Научная статья на тему 'Особенности специальной подготовки студентов юридических вузов, занимающихся единоборствами, в аспекте динамики психомоторных способностей'

Особенности специальной подготовки студентов юридических вузов, занимающихся единоборствами, в аспекте динамики психомоторных способностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОМОТОРИКА / СПОРТ / ВЕРОЯТНОСТНЫЕ И ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА / АДАПТАЦИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / PSYCHOMOTORICS / SPORTS / PROBABILISTIC AND EXTREME CONDITIONS / THE HUMAN BODY / ADAPTATION / FUNCTIONAL STATE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туревский И.М., Бородаенко В.Н., Бегун О.В., Парфенов А.С.

В статье занятия физической культурой и спортом рассматриваются с позиций психомоторики учащейся молодежи. Моделью занятий спортом выбраны студенты юридического вуза, занимающиеся рукопашным боем в различных экзогенных условиях. Результаты выражены в показателях психомоторной подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Туревский И.М., Бородаенко В.Н., Бегун О.В., Парфенов А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF SPECIAL TRAINING OF STUDENTS OF LEGAL STATIONS OF UNIVERSITY, UNDERGROUNDED BY UNIFORMATIONS, IN THE ASPECT OF DYNAMICS OF PSYCHOMOTOR ABILITIES

In the article, physical culture and sports are considered from the point of view of the psychomotorics of young students. The model of sports is chosen bachelors of a law school, engaged in hand-to-hand fighting in various exogenous conditions. The results are expressed in terms of psychomotor preparedness.

Текст научной работы на тему «Особенности специальной подготовки студентов юридических вузов, занимающихся единоборствами, в аспекте динамики психомоторных способностей»

УДК 378.016:796.2-057.874 ТУРЕВСКИЙ И.М.

доктор педагогических наук, профессор, Тульский

государственный педагогический университет имени

Л.Н. Толстого

E-mail: turima@gmail.com

БОРОДАЕНКО В.Н.

кандидат педагогических наук, доцент, Тульский институт ВГУЮ (РПА Минюста России) E-mail: borodaenko61@mail.ru БЕГУН О.В.

кандидат педагогических наук, доцент, Таганрогский институт им. А.П. Чехова (Филиал РИНХ) E-mail: ob.6810@gmail.com ПАРФЕНОВ А.С.

кандидат педагогических наук, доцент кафедры прикладная физическая культура, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: parfenova2014@list.ru

UDC 378.016:796.2-057.874 TUREVSKIY I.M.

Doctor of pedagogical Sciences, professor, Tula State Lev

Tolstoy Pedagogical University E-MAIL: TURIMA@GMAIL.COM BORODAENKO V.N. Ph.D. of pedagogical sciences, associate professor E-mail: borodaenko61@mail.ru BEGUN O.V.

Ph.D. of pedagogical sciences, associate professor E-mail:ob.6810@gmail.com PARFENOVA.S.

Candidate of pedagogical sciences, associate Professor of applied physical culture they Orel State University E-mail: parfenova2014@list.ru

ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ЕДИНОБОРСТВАМИ, В АСПЕКТЕ ДИНАМИКИ ПСИХОМОТОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

PECULIARITIES OF SPECIAL TRAINING OF STUDENTS OF LEGAL STATIONS OF UNIVERSITY,

UNDERGROUNDED BY UNIFORMATIONS, IN THE ASPECT OF DYNAMICS OF PSYCHOMOTOR ABILITIES

В статье занятия физической культурой и спортом рассматриваются с позиций психомоторики учащейся молодежи. Моделью занятий спортом выбраны студенты юридического вуза, занимающиеся рукопашным боем в различных экзогенных условиях. Результаты выражены в показателях психомоторной подготовленности.

Ключевые слова: психомоторика, спорт, вероятностные и экстремальные условия, организм человека, адаптация, функциональное состояние.

