Научная статья на тему 'Экономика Белоруссии: тенденции и проблемы'

Экономика Белоруссии: тенденции и проблемы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
92
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономика Белоруссии: тенденции и проблемы»

ЭВОЛЮЦИЯ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ

Алексей ШУРУБОВИЧ

ЭКОНОМИКА БЕЛОРУССИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ПРОБЛЕМЫ

В первые годы независимости экономика республики Белоруссии (Р.Б.) оказалась в тяжелейшем кризисе, поразившем её, как и экономику многих других ныне независимых стран бывшего Советского Союза. Однако за последние 5-8 лет она в значительной мере сумела оправиться от его последствий. Так, ВВП страны в 2003 году составил 105,4% к уровню 1991 года, продукция промышленности - 120,7%, производство потребительских товаров - 129,8%. В то же время продукция сельского хозяйства достигла лишь 82,2% по отношению к уровню 1991 года, инвестиции в основной капитал - 60,1%, перевозки грузов предприятиями транспорта - 25,3%\ В полтора раза возросли за 1992-2003 годы реальные денежные доходы населения. Р.Б. стала одной из немногих стран СНГ, достигших по ряду важнейших экономических показателей дореформенного уровня.

Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности - ключевой обобщающий показатель уровня экономического развития - составил в 2002 году в Белоруссии 8200 долл. (в России, для сравнения, - 9100 долл.)2.

В первом квартале 2004 года было достигнуто значительное улучшение основных экономических показателей. ВВП возрос по сравнению с первым кварталом 2003 года на 9,3%, продукция промышленности - на 13%, сельского хозяйства - на 4,3%, инвестиции в основной капитал - на 24,6%. Существенно

1 Рассчитано по: Содружество Независимых Государств в 2002 году. Статистический ежегодник. М., 2003. С. 19, 26, 32, 35, 40; Белорусский рынок, 2004, 19 января. С. 17; Экономические новости России и Содружества, 2004, № 5. С. 3.

2 Вестник Содружества, 2003, № 7. С. 11.

© Шурубович Алексей Викторович - кандидат экономических наук, ведущий

научный сотрудник ИМЭПИ РАН.

большими стали экспорт и импорт - соответственно на 24 и 14,4%. Начисленная среднемесячная реальная зарплата увеличилась на 10% по сравнению с январём - мартом 2003 года.

Как отмечается в белорусской печати, улучшение положения в отечественной экономике в этот период во многом связано с перестройкой работы ряда ведущих предприятий республики, освоением ими новых моделей продукции, конкурентоспособных и на внутреннем, и (что особенно важно) на внешнем рынке - прежде всего российском. Ускорению роста способствовали также заметное улучшение качества управления как на государственном, так и на корпоративном уровне, активная инвестиционная политика белорусских властей, углубление интеграционного взаимодействия с Россией и ряд других факторов.

Крупнейшие белорусские предприятия сумели воспользоваться благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой (прежде всего увеличением спроса со стороны российских партнёров) и существенно увеличить выпуск продукции. Например, ведущее предприятие автомобильной промышленности - Минский автомобильный завод (МАЗ) - изготовил в 2003 году 16 856 грузовиков, что составило 109,2% к уровню предыдущего года; автомобильных прицепов и полуприцепов - 4 109 шт. (115,7%); автобусов - 481 шт. (103,7%). На протяжении уже длительного времени МАЗ обеспечен оплаченными заказами на несколько месяцев вперёд. Начиная с 2001 года неуклонно наращивает объёмы производства Минский тракторный завод (МТЗ): в 2003 году, в частности, он выпустил 26 700 тракторов - на 2 тыс. единиц больше, чем в предыдущем году. В результате целенаправленных усилий МТЗ по расширению фирменной товаропроводящей сети ему удалось заметно увеличить продажи своей продукции в ряде российских регионов и некоторых странах СНГ (прежде всего на Украине). Значительных успехов в наращивании объёмов производства и продаж продукции добились и многие другие крупные предприятия: Белорусский металлургический завод (БМЗ), нефтеперерабатывающие предприятия Мозерский НПЗ и "Нафтан", ряд предприятий лёгкой и пищевой промышленности и другие. В ближайшие годы, учитывая продолжающийся экономический рост в России -крупнейшем торгово-экономическом партнёре Р.Б., - можно ожидать дальнейшей активизации деятельности и улучшения положения белорусских предприятий.

