стать достойными конкурентами на мировом рынке для иностранных производителей.
Литература
1. «Доктрина продовольственной безопасности РФ», утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120.
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 августа 2014 г. № 778 г. Москва «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации» от 6 августа 2014 г. № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации».
3. Распоряжение Правительства от 27.01.2015 г. № 98-р.
4. Приказ Минэкономразвития России от 25 марта 2014 г. № 155 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
5. Стратегия социально-экономического развития страны до 2020 г. URL: http://2020strategy.ru/
6. Баскакова И. Антисанкции: промежуточные итоги. URL: retail.ru
7. Нессебар Д.А. Импортозамещение - это... // URL: FB http://fb.ru/article/169121/impor tozameschenie—eto -programma-importozame scheniya
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 3-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2006. 479 с.
9. Шишкин Д.Г. Сущность организационно-экономического механизма развития предпринимательских структур // Российское предпринимательство. 2013. № 2 (224). С. 27-33.
Economic mechanisms of import substitution in the Russian federation
Margarita Anatolyevna Shugaeva, master student, department of urban and service sector economics, Witte Moscow University
Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economic Sciences, Professor, Professor of Municipal Economy and Service Sector Department, Witte Moscow University
The article examines the concept of «economic mechanisms», and «substitution», told about the concept of import substitution developed at the state level of the Russian Federation, the main problems faced by manufacturers
Keywords: import substitution, economic mechanisms, Strategy 2020, food security.
УДК 334.7
ОСОБЕННОСТИ ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ РУССКОГО КУПЕЧЕСТВА XIX-XX ВЕКОВ
Юлия Евгеньевна Коробкова, канд. филос. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга E-mail: ukorobkova66@gmail.com Московский университет имени С.Ю.Витте http://muiv.ru
Объектом исследования в статье является деловая этика русского дореволюционного предпринимательства и ее истоки. Предметом исследования является русское предпринимательство до Революции. Проблема социально ориентированного бизнеса как одного из основных условий создания деловой репутации актуальна в настоящее время. В статье рассматри-
вается, как эта проблема решалась в конце и начале ХХ века русскими предпринимателями, 64 % которых были старообрядческого происхождения.
Ключевые слова: старообрядчество, деловая этика, благотворительность3 организационная культура, честь, социальная ответственность, труд.
Для русского купечества, как отмечают многие исследователи XXI в., характерно не просто стремление к обогащению, а занятие своим делом как служение российскому государству и обществу.
Однако современниками купеческая этика в конце XVIII и начале XIX веков характеризовалась по-разному. Некоторые отзывались о купцах как о профессионалах, обладающих такими качествами, как верность слову, добросовестность, честность, стремление сохранить доброе имя. «Другие же отмечали стремление к наживе любой ценой, склонность к обману, а также нарушение взятых на себя обязательств» [1].
Некоторые исследователи отмечают, что «православие оказало очень благотворное воздействие и влияние на деловую этику тех времен» [2, С. 37]. Воздействие это имело по большей части именно позитивный морально-этический характер, при этом проявлялось это по-разному. В частности, православная церковь поощряла благотворительную деятельность, что подталкивало купцов на участие в подобных мероприятиях и заставляло их отдавать часть денег менее обеспеченной части населения. В тоже время Церковь осуждала всякое проявление ростовщичества, что приводило к торможению развития банковского дела и, как следствие, экономическое развитие России в целом.
В ХУШ-Х1Х вв. в России к богатству относились заметно иначе, нежели в западных странах. Православие на Руси не требовало равенства в денежном плане и стирания границ между богатым и бедным слоем населения, поскольку было неважно - «богат ли, худ ли - все Божиим промышлением». Богатство не возводилось в культ из-за того, что успех в земных делах не гарантировал вечного спасения. В то время даже газета «Биржевые ведомости» печаталась с девизом: «Прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли» (кредо староверов!).
Купцы и промышленники довольно часто осознавали, что богатство - это временное явление, а также считали, что иметь большие суммы денег - это в некотором роде даже грех. Богатые люди с традиционными убеждениями старались всячески делиться нажитым, чтобы «спасти свою душу», в том числе жертвуя средства на благотворительность. Деньги уходили на строительство церквей, на обустройство монастырей и помощь малоимущим. Тем самым купец считал, что помогая людям и Богу здесь, он сможет рассчитывать на тоже самое после жизни.
Помимо религиозного фактора на отношение к меценатству и благотворительности влияли и другие. В частности, в обществе считалось, что пожертвования являются долгом любого состоятельного человека перед страной и народом, который в ней проживает.
