Научная статья на тему 'Экономическое сотрудничество фрг и республики Беларусь в 1992-2013 гг'

Экономическое сотрудничество фрг и республики Беларусь в 1992-2013 гг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
285
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Идеи и идеалы
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФРГ / GERMANY / РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / REPUBLIC OF BELARUS / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ECONOMIC INTERACTION / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / INTERNATIONAL TRADE / ИНВЕСТИЦИОННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / INVESTMENT COOPERATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишикин Виталий Геннадьевич, Зенков Сергей Анатольевич

После распада СССР постсоветским республикам пришлось фактически с нуля выстраивать внешнеполитические связи. В первую очередь молодые государства стремились наладить отношения с наиболее развитыми странами. В статье выявлены основные направления экономического сотрудничества Федеративной Республики Германия и Республики Беларусь. В основу отношений сторон легли договоренности первой половины 1990-х гг. При этом дипломатическое взаимодействие осложнялось из-за критики внутриполитического курса Белоруссии руководством ФРГ. Экономическое сотрудничество стран носило асимметричный характер. ФРГ поставляла в Белоруссию продукцию высокой степени переработки, а взамен в основном получала полуфабрикаты и ресурсы. Немецкие фирмы более преуспели в вопросах инвестиционного сотрудничества и в формировании совместных предприятий на территории Белоруссии. Сальдо торгового баланса всегда было в пользу ФРГ, что также указывает на неравноценный характер двухсторонних отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic cooperation of Germany and the Republic of Belarus in 1992-2013

After the collapse of the USSR the Post-Soviet republics had to build foreign policy connections actually from scratch. First of all the young states sought to establish the relations with the most developed countries. In the article are shown the main directions of economic cooperation of the Federative Republic of Germany and Republic of Belarus at the turn of the XX-XXI centuries. Germany having the most developed industrial base in the European Union and RB which preserved the economic potential of the Soviet period, actively collaborated in the trade and economic sphere. It was important for Germany to learn the earlier closed market, and for RB to find the partner in Europe for promoting their production, attracting investments and technologies. The basis of the economic relations of the parties was formed by arrangements of the first half of the 1990th. Thus diplomatic interaction of two countries was complicated because of criticism by the leadership of Germany of an internal political course of Belarus. Economic cooperation had asymmetric character that was reflection of specifics of economic development of two countries. Germany delivered to Belarus high degree products of processing, and in exchange received semi-finished products and resources which went, including transit from Russia. The German firms succeeded in questions of investment cooperation and in formation of joint ventures on the territory of Belarus. Opening the market, RB couldn’t resist the companies from Germany. The balance of trade surplus was always in favor of Germany that also points to unequal character of the bilateral relations and to a set of problems which don’t allow the Belarusian economy to compete with the German.

Текст научной работы на тему «Экономическое сотрудничество фрг и республики Беларусь в 1992-2013 гг»

ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКИ

УДК 339.92

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ФРГ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В 1992-2013 гг.

В.Г. Шишикин, С.А. Зенков

Новосибирский государственный технический университет

[email protected] [email protected]

После распада СССР постсоветским республикам пришлось фактически с нуля выстраивать внешнеполитические связи. В первую очередь молодые государства стремились наладить отношения с наиболее развитыми странами. В статье выявлены основные направления экономического сотрудничества Федеративной Республики Германия и Республики Беларусь. В основу отношений сторон легли договоренности первой половины 1990-х гг. При этом дипломатическое взаимодействие осложнялось из-за критики внутриполитического курса Белоруссии руководством ФРГ. Экономическое сотрудничество стран носило асимметричный характер. ФРГ поставляла в Белоруссию продукцию высокой степени переработки, а взамен в основном получала полуфабрикаты и ресурсы. Немецкие фирмы более преуспели в вопросах инвестиционного сотрудничества и в формировании совместных предприятий на территории Белоруссии. Сальдо торгового баланса всегда было в пользу ФРГ, что также указывает на неравноценный характер двухсторонних отношений.

