Научная статья на тему 'Первая кодификация в сфере исполнения наказаний как фактор развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства'

Первая кодификация в сфере исполнения наказаний как фактор развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
415
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВАЯ ПОЛИТИКА / CORRECTIVE-LABOR POLICY / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ / IMPRISONMENT / МЕСТА ЗАКЛЮЧЕНИЯ / ПРОГРЕССИВНАЯ СИСТЕМА ИСПОЛНЕНИЯ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ / PROGRESSIVE SYSTEM OF EXECUTION OF CRIMINAL SANCTIONS / ЗАКЛЮЧЕННЫЙ / PRISONER / DETENTION CENTERS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Фумм Александра Михайловна, Яковлева Оксана Николаевна

В статье рассматриваются основные вехи первой советской кодификации в сфере исполнения наказаний, анализируются наиболее значимые аспекты разработки первого отечественного пенитенциарного кодекса с акцентом на тех его положениях, которые могут быть восприняты современным законодателем в процессе совершенствования правового регулирования уголовно-исполнительной системы России; подчеркивается, что с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. впервые в истории России было закреплено наименование отрасли права исправительно-трудовое право, которое регулировало общественные отношения в области исполнения уголовных наказаний, определяло основные задачи, принципы, общие положения порядка и условий исполнения наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Важно, что Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. ввел ряд новых дефиниций исправительно-трудового права: Исправительно-трудовой кодекс, меры исправительно-трудового воздействия, исправительно-трудовые учреждения; обобщаются знания о становлении и развитии советской исправительно-трудовой системы, предшествующие принятию Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.; делается вывод о необходимости осмысления накопленного в период принятия и действия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. значительного конструктивного опыта регулирования уголовноисполнительных правоотношений для современной нормативной практики с точки зрения значимости данного отечественного исторического ресурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Фумм Александра Михайловна, Яковлева Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FIRST CODIFICATION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC CRIMINAL AND EXECUTIVE LEGISLATION

In this article the main milestones of the first Soviet codification in the sphere of execution of punishments are considered. A research purpose the analysis of the most significant aspects of development of the first domestic penitentiary code with emphasis on those its provisions which can be apprehended by the modern legislator in the course of enhancement of legal regulation of a penal correction system of Russia. It is emphasized that with adoption of the Corrective labor code RSFSR of 1924 for the first time in the history of Russia the name of an industry of the right the corrective-labor right which governed the public relations in the field of execution of criminal sanctions was snugged, determined the main objectives, the principles, general provisions of an order and conditions of execution of custodial sanctions and forced labor without detention. It is important that the Corrective labor code RSFSR of 1924 entered a number of new definitions of the correctivelabor right: «corrective labor code», «measures of corrective-labor impact», «correctional institutions»... In this article the main milestones of the first Soviet codification in the sphere of execution of punishments are considered. A research purpose the analysis of the most significant aspects of development of the first domestic penitentiary code with emphasis on those its provisions which can be apprehended by the modern legislator in the course of enhancement of legal regulation of a penal correction system of Russia. It is emphasized that with adoption of the Corrective labor code RSFSR of 1924 for the first time in the history of Russia the name of an industry of the right the corrective-labor right which governed the public relations in the field of execution of criminal sanctions was snugged, determined the main objectives, the principles, general provisions of an order and conditions of execution of custodial sanctions and forced labor without detention. It is important that the Corrective labor code RSFSR of 1924 entered a number of new definitions of the correctivelabor right: «corrective labor code», «measures of corrective-labor impact», «correctional institutions». Knowledge of formation and development of the Soviet corrective-labor system preceding adoption of the Corrective labor code RSFSR of 1924 is generalized. The conclusion about need of the judgment which is saved up during acceptance and action of the Corrective labor code RSFSR of 1924 of considerable constructive experience of regulation of criminal and executive legal relationship for modern standard practice from the point of view of the importance of this domestic historical resource is drawn. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Первая кодификация в сфере исполнения наказаний как фактор развития отечественного уголовно-исполнительного законодательства»

УДК 343.8

АЛЕКСАНДРА МИХАЙЛОВНА ФУММ,

кандидат юридических наук, доцент, начальник отдела, е-шай: [email protected]; ОКСАНА НИКОЛАЕВНА ЯКОВЛЕВА, кандидат юридических наук, доцент, ученый секретарь (ФКУ НИИ ФСИН России), е-шай: [email protected]

