Научная статья на тему 'Особенности стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом'

Особенности стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
133
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНКЦИИ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / РОССИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО / НОРМАТИВНО-ЦЕННОСТНЫЙ ПОДХОД / SANCTIONS / EUROPEAN UNION / RUSSIA / INTERNATIONAL RELATIONS / STRATEGIC PARTNERSHIP / NORMATIVE VALUE APPROACH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Оздоева З.Х., Мусаева Б.М.

Одной из актуальных геополитических проблем современности являются взаимоотношения Российской Федерации и Европейского Союза. И это естественно, ибо от отношений этих субъектов зависит, в т. ч. и будущее всего европейского субконтинента. Хотя для всех очевидно, что разделительные линии между РФ и другими странами Европы вредны для обеих сторон, тем не менее они выстроены, в соответствии с надуманным санкциям США, ЕС и других стран. В этих условиях практически невозможно осуществлять региональную интеграцию, вести активное международное сотрудничество. Развитие отношений России и Евросоюза (хотя бы и формально) происходят в формате «стратегического партнерства». Хотя это понятие довольно часто используется в СМИ, тем не менее, почему-то его не принять употреблять в официальных документах, являющих собой правовую базу взаимоотношений сторон. В данной статье предпринята попытка определить сущность данного феномена международных отношений, а затем посредством его использования произвести интерпретацию отношений Россия-ЕС на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the strategic partnership between Russia and the European Union

One of the current geopolitical problems of our time is the relationship between the Russian Federation and the European Union. And this is natural, because the relationship of these subjects depends, including the future of the entire European subcontinent. Although it is obvious to everyone that the dividing lines between the Russian Federation and other European countries are harmful for both sides, they are nevertheless built in accordance with the far-fetched sanctions of the United States, the European Union and other countries. Under these conditions, it is almost impossible to carry out regional integration, to conduct active international cooperation. The development of relations between Russia and the European Union (albeit formally) takes place in the format of a “strategic partnership”. Although this concept is quite often used in the media, nevertheless, for some reason it is not to be used in official documents, which are the legal basis of relations between the parties. This article attempts to determine the essence of this phenomenon of international relations, and then, through its use, to interpret Russia-EU relations at the present stage.

Текст научной работы на тему «Особенности стратегического партнерства между Россией и Евросоюзом»

З.Х. Оздоева - к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет», (89286944041, mbc_@mail.ru),

Z.H. Ozdoeva, Ph.D., associate professor of the department "Finance and Credit" FSBEI of HE "Ingush State University";

Б.М. Мусаева, ассистент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», (89286944041, mbc_@mail.ru),

B.M. Musaeva, assistant of the department "Enterprise Economics" FSBEI of HE "Chechen State University.

ОСОБЕННОСТИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЕВРОСОЮЗОМ PECULIARITIES OF STRATEGIC PARTNERSHIP BETWEEN RUSSIA AND THE EUROPEAN UNION

Аннотация. Одной из актуальных геополитических проблем современности являются взаимоотношения Российской Федерации и Европейского Союза. И это естественно, ибо от отношений этих субъектов зависит, в т. ч. и будущее всего европейского субконтинента. Хотя для всех очевидно, что разделительные линии между РФ и другими странами Европы вредны для обеих сторон, тем не менее они выстроены, в соответствии с надуманным санкциям США, ЕС и других стран.

В этих условиях практически невозможно осуществлять региональную интеграцию, вести активное международное сотрудничество.

Развитие отношений России и Евросоюза (хотя бы и формально) происходят в формате «стратегического партнерства». Хотя это понятие довольно часто используется в СМИ, тем не менее, почему-то его не принять употреблять в официальных документах, являющих собой правовую базу взаимоотношений сторон.

В данной статье предпринята попытка определить сущность данного феномена международных отношений, а затем посредством его использования произвести интерпретацию отношений Россия-ЕС на современном этапе.