Польза от большого количества денег воспринималась как некоторая независимость в ведении самостоятельного дела и их количество лишь определяло насколько большие возможностей в плане торговли есть у того или иного купца.
Помимо этого, религиозность положительно влияла и на ведение дел между купцами. Поскольку в то время письменные документы практически отсутствовали, большую роль играло именно «купеческое слово», а факт того, что купец был «верен Богу» давала уверенность его деловым партнерам в том, что заключенное соглашение или контракт будет выполнен, то есть придавало сделке особую твердость и надежность.
Купеческий бизнес развивался династиями. Родоначальники династий в основном были выходцами из крестьянских семей, выкупившихся и развивших свое небольшое дело в крупный бизнес, который оставляли сыновьям. К этой династии можно отнести промышленников Рябушинских, предпринимателей и купцов Строгановых, Прохоровых, Абрикосовых, Мамонтовых, Третьяковых, Путиловых, Алексеевых и Чижовых и др. Многие из них относились к семьям староверов.
Тогда как в Западной Европе основная часть предпринимателей состояла из приверженцев протестантской веры, в дореволюционной России данный класс формировался по большей части из купцов-староверов. В начале XX века 64 % капитала в России было в руках у семей-староверов, а практически все самые известные и успешные российские капиталисты происходили из рода старообрядцев.
Особенность старообрядцев, заключалась в том, что они даже после раскола старались соблюдать ряд твердых правил в хозяйственных вопросах и в быту. Представители данного класса людей негативно относились к курению и распитию спиртных напитков, вели максимально аскетический образ жизни. В миру старообрядец должен представлять образец для подражания в соблюдении христианских заповедей. Отсюда -самодисциплина, которая достигалась жестко регламентированным распорядком духовной и повседневной жизни старообрядцев, что в свою очередь распространялось и на предпринимательскую деятельность. Непритязательность в потребностях крупных старообрядческих купеческих династий Морозовых, Прохоровых, Рябушинских, Бугровых и др. удивляла современников.
У купцов-старообрядцев был свой четко сформированный этический кодекс, которому они следовали беспрекословно - основной принцип деловой этики - «Прибыль важнее всего, но честь дороже прибыли» (в труде «Цель нашей работы» (1916 г.)). Необходимо вести честный бизнес, не потерять свое лицо и свою репутацию. Нарушение правил чести приводило к потере репутации и краху бизнеса. М.П. Рябушинский писал: «Нашей главной целью была не нажива, а само дело, его развитие и результат. И мы никогда не поступались ни нашей честью, ни нашими принципами и на компромисс с нашей совестью не шли».
Другой принцип - честный труд как способ служения Богу (концепция «душеспасительного труда»). Богатство не считалось греховным, каждый старообрядец-предприниматель воспринимал себя как Божьего управляющего полученным капиталом. Про богатство говорили тогда, что Бог дал его в пользование и потребует по нему отчета.
Старообрядцы особой своей задачей видели сохранение в первозданной чистоте веру предков и общину до Второго пришествия Христа. Каждый член старообрядческой общины ощущал личную ответственность - перед Богом и людьми. Отсюда другой принцип - «Все для дела - ничего для себя». И этим объясняется ярко выраженный патриотизм и служение государству русского купечества. Ответственность перед обществом объясняет высокий уровень благотворительности купцов и высокую организационную культуру на предприятиях предпринимателей-старообрядцев. У многих предпринимателей-старообрядцев траты на общественные нужды составляли 1/3 прибыли. Так, братья Третьяковы обладали капиталом более 8 млн, пожертвовали более 3 млн. Некоторые жертвовали и того больше - так семья Бахрушиных на благотворительность потратила более 6 млн 390 тыс. руб., при оценке недвижимого имущества фирмы к 1917 г. в 5 млн 215 тыс. руб.!
Своим долгом старообрядцы-предприниматели считали и заботу, создание приемлемых условий жизни для своих работников (при всей строгости требований к работе и качеству результата этой работы - сами работали по 14 ч в сутки и от других требовали того же). Практически все при своих предприятиях строили жилые казармы, больницы, родильные дома, богадельни, школы, ясли, и т. д.
Семейственность старообрядцев (семья - основная ценность) в деловой предпринимательской этике превратилась в один из основных из основных принципов - обеспечение преемственности бизнеса. Наследники дела с детства работали на предприятиях своих родителей (у Абрикосовых - все 18 детей!), на практике приобщаясь к своей будущей профессии. Так, В.А. Кокорев начинал в качестве помощника у собственного отца, который был сидельцем в питейных домах города. Братья Рябушинские с 14-15 лет служили в лавке отца, к совершеннолетию они уже детально изучили дело. Тех, кто не работал на дело семьи лишали наследства.
