Научная статья на тему 'Антикризисное управление как основа восстановления финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта'

Антикризисное управление как основа восстановления финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / ФИНАНСОВАЯ НЕУСТОЙЧИВОСТЬ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ / ECONOMIC CRISES / COMPETITION / FINANCIAL INSTABILITY / CRISIS MANAGEMENT / SOLVENCY RECOVERY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова З. М., Темирова З. У.

Проблема формирования финансовой устойчивости предприятий одна из самых актуальных проблем в условиях постоянно возрастающей конкуренции. Последние десять лет все предприятия промышленного комплекса РФ подверглись серьезным испытаниям, обусловленным обвальным спадом спроса на промышленную продукцию, ввиду недостаточной их конкурентоспособности. Надо также признать, что и у самих предприятий нет стимулов на изыскание средств для модернизации производства, особенно, на фоне того, что в стране имеется острая нехватка финансовых средств. Все это отразилось и на динамике налоговых поступлений в бюджет страны. Так, например, в 2013 году сборы от налога на прибыль уменьшились более, чем на 20%. [21] Вместе со спадом платежеспособности промпредприятий также снизилась их финансовая устойчивость, что актуализирует необходимость разработки и задействования антикризисных мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости разнопрофильных предприятий экономики национального хозяйства. В западных странах для повышения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов применяется набор высокоэффективных инструментариев кризис-менеджмента. Его использование поможет не только восстановить финансовую устойчивость, но и ликвидировать риски и угрозы в деятельности предприятий, и предотвратить (на ранних стадиях) возникновение кризисных явлений. На наш взгляд, именно превентивный подход обеспечения финансовой устойчивости позволяет наиболее эффективно задействовать меры антикризисного регулирования. Бесспорно, это сопряжено с задействованием системного подхода, состоящего (в нашем случае) из системы планирования текущей деятельности; адекватного реагирования на воздействие разнонаправленных факторов окружающей и внутренней среды; установления наиболее существенных рисков повседневной деятельности и обеспечения непрерывности ведения производственно-финансовой деятельности. Все вышесказанное и предопределило тему и актуальность данной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Crisis management as a basis for restoring financial stability business entity

The problem of forming the financial stability of enterprises is one of the most pressing problems in the face of ever-increasing competition. Over the past ten years, all enterprises of the industrial complex of the Russian Federation have undergone serious tests due to a landslide decline in demand for industrial products, due to their insufficient competitiveness. We must also admit that the enterprises themselves do not have incentives to raise funds to modernize production, especially given the fact that the country has an acute shortage of financial resources. All this was reflected in the dynamics of tax revenues to the country's budget. So, for example, in 2013, income tax revenues decreased by more than 20%. [21] Together with the decline in the solvency of industrial enterprises, their financial stability also decreased, which actualizes the need to develop and engage in anti-crisis measures to restore the financial stability of diversified enterprises in the national economy. In Western countries, to improve the financial stability of economic entities, a set of highly effective crisis management tools is used. Its use will help not only restore financial stability, but also eliminate risks and threats in the activities of enterprises, and prevent (in the early stages) the occurrence of crisis phenomena. In our opinion, it is the proactive approach to ensuring financial stability that allows the most effective use of anti-crisis measures. Undoubtedly, this involves the involvement of a systematic approach, consisting (in our case) of a planning system for current activities; adequate response to the effects of multidirectional environmental and internal factors; establishing the most significant risks of daily activities and ensuring the continuity of production and financial activities. All of the above and predetermined the topic and relevance of this article.

