Научная статья на тему 'Институциональный анализ формирования промышленной политики'

Институциональный анализ формирования промышленной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
71
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ / САНКЦИИ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ / ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / WORLD ECONOMIC CRISES / SANCTIONS / INDUSTRIAL COMPLEX / INDUSTRIAL POLICY / INSTITUTIONAL INSTRUMENTS / INCREASING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гасиева З. П., Чажаева М. М.

Ключевым показателем развитости любой страны является состояние его промышленного комплекса. И это естественно, ибо промышленность выступает основным интегратором формирования спроса на продукцию потребительского назначения и на сами средства производства. Для отечественного промышленного комплекса на современном этапе характерен невысокий уровень автоматизации, наличие высокого морального и физического износа технологического оборудования, упрощение выполняемых технологических операций. Бесспорно, все это негативно сказывается на уровне рентабельности и конкурентоспособности, в связи с чем неуклонно возрастает зависимость промпредприятий от поставок зарубежных технологий, комплектующих, запчастей и т.п. Все это, безусловно, говорит о необходимости разработки новых направлений формирования и реализации промышленной политики. Надо отметить, что в стране создан и уже успешно функционирует ряд новых институтов промышленной политики, таких как Фонд развития промышленности, Агентство по технологическому развитию и другие, а также приняты к исполнению несколько федеративных законов (ФЗ №488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г., ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. и др.) Вместе с тем, эксперты отмечают слабое исполнение этих важных документов в виду того, что отсутствует эффективная система формирования и проведения промышленной политики. Действительно, это не позволяет добиться системного решения комплекса затянувшихся проблем промышленного комплекса. Все вышесказанное определило тематику нашего научного исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Institutional analysis of formation of industrial policy

A key indicator of the development of any country is the state of its industrial complex. And this is natural, because industry is the main integrator in the formation of demand for consumer goods and for the means of production themselves. At the present stage, the domestic industrial complex is characterized by a low level of automation, the presence of high moral and physical deterioration of technological equipment, and the simplification of technological operations. Undoubtedly, all this negatively affects the level of profitability and competitiveness, in connection with which the dependence of industrial enterprises on the supply of foreign technologies, components, spare parts, etc., is steadily increasing. All this, of course, indicates the need to develop new directions for the formation and implementation of industrial policy. It should be noted that a number of new institutes of industrial policy have been created and are already successfully operating in the country, such as the Industrial Development Fund, the Agency for Technological Development and others, and several federal laws have been enacted (Federal Law No. 488 “On Industrial Policy in the Russian Federation” dated December 31, 2014, Federal Law No. 172-ФЗ “On Strategic Planning in the Russian Federation” dated June 28, 2014, etc.) At the same time, experts note the weak implementation of these important documents in view of the fact that there is no effective system for the formation and implementation of industrial policy. Indeed, this does not allow a systematic solution to the complex of protracted problems of the industrial complex. All of the above determined the topic of our scientific research.

Текст научной работы на тему «Институциональный анализ формирования промышленной политики»

10. Decree of the Government of the Russian Federation of 05.05.2018 N 872-r (as amended on 07/11/2019) "On approval of the Concept of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019 - 2025)" [Electronic resource]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297883/ (date of access: 12.12.2019).

11. Measuring the sustainability of tourism [Electronic resource]. - URL: https://www.unwto.org/Measuring-Sustainability-Tourism (accessed: 12/11/2019).

12. Innovation, investment and digital transformation [Electronic resource]. - URL: https://www.unwto.org/innovation-investment-and-digital-transformation (accessed: 12.12.2019).

З.П. Гасиева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Налоги. Бухгалтерский учет» Владикавказского филиала ФГБОУ ВО «Финансовыйуниверситет при Правительстве РФ»,

Z.P. Gasieva - candidate of economic sciences, associate professor of the department "Taxes. Accounting "Vladikavkaz branch of FSBEI of HE" Financial University under the Government of the Russian Federation";

М.М. Чажаева - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Управление региональной экономикой» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

M.M. Chazhaeva - PhD in Economics, Associate Professor, Department of Regional Economics Management, Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Education "Chechen State University".

ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ INSTITUTIONAL ANALYSIS OF FORMATION OF INDUSTRIAL POLICY

Аннотация. Ключевым показателем развитости любой страны является состояние его промышленного комплекса. И это естественно, ибо промышленность выступает основным интегратором формирования спроса на продукцию потребительского назначения и на сами средства производства.

