Научная статья на тему 'Становление советской пенитенциарной системы: о некоторых аспектах правового регулирования (1917 – 1934 гг. )'

Становление советской пенитенциарной системы: о некоторых аспектах правового регулирования (1917 – 1934 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
583
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПОЛИТИКА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ ЛАГЕРЬ / КОНЦЕНТРАЦИОННЫЕ ЛАГЕРЯ / ЛАГЕРЯ ПРИНУДИТЕЛЬНЫХ РАБОТ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОЙ КОДЕКС / PENITENTIARY POLICY / PENITENTIARY SYSTEM / PENAL INSTITUTIONS / CORRECTIONAL LABOR CAMP / REEDUCATION CAMPS / FORCED-LABOR CAMP / CORRECTIONAL LABOR CODE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федосеев В. И.

В статье рассматриваются основные аспекты правового регулирования процесса формирования пенитенциарной системы советского государства в период с 1917 по 1934 г. Дается характеристика наиболее важных нормативно-правовых актов, направленных на закрепление системы мест заключения, выделяются виды пенитенциарных учреждений, определяется их ведомственная принадлежность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHING OF THE SOVIET PENITENTIARY SYSTEM: SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION (1917 – 1934)

In the article the basic legal regulation aspects of the establishing of the Soviet Penitentiary System are analyzed during the period from 1917 till 1934. In this article the most important legal acts oriented towards consolidation of penal institutions are characterized, different types of penitentiary institutions are estimated, their departmental subordination is determined.

Текст научной работы на тему «Становление советской пенитенциарной системы: о некоторых аспектах правового регулирования (1917 – 1934 гг. )»

FEATURES CONTROL THE POLICE AND THE MUNICIPAL IN THE PROVINCES OF THE GRAND DUCHY OF FINLAND IN THE XIX CENTURY

© 2012 A. Timoshevskaya

Summary. The police administration system, local governments in provinces of Grand duchy Finnish, a part of the Russian empire in XIX century is considered, features of this management, and also police force peculiar features in districts and princedom cities are defined.

Keywords: police authority, landsgevding (governor), Vogt royal, royal lensman, competence, the organs of rural self-management, Governing body ofcommunity elders.

УДК 343.8

СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ:

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (1917 - 1934 гг.)

© 2012 В. И. Федосеев

кандидат исторических наук, доцент Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В статье рассматриваются основные аспекты правового регулирования процесса формирования пенитенциарной системы советского государства в период с 1917 по 1934 г. Дается характеристика наиболее важных нормативно-правовых актов, направленных на закрепление системы мест заключения, выделяются виды пенитенциарных учреждений, определяется их ведомственная принадлежность.

Ключевые слова: пенитенциарная политика, пенитенциарная система, пенитенциарные учреждения, исправительно-трудовой лагерь, концентрационные лагеря, лагеря принудительных работ, Исправительно-трудовой кодекс.

Актуальность темы определяется теоретической и практической значимостью изучения исторического опыта деятельности советского государства по реформированию дореволюционной тюремной системы и созданию системы новых - советских - пенитенциарных учреждений.

Одной из первоочередных задач советского государства стала необходимость подчинения органам советской власти доставшейся ей в наследство от прежней власти системы мест заключения. С этой целью Совет Народных Комиссаров (СНК РСФСР) поручил губернским (областным) Советам депутатов установить контроль за местами лишения свободы и возложил на них заведование тюремной частью. Общее руководство местами лишения свободы было возложено на Народный комиссариат юстиции (НКЕО), который преемственно получил в свое управление все существовавшие на тот момент тюрьмы.

В рамках общего процесса слома старого государственного аппарата осуществлялась ликвидация прежнего аппарата управления тюремными учреждениями, отметалось действие многих правовых норм дореволюционного законодательства. Началась подготовка реформы тюремного дела, которую НКЕО возложил на созданное 25 декабря 1917 г. Тюремное управление, преобразованное 6 января 1918 г. в Тюремную коллегию. Основной же функцией Тюремной коллегии являлось заведование «всеми отраслями тюремного быта»1.

