Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА)'

ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ МЕНЬШИНСТВА / РЕЛИГИОЗНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / СТАРООБРЯДЧЕСТВО / СТАРОВЕРИЕ / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКАЯ ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВНАЯ ПОМОРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Симонов И.В.

Старообрядческие средства массовой информации в Российской Федерации имеют много общих черт со СМИ Русской Православной Церкви Московского Патриархата. При этом они отличаются гораздо меньшей численностью, что объясняется небольшой величиной старообрядческого конфессионального сообщества по сравнению с сообществом РПЦ МП. У старообрядцев отсутствуют радио и телевизионные медиа. Старообрядческие медиа в России характеризуются апологетико- миссионерскими чертами, сосредоточенностью на собственной конфессии, стремлением преодолеть «нишевый» характер религиозных СМИ, вниманием к историческим темам и связям с зарубежными единоверцами, критикой Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Их особенностью является открытость для обсуждения своих внутрицерковных проблем. Характерными материалами, наряду с богословскими статьями, являются статьи о священнослужителях, церковных активистах, рядовых верующих, зарисовки старообрядческого быта, материалы о старинных религиозных традициях и преданности своей вере в меняющемся мире. На характер старообрядческих СМИ влияет организационный плюрализм старообрядчества: наличие трех организационных центров, представляющих субконфессии старообрядчества, имеющие отличия в традициях, религиозной практике и отдельных нюансах вероучения (Российская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь). Самые развитые СМИ имеет Российская Православная старообрядческая Церковь. Наиболее активный и развивающийся сегмент старообрядческих медиа - интернет-СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE MASS MEDIA OF RELIGIOUS MINORITIES IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE OLD BELIEVERS)

The Old Believers' mass media in the Russian Federation have many common features with the mass media of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate. At the same time, they differ in much smaller numbers, which is explained by the small size of the Old Believer confessional community compared to the community of the ROC MP. The Old Believers do not have radio and television media. The Old Believers' media in Russia are characterized by apologetic and missionary traits, focus on their own denomination, the desire to overcome the "niche" nature of religious media, attention to historical topics and ties with foreign co- religionists, criticism of The Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate. Their peculiarity is openness to discuss their internal church problems. The nature of the Old Believers' media is influenced by the organizational pluralism of the Old Believers. Characteristic materials, along with theological articles, are articles about clergymen, church activists, ordinary believers, sketches of Old Believer life, materials about ancient religious traditions and devotion to their faith in a changing world. The nature of the Old Believers' media is influenced by the organizational pluralism of the Old Believers: the presence of three organizational centers representing the Old Believers' sub-confessions, which have differences in traditions, religious practice and certain nuances of the creed (The Russian Orthodox Old Believer Church, The Russian Old Orthodox Church, The Pomorian Old Orthodox Church.). The Russian Orthodox Old Believer Church has the most developed media. The most active and developing segment of the Old Believers' media is the Internet media.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА)»

ОСОБЕННОСТИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ РЕЛИГИОЗНЫХ МЕНЬШИНСТВ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВА)

И.В. Симонов, канд. филос. наук, доцент

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (Россия, г. Нижний Новгород)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-3-2-84-89

Аннотация. Старообрядческие средства массовой информации в Российской Федерации имеют много общих черт со СМИ Русской Православной Церкви Московского Патриархата. При этом они отличаются гораздо меньшей численностью, что объясняется небольшой величиной старообрядческого конфессионального сообщества по сравнению с сообществом РПЦМП. У старообрядцев отсутствуют радио и телевизионные медиа.

Старообрядческие медиа в России характеризуются апологетико- миссионерскими чертами, сосредоточенностью на собственной конфессии, стремлением преодолеть «нишевый» характер религиозных СМИ, вниманием к историческим темам и связям с зарубежными единоверцами, критикой Русской Православной Церкви Московского Патриархата. Их особенностью является открытость для обсуждения своих внутрицерковных проблем.

