Научная статья на тему 'МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ В ПЕРИОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ В ПЕРИОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Военная мысль
ВАК
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА / ПРИЧИНЫ ОТЧИСЛЕНИЯ / ВРАЧЕБНО-ЛЕТНАЯ КОМИССИЯ (ВЛК)

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бучельников Олег Юрьевич, Беспалая Светлана Геннадьевна, Дорофеев Сергей Петрович

Исследуется мотивация профессионального становления курсантов авиационного училища летчиков как военного летчика в период их теоретической подготовки в училище.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бучельников Олег Юрьевич, Беспалая Светлана Геннадьевна, Дорофеев Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL MOTIVATION OF PILOT SCHOOL CADETS DURING THEORETICAL TRAINING

The paper looks at the professional motivation of pilot school cadets who are to become military pilots during their theoretical training.

Текст научной работы на тему «МОТИВАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННОГО УЧИЛИЩА ЛЕТЧИКОВ В ПЕРИОД ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Мотивация профессионального

становления курсантов авиационного училища летчиков в период теоретической подготовки

Полковник О.Ю. БУЧЕЛЬНИКОВ, кандидат военных наук

Подполковник запаса С.Г. БЕСПАЛАЯ, кандидат психологических наук

Подполковник в отставке С.П. ДОРОФЕЕВ, кандидат психологических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Исследуется мотивация профессионального становления курсантов авиационного училища летчиков как военного летчика в период их теоретической подготовки в училище.

The paper looks at the professional motivation of pilot school cadets who are to become military pilots during their theoretical training.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Мотивация, профессиональное становление, ценностные ориентации, теоретическое обучение, профессионально важные качества, причины отчисления, врачебно-летная комиссия (ВЛК).

Motivation, professional formation, value orientation, theoretical training, professionally important qualities, reasons for dismissal.

В ПСИХОЛОГИИ понятие «мотивация» понимается как высшая форма психической детерминации поведения личности, ие-рархизированная совокупность мотивов, побуждающих и направляющих деятельность1.

Мотивация к летному труду предполагает поступление в военное образовательное учреждение соответствующего профиля, достижение требуемого уровня обученности в теории и на практике, любовь к своей профессии, стремление совершенствоваться в ней и достигать высоких уровней мастерства. По известному образному выражению, «путь в небо» для большинства российских военных летчиков сегодня начинается в Краснодарском высшем военном

авиационном училище летчиков им. Героя Советского Союза А.К. Серова (далее КВВАУЛ), в котором курсанты проходят теоретическую подготовку и овладевают навыками управления летательными аппаратами в ходе летной практики.

Многоаспектный профиль подготовки военных кадров занимает одно из ведущих мест в исследованиях военных ученых и экспертов. Научные разработки охватывают широкий диапазон направлений подготовки

личного состава и его профессионального становления. Вскрываются психологические ресурсы военного образования в развитии профессионально важных качеств летного состава2. Рассматриваются проблемы подготовки курсантов выпускных курсов вузов к будущей профессиональной деятельности в рамках вуза на заключительных этапах подготовки3. Обосновывается необходимость согласования содержания, технологий и направленности обучения в высшем военном учебном заведении и воинской части4.

Понятие «профессиональное становление», используемое в рамках военно-психологических исследований, характеризует этапы освоения профессии, начиная с начальных курсов обучения в высшем военном учебном заведении (далее ввуз) и продолжается на первичных должностях в строевых частях.

Анализ литературы по психологии профессионального становления в армейских условиях обнаруживает противоречие между значительным количеством работ в этом направлении и отсутствием психологических исследований, связанных с мотива-

Многоаспектный профиль подготовки военных кадров занимает одно из ведущих мест в исследованиях военных ученых и экспертов. Научные разработки охватывают широкий диапазон направлений подготовки личного состава

и его профессионального становления. Вскрываются психологические ресурсы военного образования в развитии профессионально важных качеств летного состава.

