Научная статья на тему 'СТАРООБРЯДЦЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

СТАРООБРЯДЦЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
178
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-КОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ПАНДЕМИЯ / ПОЛИТИКА / СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шиманская Ольга Константиновна

В статье на основе документов и массива конфессиональных интернет-изданий анализируется взаимодействие старообрядческих согласий с государствами (Россия, Украина, страны Балтии и др.) в условиях пандемии коронавируса в 2020 г., пришедшейся на знаковый для старообрядцев в России и за рубежом юбилейный год 400-летия протопопа Аввакума (Петрова) (1620-1682). Современное старообрядчество - крупнейшая русская религиозная диаспора, ищущая самоопределения в современном мире во взаимодействии с государствами и обществом. Пандемия ускорила процесс изменений в отношениях между старо-обрядчеством и государством от конфронтации к сотрудничеству в рамках тех моделей государственно-конфессиональных отношений, которые утвердились в странах их нахождения. В условиях пандемии старообрядческие согласия призвали своих одноверцев следовать государственным мерам, направленным на борьбу с инфекцией, воспринимать ограничения как врéменное послушание. Произошло значительное осовременивание взаимодействия внутри конфессиональных сообществ в богослужебной и бытовой практиках, связанное с интенсификацией использования цифровых технологий. Это позволило достаточно масштабно, несмотря на ограничения, отметить юбилей протопопа Аввакума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OLD BELIEVERS IN RUSSIA AND ABROAD AMID THE PANDEMIC

On the basis of documents and an array of confessional Internet publications, the article analyzes the interaction of Old Believer agreements with states (Russia, Ukraine, the Baltic countries, etc.) in the context of the coronavirus pandemic in 2020. It occurred during the 400th anniversary of the protopope Avvakum (Petrov) (1620-1682), which is celebrated by Old Believers in Russia and beyond. Old Believers nowadays are the largest Russian religious diaspora seeking self-determination in the modern world through interaction with states and society. The pandemic in the jubilee year became a mark of change in the relationship between the Old Believers and the government. It shifted from confrontation and neutrality to cooperation within the framework of those models of state-confessional relations that have become established in countries where their communities exist. During the pandemic Old Believer accords urged church members to follow state measures introduced to combat spread of the infection and perceive all restrictions as temporary obedience. There has been a significant modernization of interaction within confessional communities in liturgical and everyday practices, associated with the intensified use of digital technologies. As a result, celebration of the anniversary of archpriest Avvakum became possible on a large scale despite the restrictions.

Текст научной работы на тему «СТАРООБРЯДЦЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Научно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №5

УДК 327

DOI: http://dx.doi.org/10.15211/vestnikieran52021128136

СТАРООБРЯДЦЫ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

*

Ольга Константиновна Шиманская

ИЕ РАН, Москва, Россия, e-mail: shimansk@mail.ru, ORCID: 0000-0002-4185-5553

Ссылка для цитирования: Шиманская О.К. Старообрядцы в России и за рубежом в условиях пандемии // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2021. №5. С. 128-136. DOI: 10.15211/vestnikieran52021128136

Аннотация. В статье на основе документов и массива конфессиональных интернет-изданий анализируется взаимодействие старообрядческих согласий с государствами (Россия, Украина, страны Балтии и др.) в условиях пандемии коронавируса в 2020 г., пришедшейся на знаковый для старообрядцев в России и за рубежом юбилейный год 400-летия протопопа Аввакума (Петрова) (1620-1682). Современное старообрядчество - крупнейшая русская религиозная диаспора, ищущая самоопределения в современном мире во взаимодействии с государствами и обществом. Пандемия ускорила процесс изменений в отношениях между старообрядчеством и государством от конфронтации к сотрудничеству в рамках тех моделей государственно-конфессиональных отношений, которые утвердились в странах их нахождения. В условиях пандемии старообрядческие согласия призвали своих одноверцев следовать государственным мерам, направленным на борьбу с инфекцией, воспринимать ограничения как врéменное послушание. Произошло значительное осовременивание взаимодействия внутри конфессиональных сообществ в богослужебной и бытовой практиках, связанное с интенсификацией использования цифровых технологий. Это позволило достаточно масштабно, несмотря на ограничения, отметить юбилей протопопа Аввакума.

Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, общество, пандемия, политика, старообрядчество.

Статья поступила в редакцию: 30.08.2021.

OLD BELIEVERS IN RUSSIA AND ABROAD AMID THE PANDEMIC

Olga K. Shimanskaya

Institute of Europe, Russian Academy of Sciences, Moscow, Russia, e-mail: shimansk@mail.ru,

ORCID: 0000-0002-4185-5553

For citing: Shimanskaya, O.K. (2021). Old believers in Russia and abroad amid the pandemic. Nauchno-analiticheskij vestnik IE RAN 23(5): 128-136. (in Russian). DOI: 10.15211/vestnikieran52021128136

© Шиманская О.К. - к.филос.н, доцент, с.н.с. Центра исследований проблем религии и общества Отдела социальных и политических исследований ИЕ РАН.

Abstract.On the basis of documents and an array of confessional Internet publications, the article analyzes the interaction of Old Believer agreements with states (Russia, Ukraine, the Baltic countries, etc.) in the context of the coronavirus pandemic in 2020. It occurred during the 400th anniversary of the protopope Avvakum (Petrov) (1620-1682), which is celebrated by Old Believers in Russia and beyond. Old Believers nowadays are the largest Russian religious diaspora seeking self-determination in the modern world through interaction with states and society. The pandemic in the jubilee year became a mark of change in the relationship between the Old Believers and the government. It shifted from confrontation and neutrality to cooperation within the framework of those models of state-confessional relations that have become established in countries where their communities exist. During the pandemic Old Believer accords urged church members to follow state measures introduced to combat spread of the infection and perceive all restrictions as temporary obedience. There has been a significant modernization of interaction within confessional communities in liturgical and everyday practices, associated with the intensified use of digital technologies. As a result, celebration of the anniversary of archpriest Avvakum became possible on a large scale despite the restrictions.

Key words: state-confessional relations, society, pandemic, politics, Old Believers. Article received: 30.08.2021

Современное старообрядчество - это этно-конфессиональное сообщество в России и за рубежом, имеющее более трёх веков истории и сохранившее традиционную русскую культуру как систему, не утратившее русский язык, проживая столетиями в диаспоре среди иноязычного населения. Старообрядчеству посвящена настолько обширная литература, что украинский исследователь С.В. Таранец в 2018 г. даже издал энциклопедический словарь, собравший имена специалистов по этой теме (Старообрядоведение... 2018). В то же время его эволюцию в России и за её пределами, адаптацию к актуальным запросам времени исследователи только начали изучать. Среди таких работ можно назвать труды болгарского антрополога Е. Анастасовой (Анастасова 2007: 41-53), статьи Н.С. Душаковой (Душакова 2020: 184-206) и Д.С. Ермолина (Ермолин 2020: 130-140) об использовании старообрядцами интернета и социальных сетей. В данной статье анализируются, основываясь на официальных документах руководства согласий и материалах их интернет-изданий, позиции самых крупных старообрядческих групп в условиях пандемического кризиса, пришедшегося на юбилейный год - 400-летие со дня рождения протопопа Аввакума (Петрова) (1620-1682). Сегодня наиболее крупные старообрядческие согласия, относящиеся к поповскому направлению старообрядчества -это Русская Православная Старообрядческая Церковь (далее РПСЦ - белокриницкое согласие) и Русская Древлеправославная Церковь (далее РДЦ - новозыбковское согласие), к беспоповскому направлению - Древлеправославная поморская церковь (далее ДПЦ - поморское согласие). Крупные общины всех этих конфессиональных образований за пределами России находятся на Украине, в странах Балтии, в Молдове, Румынии.

Как и другие конфессии, старообрядцы решали вопросы, связанные с ограничением деятельности на территории государств, где они проживают, в зависимости от динамики развития эпидемиологической ситуации. Говоря о распространении по миру коронавирусной инфекции, старообрядцы постоянно подчёркивали, что они и ранее помогали государству в борьбе с эпидемиями, организуя санитарные кордоны, похоронные команды. Так было во время эпидемии чумы 1771 г., когда в качестве поощрения староверы, до этого гонимые, получили

право от императрицы Екатерины II организовать общины в Рогожской и Преображенской слободах г. Москвы. Этот сюжет значим для исторической памяти старообрядцев в условиях пандемии 2020 г.

