия», кафедра Бизнес-статистики

1. Введение

С 2009 года начат процесс реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года2 (далее - Стратегия). Несмотря на достигнутые успехи, особенно в сфере подготовки и участии российских спортсменов в знаковых международных мероприятиях спорта высших достижений, развитие более трети направлений Стратегии либо значительно отстает от ожидаемых темпов достижения целевых индикаторов, либо их показатели развития уже оцениваются как недостижимые в установленные сроки. Мы хотели бы обратить внимание на реализацию двух задач Стратегии, которые, на наш взгляд, имеют дополнительный потенциал возможностей развития, связанный с системой подготовки профессиональных кадров для спортивной индустрии. Первой из них является указанная в Стратегии под номером один задача создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. В качестве одной из мер, направленных на ее решение, в Стратегии установлено создание сети спортивных клубов по месту жительства, в том числе спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом. С развитием спортивных клубов в Стратегии связываются также модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях и формирование спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского профессионального спорта на международной арене. Однако даже в таких центрах как Москва и Санкт-Петербург, входящих в число лидеров по динамике количественных показателей создания спортивных клубов, текущее состояние развития их сети далеко от установленных целевых ориентиров. Другой приоритетной задачей Стратегии является развитие организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурноспортивной деятельности, чему, в том числе должны способствовать следующие меры: совершенствование управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях; формирование государственного заказа на подготовку специалистов в области физической культуры и спорта; совершенствование перечня специальностей и направлений профессиональной подготовки в соответствии с запросами сферы физической культуры и спорта; разработка мер по подготовке волонтеров для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта. В статье проводится анализ текущего состояния и рассматриваются отдельные аспекты реализации каждой из задач Стратегии, а также предлагаются направления применения комплексного подхода к их совместному достижению через систему подготовки профессиональных кадров для спортивной индустрии.

2. Текущее состояние развития сети спортивных клубов в РФ и столичном регионе

Оценка текущего состояния развития сети спортивных клубов осуществлялась по сравнению с целевыми индикаторами, указанными в Стратегии развития и Плане деятельности Министерства спорта Российской Федерации на 2013-2018 годы, утвержденном приказом Министра спорта Российской Федерации В.Л. Мутко 25 июня 2013 г. № 36213. Целевые индикаторы представлены в таблице 1.

2 Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

(утв. Распоряжением Правительства РФ от 07 августа 2009 г., N 1101 -р Режим доступа:

http://base.consultant.m/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=90500

3 Источник: http://www.minsport.gov.ru/activities/plan2018/

Таблица 1

Целевые индикаторы развития сети спортивных клубов в РФ на период до 2020 года

Индикатор Значение индикатора по годам

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Доля организаций, имеющих спортивные клубы, %4 Х Х 20 Х Х Х Х 45

Доля образовательных учреждений, имеющих клубы, %5 25 30 35 40 45 50 Х Х

На начало 2013 года общее количество учреждений, предприятий, объединений и организаций системы физической культуры и спорта в РФ составило 169 253. Число образовательных учреждений в РФ, на базе которых могли функционировать спортивные клубы, составляло 92345, но из них реально имели спортивные клубы только 3,95%, в системе профессионального образования - 4,05%, а в системе среднего и высшего профессионального образования лишь - 4,99%.6 По месту жительства населения общее количество физкультурно -спортивных клубов составляло 7,52% от общего числа организаций системы физической культуры и спорта, из которых 61,10% являлись детскими и подростковыми клубами. Анализ доли организаций, имеющих спортивные клубы, подтверждает отсутствие у руководителей и собственников достаточного уровня мотивации и финансовых ресурсов для создания таких структур на фоне кризисных ожиданий - лишь 4,00% из них имели в своей структуре спортивные клубы. Из вышеизложенного следует вывод о значительном отставании темпов развития системы спортивных клубов в РФ от целевых значений.

Однако состояние развития сети спортивных клубов в мегаполисах является более оптимистичным В частности, в столичном регионе, как одном из лидеров по уровню экономического развития, развитию массового спорта и значению рассматриваемого индикатора, доля организаций, имеющих спортивные клубы в 2013 году составила 19,95% (Табл. 2).

