ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ ПРЕПОДАВАНИЯ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
© Пономаренко А.А.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются особенности стилей преподавания, воздействие их на учебно-воспитательный процесс.
Ключевые слова стиль преподавания, педагог, учащиеся.
Каждый преподаватель в начале своей работы сталкивается с целым рядом проблем, которые он должен решать. Прежде всего, наладить контакт со студентами, добиться дисциплины, организовать правильно учебное время. Со временем приходит опыт, преподаватель знает, как выстроить лекцию или семинар, на что обратить внимание. Большое значение имеют стили преподавания. Самое главное - это психологическая особенность взаимодействия преподавателя и студентов при передаче учебного материала и его усвоении.
Стиль преподавания - это психологические аспекты во взаимодействии преподавателя со студентами высшей школы при изучении материала. В отношении преподавателя к студентам, в его управлении коллективом студентов различают авторитарный, демократический и либеральный стили общения.
Авторитарный стиль не приемлем для общения со студентами, так как не позволяет видеть в них личность, их деловые и личные качества, в этом случае студент не может проявить инициативу и самостоятельно принять решение: преподаватель решает за него всё. Если преподаватель разговаривает жёстко, категорично, не терпит возражений или высказывания своего мнения - это приводит к противоположному результату, такие преподаватели не пользуются уважением среди студентов, не имеют авторитета. Им приятно видеть умного, знающего учебный материал и не только, умеющего заинтересовать, умеющего разрядить обстановку, ухоженного и умеющего выслушивать и направлять по нужному пути. Уважение к себе не позволит неуважительно относиться к другим-студентам или коллегам [7; 8; 9; 10; 11; 12].
Безусловно, стиль преподавания зависит от особенностей темперамента преподавателя, его предпочтений и качеств, но это не всегда способствует выбору, бывает, что стиль выбирается осознанно и целенаправленно, чтобы облегчить процесс усвоения даваемого материала.
1 Студент 2 курса Гуманитарно-технического факультета.
После анкетирования студентов, анализа данных об их успеваемости, мы установили, что самым эффективным стилем обучения при проведении лекций является авторитарный, так как он отличается своей естественнонаучной направленностью [1; 2; 3; 4; 5; 6].
На естественнонаучных дисциплинах студентам не предлагаются варианты ответов при изложении материала, потому что все понятия имеют точное толкование, которое нельзя переформулировать. Излагая материал на лекциях, студенты должны в точности рассказывать понятия, без ошибок и неточностей. В дальнейшем студенты могут повторять материал самостоятельно, но они также должны придерживаться академических понятий.
В отличие от авторитарного стиля, либеральный не характеризуется своей чёткостью в системе требований к обучающимся. Ему присуще то, что преподаватель не вмешивается в работу учащихся, строго не требует выполнения задач. При данном стиле преподаватель зачастую предпочитает не вмешиваться. При общении его тон выражает нерешительность. Не имея чёткого плана работы, может опираться на интуицию. Не выражает личное мнение. Не является авторитетом для обучающихся, что сказывается на качестве знаний. Данный стиль используют не только молодые специалисты, но также и опытные. Их цели, конечно же, различаются. Бывает, что преподаватель недоволен собственной личной жизнью, размером оплаты труда, поэтому считает, что выдаёт материал в меру с тем, сколько ему за это заплатят. Если же преподаватель намеренно использует данный стиль, то скорее всего это для того, чтобы студенты проявили самостоятельность, проверили свои знания и умения, развили свои познавательные способности, при этом надеясь только на себя. Но и для подобных занятий нужно иметь высокий уровень интеллектуальной развитости, так как при его недостатке толка в занятии не будет. При проведении семинарских занятий по гуманитарным дисциплинам для повышения творческого развития обучающихся либеральный стиль можно сочетать с другими стилями.
