Научная статья на тему 'Современные тенденции развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры туризма'

Современные тенденции развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2538
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ГОСТИНИЧНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ТУРИЗМА / ОТЕЛИ / ИНТЕГРАЦИЯ ОТЕЛЕЙ / ГОСТИНИЧНЫЕ ЦЕПИ / ФРАНЧАЙЗИНГ / ГОСТИНИЧНЫЕ КОНСОРЦИУМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕЛЬ РИТЦА / РИТЦА МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ УИЛЬСОНА / УИЛЬСОНА МОДЕЛЬ / ГОСТИНИЧНЫЕ БРЕНДЫ / ГОСТИНИЧНЫЙ КОНСАЛТИНГ / ГОСТИНИЧНЫЙ БРОКЕРИДЖ / ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ГОСТИНИЦ / ИНТЕГРАЦИЯ ГОСТИНИЦ / УПРАВЛЕНИЕ ПО КОНТРАКТУ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Евреинов Олег Борисович

Рассмотрены способы развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры туризма интеграция отелей, появление гостиничных цепей в форме управления по контракту и через договор франчайзинга, создание гостиничных консорциумов и семейств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development and improvement of hotel infrastructure of tourism caused by the objective necessity. One of the manifestations of this process is the integration of the hotels and the emergence of hotel chains in the form of control on a contract basis and through a franchising agreement, the creation of hotel consortiums and families.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры туризма»



УДК 332

О.Б. Евреинов

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСТИНИЧНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТУРИЗМА

Объектов гостиничной инфраструктуры туризма, отвечающих международным стандартам, в крупных российских городах слишком мало. Недостаточный уровень развития гостиничного хозяйства страны является главным тормозом развития въездного и внутреннего туризма. Решение этой проблемы связано, прежде всего, с привлечением инвестиций, использованием зарубежного опыта развития и совершенствования управления гостиничным хозяйством.

Актуальность рассмотрения проблемы дальнейшего развития гостиничного хозяйства как важнейшего компонента инфраструктуры туризма обусловлена тем, что обеспечение его конкурентоспособности нуждается в теоретическом осмыслении особенностей функционирования в современных условиях и создании эффективного организационно-экономического механизма управления. Вместе с тем эти вопросы недостаточно изучены.

Проведенный в ходе исследования анализ позволил выявить современные тенденции развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры. Так, в настоящее время в мировой и отечественной гостиничной индустрии прослеживаются интеграция и централизация управления, расширение ассортимента и качества услуг, активное внедрение инновационного менеджмента. Практически все гостиничные цепи мира, испытывая на себе постоянное давление жесткой конкурентной борьбы, ищут любые возможности для укрепления своего положения на рынке.

Сегодня мировая гостиничная инфраструктура насчитывает около 350 тыс. комфортабельных гостиниц, располагающих более чем 14 млн номеров (26 млн мест). При этом количество номеров за последние 20 лет ежегодно возрастает в среднем на 3-4 %, что свидетельствует о значительной динамике роста средств разме-

щения туристов [11]. Средняя загрузка гостиниц мира составила 67,7 %, средний доход на номер -84,4 долл. США [7].

Объем российского гостиничного рынка превышает 2,5 млрд долл. США. При этом доля России в мировой индустрии гостеприимства составляет всего 1 %. В нашей стране насчитывается более 13 тыс. гостиничных номеров, которые соответствуют международным стандартам, 10 тыс. из них находятся в Москве, еще 1,5 тыс. - в Санкт-Петербурге и всего лишь 1,5 тыс. - в других городах России. Общий номерной фонд составляет 599 тыс. единиц. При этом современный гостиничный рынок российских регионов на 80 % формируется гостиницами старой постройки советской эпохи и нуждается в новых отелях, оборудованных в соответствии с современными требованиями, в основном, трехзвездочного класса [3].

Проведенный анализ состояния дел в гостиничной инфраструктуре позволил выявить следующие тенденции в ее развитии. Это, во-первых, внедрение новых технологий, которые делают выполнение стандартных операционных процедур возможным в онлайновом режиме 24 часа в сутки. Новые технологии позволят создать системы управления доходом и принимать ценовые решения. Во-вторых, интеграция -поглощение либо слияние корпораций друг с другом. Происходит также сегментирование -приспособление гостиничных предприятий к потребностям и материальным возможностям различных категорий клиентов (т. е. появление в гостиничных сетях 2-, 3-, 4- и 5-звездочных гостиниц). Появились специализированные отели, например бизнес-отели, отели для долговременного проживания (отели квартирного типа или АраЛашеп^, дома-гостиницы для пожилых людей и инвалидов. В-третьих, отели объединяются с индустрией развлечений [5].

