АНАЛИЗ МЕРОПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫХ СУБЪЕКТАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА С УЧЕТОМ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ
К.Е. ЛУКИЧЕВ, Э.А. ЗЮРИН, А.С. ЕВСЕЕВ, Г.Р. ЗЕМБАТОВ,
ФГБУ ФНЦ ВНИИФК
Аннотация
В статье представлен анализ организационных, правовых, финансовых и управленческих основ функционирования системы физической культуры и спорта и их соответствие стратегическим направлениям развития отрасли. Анализ проводился путем опроса субъектов Российской Федерации, целью которого было исследование фактического состояния дел в системе физической культуры и спорта по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации. Результаты исследований обработаны методами математической статистики.
Ключевые слова: Стратегия, физическая культура и спорт, опрос, субъект Российской Федерации, Министерство спорта Российской Федерации, спортивные клубы, спортивные сооружения, население.
Abstract
The article presents an analysis of the organizational, legal, financial and managerial foundations of the functioning of the physical culture and sports system and their conformity to the strategic directions of the industry development. The analysis was carried out by polling the subjects of the Russian Federation, he purpose of which was to study the actual state of affairs in the system of physical culture and sports in the implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation. The results of the research are processed by methods of mathematical statistics.
Keywords: Strategy, physical culture and sport, interview, the subject of the Russian Federation, sports clubs, athletic facilities, Ministry of Sport of the Russian Federation, population.
В настоящий момент в условиях развития системы физической культуры и спорта одной из центральных задач государства в сфере спорта является создание условий, обеспечивающих возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта [5]. Одним из основополагающих документов по реализации данной задачи, а именно «Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р [1], выявлен ряд проблем, с которыми столкнулся российский спорт в последнее десятилетие. К указанным проблемам относятся:
- ухудшение здоровья, физического развития и физической подготовленности населения;
- отсутствие эффективной системы детско-юношеского спорта, отбора и подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд страны;
- усиление глобальной конкуренции в спорте высших достижений;
- значительное отставание от ведущих спортивных держав в развитии и внедрении инновационных спортивных технологий [1].
Для того чтобы выявить в долговременной перспективе факторы, лимитирующие качество реализации
Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года, нами был произведен опрос 48 субъектов РФ, в результате которого была получена информация, позволяющая своевременно выявить причины недостаточной эффективности работы реализации Стратегии на федеральном, региональном и муниципальном уровне, разработать предложения по совершенствованию работы в системе физической культуры и спорта.
В рамках проведенного исследования по анализу мероприятий, осуществляемых субъектами РФ по совершенствованию системы физической культуры и спорта, с учетом стратегии развития отрасли был организован и проведен опрос в 47 субъектах РФ. Полученные показатели обработаны при помощи математико-статисти-ческой программы на предмет получения интегральных эмпирических и средних статистических показателей.
В рамках выполнения показателей Стратегии по увеличению доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся ФКС, в общей численности населения были получены следующие сведения (табл. 1).
Вопрос: В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года» запланировано к 2020 г. увеличить долю граждан Российской Федерации, систематически занимающихся ФКС, в общей численности населения до 40%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г.?
Таблица 1
Ответ на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 40% 30,4 %
Запланирован на уровне выше 40% 41,3 %
Запланирован на уровне ниже 40% 19,5 %
Пока не запланирован 0%
Другой ответ 8,7%
Таблица 3
Ответы на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 80% 30,4%
Запланирован на уровне выше 80% 34,7%
Запланирован на уровне ниже 80% 26,1%
Пока не запланирован 6,5 %
Другой ответ 2,8 %
Среди субъектов РФ запланировали выйти к показателям на уровне целевого ориентира (40%) Стратегии -30,4%; превышающий уровень - 41,3%; не достигающий уровня целевого ориентира - 19,5% субъектов РФ. Это означает, что уже на стадии принятия решения (официальных документов, регламентирующих данные показатели), регионы планируют такие показатели, которые не позволят в целом по стране выйти на целевой ориентир 40% доли населения, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
В таблице 2 представлены сведения по реализации показателей на текущий момент.
Таблица 2
Уровень реализации показателя систематически занимающихся ФКС, в общей численности населения, до 40% на текущий момент
Ответы на вопрос Количество ответов
От 20% до 30% 8,7%
От 30% до 40% 58,7%
От 40% до 50% 6,5%
Нет ответа 26,1%
На данный момент 8,7% субъектов РФ достигли запланированного показателя на 20-30%; свыше 58% субъектов выполнили показатель или находятся в близких к нему значениях; 6,5% субъектов превысили данный показатель. Настораживает большое количество субъектов РФ, затруднившихся ответить о выполнении запланированного показателя (26,1%), что в свою очередь требует решительных мер по устранению возникших проблем в данных регионах.