цией теоретического обучения в вву-зе как фактора профессионального становления. По нашему мнению, это связано с недооценкой начального этапа обучения, который рассматривается как предварительный (до начала летной практики) или, другими словами, малозначимый в плане профессионального роста. Вместе с тем, по мнению В.Д. Шадрикова, «чем техничнее» деятельность, тем больше будут сдвинуты временные границы проявления фазы специализации в сторону младших возрастных периодов зрелости5, что соответствует периоду обучения в ввузе. Подобной точки зрения придерживается и В.А. Пономаренко, который считает, что «профессиональная подготовка» есть «продолжение развития профессионально важных качеств личности и организма, полученных молодым человеком в доармейской жизни», а основная задача военных педагогов — формировать центральный интерес личности к воинской службе6 (в условиях авиационного училища летчиков — к летной деятельности).

Для устранения отмеченного противоречия преподавателями кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин (далее ГСЭД) КВВАУЛ разработана программа и проведено эмпирическое исследование особенностей мотивации профессионального становления курсантов в период теоретической подготовки. Программа предусматривала изучение мотивов их поступления в училище, место теоретического обучения в ценностных ориентациях курсантов и анализ их отчисляемости.

На первом этапе исследования в процессе реализации составной части плановой научно-исследовательской работы (далее НИР) «Формирование новой имиджевой стратегии Министерства обороны Российской Федерации» сотрудниками кафедры ГСЭД проведен опрос среди абиту-

риентов и курсантов второго курса. Исследование проводилось на добровольной основе, анонимно. В числе опрошенных 435 человек: 133 абитуриента и 302 курсанта. Из общего числа выданных бланков 15 по разным причинам признаны недостоверными.

Анкета включала пять пунктов. Одно из заданий сформулировано следующим образом: «Укажите причину поступления в данное учебное заведение». Реакции респондентов

В группе респондентов с устойчивой мотивацией преобладали индикаторы выбора профессии: «желание стать военным летчиком», «стать защитником Отечества», «продолжить семейные традиции», «продолжить династию военных», «участвовать в боевых действиях», «стать хорошим специалистом», «стать космонавтом». В подобных фразах просматривается опора на сформированные ценностные ориентации в получении образования, психологическая готовность достичь поставленной цели и добиться высоких результатов в будущей профессиональной деятельности. Таким образом, речь идет о мотивах, имеющих социальную направленность, связанных с вооруженной защитой Родины, стремлением принести пользу народу.

Респонденты (абитуриенты и курсанты) с неустойчивой мотивацией объясняют свое поступление в ввуз либо абстрактными фразами «желание испытать свои возможности», «добиться успеха в жизни», «военная

оценивались по степени выраженности профессиональных намерений и распределились по трем группам: «устойчивая мотивация», «неустойчивая мотивация», «нет мотивации».

Анализ анкет (табл.) показал, что представления о причинах поступления в КВВАУЛ и у курсантов, и у абитуриентов варьируется от твердых убеждений до игнорирования ответа на поставленный вопрос.

романтика», «мечта», «пора в армию», либо суждениями, свидетельствующими о привлекательности внешней стороны деятельности: «престижность профессии», «интересная профессия», «высокая зарплата», «стабильный заработок», «хорошее расположение вуза». В данном случае мы встречаемся с мотивами, не имеющими под собой социально значимого фундамента, а следовательно, и продуманного решения, которое свидетельствовало бы о серьезности профессионального самоопределения.

Отсутствие мотивации мы связывали с такими репликами, как «поступил по настоянию родителей», «не знаю», «так получилось», «был глуп», «случайно», «в другой военный вуз не взяли». Получается, что часть курсантов 2-го курса оказались в стенах училища по воле случая и одна четверть абитуриентов не отдают себе отчет о своем намерении поступить в него. В последующем это негативно сказывается как на процессе адаптации к воинской службе, так и на результатах учебы.

Таблица

Распределение мотиваций респондентов при поступлении в КВВАУЛ

^Респонденты Мотивация Абитуриенты, % Курсанты, %

Устойчивая 53 76

Неустойчивая 26 18

Отсутствует 21 6

Обращает на себя внимание тот факт, что социально-психологический климат в училище, взаимоотношения командиров и педагогов с курсантами, сам процесс обучения корректируют первоначальное содержание мотивов поступления в ввуз. Это подтверждается снижением процентного содержания курсантов с отсутствием мотивации поступления в училище до 6 % по сравнению с 21 % у абитуриентов.

