Научная статья на тему 'Особенности становления и развития гостиничного бизнеса'

Особенности становления и развития гостиничного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1119
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанджян М.А.

В условиях интеграции, туризм оказывает существенное влияние на развитие экономики целых стран и регионов. Индустрия туризма превратилась в эффективную и высокодоходную отрасль. Одним из основных факторов влияющих на формование данной отрасли является развитие гостиничного бизнеса. В статье рассмотрены особенности становления и развития гостиничного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности становления и развития гостиничного бизнеса»

4. Национальный доклад по корпоративному управлению. - Вып. 2 -М.: Национальный совет по корпоративному управлению, 2009. - 280 с.

5. Национальный доклад по корпоративному управлению. - Вып. 3 -М.: Национальный совет по корпоративному управлению, 2010. - 312 с.

6. Осипенко О.В. Злоупотребление правами акционера: сущность, формы, профилактика. - М.: ИНФРА-М, 2008.

7. Пособие по корпоративному управлению: в 6 т. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

8. Совет директоров как мировой стандарт корпоративного управления компанией / Под ред. И.В. Беликова. - М.: Эксмо, 2008.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА

© Казанджян М.А.*

Российско-Армянский (Славянский) государственный университет, Республика Армения, г. Ереван

В условиях интеграции, туризм оказывает существенное влияние на развитие экономики целых стран и регионов. Индустрия туризма превратилась в эффективную и высокодоходную отрасль. Одним из основных факторов влияющих на формование данной отрасли является развитие гостиничного бизнеса. В статье рассмотрены особенности становления и развития гостиничного бизнеса.

Возникновение и развитие гостиничного хозяйства тесно переплетено с историей развития общества. Первые гостевые предприятия - прообразы современных гостиниц, как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей, возникли в далеком прошлом - более чем за 2 тыс. лет до н.э. - в древневосточной цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили развитие таверны и хоспитеумы - это родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и артистов, паломников и странников. Однако, толчок к развитию частных постоялых дворов и таверн был дан лишь в позднее Средневековье. Так, в Англии в 1530-х гг. король Генрих VIII перевел церковную собственность в светскую, и странствующие уже не могли больше рассчитывать на бесплатный постой в монастырях и были вынуждены останавливаться на частных постоялых дворах.

Слово «отель» зародилось в XVIII в. во Франции. «Перебравшись» через Ламанш, он приобрел тот смысл, который имеет и по сей день. Перво-

* Аспирант кафедры Управления.

начально отелем именовали многоквартирное здание, в котором квартиры сдавались на месяц, на неделю и даже на один день. Скоро этот термин широко распространился и в Америке - большинство таверн быстро переименовали в отели, что, по мнению владельцев, придавало им французский шик.

Принято считать, что Соединенные Штаты Америки являются родиной большинства нововведений в сфере технического оснащения гостиниц. Потребность в гостиницах в этой стране всегда была очень велика в силу непрерывного потока иммигрантов, которые нуждались во временном размещении, а непрекращающийся спрос способствовал бурному развитию гостиничного бизнеса. Второй причиной быстрого развития отельного бизнеса в США было то, что в отличие от европейских стран, в ней не было аристократических дворцов, где можно было бы проводить балы и другие «общественные мероприятия». Гостиницы и стали местом проведения этих мероприятий. Для этого в них специально строился зал. Гостиничный бизнес в США долгое время был одним из самых популярных. Достаточно сказать, что президенты США Дж. Вашингтон и А. Линкольн были владельцами таверн.

В 1794 г в США была открыта первая гостиница - 70-комнатный «Сити-отель» (City Hotel) на Бродвее в Нью-Йорке. В 1829 г. в Бостоне открылся отель «Тремонт» (Tremont Hotel) - первый в США отель первого класса с коридорами, регистратурой (reception), замками на дверях номеров (двухместных и одноместных) и даже с бесплатным мылом для гостей. Это событие и положило начало гостиничному буму в этой стране. В середине XIX в. в стране действовал первый отель с центральным отоплением. К концу XIX в. были распространены два типа гостиниц. Одни были большими и роскошными, а некоторые из них являлись просто архитектурными шедеврами - с просторными вестибюлями, залами для балов. Они располагали всеми возможными в то время удобствами - лифтом, туалетами, электрическим освещением и др. Другие, маленькие и устаревшие, предлагали услуги по низким ценам [2].

