УДК 316.343.66:330.16+174.8](470) (091)
И. А. АНДРОС,
кандидат социологических наук, доцент,
Институт социологии НАН Беларуси, г. Минск
ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ: ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
В статье анализируется развитие предпринимательской активности в дореволюционной России. Определяется историческая роль православия в формировании российской деловой культуры. Рассматриваются предпосылки развития социально ответственного предпринимательства в России в начале ХХ в.
Ключевые слова: российское предпринимательство, предпринимательская активность, купечество, меценатство, протестантская этика, православная этика.
В России одним из наиболее очевидных результатов экономических преобразований стало изменение социальной структуры общества и появление нового слоя предпринимателей, так называемых «новых» русских. Со временем стало более очевидно, что в тех структурах, которые по своему формальному статусу являются новыми, сохраняются в целом старые отношения и прежний дух. Необычайная живучесть старого духа говорила о том, что сами по себе структурные изменения, а также изменения экономических отношений недостаточны для перехода к новому обществу. Соответствующий капиталистическому рынку дух аскетического рационализма старается утвердиться посредством борьбы с противниками, которые в целом представляют собой докапиталистический дух, в частности псевдокапиталистический. Последний связан с почти полным отсутствием способности и желания отказаться от привычных методов работы, заменить их более целесообразными и эффективными, приспособиться к прогрессивным формам организации труда и даже всерьез задуматься относительно какого-либо предмета. А всякие попытки разъяснить, как сделать работу более выгодной, более легкой наталкиваются на непонимание. Для того чтобы ответить на вопрос, есть ли в настоящее время в России условия, которые продолжают способствовать развитию рыночных отношений, следует учесть, что в русской культуре традиция частного предпринимательства формировалась и развивалась в течение многих веков и была прервана лишь социалистической революцией, а вернее, посленэповской политикой советской власти. Таким образом, можно говорить о разных поколениях российского частного предпринимательства. Их анализ поможет более объективно оценить нынешнее состояние предпринимательства в России.
Особенности становления предпринимательской активности...
451
Надо сказать, что условия зарождения и развития предпринимательства в России отличны от западноевропейских. Это объясняется рядом природногеографических и исторических факторов [1, с. 9-26]. Находясь на крайнем северо-востоке Европы, Россия в меньшей степени, чем многие другие страны, испытала воздействие античных цивилизаций, где еще в древности институты частной собственности достигли высокого уровня развития. Низкий уровень жизни большинства населения обусловил дешевизну рабочей силы, что способствовало привлечению капиталов в производство. Сильное государство защищало интересы предпринимателей, особенно перед угрозой иностранной конкуренции. По мере развития мировой торговли территория России становилась все более геополитически значимой. Однако доступ к огромным природным богатствам страны стал возможен только при накоплении значительных капиталов. В той или иной степени эти вопросы решались уже после отмены крепостного права, в условиях ускорившегося экономического развития страны, ее индустриализации в конце XIX в., нового промышленного подъема начала ХХ в.
В допетровской Руси наиболее значимым в предпринимательстве стал купеческий и ростовщический капитал. В условиях господства натурального хозяйства крупное торговое предпринимательство ориентировалось главным образом на внешний рынок. Предпринимательской деятельностью занимались бояре и дворяне, но при этом они использовали связи с казной и часто опирались на даровой труд крепостных крестьян. Заметные сдвиги в развитии российского предпринимательства произошли в XVI и особенно в XVII вв. Активизировался местный товарооборот, начали подтачиваться устои натурального хозяйства, в связи с чем усилилась деятельность крупного торгового капитала на внутреннем рынке. Возросла роль государства в экономической жизни, следовательно, расширялись контакты предпринимателей с казной. В России не хватало знаний и технологий - правительство Петра I, не жалея средств и льгот, привлекало иностранных специалистов на отечественные заводы и мануфактуры. Начало расти число крупных предприятий, вместе с тем расширилось применение подневольного труда. Наибольших успехов промышленное предпринимательство, основанное на вольнонаемном труде и ориентированное на широкий рынок, достигло в производстве хлопчатобумажных материй. Однако крепостное право значительно сдерживало развитие российского предпринимательства.