Annotation. One of the current geopolitical problems of our time is the relationship between the Russian Federation and the European Union. And this is natural, because the relationship of these subjects depends, including the future of the entire European subcontinent. Although it is obvious to everyone that the dividing lines between the Russian Federation and other European countries are harmful for both sides, they are nevertheless built in accordance with the far-fetched sanctions of the United States, the European Union and other countries.

Under these conditions, it is almost impossible to carry out regional integration, to conduct active international cooperation.

The development of relations between Russia and the European Union (albeit formally) takes place in the format of a "strategic partnership". Although this concept is quite often used in the media, nevertheless, for some reason it is not to be used in official documents, which are the legal basis of relations between the parties.

This article attempts to determine the essence of this phenomenon of international relations, and then, through its use, to interpret Russia-EU relations at the present stage.

Ключевые слова: Санкции, Европейский союз, Россия, международные отношения, стратегическое партнерство, нормативно-ценностный подход.

Keywords: Sanctions, European Union, Russia, international relations, strategic partnership, normative value approach.

Понятие «стратегия» довольно хорошо исследована в специальной экономической и иной литературе. Стратегия - это особый план, фокусирующий основные цели государства, его политику и планируемые мероприятия в определенную согласованную систему. Надлежащим образом разработанная стратегия позволяет мобилизовать и эффективно распределять государственные ресурсы при помощи компетентных управленцев, предвидеть изменения внешней среды.

Отсюда, стратегия внешней государственной политики представляется в виде пирамиды со стратегической целью на вершине, определяющей дальнейшую иерархию целей и задач. Т.о. любая стратегия предназначена для установления приоритетных целей и мобилизации ресурсов для достижения этих целей. Хотя, надо также указать, что стратегия на практике - не всегда есть результат реализации заранее разработанного плана. [10,11,14] Такое положение позволяет определить стратегию как комплекс запланированных мероприятий и новых схем, происходящих под диктовкой новых обстоятельств.

Перейдем к другому термину - «партнерство», которое определяется как «отношения между разными сторонами, характеризующимися взаимным сотрудничеством и ответственностью для реализации определенной цели». [3] Это означает, что стороны формируют взаимовыгодные отношения ради конкретной цели и отвечают за то, чтобы их решения обязательно учитывали интересы партнеров.

Всероссийский журнал_136

При совмещении определений «стратегия» и «партнерство» и переводе их в область международных отношений напрашивается следующее общее определение понятия «стратегическое партнерство» - долговременное взаимовыгодное сотрудничество равноправных субъектов на международном уровне с целью реализации поставленных задач. [4,13,15]

В этом случае уместно обратиться к нормативно-ценностному подходу, одному из проверенных подходов политэкономической науки.

Использование данного подхода направлено на разработку эталонного политического обустройства и методов его практической реализации.

Нормативно-ценностный подход позволяет определить значимость политэкономических явлений для индивидуума и общества, оценить их с позиций социально-экономической справедливости. Нормативно-процессный подход внес в политику нравственное начало, стремясь ее гуманизировать.

Одним из ярких представителей идеалистической традиции в теории международных отношений является Имманул Кант. В своей работе «К вечному миру» он призвал все государства заключить вечный мир, не вмешиваться во внутреннее политическое устройство других государств и т.д.

Как видно, И. Кант не ощущал реальное положение, а говорил скорее о нормах, которых должны быть реализованы в будущем. Надо отметить, что у И. Канта не мало последователей, которые также вместо беспристрастного анализа занимались разработками утопических проектов.

Можно также вспомнить и «14 пунктов» Вудро Вильсона, который также, являясь сторонником идеалистической традиции призывал, во всем действовать только открыто и откровенно. [2]

При формировании стратегического партнерства очень важно знать насколько возможно совпадение интересов и на какой период времени.

Методологический подход к исследованию в нашем случае состоит в определении сближающихся и разъединяющихся интересов между участниками партнерства. На наш взгляд, стратегическое партнерство надо рассматривать в виде ситуативной формы отношений, прекращающей свое существование в случае, когда разногласия начинают превалировать над общими интересами. Оценочными критериями данного положения являются именно официальные высказывания политических партнеров-лидеров других держав.

