Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЦЫ СИМБИРСКА И САМАРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКИХ И СИМБИРСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ)'

СТАРООБРЯДЦЫ СИМБИРСКА И САМАРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКИХ И СИМБИРСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / «СИМБИРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» / «САМАРСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ЦЕРКОВНЫЕ РЕДАКТОРЫ / СТАРООБРЯДЦЫ / РАСКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рухлин Алексей Николаевич

Введение. Статья описывает старообрядческое движение в Симбирско-Самарском Поволжье посредством периодической печати данного региона. Хронологические рамки работы охватывают середину XIX - начало XX в. Представленный материал затрагивает одну из драматических проблем русской истории, церковный раскол и появление движения старообрядчества. Актуальность представленного материала состоит в возрастании интереса у российского общества к данной теме, особенно в среде православной молодежи. Проблема раскола и разделения российского общества - не новое явление в нашей стране. Реформа, начавшаяся как политическая авантюра патриарха Никона, привела к расколу православных христиан на старообрядцев и никониан. Старообрядцы многое пережили и, несмотря ни на что, сохранили то древнее духовное наследие, в котором сохранился дух святой Руси. Цель статьи - на основе газетных материалов определить роль старообрядчества в России, его уникальность для дальнейшей истории страны. Материалы и методы. Основными источниками выступает периодическая печать. Работа основывается на принципах историзма к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания. Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор вводит в научный оборот исторические факты из епархиальных ведомостей, ранее не представленные в современной исторической науке. Имея монопольное положение в государстве и обществе, официальная церковь в епархиальных изданиях открыто критиковала все старообрядческие направления (кроме единоверцев). Антираскольническая тональность в публикациях не менялась на протяжении всего существования епархиальных ведомостей. Власть и церковь в начале XX в. шли на существенные компромиссы в отношении старообрядцев, но в печати они оставались все теми же сектантами, которых надо присоединить к «истинной вере». Обсуждение и заключение. Борьба с расколом в России всегда занимала огромное место в жизни Русской православной церкви. Официальная церковь всеми способами стремилась присоединить к себе раскольников. Старообрядцы в условиях жестких гонений активно продолжали отстаивать принципы своей веры, традиций и уклада. После Первой русской революции появились надежды на легальное существование старообрядческой церкви. Февральская революция подарила староверам свободу, но при большевиках начались новые гонения. Отношения между новообрядцами и сторонниками «старины» изменились в советское время, когда обе конфессии существовали под гнетом Советов. Формальное примирение не привело к восстановлению обеих церквей, «исторический раскол» оказался глубже и тяжелее. Можно сделать вывод, что данная тема актуальна до сих пор. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения данной проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE OLD BELIEVERS OF SIMBIRSK AND SAMARA IN THE SECOND HALF OF THE 19TH - BEGINNING OF THE 20TH CENTURY (ACCORDING TO THE MATERIALS OF THE SAMARA AND SIMBIRIAN DIARISH DEPARTMENTS)

Introduction. The presented article describes the Old Believer movement in the Simbirsk-Samara Volga region through the periodical press of this region. The chronological framework of the work covers the middle of the 19th - the beginning of the 20th century. The presented material touches on one of the dramatic problems of Russian history, the church schism and the emergence of the Old Believers movement. The relevance of the presented material lies in the growing interest of the Russian society in this topic, and especially among Orthodox youth. The problem of splits and divisions in Russian society is not a new phenomenon in our country. The reform, which began as a political adventure of Patriarch Nikon, led to a split of Orthodox Christians into Old Believers and Nikonians. The Old Believers have experienced a lot and in spite of everything they have preserved that ancient spiritual heritage, in which the spirit of Holy Russia has been preserved. The purpose of the article is to define, on the basis of newspaper materials, the role of the Old Believers in Russia, its uniqueness for the further history of the country. Materials and Methods. The main sources are periodicals. The work is based on the principles of historicism to the study of the past. The research methodology is based on special-historical general historical methods - scientific description. Research Results. As a result of the study, the author introduces into scientific circulation historical facts from diocesan records that have not previously been presented in modern historical science. Having a monopoly position in the state and society, the official church in its diocesan publications openly criticized all Old Believer trends (except for co-religionists). The anti-schismatic tone in publications has not changed throughout the existence of diocesan journals. At the beginning of the 20th century, the authorities and the church made significant compromises with regard to the Old Believers, but in the press, they remained the same sectarians who must be joined to the “true faith”. Discussion and Conclusion. The fight against the “schism” in Russia has always occupied a huge place in the life of the Russian Orthodox Church. The official church tried by all means to join the schismatics. The Old Believers, in conditions of severe persecution, actively continued to defend the principles of their faith, traditions and way of life. After the First Russian Revolution, there were hopes for the legal existence of the Old Believer Church. The February revolution completely gave the Old Believers freedom, but new persecutions began under the Bolsheviks. Relations between the New Believers and supporters of the “old times” change in the Soviet era, when both denominations existed under the yoke of the Soviets. Formal reconciliation did not lead to the restoration of both churches, the “historical schism” turned out to be deeper and harder. It can be concluded that this topic is still relevant today. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study of this problem.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЦЫ СИМБИРСКА И САМАРЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX В. (ПО МАТЕРИАЛАМ САМАРСКИХ И СИМБИРСКИХ ЕПАРХИАЛЬНЫХ ВЕДОМОСТЕЙ)»

история

ISSN 2078-9823 (Print), ISSN 2587-7879 (Online) DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.020-032

УДК 37.015

A. H. Рухлин

Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова

(Ульяновск, Россия), e-mail: ruhlenko15@mail.ru

Старообрядцы Симбирска и Самары во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Самарских и Симбирских епархиальных ведомостей)