Следующий этап исследования предполагал выявить отношение курсантов к теоретическому обучению. Для выявления психологических особенностей профессионального становления курсантов второго курса на этапе теоретического обучения нами проведено эмпирическое исследование. Основным методом исследования определен опрос, в котором приняли участие 445 обучаемых (18—20 лет). В качестве стимульного материала выступало утверждение: «Моя

будущая карьера военного летчика напрямую зависит от сдачи зачетов и экзаменов». Подтекст подсознательно ориентирован на выявление ценностных ориентаций относительно теоретической подготовки.

Опрос носил открытый характер. Курсантам предоставлялась возможность прокомментировать вышеупомянутое высказывание и дать общую оценку в виде: «согласен», «не совсем согласен», «не согласен». При этом следует отметить, что курсанты дали подробные и откровенные пояснения на предложенную тему с элементами анализа и обобщения. Только 3 респондента из общего числа не захотели назвать фамилии и ответили анонимно. Опрос выявил следующие результаты (рис. 1): «согласен» — 256 респондентов, или 57,50 %; «не совсем согласен» — 117 респондентов, или 26,30 %; «не согласен» — 72 респондента, или 16,20 % от числа опрошенных.

Рис. 1. Результаты оценки курсантами значения теоретической подготовки для будущей карьеры военного летчика

Рассуждения курсантов и их аргументация относительно той или иной позиции не сводились к однозначным ответам и носили развернутый характер.

Большинство респондентов выразили мнение, что успешная сдача зачетов и экзаменов — это необходимость, так как «от успеваемости зависит будущий карьерный рост», «успешная сдача зачетов и экзаменов является составляющей частью профессионализма будущего летчика»,

«хорошо учиться означает получить хорошее распределение», «неуспевающих курсантов не допустят к полетам», теоретические знания вместе с тем «помогают формированию практических навыков и умений». Следовательно, теоретическая подготовка в представлении большей части обучаемых о профессиональном становлении, рассматривается как средство его достижения. Вместе с тем можно предположить, что лояльность некоторых курсантов отно-

сительно содержания анализируемого тезиса, продиктована, возможно, социальной ролью и стремлением проявить солидарность с официальной позицией, заявленной в опросе.

Во второй по численности группе курсантов превалировало суждение о том, что наряду с теоретической подготовкой важным являются «хорошее здоровье и положительные качества личности», «волевые качества, способность принимать ответственные решения», поскольку «объем знаний по теории не гарантирует летную пригодность» или «можно подготовиться и сдать на удовлетворяющую тебя оценку и забыть». При этом респонденты нередко выражают мнение, что трудно однозначно согласиться с предложенным утверждением ввиду целого ряда субъективных обстоятельств: момент «везения» на зачете или экзамене — можно вытянуть «легкий» билет, «оценка — не показатель подготовленности курсанта, можно и списать». Таким образом, респонденты вроде бы и соглашаются с предложенным тезисом, но не безоговорочно, а с известной долей сомнения, что говорит о попытках проявить самостоятельность в выборе собственной точки зрения. Можно предположить, что мотивационная составляющая профессионального становления наполняется новым содержанием, в котором теоретические знания не занимают доминирующее положение.

Отрицательная позиция у 16,20 % опрошенных курсантов подкреплялась соображениями: «можно быть «круглым» отличником, но не чувствовать самолета», «не все предметы, изучаемые в училище, влияют на карьеру летчика», «главное практические умения и навыки», «некоторые предметы не важны и не нужны», «ни одна карьера не зависит от формальности», «зубрежка не обеспечивает грамотных действий на практике». Противопоставление практической

Преподавателям кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин КВВАУЛ разработана программа и проведено эмпирическое исследование особенностей мотивации профессионального становления курсантов в период теоретической подготовки.

Программа предусматривала изучение мотивов поступления в училище, место теоретического

обучения в ценностных ориентациях курсантов и анализ их отчисляемости.

стороны летного труда теоретическим знаниям характерно для курсантов, имеющих слабую успеваемость по дисциплинам, изучаемым на 1—3-м курсах. В этом случае срабатывают механизмы психологической защиты, позволяющие сохранить самооценку и, возможно, повысить ее в недалеком будущем.