ПЕРВАЯ КОДИФИКАЦИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Реферат: в статье рассматриваются основные вехи первой советской кодификации в сфере исполнения наказаний, анализируются наиболее значимые аспекты разработки первого отечественного пенитенциарного кодекса с акцентом на тех его положениях, которые могут быть восприняты современным законодателем в процессе совершенствования правового регулирования уголовно-исполнительной системы России; подчеркивается, что с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. впервые в истории России было закреплено наименование отрасли права - исправительно-трудовое право, которое регулировало общественные отношения в области исполнения уголовных наказаний, определяло основные задачи, принципы, общие положения порядка и условий исполнения наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Важно, что Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г. ввел ряд новых дефиниций исправительно-трудового права: Исправительно-трудовой кодекс, меры исправительно-трудового воздействия, исправительно-трудовые учреждения; обобщаются знания о становлении и развитии советской исправительно-трудовой системы, предшествующие принятию Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г.; делается вывод о необходимости осмысления накопленного в период принятия и действия Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. значительного конструктивного опыта регулирования уголовно-исполнительных правоотношений для современной нормативной практики с точки зрения значимости данного отечественного исторического ресурса.

Ключевые слова: исправительно-трудовая политика, лишение свободы, места заключения, прогрессивная система исполнения уголовных наказаний, заключенный.

После Октябрьской революции 1917 г. Советское государство приступило к слому тюремных учреждений и созданию новых видов мест лишения свободы. При попытке претворить в жизнь лозунг В. И. Ленина о необходимости перехода от тюрем к воспитательным учреждениям это делалось поспешно, без четкого политического и экономического обоснования. Многие тюремные учреждения порой бездумно перестраивались под школы, гостиницы, фабрики и т. п. Так, к началу 1920-х гг. 36 тюрем в Российской Советской Федеративной Социалистической Республике (РСФСР) было использовано для создания школ и других культурно-воспитательных объектов, 10 - переоборудовано в больницы, 56 - стали учреждениями, 16 - складами, 32 - жилыми помещениями, а 37 мест заключения были разрушены. В общей сложности в рассматриваемый период было упразднено 193 тюрьмы [5, с. 28].

© Фумм А. М., Яковлева О. Н., 2016

В первые годы советской власти велась активная работа по созданию теоретических основ исправительно-трудовой политики, разработке организационно-правовой и методической базы мест заключения, формированию их организационно-управленческих структур. Нормативная основа этой политики была заложена уже к моменту окончания гражданской войны в виде двух крупных нормативных актов по исполнению уголовного наказания в виде лишения свободы - Временной инструкции о лишении свободы, как о мере наказания, и о порядке отбывания такового от 1918 г. и Положения об общих местах заключения РСФСР от 1920 г. Данные документы, как следует из их анализа, отражают явную преемственность с особенностями исполнения наказаний в дореволюционной России.

Целый ряд новелл, не характерных для дореволюционных нормативных актов, постепенно исчез и

из советского исправительно-трудового законодательства (например, коллегиальность в управлении местами лишения свободы; возможность продления срока лишения свободы; содержание в месте лишения свободы до тех пор, пока сальдо лицевого счета не станет положительным).

Законченный характер исправительно-трудовое законодательство приобрело с принятием Исправительно-трудового кодекса РСФСР 1924 г. (далее -ИТК РСФСР, ИТК РСФСР 1924 г. или Кодекс). Это событие подвело черту под процессами послереволюционного нормотворчества в рассматриваемой области. Итогом принятия ИТК РСФСР стало:

введение прогрессивной системы исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы;

уменьшение (по сравнению с Положением об общих местах заключения РСФСР) объема прав осужденных в различных разрядах в части свиданий, передач и расходования заработанных денег;

закрепление института распределительных и наблюдательных комиссий с передачей им полномочий по условно-досрочному освобождению;

введение классового начала при исполнении лишения свободы;

значительное ослабление (по сравнению с предыдущими нормативными документами) мер дисциплинарного воздействия на осужденных [1, с. 67-70].

Необходимость создания нового законодательного акта объяснялось, на наш взгляд, несколькими причинами.

Во-первых, с изменением государственного строя неизбежно менялась и политика властей в сфере исполнения наказаний, требовалось коренное преобразование пенитенциарных учреждений, основанное на новой нормативной базе. Первые изменения тюремной системы начались еще при Временном правительстве: были отменены телесные наказания и наказание карцером, свидания стали осуществляться без разделяющей сетки, камеры днем не запирались, заключенные получили право выбирать из своей среды старост и уполномоченных представителей.