Под влиянием финансово-экономического кризиса произошло снижение доходности отелей в среднем на 15-20 %. Поэтому интеграционные процессы в сфере гостиничного хозяйства направлены, прежде всего, на обеспечение стабильной загрузки гостиницы. Интеграция привела к созданию более 300 гостиничных цепей, вышедших за рамки национальных границ. На их долю приходится более 7 млн номеров из почти 14 млн (более 50 % гостиничных номеров в мире). Многие гостиничные цепи постоянно расширяют территорию своей деятельности [7]. Гостиничные цепи обладают несомненными преимуществами по сравнению с независимыми гостиницами, так как способствуют обеспечению мировых стандартов организации производства и обслуживания туристов.

В организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела, и первая - модель Ритца. Основная ставка в этих гостиницах делается на европейские традиции изысканности и аристократизма. Сегодня эта модель переживает кризис. Модель Уильсона отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50 % гостиничных номеров в мире. Третья модель - «независимые» гостиничные цепочки - ассоциации, которые под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг независимо от страны расположения. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность. Возможно и сочетание второй модели с третьей. При вступлении в цепь гостиница совсем необязательно должна стать ее собственностью. Гостиницам предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Гостиничное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре

Таблица 1

Основные десять международных гостиничных цепей [2]

Страна нахождения штаб-квартиры

Головной холдинг (подразделение) Число номеров

Hospitaliti Franchise System Blanstone Part. США 490 000

Holiday Inn World wide Англия 386 323

Best Western International США 295 305

Accor Франция 279 145

Choice Hotel International США 271812

Marriott International 251 425

ITT Sheraton Corp. 130 528

Promus Corp. 105 930

Hilton Hotel Corp. - 101 000

Carlson Hospitality World wide» - 91 177

компенсацию. В табл. 1 приведены основные десять гостиничных цепей мировой гостиничной индустрии.

Под международными брендами в России работают десятки отелей, а их уровень проникновения оценивается уже на уровне более 7 %. Отели, представляющие в России международные гостиничные сети, сконцентрированы, в основном, в Москве и Санкт-Петербурге, это, в основном, гостиницы четырех- и пятизвездочные. На повестке дня внедрение гостиничных сетей в регионы и в известные туристские центры России. За последние годы новые отели под западными брендами появились только в немногих городах России: Калининграде, Воронеже, Ростове-на-Дону, Перми, Челябинске, Тюмени.

В международной практике наиболее распространенными формами управления предприятиями гостеприимства, относящимися к гостиничным цепям, являются управление по контракту и управление через договор франчайзинга. Получили распространение и другие организационные формы управления: акционерные общества (АО), совместные предприя-

^шаучно»техниче£кие«ведом2£Ти«СПбГПУ.1'.2012..Экономиче£кие.науки

тия, консорциумы и т. д., отличающиеся содержанием и пропорциями функций, структурой и степенью централизации управления.

Франчайзинг как специфическая разновидность договора определяет требования к внешнему виду гостиничных зданий, интерьеру номеров, холлов и других помещений, количеству номеров и предлагаемым услугам, уровню обслуживания. Стоимость франчайзинга рассчитывается по индивидуальным графикам и может составлять от 1,5 до 5 % с оборота плюс 10-15 долл. США за каждое бронирование. От присоединения к признанной международной марке в большей степени выигрывают владельцы отелей, так как они получают определенное место на рынке. Франчайзинг предоставляет право подключения к международным системам бронирования, доступ к службе международной гостиничной справки, гарантированные стандарты качества обслуживания и др. Форма управления предприятиями индустрии гостеприимства через договор франчайзинга является одной из наиболее перспективных. В России она используется пока еще мало.

Среди основных форм управления предприятиями индустрии гостеприимства, получивших широкое распространение, выделяется управление по контракту. Преимущества управления по контракту для владельца предприятия состоят в том, что управляющая компания или менеджер обычно не владеют долей имущества, существует свобода выбора управляющей компании или менеджера, владелец гостиницы имеет возможность осуществления инвестиций в предприятие независимо от мнения управляющего, владельцу принадлежит вся прибыль за вычетом управленческого вознаграждения.