Таблица 2

Показатели развития сети спортивных клубов Москвы за период 2009-2013 гг.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

Число учреждений и организаций (включая образовательные) на базе которых возможно создание спортивных клубов, единиц 3225 3246 3283 3074 2697

из них число учреждений и организаций, имеющих спортклубы: единиц % от общего числа 156 4,84 529 16,30 454 13,83 541 17,60 538 19,95

4 Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

5 Согласно Плану деятельности Минспорта РФ до 2018 г. Режим доступа: http://www.minsport. gov. ru/activities/plan2018/

6 Сводный статистический отчет по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" за 2012 г. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/opendata/4045/

7 Составлено авторами на основе данных статистической отчетности Форм 1-ФК Департамента физической культуры и спорта г. Москвы за 2009-2013 гг. Источник: http://sport.mos.ru/about/statistika/

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013

Число учреждений профессионального образования, единиц из них имеют спортивные клубы, % 274 0,00 287 32,00 303 37,00 300 39,00 292 42,00

Число физкультурно-спортивных клубов по месту жительства, единиц 1640 1572 1575 1592 1761

Доля физкультурно-спортивных клубов от общего числа учреждений и организаций физической культуры и спорта, % 21,80 20,79 20,26 21,23 27,93

Как видно из таблицы 2 по величине целевого индикатора доли организаций, имеющих спортивные клубы, московский регион в 2013 году приближается к установленному нормативу 25%, а по доле спортивных клубов при учреждениях среднего и высшего профессионального образования превышает 20% норматив в 1,68 раза. Причем за пятилетний период реализации Стратегии видна устойчивая тенденция к росту значений этих индикаторов, что подтверждает результативность большого объема работ, проведенных Москомспортом по данному направлению (рис. 1).

2009 2010 2011 2012 2013

■ доля учреждений и организаций, имеющих спортивные клубы, %

■ доля учреждений профессионального образования, имеющих спортивные клубы, %

Рис. 1. Динамика величин целевых индикаторов развития сети спортивных клубов Москвы за период 2009-2013 гг. (составлено авторами по данным табл.2)

Развитие сети спортивных клубов столицы в рамках реализации Стратегии осуществляется также в направлении организация физкультурно-спортивных клубов по месту жительства населения. Число созданных клубов, несмотря на незначительный спад после кризиса 2009 года, имеет общую тенденцию к росту и за пятилетие увеличилось на 7,4% при среднегодовом темпе прироста 1,8% (рис. 2).

I

2013 2012 2011 2010 2009

85,00 90,00 95,00 100,00 105,00 110,00 115,00

темп роста числа числа клубов по сравнению с предшествующим периодом, %

Рис. 2. Динамика изменения числа физкультурно-спортивных клубов по месту жительства

населения Москвы за период 2009-2013 гг.8

При этом доля таких клубов в общем числе учреждений и организаций физической культуры и спорта Москвы с 2011 года непрерывно возрастает, а в целом за пятилетие увеличилась на 6,83% (рис. 3).

1800 ------------------------------------------------------------------------------------------------27,93 30,00

о

доля физкультурно-спортивных клубов от общего числа учреждений и организаций фзической культуры и спорта,%

9 число физкультурно-спортивных клубов по месту жительства

Рис. 3. Динамика числа физкультурно-спортивных клубов на местах проживания населения

по г.Москве за период 2009-2013 гг.9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Характерной для мегаполисов проблемной зоной остается увеличение числа спортивных клубов, создаваемых на базе предпринимательских структур - предприятий, учреждений и организаций реального сектора. В Москве за пятилетие число спортивных клубов, созданных на их базе, сократилось на 10,9%, а доля предприятий, имеющих

8 Составлено авторами на основе данных статистической отчетности Форм 1-ФК Департамента физической культуры и спорта г. Москвы за 2009-2013 гг. Источник: http://sport.mos.ru/about/statistikay

9 Составлено авторами на основе данных статистической отчетности Форм 1-ФК Департамента физической культуры и спорта г. Москвы за 2009-2013 гг. Источник: http://sport.mos.ru/about/statistika/

собственные спортивные клубы от общего числа предприятий, учреждений и организаций - с 12,54 до 11,28% (рис. 4).