Мы говорим о династиях Морозовых, Рябушинских, Строгановых, Прохоровых, Абрикосовых, Мамонтовых, Третьяковых, Гучковых, Трындиных, Бахрушиных, Громовых, Солдатенковых, Кокоревых, Хлудовых, Багровых, Поляковых, Зиминых, Алексеевых и др.
Авторитет и вклад в российский бизнес купцов-старообрядцев был настолько велик (64 % - численность, 2/3 всех предпринимателей - миллионеров - старообрядческие династии), что это привело к тому, что их этический кодекс определял всю деловую этику того времени. Содержание «Семи принципов» ведения дел в России (1912 г.) определялся этическим кодексом старообрядцев.
Встать на один уровень с ведущими нациями мира России в данный период помогли и другие традиции, сложившиеся за долгие века. В то время в стране существовала система, которая позволяла «отсеивать» тех предпринимателей, которые не хотели соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В городах существовало специальное купеческое общество, которое имело возможность рекомендовать или не рекомендовать того или иного предпринимателя на вступление в купеческую гильдию.
Такое право приходилось заслуживать личной честностью и добросовестностью. Более того, вступавшие в гильдию обязательно должны были раскрыть сумму имеющегося капитала, что заметно облегчало труд налоговой государственной службы.
Кроме всего прочего действовал в то время и так называемый Совестный суд, имевший право навсегда лишить купца права на занятие предпринимательской деятельностью. К слову, именно благодаря таким мерам в данной сфере «появлялись и входили в обиход такие понятия, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет»» [2, С. 55] и прочие. Создавались «товарищества на вере», объединявшие людей без всяких учредительских договоров - одним лишь купеческим словом.
В России в то время культа «богатых» людей не было. Показателем важности личности считался не доход, а положение в обществе и титулы. В то время были купцы, которые не славились большими объемами прибыли, но в тоже время они принимали участие в решении множества социальных проблем и имели огромное влияние на других представителей данного класса.
Огромное влияние на формирование купечества в России оказало и отношения к труду как к ценности. В государстве в то время была уникальная модель экономики, согласно которой особую роль играли взаимная ответственность, принципы коллективизма, а также духовное единство работников. В связи с этим предпринимать воспринимался не как владелец того или иного завода/фабрики, а скорее как наставник, который умел организовать процесс и даже прислушиваться к своим работникам.
В пользу того, что труд был огромной ценностью, говорит и тот факт, что из-за географического положения в России было практически невозможно прожить без тяжелого труда. Поэтому, работа представлялась как способом спасения народа от возможных проблем, а человек её дававший (купец или промышленник) соответственно очень ценился среди простого люда.
Также стоит вернуться к религиозному фактору и отметить, что трудовые ценности в купеческой культуре формировались по принципам веры в Бога. В то время предпринимателей характеризовали как людей ответственных, самостоятельных, терпели-
вых, трудолюбивых, бережливых и прежде всего честных. Иными словами, большая часть работы строилась в соответствии с заповедями Божьими. Кроме этого в этике купечества считалось, что именно упорный и качественный труд является той самой добродетелью, которая имеет священный характер. В тоже время лень и праздность рассматривалась как причина для разного рода пороков.
Труд воспринимался и как возможность проявления патриотизма. Работники и промышленники, выполняя свою работу, осознавали, что, выполняя свою задачу, они не только помогали развитию определенной сферы/индустрии, но и способствовали развитию государства, а также процветанию всего народа в целом. Именно поэтому одним из главных принципов для русских предпринимателей считался поиск общечеловеческого и религиозного предназначения для своего дела. Труд предпринимателя был как способом общественного служения и помощи Отечеству.
Самих купцов, как правило, вести соответствующую деятельность не учили. Некоторые знания они получали в военных академиях, однако большая часть умений передавалась от отца к сыну.
Что касается деятельности купцов заграницей, то иностранные предприниматели относились к ним с недоверием. Подобная ситуация сложилась из-за ««подвешенного языка» русских купцов, которые могли уговорить купить любой товар за цену, которая вдвое превышала среднерыночную» [1, С. 45].
Анализируя дореволюционную деловую этику купцов и промышленников, необходимо отметить, что отношение к ним со стороны общества было во многом негативным. Люди считали, что богатство всегда добывалось нечестным путём и к русским предпринимателям часто относились с недоверием. Тем не менее, были и те, кто наоборот относился к данному классу положительно. Например, особым одобрением со стороны народа пользовались промышленники, включая фабрикантов и заводчиков, которые считались «людьми дела». Они всегда вызывали симпатию у представителей торгового дела, в то время как о тех, кто занимался коммерческим учетом, наоборот довольно часто отзывались негативным образом.