Отношение к государственным рекомендациям

Ещё до введения режима самоизоляции и объявленных по этому случаю выходных дней 18 марта 2020 г. вышло обращение главы самого крупного старообрядческого согласия -РПСЦ митрополита Корнилия (Титова) к единоверцам. Он призвал усилить молитвы, ответственно относиться к здоровью, выполнять распоряжения властей. Литургия и причастие, подчеркнул владыка, совершаются во всех храмах. Приходам рекомендовали проводить влажную уборку помещений после богослужения, воздерживаться от христосования в уста, заменив его поясным поклоном. Священство призвало верующих не паниковать, а усилить помощь государству в борьбе с пандемией молитвой и верой в скорейший прогресс в борьбе с инфекцией: «Власти страны самоотверженно берут на себя заботы по предотвращению разбушевавшейся беды, природа и масштабы которой пока до конца не понятны», - подчеркнул митрополит Корнилий (Старообрядцы и коронавирус... 2020).

Предстоятель РДЦ патриарх Александр (Калинин) не обращался к пастве с посланием по поводу пандемии, однако подробные рекомендации по проведению богослужений были опубликованы на официальном сайте Отделом информации и правового обеспечения от священноначалия 23 марта 2020 г. Они предписывали санитарно-эпидемиологических меры: использование одноразовой посуды при причастии, отказ от лобызания богослужебных предметов и икон, санитарную обработку храмов. Подчёркивалось, что «указанные рекомендации применяются на местах с учётом конкретной эпидемиологической обстановки в стране пребывания древлеправославных приходов и религиозных общин, и требований местных органов власти» (В целях обеспечения профилактики. 2020). Приостанавливалась деятельность воскресных школ и других церковно-общественных мероприятий.

28 марта 2020 г. от ДПЦ с «Обращением к християнам Древлеправославной Поморской Церкви» выступил Председатель и старший наставник (настоятель) Невской старообрядческой поморской общины В.В. Шамарин. Он подчеркнул: «Ограничительные карантинные меры государственной власти вполне обоснованы, и нам следует их придерживаться для нашей же пользы. Домашняя молитва не менее значима, чем соборная служба» (Староверы-поморцы призывают. 2020). В пресс-центре Медиагрупп он пояснил: поскольку власти официально не объявили о закрытии храмов и моленных, то на богослужении присутствуют служащие и немного верующих (Религия в эпоху самоизоляции. 2020).

Иная ситуация сложилась у старообрядцев стран Балтии. В Эстонии постановлением правительства с 13 марта 2020 г. было введено чрезвычайное положение и запрещены публичные собрания, в том числе и религиозные. Союз старообрядческих общин ДПЦ Эстонии рекомендовал воздержаться от богослужений в храмах на срок действия чрезвычайного положения в стране, сообщил на своей странице в ГаевЬввк его Председатель П.Г. Варунин, написав «Сохраняйте спокойствие и молитесь дома» (Староверы Эстонии призвали. 2020). Об отмене богослужений объявили староверы Литвы и Латвии, сообщили Председатель Высшего Совета ДПЦ Литвы о. Г. Бояров и Председатель Центрального Совета Латвийской Православной Поморской Церкви о. А. Жилко (Староверы Литвы и Латвии. 2020). Духовные наставники и причетники исполняли уставные службы единолично и с сослужащими, а храмы были открыты верующим для «личной молитвы» вне службы и чина погребения при участии ближайших родственников. Таким образом, старообрядцы стран Балтии поддержали реше-

ния властей о карантине.

Вторая по численности староверов после России страна - Украина ввела общенациональный карантин 11 марта. Президент В. Зеленский призвал глав конфессий проводить богослужения без участия верующих и лучше в онлайн-режиме (Владимир Зеленский призвал. 2020). Для посещения храмов устанавливалось ограничение (не более 10 человек), вводились санитарно-эпидемиологические нормы, действующие на территории европейских стран.