Однозначно, стратегическое партнерство касается практически всех общественно-значимых сфер. Для эффективного взаимодействия необходимо установить одинаковое понимание стратегического партнерства участниками. Т.е. определить какой именно формат отношений принимают стороны по данным понятиям.

Необходимо также проверить - насколько правовая база партнерства актуальна.

Существуют и другие особенности формирования и поддержки отношений.

Так, имеющаяся фактическая разница в методах построения политической системы любого из участников может выступать фактором, активно воздействующим на развитие стратегического партнерства. И это естественно, ибо всевозможные различающиеся процессы принятия управленческих решений на уровне участников способны ставить барьеры любому переговорному процессу и его эффективности. [6,12,16]

Немаловажное значение имеет и другая особенность - присутствие в обыденной жизни исторических стереотипов восприятия партнера. Действительно, можно привести немало фактов, когда прошлая история выступает источником проблем в настоящем.

Интересен вопрос - насколько стратегическое партнерство сопряженно с интеграционными процессами. Интеграции присущ синергетический эффект, т.к. исследуемое новое образование (выступающее как цельное) всегда больше, чем сумма ее составляющих частей. Подобное положение созвучно с теорией систем, когда элементы какой-то системы обретают совершенно иные качества посредством взаимодействия в ее рамках. Отсюда, под интеграцией целесообразно понимать системное взаимодействие, обладающее свойствами, которые недоступны элементам системы по отдельности. Т.е. при интеграции формируется некая новая общность или новая совокупность отдельных частей, которые начинают проявлять себя как самостоятельное целое. [1,7,9,16]

В специальной литературе выделены основные признаки международной региональной интеграции.

[1,5,12]

Первый признак заключается в том, что в ходе международной региональной интеграции приобретается новое качественное состояние, которое нельзя или крайне трудно приобрести на индивидуальной основе. Причем, надо отметить, что это приобретаемое новое качество выгодно абсолютно всем участникам интеграционного объединения.

В качестве второго признака выступает то свойство, которое приобретается в ходе интеграционного объединения - обособление от остального мира тем или иным способом. Это может быть как создание единой валюты, безвизового режима внутри блока, таможенного союза. Можно заметить, что, с одной стороны, интеграция расширяет либерализацию внутри интеграционного объединения, но, с другой стороны это происходит на фоне дискриминации третьих сторон.

Другим (третьим) признаком межгосударственной региональной интеграции является, то что она имеет партнерский, добровольный характер.

В соответствии с этим признаком, интеграция не должна иметь насильственный характер. [1]

Четвертый признак характеризуется наличием большого спектра аспектов внутренней и внешней политики в фокусе интеграции. Особенностью данного положения является то, что он позволяет отличить интеграцию от международных структур и иных форм международного сотрудничества.

В соответствии с пятым признаком, участники международной региональной интеграции «осознают общность их будущей исторической миссии». [1]

Европейские федералисты в качестве ключевого признака интеграции считают необходимость создания наднациональных органов. Отсюда, на их взгляд, формирование, которое существует лишь посредством межгосударственного сотрудничества, нельзя рассматривать как интеграционное. Определенная логика в этом есть -можно вспомнить мотивацию образования Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Оно было создано, чтобы избежать возможную конкурентную войну между ними. В ходе интеграции в рамках ЕОУС государства делегировали часть своего суверенитета Высшему руководящему органу ЕОУС и тем самым в межгосударственные отношения в Европе был внесен элемент наднациональности.

Сторонники «эффекта перетекания» утверждают, что сотрудничество в сфере «низкой» политики приводит к развитию международного сотрудничества в сфере высокой политики.