Между сетевыми и независимыми гостиницами в крупных мегаполисах существует сильная конкуренция. Для того чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных и франчайзинговых цепей, независимые гостиницы объединяются в гостиничные консорциумы, выигрывая от экономии в масштабе при маркетинге, приобретении оборудования, объединении в компьютерную систему бронирования. Главное преимущество консорциумов состоит в том, что их члены приобретают уже

всем известную на международном рынке торговую марку. Консорциумы в отличие от гостиничных цепей не могут контролировать качество гостиничного продукта и ценовую политику отелей [4].

Концепция гостиничного консорциума в последние годы стала очень популярной, и число консорциумов значительно возросло. Самый крупный гостиничный консорциум в мире - американская цепь «Бест Вестерн Интернейшнл», насчитывающая 3350 гостиниц и 270 тыс. номеров. Стоимость членства в этом международном гостиничном консорциуме составляет 1 % оборота после уплаты налогов. В Европе Франция является самым большим владельцем гостиничных консорциумов. Двадцать консорциумов разного объема составляют четверть всех отелей страны. В Великобритании объединенные в консорциумы гостиницы обеспечивают 60 % общего предложения гостиничных номеров, т. е. четвертую часть рынка.

Помимо объединения в консорциумы и интегрированные цепи гостиницы создают различные семейства. Качество предоставляемых услуг в них контролируется независимыми комиссиями. Два самых крупных семейства объединяют 500 отелей по всему миру, обслуживающих клиентов с различным достатком. Многие отели входят одновременно в разные семейства.

В России пока мало полноценных национальных гостиничных цепей. Те объединения, которые существуют в стране сегодня, правильнее называть консорциумами или «добровольными гостиничными цепями». Гостиницы, являясь членами такого консорциума, платят взносы в единый фонд, который идет на объединенную рекламную и маркетинговую деятельность. Полностью сохраняется финансово-экономическая и управленческая самостоятельность гостиниц.

Представляется, что российским гостиницам, принимающим западных туристов, желательно иметь представительство в глобальных системах резервирования, которым принадлежит более 90 % рынка. Их терминалы установлены в более чем 400 тыс. турагентств по всему миру [9].

Таблица 2

Текущий номерной фонд Санкт-Петербурга

(по состоянию на ноябрь 2011 г.) [8]

Общие тенденции, которые проявляются в мировом гостиничном бизнесе, проявляются и в Санкт-Петербурге. В 2005 г. Правительством Санкт-Петербурга была принята Программа размещения объектов гостиничной инфраструктуры [6]. В результате ее реализации номерной фонд города стал расти достаточно высокими темпами. Характеристика текущего номерного фонда Санкт-Петербурга представлена в табл. 2.

Важно отметить, что не только растет номерной фонд города, но и повышается качество предоставляемых услуг. Потенциал петербургского гостиничного рынка очень высок. На каждые 1000 жителей приходится всего семь мест в гостиницах. В европейских столицах этот показатель достигает 30-40 мест [10]. Если сравнивать гостиничный рынок Санкт-Петербурга с крупными европейскими городами, то Северной столице необходимо еще как минимум 40 тыс. номеров.

В конце 2008 г. под влиянием финансово-экономического кризиса резко снизилась загрузка отелей. В то же время менее всего от кризиса пострадали международные сети, такие как Park Inn, Sokos, IBIS, Holliday Inn. У подобных компаний есть «финансовая подушка» на самый непредвиденный случай. Независимым отелям гораздо тяжелее, так как у них нет таких возможностей по привлечению финансирования.

В последние годы возрос интерес к Санкт-Петербургу со стороны крупных мировых гос-

тиничных операторов. В городе действует 17 крупных гостиниц, управляемых международными операторами (26 % общегородского номерного фонда). Самым большим номерным фондом в настоящее время обладает Rezidor SAS - 2204 номера (37 %) номерного фонда, находящегося под управлением крупных сетевых операторов. Далее следуют Sokotel -881 номеров (15 %) и Intercontinental Hotels Group - 557 номеров (9 %). В городе появились новые сетевые операторы и бренды, например гостиницы финской корпорации SOK [1].