Характерными материалами, наряду с богословскими статьями, являются статьи о священнослужителях, церковных активистах, рядовых верующих, зарисовки старообрядческого быта, материалы о старинных религиозных традициях и преданности своей вере в меняющемся мире. На характер старообрядческих СМИ влияет организационный плюрализм старообрядчества: наличие трех организационных центров, представляющих субконфессии старообрядчества, имеющие отличия в традициях, религиозной практике и отдельных нюансах вероучения (Российская Православная старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь). Самые развитые СМИ имеет Российская Православная старообрядческая Церковь.

Наиболее активный и развивающийся сегмент старообрядческих медиа - интернет-СМИ.

Ключевые слова: религия, религиозные меньшинства, религиозные средства массовой информации, старообрядчество, староверие, Русская Православная Старообрядческая Церковь, Русская Древлеправославная Церковь, Древлеправославная Поморская Церковь.

История религиозной прессы в нашей стране отражает все сложные повороты её истории. После 1929 года, когда государственная власть перешла от избирательных репрессий против религиозных организаций (в основном, в отношении Православной Церкви) к общему наступлению на все конфессии без исключения, в СССР практически исчезли полноценные религиозные средства массовой информации. Ситуация принципиально не изменилась и после поворота государственно-конфессиональной политики в 1943 году: массовые религиозные СМИ в период между 1943 годом и началом антирелигиозной кампании 1958 года не возникли. До начала «пе-

рестройки» в СССР выходило мизерное количество религиозных периодических изданий: «Журнал Московской Патриархии» Русской Православной Церкви, «Братский вестник» Всесоюзного совета евангельских христиан-баптистов, журнал «Мусульмане Советского Востока» Духовного управления мусульман Средней Азии и Казахстана и нек.др. Они публиковали, в первую очередь, официальные информационные сообщения, сугубо религиозно-богословские материалы и проповеди, тщательно избегая острых общественно-политических тем и публицистичности вообще. У старообрядцев СССР было единственное печатное периодическое из-

дание, которое не являлось полноценным СМИ: «Старообрядческий церковный календарь», выходивший в журнальном формате один раз в год.

Положение дел начало меняться в конце 1980-х годов, и в настоящее время, через три десятилетия после отказа от курса государственного атеизма, есть основания утверждать, что религиозные СМИ в России возродились и являются полноправным сегментом российского медийного поля.

Ситуация в конфессиональной прессе России определяется общей ситуацией в религиозной жизни страны. Наибольшее количество средств массовой информации имеет конфессия, к которой принадлежит большинство верующего населения России - православие, представляемое Русской Православной Церковью Московского Патриархата.

Как известно, точное количество верующих той или иной конфессии установить невозможно: ни в одном государственном документе нет графы об отношении к религии, во всех переписях населения после Великой Отечественной войны вопрос о религиозной принадлежности отсутствовал. Однако показательной является статистика о количестве официально зарегистрированных религиозных организациях.

Согласно данным Росстата на конец 2018 года в РФ было зарегистрировано более 30 тыс. религиозных организаций, из которых более 18,5 тыс. организаций РПЦ МП, около 6 тыс. мусульманских объединений, около 4,8 тыс. протестантских и околопротестантских организаций всех деноминаций. В рамках старообрядчества, средствам массовой информации которого посвящена данная статья, зарегистрировано лишь 387 объединений всех течений данной конфессии [1]. Тем не менее, у старообрядцев современной России активно функционирует ряд СМИ, они достаточно широко представлены в Интернете. При сравнении старообрядческих СМИ с масс-медиа российских протестантов создаётся впечатление о большей активности и яркости средств массовой информации сторонников «старой веры».

