Научная статья на тему 'ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ'

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
171
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕГИОНЫ АРКТИКИ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ПОТЕНЦИАЛ ЦИФРОВИЗАЦИИ / РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / НЕФТЕГАЗОВАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабкин А.В., Егоров Н.Е., Ковров Г.С.

В статье рассматриваются вопросы цифровизации в зарубежных странах мира и России. Представлены результаты анализа и оценки потенциала цифровизации в субъектах арктической зоны России. Получено, что среди арктических регионов по интегральному уровню потенциала цифровизации лидирующие позиции с относительно высокими показателями занимают Ямало-Ненецкий АО, Мурманская область и Республика Карелия. Высокие показатели потенциала цифровизации обусловлены в основном относительно высокими показателями регионов на использование широкополосного доступа к сети интернет организациями и населением, которые на арктических территориях России малочисленны по сравнению с центральной частью страны. Показана отсутствие прямой корреляционной связи между финансовыми затратами на цифровизацию организаций и уровнем потенциала цифровизации рассматриваемых регионов. Проведен анализ стратегических документов по цифровой трансформации производственной деятельности крупных бизнес-компаний нефтегазового сектора экономики в арктической зоне Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бабкин А.В., Егоров Н.Е., Ковров Г.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF REGIONS AND LARGE OIL AND GAS COMPANIES IN THE RUSSIAN ARCTIC

The article discusses the issues of digitalization in foreign countries of the world and Russia. The results of the analysis and assessment of the potential of digitalization in the subjects of the Arctic Zone of the Russian Federation are presented. It was found that among the regions of the Russian Arctic, the Yamal-Nenets Autonomous Area, Murmansk region and Republic of Karelia occupy the leading positions with relatively high indicators in terms of the integrated level of digitalization potential, while the five regions of the Russian Arctic have higher digitalization potential levels than the Russian Federation as a whole. The high rates of digitalization potential are mainly due to the relatively high rates of the regions for the use of broadband Internet access by organizations and the population, which are small in the Arctic territories of Russia compared to the central part of the country. The absence of a direct correlation between the financial costs of digitalization of organizations and the level of digitalization potential in the regions under consideration is shown. The analysis of strategic documents on the digital transformation of the production activities of large business companies of the oil and gas sector of the economy in the Arctic zone of the Russian Federation is carried out.

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ»

Practical Conference No. 12(61). - Novosibirsk: SibAK, 2018. - pp. 71-81.

5. Koval V. D. Anti-corruption in customs authorities in the system of national anti-corruption measures: International legal aspect // Issues of Russian and international law. 2018. Volume 8. No. 11A. pp. 70-76.

6. Petrushina O.M., Borzenkova A.V. Corruption and the fight against it in customs authorities // Bulletin of Kaluga University. 2018. No. 3. pp. 7-12.

7. Legal foundations of anti-corruption: textbook and workshop for bachelor's degree and specialty / A. I. Zemlin, O. M. Zem-lina, V. M. Koryakin, V. V. Kozlov; under the general editorship of A. I. Zemlin. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 197 p.

8. Reshetnikov M. M. Psychology of corruption. Utopia and dystopia: a monograph / M. M. Reshetnikov. - 2nd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 101 p.

9. Shuvalova N. N. Ethics of state and municipal service: textbook and workshop for SPO / N. N. Shuvalova. - 2nd ed., reprint. and add. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2019. 334 p.

10. Chausov N.Yu., Kalugin O.A. Management: textbook, 2010 Moscow. - 496c.

11. Federal Customs Service: official website [Electronic resource]. - Access mode: https://customs.gov.ru / (accessed: 04/17/2022).

EDN: XXCKBJ

А.В. Бабкин - д.э.н., профессор, Институт экономических проблем Кольского научного центра РАН, al-vas@mail.ru,

A.V. Babkin - Doctor of Economics, Professor, Institute for Econimic Studies of the Kola Science of the Russian Academy of Sciences;

Н.Е. Егоров - канд.физ.-мат.н., доцент, ведущий научный сотрудник, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, ene01@yandex.ru,

N.E. Egorov - Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Leading Researcher, Research Institute of Regional Economy of the North, North-Eastern Federal University;

Г.С. Ковров - д.э.н., доцент, заведующий лабораторией, Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, kgs02@yandex.ru,

G.S. Kovrov - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Head of the laboratory, Research Institute of Regional Economy of the North, North-Eastern Federal University.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ И КРУПНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

