Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПЕРИОД С 1924 ПО 1930 ГОДЫ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПЕРИОД С 1924 ПО 1930 ГОДЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
36
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / РАЗМЕЖЕВАНИЕ / КАРА-КИРГИЗСКАЯ АВТОНОМНАЯ ОБЛАСТЬ / РЕПРЕССИИ / ДЕКРЕТ / ИТК РСФСР / НКВД РСФСР / НАРКОМЮСТ РСФСР / УСТАВ / ГУМЗ РСФСР / ВЦИК РСФСР / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВЫЕ ЛАГЕРЯ / СИБЛАГ / СИБУЛОН / ГУЛАГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Абдуразаков Хасан Кахраманович

В этой статье рассматриваются исторические этапы становления уголовно-исполнительной системы в Кыргызстане в период с 1924 г. по 1930г. Этап становления пенитенциарной системы тесно связан с образованием самостоятельного государства в Кыргызстане, так 14 октября 1924 года на II сессии ВЦИК СССР утвердили постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании в составе РСФСР Кара-Киргизской автономной области. Следующим этапом становления пенитенциарной системы в Кыргызстане можно назвать принятие первого Исправительного -трудового кодекса РСФСР 16 октября 1924 г. Для реализации успешной уголовной политики молодому советскому государству нужно было принять нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность в области уголовно-исполнительной системы. Так 12 июня 1924 г. был принят Декрет ВЦИК «О служащих в местах заключения», после него 23 марта 1925 г. Устав службы по местам заключения, который предусматривал порядок приема, увольнения и прохождения службы в местах заключения на территории РСФСР. В этот период усилились репрессии со стороны государства в отношение врагов и «неустойчивых элементов общества», это способствовало в дальнейшем увеличению числа заключенных и мест лишения свободы на всей территории РСФСР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE FORMATION OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN KYRGYZSTAN IN THE PERIOD FROM 1924 TO 1930

This article discusses the historical stages of the formation of the penitentiary system in Kyrgyzstan in the period from 1924 to 1930. The stage of formation of the penitentiary system is closely connected with the formation of an independent state in Kyrgyzstan, so on October 14, 1924, at the II session of the All-Russian Central Executive Committee of the USSR, a decree of the Central Executive Committee of the Turkestan ASSR on national delimitation was approved. On the same day, a resolution of the All-Russian Central Executive Committee was adopted on the formation of the Kara-Kyrgyz Autonomous Region as part of the RSFSR. The next stage in the formation of the penitentiary system in Kyrgyzstan can be called the adoption of the first Correctional - Labor Code of the RSFSR on October 16, 1924. To implement a successful criminal policy, the young Soviet state had to adopt legal documents regulating activities in the field of the penitentiary system. So on June 12, 1924, the Decree of the All-Russian Central Executive Committee “On employees in places of detention" was adopted, after which, on March 23, 1925, the Charter of the service in places of detention, which provided for the procedure for hiring, dismissal and serving in places of detention on the territory of the RSFSR. During this period, repression by the state against enemies and "unstable elements of society" intensified, this contributed to a further increase in the number of prisoners and places of deprivation of liberty throughout the territory of the RSFSR.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПЕРИОД С 1924 ПО 1930 ГОДЫ»

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

DOI 10.47643/1815-1337_2023_2_175 УДК 343.8

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ

В КЫРГЫЗСТАНЕ В ПЕРИОД С 1924 ПО 1930 ГОДЫ FEATURES OF THE FORMATION OF THE PENITENTIARY SYSTEM IN KYRGYZSTAN IN THE PERIOD FROM 1924 TO 1930

АБДУРАЗАКОВ Хасан Кахраманович,

и. о. доцента кафедры «Судебного процесса, экспертизы и таможенного дела» Юридический факультет, Ошский государственный университет. 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, Ленин Проспект, 331. E-mail.ru: hasanabdurazakov5@gmail.com;

ABDURAZAKOV Khasan Kahramanovich,

Acting Associate Professor of the Department of "Judicial Process, Expertise and Customs"

Faculty of Law, Osh State University.

