ОСОБЕННОСТИ СТРАНОВОГО РЫНКА БЕЛОРУССИИ.
Арбузова К., Краснова Е., Шипунова В., Матюнина Ю., студенты специальности «Экономика и управление на предприятии машиностроения» Научный руководитель: к.э.н., доцент Шмелев А.П.
Институт экономики и бизнеса Ульяновского государственного университета
Географическое положение. Республика Беларусь расположена на западе Русской равнины в бассейнах среднего течения Днепра и Западной Двины и верхнего течения Немана и Буга. Белоруссия относится к числу восточноевропейских государств. Ее территория составляет 207,6 тыс. кв. км. Республика богата лесами, покрывающими территорию 8 82,8 тыс. кв. км. По территории республики протекает 20,8 тыс. рек, на ней расположены 108 тыс. озер, 1,5 тыс. прудов и более 140 водохранилищ. На западе граничит с Польшей, на северо-западе - с Литвой и Латвией, на севере и востоке - с Россией, на юге с Украиной. В административном отношении делится на 6 областей: Минская, Могилевская, Гомельская, Брестская, Гродненская, Витебская. Области подразделяются на 118 сельских районов. Сельскохозяйственные земли занимают 93,4 тыс. кв. км, из которых 62,3 тыс. кв. км занимает пашня.
Наибольшая протяженность территории Беларуси с севера на юг составляет 560 км, с запада на восток - 650 км. Средняя высота над уровнем моря 160 м; высшая точка - гора Дзержинская - 345 м (Минская возвышенность): самое низкое место (менее 85 м) находится в пределах Неманской низины.
Республика относится к странам, обеспеченным трудовыми ресурсами, и осуществляет вывоз рабочей силы. В Беларуси проживает 10,2 млн. человек (табл.1.). Средняя плотность населения составляет 49 человек на 1 км2. По этому показателю Республика занимает 36-е место в Европе.
Таблица 1. Динамика численности населения
Годы Общая численность населения , тыс.чел. Сельское население, тыс.чел. Доля Городское население, тыс.чел. Доля
2002 9592 4230 44 5362 56
2003 9929 3852 39 6077 61
2004 10211 3449 34 6762 66
2005 10297 3236 31 7061 69
2006 10264 3193 31 7071 69
2007 10236 3146 31 7090 69
2008 10204 3081 30 7123 70
В настоящее время 70% населения проживает в городах и 30% на селе - в 24,5 тыс. населенных пунктах. Изменение занятости населения вызвано влиянием научно -технического прогресса и структурной перестройкой народного хозяйства. 3а период с 1985 по 1997 г. занятость населения в народном хозяйстве снизилась с 52,9 до 41,1%. Среди занятых происходит перераспределение в пользу непроизводственных отраслей, удельный вес которых повысился с 23% в 1985 г. до 28,7% 1997.г. Число занятых в сельском хозяйстве уменьшается как в абсолютном, так и в относительных показателях.
Политическая обстановка. Проблемы развития экономики республики Беларусь на современном этапе. ЭГП: не имеет выхода к морю. Резкое увеличение значения геополитического положения (буфер между Россией и НАТО). Связанные с природноресурсным потенциалом. Дефицит водных ресурсов на локальном уровне (прежде всего
это касается Минска). Малоплодородные почвы (в основном дерново-подзолистые). Поэтому их сельскохозяйственное использование требует внесения большого количества удобрений. Очень сложная экологическая ситуация. Примерно 22% территории охвачено радиоактивным загрязнением - цезием - 137 (последствия Чернобыльской аварии). Для сравнения: на Украине - лишь 8%, в ЕТС - 1,6%. Это удар по традиционным экспортным продуктам Беларуси (грибы, ягоды). Топливно-энергетическая проблема. Собственные запасы природных ресурсов не могут обеспечить потребности промышленности и населения. Использование торфа - традиционного топлива Беларуси, в перспективе неэкономично. В последние годы наметился рост затрат на проведение геологоразведочных работ. Необходимо снижение зависимости Беларуси от зарубежных поставок топлива, и прежде всего из России, а также газа с Украины. Принята программа устойчивого развития экономики республики Беларусь, предусматривающая увеличение доли электроэнергии, производимой на ГЭС, расширение эксплуатации собственных месторождений нефти, создание мощностей атомной энергетики, внедрение альтернативных источников. Главная проблема промышленности - обновление основных производственных фондов. Нарушение сложившихся производственных связей и отсутствие рынка сбыта. Следствие - сильный спад производства в промышленности (правда, значительно меньший, чем в РФ). Проблема конверсии ВПК. Социальная. Проблема низкого уровня жизни населения. Вопрос интеграции России и Беларуси. Договор о создании союзного государства подписан 8 декабря 1999 года. Им предусмотрено создание Высшего госсовета Союза, парламента, Совета министров, суда и Счётной палаты. Отсюда - новые проблемы: сильное различие показателей
экономического развития двух стран, отношений с Западом, разные типы собственности, политическое устройство и т.д.
