УДК 330.341.1
□□I 10.19110/1994-5655-2023-3-15-22
Особенности стратегического планирования процессов цифровизации в России
Л.А. Куратова
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера ФИЦ Коми НЦ УрО РАН, г. Сыктывкар lyubov_kuratova@ list.ru
Аннотация
В статье рассмотрены стратегические правовые акты, посвященные цифровизации экономики и общества в Российской Федерации. С помощью контент-анализа федеральных правовых актов и региональных стратегий цифровой трансформации показаны особенности стратегирования процессов цифровизации. Выявлено, что не все стратегические правовые акты имеют силу нормативных правовых актов, что требует актуализации законодательства. Обозначено, что главным смыслом стратегического планирования циф-ровизации является повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ, выравнивание уровня цифровизации не только по разным субъектам Российской Федерации, но и внутри субъекта Российской Федерации, в частности, в городской и сельской местностях.
Ключевые слова:
стратегия, информатизация, цифровизация, цифровое пространство, информационно-коммуникационные технологии
Features of strategizing the processes of digitalization in Russia
L.A. Kuratova
Institute for Socio-Economic & Energy Problems of the North, Federal Research Centre Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, Syktyvkar
lyubov_kuratova@ list.ru
Abstract
The article considers strategic legal acts devoted to the digitalization of the economy and society in the Russian Federation. By the content analysis of federal legal acts and regional strategies of digital transformation, the author has determined the features of strategizing the processes of digitalization. Not any strategic legal acts have been found to be as valid as the regulatory legal acts which requires updating the legislation. The main meaning of strategizing the processes of digitalization is to improve the quality of life of citizens through the use of ICT, ensure the high level of digitalization not only among different subjects of the Russian Federation but also within the subjects of the Russian Federation, in particular, in urban and rural areas.
Keywords:
strategy, informatization, digitalization, digital space, information and communication technologies
Введение
В настоящее время цифровые технологии проникают во все сферы экономики, что является глобальной тенденцией. Ряд исследователей, в частности Скотт Бреннен и Дэниел Крейсс [1], считают, что цифровизация реструктурирует многие области социальной жизни. К примеру, российскими исследователями [2] выявлено, что при умеренно благоприятных макроэкономических и институциональных условиях факторная производительность отраслей промышленности и сферы услуг значительно повышаются благодаря цифровизации, а вклад процессов цифрови-зации в валовый внутренний продукт (далее - ВВП) ежегодно растет. Цифровизацию относят [3, 4] к единственно возможному варианту решения задач реиндустриализации и инновационного развития в депопуляционных северных территориях, и только при целенаправленном использовании цифровых технологий населению на Европейском Севере можно обеспечить качественную жизнь, начиная от экологичности окружающей среды и заканчивая ощущением безопасности проживания в поселении, при этом пе-
ред органами власти регионов и входящих в их состав муниципальных образований остро стоят задачи внедрения и использования информационных технологий для обеспечения открытости и прозрачности своей деятельности и трансформации формальной институциональной среды, касающейся, с одной стороны, цифровой экономики, а с другой - необходимости обеспечения населения информационными услугами. Эксперты [5] к основным компонентам цифровизации относят безопасную, устойчивую цифровую инфраструктуру с возможностью подключения к телекоммуникационным сетям, инновации и технологии, цифровые навыки, цифровизацию государственных услуг и бизнеса, сектор информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ). Аналитики [6] утверждают, что территориальное измерение цифровой трансформации (digital transformation) проявляется во всех этих компонентах, но наибольшее значение имеют первые два компонента.
Учитывая, что цифровизация является достаточно сложным процессом, охватывающим все сферы жизнедея-
тельности общества, ее развитие необходимо стратегически планировать.
Материалы и методы
Цель данного исследования - анализ особенностей стратегирования процессов цифровизации России. Объект - стратегические правовые акты цифровизации Российской Федерации (далее - РФ). Информационную базу анализа формируют актуализированные стратегии цифровой трансформации и информатизации РФ в целом и отдельных ее субъектов. В качестве методологической основы исследования были использованы общенаучные методы познания: причинно-следственный и логико-структурный анализ и синтез; прикладные экономико-статистические методы: систематизация статистической информации, составление информационно-аналитической базы данных; контент-анализ федеральных и региональных стратегий цифровой трансформации, дополненный методом их сравнительного анализа.