1250

£ 1245

£ 3

й 1

>- <? 1240

сс и

^ 1235

5? §

^ а = О

2 1230

1225

12,54

12,53

13

12,5

12

11,5

11

10,5

ос

о

2009

2010

2011

2012

2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

доля преприятий, учреждений, организаций, имеющих спортивный клуб, от общего числа, %

• Число предприятий, учреждений, организаций реального сектора Москвы, единиц

Рис. 4. Динамика доли предприятий, учреждений и организаций Москвы, имеющих спортивные клубы за период 2009-2013 гг.10

Причиной является развитость инфраструктуры спортивно-физкультурных учреждений столицы и кризисные ожидания руководителей компаний, в результате чего из соображений минимизации расходов они не стремятся включать в бюджеты своих организаций статьи затрат на создание и поддержание спортивного клуба на базе компании, так как любой из сотрудников имеет возможность выбора спортивно-оздоровительного клуба с различными видами предоставления услуг и из разных ценовых сегментов из уже имеющихся на рынке этих услуг предложений.

Одной из причин, препятствующих более интенсивному развитию спортивных клубов на территории РФ как начального звена цепи системно взаимосвязанных элементов физкультурно-оздоровительной деятельности является нехватка или недостаточная квалификации профессиональных кадров, осуществляющих руководство или курирующих деятельность создаваемых спортивных клубов. Как рыночный агент-участник инфраструктуры индустрии физической культуры и спорта спортивный клуб должен, с одной стороны, являться проводником интересов граждан в реализации их потребностей самореализации и совершенствования физических навыков в процессе занятий одним или несколькими видами спортивной деятельности, с другой стороны должен представлять интересы своих членов через непосредственное взаимодействие с другими субъектами инфраструктуры посредством участия в спортивных мероприятиях на соревновательной основе. В условиях рынка для реализации этих интересов от менеджеров спортивного клуба требуется наличие организационно-управленческих компетенций по работе со спонсорами и держателями фондов для финансового обеспечения организации турниров и чемпионатов, а также владение коммуникативными компетенциями в области взаимодействия с органами местного

10 Составлено авторами на основе данных статистической отчетности Форм 1-ФК Департамента физической культуры и спорта г. Москвы за 2009-2013 гг. Источник: http://sport.mos.ru/about/statistika/

управления и представителями профессиональных спортивных федераций для обеспечения большей значимости проводимых спортивных мероприятий и интеграции спортивного клуба в систему взаимоотношений профессионального спорта. В настоящий момент в силу традиционно-сформировавшейся зависимости от бюджетных дотаций и недостаточной компетентности менеджеров спортивных клубов, в России не формируется на упорядоченной регулярной основе система соревнований - межклубных турниров и чемпионатов на муниципальном уровне, поддерживаемых финансово за счет схем частно-государственного партнерства и спортивного фондрайзинга, что препятствует достижению величин целевого индикатора развития сети спортивных клубов, установленного Стратегией долгосрочного развития физической культуры и спорта в Российского Федерации на период до 2020 года.

3. Индикаторы и направления развития организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в РФ

Индикаторы степени достижения поставленной задачи развития организационно -управленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в РФ на период до 2020 года представлены таблице 3.