723500, Kyrgyz Republic, Osh, Lenin Avenue, 331.

E-mail.ru : hasanabdurazakov5@gmail.com

Краткая аннотация: В этой статье рассматриваются исторические этапы становления уголовно-исполнительной системы в Кыргызстане в период с 1924 г. по 1930г. Этап становления пенитенциарной системы тесно связан с образованием самостоятельного государства в Кыргызстане, так 14 октября 1924 года на II сессии ВЦИК СССР утвердили постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании в составе РСФСР Кара-Киргизской автономной области. Следующим этапом становления пенитенциарной системы в Кыргызстане можно назвать принятие первого Исправительного -трудового кодекса РСФСР 16 октября 1924 г. Для реализации успешной уголовной политики молодому советскому государству нужно было принять нормативно - правовые документы, регулирующие деятельность в области уголовно-исполнительной системы. Так 12 июня 1924 г. был принят Декрет ВЦИК «О служащих в местах заключения», после него 23 марта 1925 г. Устав службы по местам заключения, который предусматривал порядок приема, увольнения и прохождения службы в местах заключения на территории РСФСР. В этот период усилились репрессии со стороны государства в отношение врагов и «неустойчивых элементов общества», это способствовало в дальнейшем увеличению числа заключенных и мест лишения свободы на всей территории РСФСР.

Abstract: This article discusses the historical stages of the formation of the penitentiary system in Kyrgyzstan in the period from 1924 to 1930. The stage of formation of the penitentiary system is closely connected with the formation of an independent state in Kyrgyzstan, so on October 14, 1924, at the II session of the All-Russian Central Executive Committee of the USSR, a decree of the Central Executive Committee of the Turkestan ASSR on national delimitation was approved. On the same day, a resolution of the All-Russian Central Executive Committee was adopted on the formation of the Kara-Kyrgyz Autonomous Region as part of the RSFSR. The next stage in the formation of the penitentiary system in Kyrgyzstan can be called the adoption of the first Correctional - Labor Code of the RSFSR on October 16, 1924. To implement a successful criminal policy, the young Soviet state had to adopt legal documents regulating activities in the field of the penitentiary system. So on June 12, 1924, the Decree of the All-Russian Central Executive Committee "On employees in places of detention" was adopted, after which, on March 23, 1925, the Charter of the service in places of detention, which provided for the procedure for hiring, dismissal and serving in places of detention on the territory of the RSFSR. During this period, repression by the state against enemies and "unstable elements of society" intensified, this contributed to a further increase in the number of prisoners and places of deprivation of liberty throughout the territory of the RSFSR.

Ключевые слова: пенитенциарная система, размежевание, Кара-Киргизская автономная область, репрессии, декрет, ИТК РСФСР, НКВД РСФСР, Наркомюст РСФСР, Устав, ГУМЗ РСФСР, ВЦИК РСФСР, исправительно-трудовые лагеря, Сиблаг, Сибулон, ГУЛАГ.

Keywords: penitentiary system, demarcation, Kara-Kyrgyz Autonomous Region, repressions, decree, RSFSR ITK, RSFSR NKVD, RSFSR People's Commissariat of Justice, Charter, RSFSR GUMZ, RSFSR All-Russian Central Executive Committee, forced labor camps, Siblag, Sibulon, GULAG.

Для цитирования: Абдуразаков Х.К. Особенности становления пенитенциарной системы в Кыргызстане в период с 1924 по 1930 годы //Право и государство: теория и практика. 2023. № 2(218). С. 175-179. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_175.

For citation: Abdurazakov Kh.K. Features of the formation of the penitentiary system in Kyrgyzstan in the period from 1924 to 1930 // Law and state: theory and practice. 2023. No. 2(218). pp. 175-179. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_2_175.