Финансовые прорехи

Рост количественных параметров экономического развития в то же время сочетается в последние годы с серьёзным ухудшением ряда важных показателей, характеризующих финансовые результаты работы реального сектора. Так, рентабельность в целом по народному хозяйству снизилась с 10,8% в первом полугодии 2000 года до 7,8% в январе-июне 2003 года. Доля убыточных предприятий, составлявшая в первом полугодии 2000 года 31,7%, в январе-июне 2002 года возросла до 40,9%, а в январе-июне 2003 года - до 44,5%. Особенно

неблагоприятным в этом отношении является положение в сельском хозяйстве, где к концу 2003 года были убыточными 61,2% предприятий. Постоянно растёт кредиторская задолженность предприятий, увеличившаяся с 2,7 трлн бел. руб. в январе-июне 2000 года до 12,3 трлн бел. руб. в январе-июне 2003 года, в том числе просроченная - соответственно с 1 до 5 трлн бел. руб. Объём кредиторской задолженности белорусских предприятий в первом полугодии 2003 года составил 80% ВВП республики. Непроданные запасы готовой продукции на складах, составлявшие в первом полугодии 2000 года 60,9% от среднемесячного объёма производства, в январе-июне 2003 года достигли 72,3%.

Во второй половине 2003 года удалось добиться некоторого улучшения ряда финансовых показателей работы белорусской экономики. Доля убыточных предприятий к концу года снизилась до 33,9%. Уровень рентабельности, составлявший по итогам января-июня 2003 года, как уже отмечалось, 7,8%, по итогам 11 месяцев достиг 9,1%; отношение запасов готовой продукции к среднемесячному объёму производства уменьшилось соответственно с 72,3 до 59,4%. Вместе с тем задолженность субъектов хозяйствования по платежам в бюджет за 2003 год возросла на 14,4%, составив 250 млрд бел. руб.; в 3,2 раза увеличился за год объём отсроченных платежей. Это наряду с другими факторами повлекло за собой рост бюджетного дефицита, увеличившегося за 2003 год на 207,6 млрд бел. руб. и достигшего 484 млрд бел. руб. - 1,5% ВВП республики. Финансирование дефицита было произведено в основном за счёт эмиссионных кредитов Национального банка, составивших 311 млрд бел. руб. при общем размере денежной эмиссии Нацбанка в 689 млрд бел. руб. В результате прирост рублёвой денежной массы за 2003 год составил 71,1%, более чем вдвое превысив прогнозный параметр в 28-35%.

В первые месяцы 2004 года, однако, произошло новое ухудшение многих финансовых показателей работы белорусской экономики. Доля убыточных предприятий возросла до 46,3%. Просроченная кредиторская задолженность за январь-февраль увеличилась на 8,3%, дебиторская - на 6,3% при росте потребительских цен за этот период на 3,7%. Долги по налогам возросли по сравнению с началом года на 16,8%.

Ухудшение финансовых показателей реального сектора белорусской экономики обусловлено рядом причин, в том числе низкой конкурентоспособностью многих товаров на внутреннем и внешнем рынках, административным регулированием цен, а также жёсткой антиинфляционной монетарной политикой, проводимой с конца 1999 года. Сдерживание роста денежной массы, повлекшее снижение инфляции, вместе с тем "обескровило" промышленность, которая ответила на него ростом взаимных неплатежей предприятий, увеличением задолженности по зарплате, платежам в бюджет, банковским кредитам, ростом запасов готовой продукции, на оплату которой у покупателей не было средств. Негативно сказывается на финансовом положении реального сектора и высокая налоговая нагрузка на предприятия, составлявшая в последние годы около 40% ВВП.

В ближайшие годы на финансовые показатели развития белорусской экономики будет оказывать воздействие целый ряд факторов: общее состояние экономики, экономическая политика руководства республики, ход интеграции с Россией в рамках союзного государства и другое. Поэтому дать однозначную оценку финансового положения реального сектора на перспективу весьма затруднительно.