В соседней Румынии были те же ограничения, но с мая 2020 г. молящимся разрешили стоять на улице при соблюдении социальной дистанции. Поэтому во многих старообрядческих общинах сооружали временные алтари на паперти храмов (В старообрядческом монастыре. 2020), а к пасхальным богослужениям можно было приобщиться посредством интернет-вещания. Митрополит РПСЦ в Румынии Леонтий (Изот или Изотов) выступил с видеообращением к верующим во время пасхального богослужения, размещённым на сайте митрополии (Краткое поздравление. 2020). В следующем обращении он призвал к сбору средств для покупки планшетов и ноутбуков детям из малообеспеченных семей, которые в условиях пандемии должны иметь доступ к онлайн-образованию, написав «Инвестируйте в наших детей! Инвестируйте в будущее нашей страны!» (Кампания по сбору средств. 2020). Иными словами, старообрядцы Румынии откликнулись на пандемию и обращение к ним министерства образования республики активизацией социального служения. Несомненно, зарубежные старообрядческие общины не были довольны запретом на публичные богослужения, но открытого ковид-диссидентства в их среде не было.

Среди старообрядцев против закрытия храмов открыто высказался Казанско-Вятский епископ РПСЦ Евфимий (Дубинов): «У нас открытые храмы. Более того, я призываю в эти дни ходить в храмы и молиться Богу, чтобы язва отошла. Я несу ответственность за свою паству перед Богом и учу людей, чтобы они с одной стороны соблюдали указания, а с другой -не забывали Бога», - но в то же время он поддержал социальное дистанцирование (Казанско-Вятский епископ. 2020). В этот период показательным примером нарушения государственных мер по борьбе с пандемией стали события в духовном центре РПСЦ в Рогожском посёлке г. Москвы, связанные с похоронами инокини-схимницы Анисии (Берестневой), госпитализированной и умершей от коронавируса. Несмотря на выданное властями предписание провести отпевание на улице, оно свершилось в храме. Клирики, не согласившись с поставленным диагнозом, провели поминки с участием более 30 человек (В зоне риска. 2020). Многие их участники были инфицированы, переболели коронавирусом, некоторые отказывались сдавать тесты на ковид, показав неприятие официальной позиции РПСЦ по поддержке государственных санитарно-эпидемиологических действий. Сам митрополит Корнилий, участвовавший в отпевании, сдал тест, но его примеру последовали далеко не все.

В свою очередь священноначалие РДЦ призвало членов церкви обуздать гордыню и воспринимать карантинные рекомендации «как возложенное временное послушание. Церковь призывает вас к христианскому подвигу смирения, послушания и проявлению любви и заботы о ближних», а власти делают всё возможное для борьбы с пандемией, и нет ограничений для религиозных организаций, а есть лишь требование соблюдения санитарных норм, разъясняли верующим клирики (Разъяснение относительно. 2020).

В целом с пониманием отнеслось старообрядческое сообщество и к проведению пасхальных служб с 18 на 19 августа 2020 г. без участия верующих. Храмы зарубежных старообрядцев в Румынии, Молдавии, Литве, Латвии и Эстонии в условиях карантина были закрыты для прихожан. Сайт «Русская вера» писал, что это не трагедия, не все и раньше попадали в храм на пасхальную службу. Старообрядцы, отцы и деды которых пережили гонения, помнят