Статья поступила в редакцию: 20.11.2022

Исторический этап становления уголовно-исполнительной системы в Кыргызстане в 1924 - 1930 годах тесно связан с знаменательной датой с образованием Кара-Киргизской автономной области. Так 14 октября 1924 года на II сессии ВЦИК СССР утвердили постановление ЦИК Туркестанской АССР о национальном размежевании. В этот же день было принято постановление ВЦИК об образовании в составе РСФСР КараКиргизской автономной области [1].

В этот период в Туркестанской Автономной Социалистической Советской Республики успешна действовала система исправительно-трудовых учреждений. Для дальнейшего регулирования деятельности в уголовно-исполнительной системе на территории Советского государства был принят впервые Исправительный - трудовой кодекса РСФСР 1924 г. [2]. Так 16 октября 1924 г. ВЦИК (Всероссийский центральный исполнительный комитет) [3] утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР (ИТК РСФСР).

В статье 1 ИТК РСФСР устанавливались задачи уголовной политики на территории РСФСР. Эти задачи выполнялись путем соответствующей организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей [4]. Целью исполнительно-трудового кодекса было общее предупреждение преступлений со стороны неустойчивых элементов общества и предупреждение дальнейших совершений ими преступлений, их исправление, воспитание, предусмотренное мерами исправительно-трудового воздействия на заключенных, отбывающих наказания в местах лишения свободы.

Таким образом, на главное место исполнительно - трудовой кодекс ставил не наказание осужденных, а их перевоспитание и изоляцию их от общества для предупреждения совершения ими новых преступлений. В советском идеологическом мышлении перевоспитание основывалось в приобщении так называемых «неустойчивых элементов» и лиц, осужденных к лишению свободы, к общественно полезному труду на благо государства и экономики страны.

Следовательно, в будущем советская власть планировала развивать специализированные трудовые объекты в местах лишения свободы: сельскохозяйственные колонии, фабрично-заводские колонии, ремесленные колонии. Для дальнейшего развития трудовых объектов требовалось усовершенствование и максимальное развитие трудовых колоний и исправительно-трудовых домов, создаваемых с обязательным условием вне территории городов [5].

Итак, 12 июня 1924 г. был принят Декрет ВЦИК и СНК «О служащих в местах заключения» [6] Декретом ВЦИК и СНК от 23 августа 1924 г. утверждено Положение об административном отделе губернских и областных исполнительных комитетов, на которые возлагалось управление местами заключения [7].

Следующим нормативно - правовым документом в построения пенитенциарной системы в РСФСР является декрет от 23 марта 1925 г. Устав службы по местам заключения предусматривал порядок приема, увольнения и прохождения службы в местах заключения на территории РСФСР [8].

Декрета Устав службы по местам заключения предусматривал административно-строевую службу в местах лишения свободы уголовно-исполнительной системы Административно-строевая служба в местах лишения свободы была представлена следующим образом:

1. Начальник Главного управления местами заключения РСФСР.

2. Помощник начальника Главного управления местами заключения РСФСР.

3. Инспектор Главного управления местами заключения.

4. Губернские (областные, краевые, окружные) инспектора мест заключения и их помощники.

5. Начальники мест заключения.

6. Помощники начальника мест заключения.

7. Старший надзиратель.

8. Отдельный надзиратель.

9. Младший надзиратель [9].

На указанные лица, согласно Уставу, распространялось законодательство о труде, учитывая некоторые изменения, включающие в себя:

1) сотрудники уголовно-исполнительной системы несли действительную военную службы,

2) при несении службы они должны были выполнять работу, сопряженную с опасностью для жизни,

3) сотрудники должны были работать в любое время (ночное, праздничное),

4) оперативная, т.е. функциональная, работа не ограничивалась для них рамками строго определенного времени [10].