В РОССИЙСКОЙ АРКТИКЕ1 DIGITALIZATION OF THE ECONOMY OF REGIONS AND LARGE OIL AND GAS COMPANIES

IN THE RUSSIAN ARCTIC2

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы цифровизации в зарубежных странах мира и России. Представлены результаты анализа и оценки потенциала цифровизации в субъектах арктической зоны России. Получено, что среди арктических регионов по интегральному уровню потенциала цифровизации лидирующие позиции с относительно высокими показателями занимают Ямало-Ненецкий АО, Мурманская область и Республика Карелия. Высокие показатели потенциала цифровизации обусловлены в основном относительно высокими показателями регионов на использование широкополосного доступа к сети интернет организациями и населением, которые на арктических территориях России малочисленны по сравнению с центральной частью страны. Показана отсутствие прямой корреляционной связи между финансовыми затратами на цифровизацию организаций и уровнем потенциала цифровизации рассматриваемых регионов. Проведен анализ стратегических документов по цифровой трансформации производственной деятельности крупных бизнес-компаний нефтегазового сектора экономики в арктической зоне Российской Федерации.

Abstract. The article discusses the issues of digitalization in foreign countries of the world and Russia. The results of the analysis and assessment of the potential of digitalization in the subjects of the Arctic Zone of the Russian Federation are presented. It was found that among the regions of the Russian Arctic, the Yamal-Nenets Autonomous Area, Murmansk region and Republic of Karelia occupy the leading positions with relatively high indicators in terms of the integrated level of digitalization potential, while the five regions of the Russian Arctic have higher digitalization potential levels than the Russian Federation as a whole. The high rates of digitalization potential are mainly due to the relatively high rates of the regions for the use of broadband Internet access by organizations and the population, which are small in the Arctic territories of Russia compared to the central part of the country. The absence of a direct correlation between the financial costs of digitalization of organizations and the level of digitalization potential in the regions under consideration is shown. The analysis of strategic documents on the digital transformation of the production activities of large business companies of the oil and gas sector of the economy in the Arctic zone of the Russian Federation is carried out.

1 Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России по теме «Закономерности пространственной организации и пространственного развития социально-экономических систем северного региона ресурсного типа» (проект № FSRG-2020-0010).

2 The study was conducted in framework of the state task of the Ministry of education and science under on the theme «Regularities of spatial organization and spatial development of socio-economic systems of the Northern region resource type» (No. FSRG-2020-0010).

Ключевые слова: регионы Арктики, цифровая трансформация, потенциал цифровизации, рейтинговая оценка, нефтегазовая компания.

Keywords: Arctic regions, digital transformation, digitalization potential, rating assessment, oil and gas company.

Введение

В сегодняшних условиях перехода на новый технологический уклад в развитии общества цифровизация промышленности в России является важнейшим фактором социально-экономического развития. В этой связи изучение различных аспектов цифровой трансформации промышленности России является актуальной научно-практической задачей. Под цифровизацией в широком смысле понимается современный общемировой тренд развития экономики и общества, который основан на преобразовании информации в цифровую форму и приводит к повышению эффективности экономики и улучшению качества жизни [1].

Цифровая трансформация определяет проявление качественных, революционных изменений, заключающихся не только в отдельных цифровых преобразованиях, но в принципиальном изменении структуры экономики, в переносе центров создания добавленной стоимости в сферу выстраивания цифровых ресурсов и сквозных цифровых процессов. В результате цифровой трансформации осуществляется переход на новый технологический и экономический уклад, а также происходит создание новых отраслей экономики [2]. В настоящее время мировыми лидерами в области цифровой трансформации промышленности являются страны Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония, Южная Корея), Великобритания, страны Европейского союза (Германия, Франция), США и Канада [3]. Лидирующие позиции по индексу цифровизации бизнеса занимают скандинавские страны: Финляндия (55), Бельгия (47), Дания (52). России в этом рейтинге занимает 32 позицию [4].

За рубежом успешный опыт цифровой трансформации отраслей основывается на ключевой роли корпоративного сектора, ориентированного на потребности клиентов и запросы рынка, что позволяет вырабатывать экономически обоснованные и востребованные потребителями стратегии цифровой трансформации [5]. Как отмечается в работе [6], национальная экономика России обладает значительным потенциалом цифровизации промышленного сектора. Следует отметить, что в 2021 году большинство субъектов страны приняли свои стратегии в области цифровой трансформации отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [7].

В данной работе рассматриваются северные регионы России, расположенные на территории арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ): Мурманская область, Республика Карелия, Архангельская область, Ненецкий АО, Республика Коми, Ямало-Ненецкий АО, Красноярский край, Республика Саха (Якутия) и Чукотский АО. Основные цели, направления и задачи, а также механизмы реализации государственной политики АЗРФ определены базовым документом «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» [8].

К настоящему времени в субъектах АЗРФ отсутствуют профильные нормативно-правовые акты, регламентирующие развитие цифровой экономики, кроме Якутии, где разработаны и действуют соответствующие региональные документы в сфере цифровизации [9, 10]. В связи с вышеизложенным, целью данного исследования является оценка потенциала цифровизации регионов АЗРФ и анализ стратегических документов крупных промышленных компаний по цифровизации производственной деятельности в арктических регионах России.