На рубеже 1917 - 1918 гг. шел процесс постепенной трансформации пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую, основная идея которой заключалась в перевоспитании осужденного путем использования общественно полезного труда как ведущего средства исправления. Именно эта идея и легла в основу нового наименования -«исправительно-трудовое право» и была отражена уже в Постановлении НКЕО от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах»2, в котором достаточно четко был определен подход советского государства к труду осужденных. Согласно данному акту в тюрьмах из

числа работоспособных заключенных собирали бригады для производства необходимых государственных работ. И подследственные и осужденные получали за свой труд плату, из которой одна пятая часть шла в общетюремный фонд по улучшению жизни заключенных, а остальное записывалось за заключенным и выдавалось ему при освобождении. Десятая часть заработанных денег могла выдаваться по просьбе арестованного ему на руки в конце каждой рабочей недели. Так принудительный труд в тюрьмах возводился в ранг государственной политики.

Одновременно с процессом уничтожения старых тюрем и их приспособления к новым условиям проходила работа по созданию новых - советских - пенитенциарных учреждений. Принимаются усиленные меры по организации сельскохозяйственных колоний для заключенных, разрабатываются и вопросы борьбы с детской и юношеской преступностью. Намечаются специальные места заключения и нормы режима для несовершеннолетних правонарушителей. В начале 1918 г. для осужденных 17-21 года издается Устав I Российского Реформаториума, ставящий целью воспитание, обучение и подготовку к трудовой жизни.

Начало формирования правовой системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в Советском государстве было заложено в Постановлении НКЕО РСФСР от 23 июля 1918 г. «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового (Временная инструкция)»3. Этим актом был юридически закреплен слом старой и установление новой системы мест заключения. «Временная инструкция», в отличие от принятых ранее актов, представляла собой систему норм по исправительно-трудовому праву. Она устанавливала следующие места заключения: 1) общие места заключения (тюрьмы);

2) реформатории и земледельческие колонии как воспитательно-карательные учреждения;

3) испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения; 4) карательно-лечебные заведения для помещения заключенных с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т.п.; 5) тюремные больницы. Эта система должна была реализовать два основных принципа новой тюремной политики: самоокупаемость (доходы от труда заключенных должны покрывать расходы правительства на содержание мест заключения); полное перевоспитание заключенных.

Из перечисленных видов мест лишения свободы реально существовали только общие места заключения (тюрьмы) и тюремные больницы. Реформатории и испытательные заведения оказались нежизнеспособными. Однако в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции советская власть с целью защиты революции приняла решение приметать решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью. В связи с этим в Постановлении СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. «О красном терроре» определялась необходимость защиты республики от классовых врагов путем изолирования их в концентрационные лагеря. Концентрационные лагеря, подведомственные ВЧК, и лагеря принудительных работ.; подчиненные НКВД, создавались в дополнение к общим местам заключения, подведомственным НКЕО РСФСР. Такие лагеря были созданы в 1919 г., и их существование было закреплено Постановлением ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и Декретом ВЦИК от 17 мая 1919 г. «О лагерях принудительных работ»4. Концлагеря и лагеря принудительных работ функционировали на других правовых основах, чем исправительно-трудовые учреждения. Состав лиц, содержавшихся в лагерях ВЧК-НКВД, свидетельствует о том, что они являлись первыми учреждениями, предназначенными для содержания специфического контингента и частью принципиально новой системы мест заключения. Их первоначальная организация возлагалась на губернские чрезвычайные комиссии с последующей передачей в ведомство НКВД. Основанием содержания заключенных в лагерях принудительных работ являлись постановления отделов управления чрезвычайных комиссий, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов, которым это право было предоставлено соответствующими декретами и распоряжениями. В лагеря по постановлению ВЧК направляли на время Граждан-

ской войны лиц из числа иностранных граждан и представителей ранее господствующих классов.

Декретом ВЦИК РСФСР от 17 мая 1919 г. были установлены порядок и условия организации лагерей принудительных работ, содержания в них заключенных. Вводились крайне строгие и суровые меры ответственности за побег из лагеря. Для предупреждения побегов допускалась возможность введения в лагерях круговой поруки. Защита интересов заключенных при взаимоотношениях с администрацией возлагалась на старосту лагеря, который избирался заключенными. Вводилась дифференцированная система условий содержания заключенных. Применение льгот зависело от отношения осужденных к выполнению трудовых обязанностей. Для них был обязателен физический труд, а оплата производилась по ставкам отраслевых профессиональных союзов.