Под демократическим стилем понимается то, что студенты привлекаются к различным обсуждениям, подготавливают решения для проблемных ситуаций, возникающих в группе, связанной основным направлением деятельности. Также стиль характеризуется распределением прав и обязанностей, студенты развивают самостоятельность в области принятия решений. При общении, речь преподавателя спокойна и приветлива. Первым делом при формулировке задач упор идет на сотрудничество. В ходе работы учитывается мнение учащихся. Преподаватель особое внимание обращает на серьезную мотивацию студентов достичь результатов, он часто является лидером коллектива. В процессе образования проявляет себя инициативно, призывая к этому своих студентов. Занимается самообразованием, помогает другим. Демократический стиль подразумевает под собой участие студента во всех обсуждениях, стоящих перед группой. Преподаватель при этом сти-
ле демонстрирует учащимся необходимость обучения и овладения новыми полезными навыками, формирует волю, мотивирует к обучению. Только тогда студент осознает, что без самосовершенствования он не достигнет высоких целей, с трудом будут решаться поставленные задачи. Человек, который понял, что ему необходимы новые знания и умения, способен демонстрировать свое особое рвение к изучению нового. Таким образом, у студентов появляется желание учиться [13; 14; 15; 16; 17; 18].
Демократический стиль наиболее близок к оптимальному, сам процесс образования здесь приносит больше удовлетворённости и результативности, присутствует творческий подход. Такие коллективы отличаются своей сплоченностью, студенты рады успехам своих товарищей, все очень ответственно относятся к своему делу, присутствует взаимный самоконтроль. Проанализировав их успеваемость, можно сделать вывод что такой стиль целесообразно использовать при проведении семинарских и практических занятий, при проведении лекций по гуманитарным дисциплинам [22; 23; 24].
С годами у некоторых преподавателей высшей школы формируется индивидуальный стиль преподавания. Его основа состоит из демократического стиля, он характеризуется своей динамичностью. Если ситуация носит напряженный характер, то преподаватель использует авторитарный стиль, а в отношении к творческим людям - либеральный. Индивидуальный стиль является самым оптимальным стилем преподавания. Его важность определяется тем, что он особенно эффективен в сплочении коллектива, превращающего его в единое целое [19; 20; 21].
Не каждый преподаватель в состоянии воздействовать на качество обучения, объясняется это тем, что:
- студенты несерьезно относятся к учебе, ленятся, не имеют желания учиться;
- их базовая подготовка по гуманитарным наукам слаба, они не способны самостоятельно размышлять, присутствует низкий уровень общей развитости;
- учебный процесс им дается с трудом, так как нет должного интереса к получаемой профессии;
- завышенная самооценка.
Стиль преподавания во многом зависит от структуры организации, качественным и количественным составом ее коллектива и спецификой процесса обучения. Демократический и либеральный стиль обучения подходит преподавателям, у которых обучаемые отличаются особо высоким творческим и интеллектуальным потенциалом [25; 26; 27].
Так как высшая школа не может подстраиваться под каждого студента, то им присущ индивидуальный стиль обучения, где они вырабатывают собственную стратегию преподавания. Поэтому этому аспекту следует уделять
большое внимание, как со стороны педагога, так и со стороны системы образования в целом.
Список литературы:
1. Егиазарова Г.П. Применение информационных технологий на уроках физики // В сборнике: Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 11 частях. - 2014. - С. 41-43.
2. Егиазарова Г.П. Отличия советского образования от образования наших дней // В сборнике: Теоретические и практические аспекты развития научной мысли в современном мире. Сборник статей Международной научно-практической конференции / Ответственный редактор: Сукиасян Аса-тур Альбертович. - 2015. - С. 229-231.
3. Егиазарова Г.П. Одаренность младших школьников и учет ее в педагогической деятельности учителя // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. - С. 96-101.
4. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагог-новатор В.Ф. Шаталов // Научные труды SWorld. - 2011. - Т. 19, № 3. - С. 69-71.
5. Иохвидов В.В. А.П. Склярова и З.А. Зосимова о повышении эффективности урока // В сборнике: Теория и практика образования в современном мире. Материалы Международной научной конференции. - 2012. - С. 62-64.
6. Иохвидов В.В. Совершенствование процесса обучения и его эффективность в трудах М.Н. Скаткина // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. - Т. 20, № 3. - С. 37-40.
7. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Вопросы повышения эффективности урока в первые послевоенные годы // Проблемы и перспективы развития образования в России. - 2011. - № 8. - С. 27-34.
8. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Общепедагогический подход к решению проблемы эффективности обучения В.М. Блинова // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2014. -Т. 20, № 4. - С. 44-46.
9. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогические взгляды Карла Фридриха Вильгельма Вандера // В сборнике: Актуальные задачи педагогики. Материалы Международной научной конференции. - 2011. - С. 44-46.