Ключевые слова: ФРГ, Республика Беларусь, экономическое взаимодействие, международная торговля, инвестиционное сотрудничество.

DOI: 10.17212/2075-0862-2016-1.2-62-71

Распад СССР привел к формированию новой геополитической ситуации в регионе, дезорганизации политической и сегментации хозяйственной системы некогда единой страны. Бывшие советские республики были вынуждены самостоятельно выстраивать внешнюю политику, искать партнеров на международной арене, налаживать экономические связи. Молодые государства использовали комплекс механизмов для реализации своих внешнеполитических стратегий. Ключевыми были меры, направленные на развитие двухстороннего сотрудничества с наиболее развитыми странами, а также экономически-

ми объединениями, такими как ЕС, Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Таможенный союз. Кроме того, в условиях роста открытости постсоветского пространства больше возможностей для международных контактов получили отдельные фирмы, компании и предприниматели.

Федеративная Республика Германия, являясь одним из экономических и политических лидеров Европы, стремилась к выстраиванию конструктивных отношений с постсоветскими государствами, в том числе с Республикой Беларусь. Занимая выгодное географическое положение, Бело-

руссия пыталась использовать разные механизмы при формировании независимой внешней политики. После взаимного признания стороны сосредоточили внимание на решении вопросов торгово-экономического взаимодействия.

Уже в 1992 г. был создан Белорусско-Германский совет экономического сотрудничества. В рамках совета были созданы рабочие группы, которые занимались вопросами взаимодействия в таких сферах, как сельское хозяйство, автомобилестроение, инвестиции, страхование, фармацевтика, электроника, приборостроение, строительство и пр. На втором заседании совета, которое состоялось в Кельне в 1993 г., были подписаны документы, ставшие правовой базой для налаживания экономического сотрудничества двух стран: «Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о развитии широкомасштабного сотрудничества в области экономики, промышленности, науки и техники» и «Договор между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций» [9]. И если Договор о сотрудничестве носил рамочный характер, то Договор об инвестициях более напоминал заявление о намерениях сторон, поскольку в Белоруссии на тот момент еще не были сформированы механизмы обеспечения условий для деятельности иностранных инвесторов.

Фактически Германия выступила одним из пионеров в налаживании экономических связей, подписывая соглашения с Белоруссией раньше европейских сообществ, договоренности с которыми были достигнуты только в 1995 г. [17]. ФРГ было важно выйти на белорусский ры-

нок, который ранее был для нее малодоступен, и укрепиться здесь до того, как это сделают другие фирмы из Европы, США и Азии. Белорусские, российские, а также предприятия из других постсоветских республик не рассматривались немцами как конкуренты. Качество германских товаров было выше советских образцов, а после раскола единого экономического пространства СССР многие производители фактически ушли с рынка, что привело к товарному вакууму, который и постарались заполнить немецкие фирмы. При этом уже на начальном этапе им пришлось вести конкурентную борьбу с производителями из Восточной Европы и КНР. Товары последних пусть и были менее качественными, зато являлись более доступными по цене для местного населения, уровень жизни которого значительно упал с началом реформ 1990-х гг.

Для Белоруссии же на тот момент было важно выйти за пределы стремительно сегментирующегося рынка бывшего СССР, где спрос на ее продукцию сильно сократился. Предприятия страны по инерции продолжали выпускать широкий спектр товаров, но реализовывали их с большим трудом. Торговым операциям препятствовали возникшие таможенные барьеры между постсоветскими странами, устаревшая инфраструктура, сокращение, а в ряде случаев и полное прекращение государственных закупок [10, с. 10—12]. Нехватка собственных оборотных средств подталкивала производителей искать инвесторов за рубежом, в том числе и в Германии, экономические круги которой проявляли заинтересованность в белорусском рынке.