Серьезным стимулом развития предпринимательства в России явились реформационные преобразования 1861 г. Императорский «Манифест от 19 февраля 1861 г.» провозгласил: «Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда». Данная реформа в целом устранила основные препятствия для развития предпринимательского потенциала. Хотя наибольшее значение в предпринимательском деле получает уже естественная эволюция, нежели государственная поддержка, тем не менее особой чертой предпринимательства в России стала неразрывная связь (в первую очередь, в отраслях тяжелой промышленности) с госу-
452
И. А. Андрос
дарственным аппаратом и государственной казной. Помимо создания новых производств в рамках государственного сектора, правительство стимулировало развитие крупного частного предпринимательства путем предоставления займов, кредитов и выгодных государственных заказов как частным лицам, так и акционерным обществам. К началу XX в. в российской экономике % всей промышленной продукции производилось в акционерных, паевых и других коллективных формах предпринимательской деятельности и лишь А приходилась на единоличные формы.
А как на происходящие перемены отреагировала православная церковь, имевшая вторую по влиянию власть в государстве и игравшая основную роль в морально-нравственном климате общества? На формировавшийся в российской хозяйственной культуре «дух капитализма» православие реагировало и давало оценку по-своему. Большинство исследователей придерживается мнения, что в православии, в отличие от протестантизма, высшие религиозные устремления реализуются в сферах духа и ритуала, отделенных от повседневной мирской жизни. Соответственно, мирская деятельность человека не обретает сакрального смысла, оставаясь вне сферы высшей духовной регуляции. Трудолюбие как добродетель православного верующего, в том числе и монаха, есть лишь один из аскетических средств внешнего самосовершенствования, в то время как суть религиозного спасения составляет все же служение духовное. Евангелие в православном понимании предлагает ясный принцип отношения человека к вещному миру: «мирские ценности», подчиненные духовным, в первую очередь, законам совести и любви, являются благом для человека. Став высшей целью, они превращаются во врага души. Такой порядок естественного подчинения материального духовному (а не подавления одного другим) устанавливается христианством в качестве непреложного закона человеческого существования. Н. А. Бердяев эту мысль выразил в таких словах: «Тяжесть материи произошла от ложной направленности духа. Основное противоположение не духа и материи, а свободы и рабства» [2, с. 206]. Отсюда он делает и практический вывод: «Нужно не отрицать научные открытия техники, а духовно овладеть ими. Роковым последствием техники, подчиненной лишь собственному закону, порождающему технические мировые войны, является непомерное возрастание этатизма. Государство делается всемогущим, все более тоталитарным и не только в тоталитарных режимах, оно не хочет признавать никаких границ своей власти и рассматривает человека лишь как свое средство и орудие» [3, с. 303].
Утвердилась точка зрения, что помимо установок на честность, добросовестность и трудолюбие как универсальные ценности, православие не сформировало специфические хозяйственные и предпринимательские этики. Однако, по свидетельству русского религиозного философа и богослова С. Н. Булгакова (1871-1944), кстати, экономиста по образованию, в православии не отвергается социальная и профессиональная деятельность, а «устанавливается особый образ аскетического приятия этого мира и его жизни,
Особенности становления предпринимательской активности...
453
аскетического труда и творчества в нем» [4, с. 327]. Верности своему земному призванию, т. е. профессии, уделяется особое внимание: «Единственный способ обрести радость, мудрость и мир - это быть верным собственной личности, как неповторимому творению Божьему, зная, что каждый человек обладает своей особой и единственной жизнью, своей особой жизненной задачей, которую никто кроме него не может исполнить» [5, с. 259]. Существуют и прямые указания на сходство православной и протестантской этики. Тот же С. Н. Булгаков отмечает, что «протестантская идея о спасении действенной верой стоит ближе к Православию, нежели католическое meritum, находящемся, в известной степени, в эквивалентном и даже сверхэквивалентном отношении к спасению, поскольку в ней радикально отрицается именно всякая эквивалентность» [4, с. 238].
Запоздалые и краткие во временном отрезке истории политические, экономические и социальные условия для развития предпринимательства в России, особые по своей ментальности, не успели сформировать высшие нравственные стимулы экономической деятельности. Однако идея служения своим богатством делу милосердия и просвещения является существенной чертой менталитета многих представителей российского «третьего сословия». «Самое отношение предпринимателя к своему делу, - писал знаток Москвы купеческой П. А. Бурышкин (1887-1955), - было несколько иным, чем на Западе. На свою деятельность смотрели не только, или не столько как на источник наживы, а как на выполнение задачи, своего рода миссию, возложенную Богом или судьбою. Про богатство говорили, что Бог его дал в пользование и потребует по нему отчета, что выражалось отчасти и в том, что именно в купеческой среде необычайно были развиты и благотворительность, и коллекционерство, на которые смотрели как на выполнение какого-то свыше назначенного дела» [1, с. 120]. Таким образом, тягу русских купцов к благотворительности, в которой они видели проявление христианской жертвенности и любви к ближнему, а значит, и средство «спасения души», «замаливания грехов» - эксплуатации и стяжательства, лишь отчасти можно объяснить нейтральностью хозяйственных достижений по отношению к религиозной самореализации.