Таблица 3

Целевые индикаторы развития организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности в РФ на период до 2020 года

Индикатор Значение индикатора по годам

2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

Создание системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий11 Х Х Х Х Х Х Х Х

Подготовка менеджеров в сфере физической культуры и спорта (% от общего числа студентов вузов спортивной направленности)12 1 2 2 3 3 4 Х Х

Количество штатных работников физической 13 культуры и спорта, тыс.чел. Х Х 320 Х Х Х Х 360

Доля работников сферы физической культуры и спорта, имеющих высшее профессиональное образование, %14 Х Х Х Х Х Х Х 70

На начало 2013 года число штатных работников системы физической культуры и спорта составляла 330,72815 тыс. человек, из них специалистов с высшим профессиональным образованием 63,41%, со средним профессиональным - 20,48%. Поскольку совершенствование

11 Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

12 Согласно Плану деятельности Минспорта РФ до 2018 г. Режим доступа: http://www.minsport. gov. ru/activities/plan2018/

13 Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

14 Согласно Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года

15 Сводный статистический отчет по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" за 2012 г. Режим доступа: http://www.minsport.gov.ru/ministry/structure/opendata/4045/

системы статистической отчетности для мониторинга показателя доли менеджеров в сфере физической культуры и спорта от общего числа студентов спортивных вузов еще продолжается, предварительная оценка размера этого показателя по Российской Федерации составляет не более 0,7%.

Один из недооцененных аспектов проблемы развития кадрового и организационноуправленческого обеспечения физической культуры и спорта, на наш взгляд, находится именно в области совмещения сферы приложения профессиональных компетенций спортивных менеджеров и развития системы организации и проведения спортивных и физкультурных мероприятий. Реализация первого индикатора таблицы ??? планируется в формате утверждения единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятий, который будет утверждаться на следующий год не позднее 4 квартала текущего года16. Из названия индикатора и анализа Стратегии, планов и отчетов о деятельности Министерств спорта РФ следует, что внимание уделяется развитию крупных массовых спортивных мероприятий, а вопросы становления системы спортивнофизкультурных мероприятий на местном уровне остаются без детализированной проработки. Рост популярности организации и проведения крупномасштабных спортивных мероприятий объясним не только общекультурными, но и экономическими соображениями, поскольку при реализации крупного проекта с просчитываемой финансовой окупаемостью легче привлечь заинтересованных субъектов инфраструктуры и снизить риски финансовых потерь. С этой точки зрения увеличение доли подготовки спортивных менеджеров к 2020 году до 4% от всех выпускников с высшим профессиональным образованием и пополнение ими кадрового состава штатных работников физической культуры и спорта является необходимым условием развития сегмента массовых спортивных зрелищных мероприятий. С другой стороны, специалисты с высшим профессиональным образованием в области спортивного менеджмента и профильной специализацией в области управления на макроуровне смогут частично обновить систему органов управления федераций, лиг и крупных спортивных клубов, пополнить аппарат управления государственных структур в области физической культуры и спорта.

Однако это не будет в полной мере способствовать устранению диспропорций в организационно-управленческом взаимодействии федерального органа исполнительной власти с другими субъектами физической культуры и спорта; а также между субъектами управления сферой физической культуры и спорта на региональном и муниципальном уровнях, являющейся сегодня одной из самых низкоэффективной сфер деятельности. В большинстве случаев на уровне муниципалитетов реализация спортивных мероприятий носит формальноотчетный характер и сопровождается отсутствием интереса со стороны аппарата чиновников или вовсе отсутствием кадров для возможности осуществлять деятельность по развитию этого направления. Препятствием развития является также отсутствие налаженной системы взаимодействия между собой и с органами муниципального управления основных субъектов физической культуры и спорта по месту жительства населения (спортивных клубов, в том числе при образовательных организациях). Для этих организаций дефицит квалифицированных кадров в области спортивного менеджмента также является острой проблемой. Для преодоления этого препятствия необходимо наладить систему подготовки спортивных менеджеров особой профилизации, обеспечивающей формирование компетенций с учетом специфики деятельности этих специалистов именно на местном уровне и возможностью последующего профессионального и карьерного роста в соответствии с кругом решаемых задач. Часть таких специалистов могла бы сконцентрировать усилия на развитии взаимодействия между спортивными клубами и местной администрацией и формировании