Формирование Белорусско-Германского совета и подписание ряда эконо-

мических соглашений стали отправными точками для развития институционального сотрудничества двух государств. В 1995 г. в Минске было открыто Бюро немецкой экономики, которое должно было работать как посреднический центр по налаживанию контактов немецких фирм с партнерами из Белоруссии. В том же году в Минске начало действовать контактное бюро Торгово-промышленной палаты г. Бонна. Бюро оказывало услуги консультативного характера, помогая белорусским компаниям работать в новых экономических условиях и при налаживании контактов с немецкими фирмами. Особый акцент был сделан на передачу технологий, которые способствовали бы развитию местной промышленности и формированию в стране сильного индустриального комплекса и аграрного сектора [4, с. 218]. В качестве ответной меры в конце 1994 г. в г. Карлсруэ начал работу германо-белорусский Дом содействия развитию экономики, науки, технологий, инвестиций и культуры. В ноябре 1996 г. было открыто Белорусское торгово-экономическое бюро в г. Лейпциге [11, с. 124]. Таким образом, экономическое сотрудничество развивалось не только на государственном уровне, но также поддерживалось по линии отдельных немецких регионов.

После прихода к власти А.Г. Лукашенко Минск стал одним из лоббистов интеграции на постсоветском пространстве, выступая за укрепление связей с Россией и рядом других республик бывшего СССР, что нашло отражение в формировании в 2000-е гг. Таможенного союза ЕврАзЭС [15, с. 124]. Реинтеграция группы постсоветских республик рассматривалась белорусским руководством в том числе как

средство вернуться на традиционные рынки, а также как ответная реакция на постепенное охлаждение отношений с западными государствами, которые начали обвинять Минск в проведении антидемократических реформ [5, с. 54—55]. Критикуя политику А.Г. Лукашенко, руководство ФРГ постепенно сворачивало и экономическое сотрудничество с Белоруссией. Так, деятельность Белорусско-Германского совета в 1996 г. была приостановлена по инициативе немецкой стороны [12, с. 20]. До 2009 г. взаимодействие по этой линии шло лишь в рамках рабочей группы по торговле и инвестициям, которая собиралась на ежегодной основе.

При этом торгово-экономическое сотрудничество между Германией и Белоруссией продолжало поддерживаться на уровне отдельных немецких земель, компаний и предприятий. Так, в 2000 г. по решению Министерства экономики ФРГ и Немецкого союза промышленно-торговых палат (НСПТП) Контактное бюро промышлен-но-торговой палаты г. Бонна было преобразовано в Представительство немецкой экономики [8]. Его целью была поддержка и развитие сотрудничества между немецкими и белорусскими компаниями. Фактически земельные представительства, а также экономические организации выступали связующим звеном между официальным Минском и Берлином. При этом компании как бы оставались вне политики, решая в первую очередь задачи экономического сотрудничества двух стран. Так, в середине 1990-х гг. в Белоруссии действовало около трехсот совместных предприятий с участием германского капитала, в том числе такие известные фирмы и компании, как BASF, Bayer, ABB, Lufthansa и другие [4, с. 213].

С первых лет экономического взаимодействия торговые отношения двух стран носили асимметричный характер. В 1990-е гг. вплоть до экономического кризиса 1998 г. Белоруссия больше приобретала товаров у ФРГ, чем продавала, что было связано со спецификой ее экономического развития, а также с транзитным положением. Через Белоруссию в Западную Европу шло российское сырье, в первую очередь нефть и газ. Белоруссия, получая энергоресурсы по сниженным ценам, могла перепродавать их, в том числе и в ФРГ. В эти годы складывается структура торговли между странами. ФРГ поставляет на белорусский рынок электротехнические изделия, станки, машины и текстиль. Немецкие инвестиции идут в те отрасли и предприятия, которые могут эффективно работать, поставляя продукцию не только на внутренний белорусский рынок, но и в ФРГ. Так, по линии «Гермес» инвестиции шли в сельское хозяйство и перерабатывающие предприятия, в том числе в Борисовский химико-фармацевтический завод «Белоруссия», а также в Мозырьский нефтеперерабатывающий завод [4, с. 213—214]. Одной из целей модернизации являлось повышение эффективности поставок химических полуфабрикатов и нефтепродуктов на рынки Германии. Эта тенденция была закреплена и в следующее десятилетие, после преодоления странами экономического кризиса, последствия которого ощущались во взаимной торговле до 2000 г.