о домашней молитве, если нет возможности посетить храм (Старообрядческая пасхальная служба. 2020). В России ограничения были мягче, многим удалось помолиться на Пасху в храмах в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Новосибирске и других городах с крупными старообрядческими общинами. Священники согласовали списки молящихся с допустимым количеством верующих, нанесли в храме специальную разметку, дезинфицировали церковную утварь. Введение карантина в европейских и постсоветских странах, режима самоизоляции и социального дистанцирования в России, запрет проведения публичных богослужений на Пасху со стороны властей были встречены с пониманием руководством старообрядческих согласий. Редкое ковид-диссидентство напоминало о миссии Церкви вести паству ко спасению, не прекращая публичных богослужений. Позиции поповских иерархий в современном старообрядчестве, РПСЦ и РДЦ, относительно возможности инфицирования при совершении таинств были разными, хотя и не противоположными. РПСЦ не допускала такой возможности, а РДЦ её не исключала, поэтому предлагала своим верующим более строгие санитарно-гигиенические меры. Такой же позиции придерживался известный старообрядческий общественный деятель и предприниматель, глава Всемирного союза староверов Л. Севастьянов. Он первым прокомментировал предписания властей европейских стран не совершать в храмах богослужений из-за угрозы заражения коронавирусной инфекцией (РПЦ и старообрядцы. 2020), отметив, что старообрядцы всегда уделяли внимание гигиене (отдельная посуда для иноверцев) и активно помогали государству в противодействии эпидемиям в прошлом.

Использование новых информационных технологий в условиях пандемии коронавируса

Новые информационные технологии: онлайн-обучение, создание сайтов, групп и страниц в социальных сетях практиковались в старообрядческом сообществе и до пандемии. Они стали способом общения, публичной репрезентации и миссионерской деятельности старообрядчества, вошли в бытовую повседневность. Самыми активными пользователями Сети являются представители РПСЦ и ДПЦ, что обусловлено их численностью, существованием собственных интернет-сайтов, большей адаптивностью вероучения. Зарубежные одноверцы ещё более открыты технологическим новациям, интенсивно пользуются социальными сетями, мессенджерами Вотсап и Вайбер, мягко относятся к фото- и видеосъёмкам, размещению их в Интернете.

Пандемия не оставила выбора конфессиональным группам - общение перешло в он-лайн-среду, где шли дискуссии по поводу мер борьбы с инфекцией. Старообрядцы не признали практикующиеся в Русской православной церкви пасхальные телетрансляции служб «рав-ночестными и равноспасительными» и отказались от такой формы участия верующих в богослужениях (Старообрядцы и коронавирус. 2020). Предстоятели старообрядческих согласий России и зарубежья акцентировали важность домашней молитвы, на официальном сайте РПСЦ размещались тексты предпасхальных и пасхальных богослужений. Схожую позицию заняло и руководство ДПЦ в лице В.В. Шамарина, подчеркнув, что домашняя молитва -обычная практика, а онлайн-службы: «это совершенно нетрадиционная форма, и, в общем, мы относимся к этому несколько с предубеждением, это всё-таки не театр. Поэтому наши прихожане просто дома помолятся сами» (Религия в эпоху самоизоляции. 2020). В то же время РДЦ разместило на сайте «Русская вера» ссылки на онлайн-аудиотрансляции богослужений, пояснив, что: «домашняя молитва, сопровождаемая трансляцией соборной молитвы, позволит человеку ощутить себя не оторванным от общины верующих» (Онлайн-трансляция. 2020).

Когда государственные организации и бизнес перешли на онлайн-конференции, староНаучно-аналитический вестник ИЕ РАН, 2021, №5

обрядцы последовали их примеру. Заседания Совета митрополии РПСЦ в 2020 г. состоялись в смешанном формате. В гибридном формате состоялся 23 октября 2020 г. и Архиерейский собор РПСЦ, по видеосвязи к работе присоединились архиепископ Киевский и всея Украины Никодим (Ковалёв), епископ Кишинёвский и всея Молдавии Евмений (Михеев), епископ Казахстанский Сава (Чаловский) (На Рогожском собрались. 2020). В то же время Всемирный старообрядческий форум был перенесён на май 2021 г., а Освящённый Собор РПСЦ отменён. Схожую позицию заняли староверы поморского согласия: на весну 2020 г. был запланирован Съезд ДПЦ, собирающий членов Российского совета (руководящего органа ДПЦ) и делегатов от зарегистрированных общин, но было принято решение о переносе съезда. Таким образом, староверы-поморцы, как и белокриницкие, сочли невозможным обсуждать значимые духовные и административные дела в онлайн-режиме.