Аннотация

Введение. Статья описывает старообрядческое движение в Симбирско-Самарском Поволжье посредством периодической печати данного региона. Хронологические рамки работы охватывают середину XIX - начало XX в. Представленный материал затрагивает одну из драматических проблем русской истории, церковный раскол и появление движения старообрядчества. Актуальность представленного материала состоит в возрастании интереса у российского общества к данной теме, особенно в среде православной молодежи. Проблема раскола и разделения российского общества - не новое явление в нашей стране. Реформа, начавшаяся как политическая авантюра патриарха Никона, привела к расколу православных христиан на старообрядцев и никониан. Старообрядцы многое пережили и, несмотря ни на что, сохранили то древнее духовное наследие, в котором сохранился дух святой Руси. Цель статьи - на основе газетных материалов определить роль старообрядчества в России, его уникальность для дальнейшей истории страны.

Материалы и методы. Основными источниками выступает периодическая печать. Работа основывается на принципах историзма к изучению прошлого. Методика исследования опирается на метод научного описания.

Результаты исследования. В результате проведенного исследования автор вводит в научный оборот исторические факты из епархиальных ведомостей, ранее не представленные в современной исторической науке. Имея монопольное положение в государстве и обществе, официальная церковь в епархиальных изданиях открыто критиковала все старообрядческие направления (кроме единоверцев). Антираскольническая тональность в публикациях не менялась на протяжении всего существования епархиальных ведомостей. Власть и церковь в начале XX в. шли на существенные компромиссы в отношении старообрядцев, но в печати они оставались все теми же сектантами, которых надо присоединить к «истинной вере». Обсуждение и заключение. Борьба с расколом в России всегда занимала огромное место в жизни Русской православной церкви. Официальная церковь всеми способами стремилась присоединить к себе раскольников. Старообрядцы в условиях жестких гонений активно продолжали отстаивать принципы своей веры, традиций и уклада. После Первой русской революции появились надежды на легальное существование старообрядческой церкви. Февральская революция подарила староверам свободу, но при большевиках начались новые гонения. Отношения между новообрядцами и сторонниками «старины» изменились в советское время, когда обе конфессии существовали под гнетом Советов. Формальное примирение не привело к восстановлению обеих церквей, «исторический раскол» оказался глубже и тяжелее. Можно сделать вывод, что данная тема актуальна до сих пор. Предлагаемые положения и выводы создают предпосылки для дальнейшего изучения данной проблемы.

© Рухлин А. Н., 2023

1П Гуманитарий : актуальные проблемы ^

Ключевые слова: Русская православная церковь, «Симбирские епархиальные ведомости», «Самарские епархиальные ведомости», периодическая печать, церковные редакторы, старообрядцы, раскольники.

Для цитирования: Рухлин А. Н. Старообрядцы Симбирска и Самары во второй половине XIX - начале XX в. (по материалам Самарских и Симбирских епархиальных ведомостей) // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2023. Т. 23, № 1. С. 20-32. DOI: 10.15507/20789823.061.023.202301.020-032.

Alexey N. Rukhlin

Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov (Ulyanovsk, Russia),

e-mail: ruhlenko15@mail.ru

The Old Believers of Simbirsk and Samara in the Second Half of the 19th - Beginning of the 20th Century (according to the Materials of the Samara and Simbirian Diarish Departments)

Abstract

Introduction. The presented article describes the Old Believer movement in the Simbirsk-Samara Volga region through the periodical press of this region. The chronological framework of the work covers the middle of the 19th - the beginning of the 20th century. The presented material touches on one of the dramatic problems of Russian history, the church schism and the emergence of the Old Believers movement. The relevance of the presented material lies in the growing interest of the Russian society in this topic, and especially among Orthodox youth. The problem of splits and divisions in Russian society is not a new phenomenon in our country. The reform, which began as a political adventure of Patriarch Nikon, led to a split of Orthodox Christians into Old Believers and Nikonians. The Old Believers have experienced a lot and in spite of everything they have preserved that ancient spiritual heritage, in which the spirit of Holy Russia has been preserved. The purpose of the article is to define, on the basis of newspaper materials, the role of the Old Believers in Russia, its uniqueness for the further history of the country.

Materials and Methods. The main sources are periodicals. The work is based on the principles of historicism to the study of the past. The research methodology is based on special-historical general historical methods - scientific description.

Research Results. As a result of the study, the author introduces into scientific circulation historical facts from diocesan records that have not previously been presented in modern historical science. Having a monopoly position in the state and society, the official church in its diocesan publications openly criticized all Old Believer trends (except for co-religionists). The anti-schismatic tone in publications has not changed throughout the existence of diocesan journals. At the beginning of the 20th century, the authorities and the church made significant compromises with regard to the Old Believers, but in the press, they remained the same sectarians who must be joined to the "true faith".

Discussion and Conclusion. The fight against the "schism" in Russia has always occupied a huge place in the life of the Russian Orthodox Church. The official church tried by all means to join the schismatics. The Old Believers, in conditions of severe persecution, actively continued to defend the principles of their faith, traditions and way of life. After the First Russian Revolution, there were hopes for the legal existence of the Old Believer Church. The February revolution completely gave the Old Believers freedom, but new persecutions began under the Bolsheviks. Relations between the New Believers and supporters of the "old times" change in the Soviet era, when both denominations existed under the yoke of the Soviets. Formal reconciliation did not lead to the restoration of both churches, the "historical schism" turned out to be deeper and harder. It can be concluded that this topic is still relevant today. The proposed provisions and conclusions create prerequisites for further study of this problem.

Keywords: Russian Orthodox Church, Simbirsk Diocesan Gazette, Samara Diocesan Gazette, periodicals, church editors, Old Believers, schismatics.