В таблице 3 представлены сведения по выполнению увеличения доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКС, в общей численности данной категории населения, до 80%.
Вопрос: В Стратегии запланировано к 2020 г. увеличить долю обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКС, в общей численности данной категории населения, до 80%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г. ?
Среди субъектов РФ 30,4% запланировали выйти к показателям Стратегии на уровень 80%; 34,7% в свои показатели заложили уровень, превышающий 80%, и 26,1% субъектов - уровень, не достигающий показателей Стратегии. Это означает, что, как и в первом показателе, уже на стадии принятия решения регионы планируют такие показатели, которые не позволят в целом по стране выйти на целевой ориентир - 80% доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности данной категории населения.
В таблице 4 представлены сведения по реализации показателей обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКС, в общей численности данной категории населения на текущий момент.
Таблица 4
Сведения по реализации показателей обучающихся и студентов, систематически занимающихся ФКС, в общей численности данной категории населения на текущий момент
Ответы на вопрос Количество ответов
От 50% до 70% 30,4%
От 70% до 80% 30,4%
От 80% до 100% 15,2%
Нет ответа 21,7%
На данный момент 30,4% субъектов Российской Федерации достигли запланированного показателя на 50-70%; свыше 30,4% субъектов выполнили показатель или находятся в близких к нему значениях; 15,2% субъектов превысили данный показатель. Как и в предыдущем выполнении показателя, настораживает большое количество (21,7%) субъектов РФ, затруднившихся ответить на вопрос о выполнении запланированного уровня, что в свою очередь требует решительных мер по устранению возникших затруднений в данных регионах.
Сведения по доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, представлены в табл. 5.
Вопрос: В Стратегии запланировано к 2020 г. увеличение доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории, до 50%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г.?
Таблица 5
Таблица 7
Ответы на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 50% 37%
Запланирован на уровне выше 50% 4,3%
Запланирован на уровне ниже 50% 41,3%
Пока не запланирован 13%
Другой ответ 4,3%
Ответы на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 20% 21,7%
Запланирован на уровне выше 20% 28,2%
Запланирован на уровне ниже 20% 34,7%
Пока не запланирован 4,3%
Другой ответ 10,8%
Среди субъектов РФ 37% запланировали выйти к показателям на уровень 50%; 4,3% в свои показатели заложили уровень, превышающий 50%; 41,3% субъектов РФ заложили показатель, не достигающий показателей Стратегии. Как в первом и втором показателях, уже на стадии принятия решения регионы планируют такие показатели, которые не позволят в целом по стране выйти на целевой ориентир 50% доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной категории населения.
В таблице 6 представлены сведения по реализации показателей увеличения доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории
Таблица 6
Сведения по реализации показателей увеличения доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории на текущий момент
Ответы на вопрос Количество ответов
От 10%до 30% 24%
От 30% до 50% 37%
От 50% до 100% 2,8%
Нет ответа 37%
На данный момент 24% субъектов РФ достигли запланированного показателя на 10-30%; свыше 37% субъектов выполнили показатель или находятся в близких к нему значениях; 2,8% субъектов превысили данный показатель. Как и в предыдущих показателях, настораживает большое количество субъектов РФ, затруднившихся ответить о выполнении запланированного показателя (37%), что в свою очередь требует решительных мер по устранению возникших затруднений в данных регионах.
Вопрос: В Стратегии запланировано к 2020 г. увеличить долю лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся ФКС, в общей численности данной категории населения, до 20%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г., и на каком уровне он находится сегодня?
Основная задача общества по отношению к своим гражданам-инвалидам состоит в том, чтобы создавать условия для их полноценной жизни в этом обществе, включая активное использование так необходимых для них физкультурно-оздоровительных и спортивных занятий [2]. Однако уже на стадии планирования, как видим, доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающимся физической культурой и спортом, на уровне установленных показа-тел ей соответствует 21,7%. Показатель, превышающий запланированный целевой ориентир, заложен в 28,2% субъектах РФ. А более чем в 34,7% субъектов его заранее снижают, не выходя на запланированные показатели, что в свою очередь не позволит в целом достичь данного показателя в масштабах страны.
