Научная статья на тему 'Развитие уголовно-исполнительной системы на территории современного Казахстана в 1905–1941 гг.: организационные и правовые основы'

Развитие уголовно-исполнительной системы на территории современного Казахстана в 1905–1941 гг.: организационные и правовые основы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пенитенциарная система / уголовно-исполнительная / тюрьмоведение / уголовно-исполнительная политика / исправительно-трудовые колонии / исправительные учреждения / история / penitentiary system / executive-criminal system / prison science / penal policy / correctional labor colonies / correctional institutions / history

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лев Олегович Хон

В научной статье описываются основные исторические моменты развития организационных и правовых основ деятельности пенитенциарной системы на территории современного Казахстана в 1905– 1941 гг. Автор освещает приоритетные направления преобразования уголовно-исполнительной системы Казахстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лев Олегович Хон

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the penal enforcement system in the territory of modern Kazakhstan in 1905–1941: organizational and legal foundations

The scientific article describes the main historical moments of the development of the organizational and legal foundations of the penitentiary system in the territory of modern Kazakhstan in 1905–1941. The author highlights the priority directions of the transformation of the criminal-executive system of Kazakhstan.

Текст научной работы на тему «Развитие уголовно-исполнительной системы на территории современного Казахстана в 1905–1941 гг.: организационные и правовые основы»

JURISPRUDENCE

Научная статья УДК 340

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-253-257 NIION: 2015-0066-5/21-115 MOSURED: 77/27-011-2021-05-314

Развитие уголовно-исполнительной системы на территории современного Казахстана в 1905-1941 гг.: организационные и правовые основы

Лев Олегович Хон

Академия управления МВД России, Москва, Россия, khon91@mail.ru Научный руководитель: кандидат юридических наук А. В. Борисов

Аннотация. В научной статье описываются основные исторические моменты развития организационных и правовых основ деятельности пенитенциарной системы на территории современного Казахстана в 19051941 гг. Автор освещает приоритетные направления преобразования уголовно-исполнительной системы Казахстана.

Ключевые слова: пенитенциарная система, уголовно-исполнительная, тюрьмоведение, уголовно-исполнительная политика, исправительно-трудовые колонии, исправительные учреждения, история

Для цитирования: Хон Л. О. Развитие уголовно-исполнительной системы на территории современного Казахстана в 1905-1941 гг.: организационные и правовые основы // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 253-257. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-253-257.

Original article

Development of the penal enforcement system in the territory of modern Kazakhstan in 1905-1941: organizational and legal foundations

Lev O. Khon

Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russian Federation, khon91@mail.ru

Scientific supervisor: Candidate of Legal Sciences A. V. Borisov

Abstract. The scientific article describes the main historical moments of the development of the organizational and legal foundations of the penitentiary system in the territory of modern Kazakhstan in 1905-1941. The author highlights the priority directions of the transformation of the criminal-executive system of Kazakhstan.

Keywords: penitentiary system, executive-criminal system, prison science, penal policy, correctional labor colonies, correctional institutions, history

For citation: Khon L. O. Development of the penal enforcement system in the territory of modern Kazakhstan in 1905-1941: organizational and legal foundations // Bulletin of economic security. 2021;(5):253-7. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-253-257.

Пенитенциарная система представляет собой государственную структуру исполнения наказаний в отношении лиц, совершивших уголовное правонарушение, а также создания условий для их исправления и ресоциализации. История уголовно-исполнительной системы Республики Казахстан, в определенной мере, прошла основные этапы, характерные для стран бывшего Советского союза, в то же время, она имеет свои особенности, обусловленные политическими и

© Хон Л. О., 2021

социально-экономическими государственными процессами.

Согласно Концепции правовой политики РК1, уголовно-исполнительная (пенитенциарную) система должна соответствовать общепризнанным междуна-

1 Указ Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года № 858 О Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года. https://adilet.zan.kz/rus/ docs/Ш90000858_ (дата обращения: 30.09.2021).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

родным стандартам. На сегодняшний день современная пенитенциарная система представляет собой продукт длительного исторического процесса. В целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний Казахстана в целом, необходимо изучить организационные и правовые основы пенитенциарной системы через призму истории. Данное изучение позволяет творчески использовать опыт прошлого, избежать совершенных ошибок и выработать соответствующие рекомендации.