Официально существовало пять типов лагерей принудительных работ, лагеря особого назначения, концентрационные лагеря общего типа, производственные лагеря, лагеря для военнопленных и лагеря-распределители. Кроме того, при необходимости (например, при подавлении Тамбовского восстания) организовывались временные полевые лагеря.

Важное место в развитии системы мест заключения сыграл Устав трудовых земледельческих колоний, утвержденный НКЕО РСФСР 12 августа 1919 г. Создание трудовых земледельческих колоний началось еще в конце 1918 г. в соответствии с циркуляром Центрального карательного отдела НКЕО РСФСР (ноябрь 1918 г.). Устав впервые в истории исправительно-трудовых учреждений в концентрированном виде вводил в их деятельность прогрессивную систему отбывания наказания. Все заключенные, содержащиеся в трудовых земледельческих колониях, делились на четыре разряда: испытуемые, исправляющиеся, образцовые и штрафные. Перевод из одного разряда в другой осуществлялся в зависимости от их отношения к труду и успехов в школьном обучении.

Таким образом, к концу 1919 г. места заключения оказались рассредоточены по трем ведомствам - ГУПР (Главное управление принудительных работ) НКВД, ВЧК и ЦКО (Центральный карательный отдел) НКЕО РСФСР.

Большое значение для совершенствования деятельности пенитенциарных учреждений имели «Правила внутреннего распорядка в местах заключения», введенные циркуляром НКЕО РСФСР в июле 1920 г.5, и «Положение об общих местах заключения РСФСР», утвержденное Постановлением НКЕО РСФСР от 15 ноября 1920 г.6 Согласно Положению, в общие места заключения РСФСР направлялись лица: «1) состоящие под следствием и судом; 2) присужденные к лишению свободы судебными приговорами и постановлениями уполномоченных на это органов; 3) пересылаемые по этапу»7. Следовательно, действие этого ведомственного акта распространялось на различные по своему правовому положению категории граждан, лишенных свободы. Кроме того, в нем регламентировалось правовое положение должностных лиц мест заключения, их функциональные обязанности, объем и пределы дисциплинарной ответственности. Вводились новые элементы в систему исполнения наказания, позволяющие провести классификацию заключенных в зависимости от состава и направленности совершенных ими преступлений, а также обеспечить условия и порядок содержания в зависимости от их поведения.

Декрет СНК РСФСР от 1 марта 1921 г. «О лишении свободы и о порядке условнодосрочного освобождения заключенных»8 содержал требование «установить высший предел наказания лишением свободы, а также принудительными работами без содержания под стражей в пять лет».

Декрет СНК РСФСР от 28 ноября 1921 г. «Об использовании труда заключенных в местах лишения свободы РСФСР и отбывающих принудительные работы без лишения свободы» обязал Народный комиссариат труда РСФСР и его местные органы в целях улучшения материального положения мест заключения содействовать трудоустройству заключенных, для чего была издана также специальная инструкция9.

9 февраля 1922 г., одновременно с ликвидацией ВЧК и организацией в системе НКВД Главного политического управления (ГПУ), ВЦИК постановил передать к 1 июля

1922 г. все места заключения НКВД в ЦИТО (Центральный исправительно-трудовой отдел) НКЮ РСФСР.

5 апреля 1922 г. Коллегия НКЮ РСФСР утвердила «Положение о переходных исправительных домах»10. Переходные исправительные дома учреждались для заключенных, приговоренных на срок свыше 3 лет и переведенных в общих местах заключения (исправдоме) в разряд образцовых, а также для тех приговоренных, которых перевели в разряд исправляющихся, и они пробыли в нем не менее 1/4 общего срока и отличились безукоризненным поведением, трудолюбием и успехами в школьных занятиях.

25 июля 1922 г. решением СНК РСФСР все места заключения НКЮ РСФСР переданы в ведение НКВД РСФСР с образованием в его составе Главного управления местами заключения (ГУМЗ)11, что стало новым этапом развития уголовно-исполнительной системы в России.

Декрет ВЦИК от 10 августа 1922 г. ввел новую меру наказания в виде административной высылки сроком до 3 лет, которая приметалась «в целях изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям»12. Постановлением ВЦИК от 16 октября 1922 г. исключительное право административной высылки и заключения в лагерь было предоставлено Особой комиссии НКВД. Высланные социально опасные лица подлежали официальному надзору со стороны органов ГПУ.