На рынок Петербурга выходят новые услуги - гостиничный консалтинг и брокеридж. Эксперт по консалтингу решает вопросы управленческой, экономической, финансовой и инвестиционной деятельности гостиницы, а также проблемы оптимизации общего функционирования объекта, ведет исследования и осуществляет прогнозирование действий конкурентов, динамику цен и т. д.

Гостиничный брокеридж - это по сути также консалтинговая услуга. Как правило, к ней компании обращаются, когда существует определенный барьер: языковой, географический и в том случае, когда необходим посредник, который хорошо знаком с местным рынком гостиничной недвижимости. По оценкам специалистов на сегодняшнем российском рынке гостиничный консалтинг и брокеридж имеют хорошее будущее. Безусловно привлекательными и перспективными для развития данного сегмента коммерческой недвижимости являются регионы, особенно с точки зрения международных гостиничных операторов. Таким образом, данная услуга, скорее всего, будет востребована в первую очередь в российских регионах.

В настоящее время основными направлениями развития и совершенствования гостиничной инфраструктуры наряду с увеличением количества и качества отелей становятся повышение конкурентоспособности, создание стабильной клиентуры, постоянное обновление собственной политики с учетом динамично развивающегося рынка гостиничных услуг, формирование принципов управления гостиничным бизнесом.

Класс гостиницы Количество гостиниц/номеров

Пятизвездочная 15/23ll

Четырехзвездочная Зб/l524

Трехзвездочная 101/94l8

Двухзвездочная 11l/52б3

Однозвездочная 44 / 82l

Мини-гостиница 331/2б12

Всего б44/28081

Научно-технические ведомости СПбГПУ 1' 2012. Экономические науки

Проведенный анализ деятельности интегрированных гостиничных структур дает основание полагать, что в силу особенностей функционирования в рыночных условиях оптимально сформированные гостиничные цепи за счет объединения ресурсов, в частности финансовых, являются более конкурентоспособными по сравнению

с «одиночными» гостиницами и в перспективе наиболее жизнестойкими. При этом в рамках российской экономики требуется формирование комплекса менеджмента и маркетинга гостиничных цепей в условиях неопределенности рыночной ситуации и предпринимательского риска субъектов гостиничного бизнеса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. В петербургских отелях в 2009 году не поднимали цены 06.08.2009 г. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ratanews.ru/hotels/hotels_ 6082009_1.stm (дата обращения: 06.12.2011).

2. Глобальные и локальные гостиничные цепи. 26 марта 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:www.turbooks.ru/stati/gostinichnyjj-restorannyjj-biznes/ 210-globalnye-i-lokalnye-gostinichnye-cepi.html (дата обращения: 16.12.2011).

3. Гостиничный бизнес в России под влиянием кризиса: текущее состояние и перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: //www.equipnet. ru/market_review.php?cat = 26&review = 1262 (дата обращения: 18.12.2011).

4. Морозова, М.А. Инновационные процессы в организации управления средствами размещения на современном этапе [Текст] / М.А. Морозова // Проблемы современной экономики. - 2009. - № 2(30).

5. Перспективы развития мирового гостиничного бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.polina.in/2008/02/16/perspektivy-razvitija-mirovogo. html (дата обращения: 17.12.2011).

6. О Программе размещения объектов гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге [Текст] :

Пост. Правительства Санкт-Петербурга № 1268 от 06.07.2004 г.

7. Развитие мирового гостиничного комплекса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www. turbooks.ru/stati/gostinichnyjj-restorannyjj-biznes/401-raz-vitie-mirovogo-gostinichnogo-kompleksa.html (дата обращения: 20.12.2011).

8. Реализация программы «Развитие гостиничной инфраструктуры в Санкт-Петербурге» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hotelinvest.ru/ (дата обращения: 10.10.2011 г.).

9. Рогачев, А.Ф. Гостиничный маркетинг и конкурентоспособность сегодня [Электронный ресурс] / А.Ф. Рогачев, И.В. Скопина // Бизнес. - № 105. - Режим доступа: http://www.catalog.horeca.ru/newspaper/business/107 (дата обращения: 16.12.2011).

10. Современное состояние гостиничного бизнеса в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.polina.in/2008/02/16/sovremennoe-sostojanie-gostinichnogo.html (дата обращения: 12.12.2011).

11. Современное состояние мирового гостиничного хозяйства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.polina.in/2008/02/16/sovremennoe-sostojanie-mirovogo.html (дата обращения: 14.12.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.