Текст научной работы на тему «Антикризисное управление как основа восстановления финансовой устойчивости хозяйствующего субъекта»

9. Federal Law "On Commercial Secrets" dated July 29, 2004 No. 98-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_48699/;

10. Federal Law "On Science and State Science and Technology Policy" dated August 23, 1996 No. 127-ФЗ. URL: http://www.con-sultant.ru/document/cons_doc_LAW_11507/;

11. Federal Law "On the Development of Small and Medium-Sized Businesses in the Russian Federation" of 24.07.2007 N 209-FZ (last revised) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144;

12. Green paper on innovation // European Commission. 1995. Access mode: http://europa.eu/documents/comm/green_pa-pers/pdf/ com95_688_en.pdf;

13. RC Operational Manual, European Commission // DG Enterprise - Innovation - Networks and Services, 2011;

14. Alekseev A.A., Fomina N.E. Complex and methods of protection of innovations // Economic sciences. 2014. No. 112. S. 47-51;

15. Asipova Zh. Zh. The goals and content of the state innovation policy // Young scientist. - 2017. - No. 18. - S. 132-134. - URL https://moluch.ru/archive/152/43054/;

16. Balashova E. S. Problems of the legal regulation of innovation in Russia // F: Innovation Economy / Balashova E. S., Gnezdilova O. I. 2016. 25 p .;

17. Belousenko M.V. Research paradigm of the institutional theory of the firm, Access mode: http://ie.boom.ru/collec-tion/belousenko.htm;

18. Gorbatenko E. Yu. Strategy for innovative development of the EU until 2020. // F: Discussion. Economic sciences. No. 3 (55). 2015.30 s .;

19. Elsukov M. Yu., Barsbold B. The policy of state protectionism in countries at various levels of economic development // Management Consulting. 2018.No 8 (116). S. 8-19;

20. Ivanter V.V., Phelps E.S., Quint V.L., Maksimtsev I.A., Alferov J.I. How will the Russian economy develop? // Innovation. 2013. No. 1 (171). S. 3-12;

21. Innovation management. under the editorship of Acad. E.A. Oleinikova. M .: SRI RIPKTSE. 2004.S. 80;

22. Karlik A.E., Karpichev E.V. Success factors of innovative cooperation of national industrial clusters // Issues of Economics and Law. 2018. No. 124. S. 70-74;

23. Katkalo B.C. The place and role of the resource concept in the development of the theory of strategic management (preface to the section) // Bulletin of St. Petersburg University. Series 8: Management. 2003. No3;

25. Collis, D.J. Corporate Strategy: Resource Approach Text. / D.J. Collis, S. Montgomery; per. from English M .: Olimp-Business, 2007. -271 s;

26. Kalof D. Improving the efficiency of innovative activities of companies // Foresight. 2018.V. 12. No. 3. P. 30-33;

28. Maksimtsev I.A., Mezhevich N.M., Koroleva A.V. Economic development of the Baltic states and the Nordic countries: on the issue of the specifics of economic models // Baltic Region. 2017. T. 9. No. 1. S. 60-784;

30. Matvienko I.I. The legal framework of innovative development and the innovative infrastructure of the Arctic territories // Issues of innovative economy. 2018.V. 8. No. 3. P. 435-452;

31. Roelfsema H., Zhang J. Internationalization and innovation in emerging markets // Foresight. 2018.V. 12. No. 3. P. 34-42;

32. Talagaeva D.A. The formation of the European scientific space: approaches of the Scandinavian countries. // M.: MGIMO, 2016.20

s .;

33. Tsatsulin A. N. Foreign experience and domestic practice of financing the innovative development of the Russian economy // Bulletin of the National Academy of Tourism. 2017. Owls 90-96;

34. Shelyubskaya N.V. New directions of the EU innovation policy. // F: Management of investment and innovation. No. 4/03. 2010.5 p.;

35. Schumpeter J. A. Theory of economic development. M .: Progress, 1982;

36. Yakovets Yu.V. Mythic innovations of the 21st century. M .: Economics, 2004.448 s;

37. Grant R.M. The resource-based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation // California Management Review. 1991. Vol. 33. Spring;

38. Freeman, C. (1995), "The National System of Innovation in Historical Perspective", Cambridge Journal of Economics, No. 19, pp. 5-24;

39. Shin J., Yang H., Kim C. The effect of sustainability as innovation objectives on innovation efficiency // Sustainability. 2018.V. 10. No. 6. P. 1966.

З.М. Иванова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет им. В.М. Кокова», [email protected],

Z.M. Ivanova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Economics, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Ka-Bardino-Balkarian State Agrarian University named after V.M. Kokova ";

З.У. Темирова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление» ФГБОУ ВО «Северо-Кавказская государственная академия», [email protected],

Z.U. Temirova - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics and Management, FSBEI of HE "North Caucasus State Academy".