Для отечественного промышленного комплекса на современном этапе характерен невысокий уровень автоматизации, наличие высокого морального и физического износа технологического оборудования, упрощение выполняемых технологических операций. Бесспорно, все это негативно сказывается на уровне рентабельности и конкурентоспособности, в связи с чем неуклонно возрастает зависимость промпредприятий от поставок зарубежных технологий, комплектующих, запчастей и т.п.

Все это, безусловно, говорит о необходимости разработки новых направлений формирования и реализации промышленной политики. Надо отметить, что в стране создан и уже успешно функционирует ряд новых институтов промышленной политики, таких как Фонд развития промышленности, Агентство по технологическому развитию и другие, а также приняты к исполнению несколько федеративных законов (ФЗ №488 «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31.12.2014 г., ФЗ №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 г. и др.)

Вместе с тем, эксперты отмечают слабое исполнение этих важных документов в виду того, что отсутствует эффективная система формирования и проведения промышленной политики. Действительно, это не позволяет добиться системного решения комплекса затянувшихся проблем промышленного комплекса.

Все вышесказанное определило тематику нашего научного исследования.

Annotation. A key indicator of the development of any country is the state of its industrial complex. And this is natural, because industry is the main integrator in the formation of demand for consumer goods and for the means of production themselves.

At the present stage, the domestic industrial complex is characterized by a low level of automation, the presence of high moral and physical deterioration of technological equipment, and the simplification of technological operations. Undoubtedly, all this negatively affects the level of profitability and competitiveness, in connection with which the dependence of industrial enterprises on the supply of foreign technologies, components, spare parts, etc., is steadily increasing.

All this, of course, indicates the need to develop new directions for the formation and implementation of industrial policy. It should be noted that a number of new institutes of industrial policy have been created and are already successfully operating in the country, such as the Industrial Development Fund, the Agency for Technological Development and others, and several federal laws have been enacted (Federal Law No. 488 "On Industrial Policy in the Russian Federation" dated December 31, 2014, Federal Law No. 172-ФЗ "On Strategic Planning in the Russian Federation" dated June 28, 2014, etc.)

At the same time, experts note the weak implementation of these important documents in view of the fact that there is no effective system for the formation and implementation of industrial policy. Indeed, this does not allow a systematic solution to the complex of protracted problems of the industrial complex.

All of the above determined the topic of our scientific research.

Ключевые слова: мировые экономические кризисы, санкции, промышленный комплекс, промышленная политика, институциональные инструменты, повышение конкурентоспособности.

Keywords: world economic crises, sanctions, industrial complex, industrial policy, institutional instruments, increasing competitiveness.

В специальной экономической литературе имеется множество работ, посвященных анализу современного состояния промышленного комплекса РФ. Авторы этих работ (ученые и специалисты-практики) отмечают, что в промышленности за последние 15-20 лет под воздействием системных и институциональных факторов накопился комплекс существенных проблем, вследствие чего промышленное производство оказалось не в состоянии надлежащим образом решать поставленные перед ней задачи.

Причем, если для 2000-2008 гг. для промышленности была характерным относительная стабильность, проявлявшаяся в небольшом росте ВВП и снижении уровня инфляции, то уже с 2011 г. по настоящее время продолжается ухудшение в исследуемом комплексе.

В ходе анализа финансового положения Российской Федерации (общеизвестно какое воздействие оказывает финансовая система на положение промпредприятий в стране) было установлено глубокое сжатие денежной массы в 1990-1995 гг. с 73% до 15%. Примечательно, что в 2005-2015 гг. произошло наращивание денежной массы М2» с 714,6 млрд. рублей до 35809,2 млрд. рублей, что говорит о ее монетизации. За оптимальное соотношение М2 к ВВП берется значение 55%-60%, для сравнения в РФ уровень насыщенности ликвидными активами на 01.01.2016 г. не превышал 42%.[17]

Принято считать, что высокий уровень монетизации положительно воздействует на экономический рост. Действительно, обеспечение высоких темпов роста объемов М2» показывает улучшение положения в финансовом секторе экономики национального хозяйства. Но эксперты отмечают, что данное положение не затрагивает промышленное производство, и вообще, весь реальный сектор экономики. [17]

Другим фактором воздействия финансового сектора на промышленность является ключевая ставка ЦБ РФ. Примечательно, что если ключевая ставка в 1993-1996 гг. превышала 100%, то в настоящее время она составляет менее 8%. Все эти годы размер учетной ставки превышал среднюю рентабельность обрабатывающих производств, что делало практически недоступными и невозможными кредиты для промышленных предприятий.

