ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
АНОПЧЕНКО Т.Ю.,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected];
МУРАВЬЕВА Н.Н.,
кандидат экономических наук, старший преподаватель, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Гостиничный бизнес является неотъемлемой частью индустрии гостеприимства и туристического бизнеса, это подтверждается тем, что в настоящее время большое значение и влияние на гостиничные предприятия локальных мест, в частности, города Ростова-на-Дону оказывает туристическая отрасль в целом.
Ключевые слова: туризм; путешествие; гостиница; хостел; отель; мини-отели; индустрия туризма.
Hotel business is an integral part of the hospitality industry and tourism business, it is confirmed by the fact that at present the importance and impact on the local hotel business areas, in particular the city of Rostov-on-Don has a tourist industry as a whole.
Keywords: tourism; travel; hotel; hostel; hotel; mini-hotels; the tourism industry.
Коды классификатора JEL: L83.
Эволюция гостиничного дела напрямую связана с развитием туризма в том или ином регионе. Эту однозначную зависимость нетрудно проследить в самом понятии «туризм». Туризм предполагает перемещение в иную страну или местность, временное проживание за пределами собственного дома. Очевидно, что появление новых туристических направлений мгновенно приводит к строительству отелей, развитию гостиничной инфраструктуры в различных регионах планеты.
Французское слово «туризм» (tourisme, от tour — прогулка, поездка) вошло в современный обиход сравнительно недавно, придя на смену понятию «путешествие». В свою очередь «путешествие — передвижение по какой-либо территории, акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями»
В глобальном мире, где политические, экономические и культурные связи между странами и регионами становятся все более тесными, туризм превратился в одну из важнейших отраслей мирового хозяйства.
Рассмотрим этапность развития туризма как направления экономики.
Туризм в современном понимании—массовый туризм—возник в середине XIX в. (первые массовые поездки, организованные Томасом Куком в 1841 г. в Англии). Однако следует учитывать и более древний опыт — с древнейших времен путешественники отправлялись в дорогу с познавательными, торговыми, военными, спортивными, религиозными и другими целями, пользовались услугами предприятий гостеприимства, где путешествующим оказывались услуги питания и размещения.
В современной литературе принято различать следующие этапы развития туризма и становления гостиничной индустрии:
Таблица 1
Этапы развития туризма и становления гостиничной индустрии1
Периодизация Этап развития Характеристика
До начала XIX в. Предыстория туризма Древний мир: формирование сети постоялых дворов на территории Римской империи, развитие системы караван-сараев на Востоке. Средневековье: распространение религиозных путешествий. Эпоха Великих географических открытий: зарождение предприятий гостеприимства.
XIX - XX вв. (период между двумя мировыми войнами) Элитарный туризм Зарождение специализированных предприятий по производству туристических услуг (Первая мировая война). Начало становления социального, массового туризма.
Современный этап (после Второй мировой войны) Массовый туризм Формирование туристской индустрии как межотраслевого комплекса по производству товаров и услуг для туризма, оптимизация и совершенствование территориальной структуры, появление международных гостиничных сетей.
1 Составлено авторами по материалам А. Г. Семеновой, Р. А. Браймера и др.
© Т.Ю. Анопченко, Н.Н. Муравьева, 2012
АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО И ГОСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА
63
Анализ характеристик представленных в таблице 1. этапов позволяет сделать следующие выводы:
Первая мировая война, Великая депрессия 30-х годов и Вторая мировая война существенно замедлили развитие туристической и гостиничной индустрии во всем мире. Многие владельцы отелей в США во время Великой депрессии не смогли расплатиться по кредитам, строительство новых гостиниц практически прекратилось на несколько десятилетий. Лишь в Германии с приходом к власти национал-социалистов наблюдалась обратная тенденция, а именно: руководство страны того периода пропагандировало здоровый образ жизни и активный массовый отдых. Именно в Германии впервые появляются хостелы — недорогие гостиницы без дополнительных удобств, предоставляющие спальное место на короткий срок. Несмотря на английское происхождение слова «hostel» — общежитие, хостелы ориентированы в основном на молодежь и людей со скромным достатком, в номерах одновременно проживает несколько человек. В послевоенной Западной Европе гостиницы в основном были ориентированы на американских туристов, прием которых являлся существенным источником долларовых поступлений. В США же широкое распространение получают мотели, рассчитанные на туристов-автолюбителей. Можно сказать, они становятся частью американской субкультуры — американского автомобильного туризма.