В литературе купцы также часто показывались с негативным оттенком. В дальнейшем из-за этого у народа сложилось отрицательное мнение о данном типе людей. Купцов считали очень жадными и ленивыми. Хотя в тоже время работники, которые трудились на промышленников и предпринимателей были очень благодарны им за предоставленную работу и иногда за хорошие условия самого труда.
Несмотря на порой нелестное отношение к купечеству именно данный класс людей вложил очень большой вклад в развитие промышленности в России в те годы. В XVII-XVIII веках считалось, что Россия может заниматься лишь земледелием и скотоводством и ни на что более технологичное не способна. Однако, уже в начале XIX века данный стереотип был разрушен, а в стране появилось множество фабрик и заводов, выпускавших множество качественной продукции и в различных отраслях, начиная с текстильной и заканчивая машиностроительной.
Литература
1. Социлина А.А. Профессиональная этика и этикет. Владивосток: Изд-во Дальневост. унта, 2005. С. 21.
2. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М.: Высшая школа, 1991. С. 145.
3. Баранова Ю.А. Деловая этика старообрядцев в контексте современной российской корпоративной культуры // LAP LAMBERT Academic Publishing. 2012. С. 124.
4. ЦИАМ. Ф. 143. Оп. 1. Д. 227. Л. 7 об.; Ф. 342. Оп. 6. Д. 10. Л. 35; Оп. 7. Д. 20. Л. 1-6.
5. URL: http://iclass.home-edu.rU/pluginfile.php/29008/mod_resource/content/3/01-200607/ 031/0031.html
6. Старостин С. Хватка Зиминых // Компания. 2000. № 28 (124).
7. Богданов Вл. Старообрядческое купечество // Слово Церкви. М., 2000.
8. Козлова Н.В. Купцы-старообрядцы в городах европейской России в середине XVIII века // Отечественная история. М., 1994. № 4.
УПРАВЛЕНИЕ
9. Рябушинский В.П. Старообрядчество и русское религиозное чувство // Русский хозяин. М., 1994.
10. Керов В.В. Старообрядческое предпринимательство: от общего суда к спасению личности души.// Тезисы II научно-практической конференции «Старообрядчество: история, культура, современность», 15-17 мая 1997 г. М., 1997. С. 56-61.
11. Леванов Б.В., Орчакова Л.Г. Российские меценаты и благотворители 19-20 вв.: учеб. пособие. М., 2010.
Features of business ethics of Russian merchants in the XIX-XX centuries
Korobkova Yulia Eugenievna, Candidate of Philosophical Sciences, associate Professor in the Department of management and marketing, Witte Moscow University
The object of the research in the article is the business ethics of the Russian pre-revolutionary enterprises and its origin. The subject of research is entrepreneurship before the revolution. The problem of socially-oriented business as one of the main condition for creating of business reputation is of importance today. The article discusses how this problem had been solved in the end and beginning of the twentieth century by Russian entrepreneurs, 64 % of whom were old believers. Most entrepreneurial dynasties donated a lot of money to charity and believed it was their duty to take care of their employees, to improve conditions of their life, which created the motivation to be engaged in honest labor.
Keywords: Old Belif, business ethics, philanthropy, organizational culture, honor, social responsibility, labor.
УДК 336
ФОРМИРОВАНИЕ БЛАГОПРИЯТНОГО ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА
РЕГИОНА В РАМКАХ УКРЕПЛЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Наталья Ивановна Денисова, канд. экон. наук, зав. кафедрой финансов и кредита, E-mail: dezar@mail.ru, Рязанский филиал Московского университета имени С.Ю. Витте, http://www.muiv.ru/ryazan
Статья раскрывает основные аспекты формирования благоприятного инвестиционного климата региона. Особое внимание уделяется механизму укрепления продовольственной безопасности региона в рамках современного экономического кризиса.
Ключевые слова: инвестиционный климат, продовольственная безопасность, регион, потенциал, кризис, импортозамещение.
События 2014 года в сфере экономики и политики вызвали необходимость пересмотра отношений с европейскими государствами и США. Особенно остро встал вопрос импортозамещения и поддержки отечественных аграриев в целях укрепления продовольственной безопасности.
В соответствии с доктриной, продовольственная безопасность определяется как одно из главных направлений обеспечения национальной безопасности страны в сред-