Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
76
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ЛЕТНЫЙ ТРУД / СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ПСИХОПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дорофеев Сергей Петрович, Щербакова Елена Алексеевна, Желобов Владимир Николаевич

Раскрываются особенности становления и развития профессиональных компетенций специалиста психологической службы авиационного формирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дорофеев Сергей Петрович, Щербакова Елена Алексеевна, Желобов Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCIES OF SPECIALISTS IN THE PSYCHOLOGICAL SERVICE OF THE AIR FORCE

The article discloses the specific features of forming and developing professional competences of specialists in the psychological service of the Air Force.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СПЕЦИАЛИСТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ АВИАЦИОННОГО ФОРМИРОВАНИЯ»

Особенности становления и развития профессиональных компетенций специалиста психологической службы авиационного формирования

Подполковник в отставке С.П. ДОРОФЕЕВ, кандидат психологических наук

Е.А. ЩЕРБАКОВА, кандидат психологических наук

Полковник в отставке В.Н. ЖЕЛОБОВ, кандидат исторических наук

АННОТАЦИЯ ABSTRACT

Раскрываются особенности становления и развития профессиональных компетенций специалиста психологической службы авиационного формирования. The article discloses the specific features of forming and developing professional competences of specialists in the psychological service of the Air Force.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА KEYWORDS

Военно-авиационная психология, летный труд, становление личности и профессионала, профессионально важные качества, психодиагностика, психопрофилактика.

Military Air Force psychology, pilot work, development of personality and professional formation, professionally important qualities, psychodiagnostics, psychoprophylaxis.

ВОЕННО-АВИАЦИОННАЯ психология наряду с авиационной медициной оказались востребованными в связи с возрастанием в начале XX века роли и значения Военно-воздушных сил (ВВС) и влиянии их на ход и исход военных действий.

Трудами большой группы отечественных ученых создавался систематизированный комплекс медико-психологических и эргономических программ системы обеспечения жизнедеятельности человека опасной для жизни профессии — летчика (члена экипажа). Однако приходится констатировать, что научные разработки в области психологии летного труда приносят пользу лишь в том случае, когда они восприняты и приняты летным составом, начи-

ная с курсантской скамьи, и не теряют своей актуальности в течение всего периода активной деятельности — от рядового летчика до командира авиационного формирования.

Образовательная практика на современном уровне характеризуется тем, что «...психология воспитания личности будущего летчика остается на периферии внимания педагогов. А ведь с позиции психологии профессионализма усвоению прикладных

предметов должно предшествовать или идти параллельно формирование центрального интереса, жизненной установки на летную профессию»1.

В противоречие этой концептуальной позиции произведены изменения в учебном плане Краснодарского высшего военного авиационного училища летчиков (КВВАУЛ), по которому осуществляется профессиональная подготовка будущих военных летчиков. Так, например, учебная дисциплина «Психология летного труда», ставшая самостоятельной и самодостаточной во многом благодаря усилиям академика В.А. По-номаренко, в настоящее время утратила автономный статус и введена как раздел в предмет «Психология и педагогика». Ее изучение в КВВАУЛ перенесено с 4-го, 5-го семестров на 7-й, т. е. после окончания первого этапа летной практики. При этом общий объем часов на всю дисциплину сократился на 50 %. Для сравнения, объем общеобразовательных и прикладных дисциплин, порядок их изучения на первом и втором курсах не претерпели изменений.

По результатам исследований 2016—2021 годов2 существенное сокращение влияния психолого-педагогического фактора на личностное становление летных кадров оборачивается в том числе увеличением процентного содержания отчисляемых по нежеланию учиться с 15,0 до 31,1 %3, при этом требования к профессиональной надежности военного летчика постоянно растут.

Таким образом, можно констатировать очевидную недооценку влияния учебной дисциплины «Психология летного труда» на развитие профессионально-важных качеств летного состава Воздушно-космических сил, хотя актуальность работы в этом направлении была научно обоснована академиком В.А. Пономаренко и его соратниками. По нашему мнению,

целесообразно рассмотреть вопрос о внесении изменений в план учебного процесса прохождения дисциплин в КВВАУЛ — дисциплину «Военно-политическая работа в Вооруженных Силах Российской Федерации» из вариативной переместить в базовую часть гуманитарного и социально-экономического цикла, а «Психологии летного труда» восстановить статус самостоятельной дисциплины в вариативной части с общим объемом 72 академических часа, а занятия с курсантами РФ в 4-м и 5-м семестрах на втором и третьем курсах проводить до начала летной практики.