Рост общественного благосостояния и сокращение рабочего времени в развитых странах делают туризм по-настоящему массовым, а развитие транспорта (воздушного, железно- и автодорожного) существенно увеличивает мобильность населения. В то же время увеличивается число поездок с целью установления деловых связей.
Массовый спрос на туристические услуги приводит к формированию мощной индустрии отдыха. Предприятия размещения (гостиницы, отели, дома отдыха и т. д.) принято относить к субъектам туриндустрии. При этом сама индустрия туризма представляет собой многоотраслевой производственный комплекс, занимающийся воспроизводством условий для путешествий и отдыха, т.е. производством туристского продукта. Происходит постепенная трансформация гостиничного дела из индустрии малых предприятий, находящихся в частной собственности и управляющихся на независимой основе, в современную индустрию с разнообразными способами владения и управления: франчайзинг, партнерство, аренда и управление по контракту. В условиях глобализации все большее значение приобретают крупные гостиничные сети, владеющие отелями по всему миру, а туристический продукт становится все более стандартизированным. В то же время важны оригинальный подход к клиенту, оригинальность предоставляемого тура.
Можно говорить о настоящем гостиничном буме конца XIX в.: наряду с роскошными пятизвездочными отелями строятся разнообразные пансионаты, дома отдыха, кемпинги и туристические базы. Постепенно и гостиницы более низкого класса повышают стандарты качества услуг и комфортабельности, во многом благодаря всевозрастающей конкуренции на рынке. Не так давно, в составе российской делегации на Международную космическую станцию отправился первый турист. Многие информагентства уже сообщили о планируемом открытии первой в мире космической гостиницы к 2012 г. Туристическая компания построит гостиницу в нескольких десятках километров от Земли, которая, возможно, станет самым дорогим предприятием индустрии гостеприимства и туризма за всю историю. В настоящее время отправкой туристов в космос уже занимается компания Space Adventures.
Анализ рыночного предложения в городе Ростове-на-Дону позволил выявить, что потребность Ростова в гостиницах высока. По оценкам специалистов, городу необходимо 8 000 номеров, в то время как сегодня номерной фонд Ростова составляет около 3 500 мест.
Рост деловой активности в Ростове-на-Дону сопровождается ростом в гостиничной сфере бизнеса. Но рост этот неравномерен. Так, «гиганты» ростовского гостиничного бизнеса — «Ростов», «Дон-Плаза», «Турист» — не могут наращивать номерной фонд. Они могут только развивать услуги и совершенствовать сервис. Прирост числа номеров этого фонда может быть очень незначительным и только в пределах реконструкции существующих площадей. Так, недавно завершил крупную реконструкцию отель «Дон- Плаза». Проводят поэтапную реконструкцию и гостиница «Ростов», и гостиница «Турист». Однако масштабы такой реконструкции невелики, на работу гостиницы в целом она никак не влияет и обычно даже не афишируется отельерами.
Дольше всех существующая и сама большая в городе — гостиница «Ростов». Ее вместительность — более 300 номеров. Исторически удачное месторасположение (с этого места можно попасть практически в любой конец города), удобные подъездные пути (особенно после завершения реконструкции перекрестка Буденновский — Красноармейская) являются ее преимуществом.
В «Дон-Плазе» (бывший «Интурист») 240 мест, на сегодняшний день это единственный четырехзвездочный отель в городе. «Дон-Плаза» не так давно завершил, масштабную реконструкцию на нескольких этажах.
Гостиница «Турист» также удобно расположена, но несколько дальше от центра. Однако нахождение рядом с выставочным центром, на перекрестке дорог, ведущих в промзону и в центр города, способствуют ее популярности.
Расширяться эти гостиницы уже не могут — то же расположение, удобное для проживания приезжающих, является препятствием для наращивания площади и не позволяет достраивать помещения. Поэтому такие гостиницы борются за качество услуг и за количество «звезд» рядом с наименованием своего отеля.