In the article, physical culture and sports are considered from the point of view of the psychomotorics of young students. The model of sports is chosen bachelors of a law school, engaged in hand-to-hand fighting in various exogenous conditions. The results are expressed in terms of psychomotor preparedness.

Keywords: psychomotorics, sports, probabilistic and extreme conditions, the human body, adaptation, functional state.

Введение. Физическая культура - одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния физической культуры в обществе: уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность [8].

В последнее время научно-техническая революция вызвала резкое увеличение деятельности человека в вероятностных и экстремальных условиях. Современные

требования быта, производства, спорта, армии убеждают нас в том, что человека необходимо готовить жизни в этих условиях. Для осуществления этой подготовки необходимы знания закономерностей приспособления человека к изменяющимся условиям. Эта проблема многогранна и может решаться различными науками: психологией, педагогикой, социологией, физиологией, физической культурой и др. [1].

Проблема адаптации организма человека к изменяющимся условиям, как показывает практика современной жизни в сложных социально-экономических условиях страны, не решена и активно разрабатывается особенно в психологии, спортивной деятельности, экстремальных профессиях, военном деле и др. [10].

В настоящее время накоплен определенный теоретический и экспериментальный материал, раскрывающий особенности влияния факторов вероятностного изменения среды на организм человека (П.К. Анохин,

© Туревский И.М., Бородаенко В.Н., Бегун О.В., Парфенов А.С. © Turevskiy I.M., Borodaenko V.N., Begun O.V., Parfenov A.S.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

1973; Н.А. Бернштейн, 1991; О.Г. Газенко, 1977;

A.В. Родионов, 1971; Б.К. Каражанов, 1992, И.М. Туревский, 2012 и др.). Выявлено, что неопределенность вероятности наступления событий влияет на высшую нервную деятельность человека (Е.П. Ильин, 2003; Е.П. Кринчик, 1963; В.Д. Небылицын, 1966; Г. Селье, 1960 и др.).

Экстремальные и вероятностные условия в различных видах человеческой деятельности вызывает эмоционально-психическое напряжение и связанное с ней изменение динамики различных психофизиологических функций (Д.Ю. Архангельский, 1974; Ф.А. Горбов, 1971; Г.Н. Косицкий, 1977; П.В. Симонов, 1970). Вместе с тем эти исследования не исчерпывают всех проблем адаптации организма человека к экстремальным условиям.

Количество исследований по выявлению влияния факторов вероятностного изменения на психофизиологическую и моторную функции человека во время двигательной деятельности в условиях различного вида неопределенности незначительно, а подобных исследований изменения работы функций человека в онтогенезе еще меньше (Б.К. Каражанов, 1974, 1992;

B.К. Бальсевич, 2000; Туревский И.М., 2012).

В то же время современная тенденция развития многих традиционных и новых видов спорта направлена на двигательную деятельность студента-спортсмена, проходящую в вероятностных, неожиданных и экстремальных условиях (все виды серфинга и скейтборда, пляжные спортивные игры, триатлон, бои без правил, различные восточные единоборства, парапланеризм и др. экстремальные виды спорта).

Таким образом, возникают противоречия между необходимостью формирования адаптивных возможностей учащейся молодежи для жизнедеятельности в вероятностных и экстремальных условиях и недостаточной как теоретической, так и методико-практической базы, обеспечивающей этот процесс.

Проблема исследования состоит в том, что следует определить, как в современных условиях жизни формировать у человека предпосылки к адаптации двигательной (и других видов) деятельности в вероятностных и экстремальных условиях. В первую очередь это относится к профессионально-прикладной физической подготовке студентов-бакалавров юридических специальностей.

Цель исследования - выявить и экспериментально доказать влияние занятий единоборствами в разных условиях на психомоторные способности студентов-бакалавров.