Говоря об особенностях промышленного производства РФ надо, в первую очередь, отметить общий спад объемов - так на 01.01.2016 г. объемы производства в разных секторах промышленного комплекса страны составляли менее 75% от уровня 1980 г.

Другой проблемой промышленного комплекса выступает несоответствие структуры промышленного производства духу и требованиям современной промышленной политики, вследствие преобладания добывающих отраслей. Так, например, удельный вес топливной промышленности кратно возрос с 6,8% в 1990 г. до 36,8% в 2015 г., а доля машиностроения, при этом, сократилась более, чем в 2 раза - с 28,1% до 12, 5%.

Все это говорит о сырьевой ориентированности структуры промышленного производства. Эта же тенденция прослеживается и в рентабельности - в добывающих отраслях более 25%, а в машиностроении - ниже 10% на 01.01.2016 г. [17]

Надо также отметить, что при таком раскладе любой инвестор, как правило, вложит свои деньги в предприятия добывающих отраслей, нежели предприятия обрабатывающей промышленности... Однозначно, что это сопровождается снижением качества промышленной продукции, уменьшением сложности промышленного производства, падением технологической дисциплины.

Все это, в свою очередь, заставляет наращивать объемы приобретения и использования импортных комплектующих, полуфабрикатов - в станкостроении это достигает 90%, в машиностроении 70-80% и т.д.

Такая же тяжелая обстановка и с кадрами. Наблюдается сокращение человеческого капитала, его образованность, опыт и квалификация, что дестабилизирует промышленность. Иными словами, идет деиндустриализация промышленного комплекса страны. Это означает, что решать эту проблему нужно комплексно, с учетом структурных, технологических, инвестиционных, инновационных, стратегических и иных воздействий и изменений. [2,6,8,14]

В соответствии с ФЗ №488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» в качестве основных мер стимулирования развития отрасли обозначены финансовые мероприятия; поддержка научно -технической и инновационной деятельности; информационно-консультационная поддержка; поддержка в сфере кадрового потенциала; поддержка во внешнеэкономической деятельности; создание промышленных парков, кластеров и др.

Государственные программы и федеральные целевые программы мы рассматриваем в качестве основного инструмента государственной промышленной политики.

В ходе нашего исследования мы попытались отследить ход реализации в республиках СКФО федеральных целевых программ в области проводимой промышленной политики в соответствии с заданными по каждой программе основными индикаторами. Однако, информация, предназначенная для сторонних пользователей, не позволяет определить эффективность рассматриваемой ФЦП. Более того, фактические показатели (в динамике за несколько лет) отсутствуют даже на официальном сайте «Федеральные целевые программы России».

Имеющиеся данные государственной статистики, касательно таких показателей, как объемы ВВП, его структура; индекс промпроизводства; количество неплатежеспособных промпредприятий в отрасли и др. позволяют лишь косвенно судить об эффективности реализуемой ФЦП.

Несмотря на то, что в каждой северокавказской республике имеются свои региональные законы о территориальной промышленной политике, все еще не удается задействовать механизмы по обеспечению устойчивого развития промышленного производства. Видимо, по этой причине в депрессивных республиках Северного Кавказа не выполняются контрольные показатели по реализации промышленных инвестпроектов, по

количеству промпредприятий, участвующих в реализации проектов по технологической модернизации и техническому перевооружению промышленного производства, по количеству открытых новых рабочих мест на промпредприятиях. [7,9,11,15]

Нам представляется, что одним из приоритетных направлений структурных преобразований в рамках региональной промышленной политики республик Северного Кавказа может стать трансформация масштабов хозяйствующих субъектов.

Наращивание масштабов разрозненных небольших промпредприятий возможно посредством интегрирования, в зависимости от используемых хозяйствующими субъектами концепций, таких, как технологическая, институциональная, стратегическая.

