Научная статья на тему 'Особенности становления и развития системы государственного управления в России'

Особенности становления и развития системы государственного управления в России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
993
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ахаладзе Ж. Т., Егоров В. А.

В статье рассматривается развитие системы государственного управ­ления в РФ в исторической ретроспективе и современное состояние государственного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития системы государственного управления в России»

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ

© Ахаладзе Ж.Т.*, Егоров В.А.*

Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,

г. Стерлитамак

В статье рассматривается развитие системы государственного управления в РФ в исторической ретроспективе и современное состояние государственного управления.

Исторический процесс можно рассматривать и как последовательное развитие материальной культуры, и как эволюцию форм и методов классовой борьбы, и как восхождения от варварства и жестокости к вершинам гуманизма и т.д. С управленческой точки зрения, развитие человеческого общества по своей сути является развитием форм и методов конкуренции и конкурентной борьбы. Степень прогрессивности того или иного общества определяется количеством населения, вовлеченного в конкуренцию. Идеальным считается общество, в котором каждый может принять участие в конкурентной борьбе.

В каждой эпохе исторического развития был некий ведущий класс общества, через который осуществлялась конкуренция и конкурентная борьба. Иначе говоря, это тот класс, который посредством которого осуществляется исторический прогресс. В древневосточном обществе этот класс был представлен один правящим человеком или правящей семьей - фараона, императора, т.е. монарха. В феодальную эпоху конкуренция осуществлялась посредством обширного класса феодалов - хозяев тогдашнего общества. В условиях раннего капитализма движение общества было обусловлено корыстью промышленников, купцов и банкиров - ведущего класса общества, который присваивал себе все элементы конкурентных преимуществ той или иной страны. Современный капитализм примечателен тем, что конкуренция осуществляется не через собственника, а через менеджеров - наемных рабочих.

Таким образом, ключевым фактором для успеха общества является наличие того класса, сословия или хотя бы большой группы людей, которые уже имеют внутри себя конкурентные отношения. Они берут на себя бремя конкуренции и становятся господствующим классом.

В России на протяжении многих веков наблюдается постоянное и повсеместное подавление конкурентных отношений. В разные эпохи действо-

* Студент. Научный руководитель Егоров В.А., старший преподаватель.

* Старший преподаватель.

вал механизм с разными методами исполнения, но единой задачей - не допустить развития конкуренции между хозяйствующими структурами. Для этого существовали специфические административные, экономические и социальные механизмы, подавляющие конкурентную борьбу. Неудивительно, что конкуренции не суждено было сыграть роль главной движущей силы социально-экономического развития страны.

Прямо противоположное в настоящее время наблюдается в соседнем с нашим государстве - Грузии. Еще несколько десятков лет назад страну возглавил экс-президент Эдуард Шеварднадзе. Нужно отметить, что во времена правления Шеварднадзе таким элементам, как конкуренция и конкурентная борьба не суждено было развиться. Власть четко структурировалась в руках одной партии. Бесконтрольность и безнаказанность, а также неэффективное управление власти усугубляли положение в обществе. Как следствие, это привело к массовым протестам и наступлению переломного момента в политической жизни общества: «Революции роз». На смену старой власти пришли молодые, амбиционные и перспективные политики, во главе с новым лидером - Михаилом Саакашвили. За девять лет правления этой партии удалось провести ряд эффективных экономических и политических реформ, а также внедрить элементы демократии как систему управления государством. Одним из стимулов для принятия мер по улучшению качества жизни в обществе, явилось конкурентная борьба с оппозиционными силами. Этот пример наглядно демонстрирует положительную сторону воздействия конкуренции в политической сфере деятельности.

Вместе с тем, возвращаясь к России, стоит отметить, что в ряде сфер и видов деятельности конкуренция все-таки имела место. Однако во-первых, она появлялась в то время, когда система управления сложилась и закрепилась в стереотипах поведения и менталитете; во-вторых, элементы, способствующие развитию конкуренции никогда не занимали прочных позиций в политической и экономической жизни в целом; в-третьих конкурентным явлениям и процессам противостояли антиконкурентные явления и процессы. Если говорить о советском периоде, то в условиях плановой экономики налицо было подавление конкуренции. Начало истории современной России убедительно свидетельствует, что ее стремление к мировому признанию сильнее инстинкта самосохранения [1].

Это не случайно. На всех этапах истории государства Российского отечественная элита демонстрировала неспособность считаться с интересами остальных граждан, их социальными и политическими запросами. Достаточно вспомнить сопротивление правящих классов России освобождению крестьян, их нежелание вносить в управление страны какие-либо элементы самоуправления или демократии. Бесконтрольность вела ее к моральному, политическому и экономическому разложению.

Эгоизм и бесконтрольность элиты, в свою очередь, порождали отчуждения граждан от своего государства, которое регулярно ввергало свою

страну в революционные потрясения. В межреволюционные периоды значительная часть российского общества демонстрировала отсутствие экономической и гражданской активности, желание отказаться от участия в общественной жизни. Главным образом этот отказ проявлялся в отчуждении значительной части граждан от собственности и от государства - чужой же собственности, чужого государства не жалко, как и чужой элиты. В этом причина размаха исторических потрясений в российской истории.

Вся русская история пронизана дискуссиями о соотношении государственных и частных интересов, о самодержавии и демократии, о способности российского общества и роли государства, т.е. в конечном счете о проблемах общества отчуждения. Начали эту дискуссию Иван Грозный и приближенный к нему князь Андрей Крубский, а продолжили практически все известные политики и публицисты.