For citation: Rukhlin A. V. The old believers of Simbirsk and Samara in the second half of the 19th -beginning of the 20th century (according to the materials of the Samara and Simbirian diarish departments). Gumanitarian: aktual'nyeproblemy gumanitarnoi nauki i obrazovaniia = Russian Journal of the Humanities. 2023; 23(1): 20-32. (In Russ.). DOI: 10.15507/2078-9823.061.023.202301.020-032.

Введение

Важной вехой в истории русского самосознания является раскол Русской православной церкви (РПЦ) в XVII в. В последние годы в нашей стране растет интерес к этому событию. Как светские, так и церковные авторы публикуют различные работы, посвященные истории, культуре и традициям старообрядчества. Средневолжский регион располагался на путях миграций старообрядцев, не оставаясь в стороне от событий раскола. С западных рубежей Русского государства раскольники бежали на Волгу и Урал. Сильное старообрядческое движение существовало в Самарской и Симбирской губерниях, о чем свидетельствовали православные миссионеры.

Важным источником для данного исследования старообрядчества является периодическая печать РПЦ. Задачами церковной прессы было формирование общественного мнения и православного мировоззрения в русском обществе. Православная печать стала формироваться в начале XIX в. В столицах выходили «Московские церковные ведомости» и «Церковные ведомости». В провинции самыми распространенными были епархиальные ведомости, выходившие два раза в месяц. Церковная печать имела особый статус, так как контролировалась духовными цензурными комитетами, а в провинции содержала личного цензора1.

Епархиальные журналы отражали церковную жизнь губернии; здесь публикова-

лись нравственные и богословские статьи, а также материалы о старообрядцах. Часто теме раскола отводилась большая часть номера журнала, неофициальной ее части. Такая политика духовной редакции объясняется особым значением старообрядцев в жизни общества и государства. С помощью своей печати руководство РПЦ решало конфессиональные проблемы региона (поставить под контроль общины старообрядцев, обратить в православие, борьба за «истину»). На страницах епархиальных ведомостей церковные авторы (в основном миссионеры) выступали с критикой, обличением раскольников и раскола, оправдывая современное положение православия и истинности его учения. Публиковалась информация о положительном влиянии миссионерских лекций и бесед, приводивших к обращению старообрядцев в официальную церковь. Миссионерская деятельность (в том числе в епархиальной печати) также способствовала ограждению православного населения от «увлечения пропагандой отступничества»2. Преподаватель Симбирской духовной семинарии священник Серафим Введенский для воспитанников семинарии публиковал в «Симбирских епархиальных ведомостях» очерки раскола местного старообрядчества3.

Старообрядцы в XIX в. стали играть все более ощутимую и заметную роль в Самар-ско-Симбирском Поволжье, что вызывало интерес церковных журналистов и исследователей. Историк А. А. Виноградов отмеча-

1 Государственный архив Ульяновской области. Ф. 76. Оп. 1. Ед. хр. 1071.

2 Введенский С. И. Исторический очерк раскола, старообрядчества и сектантства в Симбирской губернии. Симбирск, 1907. С. 149.

3 Там же.

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

ет, что старообрядческие общины являлись движущей силой в большинстве аграрных регионов России, а по уровню грамотности опережали даже самих православных [1, с. 65]. О значительном экономическом и культурном влиянии старообрядцев на регион указывает П. И. Мельников4. Епархиальные ведомости упоминают значительное количество зажиточных купцов-старообрядцев. Численность раскольников в Симбирской губернии составляла 31 311 чел. (в Симбирске, Алатыре, Сызрани)5, в Самарской -32 441 (в Ставрополе, Бузулуке, Николаевске, Новокузнецке)6. Власть также обращала на них пристальное внимание.

Данная проблематика в научном сообществе разрабатывается с XIX в. Известно много серьезных научных исследований, посвященных данному вопросу. Начало изучения старообрядчества в Симбирской и Самарской губерниях было положено в конце XIX - начале XX в., когда гонения на раскольников стали ослабляться. В 1907 г. деятель Симбирского миссионерского комитета С. И. Введенский издал сборник личных бесед со старообрядцами, дополненный размышлениями и комментариями7. Интересные сведения о раскольниках Среднего Поволжья содержатся в работах П. И. Мельникова8, В. П. Семенова9 и

Д. Л. Мордовцева10, С. А. Зеньковского [3], О. А. Новиковой11.

В советский период продолжали выходить работы по старообрядцам, где особое место отводилось поволжским губерниям - Симбирской, Самарской, Саратовской и др.12 Постсоветские и современные труды Л. П. Шабалиной [4], И. Г. Будкиной13, А. А. Виноградова14 дополнили и систематизировали научные знания предыдущих авторов о данной проблеме.

При проведении данного научного исследования автор опирался в первую очередь на специально-исторические или общеисторические методы. В качестве основных источников работы была использована церковная периодическая печать Симбирской и Самарской губерний - журналы «Симбирские епархиальные ведомости» и «Самарские епархиальные ведомости», издаваемые с 1860-х до 1918 г.

Методология исследования

В данной статье был проведен научный анализ. Автор руководствовался научным подходом, который подразумевает выявление логических и теоретических противоречий в ранее сложившихся научных подходах к исследованию старообрядчества, что в итоге привело к появлению новых исследовательских проблем, рассмотрение

10

4 Мельников П. И. Очерки поповщины. СПб., 1898.

5 Обзор Симбирской губернии за 1914 год. Симбирск, 1915. С. 30.

6 Центральный государственный архив Самарской области. Ф. 32. Оп. 1. Д. 1504. Л. 10-11.