Значительный вклад в развитие гостиничного дела внес швейцарец Цезарь Ритц (Cezar Ritz); его имя до сих пор носит одна из самых знаменитых и дорогих европейских гостиничных сетей, хотя сам Ц. Ритц не владел ни одним отелем и всю жизнь был лишь наемным управляющим. Швейцарец Цезарь Ритц и американец Элсворт Статлер (Ellsworth Milton Statler) были фанатами гостиничного бизнеса. Из наиболее известных нововведений Ц. Ритца можно отметить появление оркестра в ресторане отеля. Во времена Ритца оркестр играл музыку Штрауса. Благодаря музыке посетители дольше оставались за столами, что, естественно, повышало доходы от продажи напитков. Ритц Ц. долго экспериментировал с освещением в ресторане отеля, добиваясь того, чтобы драгоценности на дамах «заиграли» [3].

Статлер Э. предложил устанавливать в гостиничном номере большое зеркало, лампочки над кроватями, выключатель рядом с дверью, при нем в

номерах появились телефоны, канцелярская бумага; он же ввел униформу для гостиничного персонала. Он был автором идеи попарного размещения номеров при строительстве гостиниц. Номера стали располагать симметрично относительно вертикальных сантехнических труб, общих для двух номеров, что дало значительную экономию средств. Кроме того, именно Э. Статлер придумал лозунг «Клиент всегда прав», который и в настоящее время служит основой «научного» подхода к обслуживанию.

Индустрия гостеприимства превращается в важную отрасль. Строительством гостиниц, подготовкой кадров, вопросами ценообразования начинают заниматься гостиничные объединения, синдикаты, акционерные общества, корпорации. Наиболее заметными среди них были Лондонский синдикат владельцев гостиниц.

В конце XIX - начале XX вв. в крупных городах Европы и Америки появились роскошные (пятизвездочные в современной терминологии) гостиницы, рассчитанные на удовлетворение спроса со стороны новых миллионеров и старой знати, для которых путешествия стали модным времяпрепровождением. В 20-х гг. XX в. из крупных нововведений в гостиничном бизнесе следует назвать появление мотеля как принципиально нового типа предприятия сферы гостеприимства, рассчитанного на ночлег не только постояльца, но и его автомобиля

В послевоенный период получают широкое распространение международные гостиничные цепи. Первая международная гостиничная цепь Hilton была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Пан Америкэн» (Pan American). Совершая полеты в страны Латинской Америки, компания обнаружила, что в них нет гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены. Возникла идея в этих странах построить отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Например, отель «Хилтон» (Hilton) в Аргентине по сервису не должен был отличаться от отеля «Хилтон» в Нью-Йорке.

В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных цепей. Среди них можно упомянуть «Холидей Инн» (Holiday Inn), «Чойс» (Choice), «Бест Вестерн» (Best Western), «Марриотт» (Marriott), «Хилтон» (Hilton), «Шератон» (Sheraton), «Айат» (Hyatt) и др

Сегодня, с точки зрения бизнеса, гостиничное предприятие является предприятием по производству и предоставлению услуг коммерческого гостеприимства, которое предлагает свои удобства и сервис потребителю. То есть функциональное назначение услуг заключается в том, что гостиница призвана создать комфортабельные условия для размещения гостя и предоставить ему ряд дополнительных услуг [1, 6].

К разновидностям гостиничных предприятий относятся: гостиницы, мотели, кемпинги, туристские базы, пансионаты, туристские общежития и др. По международным рекомендациям средства размещения подразделяются на четыре группы:

- гостиницы и аналогичные предприятия;

- коммерческие и социальные предприятия размещения;

- специализированные средства размещения;

- частные туристские средства размещения.

Гостиничная индустрия - бизнес, направленный на обеспечение приезжих людей жильем, питанием, а также на организацию их досуга. Для всех гостиниц предусмотрены общие обязательные требования: наличие условий для размещения, питания, бытового обслуживания. Кроме основных услуг, современные гостиницы представляют широкий спектр дополнительных: развлекательные, спортивные, оздоровительные, торговые и т.д.

Спецификой гостиничного хозяйства является то, что здесь создаются услуги нематериального характера, которые предоставляются непосредственно потребителям. С точки зрения бизнеса гостиница является коммерческим производством, предлагающим на рынке свой товарный продукт в виде услуги (комплекса услуг).

Характерные особенности гостиничного продукта:

- одновременность производства и потребления;

- взаимодействие при покупке производителя и потребителя на территории производителя при их непосредственном контакте (зависимость качества гостиничного продукта от персонала гостиницы);

- неизмеримость гостиничного продукта. Услуга оценивается только после предоставления и не всегда сразу;

- невозможность производства гостиничного продукта впрок, складирования, хранения;

- непостоянство спроса на гостиничный продукт (сезонные колебания) при больших - ежегодных постоянных затратах (не зависящих от количества клиентов) и относительно низких переменных затратах (зависящих от клиентов) [2].