Гипотеза исследованиязаключалась в том, что реализация в практической деятельности психомоторных способностей студентов будет более эффективной, если:

- определены наиболее информативные признаки, характеризующие психомоторные способности студентов;

- изучена роль и взаимоотношения психических и двигательных качеств в структуре моторики студентов,

занимающихся борьбой самбо;

- сформированы базовые модели структуры пси-хомоторныхспособностейстудентов юридических спе-циальностейразличной подготовленности и разного возраста.

Задачи исследования:

- определить наиболее информативные признаки, характеризующие психомоторные способности студентов-бакалавров;

- изучить динамику психомоторных способностей бакалавров, занимающихся борьбой самбо в специально создаваемых условиях занятий;

Адаптация к двигательной деятельности имеет глубокие эволюционные корни, в ее механизмах следует усматривать генетические, врожденные задатки. В тоже время, адаптация к спортивным нагрузкам сопровождается быстрым нарастанием функциональных резервов организма, поэтому сам учебно-тренировочный процесс следует рассматривать как одно из надежных средств раскрытия и повышения резервов адаптации растущего организма [11].

Методы исследования. В настоящее время интенсивно развивается теория адаптации к социальной деятельности и, в частности, к физической культуре и спорту. Спортивная деятельность осуществляется в таком режиме, когда функциональные системы работают на пределе, что создает необходимые условия для улучшения процесса адаптации организма к различным экстремальным ситуациям [2].

Основная трудность таких исследований - определение методики моделирования вероятностных и экстремальных условий, в которых развиваются психомоторные способности. Основные разновидности условий, в которых происходит психомоторная деятельность, легли в основу моделирования вероятностных и экстремальных ситуаций. При выборе тестов, адекватных поставленным задачам, учитывались не только степень их соответствия моделируемым условиям деятельности, но и сложность сенсорно-перцептивных и моторных (исполнительских) решений заданий. Были выделены три условных категории сложности: элементарные сенсорно-перцептивных и моторные действия; действия относительно сложные; действия повышенной сложности (экстремальные) [7].

Первую категорию сложности составляли непривычные движения - разновидности бега, прыжков, метаний, различного вида реакций, элементы из арсенала различных видов спортивных единоборств, в частности, борьбы самбо.

Вторая категория сложности включала тесты (упражнения), доступные для выполнения испытуемыми, но выполняемыми в неизвестных или вероятностных ситуациях - бег с различными препятствиями, прыжки из необычных исходных положений, выполнение различных элементов (приемов защиты и нападения по сигналу) борьбы в различных видах вероятностных ситуаций, сложных видах реакций и т. д.

Третья категория сложности формировалась из дви-

гательных заданий, требующих согласованных действий с манекеном (тренажером) или партнерами различной подготовленности и весовых категорий. Повышенная психомоторная сложность двигательных действий, которые сами по себе в обычных условиях не представляли особой трудности, обеспечивалась неожиданностью появления стимула (ответных действий), в связи, с чем студенты вынуждены были выполнять действия без подготовки, экспромтом, т.е. в экстремальной ситуации.

Результаты исследований и их обсуждениеИссле-дования проходили на базе Тульской юридической академии (филиал РПА Минюста РФ). Пилотажным обследованием было охвачено 180 студентов-бакалавров разного возраста, систематически занимающихся самбо на академических занятиях по физической культуре.

В результате этой работы были выявлены уровни адаптации обследованного контингента к двигательной деятельности в вероятностных и экстремальных условиях.

После этого были сформированы две группы: контрольная (КГ), занимающаяся по вузовской программе, бакалавры экспериментальной (ЭГ) кроме программного материала выполняли определенный объем двигательной деятельности в неизвестных, неожиданных и экстремальных ситуациях. Эти действия формирова-

лись из арсенала различных видов борьбы (в основном самбо) и других видов спорта, общим «знаменателем» для них являлись условия, в которых двигательная деятельность выполнялась.

Характеристика тестовых заданий, выполняемых в различных условиях, представлена в таблице 1.

