7. Папова Л.В. Сущность и назначение управленческого учета / Л.В. Папова, А.Ю. Сосновская // В сборнике: Учетно-аналитические и финансовые инструменты управления бизнес-процессами в экономике. Материалы международной научной конференции молодых учетных и преподавателей вузов.Составители Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Баш-катов, 2018. - С. 99-103.
8. Папова Л.В. Управленческий учет как эленмент контроллинга / Л.В. Папова, С.М. Ильинова, С.А. Костенко // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов: материалы VII международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина», 2017. - С. 77-81.
Sources:
1. Adamenko A. A. Reducing the cost of production in the economic crisis / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, A. A. Odud // Informational support for the effective management of the activities of economic entities: materials of the IV international scientific conference ( Krasnodar, December 9-11, 2015). - Krasnodar: Magazine OG publishing house, 2016. - p. 649-654.
2. Adamenko A.A. Management accounting systems of commercial organizations, their properties and features / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, V.S. Zinoviev // Natural-humanitarian studies. - 2018. - № 22. - p. 122-127.
3. Adamenko A.A. Formation and analysis of on-farm reporting for making management decisions: monograph / Adamenko AA, Khorolskaya TE - Krasnodar: KubSAU, 2018. - 183 p.
4. N. Vlasov. S. Controlling as an element of the organization management system / N. S. Vlasova, A. A. Meshlok, E. F. Safonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 2 (25). - pp. 82-86.
5. Vlasova N. S. Organization of the management accounting system as the basis for improving the efficiency of enterprise management: monograph / N. S. Vlasova. - Krasnodar: KubSAU, 2017. - 214 p.
6. Vlasov N. With. The essence and content of the concept of "controlling" / N. With. Vlasova // Modern economy: problems, prospects, information support. Proceedings of the international scientific conference, 2013. - pp. 125-133.
7. Papova L.V. The essence and purpose of management accounting / L.V. Papova, A.Yu. Sosnovskaya // In the collection: Accounting, analytical and financial tools for managing business processes in the economy. Materials of the international scientific conference of young accountants and university professors. Compilers Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov, 2018. - p. 99-103.
8. Papova L.V. Management accounting as an element of controlling / L.V. Papova, S.M. Ilinova, S.A. Kostenko // Information support for the effective management of economic entities: materials of the VII International Scientific Conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the Department of Accounting Theory. FSBEI of HE "Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin", 2017. - p. 77-81.
П.Е. Гасиев - доктор экономических наук,профессор кафедры «Экономическая безопасность, бухгалтерский учет, финансы и аудит» ФГБОУ ВО «Горский государственный аграрный университет», mbc_@mail.ru,
P.E. Gasiev - Doctor of Economics, Professor of the Department "Economic Security, Accounting, Finance and Audit" FSBEl HE "Gorsky State Agrarian University";
Д.Ш. Мусостова - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика предприятий» ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет», mbc_@mail.ru,
D.Sh. Musostova - Ph.D. (Econ.), Associate Professor, Department of Enterprise Economics, Chechen State University.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОВРЕМЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ SOME APPROACHES TO THE FORMATION OF MODERN REGIONAL INDUSTRIAL POLICY
Аннотация. Глобализация и усиление конкуренции на мировых рынках заставила пересмотреть базовые представления значимости проводимой региональной промышленной политики. Это актуализирует необходимость активизации экологических исследований в области формирования региональной промышленной политики.
Стабилизация экономических процессов в условиях затянувшегося экономического кризиса требует обеспечения устойчивости экономического роста. Трансформационные процессы в российской экономике происходят на общем фоне повышения значимости регионального фактора развития отечественной экономики. Развитие промышленности требует обязательного учета этого фактора, что должно позволит осуществить точное стратегическое позиционирование региональных промышленных систем и провести соответствующую балансировку отраслевых темпов экономического роста. Однозначно, что это должно быть сопряжено с улучшением инвестиционного климата, расширением инновационного потенциала и наращиванием доли инновационной составляющей, и в конечном итоге усилить конкурентные преимущества развития как региональных промышленных систем, так и в целом региональных экономик.
В этих условиях редко актуализируется роль методов стратегического управления.
Annotation. Globalization and increased competition in world markets forced us to revise the basic perceptions of the significance of the regional industrial policy pursued. This actualizes the need to enhance environmental research in the field of regional industrial policy.
Stabilization of economic processes in the context of a protracted economic crisis requires sustainability of economic growth. The transformation processes in the Russian economy are taking place against a general background of
the growing importance of the regional factor in the development of the domestic economy. The development of industry requires that this factor be taken into account, which should allow for precise strategic positioning of regional industrial systems and appropriate balancing of industry-specific economic growth rates. It is clear that this should be coupled with improving the investment climate, expanding the innovation potential and increasing the share of the innovation component, and ultimately enhancing the competitive advantages of the development of both regional industrial systems and regional economies in general.