В 2000—2008 гг. совокупный товарооборот между Германией и Белоруссией вырос в 4,4 раза (с 819,6 до 3 603,7 млн долл.). Большую роль в положительной динамике сыграла поддержка ФРГ экономики РБ в рамках программ «Трансформ», «Беларусь»

и др. Эти программы предусматривали развитие инвестиционного сотрудничества и создание совместных проектов и предприятий. Лишь в 2009—2010 гг. показатели двухстороннего товарооборота снизились на 21 %. Основной причиной послужил экономический кризис. Однако в последующем торговые отношения двух стран быстро оздоровились и продемонстрировали уверенный рост (см. таблицу).

Важной чертой экспорта белорусских товаров в Германию является широкий спектр товарных позиций. По данным на 2010 г., РБ экспортировала товары по 384 различным позициям [3]. При этом налицо была положительная динамика, так как в 2013 г. экспорт осуществлялся уже по 419 позициям [6]. Однако Белоруссия продолжала занимать подчиненное положение в торговле с ФРГ. Во-первых, белорусским производителям приходится конкурировать с производителями Евросоюза, которые давно заняли свои ниши на немецком рынке. Во-вторых, белорусское производство не отличается высокой степенью наукоемкости, часто товары из РБ не могут конкурировать с гораздо более технологичными товарами ЕС. Поэтому основу экспорта составляют недрагоценные металлы и изделия из них. Также большую роль играют поставки мебели, тракторов и седельных тягачей, запчастей к ним. С начала 2000-х гг. возрастает доля технологичных товаров: холодильного оборудования, машин, транспортных средств и комплектующих. В 2013 г. Германия по объемам экспорта из РБ заняла 5-е место в общем и 2-е место среди стран вне СНГ. Ее доля 4,7 %, или 1753,4 млн долл. [14].

Белоруссия активно развивает собственную производящую сеть в ФРГ. На 2013 г. она включала две крупные торговые

фирмы: «Белашталь Аусенхандель ГмБХ», г. Берлин (предприятие Белорусского металлургического завода), и «Белимпекс Хандельс ГмБХ», г. Лейпциг (предприятие Минского тракторного завода). Последняя контролирует более половины рынка тракторов мощностью 80 л.с. в восточно-

германских землях [6]. Расширяются филиалы предприятий других отраслей. Создание на территории ФРГ представительства концерна «Белнефтехим» позволило увеличить объем экспорта продукции химической промышленности и расширить ее ассортимент.

Товарооборот между Республикой Беларусь и Федеративной Республикой Германия

(млн долл. США)1

Годы Товарооборот Экспорт Импорт Сальдо

1992 172,1 63,3 108,8 -45,5

1993 494,1 102,6 391,5 -288,9

1994 513,9 163,0 350,9 -187,9

1995 691,9 267,8 424,1 156,3

1996 798,8 198,2 600,6 -402,4

1997 908,4 217,3 691,1 -473,8

1998 957,3 199,6 757,7 -558,1

1999 908,5 215,5 693,0 -477,5

2000 819,6 231,7 587,9 -356,2

2001 845,0 241,0 604,0 -363,1

2002 1041,0 347,9 693,1 -345,2

2003 1241,5 421,2 820,3 -399,1

2004 1598,0 516,3 1081,7 -565,4

2005 1829,5 708,4 1121,1 -412,7

2006 2424,8 752,8 1672,0 -919,2

2007 2902,5 731,1 2171,4 -1440,3

2008 3611,7 819,4 2792,3 -1972,9

2009 3198,5 987,4 2111,1 -1123,7

2010 2849,1 460,8 2388,3 -1927,5

2011 4382,4 1826,3 2556,1 -729,8

2012 4469,0 1737,1 2731,9 -994,8

2013 4788,0 1753,5 3034,5 -1281,0

1 Таблица составлена по источникам: [2; 12, с. 20; 14].