Анализируя социально-биологические основы формирования двигательных действий, нам представляется, что каждый значимый акт представляет собой решение определенной задачи действия. Организм в целом не просто реагирует на ситуацию, а сталкивается с ситуацией, динамически переменчивой, ставящей его перед необходимостью прогноза, часто вероятностного. В таблице показаны условия, в которых могут выполняться двигательные действия, и на этой основе определены методики измерения различных показателей и элементов борьбы самбо, используемые в учебно-тренировочном процессе со спортсменами.

Результаты исследования. Для выявления возрастных особенностей приспособительных реакций организма учащейся молодежи нам представляется целесообразным рассмотреть общую картину двигательной деятельности испытуемых разного возраста в вероятностных и экстремальных условиях. В обычных условиях в результативности двигательной деятель-

Таблица 1.

Характеристика тестовых заданий, выполняемых в различных условиях

Условия психомоторн. деят-ти № теста Двигательные действия Ед. измерения Наличие вероятности Направление лучшего показателя

1 Простая реакция м/сек <

U 2 Реакция на движущийся объект-1 м/сек <

1 3 Прыжковый тест см <

Л 4 Беговой тест сек <

& е 5 Броски манекена через спину с колен сек <

к 6 Падение назад из приседа сек <

7 Имитация «учи коми» балл альтернативная >

8 Реакция выбора-2 м/сек полная <

1 о 9 Реакция на движущийся объект-2 м/сек временная <

ероятно тные 10 Падение назад из О. С. сек альтернативная <

11 Броски манекена назад из О.С. сек альтернативная <

m 12 Комплекс упражнений «ката» балл альтернативная >

13 Тренировочные схватки балл альтернативная >

Экстремальные 14 Реакция выбора-2 со сбивающими воздействиями м/сек полная <

15 Комплекс упражнений «ката» балл полная >

16 Контрольные схватки балл полная >

Примечание: < — лучше меньший показатель; > — лучше больший.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ности школьников разного возраста возрастные различия роли не играют. Наблюдается общая тенденция гетерохронного развития. Эти различия проявляются во время выполнения двигательного задания в различных условиях.

Как показали наши исследования, динамика адаптационных процессов во всех видах реакций в прогнозируемых условиях двигательной деятельности у детей и подростков протекает более равномерно, чем другие сложные двигательные действия. Как и во всех других случаях, уровень темпа адаптационных процессов к 16-летнему возрасту снижается. Об этом говорят уровни достоверности возрастных различий р<0,05 ^ 0,01.

При проведении констатирующего этапа эксперимента достоверных различий в параметрах психомоторики и выполнении специальных двигательных нормативах не выявлено. Время реакции РДО -1 в обеих группах находилось в пределах 45,7^46,4 мс (р>0,05), РДО-2: 136,4^140,2 мс (р>0,05), что соответствует возрастно-половым нормам. Реакция выбора в вероятностных и экстремальных условиях у самбистов обеих групп существенно не отличалась (р>0,05). Борцовские нормативы, такие как броски манекена, падение назад, учи-коми, комплекс упражнений ката, тренировочные и контрольные схватки не выявили достоверных отличий в связи с тем, что до проведения эксперимента программа обучения была одинаковой.

Традиционные виды борьбы характеризуются взаимным преодолением сопротивления соперника. Используемые в процессе поединков различные технико-тактические действия состоят из многочисленных приемов атакующего, защитного и контратакующего характера и способов подготовки к их выполнению. Успешная реализация этих действий предъявляет высокие требования к психическим и физическим возможностям спортсмена.

Схваткам в единоборствах свойственны нестандартные ациклические движения переменной интенсивности, что часто встречается в современном социуме. Многообразие приемов схватки, динамичность тактических ситуаций требуют в момент активного противодействия сопернику больших мышечных усилий, высокого силового развития всех групп мышц спортсмена.