Мы разделяем подход политэкономов, которые говоря об интеграции, подразумевают постепенное сращивание экономик национальных хозяйств в один взаимосвязанный территориальный экономический комплекс. Разработанная классификация стадий экономической интеграции, состоит из зон свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического союза, полной экономической интеграции и направлена на формирование целостного пространства с единой валютно-финансовой системой и теснейшей координацией внутренней и внешней экономической политики». [16]

Все вышеизложенное позволяет, в целом, понять почему участники Россия-ЕС остались на позициях стратегического партнерства, а не интеграции. Европейские политики изначально убеждены в неспособности России к интеграции в Евросоюз. Даже, если Россия будет полностью соответствовать камеральным критериям вхождения в Евросоюз, она не будет с охотой принята, хотя бы по причине ее масштабности в плане территории, вооружения, населения, роли на мировой арене.

Вступление России в ЕС могло самым кардинальным и непредсказуемым образом изменить существующую систему международных отношений не только в Европе, но и в мире.

Уже для всех (даже противников вхождения России в ЕС) очевидно, что интеграционное формирование Россия-ЕС может стать одним из значимых полюсов многополярного мира.

Необходимо отметить, что отношения России и ЕС, в основном, строятся на принципах межправительственного подхода и вписываются в традиционную реалистскую логику. Действительно, сегодня главный действующий актор на международной арене - государство, и именно оно контролирует степень и скорость интеграционного процесса.

Государство может «отпустить» часть суверенитета в сфере «низкой» политики (экономика) в пользу наднациональных органов, но в сфере высокой политики (безопасность) интеграцию может ждать провал. Но сторонники данного подхода убеждены, что государство имеет довольно большой набор инструментария, посредством которого оно может остановить интеграционные процессы и вернуть себе утраченный суверенитет. [12]

Большинство экспертов полагают, что Россия, для вхождения в ЕС, должна перестать мыслить, исходя исключительно из ограниченных государственных интересов в пределах нации. Действительно, видимо для того, чтобы РФ прочно интегрировалась в Евросоюз, она должна быть готовой к выделению полномочий по принятию экономических и политических решений на наднациональном уровне.

Приходится констатировать, что в настоящее время элементы наднациональности в отношениях РФ-ЕС не имеются, и надо признать, что никакой интеграции в ее европейском (функционалистком) понимании между партнерами не наблюдется. Можно говорить только о наличии временного (разового) межправительственного сотрудничества в представляющих взаимный интерес областях. Все это говорит о том, что мировая система ставит перед Российской Федерацией и Европейским Союзом существенней вызов, становясь, при этом, менее предсказуемой и управляемой. Россия испытывает потребность в подобном союзе не только ради возможных экономических выгод, технологической модернизации т.п. В условиях глобализации и постоянно меняющейся геополитической обстановки невозможно эффективно существовать в одиночку.

Современное стратегическое партнерство требует новый глобальный взгляд на нынешнее устройство мира. И для того, чтобы отношения стали стратегическими, перечень сфер, по которым осуществляется реальное сотрудничество, должен охватывать все основные составляющие международного сотрудничества (экономику, инновации, экологию, культуру, науку и т.п.).

Источники:

1. Буторина О.В. Понятие региональной интеграции: новые подходы//Космополис. - 2005.-№3(13).- С. 28-35

2. Вильсон В. Четырнадцать пунктов президента США / Документы 1910-1940 гг. М.: 2000.- С. 27-28.

3. Глоссарий по политической психологии / Под ред. Ольшанского Д.В. - М.: РУДН, 2003.

4. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями/Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2007. Т. 5. № 4-2. С. 152-155.

5. Мисаков В.С Функционально-стоимостный анализ сроков строительства/Бухгалтерский учет. 1985. № 8. С. 0.

6. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.

7. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансирован-

ного развития региона//Экономика и предпринимательство. 2017. № 6 (83). С. 200-203.

Всероссийский журнал_138

8. Мисаков В.С., Мальсагов И.А. Экономический анализ - основа самоуправления в производственных объединениях/Нальчик, 1991.

9. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах// Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 115-120.

10. Мисаков В.С., Хапаева Ж.Б Анализ качества и объема аудиторской выборки//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 5 (55). С. 121-127.

11. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2016. № 3 (71). С. 143-148.

12. Пурсианейн К. Теория интеграции и рамки отношений ЕС-РФ. Российско-Европейский Центр экономической политики. - М.:2004.-287с.