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ОСНОВА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА ANTI-CRISIS MANAGEMENT AS A BASIS FOR RESTORATION FINANCIAL STABILITY OF THE ECONOMIC SUBJECT

Аннотация. Проблема формирования финансовой устойчивости предприятий - одна из самых актуальных проблем в условиях постоянно возрастающей конкуренции. Последние десять лет все предприятия промышленного комплекса РФ подверглись серьезным испытаниям, обусловленным обвальным спадом спроса на промышленную продукцию, ввиду недостаточной их конкурентоспособности. Надо также признать, что и у самих предприятий нет стимулов на изыскание средств для модернизации производства, особенно, на фоне того, что в стране имеется острая нехватка финансовых средств. Все это отразилось и на динамике налоговых поступлений в бюджет страны. Так, например, в 2013 году сборы от налога на прибыль уменьшились более, чем на 20%. [21]

Вместе со спадом платежеспособности промпредприятий также снизилась их финансовая устойчивость, что актуализирует необходимость разработки и задействования антикризисных мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости разнопрофильных предприятий экономики национального хозяйства.

В западных странах для повышения финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов применяется набор высокоэффективных инструментариев кризис-менеджмента. Его использование поможет не только восстановить финансовую устойчивость, но и ликвидировать риски и угрозы в деятельности предприятий, и предотвратить (на ранних стадиях) возникновение кризисных явлений.

На наш взгляд, именно превентивный подход обеспечения финансовой устойчивости позволяет наиболее эффективно задействовать меры антикризисного регулирования. Бесспорно, это сопряжено с задействованием системного подхода, состоящего (в нашем случае) из системы планирования текущей деятельности; адекватного реагирования на воздействие разнонаправленных факторов окружающей и внутренней среды; установления наиболее существенных рисков повседневной деятельности и обеспечения непрерывности ведения производственно-финансовой деятельности.

Все вышесказанное и предопределило тему и актуальность данной статьи.

Annotation. The problem of forming the financial stability of enterprises is one of the most pressing problems in the face of ever-increasing competition. Over the past ten years, all enterprises of the industrial complex of the Russian Federation have undergone serious tests due to a landslide decline in demand for industrial products, due to their insufficient competitiveness. We must also admit that the enterprises themselves do not have incentives to raise funds to modernize production, especially given the fact that the country has an acute shortage of financial resources. All this was reflected in the dynamics of tax revenues to the country's budget. So, for example, in 2013, income tax revenues decreased by more than 20%. [21]

Together with the decline in the solvency of industrial enterprises, their financial stability also decreased, which actualizes the need to develop and engage in anti-crisis measures to restore the financial stability of diversified enterprises in the national economy.

In Western countries, to improve the financial stability of economic entities, a set of highly effective crisis management tools is used. Its use will help not only restore financial stability, but also eliminate risks and threats in the activities of enterprises, and prevent (in the early stages) the occurrence of crisis phenomena.

In our opinion, it is the proactive approach to ensuring financial stability that allows the most effective use of anti-crisis measures. Undoubtedly, this involves the involvement of a systematic approach, consisting (in our case) of a planning system for current activities; adequate response to the effects of multidirectional environmental and internal factors; establishing the most significant risks of daily activities and ensuring the continuity of production and financial activities.

All of the above and predetermined the topic and relevance of this article.

Ключевые слова: экономические кризисы, конкуренция, финансовая неустойчивость, антикризисное управление, восстановление платежеспособности.

Keywords: economic crises, competition, financial instability, crisis management, solvency recovery.

Теоретико-методическим и прикладным проблемам формирования устойчивости предприятий с применением специального инструментария антикризисного регулирования в последние годы посвящены множество работ российских и зарубежных ученых. [1,5,6,13]

Эффективность управления любым хозяйствующим субъектом определяют, в первую очередь, значимостью конечных результатов при реализации стратегических задач, качественных и количественных параметров производственно-финансовой деятельности.

Несколько крупнейших мировых экономических кризисов, произошедших уже в XXI веке, вынуждают дать новую, более содержательную оценку необходимости и значимости антикризисного управления в современных реалиях.