Инвестиционное топтание

Не менее сложная ситуация сложилась в инвестиционной сфере Белоруссии. Рост инвестиций в основной капитал в конце 1990-х - начале 2000-х годов заметно замедлился1. В условиях значительного износа основных производственных фондов, составляющего около 74% (а по некоторым отраслям - 90%), низкая инвестиционная активность ставит под вопрос перспективу устойчивого роста экономики республики. При ежегодной потребности как минимум в 5 млрд долл. фактический объём инвестиций в последние годы не превышает 2,5-3 млрд. Из-за финансовых трудностей предприятия нередко не могут осуществлять техническое перевооружение; использование же банковских кредитов для этих целей затруднено ввиду высоких процентных ставок.

Ограниченны также возможности поступления средств в реальный сектор из госбюджета, на долю которого в последние годы приходилось несколько более 20% общего объёма инвестиций. К тому же, вопреки провозглашённому намерению сосредоточить основную их часть на техническом перевооружении производств с высокими наукоёмкими и ресурсосберегающими технологиями, государственные средства в последние годы шли в основном в жилищное строительство и АПК при "недоинвестировании" остальных отраслей.

При таком положении дел привлечение средств из-за рубежа становится приоритетной задачей, успешное решение которой стало бы одним из важнейших факторов роста белорусской экономики. Однако пока средства зарубежных инвесторов составляют лишь незначительную долю общего объёма инвестиций в основной капитал (в 2003 г., например, эта доля составила 4,5%). Общий объём чистых прямых иностранных инвестиций (ПИИ) за 1994-2002 годы составил 1,45 млрд долл. В 2000 году объём ПИИ равнялся 117 млн долл., в 2001 году -96 млн, в 2002 году - 434 млн долл., что значительно меньше потребности республики. В 2003 году ПИИ значительно возросли по сравнению с предыдущим годом и составили 674,5 млн долл. Вместе с тем инвестиционные проекты, ориентированные на привлечение иностранного капитала, выполнены в 2003 году только на 89%, а правительственная программа по привлечению иностранных инвестиций - на 90%.

1 В 2000 году инвестиции в основной капитал возросли на 2%, в 2001 году снизились на 3%, в 2002 году увеличились на 6%. В 2003 году инвестиции возросли на 17,9%, но темп прироста был ниже уровня 1997-1998 годов.

На 1 января 2003 года в Белоруссии было зарегистрировано 3 912 предприятий с участием инвесторов из 83 стран. Основной объём инвестиций в уставные фонды совместных и иностранных предприятий поступает из США (16,5%), Германии (13,3%), Нидерландов (12%), Польши (11,2%), Великобритании (7,1%) и Кипра (6,6%); на долю российского капитала приходится 4,3%\ Иностранные инвестиции направляются в основном в промышленность (около 3/4 их общего объёма) - прежде всего в пищевую, машиностроительную и металлообрабатывающую, деревообрабатывающую, медицинскую, лёгкую и химическую. На долю ПИИ в начале 2000-х годов приходилось более 9% общего объёма промышленного производства.

В целом, однако, эффект от деятельности предприятий с иностранными инвестициями явно недостаточен. Примерно половина их фактически не работает, выжидая, как будет развиваться ситуация. Одна из главных причин такого положения, по мнению зарубежных инвесторов, - неблагоприятный инвестиционный климат в стране. По привлекательности этого климата Р.Б. занимает одно из последних мест в мире, что в значительной мере обусловлено политическими факторами. Имеются, однако, и экономические причины, сдерживающие активность зарубежных бизнесменов: сохранение ключевых объектов промышленности в собственности государства, частое изменение законодательства, постоянные проверки со стороны контролирующих органов и другие.