Последние три года особую “болевую точку” белорусской экономики стал представлять торговый баланс и все то, что непосредственно замыкается на внешнеэкономическую деятельность. 1998 год не стал переломным для интеграции Беларуси в мировую экономику. Более того, есть все основания полагать, что белорусская экономика более всего интегрируется в российскую и происходит медленная, но верная переориентация экспортно-импортных потоков с запада на восток.
Основными торговыми партнерами республики являются Россия — 61,4% от всего объема товарооборота, Украина — 7,2%. Среди стран вне СНГ: Германия — 5,2%, Польша — 2,8%, Литва — 2%, Италия - 1,6%, США — 1,6%.
Структура товарных потоков экспорта республики выглядит примерно так: транспортные средства 17,4%, машины и оборудование — 12,9%, химическая
продукция— 11,3%, текстиль и текстильные изделия — 11,5%, недрагоценные металлов и изделий из них — 9,5%. Практически можно говорить о том, что машиностроение и химическая промышленность дает около 40 процентов белорусского экспорта.
Основным торговым партнером Республики Беларусь среди стран СНГ является Российская Федерация. Ее доля в общем объеме внешнего товарооборота составляет 87%. На долю Украины приходится 10,2%, менее значительные величины приходятся на Молдову — 1%, Казахстан — 0,8%, Узбекистан — 0,5%.
Экономическая конъюнктура. Основные показатели социально-экономического развития, отражающие развитие экономики Белоруссии за период с 1997-2008 года (в % к предыдущему году) приведены в табл.2.
Таблица 2. Показатели социально-экономического развития, отражающие развитие
Показатель 199 8 1999 200 0 200 1 200 2 2003 2004 200 5 200 6 200 7 200 8
ВВП 102, 8 111,4 108, 4 103, 4 105, 8 104, 7 105 107 111, 4 109, 4 109, 9
Показатель 199 8 1999 200 0 200 1 200 2 2003 2004 200 5 200 6 200 7 200 8
Продукция промышлен. 104 119 112 110 108 106 105 107 116 111 111
Продукция с/х 102 95 99,3 92 109 102 100,7 107 113 102 106
Инвестиции в основной капитал 95 120 125 92 102 97 106 121 121 120 131
Розничный товарооборот 131 118 126 111 112 128 112 110 112 120 118
Индекс потребительс ких цен 153 164 173 394 269 161 143 128 118 110 107
На основе таблицы 2 рассчитаем динамику по каждому из шести показателей и сведем в табл.3.
Таблица 3. Динамика показателей
года ВВП Тпр Проду кция промы шленн ости Тпр Прод укци я с/х Тпр Инвест иции в основн ой капита л Тп р Розн ичн ый това рооб орот Тпр Инд екс потр ебит ельс ких цен Тп р
1997 89,6 -10 88 -12 95 -5 69 -31 77 -23 809 70 9
1998 102,8 2,8 104 4 102 2 95 -5 131 31 153 53
1999 111,4 0 11,4 119 19 95 -5 120 20 118 18 164 64
2000 108,4 0 8,4 112 12 99,3 -1 125 25 126 26 173 73
2001 103,4 0 3,4 110 10 92 -8 92 -8 111 11 394 29 4
2002 105,8 0 5,8 108 8 109 9 102 2 112 12 269 16 9
2003 104,7 0 4,7 106 6 102 2 97 -3 128 28 161 61
2004 105 5 105 5 100,7 0,7 106 6 112 12 143 43
2005 107 7 107 7 107 7 121 21 110 10 128 28
2006 111,4 0 11,4 116 16 113 13 121 21 112 12 118 18
2007 109,4 0 9,4 111 11 102 2 120 20 120 20 110 10
2008 109,9 9,9 111 11 106 6 131 31 118 18 107 7
Из расчётов ВВП Белоруссии видно, что ВВП не снижался на протяжении всего исследуемого периода. Это связано с тем, что Белоруссия пережила кризис распада СССР довольно быстро и вернула положение 1990 года. Промышленность Белоруссии развивается не очень активно, темпы прироста довольно низкие. Все темпы прироста показателей растут с каждым годом. Белоруссия пользуется огромной поддержкой со стороны России. Белоруссия также обладает выгодным географическим положением. ИПЦ показывает высокие показатели темпов прироста с 2001-2005 года, что связано с тем,
что произошли изменения политики в области труда и доходов - переход от сдерживания заработной платы к активному стимулированию внутреннего спроса, который стал существенным фактором экономического роста.