Понятие «антикризисное управление» (в западных странах - кризис-менеджмент) до сих пор является дискуссионным, вследствие чего на сегодня нет единого подхода к тому, что понимать под этим термином.

Анализ специальной литературы позволяет обобщить и выделить ряд основных форм антикризисного управления.:

- антикризисное регулирование в условиях стабильного развития предприятий;

- антикризисное регулирование в период кризисного состояния;

- антикризисное регулирование в условиях процедур банкротства. [2,7,9]

Отличительной особенностью всех этих разных форм антикризисного регулирования является их общая цель - предотвратить или устранить финансовую нестабильность в условиях цикличности экономики.

В разработках западных исследователей в области антикризисного регулирования выделяют ряд элементов, характерных большинству определений кризиса:

- наличие угрозы существования предприятия;

- присутствие элемента внезапности или случайности риска;

- необходимость оперативного принятия эффективного управленческого решения.

При разработке конкретных мер, в соответствии с общепринятыми аналитическими процедурами, применяемыми в стратегическом плане и тактических установках антикризисного менеджмента, целесообразно использовать соответствующие кризисные фазы:

- фаза 1 - ускорение;

- фаза 2 - развитие;

- фаза 3 - создание;

- фаза 4 - упадок.

Представляется, что нет нужды комментировать эти фазы, завершающиеся глубоким спадом производственной деятельности и острой необходимостью смены профиля предприятия, коренных изменений в ассортиментной, производственной, коммерческой, кадровой и иной политики.

В специальной литературе рассмотрены этапы развития процесса несостоятельности хозяйствующего субъекта, которые можно свести к следующим основным этапам:

Для первого этапа характерно скрытое снижение стоимости предприятия, идет процесс формирования предпосылок последующей несостоятельности хозяйствующего субъекта. причем, на этом этапе отсутствуют какие-либо внешние проявления присутствующих негативных изменений, хотя уже начался спад спроса на продукцию, снижается уровень конкурентоспособности предприятия и т.д. и все это, в конечном итоге, приводит к банкротству.

Всевозможные разновидности процедуры банкротства принято сводить к следующим двум системам:

- «продолжниковая» система банкротства;

- «прокредиторская» система банкротства.

В качестве критерия приведенной классификации систем банкротства выступает подход к защите разно-заинтересованных интересов участников этого процесса - кредиторов и должников.

Первый вид системы банкротства особо популярен в США, Франции...

Основная идея данной системы состоит в создании условий для фирм, которые, хотя и оказались в тяжелом финансовом положении, но тем не менее, позволяющих получить некий посыл для восстановления финансовой устойчивости.

В условиях российской действительности в случае, когда должник объявлен недобросовестным и его руководство - как ответственное за допущенные серьезные финансовые упущения, как правило, ставится задача по защите прав и интересов кредиторов. В следствие этого положения российское прокредиторское законодательство предоставило относительно свободную процедуру реализации бизнес-активов должника, вплоть до его ликвидации как юрлица. [3,11,15,19]

Такой подход, на наш взгляд, не ставит задачу выявления истинных причин неплатежеспособности (на это могут быть и объективные факторы) ... Не секрет, что в российском бизнесе превалируют и неофициальные процедуры банкротства.. .[4,18]

Вместе с тем, имевшиеся кризисные события российской экономики, вызванные последним глобальным экономическим кризисом, убедительно продемонстрировали ущербность применения неформальных методов в антикризисном регулировании. На деле это обернулось массовым вынужденным банкротством. [8,12,16,20]

Все вышеизложенное позволяет рекомендовать следующий алгоритм организации антикризисного управления на уровне хозяйствующих субъектов с целью проведения процедуры санкции предприятия, состоящей из 4 этапов:

- на первом этапе проводят экспертную оценку финансово-экономического положения предприятия;

- на втором этапе разрабатывают экстренные стабилизационные меры;

- на третьем этапе анализируют производственно-финансовую деятельность, определяют возможность перепрофилирования предприятия;

- выбор оптимального варианта вывода предприятия из кризисного положения.