Анализ стратегических правовых актов процессов информатизации в России
Рассмотрим стратегические документы, регулирующие процесс цифровизации в РФ. Анализ будет проведен в порядке их утверждения.
Первой концептуальной программой, имеющей стратегический характер и формирующей основные направления информатизации российского общества, можно считать «Концепцию формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов», одобренную решением Президента РФ от 23 ноября 1995 г. № Пр-1694, разработанной во исполнение Указа Президента РФ от 01 июля 1994 г. № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации». Концепция закрепила основные направления государственной политики формирования и развития единого информационного пространства России, обозначила основные задачи государственной политики в области индустрии информатизации, выявила направления формирования и использования информационных ресурсов как одной из ключевых проблем создания единого информационного пространства.
«Концепция формирования информационного общества в России», одобренная решением Государственной комиссии по информатизации при Государственном комитете РФ по связи и информатизации 28 мая 1999 г. № 32, впервые определила характерные черты и признаки информационного общества, направления реализации перехода к информационному обществу и задачи обеспечения перехода страны к информационному обществу.
В «Концепции региональной информатизации до 2010 года», одобренной распоряжением Правительства РФ 17 июля 2006 г. № 1024-р, представлялись основные направления реализации государственной политики в сфере
региональной информатизации, определялись принципы функциональных подсистем и элементов инфраструктуры электронного правительства региона. Одной из целей данной концепции являлось создание условий для развития информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, отвечающей современным требованиям и обеспечивающей потребности населения в информации, а также потребности органов государственной власти субъектов РФ в информации и информационном взаимодействии.
Первой стратегией, связанной с цифровизацией, стала «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации», одобренная указом Президента РФ от 7 февраля 2008 г. № Пр-212, в которой были обозначены цель, задачи, принципы, основные направления и план мероприятий развития информационного общества в Российской Федерации. На данный момент этот правовой акт утратил силу.
В «Концепции региональной информатизации», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2769-р, устанавливались основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ на период до 2018 г., а именно - повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий, выравнивание уровня развития информационного общества в субъектах РФ, формирование эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.
Стоит отметить, что в 2014 г. был утвержден Федеральный закон РФ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», принятый Государственной Думой РФ 28 июня 2014 г. (актуальная редакция от 17 февраля 2023 г.), который и на данный момент составляет основу правового регулирования в сфере стратегического планирования РФ. Данный закон дает определения понятий стратегического планирования, например, целеполагание, прогнозирование, планирование, мониторинг, долгосрочный и среднесрочный периоды планирования, поясняет полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования; определяет принципы, задачи, участников, документы, информационное обеспечение, мониторинг и контроль и многие другие аспекты стратегического планирования.
На основании данного Федерального закона была разработана действующая в настоящее время «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее - Стратегия), утвержденная Указом Президента РФ от 09 мая 2017 г. № 203, определяющая цели, задачи, меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, обозначает основные направления формирования информационного пространства [7]. Стратегия развития информационного общества дает определения некоторым важным понятиям процесса цифровизации, в частности, «интернет вещей», «информационное общество», «информационное пространство»,
«критическая информационная инфраструктура», «общество знаний», «сети связи нового поколения», «цифровая экономика», «экосистема цифровой экономики». Формирование цифровой экономики декларируется в данной Стратегии как один из национальных интересов. Цель развития информационной и коммуникационной инфраструктуры РФ, согласно Стратегии, - обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения. Основными направлениями развития российских ИКТ по Стратегии развития информационного общества являются конвергенция сетей связи и создание сетей связи нового поколения, обработка больших объемов данных, искусственный интеллект, доверенные технологии электронной идентификации и аутентификации, облачные и туманные вычисления, «интернет вещей» и индустриальный интернет, робототехника и биотехнологии, радиотехника, информационная безопасность.
Ключевые установки Стратегии учитывались и в государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 20 октября 2010 г. № 1815-р. Новая редакция государственной программы «Информационное общество...», утвержденная постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 386-20, определяет основные целевые индикаторы и показатели успешной информатизации общества, среди которых стоит отметить создание к 2024 г. на всей территории РФ современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей доступность качественных услуг связи и широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет не менее чем для 95 % граждан страны. Данный показатель является также одним из важнейших для достижения национальной цели по цифровой трансформации.