7 Введенский В. В. Исторический очерк раскола, старообрядчества и сектантства в Симбирской губернии.

8 Мельников П. И. Указ. соч.

9 Семенов В. П. Среднее и Нижнее Поволжье и Заволжье. СПб., 1901.

Мордовцев Д. Л. Борьба с расколом в Поволжье // Собрание сочинений Д. Л. Мордовцева: в 50 т. Т. 21. СПб., 1901.

Новикова О. А. Русское старообрядчество как культурный феномен: дис. ... канд. ист. наук. М., 2002. 151 с.

Катунский А. Е. Старообрядчество. М., 1972. С. 29; Никольский Н. М. История русской церкви. Минск, 1930.

БудкинаИ. Г. История старообрядчества в Самарской губернии. URL: https://samstar-biblio.ucoz.ru/publ/44-1-0-854 (дата обращения: 23.03.2021).

Виноградов А. А. Старообрядцы Симбирско-Ульяновского Поволжья середины XIX - первой трети ХХ вв. (Основные черты хозяйства, материальной культуры, быта и семьи): дис. ... канд. ист. наук. Ижевск, 2008.

которых возможно в ходе проведения последующих исследований.

Наибольшее значение в исследовании имеет исторический метод, или принцип историзма. При проведении данного научного исследования автор опирался в первую очередь на специально-исторические или общеисторические методы.

Старообрядцы в церковной периодической печати

До начала XX в. термины «старообрядец», «старовер» в официальной литературе и периодической печати не встречались. Правительственная и церковная публицистика именовала их раскольниками. Сами же старообрядцы определяли свою веру как «древлеправославную», т. е. изначальную, идущую от самого Иисуса Христа и апостолов. В епархиальных журналах публиковались подробные статьи и заметки о старообрядцах, их лидерах, большое место уделялось их «заблудшему» учению. В сознании православной церкви раскольники были на уровне государственных преступников, сектантов и еретиков. Публицисты с критикой обрушивались на представителей раскола, дискредитируя их в глазах общества, самих же старообрядцев призывали к присоединению к канонической церкви и покаянию. В журналах также содержатся сведения о различных ветвях и направлениях старообрядческого движения, редакторы знакомят читателей с поморцами, австрийцами, беспоповцами, спасовцами, федосеевцами и т. д.

В 60-70-е гг. XIX в. появились обличительные статьи о жизни старообрядцев. В 1868 г. в «Самарских епархиальных ведомостях» вышла статья священника В. Белгородского «Благотворное влияние воскресной школы...» о старообрядцах с. Хрящевка Самарской губернии. Автор определяет

15 Самарские епархиальные ведомости. 1868. № 2. 15 янв.

16 Там же. 1870. № 13. 1 июля.

17 Там же. 1874. № 13. 1 июля.

их как «заблудших детей», с «загрубелым сердцем». Свои еретические собрания они называют «храмом Божиим», куда активно вовлекают и чад православной церкви. На своих еретических службах они читают Библию и поют псалмы. Священник «не без сердечного радования» пишет, что благотворное влияние на местных сельчан оказала воскресная школа, в результате чего «сектанты-раскольники снова обратились к православной вере»15. Священник Лука Ца-реградский, настоятель православного храма с. Спасское, повествует о раскаявшемся крестьянине, перешедшем из раскола в православную церковь. Автор отмечает, что крестьянину был слышен голос, после чего он пошел в храм и отрекся от ереси16.

Во многих номерах епархиальных журналов давались практические советы катехизаторам, ведущим миссионерскую деятельность среди старообрядцев. Миссионеры монах Арсений и Д. В. Русанов опубликовали свои впечатления от «зараженных расколом» сел Новая Майна и Еры-клинск, в которых проводили публичные беседы и собеседования с жителями. Один из ерыклинских крестьян, некто Емельян, начетчик, торжественно на публике сознался, что уходит из раскола, теперь «видит истину» и «обращается к православию»17. Возвращению сектантов в православие также способствовало использование книг, которые имели авторитет и у раскольников (например, «Катехизис» Стефана Зизания, «Кириллова книга» и др.).

Крупнейшим духовным центром старообрядчества в Самарской губернии были монастыри на р. Большой Иргиз. Здесь с XVIII в. расселились беглопоповцы, принимавшие священников из канонической православной церкви или поповцев австрийского согласия [2, с. 67]. В осенних и

ГумАнитАРий : актуальные проблемы ~~ „

том 23, № 1, 2023

гуманитарной науки и образования

зимних номерах журнала «Самарские епархиальные ведомости» за 1872 г. опубликованы материалы о внутренней и внешней жизни Иргизских старообрядческих монастырей. Православные авторы позитивно отзывались про данные монастыри, так как иргизские старообрядцы обратились в единоверие18, т. е. признали иерархическую юрисдикцию РПЦ.

Священник Ксенофонт Архангельский на страницах епархиальных ведомостей дает положительную оценку старообрядческому движению, так как в борьбе с ними Русская церковь выдвинула «достойных борцов и пламенных защитников Святого православия»19.

Территории, находившиеся в пределах Волги, священник Василий Архангельский упоминает как «большею частью зараженные расколом». В феврале 1870 г. в «Самарских епархиальных ведомостях» был опубликован его «Очерк раскола в селе Новых Костычах, Самарского уезда». Автор подробно описывает уклад старообрядцев, их молельные дома, убранства и кладбища. Почти в центре села была построена «раскольничья молельня» немалого размера, «шириной 4, а в длину 5 сажени», в которой иконы всякого размера, в «раскольническом вкусе и стиле»20. Раскольники с. Новые Костычи относили себя к федосеевцам. Принадлежавшие к данному направлению «братья и сестры» делились на чистых (юноши, девицы, вдовы и вдовцы) и нечистых (состоящие в браке), отвергали «святые православные Таинства», кроме крещения. Чтобы выжить, старообрядцы часто договаривались с местными властями. Василий Архангельский пишет, что при

своем богатом материальном состоянии раскольники не щадили никакими благами в пользу «полицейских властей»21.