Большая часть внешнеторгового оборота (69,7 процента) приходится на долю стран СНГ. Главный торговый партнер Беларуси — Россия, товарооборот с которой в 1997 году составил около 9,3 миллиарда долларов (58,7 процента общего товарооборота). В структуре экспорта в 1997 году на долю транспортных средств (тракторы, грузовые автомобили, велосипеды) приходилось 17,9 процента; машин, оборудования, механизмов (бытовые холодильники, телевизоры, подшипники, электронные интегральные схемы) — 13,8; химической продукции — 11,5; текстиля и изделий из него — 11,5; недрагоценных металлов — 9,2 процента. В структуре импорта 27,5 процента составляли минеральные продукты; 15 — машины, оборудование, механизмы; 13 — продукция пищевой промышленности; 12,5 — недрагоценные металлы; 10,4 процента — химическая продукция. К концу 1997 года в Беларуси было зарегистрировано 1500 совместных предприятий с иностранными партнерами. Объем производства продукции совместных предприятий составил 20 600 миллиардов белорусских рубелей; экспорт — 210 миллионов долларов; импорт — 320 миллионов долларов. В целях привлечения иностранного капитала в экономику страны созданы специальные экономические зоны (СЭЗ) в Бресте и Гродно; предполагается создание СЭЗ в Минске и Гомеле.
Рост экспорта в целом по республике за январь % сентябрь 1998 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 1,7% при задании 8-9% (задание было установлено указом президента). При установленном задании 6-7% импорт увеличился на 5%. В страны дальнего зарубежья экспорт снизился на 7,4% процента, а импорт из этой группы государств возрос на 13,1%. Внешнеторговый оборот Республики Беларусь за январь-сентябрь 1998 года сложился в размере $11,7 млрд и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года в фактических ценах в долларовом выражении на 3,5%. Товарооборот со странами СНГ составил $8,1 млрд, или 69% общего товарооборота республики, в том числе с Россией - $7 млрд, или 86,3% товарооборота со странами СНГ и 59,5% общего товарооборота; со странами дальнего зарубежья — $3,6 млрд, или 31% общего товарооборота. Приведенные показатели свидетельствуют о сильной ориентированности белорусского производства на внешние рынки, а также о зависимости работы отраслей народного хозяйства от импортных энергоносителей, сырья и материалов.
Одним из основных направлений развития двусторонних отношений с Российской Федерацией является сотрудничество с российскими регионами. Товарооборот между странами за январь-сентябрь 1998 года составил $6 986,8 млн. (по сравнению с аналогичным периодом 1997 года увеличился на 6,9%). Экспорт составил $3 513,9 млн. (возрос на 7,5%), импорт — $3 472,9 млн. (увеличился на 6,4%). Внешнеторговое сальдо имело положительное значение в размере $40,9 млн. В 2000 г. экспорт составил $3764,2 млн., т.е. примерно половина всего экспорта (см. прил. 1.) и 88,52 % экспорта в страны СНГ (см. прил. 2.), импорт — $5535,2 млн. (92,24 % по СНГ).
Основными покупателями белорусской продукции являются Москва и Московская область (на их долю приходится более 40% экспорта в Российскую Федерацию), Тюменская область, Республика Татарстан и Ингушская Республика, г. Санкт-Петербург.