«Стратегия развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года», утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 ноября 2013 г. № 2036-р, имеет целью формирование единого системного подхода государства к развитию отрасли информационных технологий. Данный стратегический документ определяет роль информационных технологий в экономике государства, роль государства в развитии отрасли информационных технологий, принципы, цели и задачи развития отрасли информационных технологий и основные направления ее реализации.
«Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утвержденная Указом Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 [8], определяет цели, основные задачи развития искусственного интеллекта, меры, направленные на его использование в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов, в том числе в области научно-технологического развития, принципы и приоритетные направления развития.
Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию 4 июня 2019 г. № 7, по сути, также имеет стратегический характер, так как ее ключевыми целями являются создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных, доступной для всех организаций и домохозяйств, использование преимущественно отечественного программного обеспечения государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Одним из показателей достижения целей данной национальной программы является доля домохо-зяйств, имеющих широкополосный доступ к сети Интернет, которая к 2024 г. должна составлять 97 %.
В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят такие федеральные проекты, как «Нормативное регулирование цифровой среды», «Кадры для цифровой экономики», «Информационная инфраструктура», «Информационная безопасность», «Цифровые технологии», «Цифровое государственное управление», «Искусственный интеллект», «Обеспечение доступа в Интернет за счет развития спутниковой связи», «Развитие кадрового потенциала ИТ-отрасли», утвержденные президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности.
Однако протоколы заседаний Президиума Совета при Президенте РФ и Президиума Правительственной комиссии не имеют силы нормативных правовых актов, что отмечено в отчете Счетной палаты РФ 2018 г. - «важнейшим документом, определяющим горизонты социально-экономического развития страны и новые подходы к их достижению, является Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года". Однако его выполнение требует актуализации законодательства, в том числе Федерального закона № 172-ФЗ. Это обусловлено тем, что в перечне разрабатываемых на федеральном уровне документов стратегического планирования отсутствуют национальные проекты (программы) и федеральные проекты. При этом в соответствии со статьей 3 Федерального закона № 172-ФЗ по своей сути федеральные проекты и национальные проекты (программы) относятся к документам стратегического планирования и разрабатываются в рамках деятельности по планированию достижения национальных целей... Однако законодательная инициатива в части внесения соответствующих изменений в Федеральный закон № 172-ФЗ от Правительства Российской Федерации не поступала» [9].
Особенности стратегий в области цифровой трансформации регионов России
В Указе Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на
период до 2030 года» [10] одной из пяти национальных целей развития России является цифровая трансформация. При этом в Указе нет определения понятия «цифровая трансформация», хотя до этого его не использовал в правовых актах. К 2030 г. в рамках достижения национальной цели по цифровой трансформации ключевые отрасли экономики и социальной сферы (здравоохранение, образование, государственное управление) должны достигнуть цифровой зрелости, доля доступных в электронном виде массовых социально значимых услуг составит не менее 95 %, доля домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к сети Интернет в общем их количестве, достигнет 97 %, а вложения в отечественные решения в сфере информационных технологий за 10 лет вырастут в четыре раза.
Стоит отметить, что понятие «цифровая трансформация» (digital transformation) до сих пор не имеет четкой формулировки. Организация экономического сотрудничества и развития и Европейская комиссия под цифровой трансформацией понимают изменения и последствия, которые возникают в результате внедрения цифровых технологий во всех секторах экономики и общества [11]. Конференция ООН по торговле и развитию - орган Генеральной Ассамблеи ООН - приходит к выводу, что цифровая трансформация - это способ, которым цифровые продукты и услуги разрушают традиционные сектора [12]. Международный союз электросвязи отмечает, что цифровая трансформация предполагает применение ИКТ, что приводит к значительному повышению производительности, экономическому росту и расширению возможностей для трудоустройства [13]. В российском законодательстве также нет четкого определения данного понятия.
Ряд поручений Президента Российской Федерации от 10 октября 2020 г. №1648-Пр [14] касался определения заместителей руководителей, ответственных за цифровую трансформацию, в высших исполнительных органах государственной власти субъектов РФ и органах исполнительной власти субъектов РФ, а также обеспечения координации их работы в целях обеспечения перевода к 1 января 2023 г. массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат.
В Постановлении Правительства РФ от 10 октября 2020 г. «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами» [15] впервые дается определение цифровой трансформации, под которой понимают совокупность действий, направленных на изменение государственного управления, предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций за счет использования данных в электронном виде и внедрения информационных технологий в деятельность государственного органа.