Получило распространение суждение, что некая холодность православной церкви к ведению хозяйственной деятельности не разделялась старообрядчеством, якобы даже породившим рациональные установки, аналогичные протестантским. Эти гипотезы часто подкрепляются тем, что старообрядческие общины действительно были весьма сильными и рациональными хозяйственными организациями, и выходцы из них составляли элиту российского дореволюционного предпринимательства - достаточно вспомнить купеческие династии Гучковых, Кокоревых, Морозовых, Рябушинских и др. Причины большого трудолюбия и высокой предпринимательской активности старообрядцев можно отчасти усмотреть в том, что религиозный раскол, изоляция и самоизоляция староверов от общества произошли в такой момент, когда в народе были сильны ожидания близкого пришествия «Антихриста и конца
454
И. А. Андрос
Света». У гонимых раскольников напряженность этих ожиданий была особенно высокой и порождала стремление выделиться из общей массы благочестием, твердостью нравственных принципов, безупречным следованием заповедям и традициям. В этом стремлении к нравственному превосходству над большинством также кроется одна из причин трудолюбия и предприимчивости старообрядцев. Тем самым социальной и политической причиной высокой хозяйственной активности старообрядцев явились дискриминация и гонения со стороны государства.
Когда сейчас говорят об этических традициях российского предпринимательства, часто имеют в виду свойственную ему традицию благотворительности и меценатства. Многие купцы, промышленники, рядовые торговцы, ремесленники посада, движимые религиозным чувством, вкладывали средства в строительство и украшение храмов, поощряя и поддерживая тем самым творчество замечательных мастеров. В конце XVI и в начале XVII в. Строгановы покровительствовали творчеству наиболее искусных иконописцев, стремящихся к особому изяществу живописи, заказывая и приобретая их произведения для своих «горниц». В 1802 г. в Москве была открыта Голицынская больница. Строилась она на средства, которые завещал князь Д. М. Голицын «на устройство в столичном городе Москве учреждения Богу угодного и людям полезного». Третьяковы являются основателями Третьяковской галереи, которая началась с их личных коллекций картин. Известный коллекционер А. А. Бахрушин основал Московский литературно-театральный музей. Собрание картин московского купца С. И. Щукина положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Если объяснять побудительные причины меценатства, то в большинстве случаев действовали как эгоистические (стремление получить социальные и налоговые льготы, чтобы тем самым улучшить свое материальное положение), так и альтруистические (религиозные, национально-патриотические и культурно-эстетические) мотивы одновременно. Однако искреннее служение народу в форме благотворительности не снимало остроту социальных противоречий, вызванных бурным развитием капитализма.
В отличие от западного мира, в России предпринимательство не заняло важного места в системе ценностей основной массы населения. Практически всегда новые направления промышленного производства возникали «по высочайшему повелению», посредством своеобразной «революции сверху». Предпринимавшиеся до сих пор попытки модернизации - при Петре I, Александре II, П. Столыпине - осуществлялись во имя «великой России», во имя того, чтобы она заняла достойное место в мире. Европейские же страны последовательным, эволюционным путем «взрастили» свои мануфактуры и фабрики на цеховых традициях. Добавим, что собственные интересы торгово-промышленных сословий зачастую оказывались на втором плане, хотя они могли заявить о своих нуждах, участвуя в земских соборах, различных комиссиях, подавая челобитные и прошения. Однако в дореформенной Рос-
Особенности становления предпринимательской активности...
455
сии предприниматели не составили единой политической силы, поэтому они не могли в полной мере выражать свои общие потребности. В устремлениях крупных купцов-заводовладельцев, дворян-предпринимателей, купцов-пред-принимателей и торговых крестьян причудливо сочетались интересы более свободного развития торговли и промышленности (протест против монополий, откупов, привилегий для узкой группы дельцов, протекционизма) и узкие сословные притязания.