Важную роль в белорусском экспорте играют различные услуги, большую часть которых (около 80 %) составляет транспорт. В основном это грузовые автомобильные перевозки. Практически весь грузопоток между ФРГ и РБ обслуживается белорусским транспортом [14]. В последние годы значительно выросли объемы экспорта услуг в сфере маркетинга и компьютерных технологий. Еще одно направление экспорта — производственные услуги. Крупные германские предприятия размещают на белорусских предприятиях заказы на производство готовой продукции. По такой схеме сотрудничают с немецкими партнерами ЗАО «Милавица», ОАО «Бо-бруйсктрикотаж», ОАО «Моготекс» и др. Постепенно этот опыт перенимают и крупные германские компании по производству автомобилей и комплектующих, такие как «Фольксваген» и «Бош» [3].

В свою очередь, белорусский рынок, как один из наиболее динамично развивающихся на постсоветском пространстве, представляет большой интерес для компаний Германии. Об этом свидетельствуют устойчивые положительные темпы изменения показателей импорта продукции из ФРГ в Белоруссию. В период с 2000 по 2008 г. этот показатель вырос в 4,8 раза. Мировой экономический кризис отразился на динамике импорта негативно, но его влияние не было долгосрочным, и после 2009 г. объем импорта вновь увеличивался в среднем на 8 % в год (см. таблицу). Германия остается лидером по объему экспорта в Белоруссию среди стран, не входящих в СНГ, и одним из ведущих экспортеров в целом. В 2013 г. доля ФРГ составила 7,1 % [7]. Основу немецкого экспорта составляли высокотехнологичные товары, которые РБ не может производить самостоятельно

либо закупать у партнеров по СНГ. Основные товары, экспортируемые ФРГ в Белоруссию, — это двигатели внутреннего сгорания, запчасти для автомобилей и тракторов, лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи, и др. [14].

Важное направление экономического сотрудничества ФРГ и Белоруссии составляют инвестиции. Германия еще в 1990-е гг. оказывала экономическую помощь РБ в рамках программы «Трансформ». В 2003 г. федеральное правительство запустило инвестиционную программу «Беларусь», первоначальная сумма финансирования по которой составила 2,5 млн евро [16]. Сотрудничество по этой линии шло в виде привлечения прямых капиталовложений в развитие определенных производств на территории Белоруссии. В 2006, 2007 и 2008 гг. общий объем германских инвестиций в РБ составил 401,7, 309,7 и 116,8 млн долл. соответственно [3]. Сокращение объема инвестиций было связано с циклическими экономическими трудностями, которые затронули обе страны.

Еще одним важным направлением сотрудничества двух стран является организация совместных предприятий (СП). В 2010 г. в Беларуси было зарегистрировано 338 предприятий с участием германского капитала, из них 189 являются совместными предприятиями, а 149 основаны полностью на немецких капиталовложениях. Также было зарегистрировано 76 представительств германских фирм [3]. В этой сфере наблюдается положительная динамика. По данным на 2012 г., в РБ было уже 361 подобное предприятие. Количество представительств германских фирм выросло до 90 [1]. В рамках совместных предприятий на территории Беларуси создаются и высокотехнологичные производства.

Например, СП с фирмами «Карл Цейс-Йена ГмбХ» и «Фрезениус Медикал КАРЕ» поставляют в РБ высокоточную оптику и современное гемодиализное оборудование. Эффективно работают предприятия со стопроцентным германским капиталом, например, фирма «Лангхайнрих Конфекцион Бел», осуществляющая пошив скатертей, салфеток, постельных комплектов из высококачественных тканей [3].

Отдельная отрасль инвестиционного сотрудничества ФРГ и Беларуси - предоставление кредитов на развитие производства. В белорусском кредитном портфеле германские средства под гарантии правительства имеют среднюю долю в 20 %. Одним из крупнейших кредиторов выступает германское страховое общество «Ойлер-Гермес» [3]. В последние годы основным объектом инвестиций германских компаний в РБ являются транспортные коммуникации и создание крупных логистических центров. Это связано с выгодным транзитным расположением Беларуси и большими объемами товаропотоков, которые проходят через страну. Не менее важно создание новых высокотехнологичных производств в машиностроительной, химической и пищевой отраслях. Одним из ключевых факторов, повышающим привлекательность РБ для германских инвестиций, является ее членство в Евразийском союзе. Инвестиции, размещенные в белорусских производствах, позволят германским бизнесменам выйти на новые рынки этого экономического объединения, конкурируя с производителями из других стран.