13. Уянаев Б.Б., Мисаков В.С Новая модель развития сельских территорий и обеспечения продовольственной безопасности России//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2015. № 3 (65). С. 135-140.

14. Хаас Р. Эпоха бесполярного мира//Россия в глобальной политике. - 2008- №4, с. 47-58.

15. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 4 (60). С. 121-127.

16. Шишков Ю.В. Интеграционные процессы на пороге XXI века. Почему не интегрируются страны СНГ?/М.: НП «III тысячелетие». 2001. - С.17.

Sources:

1. Butorina O.V. The concept of regional integration: new approaches // Cosmopolis. - 2005.-№3 (13) .- p. 28-35

2. Wilson V. Fourteen points of the President of the USA / Documents 1910-1940. M .: 2000.- p. 27-28.

3. Glossary of Political Psychology / Ed. Olshansky D.V. - M .: PFUR, 2003.

4. Mazhigova, EM, Misakov, VS, Goova, R.Kh. Systematization of the principles of strategic management of enterprises // Economic Journal of Rostov State University. 2007. V. 5. No. 4-2. Pp. 152-155.

5. Misakov V.S. Functional and cost analysis of construction time // Accounting. 1985. No. 8. P. 0.

6. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.

7. Misakov, VS, But, V.V., Adzhieva, A.Yu. Innovative infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economy and Entrepreneurship. 2017. No. 6 (83). Pp. 200-203.

8. Misakov V.S., Malsagov I.A. Economic analysis - the basis of self-government in industrial associations // Nalchik, 1991.

9. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Guidelines for the development of information technologies in regional industrial complexes // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 115-120.

10. Misakov VS, Khapaeva Zh.B. Analysis of the quality and volume of the audit sample // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. № 5 (55). Pp. 121-127.

11. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of a balanced regional development // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2016. № 3 (71). Pp. 143-148.

12. Pursanein K., The Theory of Integration and the Framework of EU-RF Relations. Russian-European Center for Economic Policy. - M.: 2004.-287с.

13. Uyanaev BB, Misakov V.S. A new model for the development of rural areas and ensuring food security of Russia // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2015. № 3 (65). Pp. 135-140.

14. Haas R. The era of the non-polar world // Russia in global politics. - 2008- №4, p. 47-58.

15. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh.

Counteraction against organized crime as the basis of the regional economic security system // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 4 (60). Pp. 121-127.

16. Shishkov Yu.V. Integration processes on the threshold of the XXI century. Why are the CIS countries not integrated? / M .: NP "III millennium". 2001. - p. 17.

И.В. Осиновская - Доцент кафедры «Менеджмент в отраслях ТЭК», доцент, к.э.н., Тюменский индустриальный университет, г.Тюмень (osinovskaya79@mail.ru, +79129277349),

I.V.Osinovskaya - Associate Professor of" Management in fuel and energy industries», associate Professor, candidate of economic Sciences, Tyumen Industrial University, Tyumen;

Н.А. Волынская - Директор топливно-энергетического независимого института, профессор, д.э.н., Топливно-энергетический независимый институт, г. Москва (volynskaya@eif.ru),

N. A. Volynskaya - Director of fuel and energy independent Institute, professor, Doctor of Economics, Fuel and energy independent Institute, Moscow;

Ю.А. Носова - Студент 4 курса, Кафедра «Менеджмент в отраслях ТЭК», Тюменский индустриальный университет, г. Тюмень (yunoso@yandex.ru ),

Y. A. Nosova - 4th year student, Department " Management in fuel and energy industries» Tyumen industrial University, Tyumen

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРОЙ

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА PROGRAM AND TARGET APPROACH AS A BASIS FOR FORMING AND MANAGING THE STRUCTURE

OF THE FUEL AND ENERGY BALANCE

Аннотация. На сегодняшний день значимость и роль топливно - энергетического баланса (ТЭБ) на уровне регионов и государств стремительно возросла. Следовательно, можно заметить повышенную активность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.