В создавшихся условиях Департамент психологической службы Министерства обороны Российской Федерации объявил о создании структуры специалистов в области военно-авиационной психологии в Воздушно-космических силах (ВКС). Разработаны квалификационные требования к уровню подготовки начальников и психологов групп психологической работы авиационных формирований и минимум содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Военно-авиационная психология». Повышенное внимание к подготовке профессиональных психологов в настоящее время во многом обусловлено потребностью Вооруженных Сил продуктивно решать проблемы военно-политической работы, улучшать качество учебно-воспитательного процесса в высших военных учебных заведениях и строевых частях. В связи с этим возрастают требования к качеству подготовки специалистов. Вместе с тем в системе обучения и практической деятельности психологических кадров еще недостаточно учитываются объективные и субъективные тенденции, свойственные оценке и признанию роли психологического фактора в процессе становления личности военного летчика.

Особенности психологического обеспечения летной деятельности требуют совершенствования и развития специфических знаний, умений и психологических образований, соответствующих указанному профилю, «...представления профессионала об окружающем мире и самом себе — область существования важнейших условий регулирования и саморегуляции его активности»4. Решению этой задачи были посвящены учебные сборы специалистов психологической службы авиационных формирований ВКС, проведенные на базе КВВАУЛ.

Для участия в учебных сборах привлекались 14 военно-авиационных психологов в возрасте от 26 до 49 лет, 1/3 из них — представители мужского пола, 2/3 — женщины. Образование высшее психологическое — у 50 % вышеуказанных специалистов, из них: 33 % — офицеры со сроком службы в Вооруженных Силах от 10 месяцев до 16 лет, 67 % — гражданский персонал со стажем работы в должности психолога от 10 месяцев до 11 лет.

Анализ профессионального уровня специалистов психологической службы авиационных формирований показал, что лишь незначительная часть военнослужащих, привлеченных на сборы, получила психологическое образование в Военном университете Министерства обороны Российской Федерации. Подавляющее большинство из числа лиц гражданского персонала приобретали психологические знания в гражданских вузах (Сибирский федеральный университет, Межрегиональный институт развития образования (Петропавловск-Камчатский), Кубанский государственный университет, Институт психоанализа и др.). Следовательно, во всех случаях можно говорить об определенном объеме общепсихологических знаний без выраженной авиационной проблематики. Таким образом, авиационные

части ВКС комплектуются психологами, имеющими слабое представление о специфике летного труда. Исходя из вышеизложенного, следует рассмотреть вопрос о подготовке военных авиационных психологов в ВУНЦ ВВС ВВА имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина.

Для повышения квалификации специалистов психологической службы авиационных формирований были разработаны учебная программа и тематический план по четырем направлениям профессиональной деятельности: военно-авиационная психология, основы психологии летного труда, психология человеческого фактора в летной деятельности и основные направления психологического обеспечения летной деятельности. Программой обучения предусматривались: формирование у слушателей представлений о роли и месте психолога в процессе постановки задач на полеты, в ходе тренажерной подготовки, в процессе врачебно-летной экспертизы.

Особый интерес у специалистов психологической службы авиационных формирований вызвала программа практических занятий с летным составом. Важное познавательное значение в расширении представлений о специфике решаемых в ВВС задач имело ознакомление обучаемых с деятельностью центра по выживанию летного состава. Образ профессионала, таким образом, у них наполнился новым содержанием, упорядочилась система профессиональных знаний, объективировались отношение к своему труду и видение себя в нем.

Выживание — это активные, целенаправленные действия экипажа и пассажиров воздушного судна в целях сохранения жизни, здоровья и работоспособности в условиях автономного существования. Они заключаются в преодолении психологического стресса, эффективном использовании аварийного снаряжения и подручных

средств для защиты от неблагоприятных факторов природной среды, добывания воды и пищи5. В экстремальных условиях успех выживания экипажа в полной мере зависит от морально-психологической и специальной подготовки к действиям в условиях автономного существования.