Вместе с тем, надо отметить, что по факту не все так просто - так, в частности, на последнем этапе, наряду с выбором оптимального варианта, может придется производить также реструктуризацию, и даже сократить какие-то направления бизнеса и видов деятельности.

Таким образом, можно заметить, что антикризисное регулирование имеет принципиальное отличие от общепринятых методов, форм и технологий управления.

В работе [10] отмечается, что нежелательные последствия кризиса легче нейтрализовать, если научиться вовремя распознавать и учитывать специфику и особенности кризиса, ибо только такой подход позволяет рас-

сматривать управление хозяйствующим субъектом как антикризисное управление. В таких случаях при реализации антикризисной стратегии целесообразно начинать с реструктуризации. В ходе этого процесса происходит оптимизация параметров производственных мощностей и структуры предприятия и тем самым обеспечивается достижение точки безубыточности на принципах наращивания конкурентоспособности производимой продукции, эффективного задействования и распределения собственных ресурсов. На последующем шаге привлекают дополнительные финансовые средства, необходимые для решения стратегических и текущих целей устойчивого развития хозяйствующего субъекта, совершенствования системы стратегического управления и т.п.

Одним из необходимых условий разработки эффективного антикризисного регулирования является необходимость осуществления анализа и диагностики. Причем, задачи диагностики зависят, в т.ч., и от того, кем они поставлены. А таковыми могут быть и управляющая компания, и новое руководство предприятия, и государственные структуры, и антикризисные управляющие. Все это, безусловно, требует совершенствования методологических основ идентификации финансово-экономических проблем, образующихся в повседневной деятельности предприятий. [14,17]

Любой финансово-экономический кризис можно охарактеризовать как по региональному признаку, так и с позиций времени и их образования.

Региональные особенности финансово-экономических кризисов подтверждены эмпирическими работами. Исследователи отмечают, что с позиции времени образования кризисные явления способны существенно разниться меж собой, пакетом обусловивших их факторов.

Так, например, в работе [6] при анализе мирового финансового кризиса рекомендовано применять систему индикаторов, в т.ч. таких как цена на нефть, ставка рефинансирования, ВВП, инфляция, выпуск корпоративных облигаций, система налогообложения и др.

В работе [14] обосновано, что финансирование кризисного состояния конкретного предприятия требует проведения детального анализа конкретных технико-финансово-экономических показателей ее деятельности, хотя, конечно, и одних макроэкономических вполне достаточно рассматривать в виде важного индикатора при установлении причинно-следственных связей при формировании кризисной ситуации.

На наш взгляд, диагностику финансово-экономического положения предприятия можно рассматривать в виде промежуточного прогноза возможностей возникновения риска банкротства.

Самостоятельной темой является анализ признаков преднамеренного и фиктивного банкротства. Для их выявления требуется надлежащий финансовый менеджмент, которого часто не хватает на российских предприятиях ввиду неэффективности (или вовсе отсутствия) антикризисной модели организации бизнеса в условиях затянувшегося финансово-экономического кризиса. В качестве основных элементов подобных моделей могут выступать своевременное полноценное диагностирование и экспертиза производственно-финансовой деятельности предприятий с оценкой всевозможных угроз и рисков управления активами в условиях финансово-экономической нестабильности.

В заключение можно отметить, что формализация разнообразных методов и приемов диагностирования производственно-финансовой деятельности предприятия, направленных на нейтрализацию кризисных явлений выступает в сегодняшних реалиях возрастающей конкуренции одним из востребованных инструментов финансового анализа.

Источники:

1. Алексеенко Н.В. Управление устойчивым развитием промышленных предприятий. // Экономика и организация управления. - 2009. - №2. - С. 50-60

2. Бендерская О.Б. Сущность категории финансовой устойчивости промышленных предприятий // Вестник БелГТУ. - 2013. - №7. - С. 97-123

3. Бетрозов М.Х., Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Государственное регулирование и стратегические приоритеты обеспечения экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 3 (59). - С. 72-77.

4. Бородин А. Экономические механизмы устойчивого развития // Экономист. - 2012. - №4. - С. 63-67

5. Гончаров В.В. Менеджмент в рамках основных фаз управленческого цикла. - М.: МНИИПУ,2008. - 96 с.