Зигзаги рыночных реформ

В Белоруссии в отличие от России и ряда других стран СНГ рыночные преобразования и, прежде всего, трансформация форм собственности и либерализация хозяйственной деятельности шли в последние годы относительно медленно, несмотря на неоднократно провозглашённое намерение руководства страны активизировать их. К концу 2003 года было реформировано 3 745 объектов государственной собственности (22% от общего числа предприятий, зарегистрированных в стране), в том числе 965 объектов республиканской и 2 780 -коммунальной. В открытые акционерные общества преобразованы 1 645 реформированных госпредприятий; 723 - выкуплены коллективами работников, 412 - проданы по конкурсу, 965 - на аукционах2. На реформированных предприятиях работает свыше 800 тыс. чел. - более 20% занятых в экономике. В то же время около 6 тыс. предприятий, включая почти все крупные, по-прежнему принадлежат государству. В 2002-2003 годах были акционированы крупнейшие нефтехимические предприятия страны, а также газотранспортное - "Белтранс-газ". Однако, ввиду отказа потенциальных инвесторов из России участвовать в их приватизации на предлагаемых белорусской стороной условиях, государство остается собственником 100% их акций. На долю госпредприятий приходится

1 Вестник Содружества, 2003, № 8. С. 8.

2 Белорусский рынок, 2004, 2 февраля. С. 17.

около 3/4 ВВП Белоруссии, почти 3/5 общего числа занятых и около 80% основных производственных фондов.

В соответствии с действующими приватизационными правилами разгосударствлению и приватизации подлежат в общей сложности 1 582 предприятия; только в 2004 году предполагается реформировать примерно 200 государственных объектов1. Однако на практике, по мнению специалистов, в ближайшие годы темпы приватизации вряд ли ускорятся из-за ряда серьёзных ограничений, установленных государством2.

Появившийся частный бизнес существует, конечно, не в вакууме. Определённое развитие получила инфраструктура его поддержки. Уже к началу 2001 года действовали соответствующее министерство, республиканский фонд поддержки предпринимательства, 61 центр поддержки предпринимательства, 8 инкубаторов малого бизнеса, 2 технопарка, реализовывалась госпрограмма поддержки предпринимательства. В результате в последние годы в развитии малого и среднего бизнеса наметился определённый прогресс. Зарегистрировано около 90 тыс. юридических лиц, большая часть которых относится к категории малых и средних. По имеющимся оценкам, в этом бизнесе занято коло 300 тыс. чел., на его долю приходится 7% общей численности занятых и 10% ВВП.

Развитие в Белоруссии негосударственного сектора экономики, несомненно, имеет поступательную тенденцию, но идёт достаточно противоречиво: наряду с мерами по поддержке негосударственных форм собственности неоднократно предпринимались и шаги, препятствующие их развитию. Частные предприятия, по сравнению с государственными, нередко подвергаются дискриминации, развитие этого сектора тормозится чрезмерным регулированием и многочисленными административными преградами. Под контролем государства остаётся значительная часть цен и тарифов. "Зарегулированность" хозяйственной деятельности стала серьёзным препятствием на пути экономического прогресса страны. Хотя в последние годы принят ряд мер по либерализации экономики (упрощение порядка лицензирования, уменьшение числа "социально значимых" товаров, цены на которые регулируются государством, и др.), говорить о серьёзном прогрессе в этом отношении пока преждевременно .

1 Там же.

2 Так, все сделки с государственным имуществом, стоимость которых превышает 10 тыс. базовых величин, соответствующих минимальному размеру зарплаты, подлежат согласованию с президентом. Реально это означает, что любая сделка по приватизации на сумму свыше 80 тыс. долл. должна быть одобрена лично президентом А.Г. Лукашенко.

3 В начале 2004 года было восстановлено госрегулирование цен на ряд важнейших продовольственных товаров, а также узаконено право государства вмешиваться в управление предприятиями любой формы собственности, прежде находившимися в собственности государства (ранее это право - так называемая "золотая акция" - распространялось лишь на предприятия с определённой долей государства в уставном фонде). (Экономические новости России и Содружества, 2004, № 5. С. 2).

Феномен социальной сферы

В условиях противоречивого становления рыночной экономики очевидные успехи социальной сферы кажутся неким нереальным феноменом. Но объясняется это постоянным вниманием к развитию социальной сферы, повышению жизненного уровня населения как краеугольных элементов курса на создание социально ориентированной рыночной экономики. С 1996 года почти непрерывно растут реальные доходы (единственным исключением был 1999 год, когда они под воздействием прежде всего российского кризиса упали на 3%). В 2000 году доходы населения возросли на 18%, в 2001-м - на 29%, в 2002-м - на 9%; в 2003 году рост по сравнению с предыдущим годом составил 3,4%.