Экономические отношения между ФРГ и Белоруссией начали развиваться сразу после распада СССР. Динамичный старт сотрудничества через несколько лет сменился дипломатическим отчуждением, что

не помешало странам наращивать двухсторонний товарооборот, инвестиционное взаимодействие и принимать меры по расширению совместных производств. Каждая из сторон использовала те преимущества, которые имелись в ее распоряжении. РБ получила доступ в определенные сегменты германского рынка, смогла привлечь инвестиции и технологии, а фирмы ФРГ закрепились на белорусском рынке, поставляя высокотехнологичную продукцию машиностроения, химической, легкой и других отраслей. Длительное сотрудничество упрочило привязку Белоруссии к поставкам товаров из ФРГ, которая продолжает неизменно лидировать в двухсторонних торгово-экономических отношениях.

Литература

1. Белорусско-германские отношения [Электронный ресурс]. — URL: http://mfa.gov.by/pub-lication/obsor/infoprojects/e69582181969d072. html (дата обращения: 26.01.2016).

2. Быковский П. Белорусско-германские экономические и торговые отношения [Электронный ресурс] // Wider Europe Review. — 2007. — Т. 4, № 1 (11). — URL: http://review.w-europe. org/11/1.html (дата обращения: 26.01.2016).

3. Белорусско-германское торгово-экономическое сотрудничество [Электронный ресурс] // Дело: бизнес-журнал. — 2010. — 10 мая. — URL: http://delo.by/partners/ger-many/~ shownews/2010040201 (дата обращения: 26.01.2016).

4. Воробьева Л.М. Германо-белорусские отношения // Белоруссия: путь к новым горизонтам / под ред. Е.М. Кожокина. — М.: РИСИ, 1996. - С. 199-232.

5. Герасимова Р.Г. Беларусь и ЕС. Непростое соседство // Современная Европа. — 2013. — № 3. — С. 53—60.

6. Гиро А. Что инвесторов из Германии интересует в Беларуси больше всего? Интервью с послом Беларуси в Германии в преддверии Дня белорусской экономики в Берли-

не [Электронный ресурс]. — URL: http://www. ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/chem-mozhet-obemutsya-dlya-belarusi-poterya-frg-kak-torgovogo (дата обращения: 26.01.2016).

7. Импорт товаров в Республику Беларусь по отдельным странам вне СНГ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.belstat.gov.by/ ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/torgovlya/ vneshnyaya-torgovlya_2/osnovnye-pokazateli-za-

period-s-_-po- gody 10/import-tovarov-v-

respubliku-belarus-po-osnovnym-stranam-vne-sng/ (дата обращения: 26.01.2016).

8. О Представительстве немецкой экономики в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. — URL: http://belarus.ahk.de/ru/ueber-uns/ (дата обращения: 26.01.2016).

9. Перечень международных договоров Республики Беларусь с Федеративной Республикой Германия [Электронный ресурс]. — URL: http://germany.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ vertraege/ (дата обращения: 26.01.2016).

10. Пузанов Ю.Е. Экономика республики в современный период // Белоруссия: путь к новым горизонтам / под ред. Е.М. Кожокина. — М.: РИСИ, 1996. - С. 9-42.

11. Русакович А.В. Белорусско-германские экономические отношения (1991-1996 гг.) [Электронный ресурс] // Белорусский журнал международного права и международных отношений. - 1999. - № 1. - URL: http://

evolutio.info/index.php?option—com_content&ta sk—view&id—275&Itemid—50 (дата обращения: 26.01.2016).

12. Русакович А.В. Белорусско-германское взаимодействие на современном этапе // Труды факультета международных отношений БГУ: научный сборник / редкол.: В.Г. Шадурский и др. - Минск: Тесей, 2010. - Вып. 1. - С. 17-22.