Во-вторых, в рассматриваемый период была проведена кодификация уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Содержавшийся в Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. раздел об исполнении наказаний регламентировал эти вопросы неполно и, что называется, по остаточному принципу, а действовавшее на тот момент Положение об общих местах заключения во многом устарело.

В-третьих, необходимо было навести порядок в местах заключения, что при отсутствии правовой базы было весьма затруднительно: участились случаи побегов, голодовок заключенных и оскорб-

лений представителей администрации. Тяжелые условия содержания заключенных усугублялись хозяйственной разрухой и затянувшейся Гражданской войной.

За год до принятия первого ИТК РСФСР 1924 г. на территории страны функционировало 393 учреждения для содержания лиц, осужденных к лишению свободы. Наметился рост числа трудовых сельскохозяйственных, ремесленных, фабричных колоний, количество которых за период с 1920 по 1923 год увеличилось более чем вдвое - с 15 до 33. К сентябрю 1923 г. в учреждениях Главного управления местами заключения (ГУМЗ) Народного комиссариата внутренних дел (НКВД) РСФСР отбывали наказания 79 947 заключенных, что составляло 0,08 % от численности населения России (137 600 тыс.). Более трети заключенных (38 %) отбывали наказание за простую кражу, 12,3 % - за квалифицированную кражу, грабеж и разбой, 8 - за должностные преступления, 7,1 - за воинские преступления, 6,4 - за убийство, 4,8 % - за государственные преступления [3, с. 97-98].

Принятый на второй сессии Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК) XI созыва 16 октября 1924 г. ИТК РСФСР стал первым кодифицированным актом Советского государства в сфере исполнения наказаний, который был призван заменить огромное количество ведомственных распоряжений, упорядочить процесс исполнения наказаний. Напомним, что в Российской империи действовало два основных регламентирующих порядок и условия отбывания различных видов наказания документа - Устав о содержащихся под стражей 1832 г. и Устав о ссыльных 1822 г.

К 1922 г. (моменту начала работы над Кодексом) деятельность мест лишения свободы регламентировалась многочисленными нормативными актами, часто противоречившими друг другу циркулярами и распоряжениями, к тому же не имевшими обязательной силы для иных ведомств. По данным Народного комиссариата юстиции (Наркомюста) РСФСР, только Центральным карательным отделом (ЦКО) во второй половине 1918 г. было издано 85 циркуляров, в 1919 г. - 90, за 10 месяцев 1920 г. - 56, притом что большинство из них имели нормативный характер [2].

Именно в этот период началась работа над проектом Кодекса, первоначально имевшего название Пенитенциарный устав. В декабре 1922 г. начальникам всех исправительных учреждений был разослан циркуляр ГУМЗ НКВД РСФСР от 8 декабря 1922 г. № 72, в котором предлагалось на основе изучения практической деятельности внести предложения по изменению действовавшего исправительно-трудового законодательства. С этой

же целью под председательством начальника ГУМЗ Е. Г. Ширвиндта была создана специальная комиссия, в состав которой вошли работники этого ведомства. Об интенсивности работы комиссии можно судить по следующему факту: в период с января по июнь 1923 г. было проведено 21 заседание, в ходе которых проект Кодекса обсуждался постатейно [2]. Комиссия в своей работе придерживалась такого порядка: на очередном заседании обсуждался план конкретного отдела Кодекса, определялось его основное содержание, назначались исполнители, с тем чтобы по мере готовности материала вновь вернуться к обсуждению на заседании комиссии предложенной новой редакции отдела или главы Кодекса.

Наряду с организационной работой в подготовке проекта принимали участие партийные органы и заинтересованные ведомства: Центральная контрольная комиссия (ЦКК) РКП (б), комиссия Малого Совнаркома с участием представителей Наркомюста, Наркомздрава, Наркомтруда, Рабоче-Крестьянской инспекции, Главного политуправления [6, с. 375-376].

Бесспорным достоинством работы над проектом ИТК РСФСР стало его широкое обсуждение: в течение 1923-1924 гг. он получил одобрение не только специалистов, но и практических работников пенитенциарной системы, в частности, в ходе проходившего в Москве с 18 по 24 октября 1924 г. I Всероссийского съезда работников пенитенциарного дела, в котором приняли участие делегаты практически от всех губерний, областей и автономных республик РСФСР, а также представители НКВД других союзных республик (Украины и Азербайджана). Всего на съезде присутствовало более 80 человек.