Традиционные виды борьбы характеризуются взаимным преодолением сопротивления соперника. Используемые в процессе поединков различные технико-тактические действия состоят из многочисленных приемов атакующего, защитного и контратакующего характера и способов подготовки к их выполнению. Успешная реализация этих действий предъявляет высокие требования к психическим и физическим возможностям спортсмена.

Схваткам в единоборствах свойственны нестандартные ациклические движения переменной интенсивности. Многообразие приемов схватки, динамичность тактических ситуаций требуют в момент активного противодействия сопернику больших мышечных усилий, высокого силового развития всех групп мышц спор-

тсмена и большой силы воли.

Как было показано ранее, студентыКГ занималась по вузовской программе, бакалавры экспериментальной (ЭГ) кроме программного материала выполняли определенный объем двигательной деятельности в неизвестных, неожиданных и экстремальных ситуациях. В ЭГу студентовв процессе обучения кроме этого создавались вероятностные и экстремальные условия, что нашло отражение и в содержании программного материала. Также педагоги демонстрировали построение, анализ какого-либо типа деятельности и вовлекали учащихся в эту специфическую процедуру, обращая внимание на социальную специфику вида спорта.

Динамика изменений показателей психомоторики у студентов-бакалавров представлена в таблице 2.

После проведения эксперимента, проходившего в течение учебного года, достоверные различия между студентами опытных групп в непривычных условиях были выявлены только в прыжковом тесте (р<0,05).

Внутри КГ наблюдалась тенденция к увеличению данного показателя на 4,0 см. (р>0,05), в то время как у самбистов ЭГ он существенно улучшился (р<0,05). Кроме этого, у борцов ЭГ произошли достоверные улучшения в беговом тесте (р<0,01), бросках манекена (р<0,05), падении назад (р<0,05), выполнении учи-коми (р<0,05). У борцов КГ улучшилось только время бросков манекена (р<0,05) и учи-коми (р<0,01).

Полученные результаты можно объяснить тем, что мы систематически внедряли в учебно-тренировочный процесс студентов ЭГ специальные двигательные задания, требующих развития психической и психомоторной сферы в неожиданных ситуациях.

При анализе результатов тестирования студентов ЭГ в вероятностных условиях значительные улучшения в сравниваемых группах произошли в показателях бегового (р<0,05) теста и тренировочных схватках (р<0,01). Внутри КГ (сравнение до и после эксперимента) у студентов достоверно улучшились результаты в комплексе ката и тренировочных схватках. У студентов ЭГ помимо этого достоверно улучшились параметры в прыжках на 4,3% (р<0,01), бега - 19,9% (р<0,01), падении назад (р<0,05). Приведенные данные отражают содержание экспериментальной программы, цель которой состояла в постепенном повышении трудности выполнения технико-тактических навыков и умений студентов ЭГ в неизвестных, вероятностных и неожиданных условиях.

Выполнение заданий в неожиданных и экстремальных условиях показало, что студенты ЭГ были лучше своих сверстников из КГ во всех тестах, кроме реакции выбора. Внутри групповые сравнения показывают, что студенты ЭГ за время эксперимента улучшили свои показатели в прыжках (р<0,01), беге (р<0,01) ката (р<0,05), контрольных схватках (р<0,05). Студенты КГ достоверно повысили только оценку в прыжках (р<0,01).

Подводя итоги работы, можно констатировать, что студенты ЭГ после годичного эксперимента показали результаты лучше своих сверстников из КГ в 7 тестах из 20. Сравнивая внутригрупповые изменения, можно

Таблица 2.

Динамика изменений показателей психомоторики у студентов-бакалавров после проведения эксперимента

Группы Достоверность различий

Условия № пп Двигательные действия КГ ЭГ меж внутри групп.