В должности административно-строевой службы в местах лишения свободы могли вступать только при определенных условиях: лица должны были обладать избирательным правом в соответствии Конституции РСФСР, также предусматривался возраст не моложе 25 лет, состояние здоровья, и предпочтение отдавалось лицам, проходившим военную службу.

В соответствии с ИТК РСФСР ст. 46 все места заключения на территории РСФСР разделялись на три категории:

A) Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера, в них включались:

1) дома заключения,

2) исправительные дома,

3) трудовые колонии, сельско-хозяйственные, ремесленные и фабричные,

4) изоляторы специального назначения,

5) переходные исправительно-трудовые дома.

Б) Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера:

1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей,

2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

B) Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера:

1) колонии для психически - неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных,

2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п. [11].

Для военнослужащих заключенных предусматривались штрафные части в соответствии Положению, утвержденному Революционным Военным Советом СССР, наблюдение за которыми проводилось военно-прокурорским надзором, Военными трибуналами и военным командованием.

Советский ИТК РСФСР 1924 года предусматривал распределение и организацию заключенных в местах лишения свободы в зависимости от специальных и психических особенностей личности осужденных, характера и причин преступления и их направление в следующем порядке:

1) В дома заключения:

а) все лица, состоявшие под следствием,

б) приговоренные к лишению свободы, пока приговор не вошел в законную силу,

в) лишенные свободы на срок до шести месяцев,

2) В исправительно-трудовые дома: приговоренные к лишению свободы на срок свыше шести месяцев;

3) В трудовые сельско-хозяйственные, ремесленные и фабричные колонии;

4) В изоляторы специального назначения, это приговоренные к лишению свободы со строгой изоляцией, осужденные лица, не работающие и ведущие паразитический образ жизни, а также осужденные лица, которые принадлежали к классу трудящихся, но признанные особо опасными или лица, имеющие дисциплинарные взыскание.

5) В переходные исправительно-трудовые дома. Заключенные, проявившие в местах лишения свободы добросовестность к труду и переведенные распределительной комиссией в обстановку полусвободного режима.

6) В трудовые дома несовершеннолетние заключенные в возрасте от 14 до 16 лет, приговоренные судом к лишению свободы и дети рабоче-крестьянского происхождения в возрасте от 16 до 20 лет.

7) В учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера заключенные, признанные в законом порядке помещению в одном из таких медицинских заведений.

На территории РСФСР вся пенитенциарная система входила в систему Главного управления мест заключении в составе НКВД, созданной на основании совместного постановления НКВД и Наркомюста 12 октября 1922. Впервые годы создания и до её ликвидации в декабре 1930 г. начальником ГУМЗ РСФСР был Е.Г. Ширвиндт. Особенным этапом становления пенитенциарной системы молодого советского государства являлось принятие Временного положения о Главном управление мест заключения РСФСР и его местных органов [12]. С принятием Временного положения о ГУМЗ РСФСР все места заключения, которые ранее находились в подчинение Народного комиссариата юстиции переходили в НКВД РСФСР. Из исторических источников можно сказать, что в течение всего 1922 г. между Народным комиссариатом юстиции и НКВД шла ожесточенная борьба за руководство всей пенитенциарной системой Советского государства.

Таким образом, на территории РСФСР все места лишения свободы находились в подчинении ГУМЗ РСФСР [18], также в систему ГУМЗ входили инспекции и управления местами заключения отдельных автономных республик. В местные органы управления входили губернские (областные) инспекции мест заключения при губернских (областных) административных отделах [6, с.25].

В инспекциях мест заключения действовала распределительная комиссия, в нее входили члены распределительной комиссии: губернский инспектор мест заключения, член губернского суда, представитель губернской рабоче-крестьянской инспекции, член губернского совета профсоюзов, член комитета помощи содержащимся в местах заключения [13].