10. Иохвидов В.В. Эффективное развитие урока в 1946-1951 гг. XX века // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики. Материалы Международной заочной научной конференции / Ответственный редактор: О.А. Шульга; Под общ. ред. Г.Д. Ахметовой. - 2011. - С. 42-44.
11. Иохвидов В.В., Тукова Ж.Г. Повышение эффективности учебного процесса в первые годы после войны // В сборнике: Проблемы и перспекти-
вы развития образования. Материалы VIII Международной научной конференции. - 2016. - С. 36-38.
12. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Сознательность в обучении как одно из средств повышения эффективности урока по Ш.И. Ганелину // Научные труды SWorld. - 2013. - Т. 13, № 1. - С. 11-14.
13. Иохвидов В.В. Б.С. Волков и Л.Н. Лесохина о повышении эффективности учебных занятий // Наука и современность. - 2016. - № 48. - С. 48-53.
14. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. История педагогики учебно-методическое пособие. - Новосибирск, 2015.
15. Иохвидов В.В., Веселова В.Г. Педагогика. Лекции для студентов. -Новосибирск, 2015. - Часть 1.
16. Иохвидов В.В. Проблема повышения эффективности урока в отечественной педагогике в период 40-х - 90-х годов XX столетия: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пятигорский государственный лингвистический университет. - Пятигорск, 2007.
17. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации монография / Т.М. Краснян-ская; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». -Пятигорск, 2010.
18. Krasnyanskaya T.M., Tylets VG. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. -2015. - № 3 (5). - С. 192-199.
19. Краснянская Т.М. Психология нарушения собственной безопасности // Известия ЮФУ Технические науки. - 2006. - № 13 (68). - С. 299-305.
20. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Весшк Магшёускага дзяржау-нага ушверсиэта iM^ А.А. Куляшова. Серыя C. Пахолага-педагалчныя на-вую: педагопка, пахалопя, методыка. - 2016. - № 1 (47). - С. 37-43.
21. Краснянская Т.М. Психология экстремальности: личность, субъект, безопасность Краснянская монография / Т.М. Краснянская; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Пятигорский гос. лингвистический ун-т». - Пятигорск, 2011.
22. Тылец В.Г. Психология обучения иностранным языкам: теории, концепции, направления монография / В.Г. Тылец; Федеральное агентство по образованию, Таганрогский гос. радиотехнический ун-т. - Таганрог, 2005.
23. Тылец В.Г. Психологические условия оптимизации деятельности преподавателя иностранного языка (на материале экономических вузов): диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ессентукский институт управления, бизнеса и права. - Ставрополь, 1998.
24. Чаплыгина М.Л. Психофизиологические предпосылки деятельности педагога // Обучение и воспитание: методики и практика. - 2014. - № 14. -С. 120-125.
25. Юнгман И.В., Жукова Л.А. Влияние тревожности на формирование самооценки ребенка // Наука и современность. - 2016. - № 43. - С. 150-154.
26. Юнгман И.В., Саввонова О.А. Формирование самосознания старшего дошкольника посредством включения рефлексивно-дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - № 24-1. - С. 152-156.
27. Юнгман И.В., Понкратова А.А. Игротерапия как средство коррекции тревожности в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. -№ 24-1. - С. 158-162.
ИЛЬИН И.А. О ВОСПИТАНИИ ДУХОВНОСТИ © Садовникова Д.С.1
Филиал государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный педагогический институт» в г. Ессентуки, г. Ессентуки
В статье рассматриваются вопросы духовно-нравственного воспитания.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, учащиеся, школа, учитель, исследование.
Одним из приоритетных направлений национальной политики российского государства в области образования в условиях его модернизации является содействие формированию у подрастающего поколения общероссийского гражданского сознания, обеспечивающего целостность многонациональной России, единство политической нации [15, с. 3].
Вопросы духовно-нравственного воспитания являются одними из самых главных в процессе обучения. Воспитанники не являются пассивным объектом педагогических воздействий учителя. Они выступают не только в роли объекта, но и субъекта воспитания. Если методы воспитания применяются умело, то учащиеся содействуют решению воспитательных задач. У них развивается сознание, обогащаются чувства, вырабатываются навыки и привычки поведения [14, с. 162]. От правильной постановки воспитательного процесса зависит не только судьба учащихся, но и всего общества.
1 Студент 2 курса Психолого-педагогического факультета.