Увеличение реальных доходов явилось результатом продолжающегося экономического роста, ощутимого снижения инфляции (хотя она пока остаётся самой высокой в СНГ), а также неоднократных повышений зарплаты в бюджетной сфере и пенсий в последние годы. Средняя зарплата в середине 2003 года составила в долларовом эквиваленте около 111 долл в месяц, средняя пенсия -около 47 долл. В конце того же года средняя зарплата достигла 139 долл. В то же время вследствие тяжёлого финансового положения многих предприятий (особенно в аграрном секторе) долги по зарплате на 30 июня 2003 года составляли 9,5% от её месячного фонда.

Прожиточный минимум на начало 2003 года составлял в эквиваленте 44 долл. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума уменьшилась с 46,7% в 1999 году до 28,9% в 2001-м. В 2003 году среднедушевой доход ниже прожиточного минимума имели 22,9% семей1.

Рост реальных доходов населения в то же время не снимает с повестки дня проблему бедности. По установленному правительством критерию бедным считается человек, имеющий месячный доход менее 60% прожиточного минимума, что составляет в долларовом эквиваленте 26,4 долл. По этому критерию число бедных в начале 2003 года составляло 694,7 тыс. чел., или 7% населения2.

В целом жизненный уровень в Белоруссии, по нашей приблизительной оценке, примерно соответствует российскому. Средняя зарплата там в декабре 2003 года составляла 139 долл., что соответствовало 77% средней зарплаты в России (180 долл.). Вместе с тем потребительские цены (прежде всего на продукты питания) заметно ниже, чем в России. В декабре 2003 года средняя цена говядины первой категории в Минске была на уровне 67,4% от цены в Москве, масла сливочного - 63,0%, молока (2,5-3,2% жирности) - 49,8%, яиц - 95,1%,

1 Страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статистический сборник. М., 2002. С. 25.

2 Белорусская газета, 2003, 17 февраля. С. 13-14.

сахара - 82,2%, хлеба ржаного - 62,6%, батона пшеничного из муки высшего сорта - 65,8%.1

Эффективность социальной политики белорусского руководства существенно снижает проводившийся в течение ряда лет курс на предоставление различных социальных выплат и льгот как можно большему числу категорий населения. В настоящее время их получает почти половина жителей республики (4345%), в результате чего наиболее нуждающимся слоям эта поддержка поступает в недостаточном объёме. Реально же, по оценке Министерства экономики Р.Б., государство может оказывать ощутимую помощь через бюджет максимум 10% населения.

Наконец на социальный климат в стране, несомненно, влияет и уровень безработицы, который до недавнего времени был стабилен и относительно низок. В 1999 году он составил (на конец года) 2,1% экономически активного населения, в 2000 году - 2,1%, в 2001 году - 2,3%. Затем в 2002 году, последовало его повышение до 3%, а в 2003 - до 3,1%2. Численность безработных, зарегистрированных в службах занятости, возросла с 95,8 тыс. чел. в 2000 году до 136,1 тыс. чел. в 2003 году3. В ближайшие годы, учитывая обострение конкуренции, трудности со сбытом продукции многих предприятий, значительные масштабы "скрытой безработицы", охватывающей, по имеющимся оценкам, более 12% среднесписочной численности работников4, а также намечаемую активизацию институциональных и структурных реформ в экономике, специалисты также ожидают сокращения занятости и роста безработицы, что, конечно, создаст дополнительные трудности для социальной сферы.

Золотой ключик экономики

Исключительно важную роль для Р.Б. играют её внешнеэкономические связи, являющиеся своеобразным ключом для поддержания функционирования хозяйства. Ведь внешнеторговый оборот превышает ВВП республики, а состояние внешних связей во многом определяет всю экономическую ситуацию в стране.

В 2003 году Белоруссия осуществляла внешнеторговые операции со 158 странами мира. Основным партнёром республики, бесспорно, является Россия, на долю которой приходилось 58% общего объёма товарооборота. Другими крупными партнёрами были Германия (5,8% товарооборота), Великобритания (4,7%), Польша (3,6%), Украина (3,3%), Нидерланды (2,4%), Италия и Литва (2%), Латвия (1,8%), США (1,2%)5.