Вместе с тем эгоистическое сопротивление большинства элиты любым демократическим начинаниям правителей, а главное отсутствие массовой и организованной поддержки этих начинаний постоянно приводили к краху. Более того, если поддержка масс и возникала, то она вскоре странным образом принимала характер бунта, «бессмысленного и беспощадного», что еще больше пугало элиту и отвергало ее от поддержки любых проявлений реформаторства.

Проблема социального отчуждения и его преодоления ныне является ключевой. В начале постсоветских реформ многим казалось, что простой переход от плановой экономики к рыночной решит эту проблему. В качестве примера, как и во все прежние эпохи, приводился Запад. Но ведь по сути в своей многовековой гонке Россия стремится догнать не столько реальный Запад, сколько его образ, зачастую сильно идеализированный.

Несомненно, материальной основой западной цивилизации была и остается рыночная экономика. Но вопреки устоявшимся в нашем обществе представлениям успешное функционирование современной рыночной экономики основано на развитой социально-экономической инфраструктуре и социальной демократии. Несмотря на либеральные революции 80-х гг. XX в., современный капитализм сохранил основные механизмы регулирования общественно-политической жизни, созданные для снятия отчуждения. Однако их эффективность в глобальном масштабе после событий 11 сентября в США поставлена под сомнения. В России такие механизмы только начинают создаваться.

Главным препятствием на пути экономических и других общественных преобразований в современной Росси, является отсутствие действенной системы государственного управления. Государственная власть, государственная служба, государственное управление - это исторически и логически связанные между собой понятия, основным из которых является государственная власть. Давайте разберемся в этих понятиях [2].

Государственная служба - это институт иерархической организации государственной власти; реализуется в жаловании должности, назначении содержания, поощрении, награждении, продвижении по служебной лестнице, снятие с должности и т.д.

Специфика нашей страны обусловлена и 70-летним развитием, в основе которого состояло огосударствление всех сторон хозяйственной деятельности и общественной жизни, характерное для тоталитарного режима. Кульминацией этого процесса явилось становление и развитие специфического для нашей страны социального слоя - класса государственной бюрократии.

Реализую идеологические лозунги частной собственности, свободного предпринимательства, свободного рынка конкуренции, этот класс готов был поделиться экономической властью с созданным им самим классом собственников, но никак не передать ему вместе с объектами государственной собственности и право устанавливать правила экономической игры в государственном масштабе.

Вместо простой, немногочисленной и относительно дешевой администрации государственного управления, соответствующей современным экономическим реалиям и демократии как политической организации общества, в стране наряду с рыночными механизмами для поддержания традиционной вертикали была создана многочисленная, неповоротливая и дорогая государственная служба.

Вместе с тем, нельзя не подчеркнуть, что государственная служба выполняла положительную роль в качестве противовеса разгулу рыночной стихии, заложенной в основу идеологии экономических реформ, начатых в начале 90-х гг.

Государственное управление - это одна из форм деятельности государства, которая выражается в практической реализации законов, в организации общественных отношений в целях обеспечения государственных интересов и проводимой им политики. Государственное управление имеет место и в условиях государственной собственности, идущей от самодержавия. Однако в зрелом виде она выступает как государственная собственность рыночного типа, т.е. предполагает обособленность отельных народнохозяйственных звеньев.

Государственная власть в лице обособившейся исполнительной власти реализуется как государственное управление с XVII в., когда экономические условия общественной жизни превращаются в определяющие. С тех пор исполнительная власть выступает одновременно и как органы власти, и как органы управления. Государственная служба, выражающая архаичный строй властных отношений, характеризующихся личной зависимостью и внеэкономическим принуждением оказывается здесь встроенной в исторически новый механизм.

Этот новый механизм и есть государственное управление, которое в отличие от властной иерархии непосредственно связывает субъект (орган вла-

сти и управления) и объект (экономические, политические, социальные и духовные процессы и явления). От эффективности управленческого воздействия на объект зависит поддержка субъекта обществом, и это является мерилом жизнеспособности рассматриваемой социальной организации [3].

Подводя итог ко всему выше сказанному, стоит отметить, что эффективное государственное управление в нашей стране возможно лишь при наличии таких элементов как конкуренция и конкурентная борьба. Именно наличие таких элементов стимулирует правящие власти к разработке новых идей по улучшению благосостояния в обществе.

Очевидно, что эффективное управление становится невозможным, при наличии общества, не заинтересованного в деятельности государства. Пассивное общество, которое не желает принимать участие в политической жизни страны, препятствует и всячески противодействует становлению по-настоящему развитого, единого и сильного как с политической, так и с социально-экономической точки зрения государства.

Таким образом, для того чтобы минимизировать степень отчужденности граждан от своего государства, становится неизбежной разработка, принятие и реализация ряда энергичных мер по борьбе с подобными явлениями. В рамках решения этого вопроса, государство должно принять следующие меры: снижение уровня социального неравенства между богатыми и бедными; установление жесткого контроля над деятельностью государственных органов; ужесточение правовых, законодательных и иных актов, регулирующих экономические процессы в стране и другие.

Список литературы:

1. http://yabotanik.ru.

2. Соловьев С.М. Полный курс русской истории в одной книге. - М.: АСТ, 2010. - (Историческая библиотека).

3. Глазова Е.В. История государства и права зарубежных стран / Е.В. Глазова, Л.Н. Терехова. - СПб.: Питер, 2009.

МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ © Бессонов И.С.*

Институт национальной экономики Самарского государственного экономического университета, г. Самара

В статье рассматриваются характерные особенности малого бизнеса. Приводятся типичные ошибки анализа, связанные с отсутствием информации по индивидуальным предпринимателям. Рассматриваются

* Аспирант кафедры Региональной экономики, государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.