Роль гостиничного бизнеса в современной экономике постоянно растет и меняется, происходит его внутренняя перестройка. Современный гостиничный бизнес как экономическое явление:

- имеет индустриальную форму;

- выступает в виде гостиничного продукта и услуг, которые не могут накапливаться и транспортироваться;

- создает новые рабочие места и выступает зачастую пионером освоения новых районов и способствует ускоренному развитию национальной экономики;

- выступает как механизм перераспределения национального дохода в пользу стран, специализирующихся в гостиничном бизнесе;

- является мультипликатором роста национального дохода, занятости и развития местной инфраструктуры и роста уровня жизни местного населения;

- характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью инвестиций;

- выступает как эффективное средство охраны природы и культурного наследия, поскольку именно эти элементы составляют основу его ресурсной базы;

- совместим практически со всеми отраслями хозяйства и видами деятельности человека, поскольку именно их дифференциация и дискретность и создают ту разность потенциалов рекреационной среды, которая вызывает потребности людей к перемене мест и познанию [4, 5].

Таким образом, гостиничный бизнес способен оказывать активное влияние на экономику региона (или страны), в котором он развивается, на его хозяйственную, социальную и гуманитарную основы. В настоящее время модели экономического воздействия гостиничного бизнеса на сферу экономики намного усложнились и базируются не на теоретических концепциях и гипотезах, а на статистических данных, которые складываются исходя из критерий дифференциации гостиниц.

Классификация гостиниц - это определение соответствия конкретной гостиницы и номеров критериям или стандартам обслуживания. Принятая в каждой стране классификация содержит категорию разрядности, которая является качественным параметром стандарта. Разрядность гостиницы влияет на ее престиж, формирование клиентуры, стоимость гостиничных услуг и др. Классификация гостиниц регламентируется на межнациональном и национальном уровнях, а также в рамках гостиничных цепей, ассоциаций, союзов.

Введению единой классификации гостиниц в мире препятствуют установившиеся национальные традиции, культурно-исторические различия государств, критерии качества и др.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 систем классификации гостиниц, причем в каждой стране приняты свои национальные стандарты.

Наиболее распространенной системой классификации является, так называемая система звезд, предполагающая пять категорий гостиниц. Данная система используется во Франции, Австрии, Турции, Египте и др. Чем выше звездность гостиницы, тем шире набор услуг, который она может предложить своим клиентам. Минимальные требования на присвоение одной из категории:

- количество комнат;

- общие помещения;

- оборудование отеля;

- комфортность жилья;

- обслуживания;

- доступность инвалидам и лицам с ограниченной подвижностью [4].

Кроме традиционных звезд существуют системы «букв» и «корон». В Греции пользуется популярностью буквенная система классификации, хотя на фасадах гостиниц можно увидеть и привычные звезды. Все греческие гостиницы делятся на четыре категории: A, B, C, D. Гостиницы категории А соответствуют четырехзвездочному уровню, B - трехзвездному, C - двух-звездному. Гостиницам высшей категории в Греции нередко присуждается категория «de Luxe» [7].

Классификация итальянских гостиниц достаточно запутанная, официальной «звездной» шкалы в стране нет. Согласно принятым в Италии нормам, гостиницы классифицируются на три категории: первую категорию условно можно отнести к четырехзвездной; вторую категорию - к трехзвездной, третью категорию - к двухзвездной.

В Китае внедрена 5-звездочная классификация для комфортабельных отелей, хотя в стране существует своя специфическая шкала: хостелы (постоялые дворы) типа студенческих общежитий (zhaodaisuo), дома для гостей (binguan), и наиболее комфортабельные и престижные - «винные дома» (jindian).

Согласно немецкой классификации, гостиничные предприятия подразделяются на 5 классов. С целью гармонизации с Европейской системой здесь сразу же предусматривается соответствие каждого класса определенному количеству звезд:

- туристский класс - «1 звезда»;

- стандартный класс - «2 звезды»;

- комфортный класс - «3 звезды»;

- первый класс - «4 звезды»;

- люкс - «5 звезд».

Мальдивы представлены комфортабельными средствами размещения, которые подразделяются на категории: «standard», «de luxe», «junior suite», «presidential suite».

5-звездочная система сохранилась на Мальте наряду с внедрением новой национальной системы, разделяющей отели на три категории: золотая, серебряная, бронзовая.