Уровень реализации данного показателя на текущий момент представлен в табл. 8.
Таблица 8
Сведения по реализации показателей увеличения доли граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, в общей численности данной возрастной категории на текущий момент
Ответы на вопрос Количество ответов
От 0% до 10% 30,4%
От 10%до 20% 37%
От 20%до 100% 10,8%
Нет ответа 21,7%
На данный момент только свыше 10% субъектов выполнили показатель; 37% субъектов РФ достигли запланированного показателя на 10-20%; 30,4% субъектов находятся на низком уровне (от 0% до 10%) реализации запланированного показателя. Как и в предыдущих показателях, настораживает большое количество субъектов Российской Федерации, затруднившихся ответить о выполнении запланированного показателя (21,7%). Это в свою очередь требует анализа принятых мер и корректировки запланированных мероприятий для решения возникших противоречий, тормозящих решение поставленных задач.
Обеспеченность населения спортивными объектами, исходя из единовременной пропускной способности, представлена в табл. 9.
Вопрос: В Стратегии запланировано к 2020 г. повышение уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, до 48%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г. ?
Таблица 9
Можно констатировать, что в большинстве регионов страны сегодня не заложены показатели, позволяющие выполнить пункт Стратегии по повышению уровня обеспеченности населения спортивными сооружениями, исходя из единовременной пропускной способности, до 48%. Вероятно, поэтому свыше чем у 60% регионов данный показатель не соответствует требуемому уроню. Среди субъектов РФ свыше 32% запланировали выйти к показателям Стратегии; в 6,5% субъектов данный показатель не запланирован. Все это ставит под угрозу реализацию данных показателей Стратегии, что в свою очередь ухудшает доступ населения к инфраструктуре спорта и процент охвата населения физкультурно-спор-тивной деятельностью.
Вопрос: В каких коллективах вашего региона созданы спортивные клубы за период действия Стратегии?
Таблица 10
К сожалению, можно констатировать, что с момента утверждения Стратегии и разработки соответствующих официальных документов в регионах, на создание спортклубов обращается явно недостаточное внимание. Хотя важность создания сети спортивных клубов в Стратегии определяется тем, что это необходимо для формирования организационной основы управления, а, в конечном счете, для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны
[6]. Однако опрос показал, что основными организациями, в которых созданы спортивные клубы, - это образовательные организации. Подконтрольность данных образовательных организаций позволяет организовать и обеспечить деятельность спортивного клуба, однако его задачи -оздоровление детей, увеличение возможности обучающихся к занятиям различными физкуль-турно-активными видами деятельности и доступности инфраструктуры спорта. За последнее 5 лет увеличилось количество спортклубов по месту жительства до 60%. Однако данная категория обременена отсутствием финансирования и специалистов. Также результаты опроса показали достаточно большой процент спортивных клубов по месту работы, хотя практика показывает, что бизнес не идет на создание таких организаций, основное направление оздоровление своих сотрудников заключается в предоставлении времени для посещения фитнес-клубов [2].
Вопрос: В Стратегии запланировано к 2020 г. довести количество организаций, имеющих спортивные клубы, до 45%. Запланирован ли в официальных документах Вашего региона и с каким значением данный показатель к 2020 г.?
Таблица 11
Ответы на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 45% 2,2%
Запланирован на уровне выше 45% 0%
Запланирован на уровне ниже 45% 4,3%
Пока не запланирован 87%
Другой ответ 6,5%
Полученные данные характеризуют состояние реализации данного показателя довести до 45% количество организаций, имеющих спортивные клубы в регионах РФ, как катастрофическое; 87% еще на этапе планирования не заложили этот показатель в свои нормативные акты; 4,3% субъектов РФ заложили показатель ниже запланированного уровня, что в общем показателе показывает 91,3% регионов, которые не смогут выполнить запланированный показатель по развитию клубного движения у себя в регионе.
Уровень реализации данного показателя на текущий момент представлен в табл. 12.