В епархиальных журналах встречается много негативных статей и заметок о старообрядцах австрийского толка. Большинство раскольников Симбирской губернии принадлежали австрийскому лжесвященству, больше всего их было в Сызрани22. Беспоповцы и другие староверческие направления в регионе крепко держались, но все же уступали (особенно к началу XX в.) место австрийскому согласию, которое по распространенности являлось, по мнению официальной православной церкви, сильнейшим ее конкурентом в пределах Симбирской губернии в указанный исторический период23.

В церковной печати данному направлению приписывались различные пороки. В отличие от остальных раскольнических направлений старообрядцы Белокриницко-го согласия (австрийцы) имели свою церковную иерархию. В 1846 г. «вдовство» старообрядческой церкви окончилось, к старообрядцам присоединился митрополит Амвросий, который и положил начало раскольнической (австрийской) церковной иерархии. Первым, в сане епископа Симбирского, стал Софроний (московский мещанин Степан Жиров). В 1852 г. Софроний отправился в очередную поездку по стране. По пути он занимался «подбором кадров» для руководства общинами нового согласия. Так, в Самаре бузулукский купец Василий Мятлев им был возведен в сан епископа Уральского Виталия. «Самарские епархиальные ведомости» описывают австрийских «лжепопов» как очень «корыстолюбивых» и «неблаговидного образа жиз-

Самарские епархиальные ведомости. 1872. № 17. 1 сент. Там же. № 5. 1 марта. Там же. 1870. № 3. 1 февр.

Обзор Симбирской губернии за 1913 год. Симбирск, 1914. С. 19. Новикова О. А. Указ. соч.

18

19

20

22

ни»24. Описаны случаи, когда австрийские старообрядцы только за исповедь брали от 3 до 5 руб., а о «браках излишне говорить». Крестьянин С. К. Догадин, перешедший в православие, утверждал, что не был ни разу допущен до исповеди из-за недостатка денег. Стало известно о смерти детей без крещения, потому что у сельчан не было 1 руб. серебром. Например, крестьянка Ф. Шелипова со слезами рассказала о смерти ее новорожденных детей без крещения, так как не было средств заплатить австрийским «лжепопам».

Неофициальная часть январского номера «Самарских епархиальных ведомостей» за 1874 г. была полностью посвящена бе-локриницким (австрийским) старообрядцам. Автор отмечает, что написание статьи «Белокриница с устройством в ней иерархии.» было вызвано частыми спорами последователей австрийского толка в самарской церкви. Адепты раскола защищают австрийское священство и «даже хвалятся им», как будто спасение исходит «не от Христа, а из Австрии»25.

В 80-90-е г. XIX в. оставалась прежняя позиция в отношении старообрядцев, придавалось большое значение православному миссионерству, их просветительской деятельности, поморцам-беспоповцам и особенно австрийцам. Самарские миссионеры в епархиальных ведомостях в 1885 г. описали «малопривлекательный» лжесобор беспоповцев Поморского толка, на котором присутствовали около 100 депутатов со всего Поволжья, среди которых был «их миссионер» М. И. К-в. Ему не могли дать «надлежащий отпор» саратовские православные приходские священники. Автор описывает поморцев как замкнутых, недружелюбных

и враждебных в отношении к последователям православия и других вероучений. Был приведен пример, как один православный миссионер наставлял поморцев в «истинной вере», после хотел благословить, но один крестьянин поднял «здоровый кулак» и пригрозил: «Я те, батька, так благословлю, что не узнаешь и матку»26.

«Симбирские епархиальные ведомости» сообщают о книжном складе духовно-просветительного Братства Святых трех Святителей в Симбирске, где имелось значительное число полемических противо-раскольнических брошюр - Требник, Служебник, Чинопоследование, соединяемое из иноверных, Пастырское послание к глаголемым старообрядцам, Деяния соборов 1654, 1666 и 1667 гг. и много всевозможных брошюр, относящихся к старообрядчеству, Свидетельства о древности перстосложе-ния именословного и троеперстного, Вопросы глаголемым старообрядцам попо-вцам и Краткое руководство к познанию Св. Церкви и неправоты раскола. Также в журнале была открыта подписка на журналы «Пастырский собеседник» и «Беседы», где печатались споры и диалоги московских миссионеров со старообрядцами27.

В журналах священнослужители делились опытом миссионерской деятельности, борьбы с расколом. В журнале начала XX в. был опубликован доклад епархиального миссионера-священника Дмитрия Александрова о раскольниках-старообрядцах Самарской губернии. Кроме краткой характеристики их учения, в отчете оказались интересные сведения о лидерах местных раскольников. Одни из них названы как лжеепископы Алексей и Порфирий, которые «всеми мерами заботятся о под-

Самарские епархиальные ведомости. 1870. № 3. 1 февр. Там же. 1874. № 1. 1 янв. Там же. 1885. № 1. 1 янв.

Симбирские епархиальные ведомости. 1892. № 1. 1 янв.

Гуманитарий : актуальные проблемы

1/1 1умАни!АРий : актуальные проблемы ^

24

25

26

27

держании раскола своего толка...»28. Дмитрий Александров выделяет из них самых «дерзких» - это раскольники австрийского направления. Более открытыми к диалогу были беглопоповцы, потому что «поддаются влиянию бесед православных миссионеров». Например, в с. Глухове миссионеры провели пять публичных бесед по разным вопросам веры, по которым к православию на правах единоверия присоединилось 30 чел. В с. Сосновка старообрядцы оказались более стойкими. Во время пламенной проповеди «яростного еретика» и миссионера-раскольника Плавтова, который призывал «держаться крепко старины, бояться хищных волков.», жители прогнали православного миссионера-иерея со словами: «Уходи, ты нам надоел!..»29.