Исследователи истории российского предпринимательства пришли к выводу, что лишь в начале XX в. отдельные предприниматели, главным образом, представители молодого поколения, начали отказываться от меценатства и благотворительности в пользу непосредственной социальной защиты своих рабочих. Причем делалось это не из чистой филантропии, а, прежде всего, из осознания потребности рачительного хозяина в дисциплинированной, квалифицированной и социально благополучной рабочей силе. Подлинная социальная ответственность предпринимателей состоит в такой организации дела, которая обеспечивала бы трудящимся устойчивое имущественное положение, социальную защиту, возможности для образования и духовного роста. Революционные события 1905-1907 гг. показали, что система социально-трудовых отношений с рабочими требует серьезного пересмотра. Либеральные предприниматели пытались высвободить рабочих из-под влияния леворадикальных партий, признавая право пролетариата на экономические и политические стачки, но одновременно выступая против насильственных методов разрешения социальных конфликтов. Одним из достаточно сильных противовесов в реальных тенденциях, постепенно набиравших силу в рамках капитализма, могла стать уже выработанная капиталистической промышленной системой такая форма, как трудовой копартнешип, означающий широкое участие рабочих в управлении фабрикой. Собственно, эту же идею подсказывали и модели синдикального социализма, который предлагал передачу общественного производства в руки отдельных организованных профессиональных рабочих групп, синдикатов рабочих [6, с. 94]. Так начинался новый этап формирования в России зрелого и социально ответственного класса предпринимателей. Однако этот процесс был прерван революционными событиями 1917 г., которые повлекли за собой социально-политическую изоляцию буржуазии и обусловили историческое поражение частнопредпринимательского слоя в России.
Отличительной особенностью современной российской деловой культуры являются большая роль межличностных отношений между деловыми партнерами и ориентация бизнесменов на интуитивные стратегии [7, с. 109]. По мнению западных коллег по бизнесу, эти качества рассматриваются как «незрелые», иррациональные. Однако такая нерациональная предпринимательская деятельность выполняется на достаточно высоком, иногда даже мировом уровне. Высказывания современных российских предпринимателей указывают на существование определенного фактора внешнего принуждения - выгодности следования этическим принципам в бизнесе. Лидеры российского бизнеса часто склонны рассматривать соблюдение моральных норм
456
И. А. Андрос
как своеобразный гарант своего успешного существования в бизнесе и гарант собственной жизни. Тем более, что государство при построении нового типа экономики сделало большой упор на социальные гарантии. И от истории своей самобытной не отворачиваются, тем самым не отвергая ценности русского национального сознания. Стали легендой деловые отношения русского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, когда слово было дороже золота, и гарантом этого слова была жизнь. Еще в начале ХХ в. российские предприниматели (купечество и промышленники) выработали несколько принципов ведения дел в России: уважение к власти как необходимое условие для ведения дела; честность и правдивость как предпосылка здоровой прибыли и гармоничных отношений в делах; уважение права частной собственности; любовь и уважение к человеку труда; верность своему слову, ибо «Единожды солгавши, кто тебе поверит»; жизнь по средствам; целеустремленность, не переходящая грань дозволенного. Эти принципы остаются актуальными и сегодня.
Литература
1. Предпринимательство и предприниматели России. От истоков до начала XX века. -М. : РОССПЭН, 1997. - 344 с. : илл.
2. Бердяев, Н. А. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической метафизики / Н. А. Бердяев. - Париж : YMCA-Press, 1939. - 224 с.
3. Бердяев, Н. А. Царство Духа и Царство Кесаря / Н. А. Бердяев. - М. : Республика, 1995. -382 с.
4. Булгаков, С. Н. Православие. Очерки учения православной церкви / С. Н. Булгаков. -Париж : YMCA-Press, 1965. - 403 с.
5. Прот. Фома Хопко. Основы православия / прот. Фома Хопко. - Минск : Полифакт, 1991. - 344 с.
6. Кришталь, В. В. М. И. Туган-Барановский: «Центральная власть должна брать на себя лишь то, что не под силу муниципалитету» / В. В. Кришталь // Экон. возрождение России. -2005. - № 2. - С. 91-95.
7. Чирикова, А. Е. Лидеры российского предпринимательства: менталитет, смыслы, ценности / А. Е. Чирикова. - М. : Ин-т социологии РАН, 1997. - 201 с.
I. A. ANDRAS
SPECIFICITY OF ENTREPRENEURIAL ACTIVITY FORMATION
in pre-revolutionary Russia: historical and sociological analysis
Summary
The article analyzes the development of entrepreneurial activity in pre-revolutionary Russia. Historical role of Orthodoxy is defined in the formation of Russian standard of business relations. Prerequisites for development of socially responsible entrepreneurship are discussed in Russia in the early twentieth century.
Keywords: Russian entrepreneurship, entrepreneurial activity, merchants, patronship, Protestant ethics, Orthodox ethics.
Поступила 22.09.2014 г.