Наиболее продвинутыми пользователями новых информационных технологий сейчас выступают РПСЦ и ДПЦ, что ярко проявилось в подготовке и проведении в 2020 г. масштабного празднования 400-летия протопопа Аввакума (Петрова). По словам митрополита Корни-лия, «благодаря поддержке и одобрению президента РФ В.В. Путина, этот юбилей предполагает принципиально новый формат взаимоотношений государства и Церкви, когда совместно осуществляется работа по укреплению исконных духовных традиций православия» (Доклад митрополита Корнилия 2020). Государство оказало поддержку в проведении юбилейных мероприятий: конференций, форумов, выставок. Из-за пандемии часть из них была перенесена, проведена онлайн, минимизирована по числу участников. Перенесён на 2021 г. Всемирный старообрядческий форум и III встреча старообрядцев мира «Путь Аввакума» в Бурятии. Пандемия не позволила встретить юбилей Аввакума с размахом, но всё же он был отмечен во всех местах нахождения старообрядцев.

* * *

Стратегии старообрядческих согласий в условиях первой и второй волны пандемии ко-ронавируса в 2020 г. были схожи с существовавшими и в других православных конфессиях. Публичное признание государственных карантинных мер и активизация социального служения соседствовали с неявным неприятием священством и верующими ограничений публичной деятельности церквей. В целом у старообрядцев прагматический подход руководства согласий, налаживающий эффективный государственно-конфессиональный и общественный диалог, сочетался с традиционализмом основной массы верующих и клириков. Однако старообрядцы живут в обществах с доминирующей светской системой ценностей, к которой они адаптируются, сохраняя своё вероучительное своеобразие и разнообразие, их взаимодействие с миром бикультурно, сочетает христианские ценности и прагматизм. Поэтому старообрядческие общины РПСЦ (белокриницкие), РДЦ (новозыбковские), ДПЦ (поморские) и другие повсеместно приняли государственные ограничения деятельности религиозных организаций, призвали единоверцев соблюдать введённый режим карантина (в странах, где он был введён), самоизоляции и социального дистанцирования. Не было и ощутимого ковид-диссидентства, клирики и главы общин в России и за рубежом в выступлениях не отрицали опасность вируса и необходимость предпринимаемых властью мер борьбы с ним.

В странах Балтии, на Украине, в Молдове и Румынии руководители старообрядческих общин призвали верующих сосредоточиться на домашней молитве и воспринимать запрет на публичные богослужения как временное послушание, напомнив, что церкви остаются открытыми. Неудовольствие некоторых иерархов вызвала рекомендация властей не проводить публичных служб на Пасху. Но и эта позиция не была непримиримой, признавалась необходи-

мость соблюдения санитарно-эпидемиологических мер. Возможность инфицирования во время причастия в развернувшихся дискуссиях не признавалась, но и не отрицалась. Верующих призвали строго придерживаться мер гигиены. Пандемия интенсифицировала использование цифровых технологий во всех сферах жизни и пастырской работе старообрядческих священнослужителей и мирян. Далеко не всё было перенесено в онлайн-формат, признано невозможным участвовать богослужениях, транслируемых в Интернете. На время после пандемии были перенесены соборы, принимающие важнейшие решения в жизни согласий. Минимизированы по числу участников юбилейные мероприятия, посвящённые 400-летию протопопа Аввакума. В то же время государство оказало беспрецедентную поддержку старообрядцам в праздновании юбилея протопопа Аввакума, несмотря на пандемию. Этим была подчёркнута значимость сохранения старообрядцами традиционного образа жизни и культуры русского народа в России и за рубежом.

Список литературы/References

Анастасова, А. (2007). Старообрядцы в Румынии и глобализация // Славяноведение (1): 41-53. [Anastasova, A. (2007). Old believers in Romania and globalization. Slavic studies (1): 4153. (in Russian).]

В зоне риска. В духовном центре московских старообрядцев на Рогожском подтвердилось наличие заболевших COVID-19. Credo-press. 15.05.2020. [At risk. In the spiritual center of Moscow Old Believers on Rogozhskoye, the presence of COVID-19 cases was confirmed. Credopress. 15.05.2020. (in Russian).] Available at: https://credo.press/230972 (accessed 20.11.2020).