Епархиальные журналы свидетельствуют о росте старообрядчества в Среднем Поволжье. В некоторых деревнях Самарской и Симбирской губерний раскольнические движения имели довольно сильные позиции. По селам ходили «святые» проповедники «старой веры», приводя людей в «старую веру» из недр «никоновской ереси» и «антихристова владычества»30. Священник Григорий Колосов в статье «Появление раскола в селе» повествует о распространении учения раскольников в Карсунском уезде и Сызрани Федором Михайловым и его сыном Максимом. Расцветом раскола считается время, когда проповедовал «лжепроповедник» Максим. «Благочестивые братия» с. Красная Сосна полностью подчинялись ему и уважали за «ревность и знания». Молодой вожак секты открыто и смело призывал оставить «никоновскую ересь», говоря:

«Мирская церковь погибнет, т. к. там, на престоле сидит антихрист»31. Журналы также упоминают о старообрядцах Алатыря, Николаевска и др.

Большое место на страницах церковных журналов уделяется истории белокриниц-кого движения; старообрядческое священство, в отличие от православного, показано как мнимое и фиктивное. Священник миссионер Николаевского уезда Федор Туру-тин в 1904 г. доносил о присоединении к православию австрийских раскольников, из них отставной солдат Иван Молостов, крестьянин Киприан Молостов и др.32

Религиозная политика царского правительства начала меняться в начале XX в., когда в «Правительственном вестнике» в 1903 г. был опубликован Высочайший Манифест от 26 февраля 1903 г., в котором власть предоставила всем инославным и иноверным подданным «свободное отправление их веры и богослужения по обрядам оной»33. За властью нехотя старообрядцев признала православная церковь. Первая русская революция ускорила процесс признания старообрядцев. В апреле 1905 г. в Высочайшем положении Комитета министров об укреплении начал веротерпимости утверждались отказ от преследования старообрядцев, наделение их личными и гражданскими правами, присвоение наименования старообрядцев взамен употребляемого названия «раскольники», присвоение религиозным обществам старообрядцев наименования общин, признание за ними в законе права на владение движимым и недвижимым имуществом34. Старообрядцам разрешили открывать церкви и скиты,

28 Самарские епархиальные ведомости. 1901. № 12. 15 июня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29 Там же.

Симбирские епархиальные ведомости. 1901. № 14. 15 июля.

31 Там же.

32 Самарские епархиальные ведомости. 1904. № 1. 1 янв.

33 Правительственный вестник. 1903. № 46. 27 февр.

34 Введенский А. П. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. Одесса, 1912. С. 10.

30

школы и печатные издательства. В 1905 г. в «Церковных ведомостях» был опубликован указ «о порядке повенчания лиц православных со старообрядцами»35, согласно которому старообрядцы и православные уравнивались в правах.

В период Первой русской революции в «Самарских епархиальных ведомостях» был опубликован новый «Законопроект о старообрядцах». Совет министров распорядился утвердить Положение о старообрядцах и вести книги о рождении, браке и смерти раскольников. Всем старообрядцам предоставлялись свобода вероисповедания, право на создание храмов, молитвенных домов, скитов и обителей. Редакция журнала пользовалась выдержками из газеты «Голос старообрядца», в которой подробно описывались новые привилегии старообрядцев: 50 раскольников могли образовать общину, иметь храм, школу, благотворительные учреждения, содержать своего священника и епископа. Правительство позволило употребление церковного облачения или монашеского и священнослужительского одеяния вне домов, часовен и молитвенных зданий. Старообрядческие общины попадают под защиту и покровительство светской власти в губернии, местный губернатор обязан предоставить им помощь, но в случае «безнравственного направления» - закрыть. Автор материала Д. А. утверждает, что «ни один из православных приходов такими правами (какие имеют раскольники) не пользуется»36.

В журналах встречаются материалы о единоверческих общинах, в статьях о единоверцах авторы демонстрируют пример сосуществования православия и старооб-

рядцев. Сторонники единоверия при сохранении древних богослужебных чинов и древнерусского бытового уклада признают иерархическую юрисдикцию Московского патриархата. Единоверие стало процессом объединения и примирения с РПЦ, правда, на рубеже XVШ-XIX вв. он проходил крайне медленно и негативно, особенно в правление Николая I, видевшего в них «тайных мятежников»37. В период «мрачного семилетия» (1848-1855 гг.) существенно ограничивались религиозные и гражданские права старообрядцев, вследствие чего единоверческие общины стали расти. В уездах Самарской губернии стали появляться освященные единоверческие храмы. В материале «Обозрение епархии Его Преосвященством» благочинный Василий Виноградов описал литургию с самарским владыкой в Никольском единоверческом храме при участии наличного духовенства, причем вся служба исполнялась по-старообрядчески38.

В «Симбирских епархиальных ведомостях» были опубликованы статистические данные и динамика прогрессирования старообрядцев за семь лет (1905-1912). В 1912 г. общее число старообрядцев по империи составило 2 206 621 чел.39 В журнале указываются статистические данные о последователях старообрядчества. Среди них наиболее многочисленную группу составляют «старообрядцы-беспоповцы» - 1 211 246 чел., из которых 521 573 - «поморцы», 263 338 - «часовенного согласия», 231 996 - «федосеевцы», 115 579 чел. - «Спасова согласия» и т. д. Второе место принадлежит старообрядцам, приемлющим «австрийское священство»

35 Введенский А. П. Действующие законоположения касательно старообрядцев и сектантов. С. 83.