Согласно исследованиям далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации, адекватно воспринимают ее, способны к немедленным, энергичным и целесообразным действиям. Значительная часть из них, а именно 50—75 %, оказываются в состоянии своеобразного ошеломления, оставаясь внешне спокойными, но недостаточно активными. А у 12—25 % наблюдаются неадекватные реакции. И если у одних они проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных, не соответствующих обстановке действиях, то у других — в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. Без соответствующей подготовки только 12—25 % людей способны, сохранив самообладание, быстро оценивать обстановку, действовать решительно и разумно6. Вышесказанное характеризует степень психологической готовности людей к выполнению профессиональной деятельности, а также уровень их профессиональной надежности. Программа занятий летного состава в центре выживания практически решает проблему морально-психологической и специальной подготовки к действиям в экстремальных условиях.

Подготовка летного состава к выживанию проводится на всех этапах профессионального становления (в училищах, в учебных авиационных центрах, строевых частях, специальных центрах выживания, центрах боевого применения и переучивания летного состава) и включает: форми-

рование высоких морально-волевых качеств; отработку действий после вынужденной посадки или приземления (приводнения) с парашютом; совершенствование практических навыков в применении средств спасения и жизнеобеспечения, специального снаряжения и подручных средств для выживания; обучение действиям, необходимым для выживания в безлюдной местности (на море) в мирное и военное время; отработку способов эвакуации потерпевших бедствие с суши и водной поверхности7.

В результате подготовки к действиям в условиях выживания летный состав должен уметь: преодолевать стрессовое состояние, вызванное экстремальной ситуацией; правильно оценивать обстановку и принимать обоснованное решение; грамотно применять средства аварийной радиосвязи, подавать визуальные сигналы для обмена информацией с поисковыми самолетами и вертолетами как штатными, так и подручными средствами; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим; эффективно использовать предметы НАЗ, БАЗ (носимого, бортового неприкосновенного запаса), спасательные и подручные средства для сохранения жизни и работоспособности в условиях выживания; защищаться от неблагоприятных факторов внешней среды, оборудовать временный лагерь, добывать воду и пищу из местных ресурсов; ориентироваться и определять свое местонахождение; совершать переходы в различных климатогеографических зонах; грамотно применять средства эвакуации на борт спасательного воздушного судна и действовать на территории, контролируемой противником8.

Обретение специальных профессиональных компетенций эффективно достигается в том числе в ходе подготовки экипажей к выживанию. С этой целью используется методика ситуативно-образной психорегули-

рующей тренировки, разработанная М.И. Марьиным9. Предложенная методика предполагает мысленное воспроизведение экстремальной ситуации, вариантов ее развития, совершаемых действий и эмоционального фона деятельности. С помощью такой тренировки летчик как бы воспринимает реальную экстремальную ситуацию глазами ее участника.

Выявлено, что результат проведения подобных занятий зависит от описания боевой ситуации, используемой в тренировке. Поэтому банк описаний боевых и экстремальных ситуаций должен постоянно пополняться. С экстремальными ситуациями должны знакомиться все летчики на этапе подготовки к выполнению боевых задач и психологи, участвующие в обеспечении их деятельности. Все это играет важную роль в психологической подготовке, так как, знакомясь с опытом других, летчик формирует внутреннюю готовность к деятельности в случае попадания в сходные обстоятельства.

Психологическая подготовка летного состава специалистами психологической службы предусматривает формирование, развитие и активизацию у летчиков профессионально важных для летной деятельности психологических качеств, и в первую очередь — психологическую готовность и способность сохранять эмоционально-волевую устойчивость в аварийной ситуации.

Реализуя психологическую подготовку на трех уровнях (базовом, специфическом и конкретно-целевом), специалисты психологической службы дифференцируют ее цели, задачи и способы и наполняют психологическим содержанием мероприятия согласно их направленности.

В многочисленных исследованиях убедительно доказана зависимость профессионализации от уровня развития качеств личности, соответству-

ющих требованиям выполняемой деятельности (Е.А. Климов, К.К. Платонов, В.А. Пономаренко, В.Д. Шадри-ков и др.). Термин «профессионально важные качества» (ПВК), которым обозначаются особенности человека, непосредственно включенные в процесс реализации профессиональной деятельности и обеспечивающие эффективность ее выполнения, впервые появился в рамках психологии труда в связи с необходимостью профессионального отбора.