По объективным причинам при анализе медийного поля принято обращать внимание прежде всего на официально зарегистрированные средства массовой информации. Удивляет малое количество официально зарегистрированных старообрядческих СМИ. По данным на февраль 2023 года в «Перечне наименований, зарегистрированных СМИ Роскомнадзора» значилось лишь пять старообрядческих изданий: журнал «Церковь», газета «Старообрядец», альманах «Неопалимая Купина: журнал православных христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию» и два сетевых издания: «Алтайский старообрядец» и «Русская Вера» [5]. Реально действующих старообрядческих медиа в десятки раз больше, а причина малого количества официально зарегистрированных состоит не только в том, что старообрядцы не видят в этом необходимости (не зарегистрирован даже официальный «Вестник Московской Митрополии») и в меньшем количестве профессиональных редакторов их СМИ по сравнению с православными. Речь идет также об «уходе» средств массовой информации из «бумаги» в интернет, что является в настоящее время тенденцией развития как СМИ религиозных меньшинств, так и СМИ РПЦ МП.

При этом у российских старообрядцев нет и никогда не было как полноценного телевидения, так и радиовещания. Скромные, полупрофессиональные телевизионные и радиовещательные ресурсы старообрядцев существуют лишь в интернете.

Как и журналистика всех других религий и конфессий России, журналистика старообрядцев имеет своей основной базой собственные специализированные СМИ, при этом намного реже православной журналистики проникая в светские медиа.

На СМИ старообрядцев накладывает отпечаток организационная специфика этого религиозного сообщества России. В настоящее время в стране действуют три основные старообрядческие церкви. При этом речь идет не просто о различных организационных центрах одной конфессии, но о субконфессиях (деноминациях), имеющих отличия в традициях, канонах, религиозной практике и отдельных нюансах

вероучения. Российская Православная старообрядческая Церковь (РПСЦ) представляет Белокриницкое согласие, «поповцев»; Русская Древлеправославная Церковь (РДЦ) - «беглопоповцев», «Новозыбков-ское согласие»; Древлеправославная Поморская Церковь (ДПЦ) - «беспоповцев».

В 2014 году была зарегистрирована небольшая и не проявляющая заметной активности Древлеправославная Старопоморская Церковь федосеевского согласия (ДСЦФС). Действует также целый ряд мелких «беспоповских» согласий и толков, которые не входят в ДПЦ и ДСЦФС. Кроме того, частью старообрядческого сообщества являются старообрядческие приходы в составе РПЦ МП.

Тенденция конвергенции между всеми этими отрядами старообрядчества отсутствует. Более того, имеет место появление чего-то похожего на новые старообрядческие толки, например, движения т.н. «не-опасхальников», основанного на способе исчисления времени Пасхи, отличного от принятого в старообрядческом календаре. Вместе с тем, несмотря на противоречия между согласиями, регулярно проявляющимися в их СМИ, несомненно существует общестарообрядческая солидарность. Старообрядческие СМИ никакие течения не называют «маргинальными», «альтернативными», «раскольническими» (в отличие от отношения православных СМИ к Русской Православной Апостольской Церкви или различным группам, использующим название Истинно Православная Церковь).

Самые развитые СМИ в старообрядческом мире России имеет РПСЦ, представляющая наиболее многочисленное старообрядческое согласие. Однако важным феноменом староверческого медийного поля являются СМИ, позиционирующие себя как информационные органы для всех течений (например, издающаяся в Нижнем Новгороде газета «Старообрядец»).

Для всех печатных СМИ старообрядцев характерны небольшие тиражи, исчисляющиеся лишь сотнями экземпляров, и редкая периодичность. Так, одна из самых популярных газет «Община», редактор которой Максим Гусев в 2021 году стал фина-

листом национальной Премии за высшие достижения в области журналистики «ТЭФИ-Мультимедиа», выходит лишь шесть раз в год [4].

Наиболее «живой» сегмент старообрядческих медиа - это интернет-СМИ, что опровергает сохраняющийся до сих пор стереотип о старообрядцах как о людях, чуждых информационно-коммуникативным технологиям.