16 Согласно Плану деятельности Минспорта РФ до 2018 г. Режим доступа: Режим доступа:

http://www.minsport. gov. ru/activities/plan2018/

системы спортивных соревнований на уровне муниципалитетов, выполняя значимую социальную функцию на общественных началах или как внештатный сотрудник аппарата муниципального управления. Целевой аудиторией программ подготовки таких специалистов на наш взгляд являются спортсмены, прервавшие по разным причинам развитие карьеры в профессиональном спорте и не готовые (или не способные) к развитию своей профессиональной деятельности в качестве тренера или педагога. Такие специалисты имеют детальное представление о сфере профессиональной деятельности спортивных клубов и после специальной подготовки через относительно непродолжительное время могут начать осуществлять виды профессиональной деятельность спортивного менеджера на уровне клуба при общеобразовательном учреждении или на местном уровне. В этом контексте четырехлетний цикл подготовки бакалавра (как первой и самой краткой по времени ступени высшего профессионального образования) может оказаться неэффективным в силу длительности и будет, скорее, препятствием, чем средством оперативного решения проблем развития системы управления и организации физкультурно-спортивной работы на местном уровне.

Другим самостоятельным направлением развития кадрового потенциала спортивной индустрии, на наш взгляд, также может стать разработка мер по формированию института волонтерства не только для целей проведения знаковых международных спортивных мероприятий, но и именно для улучшения кадрового обеспечения развития физической культуры и спорта и популяризации этих сфер на местном уровне.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Направления развития системы подготовки менеджеров для спортивной индустрии

Способствовать созданию новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения, основанием которой станет упорядоченная вертикальными и горизонтальными интеграционными взаимосвязями деятельность спортивных клубов, и развитию организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурноспортивной деятельности, будут изменения в системе подготовке менеджеров для спортивной индустрии в следующих направлениях:

• развитие системы непрерывного образования подготовки специалистов в области спортивного менеджмента с акцентом на уровень среднего профессионального образования, нацеленного на возможность начала практической деятельности выпускника программы на уровне местных органов управления сразу после получения квалификации и продолжением обучения на программах высшего образования уже без отрыва от практики;

• пересмотр практической составляющей подготовки спортивных менеджеров -включение в качестве обязательных элементов образовательной программы прохождение практики в спортивных клубах на местах и выполнение междисциплинарного практического предпринимательского проекта (курсового или завершающего обучение) по организации проведения спортивного мероприятия с привлечением внебюджетных фондов, средств фондодержателей;

• создание на базе вузов, осуществляющих подготовку в области спортивного менеджмента, или подведомственных Министерству спорта РФ учреждений общественно-образовательных структур с участием местных органов управления, представителей сети спортивных клубов, действующих по месту жительства граждан, федераций спорта и специализированных спортивных

учреждений на региональном уровне для инициирования и координационного регулирования следующих мероприятий:

• создание рабочих групп по разработке программ взаимодействия всех заинтересованных сторон с учетом проблем и особенностей развития территориальных единиц по вопросам организации и проведения системы межмуниципальных и городских спортивных соревнований, интеграции этих соревнований в систему спортивных мероприятий соответствующего вида спорта и разработкой плана спортивно-физкультурных мероприятий с участием спортивных клубов по месту жительства граждан на уровне муниципалитетов. К выполнению этих работ в качестве волонтеров необходимо привлекать обучающихся по программам подготовки спортивных менеджеров для формирования представления об условиях будущей профессиональной деятельности и начала профильного отбора на места прохождения практики и будущей работы;

• разработки программ по кадровому и финансовому обеспечению плана физкультурно-спортивных мероприятий с возложением на вузы функций организации и учебно-методического обеспечения волонтерской поддержки, а также определению функционала и способов легитимизации деятельности обучающихся спортивных менеджеров, прикрепляемых для прохождения практики к муниципалитетам и спортивным клубам в рамках привлечения внешних источников финансового обеспечения спортивных мероприятий (спортивного фондрайзинга).