Under these conditions, the role of methods of strategic management is rarely actualized.
Ключевые слова: трансформация, рыночная экономика, региональная промышленная политика, конкуренция, устойчивое развитие.
Keywords: transformation, market economy, regional industrial policy, competition, sustainable development.
Анализ специальной литературы позволяет нам обоснованно утверждать, что в качестве объекта государственной промышленной политики выступает не только одна соответствующая отрасль, а вся промышленная структура, вся региональная промышленная система со всем многообразием межотраслевого взаимодействия. [1,4,8,10,13] Как видно из вышесказанного, такой подход позволяет включать в концептуальную модель организации стратегического управления региональной промышленной системой также построение стержневых компетенций всевозможных уровней госуправления, институциональное и инфраструктурное обеспечение намеченных преобразований.
Исходя из этого, промышленную политику целесообразно рассматривать в виде системы эффективных мер по институциональному, отраслевому, территориальному регулированию промышленности с целью повышения социальной и экономической эффективности промышленного производства.
Иными словами, реализация промышленной политики должна обеспечить (помимо экономического эффекта) определённый социальный оптимум в таких областях как занятость, медицина, пенсионное обеспечение и т.п.
В свою очередь, осуществление институциональной составляющей промышленной политики включает в себя приватизацию, оптимизацию форм собственности, совершенствование управления госсобственностью.
Сама же отраслевая промышленная политика ориентирована, в основном, на промышленность и совершенствование методов стратегического управления отраслевой структурой промышленной системы, стратегическую рационализацию отраслевой структуры промышленного комплекса. [2,5,7,15]
Как видно из вышесказанного, территориальная промышленная политика показывает рациональность размещения производственных сил, а также эффективность управления финансовыми и товарными потоками промышленной системы.
Мы полагаем, что совершенствование системы стратегического управления региональной промышленной структуры и системы должно быть направлено на формирование региональной промышленной политики кластерного типа.
И это естественно, ибо в условиях возрастающей конкуренции отраслевой подход формирования промышленной политики уже утратил свою значимость и перестал быть основой при обосновании промразвития территории.
Бесспорно, и зарубежный опыт это подтверждает - кластерный подход развития региона позволяет самым радикальным образом поменять сущность промышленной политики. Конечно, если при этом все усилия госструктур будут направлены не на поддержку обособленных хозяйствующих субъектов или отраслей, а на системное развитие взаимоотношений разнопрофильных партнеров. [3,14,16]
Что особенно характерно - кластеризация выгодна и малому и крупному бизнесу, т.к. идет стимулирование развития регионального бизнеса, появляется возможность формирования инновационной привлекательности региона.
Т. о. промышленную политику целесообразно рассматривать в виде комплекса мероприятий госструктур, направленных на запланированное изменение структуры экономики путем формирования благоприятных условий для развития обозначаемых секторов и производств промышленного комплекса.
Современная промышленная политика должна, на наш взгляд, позволит:
- создать условия, благоприятствующие остановке спада промпроизводства, обеспечить его стабильный рост и повысить конкурентоспособность промпредприятий;
- увеличить промышленный потенциал региона;
- создать организационно-правовой механизм эффективного взаимодействия промышленных систем и госструктур в регионе;
- осуществлять региональные процессы реструктуризации промпредприятий;
- обеспечить сохранность экономического благополучия территории;
- оптимально использовать природно-сырьевые ресурсы региона;
- расширить стратегические зоны хозяйствования и др.
Иными словами, проводимую промышленную политику нужно рассматривать в виде результатов взаимосогласованности и взаимосвязанности стратегических приоритетов федеральных, региональных местных органов власти и приватных стратегий предприятий промышленного комплекса. Из этого вытекает, что осуществ-
ление системы стратегического управления развитием регионального промышленного комплекса нельзя проводить иначе, как через систему соглашений между всеми уровнями органов власти и хозяйствующими субъектами территории.
Особо надо остановиться на попытках некоторых исследователей отождествлять понятия «промышленная политика» и «структурная политика».
Действительно, понятие «промышленная политика» в некотором смысле можно рассматривать в виде синонима структурной политики по отдельным сферам экономической активности.