Основными видами профессиональной деятельности специалистов психологической службы авиационных формирований являются: психодиагностическая, психопрофилактическая, просветительская и практическая (консультативная и реабилитационная).

Научно-практический анализ деятельности военных авиационных психологов показал, что командование некоторых авиационных частей считает основным их предназначением диагностику психического состояния военнослужащих срочной службы, выполняющих задачи с боевым оружием (караульная служба), а также курсантов на начальном этапе летной подготовки. Происходит смещение акцентов и размываются приоритеты работы с летным составом.

Среди многообразия задач, стоящих перед специалистами психологической службы авиационных формирований, ведущим следует признать практическое направление. Психологическое консультирование как прикладной аспект профессиональной деятельности психолога ВКС является достаточно эффективным инструментом создания условий для осознания военным летчиком собственных психологических проблем, снятия психического напряжения, коррекции поведенческих моделей. Тонкости его проведения в рамках должностных обязанностей требуют

акцентирования внимания специалиста на более глубоком изучении теоретических концептуальных положений о природе человека, возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, психотехнологий воздействия на личность и сознание консультируемых летчиков10.

Психологическая реабилитация направлена на нейтрализацию воздействия психотравмирующих факторов, нарушающих адекватное функционирование психических функций и вызывающих отклонения от норм в поведении военнослужащих.

Таким образом, сосредоточение основных усилий военных авиационных психологов на практическом направлении позволяет обеспечивать психологическое сопровождение летной деятельности.

По мнению Н.Н. Аминова, М.В. Молоканова, для психологов-практиков характерны коммуникативная компетентность, адекватная самооценка, осознанная организация и регуляция деятельности, активность и уверенность в себе, способность глубоко и точно понимать особенности внутреннего мира партнера по общению11.

Профессионально важные качества специалиста психологической службы ВКС со всей определенностью включают реалистичную самооценку, развитые коммуникативные и организаторские способности, эмпатию, способность к активному слушанию, ответственность, устойчивость к неопределенности, аутентичность, реалистичный уровень притязаний и др.

Кроме ПВК, психолог системы обеспечения профессиональной деятельности военных летчиков должен обладать специфичными компетенциями и уметь: проводить профессиональную деятельность в соответствии с профессионально-этическими нормами деятельности психолога; подбирать соответствующие методы

и методики психологического исследования личности военного летчика; использовать методы математической статистики при обработке эмпирических результатов плановых психофизиологических обследований; выявлять психологические феномены функционирования и развития психики летчика с позиций психологических теорий, концепций и подходов, существующих в отечественной и зарубежной науке; использовать знания основных концепций личности, социального поведения, психологии индивидуальных различий, психологии летного труда при анализе результатов психодиагностического исследования и составлении психолого-педагогической характеристики на личность летчика; решать проблемы нарушения социализации (дезадаптация, депривация, девиация) на разных этапах профессионального становления и профессиональной реализации; формулировать цель и задачи, подбирать соответствующие методы, формы и техники консультативной работы согласно запросу консультируемого лица летного состава.

Профессионально важные качества военно-авиационного психолога как диагноста, практика и консультанта существенно отличаются от ПВК других специалистов психологического профиля, таких, к примеру, как педагог или исследователь. Поэтому программой подготовки психологов на сборах предусматривалась оценка профессионально важных качеств, востребованных деятельностью, с применением методики «Шкала самооценки». Для изучения коммуникативных и эмпирических исследований использовались батареи тестов: «Организаторские умения», «Умение слушать», «Шкала тревоги (В.Г. Норакидзе)»12.

По результатам проведенной работы выявлено, что значительная часть респондентов уверены в себе, адек-

ватно реагируют на критику; имеют высокоразвитые коммуникативные и организаторские умения и навык активного слушания, устойчивы к неудачам и не боятся трудностей.

Незначительная часть осознает свои «проблемные» места и время от времени подстраивается под мнение других людей, имеет невысокий уровень коммуникативных и организа-

Интерпретация полученных результатов позволяет выявить узкие места и нерешенные вопросы, которые сдерживают совершенствование методики и содержания деятельности специалистов психологической службы авиационных формирований.

Установлено, что часть респондентов проходит этап должностной адаптации и окончательно не определилась с профессионально-личностными целями. Недостаток опыта работы в должности в совокупности с вышеперечисленными результатами психологического обследования выражаются в повышенной трево-

торских умений, а также активного слушания, избегает трудностей и боится неудач.

