УДК 343.814 “1917/1922”
Сидоренко Лариса Петровна
кандидат исторических наук, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Кубанского социально-экономического института [email protected]
ПРАВОВОЕ СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СИСТЕМЫ В ПЕРИОД 1917-1922 ГГ.
Sidorenko Larisa Petrovna
PhD in History, Assistant Professor of the Criminal and Criminal Executive Law, Kuban Institute for Social and Economic Studies
LEGAL FORMATION OF THE SOVIET PENITENTIARY SYSTEM IN 1917-1922
Аннотация:
Данная статья посвящена периоду становления уголовно-исполнительной системы в годы гражданской войны. В этот период система претерпевает кардинальные изменения и переходит от системы лагерей к системе исправительнотрудовых учреждений и созданию в 1924 г. Уго-ловно-исправительного кодекса.
Ключевые слова:
пенитенциарная система, исправительнотрудовые учреждения, лагеря, карательная политика, кодекс.
Summary:
The article covers period of the criminal executive system formation during the Civil War. At the time the system suffered fundamental changes and switched over from the prison camp system to correctional labour institutions and formation of the Penal Code in 1924.
Keywords:
penitentiary system, correctional labour institutions, prison camps, punitive policy, code.
После октябрьских событий 1917 г. начинается процесс выстраивания новой системы государственного управления и новой советской уголовно-исполнительной системы. В связи с тем, что задачи организации новых управленческих структур решались в условиях жесткого классового противостояния, гражданской войны, тяжелого экономического положения и разрухи, создать новую систему исполнения наказаний в кратчайшие сроки не представлялось возможным.
В первые годы революционных преобразований сложившаяся в царской России пенитенциарная система почти без изменения сохраняет организационную структуру и материальную базу мест лишения свободы. При этом новые власти перестраиваются, приспосабливая пенитенциарную систему к защите своих интересов. Сохраняя в прежнем виде систему исполнения уголовных наказаний, Временное правительство начинает разрабатывать новую программу в сфере реализации карательной политики государства.
Происходит процесс демонтирования дореволюционной тюремной системы и создания новой карательно-репрессивной системы с заменой управленческих составляющих и формированием основ будущей исправительно-трудовой политики. На центральное тюремное ведомство, которое возглавил профессор А.П. Жижиленко, были возложены задачи подготовки и проведения реформы исполнения наказания в виде лишения свободы. В приказе начальника Главного тюремного управления № 1 от 8 марта 1917 г. было отмечено, что главной задачей наказания является перевоспитание человека, «имевшего несчастье впасть в преступление в силу особенностей своего характера или неблагоприятно сложившихся внешних обстоятельств, и что для надлежащего осуществления этой задачи, прежде всего, необходимо проявлять гуманность к заключенным» [1, с. 17].
Первым нормативным актом, регулирующим порядок отбывания наказания и устанавливающим виды мест лишения свободы, являлась Временная инструкция 1918 года, характерной особенностью которой явилось предоставление самостоятельности местным карательным отделам, разрабатывающим и устанавливающим внутренний распорядок мест заключения. При этом они могли применять правила «Общей тюремной инструкции 1916 года», которые не отменены были революцией и не противоречили положению Временной инструкции.
В период с октября 1917 г. по март 1918 г. практически ничего не было изменено в старой системе исполнения уголовных наказаний, а незначительные преобразования в местах лишения свободы практически не коснулись содержания режима, организации борьбы с нарушителями распорядка и преступностью среди заключенных. Все изменения свелись лишь к введению в тюрьмах должности комиссаров.
Из нормативных актов этого периода можно отметить постановление Наркомата юстиции, в ведении которого находилось Главное управление местами заключения, от 24 января 1918 г. «О тюремных рабочих командах» [2], предусматривавшее применение общественно полезного труда как средства исправления заключенных. В связи с чем части осужденных, принимавшие участие в работах, связанных с военными нуждами и зарекомендовавшие себя безукоризненным поведением и усердием в работе, сокращался срок отбывания наказания. Были отменены некоторые жестокие средства воздействия на заключенных. Так, в частности, отменялись наказания розгами, наложения оков и одевание смирительной рубашки. Для каторжных женщин одиночное заключение сокращалось наполовину. Лица, виновные в совершении правонарушения, не могли в дальнейшем переводиться в разряд «исправившихся». Главной задачей наказания определялось перевоспитание человека, совершившего преступление. Отмена каторжного труда и введение оплаты свидетельствовали о том, что на заключенных распространялось одно из основных прав, установленных государством для всех граждан [3, с. 108].
Временная инструкция «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового», объявленная постановлением Наркомата юстиции (далее - НКЮ) от 23 июля 1918 г., наиболее подробно определяет задачи мест лишения свободы и порядок содержания в них заключенных. Согласно Инструкции места лишения свободы делились на мужские и женские, а по их назначению на:
1. Общие места лишения свободы (тюрьмы).
2. Реформатории и земледельческие колонии как учреждения воспитательнокарательные, в особенности для молодых преступников.
3. Испытательные заведения для лиц, по отношению к которым имеются основания для послабления режима или для досрочного освобождения.
4. Карательно-лечебные заведения для помещения арестантов с заметно выраженными психическими дефектами, дегенератов и т. п.
5. Тюремные больницы.
6. Арестные дома для краткосрочного содержания задержанных милицией и для числящихся за народными судами, а также для арестованных, подлежащих пересылке.