Импортируются российские товары в основном из Москвы и Московской области, Тюменской, Ярославской, Свердловской областей, Санкт-Петербурга.
Второе место по объему внешней торговли с Республикой Беларусь из стран СНГ занимает Украина. Однако ее доля значительно меньше: экспорт составил 12,57 %, импорт — 5,68 %.
Таким образом, основными внешнеэкономическими партнерами Республики Беларусь остаются страны СНГ.
Попытки анализа эффективности экономического сотрудничества союзных стран, а
особенно Беларуси и России, весьма затрудняются в силу чрезмерной политизации, если не сказать идеологизации данного вопроса.
Промышленность. Промышленность Белоруссии специализируется на машиностроении, химической и нефтехимической промышленности.
Ведущая отрасль машиностроительного комплекса — автомобилестроение. В конце 1980-х гг. 11 предприятий этой отрасли входили в состав производственного объединения «БелавтоМАЗ»: Минский, Белорусский, Могилевский заводы выпускали автомобили и автопоезда, сверхтяжелые самосвалы для горнодобывающей промышленности, тягачи и автопоезда для земляных и подземных работ, а остальные предприятия специализировались на выпуске деталей (Минский рессорный, Барановичский агрегатный, Гродненский карданных валов, завод тяжелых штамповок в Жодино и т. д.).
Важное звено комплекса — тракторное и сельскохозяйственное машиностроение. Ведущие предприятия входят в ПО «Минский тракторный завод». Они выпускают комплекты деталей, агрегатов и узлов и расположены, кроме Минска, в Витебске и Бобруйске.
Целая сеть заводов выпускает различную сельскохозяйственную технику. Это кормоуборочные комбайны (Гомель), картофелеуборочные машины (Лида), сенажные башни и оборудование для животноводческих ферм (Барановичи), разбрасыватели удобрений (Бобруйск) Другие отрасли машиностроения сосредоточены в Минске, Витебске, Гомеле, Могилеве, Бресте, Молодечно, Пинске, Барановичах, Орше.
Для машиностроительного комплекса страны в целом характерна концентрация предприятий в нескольких наиболее крупных промышленных узлах. Еще во второй половине 80-х гг. в республике было построено три завода, которые должны были существенно изменить сырьевую базу машиностроения, — передельный электрометаллургический в Жлобине, алюминиевых сплавов в Глубоком и завод порошковой металлургии в Молодечно.
За 1998 год промышленность выполнила практически все прогнозные показатели. Объем продукции увеличился на 12 процентов.Отрасль вышла фактически на 100процентную оплату текущего потребления энергоресурсов.
Вместе с тем сложным остается финансовое положение ряда предприятий. Рентабельность промышленного производства в 1998 году составила 11,1 процента против 13,1 процента по сравнению с предидущим годом
Примерно 15 процентов предприятий оказались убыточными, 48 процентов предприятий промышленности имеют рентабельность до 10 процентов, что весьма недостаточно (критическая рентабельность составляет 22 - 24 процента).
В качестве основных причин снижения рентабельности нужно отметить:
- длительную незагруженность основных фондов. Настало время обращать внимание не только на рентабельность продукции, но и на рентабельность производства;
- наличие излишнего персонала (отсюда - уравнительность в зарплате);
- высокий удельный вес в себестоимости условно-постоянных расходов;
- низкую конкурентную способность выпускаемой продукции по качеству и вынужденность ее реализации (особенно на внешних рынках) по заниженным экспортным ценам;
- приобретение на внешних рынках сырья и материалов, как правило, по ценам выше мировых.
Что вызывает такие переплаты - доминирование бартера, дефицит СКВ или монополизм поставщиков, недоступность рынков сырья или теневой переток капитала? По всем этом необходимо разобраться предельно конкретно с каждой отраслью и с каждым предприятием в этой отрасли.
При наличии противозатратного механизма складывалась бы иная картина, так как эффективный собственник сам заинтересован в рационализации производства. Что касается противозатратного механизма, то эта проблема в последнее время приобретает
особое звучание. Рост издержек производства стабильно провоцирует инфляцию. Слабость противозатратного механизма усиливает опасность вытеснения белорусских товаров с внешних рынков. Отсутствие стимула снижать материалоемкость и энергоемкость продукции будет постоянно сдерживать рост национального уровня заработной платы.