Республика Татарстан - первый из субъектов РФ, представивший «Концепцию цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021-2024 гг.», утвержденную
Кабинетом министров Республики Татарстан 29 января 2021 г. [16], в которой цифровая трансформация определяется, как глубокая реорганизация системы управления в органах государственной власти и бизнеса с широким применением цифровых инструментов и технологий для их исполнения, предполагающая пересмотр целей, стратегий, моделей управления, направленных на значительный рост эффективности.
По поручению Президента Российской Федерации до 1 сентября 2021 г. каждый регион должен был разработать и утвердить стратегию цифровой трансформации ключевых отраслей экономики, социальной сферы, государственного управления. Сопровождением стратегий, включая разработку типовой формы, корректировку программ и экспертизу, занималось Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. В частности, были разработаны методика расчета целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация» [17], методика расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития РФ «Цифровая трансформация» [18], методические рекомендации по подготовке программы цифровой трансформации [19], методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием [20].
Обязательными для включения в стратегию в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления каждого субъекта РФ были шесть направлений цифровой трансформации, а именно здравоохранение, образование, транспорт, развитие городской среды, государственное управление и социальная сфера. На свое усмотрение субъекты РФ могли включить дополнительные направления цифровой трансформации.
Совокупно по всем субъектам РФ планируется реализовать 4703 проекта цифровой трансформации по различным направлениям. Регионами, лидирующими по количеству запланированных к реализации проектов, являются Республика Татарстан (131 проект), Чувашская Республика (128), Сахалинская (100), Ростовская и Мурманская (по 91 проекту) области. Регионы, в стратегиях цифровой трансформации которых запланировано наименьшее количество проектов - это Саратовская область (27 проектов), Республика Башкортостан (25), Республика Адыгея (22 проекта).
В среднем в стратегиях разработаны проекты по 10 направлениям, наибольшее количество направлений в стратегиях указали такие регионы, как Сахалинская область (19 направлений), Пермский край (18), Чувашская республика (17), Забайкальский край (16), республики Татарстан, Саха, Курганская и Курская области (по 15 направлений). Помимо обязательных регионы обозначили такие направления цифровой трансформации, как промышленность (67 регионов из 85), экология (53), сельское хозяйство (42), строительство (40), энергетика (22), туризм (20), культура (19), физическая культура и спорт (18), безопасность жизнедеятельности (16 регионов). Финансовые услуги, тор-
говля и предпринимательство, связь и информатизацию, информационную безопасность, кадровое обеспечение цифровой экономики, массовые коммуникации, инвестиции, экономику, молодежную политику, имущество и земельные отношения обозначили в качестве направлений цифровой трансформации в своих стратегиях менее 10 регионов.
В 2022 г. был представлен рейтинг руководителей цифровой трансформации всех субъектов РФ. Всего лишь два региона РФ набрали совокупно более 27 баллов и стали лидерами рейтинга - Республика Татарстан и Белгородская область. Республика Татарстан лидирует по трем из семи критериев рейтинга. Аутсайдерами данного рейтинга оказались Ставропольский край (14.5), Тамбовская область (14.2 баллов), Чукотский автономный округ (11.7 баллов). Республика Коми, имея 21.3 балла, переместилась в рейтинге 2022 г., по сравнению с 2021 г., с 56 на 22 место.
Заключение
Таким образом, проведенный анализ показывает актуальность и сложность стратегирования процесса цифро-визации в целях государственного управления. Действующие правовые акты пытаются увязать действительность с тем, что необходимо сделать, чтобы цифровые изменения стали реальностью, какие проблемы формирования единого цифрового пространства преодолеть. Стратегические правовые акты определяют цели, задачи, принципы, основные направления, план мероприятий формирования единого информационного пространства России. Главным смыслом стратегического планирования цифровизации является не «цифра» сама по себе, а повышение качества жизни граждан за счет использования ИКТ, выравнивание уровня цифровизации не только по разным субъектам РФ, но и внутри субъекта РФ, в частности, в городской и сельской местностях. Однако не все стратегические правовые акты имеют силу нормативных правовых актов, что требует актуализации законодательства.