Таблица 12
Сведения по повышению показателя количества организаций, имеющих спортивные клубы до 45% на текущий момент
Ответы на вопрос Количество ответов
От 0% до 30% 0%
От 30% до 45% 2,2%
От 45% до 100% 97,8%
Нет ответа 0%
Ответы на вопрос Количество ответов
Запланирован на уровне 48% 17,4%
Запланирован на уровне выше 48% 15,2%
Запланирован на уровне ниже 48% 34,7%
Пока не запланирован 6,5%
Другой ответ 26%
Вариант ответа Ответы
Спортивные клубы за период действия Стратегии пока не создавались 0%
Общеобразовательные организации 76%
Средние профессиональные учебные организации 60,8%
Высшие образовательные организации 69,5%
Трудовые коллективы 63%
Место жительства 60,8%
Другое 2,2%
Данный показатель характеризует, что подавляющее большинство субъектов РФ уже выполнили или превысили данный показатель. Общий процент выполнения составил 97,8. К сожалению, можно констатировать, что с момента утверждения Стратегии и разработки соответствующих официальных документов в регионах на создание спортклубов обращается явно недостаточное внимание, хотя важность создания сети спортивных клубов в Стратегии определяется тем, что это необходимо для формирования организационной основы управления, а, в конечном счете, - для создания новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения страны.
Заключение
Следует отметить, что результаты исследования, проведенные на основе использования значительного и разнообразного объема исходной информации, полученной в ходе анкетного опроса субъектов РФ по совершенствованию системы физической культуры и спорта, эффективности выполнения Плана мероприятий по реализации Стратегии и выполнения самой Стратегии развития ФКС в Российской Федерации на период до 2020 г., показали следующее:
• За последнее время положительные тенденции в развитии ФКС в стране в целом носят устойчивый
характер. Улучшаются условия для занятий спортивно-оздоровительной деятельностью. Увеличивается доля населения, систематически занимающегося ФКС. Вместе с тем существующие темпы улучшения развития ФКС недостаточны для достижения показателей, соответствующих задачам социально-экономического развития страны, отраженных в Стратегии.
• По данным опроса официальных лиц на сегодняшний день во всех субъектах РФ органами исполнительной власти регионов в области ФКС приняты те или иные документы с учетом положений Стратегии, что, собственно, и предусматривалось распоряжением Правительства Российской Федерации при утверждении Стратегии.
• Но реальная работа непосредственно по реализации Стратегии в стране разворачивается медленно, многие целевые ориентиры, предусмотренные в Стратегии, не нашли отражения в официальных документах органов исполнительной власти субъектов РФ в области ФКС. Это подтверждается данными анализа содержания материалов совещаний по реализации Стратегии, проводимых Минспортом России, а также имеющихся отчетных документов по выполнению Стратегии и Плана. План выполняется не в полной мере, а сроки выполнения мероприятий Плана не всегда выдерживаются [3, 4].
Литература
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 № 1101-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ, 17.08.2009, № 33, ст. 4110.
2. О реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (первый этап, 2009-2015 гг.). - М: Спорт,
2016. - 248 с.
3. Лукичев, К.Е. Место статистического инструментария в механизме государственного управления организациями, осуществляющими спортивную подготовку [Текст] / К.Е. Лукичев // Вестник спортивной науки. -
2017. - № 1. С. 3-7.
4. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14.03.2016 № 245 «О Плане мероприятий по реализации Стратегии развития физической культуры и спорта в российской федерации на период до 2020 года».
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта"» // Собрание законодательства РФ, 05.05.2014, № 18 (часть I), ст. 2151.
6. Алексеева А.П. «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года»: достоинства и недостатки // Общество и право, 2012. - № 4 (41). - С. 284-287.
References
1. Order of the Government of the Russian Federation No. 1101-r of 07.08.2009 "On the Approval of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sport in the Russian Federation for the Period to 2020" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 17.08.2009, No. 33, art. 4110.
2. On the implementation of the strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020 (first stage, 2009-2015). - M: Sport, 2016. - 248 p.
3. Lukichev, K.E. The place of statistical tools in the mechanism of state management of organizations that carry out sports training [Text] / K.E. Lukichev // Vestnik sportiv-noy nauki. - 2017. - No. 1. - Pp. 3-7.
4. The Order of the Ministry of Sport of the Russian Federation of March 14, 2016 No. 245 "On the Plan of Measures for the Implementation of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020".
5. Decree of the Government of the Russian Federation of 30.04.2014 No. 302 "On the approval of the state program of the Russian Federation 'Development of physical culture and sports'" // Collection of legislation of the Russian Federation, 05.05.2014, No. 18 (Part I), article 2151.
6. Alekseeva A.P. "The Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation for the Period to 2020": Advantages and Disadvantages // Obschestvo i zakon. - 2012. - No. 4 (41). - Pp. 284-287.
C*)