Реализация предлагаемых направлений будет создавать условия для ускорения процесса реализации приоритетных задач Стратегии, причем достижение целевых индикаторов развития сферы физической культуры и спорта будет осуществляться через взаимосвязанный комплекс мероприятий. Построенная предлагаемым образом система взаимоотношений сети спортивных клубов при образовательных учреждениях и на местах проживания граждан позволит оперативно решать проблемы кадрового обеспечения развития этой сферы, позволит гибко и чувствительно к изменениям текущих потребностей конкретных территориальных единиц на местном уровне развивать систему спортивных мероприятий, вовлекая в нее все больше новых участников, и снижая нагрузку на региональные бюджеты и бюджет Минспорта РФ за счет применения рыночных механизмов самофинансирования посредством спортивного фондрайзинга. Ожидаемым вторичным эффектом может стать повышение позиций российской системы образования и отдельных образовательных организаций в международных рейтингах на программном уровне в области подготовки спортивных менеджеров, а также способствование повышению уровня производительности труда в отрасли спортивной индустрии в целом.

5. Заключение

24 марта 2014 года Президентом В.В.Путиным подписан Указ № 172 «О всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)»17. в п.6 которого рекомендовано совместно с Министерством спорта РФ разработать и утвердить региональные планы мероприятий по поэтапному внедрению Комплекса на местах. Поскольку текст Положения о Комплексе «ГТО» будет опубликован только после утверждения 15 июня 2014 года, можно только предполагать какими механизмами данная деятельность будет доводиться до практического исполнения на местах. Системой норм ГТО советского периода поощрялось проведение различного рода соревнований, поэтому, предполагая, что в условиях рыночной экономики соревновательная традиция будет продолжена, одной из организационных единиц реализации соревновательной составляющей ГТО могла бы стать деятельность именно спортивных клубов на местах. Возможно обсуждать границы обязательности и всеобъемлемость применения новых нормативов ГТО, но бесспорно, что квалификации организаторов и руководителей возрождаемой системы должны быть достаточными, чтобы развивать Комплекс ГТО в рамках тенденций развития самой сферы спорта, которая представляет собой активно наращивающую темпы развития рыночно-ориентированную индустрию.

В таких условиях подготовка менеджеров и руководителей для спортивной индустрии, способных формировать и поддерживать активную деятельность спортивных клубов, привлекать и удерживать за счет этих форм активности новых участников, способствовать формированию из них резерва профессионального спорта высших достижений становится еще более важной и приоритетной задачей. Решение этой задачи требует пересмотра содержания подготовки и внедрения общественно-профессиональных институтов поддержки непрерывной профессиональной и образовательной деятельности спортивных менеджеров с активной ролью местных органов управления и образовательных организаций на всех стадиях проектирования производственно-образовательной среды и реализации практических мероприятий. В конечном итоге весь предлагаемый комплекс мер будет способствовать достижению приоритетных задач Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года: созданию новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания

населения, основанием которой станет упорядоченная вертикальными и горизонтальными интеграционными взаимосвязями деятельность спортивных клубов, и развитию организационно-управленческого и кадрового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леднев, В.А. Конкуренция в спорте: новые тренды и закономерности развития / В.А.Леднев [Текст] // Современная конкуренция. - 2012. - №6. - С. 83-87.

2. Леднев, В.А. Проект «Сочи-2014»: ожидания и прогнозы, трудности реализации, стратегические перспективы / В.А.Леднев [Текст] //Вестник Российского Международного Олимпийского Университета. - 2012. - №2. - С.18-28.

3. Леднев, В.А. Проведение крупных спортивных соревнований в России: политические, экономические и социальные эффекты / В.А.Леднев [Текст] // GR Sport. - 2013. - №2. - с.22-25.