Литература
1. Brennen S., Kreiss D. Digitalization and Digitization. - URL: https://cuLturedigitaLLy.org/2014/09/digitalization-and-digitization/. (дата обращения: 113.04.2023)
2. Свистунов, В.М. Оценка развития цифровой экономики в регионах Российской Федерации / В.М. Свистунов, В.В. Лобачев, В.Г. Антонов, Б.А. Аникин, М.Б. Траченко // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2019. - № 11-1.
- С. 32-41.
3. Козлов, А.В. Метод определения уровня развития цифровой инфраструктуры региона с применением аппарата нечетких множеств на примере Мурманской области // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2020. - № 1(67). - С. 106-117.
4. Курило, А.Е. Цифровизация муниципального управления в регионах Европейского Севера России // Север и рынок: формирование экономического порядка. - 2019.
- № 3(65). - С. 30-42.
5. The state of digital transformation at regional level and COV-ID-19 induced changes to economy and business models, and their consequences for regions. - URL: https://cor.europa. eu/en/engage/studies/Documents/The%20state%20of%20 digital%20transformation%20at%20regional%20LeveL%2D and%20C0VID-19%20induced%20changes%20to%20econ-omy%20and%20business%20models,%20and%20their%20 consequences%20for%20regions/20210708_SC10681_Dig-ital_transformation.pdf; Digital economy report 2019. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/der2019_ en.pdf. (дата обращения: 10.05.2023).
6. Europe's Digital Decade: digital targets for 2030. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/ europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digi-tal-targets-2030_en. (дата обращения: 13.04.2023)
7. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы: Указ Президента Российской Федерации № 203 [принят 09 мая 2017 года]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?-docbody=&nd=102431687. (дата обращения: 10.05.2023).
8. Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 490 [принят 10 октября 2019 года]. - URL: https://base.garant.ru/72838946/. (дата обращения: 10.05.2023).
9. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 2017-2018 годах и истекшем периоде 2019 года» // Бюллетень Счетной палаты № 1 (266), 2020. - URL: https://ach.gov.ru/upload/iblock/885/8852 a97cd45346ecea99d20b1d265d0f.pdf. (дата обращения: 10.05.2023).
10. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: Указ Президента Российской Федерации № 474 [принят 21 июля 2020 года]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012. (дата обращения: 10.05.2023).
11. Baldini, G., Barboni, M., Bono, F., Delipetrev, B., Duch Brown, N., Fernandez Macias, E., Gkoumas, K., Joos-sens, E., Kalpaka, A., Nepelski, D., Nunes De Lima, M., Pagano, A., Prettico, G., Sanchez Martin, J., Sobolewski, M., Triaille, J., Tsakalidis, A. and Urzi Brancati, M., Digital Transformation in Transport, Construction, Energy, Government and Public Administration. - Luxembourg, 2019, DOI:10.2760/058696.
12. UNCTAD. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries: digital economy rep. 2019. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ der2019_en.pdf. (дата обращения: 13.04.2023).
13. ITU. Accelerating Digital Transformation: Good Practices for Developing, Driving and Accelerating ICT Centric Innovation Ecosystems in Europe. - URL: https:// www.itu.int/en/ITU-D/Innovation/Documents/Publica-tions/18-00204_E_Goodpractices.pdf. (дата обращения: 13.04.2023).
14. Перечень поручений Президента Российской Федерации №1648-Пр по итогам совещания с членами Правительства Российской Федерации 09 сентября 2020 года [утверждены 10 октября 2020 года]. - URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64198. (дата обращения: 10.05.2023).
15. О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами: постановление Правительства РФ № 1646. [принято 10 октября 2020 года]. - URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_372437/http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_364874/. (дата обращения: 10.05.2023).
16. Концепция цифровой трансформации Республики Татарстан на 2021-2024 годы: постановление Кабинета министров Республики Татарстан. [принято 29 января 2021 года]. - URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/ post/?npa_id=717663. (дата обращения: 10.05.2023).
17. Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 600. [утвержден 29 января 2021 года]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/573320665. (дата обращения: 10.05.2023).
18. Об утверждении методик расчета прогнозных значений целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация»: приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации № 601. [утвержден 18 ноября 2020 года]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372513/. (дата обращения: 10.05.2023).
19. Методические рекомендации по подготовке высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации программы цифровой трансформации в соответствии с типовой формой программы цифровой трансформации субъекта Российской Федерации: одобрено протоколом заседания президиума Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. [одобрено 8 ноября 2021 года]. - URL: https://d-russia. ru/wp-content/uploads/2021/11/metod_rekom.pdf. (дата обращения: 10.05.2023).