Распределительная комиссия обладало широкими полномочиями, так в соответствии ст. 16 ИТК РСФСР на распределительную комиссию возлагались:

1. Распределение приговоренных к лишению свободы по местам заключения и перевод их из одного исправительно-трудового учреждения в другое в пределах губернии.

2. Перевод из разряда в разряд.

3. Ходатайства о продлении срока заключения или об отмене содержания под стражей.

4. Условное и досрочное освобождение.

5. Зачет рабочих дней.

6. Реорганизация и усовершенствование ИТУ.

В соответствии с Исправительно-трудовым кодексе 1924 г. кроме распределительных комиссий были наблюдательные комиссии. Задачей наблюдательной комиссии являлась подготовка материалов для распределительных комиссий. Обе комиссии осуществляли свою деятельность с участием прокурорского надзора [14].

С установлением Советского государства предпринимались попытки изменения «классической тюремной системы», советская уголовно-исполнительная система сохраняла обязательную изоляцию лиц и реорганизацию тюремного дела и создания новой системы мест лишения свободы и органов, управляющих уголовно-исполнительной системой.

С самого раннего этапы становления пенитенциарной системы советская власть ставила себе основную задачу реформирования уголовно-исполнительной системы, и основополагающим принципом исполнения наказания был труд, то есть идеи исправления и перевоспитания заключались в привлечение лиц (осужденных) к общественно полезному труду [15].

Президиум ВЦИК 21 апреля 1925 г. принял Постановление, которое позволяло губернским распределительным комиссиям разрешать отпуск заключенным крестьянам во время полевых работ сроком до трех месяцев, но после рассмотрения распределительной комиссией характера преступления [16]. Для получения отпуска от заключенного крестьянина или его близких родственников требовалось предоставить справку местного сельского совета или волостного исполкома.

Одним из основных принципов реформы пенитенциарной системы советская власть считала приближение условий быта заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы максимально условиям жизни на свободе, и Главное управление местами заключения требовало от местных органов власти обязательное предоставление возможности повышения уровня общеобразовательных и профессиональных знаний лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы [17].

Таким образом, Приказом Главного управления местами заключения РСФСР от 25 августа 1927 г. №283 впервые в пенитенциарной системе советского государства заключенным, отбывающим наказания в местах лишения свободы для самообразования, предоставляло право на учебу на заочных курсах [18].

С этого момента советской властью были определены организационные правовые и методические вопросы, включающие в себя следующие этапы:

а) осужденные в местах лишения свободы самостоятельно изучают различные отрасли науки,

б) осужденные в местах лишения свободы поступают на заочные курсы,

в) в местах заключения создаются кружки по выбору.

Для дальнейшего совершенствования карательной политики советская власть проводила съезды для работников пенитенциарной системы, на съездах ученые и практики обсуждали самые насущные проблемы в области исполнения наказания и пути решения. Первый такой съезд состоялся в октябре 1923 года, Всероссийский - в ноябре-декабре 1924 г. [6. с.21].

В управлении местами лишения свободы после образования Кара-Киргизской Автономной области в 1924 г. изменилась структура и органы, общее руководство местами лишения свободы осуществляла инспекция мест заключения при административном отделе облисполкома. В области на то время было три исправительных дома и один дом заключенных:

• Пишпекский исправительный дом II разряда, рассчитанный на 150 осужденных. В Пишпекском исправительном доме имелась сельхозколония с общей площадью земли 127 га.

• Каракольский исправительный дом III разряда на 100 заключенных.

• Ошский исправительный дом III разряда на 75 заключенных.

• Нарынский дом заключенных III разряда на 30 заключенных [6, с.22].

В соответствии со ст. 1 Исправительно-трудового кодекса 1924 года [19] ИТК имеет свои задачи. Это установление на территории РСФСР уголовной политики путем организации лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Так во второй статье ИТК лишения свободы и принудительные работы без содержания под стражей имеют целью как общее предупреждение и обязательное наказание, также соединяются с мерами трудового воздействия. Перед советской пенитенциарной системой ставились задачи адаптация осужденных в местах лишения свободы и принудительных работ к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия.