Рассмотрим основные вехи развития уголовно-исполнительной системы Казахстана с 1905 по 1941 гг., поскольку важный этап преобразования пенитенциарной системы начал проявляться на рубеже XX столетия и заключался в модификации установленных целей наказания.

Следует отметить, что для принятия новых стандартов в области пенитенциарного права на царское правительство оказали страны Западной Европы. Таким образом, была осуществлена имплементация замены цели наказания с устрашения и возмездия заключенных на признанное исправление преступника в местах заключения. Международные тюремные конгрессы, проводимые на Западе, кардинальным образом повлияли на дальнейшую модернизацию пенитенциарной системы России и Казахстана.

Уже, в 1905 г. Царское правительство разработало План по реформированию пенитенциарной системы, согласно которому предполагалось строительство 23 мест заключения на территории Казахстана. Однако «первая мировая война и революция внесли свои коррективы, тем самым проект по возведению новых мест заключения не реализовался в полной мере»1.

При таких обстоятельствах, в начале ХХ века на территории Казахстана функционировало 20 тюрем, в которых лимит наполнения варьировался от 100 до 450 мест.

Стоит заметить, что в местах заключения на территории Казахстана было ряд проблем, выраженных в превышении лимита содержания, распространении инфекционных болезней, которые сопровождались большим количеством смертности. Учитывая тот факт, что предназначение всех тюрем Российской империи заключалось в устрашении и возмездии, то выбранная цель, направленная на исправление преступного контингента оказалась попросту невыполнимой.

Следующий важный шаг реформирования пенитенциарной системы произошел после событий октябрьской революции 1917 г., где управление за местами лишения свободы возложено на Народный

1 Утевский, Б. С. Советская исправительно-трудовая политика / под ред. Б. С. Утевского. М. : Советское законодательство. 1934.С. 60.

254

комиссариат юстиции (НКЮ) РСФСР. В этой связи образовывается Главное управление местами заключения (ГУМЗ), в 1918 г. оно было переименовано в карательный отдел, а в 1919 г. было преобразовано в центральный карательный отдел. Таким образом, с 1919 г. «при губернских (областных) комиссариатах юстиции начали действовать карательные отделы»2.

Весьма знаменательное событие для всей страны произошло в августе 1920 г. - образована Казахская Автономная Республика. При НКЮ КАССР создается ГУМЗ, руководящее 20 тюрьмами, функционировавшими на территории республики. Кроме этого, 4 трудовых лагеря находятся под контролем Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) КАССР.

Необходимо подчеркнуть, что 15 ноября 1920 г. был утвержден важный правовой документ «Положение об общих местах заключения»3. Данный документ регламентировал воспитательную и режимную работу, общественно-полезный труд и т. д., а также регулировал механизм прогрессивной системы отбывания наказания, согласно которому осужденным предоставлялась возможность условно-досрочного освобождения.

Впоследствии 1922 г. ознаменуется годом реформирования правовых и организационных систем. За год были приняты уголовный, гражданский, трудовой кодексы и др. Следовательно, реформа коснулась судов, прокуратуры и адвокатуры.

В 1923 г. в Москве на первом Всероссийском съезде работников пенитенциарии был вынесен проект Исправительно-трудового кодекса РСФСР (ИТК) на обсуждение.

Процесс обсуждения ИТК РСФСР вызвал споры и столкновения мнений касательно целей и задач наказания у ученых-пенитенциаристов, и практических работников мест заключения. Например, А. А. Бело-бородов, и Б. С. Утевский придерживались позиции исправления всех преступников, без разделения их на определенную принадлежность. «Н. В. Крыленко считал, что в условиях классовой борьбы главная задача - охрана устоев государства и общества путем изоляции, и других мер воздействия»4. С. В. Позны-шев толковал следующее: «Вопрос о неисправимых должен быть снят с очереди в науке уголовного пра-

2 Утевский Б.С. Советское исправительно-трудовое право / под ред. Б.С. Утевского. М.: Юридическая литература. 1960. С. 35.

3 Постановление Наркомюста РСФСР от 15.11.1920 г. «Положение об общих местах заключения Р.С.Ф.С.Р.» URL:http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU &п=9642#0706044719838438 (дата обращения: 04.06.2021).