1 Содружество Независимых Государств в 2003 году. Статистический справочник. М., 2004. С. 134; торговые и деловые известия белорусских предпринимателей, 2004, № 3-4. С. 11.

2 Белорусский рынок, 2004, 19 января. С. 17.

3 Содружество Независимых Государств в 2003 году. Статистический справочник. М., 2004, С. 124.

4 Вестник Содружества, 2003, № 8. С. 14.

5 Белорусский рынок, 2004, 9 марта. С. 18.

Динамика внешнеторгового оборота в последние годы была неустойчивой. В 1998-1999 годах под воздействием российского финансового кризиса объём торговли заметно упал, в последующий период преобладала тенденция к его росту (см. табл. 1).

Таблица 1

Динамика внешнеторгового оборота Белоруссии в 1997-2002 гг.

(млн долл.)

1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Оборот 15990 15619 12283 15905 15608 17078 21469

Экспорт 7301 7070 5909 7331 7430 8098 9964

Импорт 8689 8549 6674 8574 8178 8980 11505

Источники: Страны Таможенного союза. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статистический сборник. М., 2000. С. 89; Страны Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан. Статистический сборник. М., 2002. С. 87; Белорусская газета, 2003, 17 марта. С. 12.; Белорусский рынок, 2004, 9 марта. С. 18.

Структура экспорта и импорта Р.Б. существенно различается в торговле с государствами СНГ (прежде всего с Россией)1 и с другими зарубежными странами. В экспорте в страны СНГ в январе-сентябре 2003 года ведущее место занимали машины, оборудование и механизмы (19,4%), средства транспорта (17,3%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (10,8%), текстильные материалы и текстильные изделия (10,0%). В экспорте в другие страны преобладали минеральные продукты (47,5%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы и изделия из них (17,1%), недрагоценные материалы и изделия из них (7,9%). В импорте из стран СНГ основное место занимали минеральные ископаемые (38,0%), недрагоценные металлы и изделия из них (15,1%), машины, оборудование и механизмы (11,8%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (10,3%). Из других стран ввозились в основном машины, оборудование и механизмы (25,0%), продукция химической промышленности, полимерные материалы, пластмассы, каучук, резина и изделия из них (18,8%), средства транспорта (13,2%)2.

1 На долю России в 2003 году приходилось 93% общего товарооборота Р.Б. со странами Содружества.

2 Содружество Независимых Государств в 2003 году. Статистический справочник. М., 2003. С. 95, 107.

Такое содержание внешней торговли создаёт своеобразную ситуацию: если экспорт в страны СНГ (прежде всего в Россию) имеет более прогрессивную структуру по сравнению с экспортом в "дальнее зарубежье", то импорт - более простую. В контексте российско-белорусских отношений это, на наш взгляд, играет противоречивую роль. С одной стороны, зависимость от "дальнего зарубежья" в обеспечении республики машинно-технической продукцией (в том числе инвестиционными товарами, необходимыми для технического перевооружения экономики) объективно снижает заинтересованность Белоруссии в интеграции с Россией. С другой, - сильная зависимость от поставок энергоресурсов из России и от российского рынка, поглощающего большую часть производимых в Р. Б. товаров с высокой степенью переработки (прежде всего высокотехнологичной наукоёмкой продукции), является мощным "проинте-грационным" фактором.

В то же время сальдо внешнеторгового баланса страны является устойчиво отрицательным, что связано прежде всего с крупным дефицитом в торговле с главным партнёром — Россией, оборот с которой составил в 2003 году 12 458 млн долл. Так, в 2003 году при общем внешнеторговом дефиците 1 540,6 млн долл. дефицит в торговле с РФ составил 2 660,6 млн долл. С остальными же странами общее сальдо было положительным. Это обстоятельство представляется серьёзным аргументом в пользу диверсификации внешнеэкономических связей и отхода от односторонней ориентации на Россию, тем более что значение этих связей для экономики как "золотого ключика" не только сохранится, но будет последовательно возрастать.