Вместе с тем, нам представляется, что целесообразнее промышленную структурную политику рассматривать как часть общей структурной политики, хотя, при этом, надо признать, что понятие «промышленная политика» может, в свою очередь, значимо быть шире и даже выходить за рамки структурной политики. [6,11,12]
Структурная политика, при этом, есть составная целостная часть проводимой государством экономической политики, она отражает отношение государства к структуре и структурным преобразованиям как одному из эффективных средств реализации стратегических тактических задач в экономике национального хозяйства. Такой подход позволяет определить цель, задачи, приоритетные направления и выработать эффективный механизм деятельности госструктур в выявлении оптимальных пропорций структуры и функциональных связей между разнопрофильными предприятиями, объединёнными заданными критериями.
Государство делает акцент на структурную политику, в тех случаях, когда в структуре региональной промышленной системе имеются диспропорции, замедлилось экономическое развитие и т.п. и рыночные механизмы не в состоянии исправить образовавшиеся структурные аномалии.
Представляется, что структурную политику целесообразно рассматривать в единстве с отраслевой политикой, ибо последняя отражает определённую структуру промышленности, разделенную по заданному критерию. И это естественно, ибо под отраслевой политикой мы понимаем политику, проводимую в отношении промышленных отраслей и направленную на рост эффективности. Группировка предприятий происходит, как правило, по видам производимой продукции и при реализации государством этого вида политики изменения происходят в отраслевой структуре промышленного производства. Подобная грань различий между отраслей и структурной промышленной политикой означает, что государство организует управление промышленным комплексом. При реализации заданной структурной политики происходит рост экономической эффективности, т.к. выбирается тот или иной тип структурного развития и строится рациональная (на текущий момент времени) структура промышленности.
При надлежащей постановке дела отраслевая политика может и должна дополнять действия сил рыночной экономики.
Говоря об отраслевой политике невозможно обойтись без рассмотрения горизонтальной промышленной политики. Она также направлена для формирования благоприятных отношений в формирующейся рыночной сфере как для функционирующих, так и для новых предприятий, путем формирования более эффективной системы мотивации (задействуется более прогрессивная ориентированная на бизнес финансовая и налоговая политика) разработки и внедрения новых программ подготовки рабочей силы и др.
В качестве основного инструмента реализации промышленной политики выступает комплексная программа (также программы успешно реализуются в гг. Москва, Санкт-Петербург, Казань и др.). Основу формирования подобных программ составляет программно-целевой метод. Он является основным методом регулирования промышленной деятельности, предусматривает разработку и внедрение сбалансированной системы программ промышленной деятельности базовых отраслей и предприятий.
Другой ключевой проблемой промышленного сектора является низкая конкурентоспособность большинства предприятий отрасли, особенно, в депрессивных республиках Северного Кавказа. И это естественно, ибо эти предприятия, как правило, в «наследство» получили избыточную инфраструктуру, которая, в условиях возрастающей конкуренции, оказалась непосильной ношей для технически отсталых предприятий.
В этих условиях реструктуризация явилась неизбежным и довольно эффективным инструментом повышения конкурентоспособности подобных предприятий.
Для разработки эффективной региональной промышленной политики в депрессивных республиках Северного Кавказа целесообразно и необходимо:
- изучить зарубежный опыт и рассмотреть возможности использования его положительных результатов в процессе построения «своей» региональной промышленной политики;
- определить состояние и проанализировать трансформационные тенденции промышленности;
- активно позиционировать региональную экономическую систему;
- определить стратегические приоритеты промышленной политики;
- выявить основные критерии и разработать систему индикаторов оценки для характеристики конкурентоспособности и эффективности промышленных предприятий;
- совершенствовать механизм формирования региональной промышленной политики.
Источники:
1. Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России. М.2003. http://subcontract.ru
2. Алоева З.А., Мисаков В.С. Разработка адаптационно-антикризисных мер в условиях возрастающей конкурен-ции//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2013. № 6-2 (56). С. 30-35.
3. Афашагова С.Р., Мисаков В.С., Иванов А.А. Некоторые инструменты стимулирования инновационного развития бизнес-среды в республиках СКФО//Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2014. № 5 (61). С. 75-81.
4. Ахметзянова Э.Р. Создание и развитие промышленных кластеров. КГРЭИ.2005г.- 178с.
5. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночной экономике//ЭКО№3, 2003.-С.42-60
6. Кармокова Х.Б., Мисаков В.С. Некоторые проблемы организации системного анализа состояния инновационной деятельности//Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4-2. С. 85-88.
7. Кушбокова Р.Х., Шамурзаев З.С., Мисаков В.С. Некоторые подходы к управлению инновационным потенциалом промышленного предприятияУ/Terra Economicus. 2009. Т. 7. № 4-3. С. 123-125.
8. Мисаков А.В., Моламусов З.Х., Мисаков В.С. Некоторые методы моделирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий в условиях неопределенности/Экономика и предпринимательство. 2016. № 1-2 (66). С. 606-610.