4 Шляпошников, Келина, Решетников, Шишов 1977 - Шапошников А. С., Келина С. Г., Решетников Ф. М., Кудрявцев В. Н. Криминология. Исправительно-трудовое право. История юридической науки / отв. ред. : Кудрявцев В. Н. М. : Наука, 1977. С. 77.

№ 5/2021

Вестник экономической безопасности

JURISPRUDENCE

ва. Уголовное право не знает неисправимых, а знает лишь неисправленных»1.

Таким образом, можно констатировать, что ИТК РСФСР образца 1924 г. был рационален, поскольку обсуждался ведущими учеными в области пенитенциарной науки и представителями мест заключения.

В ходе проведения 11-ой сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее ВЦИК) XI созыва был утвержден «ИТК РСФСР2 от 16 октября 1924 г. Данный кодекс действовал на протяжении 7 лет, и неоднократно подвергался определенным изменениям и дополнениям.

Нельзя не отметить тот факт, что нормы данного Кодекса предполагали перепрофилирование мест общего заключения на исправительно-трудовые дома, изоляторы специального назначения и дома заключения.

В общем, главная идея ИТК РСФСР 1924 г. заключалась в исправительном процессе заключенных через труд.

Дальнейший шаг преобразования уголовно-исполнительной системы заключался в улучшении условий жизнедеятельности сотрудников пенитенциарных учреждений, который начался после гражданской войны.

Руководство страны произвело конструктивную работу по совершенствованию кадрового состава с улучшением условий работы в местах лишения свободы. По данному направлению было принято «Постановление ВЦИК и Совета народных комиссаров (СНК)»3 от 12 июля 1924 г. В соответствии с Постановлением работников мест заключения освобождали от подоходного налога и приравнивали к лицам, причастным к военной службе.

Таким образом, от работников мест заключения могли потребовать осуществлять работу, опасную для жизни. Следовательно, работа в местах заключения подразумевала ненормированный рабочий день с привлечением сотрудника на суточное дежурство, и несение службы в праздничные и выходные дни.

Правовой статус и положение сотрудников мест заключения были отражены в «Постановлении ВЦИК и СНК»4 от 23 марта 1925 г.

В июле 1925 г. произошло знаменательное организационное событие - передислокация управле-

1 Познышев 1924 - Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. М. : Юрид. изд-во Наркомюста, 1924. С. 36.

2 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 года // URL:http://музейреформ.рф/node/13941 (дата обращения: 04.06.2021).

3 Центральный государственный архив (ЦГА) Республики Казахстан, ф.716, оп. 3, д. 1.

4 Декрет ВЦИК и СНК СССР от 23 марта 1925 г. «О введении в действие Устава службы по местам заключения» // URL:http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_2391.htm (дата обращения: 04.06.2021).

ния мест заключения (УМЗ) КАССР из г. Оренбурга в г. Кзыл-Орду. После чего, 1 января 1926 г. произошло переименование УМЗ КАССР в Главную инспекцию мест заключения (ГИМЗ) при НКВД КАССР, далее в 1928 г. была перенаправлена в г. Алма-Ату.

В итоге, в 20-е годы, имея в своем активе разработанную законодательную базу, Советское правительство не удалось преобразовать тюрьмы в исправительные учреждения. Содержание осужденных в местах лишения свободы как это и было при царской России осуществляется в камерах.

В последующее советское время создается собственная советская система мест заключений, согласно которой «тюрьма становится неотъемлемым элементом системы исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), а затем исправительно-трудовых колоний»5.

Начиная с 1928 г., наблюдается резкое увеличение численности тюремного населения в местах заключения союзных республик. В этой связи бюджет страны несет значительный убыток на содержание заключенных в учреждениях закрытого типа.

В марте 1928 г., органы власти и управления рассмотрев проблему увеличения численности осужденных, принимают решение о нейтрализации проблемных позиций в местах заключения. В результате чего 26 марта 1928 г. было утверждено Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения»6.

Организационное преобразование пенитенциарной системы произошло в 1929 г., по инициативе Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) и НКВД РСФСР, осуществляется разработка 2-х ступенчатой программы:

«Система ИТЛ ОГПУ СССР, предназначенная для лиц, приговоренных к лишению свободы на срок от 3 лет и выше»;

«Система мест заключения НКВД союзных и автономных республик, предназначенная для лиц, осужденных к лишению свободы на срок до 3 лет»7.