Итак, первые Исправительно-трудовые учреждения в советском государстве были созданы для «неустойчивых элементов общества» и имели целью их перевоспитание, предупреждение и профилактику преступлений с мерами исправительно-трудового воздействия. Согласно ст. 5 ИТК РСФСР все места заключения РСФСР составляют единую систему исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима.

Автономные республики в составе РСФСР имели собственные органы управления местами заключения, подчиненные местным наркоматом внутренних дел и неподведомственные НКВД РСФСР [20].

В исправительно-трудовых учреждениях применялись меры социальной защиты заключенных в местах лишения свободы и принудительных работ, меры заключались в прогрессивной системе, в соответствии с ней заключенный отбывает наказание в различных видах режима в зависимости от личности, социального положения, характера преступлений и его отношения к труду, учебе и поведению.

В исправительных учреждениях каждый заключенный должен быть приобщен к труду, тем самым он сам должен возмещать свои издержки в местах заключения, но при этом не теряя исправительных целей в ИТУ.

Таким образом, конец 20-х и начало 30-х годов XX в. ознаменовался очень трагичным периодом для становления пенитенциарной системы молодого советского государства, в это время усилилась внутри партийная борьба между группировками, связанная с обострившейся политической обстановкой под руководством И. В. Сталиным, что послужило в дальнейшем к безжалостной карательной политике государства, появлению командно-бюрократического формы правления и применению насилия в отношение инакомыслящих и бывшего класса буржуазии.

Усиление репрессий государством способствовало увеличению числа заключенных. Последствием карательной политики было принятие 26 марта 1928 г. Постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянию мест заключения», что позволило ограничить льготы (зачет рабочих дней, отпусков, разрядов) классовым врагам и особо опасным преступникам.

Итак, места заключения для советской власти служили для удовлетворения своих целей репрессии, но и выполняли задачи народнохозяйственного значения.

Так, 11 июля 1929 г. СНК СССР принял Постановление «Об использовании труда уголовно-заключенных», после принятия этого документа началось размещение в отдаленные (неосвоенные) районы страны крупных исправительно-трудовых лагерей. То есть эти исправительно-трудовые лагеря (ИТЛ) служили советской власти также для поддержания экономики государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для успешной уголовной политики молодого советского государства в плане борьбы с врагами советского общества и инакомыслящими лицами были созданы масштабные исправительно-трудовые лагеря. На основании Постановления «Об использовании труда уголовно-заключенных» был образован первый Сибирский лагерь особого назначения (Сиблаг, Сибулон) [21].

Таким образом, политика на основе использования труда заключенных привела к масштабному применению принудительного труда как средства исправления и перевоспитания осужденных в местах лишения свободы. В 30-50-х гг. XX века ни одна гигантская стройка не обходилась без использования труда заключенных, в строительстве таких масштабного проекта как Байкало-Амурская железная дорога были использованы силы заключенных ГУЛАГа, на его основе в дальнейшем стали действовать шесть исправительно-трудовых лагерей.

Библиогра фия:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetitelH-sozdame-avtonomnoy-oblasti-

kyrgyzov#:~:tex1t=14%20окгября%201924%20года%20на,других%20национальностей%20%5B6%2C%20с.%20239%5D

2. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Всероссийский_центральный_исполнительный_комитет

4. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

5. https://studref.com/469063/istoriya/sovetskoe_ispravitelno_trudovoe_pravo_gody_nepa

6. Уголовно-исполнительное право Кыргызской Республики. Общая часть. учебное пособие/А.К. Шагивалиев, А.К. Сманалиева, Р.А. Шагивалиев;

под общ. ред. Н.Н. Сулаймановой. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2017.203 с.