Таким образом, к началу 1923 г. места заключения для содержанта осужденных подразделялась на изоляторы специального назначения., исправительно-трудовые дома, трудовые колонии (сельскохозяйственные, ремесленные, фабричные), трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи, колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных. Лагеря принудительных работ и концентрационные лагеря в течение 1923 г. были ликвидированы, как того требовали принятые в 1922 г. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РСФСР. Однако в октябре 1923 г. по постановлению СНК СССР на базе ликвидированных Северных лагерей ГПУ было создано Управление Соловецкого лагеря принудительных работ особого назначения (УСЛОН) ОГПУ. Тем самым органы подавления противников советской власти окончательно оформили автономность своих мест заключения и фактически вывели их из-под контроля инстанций, хотя бы относительно независимых от ОГПУ.

Опыт ведомственного нормативного регулирования уголовно-исправительной системы, сложившийся в начальный период существования Советского государства, позволил приступить (после образования СССР в 1922 г.) к разработке законодательных актов на уровне союзных республик. В 1924 г. была осуществлена первая кодификация пенитенциарного (исправительно-трудового) права РСФСР: 16 октября 1924 г. вторая сессия ВЦИК

13

XI созыва утвердила Исправительно-трудовой кодекс РСФСР . Он стал принципиально новым нормативно-правовым актом, в котором впервые на законодательном уровне провозглашались задачи и цели уголовного наказания в виде лишения свободы, а также органов, его исполняющих. Кодекс законодательно закрепил положение о единой системе исправительно-трудовых учреждений с различными видами режима, подводя под это понятие все места заключения РСФСР. Наряду с нормами, регулировавшими деятельность мест лишения свободы, ИТК РСФСР содержал раздел о социальной адаптации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы. Заключенные делились на разряды и категории.

С учетом специальных и психических особенностей личности, индивидуализации мер социальной защиты в зависимости от причин преступления были установлены следующие места заключения (ст. 16 ИТК РСФСР): 1) учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера (дома заключения; исправительно-трудовые дома; трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; изоляторы специального назначения; переходные исправительно-трудовые дома); 2) учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера (трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи); 3) учреждения для применения мер социальной защиты

медицинского характера (колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных; институты психиатрической экспертизы, больницы и т.д.).

На дальнейшее развитие системы исправительно-трудовых учреждений было направлено Постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 26 марта 1928 г. «О карательной политике и состоянии мест заключения»14. Оно проводило четкую классовую черту между преступниками. Отныне все они делились на «социально чуждых» и «социально близких». Для классовых врагов и контрреволюционеров возможность досрочного освобождения и сокращение срока заключения путем зачета рабочих дней сводилась на нет. Зато для трудящихся, совершивших преступление в «силу нужды или при тяжелом стечении обстоятельств» предлагалось применять вместо лишения свободы другие меры наказания, в том числе принудительные работы. Данное постановление закрепило существовавшие виды мест лишения свободы и классифицировало преступников на две основные группы: 1) преступники из числа классовых врагов и деклассированные преступники-рецидивисты; 2) преступники из числа рабоче-крестьянской молодежи, а также взрослые преступники, совершившие преступления случайно.

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовных арестантов» от 13 мая 1929 г. (с грифом «строго секретно») предусматривало переход на систему «массового использования за плату труда уголовных арестантов, имеющих приговор не менее трех лет, в районе Ухты, Индиго и т.д.»15.

Постановление Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовных арестантов» от 23 мая 1929 г. (с грифом «строго секретно») предписывало ОГПУ СССР «приступить к организации концентрационного лагеря в районе Ухты. Необходимую для этого сумму определить...»16. В соответствии с Постановлением Политбюро ЦК ВКП (б) «Об использовании труда уголовно-заключенных» от 27 июня 1929 г.17 (с грифом «строго секретно») концентрационные лагеря переименовывались в исправительно-трудовые. Постановление СНК СССР «Об использовании труда уголовно-заключенных» от 11 июля 1929 г.18 (с грифом «не подлежит опубликованию») предписывало «передать и передавать впредь для отбытия лишения свободы в исправительно-трудовые лагеря, организуемые ОГПУ» осужденных судебными органами Союза ССР и союзных республик к лишению свободы на сроки три года и выше. Данное постановление определило развитие системы мест заключения в СССР на многие десятилетия. Сеть исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ) ОГПУ создавалась «в целях колонизации» отдаленных районов и «эксплуатации их природных богатств».