Через некоторое время, по требованию И. В. Сталина разработано Постановление «Центрального исполнительного комитета (ЦИК) и СНК СССР»8 от 15 декабря 1930 г. На основании Постановления

5 Бастемиев 2009 - Бастемиев С.К. Исправительные учреждения Казахстана. Павлодар: Кереку, 2009. С. 36.

6 Еженедельник Советской юстиции. 1928. № 14.

7 Ткачевский 1971 - Ткачевский Ю.М. Советское исправительно-трудовое право. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971. С. 35.

8 Постановление ЦИК и СНК СССР от 15 декабря 1930 г. «О ликвидации Народных Комиссариатов внутренних дел Союзных и Автономны республик» // URL:http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=29535#0277055643065319 (дата обращения: 04.06.2021).

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

все места заключения НКВД переданы в ведение НКЮ.

Необходимо отметить, что в 1930 г. на территории Казахстана в общей сложности функционируют 21 учреждение мест заключения, в которых активная трудовая деятельность на объектах сельского хозяйства была основной обязанностью осужденных.

В данных местах заключения производственная деятельность основывалась на промышленном финансовом плане. С 1 января 1931 г. главной задачей мест заключения являлось выполнение установленного производственного плана.

Важным этапом реформирования системы мест заключения является принятие 1 августа 1933 г. нового «ИТК, утвержденного постановлением ВЦИК и СНК РСФСР»1.

Согласно «Постановлению ЦИК СССР»2 от 10 июля 1934 г., все места заключения НКЮ союзных и автономных республик, и ИТЛ ОГПУ переходят в состав НКВД СССР». В этой связи происходит изменение структуры в НКВД СССР, а именно, при Комиссариате создается» Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений (ГУЛАГ)».

Уже, в октябре 1934 г. ликвидируется Главное управление ИТУ НКЮ, основанием послужило Постановление ЦИК и СНК СССР. В связи с этим, находившиеся в ведении НКЮ места заключения передавались в «управление НКВД СССР и его местных органов»3.

Следует отметить, что в этом же году в Казахстане ликвидируется ГУМЗ НКЮ. Следовательно, при УНКВД КАССР создается подразделение по руководству за местами заключения и трудовыми поселениями.

В 1934 г. произошло важное событие, на НКВД СССР возложено центральное управление над всеми правоохранительными органами. Таким образом, НКВД осуществляет деятельность за правоохранительными органами и местами заключения в целом.

10 ноября 1935 г. Начальник ГУЛАГа НКВД М. Берман утверждает «Инструкцию о порядке направления заключенных в срочные тюрьмы из исправительно-трудовых лагерей»4.

1 Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1933 г. // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=ES и;п=7821#05587418562651639 (дата обращения: 04.06.2021).

2 Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 года «Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел» // URL:http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base= ESU;n=30547#06952601362360307 (дата обращения: 04.06.2021).

3 Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 октября 1934 г. «О передаче ИТУ Народных Комиссариатов юстиции союзных республик в ведение НКВД Союза ССР» URL:https://istmat.info/ node/42490 (дата обращения: 04.06.2021).

4 Архив ДВД Карагандинской области, ф. 16, д. 94.

256

Необходимо отметить, что в 1936 г. народный комиссар внутренних дел СССР Н. Ежов ставит приоритетную задачу по улучшению следственных изоляторов. Тем самым подписывает «приказ № 00383»5 от 28 ноября 1936 г. Согласно Приказу создается 10-ый тюремный отдел при Главном управлении государственной безопасности (ГУГБ). Отмечается, что данный отдел курировал работу тюрем особого назначения ГУЛАГа.

25 ноября 1938 г. происходит знаковое событие -Л. Берия назначен народным комиссаром СССР. Его идеи были направлены на дальнейшее развитие пенитенциарной системы путем значительной разгрузки следственных тюрем ГУБГ.

В соответствии с приказом НКВД СССР за «№ 00621»6 от 1 июля 1939 г., произошла реорганизация большинства тюрем ГУБГ, а также передача зданий под административные помещения для УНКВД.