17 Источник: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?! ;3622440,

4. Леднев, ВА. Индустрия спорта: как объединить интересы государства и бизнеса / ВА.Леднев [Текст] // GR Sport. - 2013. - №1. - с.36-37

5. 5. Рубин, Ю.Б. Конкуренция: упорядоченное взаимодействие в

профессиональном бизнесе : монография / Ю.Б.Рубин [Текст]. - М., Маркет ДС, 2010. - 464 с. - ISBN 978-5-94416-089-8

6. Леднев, ВА. Менеджмент в индустрии спорта : Сборник статей под ред. ВА. Леднева. Выпуск 1. / ВА.Леднев [Текст] - М.: Синергия, 2012. - 200 с. - ISBN 978-5-4257-0085-8

7. Улитина, Е.В. Статистика: учебное пособие [Текст] / Е.В. Улитина, О.В. Леднева, О.Л. Жирнова - М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013. - 320 c. - ISBN: 978-5-4257-0107-7

8. 5. Улитина, Е.В. Статистика: учебное пособие [Текст] / Е. В. Улитина, О. В. Леднева, О. Л. Жирнова; под ред. Е. В. Улитиной. - 3-е изд., стер. - Сер. Университетская серия. - М: MФПA, 2011. - 320 с. - ISBN: 978-5-902597-30-8

9. Громова, Н.В. Повышение производительности труда в РФ: новые резервы / Н.В. Громова [Текст] // Экономика, статистика и информатика. Вестник УМО. - 2013.

- № 2. - С 133-136

10. 8. Леднев, ВА. Спорт как индустрия: сфера экономических отношений и

объект экономического исследования / ВА.Леднев [Текст] //Вестник Московского экономического института. - 2006. - №1. - С. 98-102.

11. Леднев, ВА. Спортивный менеджер -новая профессия / ВА.Леднев [Текст] //Высшее образование в России. - 2006. - № 4. - С. 145-147.

12. Леднев, ВА. Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы / ВА. Леднев //

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №6 (19). - c.59. [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа:

http://naukovedenie.ru/PDF/176EVN613.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

13. Самойлов, ВА. Международные рейтинги университетов - современный инструмент интеграции России в мировое образовательное пространство / ВА.Самойлов, Н.В.Громова, Е.В.Улитина // Интернет-журнал «Науковедение».

- 2013. - №6 (19). - c.95. [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/170EVN613.pdf, свободный. - Загл. с экрана.

- Яз. рус., англ.

14. Aлавердов, AP. Еще раз к вопросу подготовки кадрового резерва для отечественной науки А.Р. Aлавердов, Е.В.Улитина // Интернет-журнал «Науковедение». - 2013. - №1 (14). - c.20. [Электронный ресурс] - М.: Науковедение, 2013. - Режим доступа: http://naukovedenie.ru/PDF/20evn113.pdf, свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус., англ.

Рецензент: Самойлов Вячеслав Aлександрович, доктор экономических наук, доцент,

и.о. заведующего кафедрой экономики и финансов предприятия Московского финансовопромышленного университета «Синергия».

Olga Zhirnova

Moscow university for industry and finance «Synergy»

Russia, Moscow E-Mail: OZhirnova@mfpa.ru

Elena Ulitina

Moscow university for industry and finance «Synergy»

Russia, Moscow E-Mail: eulitina@mfpa.ru

Directions of development of the system of training managers for the sports industry in the context of the implementation of the Strategy of long-term development of physical culture and sports in the Russian Federation

Abstract: In 2009 Russia is implementing a Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. Despite the success of Russian athletes at the Winter Olympics of 2014, the development of more than a third Strategy lags far behind the expected rate of achievement of target indicators. The article gives the analysis of two interrelated objectives of the strategy: creating a new national system of physical education of the population and the development of organizational-administrative and personnel support of sports activities. The authors analyzing the current state of development of a network of sports clubs in the Russian Federation and Moscow region, look at specific aspects of implementing each of the objectives of the Strategy and offer directions of application of a complex approach to their joint achievement. Due to the traditional reliance on budget subsidies and the lack of competence of managers of sports clubs in Russia is not formed ordered on a regular basis, the system of competition - interdojo tournaments and Championships at the municipal level, supported through the institutions of private-state partnership and sports fundraising. This prevents the achievement of target indicators of the Strategy's long-term development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020. The basis for achieving objectives must lay changes in the system of professional training for the sports industry.

Keywords: Sport Manager; sports club; network of sports clubs; the sports industry; Strategy of development of physical culture and sports in the Russian Federation; indicators of development; training; staffing sports activities; organizational-managerial provision of sports activities; personnel training system.