6. Дафт Ричард. Теория организации / Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,2006. - 699 с.

7. Кретинин В. Экономическая устойчивость трансформируемой хозяйственной системы региона: дисс. докт. эк. наук. - М.,2007. - 372 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятия // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 4-3. - С. 123-125.

9. Лавриненко Ю.Н. Финансовая устойчивость промышленных предприятий и его самодостаточность в условиях рынка // Человек. Экономика. Общество. - Белгород,2000. - С. 45-49

10. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятием // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

11. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - № 3. - С. 16.

12. Мисаков В.С. Государственное регулирование как фактор и условие модернизации и формирования долгосрочной траектории развития национальной экономики // В сборнике: Устойчивое развитие: Проблемы, концепции, модели: Материалы международного симпозиума, посвященного 20-летию КБНЦ РАН. - 2013. - С. 78-83.

13. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда // Бухгалтерский учет. - 1986. - № 12. - С. 0.

14. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ в строительстве. - М, 1986.

15. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. -2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

16. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона // Terra Economicus. - 2009. - Т. 7. - № 3-2. - С. 247-251.

17. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 5 (55). - С. 115120.

18. Мисаков В.С., Черкесов С.Х. Социально-экономические последствия коррумпированности теневых отношений в региональной экономике // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - № 6-2 (56). - С. 176-181.

19. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - № 3 (71). - С. 143-148.

20. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. - № 4 (60). - С. 121-127.

21. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ. - [Электронный ресурс]

Sources:

1. Alekseenko N. V. Management of sustainable development of industrial enterprises. // Economics and management organization. - 2009. - No. 2. - S. 50-60

2. Benderskaya O.B. The essence of the category of financial stability of industrial enterprises // Bulletin of BelTU. - 2013. - No. 7. - S. 97-123

3. Betrozov M.Kh., Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. State regulation and strategic priorities for ensuring economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 3 (59). - S. 72-77.

4. Borodin A. Economic mechanisms of sustainable development // Economist. - 2012. - No. 4. - S. 63-67

5. Goncharov V.V. Management within the main phases of the management cycle. - M.: Moscow Scientific Research Insti-tute-PU, 2008. - 96 p.

6. Daft Richard. Organization Theory / Per. from English - M.: UNITY-DANA, 2006. - 699 p.

7. Kretinin V. Economic stability of the transforming economic system of the region: diss. Doct. ek. sciences. - M., 2007. -

372 p.

8. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to managing the innovative potential of an industrial enterprise // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 4-3. - S. 123-125.

9. Lavrinenko Yu.N. Financial sustainability of industrial enterprises and its self-sufficiency in a market // Human. Economy. Society. - Belgorod, 2000. - S. 45-49

10. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

11. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S. 16.

12. Misakov V.S. State regulation as a factor and condition for modernization and the formation of a long-term trajectory of development of the national economy // In the collection: Sustainable Development: Problems, Concepts, Models: Materials of the international symposium on the 20th anniversary of the KBSC RAS. - 2013 .-- S. 78-83.

13. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. - 1986. - No. 12. - S. 0.

14. Misakov V.S. Functional-cost analysis in construction. - M, 1986.

15. Misakov V.S., Booth V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

16. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. - 2009. - T. 7. - No. 3-2. - S. 247-251.

17. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S. 115-120.

18. Misakov V.S., Cherkesov S.Kh. Socio-economic consequences of the corruption of these relations in the regional economy // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. - No. 6-2 (56). - S. 176-181.

19. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S. 143-148.

20. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60). - S. 121-127.

21. The official website of the Federal Tax Service of the Russian Federation. - [Electronic resource]

Т.В. Игнатова - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, [email protected],

T.V. Ignatova - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economic Theory and Entrepreneurship, South Russian Institute of Management, RANEPA;

С.П. Кюрджиев - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой экономики, финансов и природопользования, Южно-Российский институт управления РАНХиГС, [email protected],

S.P. Kurdzhiev - Doctor of Economics, Professor, Head of the Department of Economics, Finance and Environmental Management, South Russian Institute of Management, RANEPA;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.