Достаточно показательным в плане понимания социально-психологической атмосферы, в которой выполняют свои профессиональные обязанности военные авиационные психологи, служат ответы на вопросы нижеследующей анкеты (табл.).

жности как следствие боязни совершения ошибки. При этом 91,6 % участников сборов считают себя освоившими специфику и особенности задач, решаемых авиационными формированиями, и место военного авиационного психолога в их психологическом сопровождении, но только 66,6 % считают себя состоявшимися специалистами. Следовательно, теоретическое знание еще не означает наличие профессиональных навыков.

Большим стимулом для любого практика является позитивная оценка его усилий со стороны руководства

Таблица

Военный авиационный психолог: роль и место в организации психологического сопровождения летной деятельности

№ Утверждение Ответы, %

п/п Да Нет Не уверен

1 Я ощущаю себя состоявшимся военным авиационным психологом 66,6 8,4 25,0

2 Я освоил специфику и особенности задач, решаемых авиационными формированиями, и место военного авиационного психолога в их психологическом сопровождении 91,6 — 8,4

3 Командование и летный состав с пониманием относятся к деятельности военного авиационного психолога 66,6 8,4 25,0

4 Меня часто используют не по моему прямому профессиональному предназначению — 91,6 8,4

5 К военному авиационному психологу обращаются летчики, которые испытывают психологические затруднения 66,6 8,4 25,0

6 В моем распоряжении имеется кабинет, оборудованный для работы с летным составом 41,6 58,4 —

7 Есть офицеры, которые скептически относятся к деятельности военного авиационного психолога 83,2 8,4 8,4

и летного состава. 66,6 % респондентов реализуют свои задачи именно в таких условиях, поэтому к ним и обращаются летчики, которые испытывают психологические затруднения. Однако, по мнению большей части опрошенных, встречаются офицеры, которые скептически относятся к деятельности военного авиационного психолога. Недооценка возможностей психологической практики связана, возможно, с низким уровнем психологической культуры в целом, а она формируется у будущих летчиков в стенах летного училища.

К нерешенным вопросам можно отнести: недостаточную оснащенность оргтехникой, отсутствие специально оборудованного помещения для проведения психологической работы (58,4 % респондентов), засилье «бумажной» работы, морально устаревшую «батарею» диагностических тестов и методик, отсутствие современной специальной литературы (то, что имеется в наличии, относится

к 60—80-м годам прошлого столетия), низкий уровень заработной платы (оклад в 7500 рублей в месяц) у гражданского персонала при высокой ответственности и большом объеме решаемых задач.

В заключение можно отметить, что создание службы специалистов психологической службы авиационных формирований не должно исчерпываться изданием соответствующего нормативного акта. Безусловно, он создает правовую основу психологической работы с обозначением прав и обязанностей специалиста в этой области в рамках Министерства обороны Российской Федерации, но это только начало. Департаменту психологической работы следует сосредоточиться на учебно-методическом и материально-техническом обеспечении деятельности низовых подразделений психологической службы, а также вернуть самостоятельный статус учебной дисциплине «Психология летного труда» в военных авиационных училищах летчиков.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 2016. С. 84.

2 Бучельников О.Ю., Беспалая С.Г., Дорофеев С.П. Мотивация профессионального становления курсантов авиационного училища летчиков в период теоретической подготовки // Военная Мысль. 2021. № 4. С. 150—156.

3 Там же.

4 Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 1995. С. 4.

5 Наставление по поисково-спасательной службе. М., 1990. С. 73.

6 Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. С. 12.

7 Там же. С. 74.

8 Там же. С. 76.

9 Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних войск в экстремальных условиях / под ред. М.И. Марьина. М., 2000.

10 Щербакова Е.А., Бондарь Т.В. Теория и практика психологического консультирования в условиях профессиональной подготовки (на примере подготовки военного летчика). Методическое пособие / под общ. ред. д-ра психол. наук, проф. Л.Н. Ожиговой. Краснодар: КВВАУЛ, 2018. 130 с.

11 Аминов Н.Н., Молоканов М.В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1—2. С. 20—25.

12 Психология личности. Опросники, методики, тесты / авторы-составители: к.п.н., доцент Н.В. Киршева и Н.В. Рябчи-кова. М.: Геликон, 1995. 220 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.