Материалы и методика исследования

Исследование основано на применении стандартных методов сбора и обработки данных, сравнительного анализа и рейтинговой оценки. Методологической основой оценки потенциала циф-ровизации послужили методологические подходы, предлагаемые Национальным исследовательским Университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) и адаптированные авторами в работах [11, 12]. Для анализа и оценки потенциала цифровизации в субъектах АЗРФ использованы материалы официальных источников Федеральной службы государственной статистики [13] и статистические сборники НИУ ВШЭ [4, 14] за период 2010-2020 годы.

Рейтинговая оценка уровня цифровизации регионов осуществляется методом интегральной оценки сводного индекса, определяемого как среднее арифметическое нормализованных значений всех включенных в рейтинг показателей. Для удобства восприятия и интерпретации результатов оценки численные расчеты выполняются на основе нормированных средних значений показателей потенциала цифровизации АЗРФ, приводимые в сопоставимый вид в диапазоне значений от 0 до 1. При этом 1 балл характеризует субъект как лидера, а 0 баллов — как абсолютного аутсайдера [15].

Также в тексте использованы следующие основные показатели региона в сфере инфокомму-никаций и перечень их сокращений и обозначений:

А - использование широкополосного доступа (ШПД) к сети интернет в организациях в общем числе обследованных организаций, процент.

В - использование организациями информационного обмена данных в системе электронного документооборота в общем числе обследованных, процент.

С - использование сети интернет населением в общей численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации, процент.

Б - удельный вес домашних хозяйств, имевших ШПД к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств соответствующего субъекта Российской Федерации, процент.

Е - затраты на внедрение и использование цифровых технологий, млн руб.

N -число организаций и предприятий региона, ед.

ПЦ - потенциал цифровизации, характеризует среднее значение используемых показателей: (А+В+С+Б)/4.

ИЦ орг. - индекс цифровизации организаций, определяемый как (А+В)/2.

ИЦ нас. - индекс цифровизации населения, соответственно, рассчитывается как (C+D)/2.

В целом, индекс цифровизации характеризует уровень использования цифровых технологий организациями или населениями в рассматриваемых регионах.

Результаты исследования и их обсуждение

Основные показатели потенциала цифровизации регионов АЗРФ приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Потенциал цифровизации регионов АЗРФ, 2020 г.

(Источник: составлена авторами по материалам [4, 13, 14])

Субъект АЗРФ А В С Б Е N

Российская Федерация 58,1 54,3 87,2 77,0 2472598,5 3517446

Мурманская область 61,7 55,6 90,7 84,2 5914,0 14151

Республика Карелия 70,6 58,3 86,5 76,5 3963,6 18778

Архангельская область 66,4 52,3 83,7 75,4 4463,7 18936

Ненецкий АО 62,6 43,3 82,5 72,5 2304,4 936

Республика Коми 61,1 47,8 84,0 78,2 8703,4 15563

Ямало-Ненецкий АО 61,1 48,4 95,3 91,9 15589,9 8728

Красноярский край 57,6 50,5 83,8 70,1 21425,5 61807

Республика Саха (Якутия) 55,1 45,8 94,3 81,5 10748,3 22921

Чукотский АО 74,1 48,0 93,1 46,3 950,6 1113

Как показывает анализ представленных данных, по индексу цифровизации организаций (ИЦ орг.) тройку лидеров возглавляют Республика Карелия (64,5 %), Чукотский АО (61,1 %) и Архангельская область (59,4 %), а по индексу ИЦ нас. - Ямало-Ненецкий АО (93,6 %), Республика Саха (Якутия) (87,9 %) и Мурманская область (87,5 %). Таким образом, среди регионов АЗРФ по интегральному уровню потенциала цифровизации (ПЦ) лидирующие позиции с относительно высокими показателями занимают Ямало-Ненецкий АО (74,2 %), Мурманская область (73,1 %) и Республика Карелия (73,0 %). К средней группе регионов относятся субъекты с уровнем ПЦ в переделах 69,2-69,5 %. К аутсайдерам рейтинга относятся регионы с ПЦ около 65 %. Отметим тот факт, что у 5 регионов АЗРФ уровни ПЦ выше, чем целом по РФ (69,2 %) (рисунок 1).