20. Методические рекомендации по цифровой трансформации государственных корпораций и компаний с государственным участием. [утверждены 21 августа 2022 года]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/documents/7342/. (дата обращения: 10.05.2023).
References
1. Brennen S., Kreiss D. Digitalization and Digitization. - URL: https://culturedigitally.org/2014/09/digitalization-and-digitization/. (date of access: 13.04.2023)
2. Svistunov, V.M. Ocenka razvitiya cifrovoj ekonomiki v regionah Rossijskoj Federacii [Evaluation of the development of the digital economy in the regions of the Russian Federation] / V.M. Svistunov, V.V. Lobachev., V.G. Antonov, B.A. Anikin, M.B. Trachenko // Ekonomika: vchera, segod-nya, zavtra [Economics: yesterday, today, tomorrow]. -2019. - № 11-1. - P. 32-41.
3. Kozlov, A.V. Metod opredeleniya urovnya razvitiya ci-frovoj infrastruktury regiona s primeneniem apparata nechetkih mnozhestv na primere Murmanskoj oblasti [Method for determining the level of development of the digital infrastructure of the region using the apparatus of fuzzy sets on the example of the Murmansk Region] / A.V. Kozlov // Sever i rynok: formirovanie ekonomicheskogo poryadka [The North and the market: the formation of an economic order]. - 2020. - № 1 (67). - P. 106-117.
4. Kurilo, A.E. Cifrovizaciya municipal'nogo upravleniya v re-gionah Evropejskogo Severa Rossii [Digitalization of municipal government in the regions of the European North of Russia] / A.E. Kurilo // Sever i rynok: formirovanie eko-nomicheskogo poryadka [The North and the market: the formation of an economic order]. - 2019. - № 3 (65). - P. 30-42.
5. The state of digital transformation at regional level and COVID-19 induced changes to economy and business models, and their consequences for regions. - URL: https://cor.europa.eu/en/engage/studies/Documents/ The%20state%20of%20digital%20transformation%20 at%20regional%20level%20and%20C0VID-19%20in-duced%20changes%20to%20economy%20and%20busi-ness%20models,%20and%20their%20consequences%20 for%20regions/20210708_SC10681_Digital_transforma-tion.pdf; Digital economy report 2019. URL: https://unc-tad.org/system/files/official-document/der2019_en.pdf. (date of access: 10.05.2023).
6. Europe's Digital Decade: digital targets for 2030. - URL: https://ec.europa.eu/info/strategy/priorities-2019-2024/ europe-fit-digital-age/europes-digital-decade-digi-tal-targets-2030_en. (date of access: 13.04.2023)
7. On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030: Decree of the President of the Russian Federation № 203 [adopted on May 09, 2017]. - URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ip-s/?docbody=&nd=102431687. (date of access: 10.05.2023).
8. National strategy for the development of artificial intelligence for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation № 490 [adopted on October 10, 2019]. - URL: https://base.garant.ru/72838946/. (date of access: 10.05.2023).
9. Report on the results of the expert-analytical event "Strategic audit of the formation and achievement of performance indicators of federal executive bodies, managed by the Government of the Russian Federa-
tion, in 2017-2018 and the past period of 2019"] // Byul-leten' Schetnoj palaty [Bulletin of the Accounts Chamber]. - № 1 (266), 2020. - URL: https://ach.gov.ru/upload/ iblock/885/8852a97cd45346ecea99d20b1d265d0f.pdf. (date of access: 10.05.2023).
10. On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation No. 474 [adopted on July 21, 2020]. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202007210012. (date of access: 10.05.2023).
11. Baldini, G., Barboni, M., Bono, F., Delipetrev, B., Duch Brown, N., Fernandez Macias, E., Gkoumas, K., Joossens, E., Kalpaka, A., Nepelski, D ., Nunes De Lima, M., Pagano, A., Prettico, G., Sanchez Martin, J., Sobolewski, M., Triaille, J., Tsakalidis, A. and Urzi Brancati, M., Digital Transformation in Transport , Construction, Energy, Government and Public Administration. - Luxembourg, 2019, D0I:10.2760/058696.