Касательно уголовно-исполнительной системы следует акцентировать внимание, что в соответствии с приказом НКВД Казахской ССР за «№ 1523/76»7 от 19 декабря 1938 г. в Казахстане начал функционировать собственный тюремный отдел УНКВД Казахстана.

Следовательно, в конце 1938 г. на территории Казахстана осуществляло свою деятельность 23 тюрьмы. В соответствии со штатным расписанием тюрем, «введенным в действие января 1939 г. лимит общих тюрем составлял до 500 мест. Установленная численность личного состава тюрем была ориентирована на 113 человек. Согласно приведенным данным, «на 1 февраля 1939 г. число вакантных должностей в пенитенциарной системе Казахстана составило более 170 единиц»8.

Следующей организационно-правовой основой стал приказ Л. Берии «№ 001289 НКВД СССР»9 от 27 октября 1939 г., в котором было объявлено Положение о Главном тюремном управлении (ГТУ) НКВД СССР. Согласно документу все тюрьмы СССР были переданы в ведение ГТУ НКВД СССР.

Отметим, что «к 20 марту 1941 г. на территории СССР имелось всего 492 тюрьмы, где содержалось

5 Приказ Н. Ежова от 28 ноября 1936 г. № 00383 «Об изменении структуры ГУГБ НКВД СССР и перемещениях личного состава» // архив МВД РК, д. 190.

6 Приказ НКВД СССР от 1 июля 1939 г. № 00621 «О разгрузке тюрем ГУГБ для осужденных» // Архив ДВД Павлодарской области, ф. 13, д. 48.

7 Приказ НКВД КазССР от 19 декабря 1938 г. № 1523/76 «О создании тюремного отдела УНКВД КазССР» // Архив МВД РК, д. 35.

8 Приказ НКВД СССР от 2 июня 1939 г. № 916 «С объявлением штатов общих тюрем НКВД и УНКВД областей Казахской ССР» // Архив МВД РК, д. 40.

9 Положение о Главном тюремном управлении (ГТУ) НКВД СССР. Утверждено приказом НКВД СССР от 27 октября 1939 г. № 001289 // Архив ДВД Павлодарской области, ф. 13, д. 48.

№ 5/2021

Вестник экономической безопасности

JURISPRUDENCE

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

438 819 заключенных. В Казахстане - 21 тюрьма и 13 657 заключенных»1.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что передовой опыт пенитенциарной системы Западноевропейских стран оказал ключевое значение в совершенствовании тюремной системы не только Российской империи, но и в Советский период.

Период советского строительства в Казахстане считается временем целенаправленного становления уголовно-исполнительной системы государства. В эти же годы систему исполнения наказаний советское государство само приводит в «систему», так как отдельные исправительные учреждения принадлежали разным ведомствам. На протяжении рассматриваемого периода и в последующее время советская власть неоднократно пыталась определить оптимальные формы и методы реализации уголовной и уголовно-исполнительной политики государства, его отношение к различным категориям населения, преступному миру. Эти процессы находили отраже-

1 Земсков 1997 - Земсков В. Н. Заключенные в 1930-е годы: социально-демографические проблемы // Отечественная история. 1997. № 4. С. 54-79.

ние в смене курса уголовной политики государства, частом переходе уголовно-исполнительной системы из одного ведомства в другое, а также в частой смене наименований главного ведомства пенитенциарной системы Казахстана и СССР в целом. Одновременно закладываются основы исправительно-трудового права, принимаются законы, регламентирующие деятельность уголовно-исполнительной системы республики.

В общих чертах отметим, предвоенные годы представляли собой активность карательной политики советского государства, осуществлялась борьба со своим населением, приговаривали к различным срокам за любые нарушения общественного порядка. Репрессивная политика СССР продолжает осуществляться, применяя новые средства и методы воздействия, используются наказания не только отдельных личностей, но и целых народов. Таким образом, увеличивается численность осужденных, растет количество исправительных учреждений. Следовательно, пенитенциарная система становится актуальной, и необходима для изоляции не только реальных преступников, но и людей, неугодных политическому режиму.

Информация об авторе

Л. О. Хон - соискатель кафедры государственно-правовых дисциплин Академии управления МВД России.

Information about the author L. O. Khon - Applicant for the Department of State and Legal Disciplines of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Статья поступила в редакцию 04.10.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 29.11.2021.

The article was submitted 04.10.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 29.11.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.