Повышению удельного веса оплаты труда в издержках производства должно предшествовать заметное снижение материалоемкости продукции, повышение производительности труда. Это та ключевая проблема, о которой долгое время в Белорусии умалчивается . Тем временем кучи металлических стружек, тепло, уходящее в трубу, другие бросовые затраты оплачивают или потребители, или производители -снижая чистый доход и зарплату персоналу.
В республике разработана и принята Республиканская программа энергосбережения. Но это только первые шаги в решении этой глобальной задачи.
Кроме того, существуют и другие проблемы, которые негативно влияют на конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности.
Особо надо выделить проблему качества продукции, обновление ассортимента. Определенная работа в этом направлении ведется. На освоение конкурентоспособной продукции направлены президентские программы “Бытовая электроника”, межотраслевая программа “Фурнитура” и другие.
Положительно, что в модернизации производства все более активно задействуется собственное станкостроение. Пример Минского моторного завода и других предприятий показывает, что такие задачи можно успешно решать собственными силами, загружая имеющиеся производственные мощности.
Вместе с тем работа по обновлению ассортимента и повышению качества продукции ведется еще слабо.
Следует отметить, что государством постоянно оказывается значительная “точечная помощь” промышленным предприятиям путем представления различных преференций, в том числе налоговых и таможенных льгот, выделения прямых ассигнований из бюджета и предоставления гарантий по иностранным кредитам, реструктуризации задолженности, льгот по оплате за энергоресурсы, по распределению выручки, а также путем предоставления льготных кредитов.
Предприятиям с длительным циклом производства было разрешено произвести дооценку материальных ценностей по цене их последнего приобретения, что укрепило их собственные оборотные средства. Необходимо отметить, что в большинстве случаев эти и другие виды поддержки себя оправдывали. Они способствовали улучшению работы объединений “Интеграл”, “Горизонт”, “Минский тракторный завод”, “БелавтоМАЗ”, а также ряда других предприятий.
Транспортный комплекс. Положение Белоруссии на пути из западных приграничных районов России в Центральную и Западную Европу, а также из Украины и южных районов России в Прибалтику обусловило здесь развитую транспортную инфраструктуру.
В 1995 г. общая протяженность железных дорог Белоруссии составила 5582 км. Средняя плотность железнодорожных путей составляет 27 км на 1000 км2 территории. Железнодорожные переходы Белоруссии являются единственным благоприятным для России экспортно-импортным коридором в страны Западной и Центральной Европы.
Важнейшие автомагистрали: Москва — Минск, Москва — Варшава (через Могилев, Бобруйск, Барановичи), Киев — Санкт-Петербург (через Гомель, Могилев, Оршу, Витебск). Наибольшая густота автомобильной сети наблюдается в Могилевской (0,36 км на 1 км2 территории) и Минской (0,33 км) областях.
Главные судоходные пути — Днепр и его притоки, Припять, Сож, Березина. Большое экономическое значение имел Днепро-Бугский канал. За последние годы состояние речного транспорта Белоруссии вышло из стабильного состояния. Протяженность водных путей по сравнению с 1985 г. сократилась почти в 1,5 раза, грузооборот — в 25 раз.
Национальная особенность рынка. Беларусь % одно из экономически развитых государств СНГ. В ее экономике доля промышленности составляет около 1/3 объема национального продукта. Наибольшее развитие получили такие отрасли промышленности как автомобилестроение, тракторостроение и сельскохозяйственное машиностроение, станкостроение и производство подшипников, электротехническая промышленность, добыча и переработка нефти, производство синтетических волокон, минеральных удобрений, фармацевтическая промышленность, производство строительных материалов, легкая и пищевая промышленности. Характерной чертой национальной индустрии является производство готовой продукции, большая часть которой поставляется на экспорт.
Машиностроение и металлообработка является ведущей отраслью промышленности Республики Беларусь. Отраслевая структура машиностроения весьма разнообразна. В нее входят: электротехническая промышленность, химическое и нефтехимическое
машиностроение, станкостроение и инструментальная промышленность, приборостроение, автомобильная и подшипниковая промышленность, тракторное и сельскохозяйственное, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, машиностроение для легковой и пищевой промышленности и бытовых приборов.