Identification number of article 179EVN214

REFERENCES

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12.

13.

14.

Lednev. V.A. Konkurencija v sporte: novye trendy i zakonomernosti razvitija / V.A.Lednev [Tekst] // Sovremennaja konkurencija. - 2012. - №6. - S. 83-87.

Lednev. V.A. Proekt «Sochi-2014»: ozhidanija i prognozy, trudnosti realizacii, strategicheskie perspektivy / V.A.Lednev [Tekst] //Vestnik Rossijskogo Mezhdunarodnogo Olimpijskogo Universiteta. - 2012. - №2. - S.18-28.

Lednev. V.A. Provedenie krupnyh sportivnyh sorevnovanij v Rossii: politicheskie. jekonomicheskie i social'nye jeffekty / V.A.Lednev [Tekst] // GR Sport. - 2013. - №2.

- s.22-25.

Lednev. V.A. Industrija sporta: kak ob#edinit' interesy gosudarstva i biznesa / V.A.Lednev [Tekst] // GR Sport. - 2013. - №1. - s.36-37

5. Rubin. Ju.B. Konkurencija: uporjadochennoe vzaimodejstvie v

professional'nom biznese : monografija / Ju.B.Rubin [Tekst]. - M.. Market DS. 2010.

- 464 s. - ISBN 978-5-94416-089-8

Lednev. V.A. Menedzhment v industrii sporta : Sbornik statej pod red. V.A. Ledneva. Vypusk 1. / V.A.Lednev [Tekst] - M.: Sinergija. 2012. - 200 s. - ISBN 978-5-42570085-8

Ulitina. E.V. Statistika: uchebnoe posobie [Tekst] / E.V. Ulitina. O.V. Ledneva. O.L. Zhirnova - M.: Moskovskij finansovo-promyshlennyj universitet «Sinergija», 2013. -320 c. - ISBN: 978-5-4257-0107-7

5. Ulitina. E.B. Statistika: uchebnoe posobie [Tekst] / E. V. Ulitina. O. V. Ledneva. O. L. Zhirnova; pod red. E. V. Ulitinoj. - 3-e izd.. ster. - Ser. Universitetskaja serija. - M: MFPA. 2011. - 320 s. - ISBN: 978-5-902597-30-8

Gromova. N.V. Povyshenie proizvoditel'nosti truda v RF: novye rezervy / N.V. Gromova [Tekst] // Jekonomika. statistika i informatika. Vestnik UMO. - 2013. - № 2. -S 133-136

10. 8. Lednev. V.A. Sport kak industrija: sfera jekonomicheskih otnoshenij i ob#ekt jekonomicheskogo issledovanija / V.A.Lednev [Tekst] //Vestnik Moskovskogo jekonomicheskogo instituta. - 2006. - №1. - S. 98-102.

11. Lednev. V.A. Sportivnyj menedzher -novaja professija / V.A.Lednev [Tekst] //Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2006. - № 4. - S. 145-147.

12. Lednev. V.A. Industrija sporta kak arena konkurentnoj bor'by / V.A. Lednev // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2013. - №6 (19). - c.59. [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie. 2013. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/176EVN613.pdf. svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.. angl.

13. Samojlov. V.A. Mezhdunarodnye rejtingi universitetov - sovremennyj instrument integracii Rossii v mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo / V.A.Samojlov. N.V.Gromova. E.V.Ulitina // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2013. - №6 (19). -c.95. [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie. 2013. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/170EVN613.pdf. svobodnyj. - Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.. angl.

Alaverdov. A.R. Eshhe raz k voprosu podgotovki kadrovogo rezerva dlja otechestvennoj nauki /A.R. Alaverdov. E.V.Ulitina // Internet-zhurnal «Naukovedenie». - 2013. - №1 (14). - c.20. [Jelektronnyj resurs] - M.: Naukovedenie. 2013. - Rezhim dostupa: http://naukovedenie.ru/PDF/20evn113.pdf. svobodnyj. -Zagl. s jekrana. - Jaz. rus.. angl.