Ямало-Ненецкий АО Мурманская область Республика Карелия Архангельская область Республика Саха (Якутия) Российская Федерация Республика Коми

Красноярский край

Чукотский АО 65,4

Ненецкий АО ^■ 65,2

Рисунок 1 - Сводный интегральный уровень потенциала цифровизации регионов АЗРФ, процент

Следует отметить, что по оценке процессов цифровизации субъектов РФ, выполненной Московской школой управления Сколково [16], в 2018 году в число ведущих регионов страны входили Ямало-Ненецкий АО (7 место, 74,5 %), Республика Саха (Якутия) (18, 71,1 %), Мурманская область

(23, 68,8 %) и Республика Коми (25, 68,6 %). По данным НИУ ВШЭ за 2019 год [4] индекс цифрови-зации и интенсивность использования цифровых технологий в организациях субъектов АЗРФ составляет в пределах 24-29 (в целом по РФ - 29). Данный индекс характеризует уровень использования определенного набора цифровых технологий, создающих стартовые условия цифровизации и рассчитывается как среднее арифметическое значение показателей удельного веса организаций в общем числе организаций сегментов экономики, использующих соответствующие виды цифровых технологий. По уровню внедрения цифровых технологий в бизнес региона субъекты АЗРФ занимают 40-81 позиции среди субъектов РФ [17]. Согласно рейтинга цифровой зрелости регионов, представленной Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ в 2021 году, среди 9 субъектов с высокими значениями показателей входит также Ямало-Ненецкий АО [18]. Но, как отмечено в работе [19], прямая линейная зависимость между уровнем цифровизации и социально-экономическим положением регионов отсутствует.

На рисунке 2 приведено распределение доля затрат на внедрение и использование цифровых технологий на одну организацию (отношение показателей Е^, см. таблицу 1) среди регионов АЗРФ. Затраты на цифровые технологии представляют собой выраженные в денежной форме фактические расходы организации на создание, распространение и использование цифровых технологий и связанных с ними продуктов и услуг. Данная иллюстрация показывает отсутствие прямой корреляционной связи между финансовыми затратами на цифровизацию организаций и ПЦ регионов.

Ненецкий АО Ямало-Ненецкий ЛО Чукотский АО Российская Федерация Республика Коми Республика Саха (Якутия) Мурманская область Красноярский край Архангельская область Республика Карелия

Рисунок 2 - Доля затраты на внедрение и использование цифровых технологий на одну организацию региона, млн руб./ед.

В качестве примера на рисунке 3 приведены динамики затрат 5 регионов АЗРФ (у которых уровень ПЦ выше чем среднем по РФ), за период 2010-2020 годы. Ввиду существенного отличия уровня затрат у Ямало-Ненецкого АО, рисунок для данного региона представлен отдельно.

Рисунок 3 - Динамики интегрального уровня затрат регионов на цифровые технологии за период 2010-2020 годы, млн руб.

Если за рассматриваемый период времени у четырех регионов динамика финансовых затрат на цифровые технологии имеет относительно плавное изменение, то у Ямало-Ненецкого АО до 2015 года наблюдается существенное повышение ее уровня (почти в 9,2 раза) по сравнению с 2010 годом, затем резкое уменьшение к 2016 году в 4,8 раза. В целом по России к 2020 году уровень затрат повысился в 4,8 раза, а его среднее значение по макрорегиону АЗРФ составил 2,5 раза: высокие показатели имеют Ненецкий АО (4,5), Республика Карелия (4,3) и Республика Саха (Якутия) (3,69). Динамика изменения затрат у Чукотской АО за этот период времени относительно устойчивая на уровне 0,98.

Как отмечено в докладе профессора МГУ Л.В. Лапидус [20], к настоящему времени существуют различные методики рейтинговой оценки процессов цифровизации субъектов РФ, использу-

ющие свои разработанные системы показателей, которые дают не совсем адекватные результаты по состоянию потенциала цифровизации субъектов. В связи с этим, Росстату рекомендуется ввести новые показатели с использованием нестандартных источников данных (с помощью технологий искусственного интеллекта) и принятии региональных Концепций цифровой трансформации, учитывающих необходимость устранения цифрового неравенства между субъектами РФ.

Цифровизация крупных нефтегазовых компаний. Цифровизация охватывает многие отрасли экономики, однако некоторые из них еще не готовы к цифровой трансформации. На скорость внедрения цифровых технологий на промышленных предприятиях влияют как внутренние возможности организации (кадровый потенциал, технологический уровень производства и др.), так и внешние - уровень конкуренции в индустрии, доступность технологий и капитала, а также развитие законодательства. Ключевым барьером, препятствующим полномасштабному внедрению на производстве цифровых технологий, стала нехватка у предприятий финансовых ресурсов и высокая стоимость проектов в этой сфере. Сочетание этих двух факторов делает затруднительным для компаний увеличение расходов с целью интенсивного запуска цифровой трансформации. Кроме того, довольно значимые препятствия - это недостаточная цифровая зрелость текущих процессов, низкий уровень автоматизации, отсутствие компетенций и низкий уровень ИТ-грамотности сотрудников. Промышленные предприятия также отмечают недостаточный уровень развития автоматизированных систем управления технологическими процессами.