13. Тополько А. На чем зарабатывают немецкие инвесторы в Беларуси? [Электронный ресурс]. - URL: http://www.zautra.by/art.php?sn_ nid—13754 (дата обращения: 26.01.2016).

14. Торгово-экономические отношения [Электронный ресурс]. - URL: http://ger-many.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/trade_ economic/ (дата обращения: 26.01.2016).

15. Шишикин В.Г., Пинкин В.И. Таможенный союз ЕврАзЭС: основные тенденции торгово-экономических отношений в 2011-2014 гг. // Власть. - 2015. - № 2. - С. 122-127.

16. German Federal Government to allocate 2,5mln euro for realization of special program «Belarus» [Electronic resource]. - URL: http://mfa. gov.by/en/press/news_mfa/eabf3a8f95591667. html (accessed: 26.01.2016).

17. Relations between Belarus and the EU - an outline [Electronic resource]. - URL: http://eeas. europa.eu/delegations/belarus/eu_belarus/politi-cal_relations/index_en.htm (accessed: 26.01.2016).

ECONOMIC COOPERATION OF GERMANY AND THE REPUBLIC OF BELARUS IN 1992-2013

V.G. Shishikin, S.A. Zenkov

Novosibirsk State Technical University [email protected] [email protected]

After the collapse of the USSR the Post-Soviet republics had to build foreign policy connections actually from scratch. First of all the young states sought to establish the relations with the most developed countries. In the article are shown the main directions of economic cooperation of the Federative Republic of Germany and Republic of Belarus at the turn of the XX—XXI centuries. Germany having the most developed industrial base in the European Union and RB which preserved the economic potential of the Soviet period, actively collaborated in the trade and economic sphere. It was important for Germany to learn the earlier closed market, and for RB to find the partner in Europe for promoting their production,

attracting investments and technologies. The basis of the economic relations of the parties was formed by arrangements of the first half of the 1990th. Thus diplomatic interaction of two countries was complicated because of criticism by the leadership of Germany of an internal political course of Belarus. Economic cooperation had asymmetric character that was reflection of specifics of economic development of two countries. Germany delivered to Belarus high degree products of processing, and in exchange received semi-finished products and resources which went, including transit from Russia. The German firms succeeded in questions of investment cooperation and in formation of joint ventures on the territory of Belarus. Opening the market, RB couldn't resist the companies from Germany. The balance of trade surplus was always in favor of Germany that also points to unequal character of the bilateral relations and to a set of problems which don't allow the Belarusian economy to compete with the German.

Keywords: Germany, the Republic of Belarus, economic interaction, international trade, investment cooperation.

DOI: 10.17212/2075-0862-2016-1.2-62-71

References

1. Belorussko-germanskie otnosheniya [Belarusian-German relations]. (In Russian) Available at: http:// mfa.gov.by/publication/obsor/infoprojects/ e69582181969d072.html (accessed 26.01.2016)

2. Bykovskii P. Belorussko-germanskie eko-nomicheskie i torgovye otnosheniya [Belarusian-German economic and trade relations]. Wider Europe Review, 2007, vol. 4, no. 1 (11). (In Russian) Available at: http://review.w-europe.org/11/1. html (accessed 26.01.2016)

3. Belorussko-germanskoe torgovo-ekonomi-cheskoe sotrudnichestvo [Belarusian-German trade and economic cooperation]. Delo — Business, 2010, 10 May. (In Russian) Available at: http://delo.by/ partners/germany/~shownews/2010040201 (accessed 26.01.2016)

4. Vorob'eva L.M. Germano-belorusskie otnosheniya [Germano-belorussky relations]. Belorus-siya:put' k novymgorizontam [Belarus: way to the new horizons]. Ed. by E.M. Kozhokin. Moscow, RISS Publ., 1996, pp. 199-232.

5. Gerasimova R.G. Belarus' i ES. Neprostoe sosedstvo [Belarus and EU. Hard neighbourhood]. Sovremennaya Evropa — Contemporary Europe, 2013, no. 3, pp. 53-60.