7. https://studwood.net/1220759/pravo/ispravitelno_trudovaya_politika_sovetskogo_gosudarstva#:~:text=12%20июня%201924%20г.%20декрет,У^ав%20с

лужбы%20по%20местам%20заключения

8. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2391 .htm

9. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2391 .htm

10. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

11. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

12. https://law.wikireading.ru/hZ73QXzYcL

13. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2201 .htm

14. https://law.wikireading.ru/hZ73QXzYcL

15. https://megalektsii.ru/s151958t5.html

16. https://studfile.net/preview/845367/page:55/

17. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

18. https://studfile.net/preview/845367/page:55/#:~:text=Приказом%20Главного%20управления%20местами%20заключения,курсов%20в%20учебных%2

0заведениях%20республики

19. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

20. https://kamienski-rola.livejournal.com/12525.html

21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Сиблаг

22. ГУЛАГ: Главное управление лагерей. 1918-1960. Под ред. акад. А.Н. Яковлева; сост. А.И. Кокурин, Н.В. Петров. М.: МФД, 2000 — 888 с. — (Рос-

сия. XX век. Документы).

23. Малинин В.Б., Смирнов Л.Б. Уголовно-исполнительное право. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Межрегиональный институт

экономики и права, Юридическая фирма «КОНТРАКТ», ООО «ВОЛТЕРС КЛУВЕР», 2009. — с. 309

24. Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. М.: Госюриздат, 1959. С. 180.

References:

1. https://cyberleninka.ru/article/n/prosvetiteli-i-sozdanie-avtonomnoy-oblasti-kyrgyzov#:~:text=14%20окгa6рa%201924%20гоflа%20на,flругмх%20нацмонапbностем%20%5B6%2C%20с.%20239%5D

2. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/All - Russian Central Executive Committee

4. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

5. https://studref.com/469063/istoriya/sovetskoe_ispravitelno_trudovoe_pravo_gody_nepa

6. Penal enforcement law of the Kyrgyz Republic. The general part. textbook /A.K. Shagivaliev, A.K. Smanalieva, R.A. Shagivaliev; under the general editorship of N.N. Sulaimanova. Bishkek: KRSU Publishing House, 2017.203 p.

7.

https://studwood.net/1220759/pravo/ispravitelno_trudovaya_politika_sovetskogo_gosudarstva#:~:text=12%20MWHa%201924%20r.%20fleKpeT,YcTaB%20cnyx6N%20no%20MecTaM %203aKnK>MeHMfl

8. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2391 .htm

9. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2391 .htm

10. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

11. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

12. https://law.wikireading.ru/hZ73QXzYcL

13. http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2201.htm

14. https://law.wikireading.ru/hZ73QXzYcL

15. https://megalektsii.ru/s151958t5.html

16. https://studfile.net/preview/845367/page:55/

17. https://isfic.info/ispol/exten85.htm

18.https://studfile.net/preview/845367/page:55/#:~:text=npMKa30M%20rnaBHoro%20ynpaBneHM^%20Me^aMM%203aKnwMeHMa,KypcoB%20B%20yMe6HNX%203aBefleH Mflx°%20pecny6nMKM

19. https://nnov.hse.ru/ba/law/igpr/sov_gos/istkod_24

20. https://kamienski-rola.livejournal.com/12525.html

21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Siblag

22. GULAG: The Main Directorate of camps. 1918-1960. Ed. akad. A.N. Yakovleva; comp. A.I. Kokurin, N.V. Petrov. M.: MFD, 2000 — 888 p. — (Russia. XX century.

Documents).

23. Malinin V.B., Smirnov L.B. Penal enforcement law. Textbook for law schools and faculties. — M.: Interregional Institute of Economics and Law, Law firm "CONTRACT", LLC "VOLTERS KLUVER", 2009. — p. 309

24. Collection of regulations on Soviet correctional labor law. M.: Gosyurizdat, 1959. p. 180.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.