В последние годы различные аспекты цифровизации отраслей промышленности изучены в работах многих отечественных исследователей [21-24]. По оценкам НИУ ВШЭ, цифровая трансформация обеспечит дополнительный рост производительности труда в обрабатывающей промышленности на 20,2 % до 2030 г. (накопленным итогом) [5]. Следует отметить, что критическую роль цифровые технологии сыграли в 2020 г., когда с вызовами пандемии СОУГО-19 эффективнее всего справились наиболее роботизированные, автоматизированные и готовые к совместной удаленной работе предприятия.

Цифровизацию сферы недропользования, с одной стороны, можно рассматривать как применение информационных технологий в области разведки, добычи, транспортировки ресурсов, а с другой - как цифровую трансформацию внутри соответствующих добывающих и перерабатывающих компаний. Применение информационных технологий позволяет существенно сократить себестоимость наиболее затратных составляющих недропользования: геологоразведки, бурения, транспортировки. Цифровизация и внедрение новых технологий способствуют повышению эффективности освоения месторождений полезных ископаемых, даже в особо сложных климатических условиях, к которым относятся и субъекты, расположенные на территории АЗРФ.

На территории АЗРФ присутствуют, как и в целом по всей России, крупнейшие нефтегазовые компании России, которые активно занимаются цифровизацией всех этапов своей производственной деятельности и являются основой и позитивным примером цифровизации регионов.

ПАО «ЛУКОЙЛ». Предприятия компании присутствуют практически во всех регионах АЗРФ. В 2018 году «Лукойл» утвердил информационную стратегию группы, ядром которой является цифровизация бизнес-процессов с целью повышения эффективности. В рамках реализации этой Стратегии компания провела работу по формированию программ цифрового развития по бизнес-сегментам. В рамках программы разрабатываются цифровые инициативы по следующим направлениям: «Цифровой двойник», «Цифровой персонал», «Роботизация рутинных процессов» и «Цифровая экосистема». В рамках инициативы «Цифровой двойник» планируется развитие технологии «интеллектуального месторождения» (в сегменте «Геологоразведка и добыча») и «цифрового завода» (в сегменте «Переработка и сбыт»). В нефтепереработке с помощью цифровизации планируется решение задач гибкого реагирования на изменения спроса, эффективной загрузки мощностей, производственно-технологической безопасности повышения производительности труда. Организации нефтепродуктообеспечения получат дополнительные возможности для повышения клиенто-ориентированности и сохранения качества продукции. В рамках инициативы «Цифровой персонал» планируется обучение работников использованию современных цифровых устройств, снижение рисков инцидентов, улучшение условий труда, увеличение производительности труда работников и повышение квалификации персонала.

ПАО «Газпром» присутствует почти во всех субъектах РФ, в том числе и в регионах АЗРФ. В 2020 году Советом директоров утверждена актуализированная Программа инновационного развития ПАО «Газпром» до 2025 года. Группа Газпром ведет системную работу по стратегическому планированию по цифровизации производственных и управленческих процессов. В частности, актуальными направлениями являются создание моделей и выполнение экспериментальных исследований процессов, протекающих в природной среде, разработка программного обеспечения для обработки и интер-

претации геолого-геофизических данных. Указанные разработки будут оказывать содействие в создании виртуальных обликов производственных объектов, что позволит ускорить процессы создания новых образцов техники, проектирования и строительства. При этом ожидается, что искусственный интеллект может помочь совершить рывок в моделировании развития рынков газа. В перспективе наиболее привлекательными проектами инновационных цифровых технологий в газовом бизнесе являются «Цифровой двойник компании» - единая цифровая экономико-технологическая оптимизационная модель Группы Газпром; Единая цифровая платформа по управлению инвестиционными проектами ПАО «Газпром» и Единое информационное пространство геолого-геофизической и промысловой информации.

ПАО «НК «Роснефть». По результатам годового отчета компании за 2020 год активы компании присутствуют в 78 регионах России. Программа инновационного развития ПАО «НК «Роснефть» на 2016-2020 гг. с перспективой до 2030 года была одобрена и утверждена Межведомственной комиссией по технологическому развитию президиума Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию России. Цифровизация и применение инновационных технологий - важное направление в развитии информационных технологий в компании. За 2020 год проведено 26 предпроектных проработок цифровых сценариев, по результатам инициировано 14 цифровых ИТ-проектов. Всего на текущий момент в рамках Комплексного плана реализации Стратегии «Роснефть - 2022» реализуется 35 цифровых ИТ-проектов по направлениям «Цифровое месторождение», «Цифровой завод», «Цифровая цепочка поставок» и «Цифровая АЗС».