групп. КГ ЭГ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 2 3 4 5 6 7 8

1. Простая реакция 243,9±16,3 242,3±11,5 0,42 0,11 0,54

U 2. РДО -1 43,4±2,8 43,8±2,1 0,10 1,2 0,78

1 3. Прыжковый тест-1 18,8±1,3 16,1±0,9 2,04 2,0 2,29

Л 4. Беговой тест-2 2,70±0,4 2,02±0,24 1,7 0,41 2,70

& Й 5. Броски манекена-1 из О. С. 10,0±0,4 9,7±0,33 1,6 2,12 2,31

К 6. Падение назад из приседа 6,4±0,07 6,2±0,07 0,92 1,28 2,45

7. Учи-коми 4,1±0,2 3,9±0,3 1,14 3,14 1,37

8. РВ-1 589,7±24,5 592,0±30,7 0,49 1,4 1,4

9. РДО-2 129,7±8,4 146,2±10,4 0,84 0,42 0,8

10. Прыжковый тест-2,3 20,8±0,9 17,2±0,8 0,7 1,56 3,13

О о 11. Беговой тест-3 4,0±0,3 3,2±0,3 2,2 0,97 3,70

ё о 12. Броскиманекена-2 из О. С. 10,1±0,4 10,0±0,2 0,09 0,18 2,94

л U m 13. Падение назад-2 из приседа 6,6±0,3 6,4±0,4 0,4 1,35 2,60

14. Комплекс ката-1 3,9±0,22 4,1±0,23 1,56 2,65 2,74

15. Тренировочные схватки 3,4±0,2 4,5±0,25 3,9 2,14 2,39

16. РВ-2 1342±14,9 1346±7,2 0,4 0,42 1,7

Л 17. Прыжковый тест-4 28,0±0,3 26,5±0,4 3,0 3,78 3,24

s а u 3 & Й ё m 18. Беговой тест-4 4,0±0,2 3,3±0,1 3,2 1,77 2,88

19. Комплекс ката-2 3,1±0,2 3,6±0,1 2,22 1,53 3,08

20. Контрольные схватки 3,8±0,1 4,3±0.2 2,29 1,18 2,04

Примечание: характеристика тестовых заданий см. табл.1; достоверность Р<0,05 при 1= 2,02; Р<0,01 при 1= 2,66.

отметить, что на достоверном уровне у студентов КГ улучшились 5 показателей, тогда как у их сверстников из ЭГ - 14.

Таким образом, моделирование неожиданных, вероятностных и экстремальных ситуаций, возникающих при реализации технико-тактических действий в процессе обучения и условиях схваток и соревнований; личностно-ориентированный подход при спортивно-технической подготовке к результативной деятельности в непривычных условиях позволили существенно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса и заметно улучшить показатели функционального состояния, технико-тактической и физической подготовки студентов. Это согласуется с ранее проведенными исследованиями по другим видам двигательной деятельности [9].

Заключение. Адаптация студентов-бакалавров к двигательной деятельности в вероятностных условиях вызывает напряжение различных функций организма. Обычные условия, в которых проходит двигательная деятельность, вызывают, в основном, физическое напряжение, вероятностные и экстремальные условия -дополнительно эмоционально-психическое.

Двигательная деятельность в вероятностных условиях сопровождается более интенсивными измене-

ниями физиологических функций по сравнению с идентичной (по объему и интенсивности) двигательной деятельностью, осуществляемой в обычных условиях. При двигательной деятельности в вероятностных и экстремальных условиях существенно увеличиваются показатели ЧСС и АД. Наличие неопределенности существенно изменяет характер двигательных реакций и целостных действий. В вероятностных условиях увеличивается латентное время реакции и уменьшается время выполнения действия. По мнению экспертов, движения выполняются более напряженно.

Результативность (успешность) решения относительно сложных двигательных заданий в экстремальных условиях с возрастом улучшаются. При этом выявлены определенные возрастные особенности в характере адаптации студентов. Возрастные различия особенно существенно наблюдаются в первой попытке выполнить двигательное задание в вероятностных условиях и в экстремальных ситуациях (четвертая попытка).