Старообрядческие интернет-ресурсы можно разделить на три группы. Это официальные сайты церквей [7, 8], региональные сайты старообрядческих религиозных общин (например, сайт «Алтайский старообрядец» Барнаульской общины РПСЦ [2]), и общероссийские неофициальные или «полуофициальные» сайты. Среди последних - ресурсы как представляющие одну субконфессию, например, «Старообрядцы» (РПСЦ) [10], так и общестарообрядческие медиа, например, «Русская вера» [6] Всемирного Союза староверов.

Официальные сайты общероссийских старообрядческих организаций (РПСЦ, РДЦ) вполне можно считать полноценными интернет-медиа. Там не только публикуется официальная информация, но и регулярно обновляются ленты новостей. Нередки там материалы и репортажного, и публицистического характера.

Как и все религиозные СМИ, медиа старообрядцев направлены на распространение и защиту своего вероучения, привлечение новых верующих и дополнительное религиозное просвещение тех, кто уже осознаёт себя старообрядцем. Большое место на любом ресурсе занимают богослужебные материалы, проповеди, информация, связанная с событиями церковного календаря, рубрики типа «Вопросы священнику». Содержание данных медиа сосредоточено в первую очередь на жизни своей конфессии.

Для большинства старообрядческих сайтов характерно общее для современных религиозных СМИ стремление преодолеть свой «нишевый» характер, говорить с читателем на понятном ему светском языке, приносить практическую пользу. Так, ресурс «Старообрядческая мысль: церковно-

общественный сайт для думающих и ищущих» имеет рубрику «Деловым» с разделами «Торговля», «Производство и услуги», «Из рук в руки», «Работа», «Стол заказов» [3].

В старообрядческих медиа регулярно появляются яркие, проникновенные материалы о людях Церкви - священнослужителях, церковных активистах, рядовых верующих. Характерны также запоминающиеся материалы-зарисовки старообрядческого быта, материалы о сохранении семьёй, родом старообрядцев старинных религиозных традиций, преданности своей вере в течение многих десятилетий.

Общая черта всех старообрядческих медиа - большое внимание к истории старообрядчества, истории раскола Русской Церкви, возникновении и становлении старообрядческих согласий. Еще одна особенность - большое количество материалов о единоверцах из ближнего и дальнего зарубежья, регулярная публикация их материалов.

Для старообрядческих СМИ характерно более открытое обсуждение внутрицер-ковных проблем, чем для медиа РПЦ МП. Появляется немало материалов, которые в «новообрядческих» СМИ (если не считать открыто антицерковные ресурсы и социальные сети) вряд ли возможны. Так, например, на сайте «Современное древлеправославие» напечатан подробный, репортажный (по дням), критический разбор хода Освящённого Собора РПСЦ 2021 года в шести частях [9].

Как справедливо отмечают

Р. М. Мухаметзянова-Дуггал и А. Н. Кля-шев, «отношения между общинами религиозных меньшинств и «религией большинства» часто носят конфронтационный характер» [11]. К сожалению, для целей общественного согласия, на страницах старообрядческих СМИ достаточно часто появляются острые материалы, направ-

Старообрядческие средства массовой информации являются типичным примером религиозных СМИ, не относящихся к религиозному большинству.

В религиозно-конфессиональной журналистике имеются те же основные жанры, что и в светской: информационные (репортаж, хроника, отчет и др.), аналитические (статья, аналитическая корреспонденция, обозрение, комментарий, рецензия и проч.), художественно-публицистические (эссе, очерк, беседа, путевые заметки паломника и проч.). При этом религиозные СМИ имеют свои содержательные особенности. В качестве их главных целей выступают апологетика и миссионерство, а также предоставление информации, касающейся религиозно-богослужебной практики, церковного календаря. Основное внимание в старообрядческих, средствах массовой информации уделяется собственной религиозной организации.