На третьем этапе исследования авторами статьи проведен анализ материалов научно-исследовательского отдела Краснодарского ВВАУЛ, посвященный изучению динамики и причин отчисляемости курсантов 1—5 курсов (всего обследовано 1703 курсантов). Гистограмма (рис. 2) наглядно демонстрирует рост процента отчисленных курсантов с 1-го по 5-й курс. Динамика отчисления курсантов позволяет предположить, что первые романтические ожидания, побудившие молодых людей поступить в летный вуз, вступают в противоречие с необходимостью адаптироваться к условиям воинской службы, осваивать основы теоретических дисциплин самого широкого профиля в течение трех лет. Ряд курсантов не справляются с увеличением психологических и физических нагрузок, повышается уровень напряженности, связанный с сомнениями о допуске к полетам по разного рода причинам.

Рис. 2. Динамика отчисления курсантов (по состоянию на 31.05.2018 г.)

12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

11,20%

/ 8,90%

I

5,30%

2,60%

0,80% л

2013 года 2014 года 2015 года 2016 года 2017 года набора набора набора набора набора 5 курс 4 курс 3 курс 2 курс 1 курс

Основными причинами отчисления курсантов из училища являются: недисциплинированность — н/д, нежелание — н/ж, неуспеваемость — н/у, состояние здоровья — ВЛК, не-

зависящие от него причины — НП, другие причины — др. Относительная доля отчисленных курсантов по той или иной причине показана на рисунке 3.

Рис. 3. Основные причины отчисления курсантов из училища

Летный труд предъявляет повышенные требования к уровню физического здоровья, поэтому отчисление по ВЛК (33,80 %) вполне закономерно. К началу летной практики не всем курсантам удается подойти в надлежащей физической форме: возможны упущения в работе ВЛК на этапе поступления в училище (что выявляется позднее) или проблемы со здоровьем, приобретенные в процессе обучения. Отчисление по нежеланию (31,10 %) говорит об осознании молодым человеком ошибки в выборе профессии. Оборотная сторона нежелания учиться — случаи нарушения воинской дисциплины (20 %). Если прибавить к двум вышеперечисленным причинам отчисление по неуспеваемости (11,10 %), то в сумме получаем 62,20 %. Этот показатель наглядно демонстрирует негативную позицию большей части отчисленных курсантов к теоретическим аспектам обучения в авиационном училище летчиков.

Таким образом, исследование, проведенное сотрудниками кафедры ГСЭД КВВАУЛ, показало, что большинство обучающихся курсантов самостоятельно и осознанно выбирают профессию военного летчика. Вместе с тем не выявлено прямой зависимости между этапом теоретического обучения в училище и мотивацией профессионального становления. Мотивация профессионального становления определяется не столько внешними усло-

Динамика отчисления курсантов позволяет предположить, что первые романтические ожидания, побудившие молодых людей поступить в летный вуз, вступают в противоречие с необходимостью адаптироваться

к условиям воинской службы, осваивать основы теоретических дисциплин самого широкого профиля в течение трех лет.

виями, сколько внутренними предпосылками. Только тогда, когда учебная деятельность приобретает личностный смысл, формируется развитая рефлексия профессионала. Среди курсантов наблюдаются существенные различия относительно значимости теоретического обучения. Тем не менее результаты промежуточной аттестации подтверждают факт старательного отношения курсантов к приобретению знаний и сдаче зачетов и экзаменов. Представленные в статье результаты исследований и выводы по ним говорят о необходимости продолжения работы по изучению мотивационной сферы курсанта летного училища в период теоретической подготовки (до начала полетов) в целях повышения качества профессиональной подготовки летного состава для Воздушно-космических сил России и снижения уровня отчисляемости курсантов по нежеланию, недисциплинированности и неуспеваемости.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. М.: Наука, 1988. С. 68.

2 Жданько И.М., Ворона А.А., Запечни-кова И.В., Булавин В.В. Профессионально важные качества как средство повышения профессиональной деятельности летного состава // Военная Мысль. 2017. № 9. С. 87—93.

3 Деркач А.А., Селезнева Е.В., Михайлов О.В. Готовность к деятельности как

акмеологический феномен: монография. М.: Изд-во РАГС, 2008. С. 3—27.

4 Королев Л.М. Психологическое обеспечение профессионального становления молодого летного состава бомбардировочной авиации: дис. ... канд. психол. наук. Монино: ВВА, 1998.

5 Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995. С. 72.

6 Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. М.: ПЕР СЭ, 2004. С. 71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.