В старообрядческом монастыре Румынии освящен летний алтарь. Русская вера. 18.08. 2020. [A summer altar has been consecrated in an Old Believer monastery in Romania. Russkaya vera. 18.08.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/prestol_slavsky_eparhiya_2020 (accessed 20.11.2020).

В целях обеспечения профилактики распространения коронавирусной инфекции COVID-19. Русская Древлеправославная Церковь. 22.03.2020. [In order to ensure the prevention of the spread of coronavirus infection COVID-19. Russkaja Drevlepravoslavnaja Tserkov'. 22.03.2020. (in Russian).] Available at: https://raoc.info/568-v-celjah-obespechenija-profilaktiki-rasprostranenija-koronavirusnoi-infekcii-covid- 19.html (accessed 10.05.21).

Владимир Зеленский призвал глав церквей проводить богослужения онлайн. Русская вера. 25.03.2020. [Volodymyr Zelenskyy called on the heads of churches to conduct divine services online. Russkaya vera. 20.03.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/sluzba_online_zelensky (accessed 20.11.2020).

Доклад митрополита Корнилия Архиерейскому Собору - 2020. Русская Православная Старообрядческая Церковь. 24.10.2020. [Metropolitan Cornelius's Report to the Council of Bishops - 2020. Russkaya Pravoslavnaya Staroobryadcheskaya Tserkov'. 24.10.2020. (in Russian).] Available at: http://rpsc.ru/kornily/report/doklad-doklad-as-2020 (accessed 30.10.2020).

Душакова, Н. (2020). Как религия становится более заметной в публичном пространстве: старообрядческие сообщества в социальных сетях // Государство, религия, церковь в России и за рубежом (2): 184-206. [Dushakova, N. (2020). How Religion Becomes Visible: Old Believers' Communities in Social Media. State, Religion and Church in Russia and Worldwide (2): 184206. (in Russian).] DOI: 10.22394/2073-7203-2020-38-2-184-206

Ермолин, Д.С. (2020). Старообрядчество online: мосты, границы и информационные потоки // Кунсткамера (3): 130-140. [Ermolin, D. (2020). Old Believers Online: Bridges, Borders

and Media Streams. Kunstkamera (3): 130-140. (in Russian).] DOI: 10.31250/2618-8619-2020-3(9)-130-140

Казанско-Вятский епископ РПСЦ призвал ходить в храмы и молиться богу, чтобы язва отошла. ProKazan. 11.04.2020. [The Kazan-Vyatka bishop of the Russian Orthodox Church Outside of Russia called on people to go to churches and pray to God for the ulcer to go away. ProKazan. 11.04.2020. (in Russian).] Available at: https://prokazan.ru/news/view/138189 (accessed 20.11.2020).

Кампания по сбору средств для поддержки детей в трудном положении. Старообрядческая Белокриницкая Митрополия всех Древлеправославных Христиан. 05.05.2020. [Fundraising campaign to support children in difficult situations. Staroobryadcheskaya Belokrinitskaya Mitropo-liya vsekh Drevlepravoslavnykh Khristian. 05.05.2020. (in Russian).] Available at: https://borv.ro/ kampaniya-po-sboru-sredstv-dlya-podderzhki-detej-v-trudnom-polozhenii.html (accessed 20.08.21).

Краткое поздравление Митрополита Леонтия!!! Старообрядческая Белокриницкая Митрополия всех Древлеправославных Христиан. 21.04.2020. [Brief congratulations from Metropolitan Leonty!!! Staroobryadcheskaya Belokrinitskaya Mitropoliya vsekh Drevlepravoslavnykh Khristian. 21.04.2020. (in Russian).] Available at: https://borv.ro/kratkoe-pozdravlenie-mitropolita-leontiya!!! .html (accessed 20.08.21).