В мировой практике имеются случаи, когда в пределах одной страны существует несколько систем классификаций. Например, в Великобритании наряду с системой «корон» используется классификация, предложенная Ассоциацией британских турагентств, - Britich Travel Authority (ВТА):

- бюджетные гостиницы (1 звезда) расположены в центральной части города и имеют минимум удобств;

- гостиницы туристского класса (2 звезды) располагают баром и рестораном;

- гостиницы среднего класса (3 звезды) имеют достаточно высокий уровень обслуживания;

- гостиницы первого класса (4 звезды) предлагают очень высокое качество проживания и отличный уровень обслуживания;

- гостиницы высшей категории (5 звезд) имеют уровень обслуживания и проживания экстра-класса [2].

Таким образом, для каждой страны характерна своя классификация гостиниц и гостиницы, относящиеся к одной категории, но расположенные в разных странах, имеют существенные различия.

Подводя итоги, можно утверждать, что в современном мире гостиничная индустрия рассматривается как социально-экономическое явление: рынок услуг существует в единстве с товарным рынком и является одной из его разновидностей, развивающейся в рамках общих законов рыночной экономики и подчиняющейся этим законам. Вместе с тем он имеет ряд специфических черт, обусловливающих особый подход к предпринимательской и маркетинговой деятельности, призванной обеспечить удовлетворение спроса на услуги.

Выделим основные тенденции развития гостиничного бизнеса:

- распространение сферы интересов гостиничного бизнеса на продукты и услуги, ранее предоставляемые предприятиями других отраслей (например, организации питания, досуга, развлечений, выставочной деятельности и др.);

- развитие демократизации гостиничной индустрии, способствующей повышению доступности гостиничных услуг для массового потребителя;

- усиление специализации гостиничного бизнеса, позволяющей более четко ориентироваться на определенные сегменты потребителей с учетом различных признаков;

- глобализация и концентрация гостиничного бизнеса;

- персонификация обслуживания и полная концентрация на запросах и потребностях клиентов;

- широкое внедрение новых средств коммуникации и информационных технологий, позволяющее проводить глубокую и системную экономическую диагностику;

- внедрение новых технологий в деловую стратегию гостиничных предприятий, в частности широкое использование сети Интернет с целью продвижения гостиничных продуктов и услуг.

Основными задачами в сфере гостиничного бизнеса становятся создание конкурентных преимуществ и повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры через умение найти своего клиента, поиск и создание новых путей развития, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг.

Список литературы:

1. Интернет-газета «Деловой туризм Казахстана». - 2010.

2. Интернет-газета «Horeca». - 2010.

3. Уокер Д.Р. Введение в гостеприимство. - М.: Финансы и статистика, 2003.

4. Квартальнов В.А. Туризм: учебник. - М.: Финансы и статистика, 2001.

5. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Тарифная политика гостиничных предприятий. - К.: Знания, 2005.

6. Котлер Ф., Боуен Д., Мейкенз Д. Маркетинг: гостеприимство и туризм. - М.: Юнити, 2002.

7. Лесник А.П., Мацицкий И.П., Чернышев A.B. Организация и управление гостиничным бизнесом. - М.: Инфра, 2006.

НЕОБХОДИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕХАНИЗМОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА

© Метановская Н.Н.*, Евграфова Л.Е.4

Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск

В статье рассматривается современное состояние рыбохозяйствен-ного комплекса, анализируются проблемы, существующие в отрасли, предлагаются возможные пути решения. Особое внимание уделено вопросу использования механизмов стратегического управления.

Рыбохозяйственный комплекс России является неотделимой частью мирового рыбного хозяйства. Он представляет собой многоплановую хозяйственную синтетическую систему, состоящую из органически взаимосвязанных, но весьма разнородных и сложных элементов. Рассматриваемая система включает в себя следующие элементы:

- наука, биологические исследования, оценка состояния сырьевой базы и определение допустимого вылова;

- научно-исследовательский, поисковый и добывающий флот;

- приемно-транспортный, рыбоохранный, буксирно-спасательный, танкеры и другой вспомогательный флот;

- порты, холодильники и рыбообрабатывающие предприятия;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- рыбоводные заводы, нерестово-выростные хозяйства;

- рыбопитомники, прудовые, озерные и индивидуальные хозяйства по выращиванию товарной рыбы;

- система охраны и воспроизводства рыбных запасов;

* Старший преподаватель кафедры Менеджмента, коммерции, маркетинга и рекламы, кандидат экономических наук.

* Старший преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.