В связи с ожесточенной борьбой по ликвидации контрреволюции советское правительство было вынужденно увеличить число мест лишения свободы для преступников из числа классово враждебных молодому советскому государству. 15 апреля 1919 г. декретом Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее - ВЦИК) при Народном комиссариате внутренних дел были организованы лагеря принудительных работ. Заключению в них подлежали лица по постановлениям чрезвычайных трибуналов и народных судов [4, с. 17]. Согласно постановлению ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст. 25) предусматривалось функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ:
1) обычных;
2) особых, на все время гражданской войны, где надлежало изолировать наиболее опасных противников советской власти.
Одним из лагерей особого назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь. Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации был близок к тюремному. В то же время очень сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием «вплоть до применения высшей меры» (расстрела).
Заметим, что первые шаги Советской власти в области пенитенциарной политики и практики были неоднозначными. Их содержание во многом определялось экономической разрухой и ожесточенной классовой борьбой. Советская власть с целью защиты революции приняла решение проявлять решительные меры в борьбе с контрреволюцией и уголовной преступностью, а это сказалось и на пенитенциарной системе. В новом государстве своеобразно ставился вопрос о классовом подходе к личности преступника, что непосредственным образом влияло на классификацию и условия отбывания наказания осужденными. В системе мест заключения Главного тюремного управления России содержалось 155 134 человека, из них в арестных домах, в исправительно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних - более 30 500 человек [5].
Окончание гражданской войны и интервенции позволило советской власти перейти к созданию законодательной базы применения уголовных наказаний. Крупным нормативным актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР [6], которое представляло собой инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение развивало идеи, закрепленные во Временной инструкции «О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке отбывания такового» 1918 г. Оно подробно регламентировало
применение общественно полезного труда, учебно-воспитательной и культурнопросветительной работы, снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих мест заключения. К тому времени система мест лишения свободы состояла из:
1) общих мест заключения (тюрем);
2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи);
3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения;
4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами);
5) тюремных больниц.
В местах заключения предусматривалась прогрессивная система отбывания наказания. С этой целью было установлено четыре вида режима, которые в тот период назывались разрядами: испытуемый, исправляющийся, образцовый и штрафной.
Период 1917-1922 гг. характеризуется созданием новой системы управления местами лишения свободы. К маю 1922 г. сложилось положение, при котором управление местами лишения свободы осуществлялось двумя ведомствами - Народным Комиссариатом юстиции и Народным Комиссариатом внутренних дел (далее - НКВД).
Большая часть этих учреждений находилась в ведении Центрального исправительнотрудового отдела НКЮ, а меньшая - в ведении Главного управления принудительных работ НКВД. В 1922 г. Главное управление принудительных работ было ликвидировано, а Центральный исправительный отдел НКЮ, приняв на себя функции ликвидированного Главного управления принудительных работ, вошел в НКВД как Главное управление местами заключения. На Карательный отдел Наркомата юстиции возлагается заведование применением уголовных наказаний. Отдел состоял из девяти отделений:
1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер;
2) распределительное;
3) техническое;
4) сельскохозяйственное;
5) врачебно-санитарное;
6) снабжения;
7) строительное;
8) конвойное;
9) помощь отбывшим наказание.
Из приведенной структуры отдела видны основные направления его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального и общего обучения, воспитательного воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных для осужденных правил и т.д. Освобожденным в целях оказания помощи предписывалось образование патронатов при местных советах.
В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого, начинается разработка проекта Исправительно-трудового кодекса (далее - ИТК РФ). После прохождения предварительной общественной экспертизы 16 октября 1924 г. первый в истории России ИТК РФ был принят. Происходит становление второго этапа развития исправительной системы. Исполнение наказаний соединялось с применением мер исправительно-трудового воздействия, обязано проводилось путем дальнейшего развития тюрем, сети трудовых колоний и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места заточения должны были составить единую систему исправительно-трудовых учреждений (ст. 4, 5 ИТК РСФСР) [7].
Таким образом, был провозглашен принцип: от тюрем - к исправительно-трудовым учреждениям. Здесь же была определена подробная регламентация режима, труда, культурнопросветительной работы среди заключенных.
Ссылки:
1. Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар, 1996.
2. Постановление НКЮ «О тюремных рабочих командах» от 30 января 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. № 19. ст. 284.
3. Уголовно-исполнительное право России: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. А.И. Зубкова. М., 2003.
4. Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар, 1996.
5. Тимофеев В.Г. Уголовно-исполнительная система России: цифры, факты и события: учебное пособие. Чебоксары, 1999.
6. СУ РСФСР. 1918. № 54. Ст. 598.
7. Исправительно-трудовой кодекс от 16.10.1924 // СУ РСФСР 1924 № 86.
References (transliterated):
1. Dement'ev S.I. Lishenie svobody: tyur'my, lagerya, kolonii, tyur'my. Krasnodar, 1996.
2. Postanovlenie NKYU «O tyuremnykh rabochikh komandakh» ot 30 yanvarya 1918 g. // SU RSFSR. 1918. № 19. st. 284.
3. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo Rossii: uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov i fakul'tetov / ed. by A.I. Zubkov. M., 2003.
4. Dement'ev S.I. Lishenie svobody: tyur'my, lagerya, kolonii, tyur'my. Krasnodar, 1996.
5. Timofeev V.G. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema Rossii: tsifry, fakty i sobytiya: manual. Cheboksary, 1999.
6. SU RSFSR. 1918. № 54. St. 598.
7. Ispravitel'no-trudovoy kodeks ot 16.10.1924 // SU RSFSR 1924 № 86.