Планируемые перспективы

Согласно утверждённой в августе 2001 года Программе социально-экономического развития на 2001-2005 годы, поступательный рост экономики Белоруссии до конца текущего пятилетия будет продолжаться. ВВП республики, как предполагается, возрастёт в 2005 году на 35-40% по сравнению с 2000 годом, промышленное производство - на 28-32%, инвестиции в основной капитал - в 1,6-1,7 раза, экспорт товаров и услуг - в 1,5 раза, реальные денежные доходы населения - на 58-63%. Среднемесячная зарплата в народном хозяйстве спрогнозирована как эквивалент 250 долларам США \ Однако сейчас, когда большая часть пятилетнего срока уже прошла, стало очевидно, что по ряду показателей вряд ли удастся выйти на намечаемые рубежи. Ту же среднюю зарплату, составлявшую в конце 2003 года, как уже отмечалось, эквивалент 139 долл., сложно увеличить за два года до 250 долл. без нового всплеска инфляции, который может поставить под вопрос достижение многих других намеченных показателей.

1 Советская Белоруссия, 2001, 16 мая, 10 августа.

В предстоящие годы развитие социально-экономической ситуации в Р.Б. будет, очевидно, определяться действием множества факторов - как экономических, так и политических. В значительной мере перспективы роста экономики и повышения жизненного уровня населения будут зависеть от экономической политики руководства страны, в том числе от его способности обуздать инфляцию, сохранив при этом устойчивые темпы роста в реальном секторе. Как представляется, если удастся избежать крупномасштабной эмиссии, характерной для недавних лет, Белоруссия сможет, используя имеющиеся благоприятные условия (высокоразвитую промышленность и транспортную инфраструктуру, квалифицированные кадры и др.), существенно продвинуться в достижении намеченных целей, в частности в обеспечении высокого "качества" экономического роста при возможном снижении количественных показателей.

Другим важным условием успешного развития страны является, на наш взгляд, ускорение рыночных преобразований (включая институциональные реформы и либерализацию хозяйственной деятельности), ускорение, необходимое, в частности, для обеспечения мощного притока инвестиций (в том числе российских), в которых остро нуждается республика. Здесь, однако, важно правильно определить "пределы" реформирования, не допуская перехода грани, за которой развитие рыночных отношений может нанести неприемлемый ущерб интересам государства и большинства населения. Чисто "либеральная" модель с отказом от активной регулирующей роли государства, на наш взгляд, едва ли пригодна для страны.

Значение интеграции с Россией

К настоящему времени интеграционные процессы на постсоветском пространстве получили наибольшее развитие в отношениях между Россией и Белоруссией, что нашло отражение в выборе организационно-правовых форм интеграции, более "продвинутых" по сравнению с СНГ в целом и другими субрегиональными группировками в рамках Содружества. В апреле 1996 года оба государства объединились в Сообщество, преобразованное в апреле 1997 года в Союз Беларуси и России, а 8 декабря 1999 года между ними был подписан Договор о создании Союзного государства, знаменующий собой принципиально новый этап сближения двух стран.

Результатом реализации договора и других интеграционных документов должно стать в ближайшие годы создание Союзного государства с единым экономическим и таможенным пространством, общим бюджетом и едиными транспортной и денежной системами. В таком государстве его участники будут проводить согласованную политику в международных делах, в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальной и культурной областях.

Уже сейчас хозяйственные комплексы двух стран тесно связаны, взаимозависимы и взаимодополняемы, что даёт им бесспорные выгоды. При этом вопре-

ки активно тиражируемому противниками российско-белорусского сближения мнению, от взаимного сотрудничества и интеграции выигрывает не только Белоруссия, в огромной мере зависимая от экономического взаимодействия с более мощным соседом и партнёром, но и Россия, для которой сотрудничество с Р. Б. является существенным фактором роста экономического потенциала и укрепления своих позиций в Европе и СНГ.

Сегодняшняя Белоруссия - один из главных торговых партнёров России, во внешнеторговом обороте РФ она в последние годы стабильно занимает второе место (после Германии) и первое среди стран СНГ. В 2003 году на неё приходилось 6,5% общего объёма внешнеторгового оборота России и 37% её товарооборота с государствами Содружества. Тысячи российских предприятий (в том числе в высокотехнологичных наукоёмких отраслях) связаны с белорусскими партнёрами взаимопоставками продукции.