Вновь принятый законодательный акт, включавший в себя 231 статью и состоявший из раздела «Общие положения» и десяти отделов, регулировал исполнение наказаний в виде лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Отметим, что деление на разделы, отделы и главы, а также последовательность изложения норм в исправительно-трудовых кодексах (1933 и 1970 гг.) в значительной мере схожи с ИТК РСФСР 1924 г.

В разделе «Общие положения» нашли отражение ленинские принципы советской исправительно-трудовой политики: единство общего и частного предупреждения преступлений, требование о необходимости соединения наказания в виде лишения свободы и принудительных работ с мерами исправительно-трудового воздействия - общественно полезным трудом и культурно-просветительной работой. Перед исправительно-трудовыми учреждениями ставилась задача адап-

тации лиц, преступивших закон, к условиям общежития путем исправительно-трудового воздействия, соединенного с лишением свободы, и предотвращения возможности совершения ими новых преступлений.

В десяти отделах Кодекса последовательно рассматривались вопросы управления местами заключения, их виды, категории заключенных, порядок их прибытия в учреждения и выбытия из них, особенности режима содержания, порядок посещения мест заключения, организация помощи заключенным и лицам, освобождаемым из мест заключения. Анализ отделов Кодекса показывает, что в них подробно реализовались основные принципы, изложенные в общих положениях.

Многие положения ИТК РСФСР 1924 г., как показывает анализ его статей, были заимствованы из нормативных актов дореволюционной России и Временного правительства. Вместе с тем имелись некоторые новеллы, отражавшие особенности государственного строя и политического режима. В частности, согласно ст. 8 Кодекса в исправительно-трудовых учреждениях (ИТУ) предусматривались меры по развитию самодеятельности заключенных, направленной на приобретение свойств и профессиональных навыков, необходимых для трудовой жизни в обществе. Это был принципиально новый аспект отечественной исправительно-трудовой политики: в дореволюционной России о необходимости развития у заключенных самодеятельности даже не упоминалось, за исключением случаев, когда арестанты сами выбирали старшего по камере. Следует признать данную норму весьма прогрессивной: свою эффективность она доказала на протяжении многих десятилетий и была отменена лишь в начале XXI века после ее извращенного применения на практике.

Таким образом, первая кодификация советского исправительно-трудового законодательства определила основные направления развития данной области, выявила проблемные вопросы и наметила пути их решения. ИТК РСФСР 1924 г. опередил свое время: его многие положения в связи со сложной ситуацией как в стране в целом, так и в местах лишения свободы в частности оказались нереализованными. К моменту принятия Кодекса в 355 местах заключения содержалось более 75 тыс. заключенных, что было значительным перелимитом. Рост числа заключенных значительно опережал строительство и оборудование новых исправительно-трудовых учреждений, поэтому уже через несколько лет ввиду переполнения мест лишения свободы и негативной оперативной обстановки государство вынуждено было законодательно закрепить отход от заложенных в ИТК РСФСР 1924 г. поло-

жений. Так, в 1928 г. вышло в свет Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О карательной политике и состоянии мест заключения», в котором НКВД и НКЮ поручалось разработать предложения по изменению ИТК РСФСР 1924 г. [4, с. 305].

Исправительно-трудовой кодекс РСФСР 1924 г., законодательно оформивший прогрессивную систему отбывания наказания, стал итогом семилетнего периода развития советской исправительно-трудовой политики. Первый советский Исправительно-трудовой кодекс явился важным историческим документом, содержание которого имеет большое значение для правильного понимания сущности современной уголовно-исполнительной политики. Почти без изменений Кодекс действовал около девяти лет и был заменен ИТК РСФСР, принятым 1 августа 1933 г. Новый Кодекс воспроизвел основные принципиальные положения Кодекса 1924 г. и развил их применительно к новым условиям, сложившимся в стране. Некоторые принципиальные положения рассматриваемого документа

нашли отражение в уголовно-исполнительном законодательстве современной России. По мнению ряда исследователей, ИТК РСФСР 1924 г. явился одним из лучших пенитенциарных законов в истории нашего государства, поскольку «был нацелен на всемерное содействие тому, чтобы совершивший преступление человек не оказался выброшенным за борт общества, а вернулся в него полноценным гражданином» [6, с. 388-389]. Среди недостатков Кодекса отмечались классовый подход, несоответствие некоторых положений закона существовавшей пенитенциарной практике.