Лункин, Р.Н. (2020). Механизмы религиозной реакции на пандемию коронавируса // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН (2): 104-109. [Lunkin, R. (2020). The Mechanisms of the Religious Reaction on the Pandemic of Coronavirus. Scientific and Analytical Herald of the IE RAS (2): 104-109. (in Russian).] DOI: 10.15211/vestnikieran22020104109

На Рогожском собрались архиереи Русской Православной Старообрядческой Церкви. Русская Православная Старообрядческая Церковь. 24.10.2020. [The bishops of the Russian Orthodox Old Rite Church gathered at Rogozhskoye. Russkaya Pravoslavnaya Staroobryadcheskaya Tserkov'. 24.10.2020. (in Russian).] Available at: http://rpsc.ru/news/mitropoliya/arhierejskij-sobor-2020 (accessed 28.10.2020).

Онлайн-трансляция старообрядческого богослужения. Русская вера. 15.04.2020. [Online broadcast of Old Believer worship. Russkaya vera. 15.04.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/online bogosluzenie (accessed 28.10.2020).

Разъяснение относительно опубликованных рекомендаций. Русская Древлеправославная Церковь. 22.03.2020. [Clarification of published recommendations. Russkaja Drevlepravoslavnaja Tserkov'. 22.03.2020. (in Russian).] Available at: https://raoc.info/569-razjasnenie-otnositelno-opublikovannyh-rekomendacii.html (accessed 25.10.2020).

Религия в эпоху самоизоляции: церкви готовы «перенести» Пасху из-за коронавируса. ФАН. 08.04.2020. [Religion in the era of self-isolation: churches are ready to «postpone» Easter due to the coronavirus. FAN. 08.04.2020. (in Russian).] Available at: https://riafan.ru/1266101-religiya-v-epokhu-samoizolyacii-cerkvi-gotovy-perenesti-paskhu-iz-za-koronavirusa (accessed 20.11.2020).

РПЦ и старообрядцы разошлись в оценке мер против коронавируса. Ридус. 10.03.2020. [The Russian Orthodox Church and the Old Believers disagreed in assessing measures against the coronavirus. Reedus. 10.03.2020. (in Russian).] Available at: https://www.ridus.ru/news/321812 (accessed 24.10.20).

Староверы Литвы и Латвии отменили массовые богослужения в храмах. Русская вера. 20.03.2020. [Old Believers of Lithuania and Latvia have canceled mass services in churches. Russkaya vera. 20.03.2020. (in Russian).] Available at:

https://ruvera.ru/news/latviya_litva_coronavirus (accessed 20.11.2020).

Староверы Эстонии призвали воздержаться от посещения храма в связи с коронавирусом. Русская вера. 17.03.2020. [Old Believers of Estonia urged to refrain from visiting the temple in connection with the coronavirus. Russkaya vera. 17.03.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/varunin_coronavirus (accessed 20.11.2020).

Староверы-поморцы призывают во время эпидемии соблюдать забытые правила гигиены. Русская вера. 31.03.2020. [Old Believers Pomors urge to observe forgotten rules of hygiene during an epidemic. Russkaya vera. 31.03.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/coronavirus_shamarin_march (accessed 20.10.2020).

Старообрядцы и коронавирус COVID-19. Самоизоляция на Рогожском. Старообрядческая мысль. 15.04.2020. [Old Believers and the COVID-19 coronavirus. Self-isolation at Rogozhsky. Staroobryadcheskaya mysl'. 15.04.2020. (in Russian).] Available at: https://starove.ru/izbran/foto-staroobryadtsy-i-koronavirus-covid-19-samoizolyatsiya-na-rogozhskom (accessed 25.10.2020).

Старообрядческая пасхальная служба дома. Русская вера. 18.04.2020. [Old Believer Easter service at home. Russkaya vera. 18.04.2020. (in Russian).] Available at: https://ruvera.ru/news/pashalnaya_slujba (accessed 28.10.2020).

Таранец В. (науч. ред. и сост.) (2018). Старообрядоведение. Энциклопедический и биобиблиографический словарь. Исследователи истории и культуры старообрядчества второй половины ХХ - начала ХХ1 вв. Киев. Т. 1. [Taranec, V. (ed.) (2018). Old Believers studies. Encyclopedic and Biobibliographic Dictionary. Researchers of the history and culture of the Old Believers of the second half of the 20th - early 21st centuries. Kiev. Vol. 1. (in Russian).]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.