В соответствии с технологической концепцией, предприятие самостоятельно осуществляет производство продукции в случае, если производственные издержки ниже, чем издержки, которые предприятие понесет при покупке данной продукции у других организаций. И в случае, когда объединение предприятий (по горизонтали, по вертикали) позволяет снизить себестоимость продукции, то подобный вариант будет более предпочтительным. Отсюда можно утверждать, что целесообразность расширения промпредприятия зависит от величины субаддитивных издержек (т.е. таких издержек, величина коих уменьшается при объединении предприятий). [16,18] При этом, если минимальный эффективный размер предприятия сопряжен с величиной действующего на рынке спроса, то максимальный - от того, до каких пор будет продолжаться процесс снижения субаддитивных издержек. И та точка, после которой субаддитивные издержки прекращают снижаться при росте размера предприятия, называется «технологическая граница хозяйствующего субъекта».

Также положительным здесь является и то, что при вертикальной и горизонтальной интеграции повышается норма управляемости отдельных менеджеров. В подобных случаях использование дивизиональной оргструктуры для интегрированного предприятия дает возможность (с учетом некоторого дублирования функций и росте управленческих расходов) в сравнении с линейно-функциональной структурой снизить нормы управляемости до приемлемого уровня, повысить результативность управления, и, в конечном итоге, сократить затраты на производство продукции. [1,4,10,13]

В рамках институциональной теории границы организации устанавливаются в зависимости от транзакционных издержек, которые ограничивают рост предприятия снизу, и от внутренних издержек контроля, влияющих на рост сверху.

В специальной литературе подробно рассмотрены и иные стратегии развития промышленных предприятий - производственных клеточек промышленного комплекса. Все эти концепции развития промпредприятий ориентируются на три основных направления, приносящие выгоду от их интеграции:

1. экономика ресурсов и снижение издержек;

2. снижение транзакционных издержек и устранение неполноты контракта;

3. расширение возможностей предприятия для инновационной деятельности. [3,12,19]

Надо отметить, что во всех республиках в региональном промышленном комплексе более четверти века наблюдаются кризисные явления.

Уровень развития основных институтов рыночной экономики, характеризующий институциональный аспект инвестиционного потенциала, не изменился. Более того, уровень развития науки и реализации достижений НТП в регионе, рассматриваемый нами посредством инновационной составляющей потенциала республик, значительно снизился. Все это позволяет нам оценивать потенциал промышленного комплекса северокавказских республик как пониженный. [11,13,20]

Это положение отягощается высоким уровнем инвестиционного риска из-за известной геополитической обстановки в регионе. Сюда также надо добавить и такую опасность в виде низкой степени сбалансированности республиканских бюджетов и финансов промпредприятий, что, бесспорно, определяется как повышенный уровень финансового риска. В этих условиях крайне трудно мобилизовать в регионе разумного инвестора.

Более того, практически во всех республиках большая часть промпредприятий была перепродана по частям, при этом активы дробились и перепродавались многократно с целью получения сиюминутной прибыли. Вследствие этого, на многих промпредприятиях мероприятия по модернизации стали убыточными для всех заинтересованных сторон.

Все вышеизложенное позволяет утверждать, что в региональном промышленном комплексе северокавказских республик для радикального изменения годами сформировавшейся недопустимой ситуации необходимо осуществить системные тактические, стратегические и оперативные воздействия, состоящие из структурных, технологических, инвестиционных, инновационных и стратегических аспектов, что и должно в совокупности создать основу региональной промышленной политики, ориентированной на максимально эффективное задействование всех ресурсов.

Источники:

1. Абалкин Л.И. Россия: осмысление судьбы: монография. - М.: Экономическая газета,2012. - 863 с.

2. Благодатский П.В. Формирование инновационной технологической структуры промышленных предприятий. -М.,2013. - 186 с.

3. Вечканов Г.С. Неоиндустриализация и модернизация //Экономист. - 2012. - №9. - С.39-47

4. Кузнецов В.В. Эволюция государственной промышленной политики в России //Журнал новой экономической ассоциации. - 2014. - №2. - С.152-170

5. Лисичкина Н.В. Синергетико-институциональный подход к оценке инвестиционной деятельности предприятия. -0рел,2015. - 215 с.

6. Мажигова Е.М., Мисаков В.С., Гоова Р.Х. Систематизация принципов стратегического управления предприятиями //Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - Т. 5. - № 4-2. - С. 152-155.

7. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве. - Нальчик, 1986.

8. Мисаков В.С. Сравнение как общенаучный метод познания //Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2007. - №3. - С.16

9. Мисаков В.С. Функционально-стоимостный анализ сроков строительства //Бухгалтерский учет. - 1985. - №8. -

С.0

10. Мисаков В.С., Бут В.В., Аджиева А.Ю. Инновационная инфраструктура как ресурс достижения сбалансированного развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 6 (83). - С. 200-203.

11. Мисаков В.С., Гертер И.К. Критерии и показатели устойчивого развития территорий //В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов, 2011. - С. 190-193.

12. Мисаков В.С., Дзагоева И.Т., Кушбокова Р.Х. Особенности управления агропромышленным комплексом депрессивного региона //Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 3-2. С. 247-251.

13. Мисаков В.С., Озроков А.О. Методические рекомендации развития информационных технологий в региональных производственных комплексах // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2013. - №5(55). -С.115-120

14. Мисаков В.С., Паршин А.Н. Малый бизнес как основа регионального развития //В сборнике: Национальные элиты и проблемы социально-политической и экономической стабильности. Материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор: Г.Г. Матишов,2009. - С. 215-218.

15. Ногмова Л.А., Мисаков В.С. Формирование экономического потенциала в контексте сбалансированного регионального развития // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2016. - №3(71). - С.143-148

16. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М.: Фонд экономической книги «Начала»,1997. - 190 с.

17. Промышленность России. Статистический сборник. - М.: Росстат,2018. - 326 с.

18. Стрижакова Е.И. Теоретические подходы к формированию промышленной политики: Монография. - Брянск: БГТУ,2016. - 180 с.

19. Татаркин А.И. Промышленная политика: генезис, региональные особенности и законодательное обеспечение //Экономика региона. - 2014. - «2. - С.9-12

20. Черкесов С.Х., Мисаков В.С., Бетрозов М.Х. Противодействие организованной преступности как основа региональной системы экономической безопасности // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. - 2014. -№4(60). - С.121-127

Sources:

1. Abalkin L.I. Russia: the comprehension of fate: a monograph. - M.: Economic newspaper, 2012. - 863 s.

2. Blagodatsky P.V. Formation of an innovative technological structure of industrial enterprises. - M., 2013. - 186 p.

3. Vechkanov G.S. Neo-industrialization and modernization // Economist. - 2012. - No. 9. - S.39-47

4. Kuznetsov V.V. The evolution of state industrial policy in Russia // Journal of the New Economic Association. - 2014. -No. 2. - S.152-170

5. Lisichkina N.V. Synergetic-institutional approach to assessing the investment activity of an enterprise. - Eagle, 2015. -

215 p.

6. Mazhigova E.M., Misakov V.S., Goova R.Kh. Systematization of the principles of strategic enterprise management // Economic Bulletin of Rostov State University. - 2007. - T. 5. - No. 4-2. - S. 152-155.

7. Misakov V.S. New forms of economic work in construction. - Nalchik, 1986.

8. Misakov V.S. Comparison as a general scientific method of cognition // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2007. - No. 3. - S.16

9. Misakov V.S. Functional-cost analysis of construction time // Accounting. - 1985. - No. 8. - C.0

10. Misakov V.S., Bout V.V., Adzhieva A.Yu. Innovation infrastructure as a resource for achieving balanced development of the region // Economics and Entrepreneurship. - 2017. - No. 6 (83). - S. 200-203.

11. Misakov V.S., Herter I.K. Criteria and indicators of sustainable development of territories // In the collection: Systemic crisis in the North Caucasus and the state development strategy of the macroregion. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor G.G. Matishov, 2011. -- S. 190-193.

12. Misakov V.S., Dzagoeva I.T., Kushbokova R.Kh. Management features of the agro-industrial complex of the depressed region // Terra Economicus. 2009.Vol. 7. No. 3-2. S. 247-251.

13. Misakov V.S., Ozrokov A.O. Methodological recommendations for the development of information technologies in regional production complexes // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2013. -No. 5 (55). - S.115-120

14. Misakov V.S., Parshin A.N. Small business as the basis for regional development // In the collection: National elites and problems of socio-political and economic stability. Materials of the All-Russian Scientific Conference. Executive Editor: G.G. Matishov, 2009. - S. 215-218.