9. Мисаков В.С. Использование стохастического анализа при выявлении производительности труда//Бухгалтерский учет. 1986. № 12. С. 0.
10. Мисаков В.С. Новые формы экономической работы в строительстве//Нальчик, 1986.
11. Мисаков В.С. Теория и практика анализа конкурентоспособности фирмы//Нальчик, 1996.
12. Мисаков В.С., Иналов Б.А.М., Эскарханов Л.У. Роль и содержание системы управления рисками/Лета Economicus. 2013. Т. 11. № 2-2. С. 28-32.
13. Мисаков В.С., Мисаков А.В. Региональный аспект перехода к устойчивому развитию//В сборнике: Системный кризис на Северном Кавказе и государственная стратегия развития макрорегиона материалы Всероссийской научной конференции. Ответственный редактор Г.Г. Матишов. 2011. С. 193-197.
14. Портер М. Конкурентная стратегия. Пер. с англ. - М.:Альнина Бизнес Букс. - 2005. - 715с.
15. Титов К. Региональная промышленная политика: цели, задачи, приоритеты// Проблемы теории и практики управления, №5, 2002 г. - С. 55-61.
16. Цыгичко А. Важнейший приоритет промышленной политики. М.:Экономист, №2, 2011, С.13-21
Sources:
1. Avdasheva S., Shastitko A. Industrial and Competition Policy: Problems of Interaction and Lessons for Russia. M.2003. http://subcontract.ru
2. Aloeva Z.A., Misakov V.S. Development of adaptation and anti-crisis measures in conditions of increasing competition // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2013. No. 6-2 (56). Pp. 30-35.
3. Afashagova S.R., Misakov V.S., Ivanov A.A. Some tools to stimulate the innovation development of the business environment in the republics of the North Caucasus Federal District // News of the Kabardino-Balkarian Scientific Center of the Russian Academy of Sciences. 2014. № 5 (61). Pp. 75-81.
4. Akhmetzyanova E.R. Creation and development of industrial clusters. KGREI 2005.- 178s.
5. Zeltyn A.S. State industrial policy in a market economy // EKO№3, 2003.-P.42-60
6. Karmokova Kh.B., Misakov V.S. Some problems of organizing a system analysis of the state of innovation // Economic Journal of Rostov State University. 2008. Vol. 6. No. 4-2. Pp. 85-88.
7. Kushbokova R.Kh., Shamurzaev Z.S., Misakov V.S. Some approaches to the management of innovative potential of industrial enterprises // Terra Economicus. 2009. Vol. 7. No. 4-3. Pp. 123-125.
8. Misakov A.V., Molamusov Z.Kh., Misakov V.S. Some methods of modeling the investment activity of industrial enterprises in conditions of uncertainty // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 1-2 (66). Pp. 606-610.
9. Misakov V.S. The use of stochastic analysis in identifying labor productivity // Accounting. 1986. No. 12. P. 0.
10. Misakov V.S. New forms of economic work in construction // Nalchik, 1986.
11. Misakov V.S. Theory and practice of analyzing the competitiveness of the company // Nalchik, 1996.
12. Misakov V.S., Inalov B.A.M., Eskarkhanov L.U. The role and content of the risk management system // Terra Economicus. 2013. V. 11. № 2-2. Pp. 28-32.
13. Misakov V.S., Misakov A.V. The regional aspect of the transition to sustainable development // In the collection: The system crisis in the North Caucasus and the state strategy for the development of the macro-region materials of the All-Russian Scientific Conference. Responsible editor G.G. Matishov. 2011. p. 193-197.
14. Porter M. Competitive Strategy. Per. from English - M.: Alnina Business Books. - 2005. - 715s.
15. K. Titov. Regional Industrial Policy: Goals, Objectives, Priorities // Problems of Management Theory and Practice, No. 5, 2002 - P. 55-61.
16. Tsygichko A. The most important priority of industrial policy. M.: The Economist, No. 2, 2011, p. 13-21
М.А. Галиакберов - магистр Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева-КАИ, (galiakberob@mail.ru),
M.A. Galiakberov - Master of Kazan National Research Technical University named after A.N. Tupo-lev-KAl;
М.Ф. Сафаргалиев - научный руководитель, к.э.н., доцент Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н.Туполева-КАИ, (galiakberob@mail.ru);
M.F. Safargaliyev - Scientific Advisor, Ph.D., Associate Professor, Kazan National Research Technical University. A.N. Tupolev-KAl.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА THE MAIN APPROACHES TO DETERMINING THE EFFECTIVENESS OF THE ORGANIZATION OF PRODUCTION