ПАО «Сургутнефтегаз» - одна из крупнейших российских вертикально интегрированных нефтяных компаний, играющая важную роль в сфере топливно-энергетического комплекса страны. В отчете компании ПАО «Сургутнефтегаз» определены приоритетные направления ее деятельности, исходя из которых выделяются стратегические приоритеты развития компании в сфере инновационного цифрового развития. ПАО «Сургутнефтегаз» на протяжении многих лет проводит целенаправленную политику, ориентированную на внедрение самых современных информационных технологий, направленных на автоматизацию и повышение эффективности управления производственными процессами, обеспечение надежной и безаварийной работы оборудования. Одним из важнейших направлений развития информационных систем в компании является автоматизация ключевых производственных процессов. Средства телемеханики, интегрированные с информационными системами, позволяют получать оперативную достоверную информацию о состоянии объектов, обеспечивать централизованное хранение и использование данных, обрабатывать большие массивы информации и генерировать на их основе аналитические отчеты.

Выводы

1. По индексу цифровизации бизнеса лидирующие позиции занимают Финляндия, Бельгия и Дания, Россия занимает 32 позицию рейтинга.

2. Индекс цифровизации характеризует уровень использования цифровых технологий организациями или населениями в регионах. Оценка потенциала цифровизации в субъектах арктической зоны России по ключевым статистическим показателям в сфере информационно-коммуникационных технологий показала лидирующие позиции Ямало-Ненецкого АО, Мурманская область и Республика Карелия.

3. У пяти субъектов АЗРФ уровень потенциала цифровизации выше, чем целом по Российской Федерации. В основном на этот факт существенное влияние оказывает относительно высокие показатели регионов на использование широкополосного доступа к сети интернет организациями и населением, которые на арктических территориях России малочисленны по сравнению с центральной частью страны.

4. Показано отсутствие прямой корреляционной связи между финансовыми затратами на цифровизацию организаций и уровнем потенциала цифровизации рассматриваемых регионов.

5. Выполнен анализ стратегических документов крупных нефтегазовых компаний бизнеса на территории АЗРФ, которые активно занимаются процессами цифровизации во всех этапах производственной деятельности.

В перспективе, определенный научный и практический интерес для будущих исследований представляет изучение влияния процессов цифровой трансформации предприятий и отраслей промышленности на социально-экономическое развитие субъектов Арктики.

Источники:

1. Ершова Т.В. Концептуализация предметной области цифровая экономика как основа развития ее понятийного аппарата // Информационное общество. - 2019. - № 6. - С. 34-41.

2. Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономическою союза до 2025 года. [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/ doc/71708158.

3. PwC (2020a). Digital Factories 2020. Shaping the Future of Manufacturing. [Электронный ресурс] // URL: https://www.pwc.de/de/digitale-transformation/digital-factories-2020-shaping-the-future-of-manufacturing.pdf.

4. Индикаторы цифровой экономики: 2021: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2021. - 380 с.

5. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты: доклад НИУ ВШЭ, Москва, 13-30 апреля 2021 г. М.: Изд. дом ВШЭ, 2021. - 239 с.

6. Наумов И.В., Дубровская Ю.В., Козоногова Е.В. Цифровизация промышленного производства в регионах России. Пространственные взаимосвязи // Экономика региона. - 2020. - Т. 16. - Вып. 3. - С. 896-910. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-3-17.

7. Стратегии цифровой трансформации регионов России. 2021. [Электронный ресурс] // https://www.tadviser.ru/ index.php.

8. Указ Президента Российской Федерации от 05.03.2020 г. № 164 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года".

9. Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие информационного общества в Республике Саха (Якутия) на 2020-2024 годы». Утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15.09.2021 г. № 352.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 31.12.2020 г. №1639 «Об утверждении Стратегии цифровой трансформации отраслей экономики и социальной сферы РС(Я) на 2020-2030 годы».

11. Егоров Н.Е., Ковров Г.С. Сравнительная оценка инновационного развития регионов Крайнего Севера // Арктика и Север. - 2020. - № 41. - С. 62-74. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.62.

12. Egorov N., Kovrov G., Nikolaeva I., Pavlova S. Tools for assessing the level of development of digital technologies in Russia (on the example of the Far East) // IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. - 2019. - Vol. 497(1). DOI: 10.1088/1757-899X/497/1/012070.

13. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сборник / Росстат. [Электронный ресурс] // https://rosstat.gov.ru.

14. Цифровая экономика: 2022: краткий статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 124 с. DOI: 10.17323/978-57598-2599-9.