ИТК РСФСР 1924 г. явился нормативным документом, охватившим исполнение основных в то время наказаний - лишения свободы и принудительных работ без содержания под стражей. Его вступление в действие было первым шагом на пути кодификации исправительно-трудового законодательства в других советских союзных республиках, началом общей кодификации законодательства в СССР.

Список литературы

1. Гаранжа С. А. Из истории исправительно-трудовых учреждений Народного комиссариата юстиции РСФСР (1931-1934 гг.) // Человек: преступление и наказание. 2011. № 1. С. 67-38.

2. Государственный архив Российской Федерации. Ф. 353. Оп. 2. Д. 318. Л. 58, 138; Ф. 4042. Оп. 2. Д. 31б. Л. 1-5.

3. Исаев М. М. Основы пенитенциарной политики. М. ; Л., 1927. 195 с.

4. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР (1917-1952 гг.). М., 1953. 464 с.

5. Ткачевский Ю. М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М., 1997. С. 28-30.

6. Упоров И. В. Пенитенциарная политика России в ХУШ-ХХ вв.: историко-правовой анализ тенденций развития. СПб., 2004. 608 с.

ALEKSANDRA MIKHAILOVNA FUMM,

phd in law, associate professor, head of the department,

е-mail: [email protected]; OKSANA NIKOLAEVNA YAKOVLEVA, phd in law, associate professor, scientific secretary

of research institute (Research institute of the FPS of Russia), е-mail: [email protected]

THE FIRST CODIFICATION IN THE SPHERE OF EXECUTION OF PUNISHMENTS AS THE FACTOR OF DEVELOPMENT OF THE DOMESTIC CRIMINAL AND EXECUTIVE LEGISLATION

Abstract: in this article the main milestones of the first Soviet codification in the sphere of execution of punishments are considered. A research purpose - the analysis of the most significant aspects of development of the first domestic penitentiary code with emphasis on those its provisions which can be apprehended by the modern legislator in the course of enhancement of legal regulation of a penal correction system of Russia. It is emphasized that with adoption of the Corrective labor code RSFSR of 1924 for the first time in the history of Russia the name of an industry of the right - the corrective-labor right which governed the public relations in the field

© Fumm A. M., Jakovleva O. N., 2016

of execution of criminal sanctions was snugged, determined the main objectives, the principles, general provisions of an order and conditions of execution of custodial sanctions and forced labor without detention. It is important that the Corrective labor code RSFSR of 1924 entered a number of new definitions of the corrective-labor right: «corrective labor code», «measures of corrective-labor impact», «correctional institutions». Knowledge of formation and development of the Soviet corrective-labor system preceding adoption of the Corrective labor code RSFSR of 1924 is generalized. The conclusion about need of the judgment which is saved up during acceptance and action of the Corrective labor code RSFSR of 1924 of considerable constructive experience of regulation of criminal and executive legal relationship for modern standard practice from the point of view of the importance of this domestic historical resource is drawn.

Key words: corrective-labor policy, imprisonment, detention centers, progressive system of execution of criminal sanctions, prisoner.

References

1. Garanzha S. A. Iz istorii ispravitel'no-trudovyh uchrezhdenij Narodnogo komissariata justicii RSFSR (1931-1934 gg.) [From history of correctional institutions of the National commissariat of justice of RSFSR (1931-1934)]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: crime and punishment, 2011, no. 1, рр. 67-70.

2. Gosudarstvennyj arhiv Rossijskoj Federacii [State archive of the Russian Federation]. Found 353. Inventory 2. Case 318. Pages 58, 138; Found 4042. Inventory 2. Case 316. Pages 1-5. Unpublished.

3. Isaev M. M. Osnovy penitenciarnoj politiki [Fundamentals of penitentiary policy]. Moscow, Leningrad, 1927.195 p.

4. Sbornik dokumentov po istorii ugolovnogo zakonodatel'stva SSSR i RSFSR (1917-1952 gg.) [The collection of documents on history of the criminal legislation of the USSR and RSFSR (1917-1952)]. Moscow, 1953. 464 p.

5. Tkachevskij Ju. M. Progressivnaja sistema ispolnenija ugolovnyh nakazanij [Progressive system of execution of criminal penalties]. Moscow, 1997, pp. 28-30.

6. Uporov I. V. Penitenciarnaja politika Rossii v XVIII-XX vv.: istoriko-pravovoj analiz tendencij razvitija [Penitentiary policy of Russia in XVIII-XX centuries: historical and legal analysis of tendencies of development]. St. Petersburg, 2004. 608 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.