Важным трендом старообрядческих медиа является общерелигиозный тренд на преодоление «нишевого», узкоспециального характера материалов, как в плане тематики, так и в отношении языка, на котором журналист говорит с аудиторией.

В старообрядчестве наблюдается еще одна общая тенденция российских религиозных печатных СМИ - уход от бумажной формы и переход в Сеть.

Среди основных тем старообрядческих средств массовой информации:

- проблемы сохранения старообрядческих ценностей и традиций в меняющемся мире;

- освещение внутренних проблем старообрядческих субконфессий («согласий»), споров и противоречий между ними;

- церковно-исторические вопросы (история раскола Русской Церкви, становления старообрядческих согласий);

- критика Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

ленные против РПЦ МП.

Библиографический список

1. Число религиозных организаций, зарегистрированных в Российской федерации на конец 2018 г. Обновлено 22.04.2019 / Федеральная служба государственной статистики. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/02-11.docx.

2. Алтайский старообрядец. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://altaistarover.ru.

3. Деловым // Старообрядческая мысль: церковно-общественный сайт для думающих и ищущих. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://starove.ru/category/business.

4. Гусев М. Если бы мне сказали, что газета «Община» отметит десятилетие, не поверил бы ... // Русская вера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruvera.ru/articles/gazeta_obshina.

5. Перечень наименований, зарегистрированных СМИ // Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rkn.gov.ru/mass-communications/reestr/media.

6. Русская вера. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ruvera.ru.

7. Русская Древлеправославная Церковь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raoc.info.

8. Русская Православная Старообрядческая Церковь. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rpsc.ru.

9. Собор 2021 г. как зеркало застарелых проблем РПСЦ // Современное древлеправо-славие. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://staroobrad.ru/modules.php?name=News2&file=article&sid=1251 - Дата обращения: 25.01.2022.

10. Старообрядцы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://staroobryadci.ru.

11. Мухаметзянова-Дуггал Р.М, Кляшев А.Н. Религиозные меньшинства России: теоретико-правовой и социальный аспекты/ Вестник Башкирского университета. - 2010. - Т. 15, №3. - С. 776-780.

FEATURES OF THE MASS MEDIA OF RELIGIOUS MINORITIES IN RUSSIA (ON THE EXAMPLE OF THE OLD BELIEVERS)

I.V. Simonov, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor National Research Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod (Russia, Nizhny Novgorod)

Abstract. The Old Believers' mass media in the Russian Federation have many common features with the mass media of the Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate. At the same time, they differ in much smaller numbers, which is explained by the small size of the Old Believer confessional community compared to the community of the ROC MP. The Old Believers do not have radio and television media.

The Old Believers' media in Russia are characterized by apologetic and missionary traits, focus on their own denomination, the desire to overcome the "niche" nature of religious media, attention to historical topics and ties with foreign co- religionists, criticism of The Russian Orthodox Church of the Moscow Patriarchate. Their peculiarity is openness to discuss their internal church problems. The nature of the Old Believers' media is influenced by the organizational pluralism of the Old Believers.

Characteristic materials, along with theological articles, are articles about clergymen, church activists, ordinary believers, sketches of Old Believer life, materials about ancient religious traditions and devotion to their faith in a changing world. The nature of the Old Believers' media is influenced by the organizational pluralism of the Old Believers: the presence of three organizational centers representing the Old Believers' sub-confessions, which have differences in traditions, religious practice and certain nuances of the creed (The Russian Orthodox Old Believer Church, The Russian Old Orthodox Church, The Pomorian Old Orthodox Church.). The Russian Orthodox Old Believer Church has the most developed media.

The most active and developing segment of the Old Believers' media is the Internet media.

Keywords: religion, religious minorities, religious mass media, old ritualists, old believers, The Russian Orthodox Old Believer Church, The Russian Old Orthodox Church, The Pomorian Old Orthodox Church.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.