По оценке Министерства экономики и внешнеэкономических связей, пик загруженности гостиничного фонда Ростова приходится обычно на будние дни. Это значит, что перспективы развития гостиничного бизнеса можно связывать в основном с деловой активностью. Туризм «для отдыха», экскурсии и семейный отдых — не столь перспективное направление в гостиничном рынке Ростова.
За последние несколько лет в городе достаточно бурно начала развиваться ниша мини-отелей. Такой отель, располагающий обычно небольшим номерным фондом (от 20 до 50 мест), обладает, тем не менее, своими преимуществами. Во-первых, благодаря небольшой площади он расширяется география расположения (может появиться практически в любой части города). Во-вторых, он также может оставаться конкурентоспособным с меньшими затратами, нежели крупный
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 2
64
Т.Ю. АНОПЧЕНКО, Н.Н. МУРАВЬЕВА
отель. В-третьих, он привлекает инвесторов: бизнес достаточно высокорентабелен, вложенные средства возвращаются в среднем через два года.
В большинстве случаев мини-отели — это семейный бизнес. Количество персонала обычно ограничено, и при меньшем количестве клиентов, гостей, один сотрудник мини-отеля должен разбираться в нескольких направлениях работы. Нехватка кадров — это на сегодняшний день главная беда не только маленьких, но и больших гостиниц.
Внедрение новых специальностей в вузах даст отдачу только через несколько лет, пока же отельеры предпочитают обучать персонал «без отрыва от производства».
Не смотря на то, что мини-отели активно развиваются, а крупные гостиницы активно реконструируются, будущее гостиничного бизнеса принадлежит крупным инвесторам.
Сравнивая развитие этой сферы в регионе и на западе, можно отметить, что в Германии, Италии, Франции выставочный комплекс всегда включает в себя элементы инфраструктуры, в том числе и гостиницу. Поскольку выставки и форумы являются обычно центральными событиями и поводами для деловых поездок, логично проживание гостей города неподалеку или на территории выставочного комплекса. Недавно завершилось строительство и была введена в эксплуатацию трехзвездочная гостиница, принадлежащая компании «ВертолЭкспо».
Внимание к отелям Ростова проявляют мировые сети. Так, сеть Radisson активно участвовала в реконструкции гостиницы «Московская». В ближайшее время Ростову предстоит приход сети отелей Hilton. А недавно о строительстве пятизвездочного отеля под управлением мировой сети Hyatt в Ростове-на-Дону заявило руководство «Дон-Плаза». Это второй в России отель Hyatt. Количество номеров в отеле — 200. Стоимость строительства составляет около $50 млн, общая стоимость инвестиционного проекта — $150 млн. Новый пятизвездочный отель должен быть введен в эксплуатацию к 2010 г.
Готовы инвестировать в ростовские гостиницы и мировые сети. Так, Hilton и Radisson рассматривают Ростов как инвестиционную площадку. Radisson уже является владельцем гостиницы «Московская», еще одного старейшего гостиничного бренда города. Radisson же принадлежит гостиница «Евразия» на набережной. Hilton только присматривается к Югу России.
Таким образом, можно отметить, что гостиничное дело напрямую связано с развитием туризма в том или ином регионе, кроме этого новые технологии, развитие средств передвижения продолжают способствовать росту туристической и гостиничной индустрии. Путешествия становятся все более удобными, быстрыми и безопасными, а ассортимент предоставляемых услуг неуклонно растет, поражая своим разнообразием. История индустрии гостеприимства теснейшим образом переплетена не только с историей туризма и путешествий, но и с историей развития человеческой цивилизации в целом: в ней присутствуют и революционные изменения, и периоды затишья. Доля туризма в мировой торговле постоянно возрастает. Можно сказать, что число туристов и путешественников не только определяется благосостоянием людей, их социальным положением, межстрановыми и межкультурными отношениями, но и во все большей степени определяет их.
ЛИТЕРАТУРА
1. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства: Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2007. 224 с.
2. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 1063 с.
3. Руденко А.М., Довгалева М.А. Психология социально-культурного сервиса и туризма. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 256 с.