15. Бобылёв Н.Г., Гадаль С., Коновалова М.О., Сергунин А.А., Тронин А.А., Тюнкюнен В.П. Ранжирование регионов арктической зоны Российской Федерации по индексу экологической безопасности // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2020. № 3(69). С. 17-40. DOI:10.37614/2220-802X.2.2020.69.002.

16. Индекс «Цифровая Россия». 2018. [Электронный ресурс] // URL: https://www.skolkovo.ru/ researches/indeks-cifrovaya-rossiya.

17. Андреева Е.Л., Глухих П.Л., Красных С.С. Оценка влияния процессов цифровизации на технологический экспорт российских регионов // Экономика региона. - 2020. - № 16(2). - С. 612-624. DOI: 10.17059/2020-2-21.

18. Рейтинг цифровой зрелости регионов. 2021. URL: [Электронный ресурс] // https://luckyea77. livejournal.com/4034756.html.

19. Дудин М.Н., Шкадинский С.В., Усманов Д.И. Оценка влияния цифрового неравенства на социально-экономическое развитие регионов Российской Федерации // Журнал инновационной экономики. - 2021. - № 11(3). - С. 962-984. DOI: 10.18334/vinec. 11.3.113452.

20. Лапидус Л.В. Анализ методик оценки уровня цифровизации в контексте приоритетности задач для российских регионов. [Электронный ресурс] // URL: https://digital.msu.ru/wp-content/ uploads/ Доклад_Лапидус_23_04.pdf.

21. Цифровая трансформация промышленных предприятий в условиях инновационной экономики. Монография / Под научной ред. М.Я. Веселовского, Н.С. Хорошавиной. - М.: Мир науки, 2021. - Сетевое издание. [Электронный ресурс] // URL: https://izdmn.com/ PDF/06MNNPM21 .pdf.

22. Федотова Г.В. Проблемы цифровизации промышленного сектора // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2019. - Вып. 15(2). - С. 273-283. DOI: 10.24891/ni.15.2.273.

23. Майоров В.А., Соколова И.С. Современные проблемы цифровизации промышленных предприятий в России // Современные исследования и разработки. - 2019. - № 9. - С. 37-46.

24. Урасова А.А. Региональный промышленный комплекс в цифровую эпоху: информационно-коммуникационное измерение // Экономика региона. - 2019. - Т. 15. - Вып. 3. - С. 684-694. DOI: 10.17059/2019-3-5.

References:

1. Ershova T.V. Conceptualization of the subject area digital economy as the basis for the development of its conceptual apparatus. Informacionnoe obshhestvo. 2019. No. 6. P. 34-41.

2. The main directions of implementation of the digital agenda of the Eurasian Economic Union until 2025. Electronic resource: https: //www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71708158.

3. PwC (2020a). Digital Factories 2020. Shaping the Future of Manufacturing. Electronic resource: https://www.pwc.de/de/digitale-transformation/digital-factories-2020-shaping-the-future-of-manufacturing.pdf.

4. Digital Economy Indicators in the Russian Federation: 2021: Data Book. G. Abdrakhmanova, K. Vishnevsky, L. Gokhberg et al.; National Research University Higher School of Economics. Moscow: HSE, 380 p. DOI: 10.17323/978-5-7598-2385-8.

5. Digital transformation of industries: Starting conditions and priorities: HSE Report, Moscow, April 13-30, 2021. M.: Izd. dom Vysshej shkoly jekonomiki, 2021. 239 p. Electronic resource: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/ 463148459.pdf.

6. Naumov I.V., Dubrovskaja Ju.V., Kozonogova E.V. Digitalisation of Industrial Production in the Russian Regions: Spatial Relationships. Jekonomika regiona. 2020. Vol. 16(3). P. 896-910. DOI: 10.17059/ekon.reg.2020-3-17.

7. Strategies of digital transformation of Russian regions. 2021. Electronic resource: https://www.tadviser.ru/index.php.

8. Decree of the President of the Russian Federation No. 164 dated 05.03.2020 "On the Fundamentals of the State Policy of the Russian Federation in the Arctic for the period up to 2035".

9. State Program of the Republic of Sakha (Yakutia) "Development of the information society in the Republic of Sakha (Yakutia) for 2020-2024". Approved by the Decree of the Government of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 09/15/2021 No. 352.

10. Decree of the Head of the Republic of Sakha (Yakutia) dated 31.12.2020 No. 1639 "On approval of the Strategy of digital transformation of economic and social sectors of the RS (Ya) for 2020-2030".

11. Egorov N.E., Kovrov G.S. Comparative assessment of innovative development of the Far North regions. Arktika i Sever. 2020. No. 41. P. 62-74. DOI: 10.37482/issn2221-2698.2020.41.62.

12. Egorov N., Kovrov G., Nikolaeva I., Pavlova S. Tools for assessing the level of development of digital technologies in Russia (on the example of the Far East). IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2019. Vol. 497(1). DOI: 10.1088/1757-899X/497/ 1/012070.