36 Самарские епархиальные ведомости. 1906. № 22. 15 нояб.

37 Кауркин Р. В., Павлова О. А. Единоверие в России (от зарождения идеи до начала XX века). СПб., 2011. С. 100.

38 Самарские епархиальные ведомости. 1906. № 22. 15 нояб.

39 Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 19. 1 окт.

Ю ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

(788 425 чел.), третье - «беглопоповцам» (206 950 чел.)40.

Негативное отношение к старообрядцам продолжалось в печати и после их признания. В 1913 г. в «Симбирских епархиальных ведомостях» была опубликована статья автора С. П. В. «Современные направления в старообрядчестве». Автор публикации делит старообрядчество на три линии: 1) имеющих священство от австрийцев (белокриницкая иерархия); 2) священство от православной церкви (единоверие) и 3) беспоповцы (не имеющие священства). В статье представлен негативный образ староверов начала XX в., «облик поборника древнего благочестия времен Алексея Михайловича уже не тот.». «Исчезают кафтаны и сарафаны, исчезают бороды, вводится в обиход современная обстановка. все меньше и меньше старообрядец отдает внимание Церкви и ее учению.» - отмечает автор статьи. Образ старовера представлен крайне негативно: «Недобросовестные, ищущие материальных выгод, вечный антагонист Православия, австрийцы - рабочие, беспоповцы - невежественные люди. Несмотря на единство веры и нравоучения, церковного культа и обряда, старообрядцы еще враждебно настроены против православной церкви41. Епархиальный миссионер проповедник Владимир Садовский, ездивший с миссией по Симбирским уездам (Алатырь, Ардатов, и др.), описал староверов как народ темный, «отка-

42

зывающиеся с ним говорить»42.

Во время Первой мировой войны 19141918 гг. все внимание церковной прессы фокусировалось на протестантских конфессиях, но к старообрядцам интерес не пропал, по-прежнему отстаивались ошибочность и невежество их учения. Нападки на старооб-

рядцев объясняются еще и тем, что после их официального признания властью стали укрепляться позиции старообрядцев, собирались Всероссийские Соборы, появлялась своя периодическая печать («Слово Церкви», «Старообрядец» и др.). В старообрядческой печати также критиковалось официальное православие. В декабре 1914 г., в начальный период войны, когда началась антинемецкая пропаганда, редакция старообрядческого журнала «Слово Церкви» обвинила Русскую православную церковь в «онемечении богословия», что оно «по существу латинско-немецкое»43. Статья незамедлительно вызвала негативную реакцию в епархиальных журналах.

1 января 1915 г. в «Симбирских епархиальных ведомостях» вышел материал о бе-локриницких раскольниках Черниговской губернии, которые смущали православных тем, что под именем Иисуса верили в другого Бога; троеперстие и четырехконечный крест есть «печать Антихриста». Многие старообрядческие общины негативно относились и к власти (и это во время войны), о чем свидетельствует в епархиальном журнале миссионер Алексий: «Российский Государь есть чувственный антихрист, молиться за него не следует»44.

В 1915 г. вышел материал о «Симбирском лжеепископе Софронии, первом всероссийском старообрядческом епископе», который представлен автором как «мстительный и коварный», «без стыда и совести торговавший священством». В объемной статье подробно рассказывается о борьбе Софрония с соперником, архиепископом Антонием Шутовым, в результате «почившим от пьянства, в раздоре с Бело-криницкой иерархией». Миссионер Алек-

40 Симбирские епархиальные ведомости. 1914. № 19. 1 окт.

41 Там же. 1913. № 3. 1 фев.

42 Там же.

43 Слово Церкви. 1914. № 6. 28 дек.

44 Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 1. 1 янв.

сей Сокольский задает вопрос всем старообрядцам: «Ужели через такого человека преступной жизни и сожженной совести промыслу Божию угодно было преподать всероссийской старообрядческой церкви свое первое небесное благословение?». Автор призывает старообрядцев «спокойно и глубоко поразмыслить» и получить спасение при помощи «истинной благодатной иерархии»45.

В преддверии революции 1 февраля 1917 г. редакция «Симбирских епархиальных ведомостей» обрушилась на беспоповцев в статье «Новый Завет - таинство Причащения». Автор статьи священник Стефан Иванов спрашивает, в каком завете живут старообрядцы-беспоповцы, к которому завету они принадлежат? Не имея своего священства, а значит, и причастия, беспоповцы остались без благодати Иисуса Христа, без которой спастись невозможно, поэтому отец Стефан предлагает старообрядцам преодолеть раскол и перейти в православную, «первенствующую Церковь». В пример приводится «началовождь» старообрядчества протопоп Аввакум, строго обличавший беспоповцев за «неверие в вечность». Даже старообрядцы-поморцы признавали важность причастия, «разбавляя запасные дары». «За кем же идут беспоповцы, чьи они овцы? - Отвергая Таинство Причащения, они следуют за еретиками и за антихристовыми слугами», - завершает Стефан Иванов46.

Обсуждение и заключение

Периодическая епархиальная печать Самары и Симбирска на своих страницах решала конфессиональные задачи. Авторы негативно отзывались о староверах, представляя их читателям как невежественных

сектантов. Исключением были единоверческие общины, присоединившиеся к официальному православию. В условиях гонений со стороны светских и церковных властей старообрядцы активно продолжали отстаивать принципы своей веры, традиций и уклада. В начале XX в., после издания высочайшего императорского указа «Об укреплении начал веротерпимости» (1905), произошли важные события в жизни староверов, их почти уравняли с признанными в государстве вероисповеданиями47. В связи с дарованием вероисповедных свобод представители всех старообрядческих согласий получили возможность легально проводить церковные съезды и Соборы.