15. Nogmova L.A., Misakov V.S. Formation of economic potential in the context of balanced regional development // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2016. - No. 3 (71). - S.143-148

16. North D. Institutions, Institutional Change, and Economic Performance. - M.: Fund of the economic book "Beginnings", 1997. - 190 p.

17. Industry of Russia. Statistical Digest. - M.: Rosstat, 2018. - 326 p.

18. Strizhakova E.I. Theoretical approaches to the formation of industrial policy: Monograph. - Bryansk: BSTU, 2016. - 180

p.

19. Tatarkin A.I. Industrial policy: genesis, regional features and legislative support // Economy of the region. - 2014. - "2. -

S.9-12

20. Cherkesov S.Kh., Misakov V.S., Betrozov M.Kh. Combating organized crime as the basis of a regional system of economic security // Bulletin of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. - 2014. - No. 4 (60).

- S.121-127

И.В. Гомон - к.э.н., доцент, кафедра «Таможенного дела» Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Россия,

I.V. Gomon - PhD, associate Professor of Department «Customs affairs» Kaluga State University ofK.E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia;

Н.В. Белопухова - студент 4 курса Институт Истории и Права Калужский Государственный Университет им. К.Э. Циолковского г. Калуга, Россия,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N.V. Belopukhova - 4 th year student Institute of History and Law Kaluga State University. K. E. Tsiolkovsky Kaluga, Russia.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНЫХ

ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЯХ RESEARCH OF CUSTOMS AND TARIFF REGULATION IN INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS

Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию таможенного-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в части предоставления тарифных льгот и преференций. Раскрываются проблемы таможенно-тарифного регулирования, как фактора развития международных экономических отношений. Проанализирована динамика предоставления тарифных льгот и преференций в 2016-2018 годах в России, рассмотрено снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 - 2018 годах в рамках ЕАЭС. Особое внимание обращается на динамику предоставления тарифных льгот и преференций за 2016-2018 годы в отношении определенных категорий товаров от общей суммы предоставленных льгот. Выявлена роль таможенно-тарифного регулирования в международных экономических отношениях. На основе проведенного исследования предлагаются пути совершенствования таможенно-тарифного регулирования во внешнем экономическом сотрудничестве стран ЕАЭС.

Annotation. The article is devoted to a comprehensive study of customs and tariff regulation of foreign trade in terms of the provision of tariff benefits and preferences. The problems of customs and tariff regulation as a factor in the development of international economic relations are revealed. The dynamics of the provision of tariff concessions and preferences in 2016-2018 in Russia is analyzed, a reduction in customs duty rates for certain categories of goods in 2016

- 2018 within the framework of the EAEU is considered. Particular attention is paid to the dynamics of the provision of tariff benefits and preferences for 2016-2018 in relation to certain categories of goods from the total amount of benefits provided. The role of customs and tariff regulation in international economic relations is revealed. On the basis of the study, we propose ways to improve customs and tariff regulation in the external economic cooperation of the EAEU countries.

Ключевые слова: Таможенно-тарифное регулирование, международные экономические отношения, льготы и преференции, таможенный тариф, таможенные платежи.

Keywords: Customs and tariff regulation, international economic relations, benefits and preferences, customs tariff, customs payments.

Современное экономическое развитие характеризуется тенденцией интеграции национальных экономик в единый мирохозяйственный комплекс. Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное, с точки зрения конкуренции, положение на внутренних рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран.

В рамках выполнения обязательств отдельных союзных стран перед ВТО концепция тарифного регулирования в ЕАЭС предусматривает постепенное снижение средневзвешенной ставки Единого таможенного тарифа.

Снижение единых таможенных пошлин по 472 чувствительным товарам из специального перечня осуществилось с 1 сентября 2017 года [1]. Снижение ставок таможенных пошлин в отношении отдельных категорий товаров в 2016 - 2018 годах наглядно представлено в таблице 1.

Ранее в мае 2017 году ставки были снижены в отношении 491 товаров [2].

Это снижение является плановым, после которого средневзвешенная ставка тарифа опустится до 5,3% (с января 2017 года она составляла 5,4 %).

В 2018 году в отношении отдельных категорий товаров снижение ставок продолжилось, на другие товары ставки остались прежними, а на третьи, ставки таможенной пошлины и вовсе нет [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.