13. Regions of Russia. Socio-economic indicators. Stat. collection / Rosstat. Electronic resource: https://rosstat.gov.ru.

14. Digital Economy: 2022. A brief statistical collection. / G.I. Abdrakhmanova, S.A. Vasilkovsky, K.O. Vishnevsky, etc.; National. research. Higher School of Economics, Moscow: HSE, 2022. - 124 p. DOI: 10.17323/978-5-7598-2599-9.

15. Bobylev N.G., Gadal S., Konovalova M.O., Sergunin A.A., Tronin A.A., Tyunkyunen V.P. Ranking of the regions of the Arctic zone of the Russian Federation by index environmental safety // The North and the market: the formation of an economic order. 2020. No. 3(69). P. 17-40. DOI:10.37614/2220-802X.2.2020.69.002.

16. The Digital Russia Index. 2018. Electronic resource: https://www.skolkovo.ru/ researches/indeks-cifrovaya-rossiya.

17. Andreeva E.L., Glukhikh P.L., Krasnykh S.S. Assessment of the impact of digitalization processes on technological exports of Russian regions. The economy of the region. 2020. No. 16(2). P. 612-624. DOI: 10.17059/2020-2-21.

18. Rating of digital maturity of regions. - 2021. Electronic resource: https:// luckyea77livejournal.com/4034756.html.

19. Dudin M.N., Shkadinsky S.V., Usmanov D.I. Assessment of the impact of digital inequality on the socio-economic development of the regions of the Russian Federation // Journal of Innovative Economics. 2021. No. 11(3). P. 962-984. DOI: 10.18334/vinec.11.3.113452.

20. Lapidus L.V. Analysis of methods for assessing the level of digitalization in the context of priority tasks for Russian regions. Electronic resource: https://digital.msu.ru/wp-content/uploads/Report_Lapidus_23_04.pdf.

21. Digital transformation of industrial enterprises in an innovative economy. Monograph / Under the scientific editorship of M.Ya. Veselovsky, N.S. Khoroshavina. M.: The World of Science, 2021. Electronic resource: https://izdmn.com/PDF/ 06MNNPM21.pdf.

22. Fedotova G.V. Problems of digitalization of the industrial sector. National interests: priorities and security. 2019. Issue 15(2). P. 273-283. DOI: 10.24891/ni.15.2.273.

23. Mayorov V.A., Sokolova I.S. Modern problems of digitalization of industrial enterprises in Russia. Modern research and development. 2019. No. 9. P. 37-46.

24. Urasova A.A. Regional industrial complex in the digital age: information and communication dimension. The economy of the region. 2019. Vol. 15(3). P. 684-694. DOI: 10.17059/2019-3-5.

EDN: WNYAAC

И.П. Бандурина - к.с.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, chepuraib@gmail.com,

I.P. Bandurina - Candidate of sociological Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Kuban State Agrarian University;

И.И. Саенко - к.э.н., доцент кафедры управления и маркетинга, Кубанский государственный аграрный университет, saenkoirina@yandex.ru,

I.I. Saenko - Candidate of Economics Sciences, Associate Professor, Department of Management and Marketing, Kuban State Agrarian University;

К.М. Камалова - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, kamalovakseniya@yandex.ru,

K.M. Kamalova - economics student, Kuban State Agrarian University;

В.В. Похвала - студент экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, pokhvala011@mail.ru,

V.V. Pokhvala - economics student, Kuban State Agrarian University.

ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛА РОСТА АГРАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ BUILDING THE GROWTH POTENTIAL OF AGRICULTURAL PRODUCTION IN RUSSIA

Аннотация. С каждым годом Россия все больше укрепляет свои позиции во всех сферах и отраслях народного хозяйства, сельскохозяйственное производство - не исключение. Основная цель укрепления - обеспечение роста качественного аграрного производства, а, следовательно, и получение качественной продукции, а также формирование способов управления процессами экономической динамики сельскохозяйственного производства. В современном мире все чаще встречается несоответствие между ростом численности населения и увеличением спроса на продукцию сельского хозяйства. Поэтому проблема удовлетворения растущих потребностей населения является достаточно актуальной. Аграрное производство, в настоящее время, использует свои ресурсы не в полной мере. Поэтому сельскохозяйственные товаропроизводители должны использовать весь имеющийся потенциал и наращивать возможности для укрепления своих позиций на рынках продовольствия как внутри страны, так и за ее пределами. В статье рассмотрены удовлетворенность граждан по основным видам продукции, экспорт продукции, уровень цен и их динамика. Приведены меры, реализация которых позволит обеспечить положительную устойчивую динамику сельскохозяйственного производства, формирование и рост аграрного потенциала, кото-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.