6. Giro A. Chto investorov iz Germanii interesuet v Belarusi bol'she vsego? Interv'yu s poslom Belarusi v Germanii v preddverii Dnya belorusskoi ekonomiki v Berline [What interests investors from Germany to Belarus most of all? Interview to the ambassador of Belarus in Germany in anticipation of Day of the Be-

larusian economy in Berlin]. (In Russian) Available at: http: //www.ctv.by/novosti-minska-i-minskoy-oblasti/chem-mozhet-obernutsya-dlya-belarusi-poterya-frg-kak-torgovogo (accessed 26.01.2016)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Import tovarov v Respubliku Belarus'po otdel'nym stranam vne SNG [Import of goods to Republic of Belarus over the certain countries out of the CIS]. (In Russian) Available at: http://www.bel-stat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/ torgovlya/vneshnyaya-torgovlya_2/osnovnye-po-

kazateli-za-period-s-_-po-_gody_10/import-

tovarov-v-respubliku-belarus-po-osnovnym-stra-nam-vne-sng/ (accessed 26.01.2016)

8. O Predstavitel'stve nemetskoi ekonomiki v Respub-like Belarus' [About Representation of the German economy in Republic of Belarus]. (In Russian) Available at: http://belarus.ahk.de/ru/ueber-uns/ (accessed 26.01.2016)

9. Perechen' mezhdunarodnykh dogovorov Respubliki Belarus' s Federativnoi Respublikoi Germaniya [The list of international treaties of Republic of Belarus with the Federative Republic of Germany]. (In Russian) Available at: http://germany.mfa.gov. by/ru/bilateral_relations/vertraege/ (accessed 26.01.2016)

10. Puzanov Yu.E. Ekonomika respubliki v sovremennyi period [Republic economy during the modern period]. Belorussiya: put' k novym gori-zontam [Belarus: way to the new horizons]. Ed. by E.M. Kozhokin. Moscow, RISS Publ., 1996, pp. 9-42.

11. Rusakovich A.V Belorussko-germanskie ekonomicheskie otnosheniya (1991-1996 gg.) [Be-

larusian-German economic relations (1991—1996)]. Belorusskii zhurnal me%hdunarodnogo prava i me%hdun-arodnykh otnoshenii — Belarusian magazine of international law and international relations, 1999, no. 1. (In Russian) Available at: http://evolutio.info/index. php?option=com_content&task=view&id=275&I temid=50 (accessed 26.01.2016)

12. Rusakovich A.V Belorussko-germans-koe vzaimodeistvie na sovremennom etape [Be-larusian-German cooperation at present]. Trudy fakul'teta mezhdunarodnykh otnoshenii BGU [Works of faculty of the international relations BSU]. Ed. by VG. Shadurskii. Minsk, Tesei Publ., 2010, iss. 1, pp. 17-22.

13. Topol'ko A. Na chem zarabatyvayut nemetskie investory v Belarusi? [On what the German investors in Belarus earn?]. (In Russian) Available at: http:// www.zautra.by/art.php?sn_nid=13754 (accessed 26.01.2016)

14. Torgovo-ekonomicheskie otnosheniya [Trade and economic relations]. (In Russian) Available at: http://germany.mfa.gov.by/ru/bilateral_relations/ trade_economic/ (accessed 26.01.2016)

15. Shishikin VG., Pinkin VI. Tamozhennyi soyuz EvrAzES: osnovnye tendentsii torgovo-ekonomicheskikh otnoshenii v 2011—2014 gg. [The Eurasian Customs Union: the main trends of trade and economic relations in 2011—2014]. Vlast' — The Authority, 2015, no. 2, pp. 122-127.

16. German Federal Government to allocate 2,5mln euro for realization of special program "Belarus". Available at: http://mfa.govby/en/press/ news_mfa/eabf3a8f95591667.html (accessed 26.01.2016)

17. Relations between Belarus and the EU - an outline. Available at: http://eeas.europa.eu/delega-tions/belarus/eu_belarus/political_relations/in-dex_en.htm (accessed 26.01.2016)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.