Для Белоруссии развертывающийся между двумя странами интеграционный процесс может сыграть весьма существенную положительную роль в её развитии. По имеющимся оценкам, только за счёт углубления интеграционного взаимодействия с РФ за короткий срок может быть обеспечен рост её экономики на 32-40%.

Интеграция с Россией в рамках Союзного государства должна способствовать решению целого ряда неотложных задач для ускорения реформ в Р.Б. Так, создание единого экономического пространства с РФ предполагает обеспечение равных условий для субъектов хозяйствования, что, в свою очередь, требует ускорения рыночных преобразований, преодоления "зарегулированности", сковывающей развитие экономики. Реальный интеграционный союз с Россией будет способствовать увеличению притока инвестиций в страну: имеющиеся уже сейчас объективные условия, благоприятствующие инвестициям (удобное географическое положение, наличие высококвалифицированной рабочей силы и др.), будут дополнены созданием благоприятного "правового поля" для капиталовложений (как из РФ, так и из "дальнего зарубежья"), улучшением в целом инвестиционного климата. Возможность получения по льготным ценам российских энергоносителей, за счёт которых обеспечивается подавляющая часть потребностей страны в топливно-энергетических ресурсах, является одним из ключевых факторов ускорения экономического роста страны и решения на этой основе ряда проблем как экономического, так и социального характера.

Вместе с тем нельзя не учитывать, что объединение с Россией в Союзном государстве может привести (особенно на начальном этапе) к обострению ряда проблем и появлению новых. Проведение в сжатые сроки мер по унификации систем хозяйствования Белоруссии и России в рамках подготовки к введению единой валюты вызвало бы резкое ухудшение финансового положения многих белорусских предприятий, не готовых к принятию жёстких рыночных "правил игры", включая полное прекращение льготного кредитования, стабилизацию валютного курса и др. По некоторым оценкам, большинство белорусских пред-

приятий оказалось бы в этом случае неплатёжеспособными, что привело бы к спаду производства, значительному росту безработицы, обострению социальных проблем. Уже сейчас, как говорилось выше, проведение жёсткой монетарной политики наряду с другими причинами привело к резкому увеличению числа убыточных предприятий, росту неплатежей, снижению рентабельности. Дальнейшего её ужесточения белорусская экономика может просто не выдержать без мощной финансовой "подпитки" из России, на которую, учитывая нынешний экономический курс руководства РФ, ей трудно рассчитывать.

Поэтому, на наш взгляд, решая задачи интеграции, вряд ли целесообразно форсировать развитие этого процесса между Россией и Белоруссией (и прежде всего намечаемое введение российского рубля в качестве единого платёжного средства Союзного государства). Необходим, очевидно, более осторожный, взвешенный подход, учитывающий как важность и необходимость интеграции для обеих стран, так и реальные возможности партнёров - прежде всего Белоруссии, не готовой пока к безоговорочному принятию российских "правил игры".

* * *

Итоги развития белорусской экономики в последние годы показывают, что избранная руководством республики экономическая модель, основанная на плавном, постепенном переходе к рынку при активной регулирующей роли государства, несмотря на существенные недостатки, во многих отношениях оказалась жизнеспособной и достаточно результативной. Это признают даже оппозиционно настроенные к нынешнему белорусскому руководству исследователи. "Белорусская экономическая модель, - пишет, например, обозреватель газеты "Белорусский рынок" В. Дашкевич, - напоминающая чем-то смесь мобилизационной экономики военного времени в части промышленности и сельского хозяйства с элементами свободного рынка в отношении распределения материальных благ и услуг, показала в последние годы свою удивительную приспособляемость и способность мимикрировать в любом политико-экономическом климате с минимальными потерями"1. И с этим нельзя не согласиться. Белорусская экономическая модель в основном выполнила задачу сохранения большей части производственного и научно-технического потенциала в условиях переходного периода. В нынешних же условиях на повестку дня встаёт вопрос трансформации этой модели в направлении более активного использования рыночных механизмов.

1 Белорусский рынок, 2004, 12 января. С. 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.