Соборы стали проводиться представителями многих старообрядческих согласий в 1905-1917 гг. В 1912 г. прошли I Всероссийский единоверческий съезд в Санкт-Петербурге и XII Всероссийский съезд старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в Мо-скве48. Московские староверческие общины добились открытия Старообрядческого богословского института (1911). Все эти возможности воодушевляли и вселяли надежду в последователей древлеправос-лавной традиции. Единоверцы искренне думали, что старый обряд теперь заживет рядом с новым на равных правах, а дело врачевания глубокой раны раскола укрепится, и станет возможным его скорейшее завершение. Старообрядцы приветствовали Февральскую революцию и падение «ненавистного царизма», но Октябрьский переворот не признали, за что подверглись гонениям подобно временам протопопа Аввакума. Проводя репрессивную политику к религиям, большевики уравняли

45 Симбирские епархиальные ведомости. 1915. № 1. 1 янв.

46 Там же. 1917. № 3. 1 фев.

47 Труды XII Всероссийского съезда старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии, в Москве 30 ян. - 1 фев. 1912 г. М., 1913. С. 36.

48 Там же.

2П ГумАнитАРий : актуальные проблемы ^

официальную и староверческую церкви, что привело к значительным переменам в их отношениях.

Позиция РПЦ по старообрядческому вопросу изменилась. Поместный собор 1971 г. «упразднил клятвы Московского собора 1656 года и Большого Московского собора 1667 года», наложенные ими на старые русские обряды и на придерживающихся их православных христиан. Формальное примирение не привело к восстановлению евхаристического общения старообрядцев и новообрядцев. Исключением стали единоверцы, присоединившиеся к Московскому патриархату. Церковный раскол оказался непреодолим для многих старообрядческих общин, существовавших в постоянных непростых условиях то царских, то советских гонений. Сегодня каждая сторона по-прежнему считает себя истинной и правой в церковно-канонических вопросах.

Результаты исследования

В результате проведенного исследования автор вводит в научный оборот исторические факты из епархиальных ведомостей, ранее не представленные в современной исторической науке.

Во-первых, было установлено, что РПЦ, исторически имея монопольное по-

ложение в империи, в своих изданиях открыто критиковала различные старообрядческие направления, так как последние находились на уровне сектантов и еретиков. Когда старообрядцев признали и они стали издавать журналы, в ответ началась критика официальной церкви, что усилило напряжение между православными конфессиями.

Во-вторых, исследование показало, что антираскольническая тональность в публикациях не поменялась даже после Первой русской революции. Власть и церковь в начале XX в. шли на существенные компромиссы в отношении старообрядцев, но в печати они оставались все теми же сектантами, которых надо вернуть в «истинное лоно». Сегодня, в XXI в., между двумя историческими противниками и приемниками «Древнего православия» продолжает существовать пропасть. История раскола оказалась не забыта приверженцами «старины». В итоге автору удалось провести анализ православных журналов, изучить их отношение к старообрядцам с 1860-х по 1917 г. и сделать на этой основе научные выводы, актуальные для исторической науки вообще и для современности в частности.

Список источников

1. Виноградов А. А. Образование (грамотность) старообрядцев в Симбирско-Ульяновском Поволжье на конец XIX в. Материалы Международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы аграрной науки и образования». Ульяновск. 2009. С. 79-92

2. Виноградов А. А. Симбирское старообрядчество до начала XX века. Вестник Ульяновской государственной сельскохозяйственной академии : научно-теоретический журнал. 2008. № 1. С. 64-69.

3. Зеньковский С. А. «Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века». М. : Церковь. 1995. 712 с.

4. Шабалина Л. П. Этнические особенности народов Ульяновского Поволжья. Ульяновск, ИПК ПРО, 1993. 55 с.

References

1. Vinogradov A. A. Education (literacy) of the Old Believers in the Simbirsk-Ulyanovsk Volga region at the end of the 19th century. Materials of Intern. scientific-practical. conf. "Actual issues of agricultural science and education". Ulyanovsk, 2009: 79-92. (In Russ.)

2. Vinogradov A. A. Old Believers of the Simbirsk-Ulyanovsk Volga region of the middle of the 19th - first third of the 20th centuries. Izhevsk, 2008, 284 p. (In Russ.)

3. Vinogradov A. A. Simbirsk Old Believers until the beginning of the 20th century. Vestnik Ul'yanovskoj gosudarstvennoj sel skohozyajstvennoj akademii = Bulletin of the Ulyanovsk State Agricultural Academy. 2008; 5: 64 - 68. (In Russ.)

4. Shabalina L. P. Ethnic features of the peoples of the Ulyanovsk Volga region. Ulyanovsk, IPK PRO, 1993, 55 p. (In Russ.)

Поступила 18.10.2022.

Сведения об авторе

Рухлин Алексей Николаевич - аспирант, Ульяновский государственный педагогический университет им. И. Н. Ульянова; преподаватель, Ульяновский социально-педагогический колледж (Ульяновск, Россия). Сфера научных интересов: религиоведение, периодическая печать, журналистика, Первая мировая война. ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9874-2461.

E-mail: ruhlenko15@mail.ru

Submitted 18.10.2022.

About the author

Alexey N. Rukhlin - Post-graduate Student, Ulyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ulyanov; Teacher, Ulyanovsk Social and Pedagogical College (Ulyanovsk, Russia). Research interests: religious studies, periodicals, journalism, the First World War. ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-9874-2461.

E-mail: ruhlenko15@mail.ru

Гуманитарий : актуальные проблемы ~~ „

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.