6 ноября 1929 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было отменено наказание в виде лишения свободы со строгой изоляцией. Одновременно был предусмотрен новый вид лишения свободы - исправительно-трудовой лагерь в отдаленных местностях СССР, куда подлежали направлению осужденные на срок свыше трех лет. На исправительно-трудовые лагеря была возложена задача охраны общества от особо социально опасных правонарушителей через их изоляцию, соединенную с общественно полезным трудом, и содержания этих правонарушителей в условиях трудового общежития. Управление лагерями осуществлялось объединенным государственным политическим управлением (ОГПУ). В лагерях применялись три вида режима: первоначальный, облегченный и льготный. Осужденные, содержащиеся на первоначальном виде режима, использовались на общих работах, проживали в пределах лагеря в специальных помещениях, не имели права свободного выхода из этих помещений и направлялись на работу по общему списку. Осужденные облегченного режима имели право свободного передвижения. Содержащиеся на льготном виде режима имели право выходить за пределы лагеря и занимать административные должности в управлении лагеря и производством.

7 апреля 1930 г. вышло Постановление СНК СССР «Об утверждении Положения об исправительно-трудовых лагерях»19. Оно определяло: «1. Исправительно-трудовые лагери имеют задачей охрану общества от особо социально-опасных правонарушителей путем изоляции их, соединенной с общественно полезным трудом, и приспособления этих правонару-

шителей к условиям трудового общежития. 2. В исправительно-трудовые лагеря могут направляться исключительно лица, приговоренные судом к лишению свободы на срок не ниже трех лет, либо лица, осужденные особым постановлением Объединенного Государственного Политического Управления. 3. Лагеря находятся в ведении Объединенного Государственного Политического Управления, которое осуществляет общее руководство их деятельностью». 25 апреля 1930 г. при СНК СССР было организовано Управление лагерей ОПТУ (УЛАГ ОПТУ), получившее в 1931 г. статус главного управления (ГУЛАГ ОПТУ).

В соответствии с Постановлением ЦИК и СНК от 15 декабря 1930 г. находящиеся в ведении НКВД места заключения перешли в подчинение НКЮ союзных и автономных республик. В составе НКЮ РСФСР было создано Главное управление исправительно-трудовых учреждений (ГУИТУ)20.

В 1931 г. Главным управлением исправительно-трудовых учреждений НКЮ РСФСР было утверждено «Временное положение о местах лишения свободы»21, в соответствии с которым работа исправительно-трудовых учреждений была включена в народнохозяйственный план. Закреплялась следующая система мест лишения свободы: 1) изоляторы для подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии; 4) больницы и учреждения для медицинской экспертизы; 5) учреждения для несовершеннолетних правонарушителей. Кроме того, Временное положение регламентировало порядок зачета рабочих дней заключенным, содержащимся в ИТЛ. В 1931 г. были организованы специальные трудовые поселения ГУЛАГ а для высланного кулачества.

1 августа 1933 г. ВЦИК и СНК РСФСР утвердили и ввели в действие новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР22. Он устанавливал пять видов мест лишения свободы: 1) изоляторы для подследственных; 2) пересыльные пункты; 3) исправительно-трудовые колонии (фабрично-заводские, сельскохозяйственные, массовых работ и штрафные);

4) учреждения для применения к лишенным свободы мер медицинского характера (институты психиатрической экспертизы, колонии для туберкулезных и других больных); 5) учреждения для несовершеннолетних, лишенных свободы (школы ФЗУ индустриального и сельскохозяйственного типа). Система деления заключенных на разряды и категории отменялась. Предусматривалось создание массово-производственных, культурно-массовых, санитарно-бытовых самодеятельных организаций осужденных, а также товарищеских судов. С образованием общесоюзного НКВД в 1934 г. Исправительно-трудовой кодекс 1933 г. фактически утратил свое назначение и силу.

*СУ РСФСР.-1918.-№ 15. - Ст. 223.

2 Там же. -№19.

3 Там же. - № 53. - Ст. 598.

4Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву (1917-1959 гг.). История законодательства / сост. П. М. Лосев, Г. И. Рагулин. - М.: Госюриздат, 1959. - С. 29-30; О лагерях принудительных работ. Декрет ВЦИК от 17 мая 1919 г. // Материалы из истории органов внутренних дел. - М.: Центральный музей МВД СССР, 1973. - Вып. 4.-С. 5-16.

5 Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. - С. 24-32.

6 СУ РСФСР. - 1921. - № 23-24. - Ст. 141.

7 Декреты советской власти. - М., 1971. - Т. 5. - С. 62.

8 http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_888.htm.

9 СУ РСФСР. - 1921. - № 77. - Ст. 649.

10 Там же. - 1922. -№ 51. -Ст. 646.

11 Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. - С. 106-107.

12 СУ РСФСР. - 1922. -№ 51. - Ст. 646.

13 Там же. - 1924. -№ 86. - Ст. 870.

14 Сборник нормативных актов по советскому исправительно-трудовому праву. - С. 202.

15 Исторический архив. - 1997. - № 4. - С. 144.

16 Там же.-С. 147.

17 http://lib.rus.ec/b/266726/read.

18 Там же.

19 СЗ СССР. - 1930. - № 22. - Ст. 248.

20 См.: Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI века: учебник для вузов / под ред. д-ра юрид. наук, проф. А. И. Зубкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2002. - С. 322.

21 См.: Временное положение о местах лишения свободы ГУИТУ НКЮ РСФСР. - М., 1931.

22 СУ РСФСР. - 1933. - № 48. - Ст. 208.

ESTABLISHING OF THE SOVIET PENITENTIARY SYSTEM:

SOME ASPECTS OF LEGAL REGULATION (1917 - 1934)

© 2012 V. Fedoseev

Summary. In the article the basic legal regulation aspects of the establishing of the Soviet Penitentiary' System are analyzed during the period from 1917 till 1934. In this article the most important legal acts oriented towards consolidation ofpenal institutions are characterized, different types of penitentiary institutions are estimated, their departmental subordination is determined.

Keywords: penitentiary' policy, penitentiary- system, penal institutions, correctional labor camp, reeducation camps, forced-labor camp, correctional labor code.

УДК 347.167

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПЕНИТЕНЦИАРНО-РЕЛИГИОЗНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

© 2012 М. А. Яворский

кандидат юридических наук Самарский юридический институт ФСИН России

Аннотация. В статье рассматриваются в контексте реформирования пенитенциарных органов актуальные вопросы взаимодействия уголовно-исполнительной системы России с религиозными объединениями. Сформулированы проблемы и основные направления совершенствования деятельности ФСИН России по противодействию распространения религиозного экстремизма в среде осужденных.

Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, религиозные объединения, взаимодействие, реформирование пенитенциарных органов

В истории взаимоотношений между религиозными объединениями и государством существовали различные периоды. Только за прошедшее столетие эти отношения прошли путь от политического покровительства одним конфессиям к борьбе с религией как таковой, преследованию со стороны государства и тотальному запрету любых религиозных объединений (первая половина XX в ); от индифферентных, но чаще враждебных отношений, - к предоставлению абсолютной свободы сектантским группам (вторая половина XX в.), и, наконец, от понимания интегрирующей социальной роли религии и конституционно-правового регулирования свободы вероисповедания - к конструктивному сотрудничеству с конфессиями, пересмотру системы принципов государственнорелигиозных отношений в Российской Федерации и осознанию необходимости борьбы с деятельностью общественно опасных религиозных культов (конец XX века - начало XXI в). Аналогичным образом складывались отношения между правоохранительными органами страны и религиозными объединениями, по вполне понятным причинам (среди которых идеологические и политические) сотрудничеством с которыми пренебрегали. Однако благодаря изменениям, произошедшим в конце XX в. во многих сферах жизни общества и государства, начиная с середины 90-х гг. силовые структуры сначала на федеральном уровне, а затем уже и на местах стали заключать соглашения о сотрудничестве с общественными объединениями, в том числе и религиозными организациями. Складывающаяся система взаимоотношений между государством и религиозными объединениями в Российской Федерации постепенно стала приобретать характер партнерства на основе разделения их функций1.

Совместная деятельность государственных органов и представителей религиозных организаций России способствовала разрешению многих проблем. Так, религиозные деятели внесли значительный вклад в дело укрепления мира и стабильности в Северо-Кавказском регионе. Они содействовали освобождению заложников и разрешению других

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.