12. UNCTAD. Value Creation and Capture: Implications for Developing Countries: digital economy rep. 2019. - URL: https://unctad.org/system/files/official-document/ der2019_en.pdf. (date of access: 13.04.2023).
13. ITU. Accelerating Digital Transformation: Good Practices for Developing, Driving and Accelerating ICT Centric Innovation Ecosystems in Europe. - URL: https:// www.itu.int/en/ITU-D/Innovation/Documents/Publica-tions/18-00204_E_Goodpractices.pdf. (date of access: 13.04.2023).
14. List of instructions of the President of the Russian Federation № 1648-Pr following a meeting with members of the Government of the Russian Federation on September 09, 2020 [approved on October 10, 2020]. - URL: http:// www.kremlin.ru/acts/assignments/orders/64198. (date of access: 10.05.2023).
15. On measures to ensure the effectiveness of measures for the use of information and communication technologies in the activities of federal executive bodies and management bodies of state extra-budgetary funds: Decree of the Government of the Russian Federation № 1646 [adopted on October 10, 2020]. - URL: http://www.con-
sultant.ru/document/cons_doc_LAW_372437/http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_364874/. (date of access: 10.05.2023).
16. The concept of digital transformation of the Republic of Tatarstan for 2021-2024: Resolution of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan [adopted 29 January 2021]. - URL: https://pravo.tatarstan.ru/npa_kabmin/ post/?npa_id=717663. (date of access: 10.05.2023).
17. On approval of methods for calculating target indicators of the national development goal of the Russian Federation «Digital Transformation»: Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation № 600 [approved on January 29, 2021]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/573320665. (date of access: 10.05.2023).
18. On approval of methods for calculating the forecast values of target indicators of the national development goal of the Russian Federation «Digital Transformation»: Order of the Ministry of Digital Development, Communications and Mass Media of the Russian Federation № 601 [approved on November 18, 2020]. - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372513/. (date of access: 10.05.2023).
19. Guidelines for the preparation by the highest executive authorities of the constituent entities of the Russian Federation of a digital transformation program in accordance with the standard form of the digital transformation program of a constituent entity of the Russian Federation: approved by the minutes of the meeting of the Presidium of the Government Commission on Digital Development, the Use of Information Technologies to Improve the Quality of Life and the Conditions for Doing Business [approved November 8, 2021]. - URL: https://d-russia.ru/ wp-content/uploads/2021/11/method_rekom.pdf. (date of access: 10.05.2023).
20. Guidelines for the digital transformation of state corporations and companies with state participation [approved August 21, 2022]. - URL: https://digital.gov.ru/ru/docu-ments/7342/ (date of access: 10.05.2023).
Благодарность (госзадание)
Статья подготовлена в рамках выполнения НИР по теме «Факторы формирования эффективного пространства социального развития северного региона» (№ государственного учета 122011300376-8).
Информация об авторе:
Куратова Любовь Александровна - кандидат экономических наук, старший научный сотрудник лаборатории проблем территориального развития Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук; Scopus Author ID: 56520349600, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0001-8450-078X (Российская Федерация, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26; e-mail: [email protected]).
About the author:
Lyubov A. Kuratova - Candidate of Science (Economics), Senior Researcher, Institute for Socio-Economic & Energy Problems of the North FRC Komi SC UB RAS, Scopus Author ID: 56520349600, https://orcid.org/my-orcid?orcid=0000-0001-8450-078X (Institute for Socio-Economic & Energy Problems of the North, Federal Research Centre Komi Science Centre of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences; 26 Kommunisticheskaya st., Syktyvkar, Komi Republic, Russian Federation, 167982; e-mail: [email protected]).
Для цитирования:
Куратова, Л.А. Особенности стратегического планирования процессов цифровизации в России / Л.А. Куратова // Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Серия «Экономические науки». - 2023. - № 3 (61). - С. 15-22.
For citation:
Kuratova, L.A. Osobennosti strategicheskogo planirovaniya processov cifrovizacii v Rossii [Features of strategizing the processes of digitalization in Russia] / L.A. Kuratova // Proceedings of the Komi Science Center of the Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. Series "Economic Sciences". - 2023. - № 3 (61). - P. 15-22.
Дата поступления статьи: 13.04.2023 Прошла рецензирование: 14.04.2023 Принято решение о публикации: 30.05.2023 Received: 13.04.2023 Reviewed: 14.04.2023 Accepted: 30.05.2023