Специальная тренировка (занятия борьбой самбо) в изменяющихся условиях существенно повышают эффективность двигательной деятельности в вероятностных ситуациях. У студентов, занимающихся по экспериментальной программе, по сравнению со сверстниками двигательная деятельность в вероятностных

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

и экстремальных условиях в большей мере сказывается на интенсивности протекания физиологических процессов. У них существеннее сдвиги в ЧСС, частоте движений, в показателях АД.

Педагогические условия для эффективной деятельности студентов в вероятностных и экстремальных условиях заключались:

- в систематическом внедрении в процесс обучения специальных двигательных заданий, требующих развития психической и психомоторной сферы;

- в постепенном повышении трудности выполнения технико-тактических навыков и умений в неизвест-

ных, вероятностных и экстремальных условиях;

- в моделировании ситуаций, возникающих при реализации данных действий в процессе обучения и условиях схваток и соревнований.

Личностно-ориентированный подход при спортивно-технической подготовке способствовал результативной деятельности в экстремальных условиях и позволил существенно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, заметно улучшить показатели функционального состояния, технико-тактической и физической подготовки студентов.

Библиографический список

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-19.

2. Афанасьев В.В., Муравьев А.В., Осетров И.А. и др. Основы отбора, прогноза и контроля в спорте: Монография. Ярославль: Изд-во ЯГПУ 2008. 278 с.

3. БальсевичВ.К. Онтокинезиология человека. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. 276 с.

4. ВилюнасВ.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.: Изд-во МГУ 1990. 288 с.

5. Дебердеев М.П. Методика тренировки юных дзюдоистов на основе моделирования двигательной деятельности в вероятностных условиях: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 Таганрог, 2006 143 с. РГБ ОД, 61:06-13/1301

6. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб.: Питер, 2008. 352 с.

7. Озеров В.П. Психомоторные способности человека. Дубна: Феникс+, 2002. 320 с.

8. Лубышева Л.И. Социальное и биологическое в физической культуре человека в аспекте методологического анализа // Теория и практика физ. культуры. 1996. № 1. С. 2-4.

9. Туревский И.М. Психомоторная подготовленность человека: структура, онтогенез, практика. Монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012 365 с.

10. Филиппович В.И., ТуревскийИ.М. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей // Теория и практика физ. культуры. 1977. № 4. С. 39-44.

11. FleishmanE.A. The structure and measurement of physical fitness: Prentice-Hall Inc., Englewood cliffs, NJ. 1994. 136 p.

References

1. Antsyferova L.I. Personality in difficult life conditions: rethinking, conversion situations and psychological protection, Psychological journal. 1994. Vol. 15. № 1. Pp. 3-19.

2. Afanas'ev V.V., Murav'ev A.V., Osetrov I. A., etc. the Bases of selection, prediction, and control in sport: Monograph. Yaroslavl: publishing house YAGPU, 2008. 278 p.

3. Bal'sevich V.K. Oncoginecology person. M.: Theory and practice of physical culture, 2000. 276 p.

4. Vilyunas V. K. Psychological mechanisms of human motivation. Moscow: Moscow state University Publ., 1990. 288 p.

5. DeberdeevM. P. Method of training of young judoists on the basis of modeling of motor activity in probabilistic conditions : Dis. ... kand. PED.Sciences : 13.00.04 Taganrog, 2006 143 p. RGB OD, 61:06-13/1301

6. IlyinE.P. Psychology of sport. SPb.: Peter, 2008. 352 p.

7. Ozerov V.P. Psychomotor abilities of man. Dubna: Phoenix+, 2002. 320 p.

8. Lubysheva L.I. Social and biological in human physical culture in the aspect of methodological analysis.Theory and practice of physical culture. 1996. № 1. Pp. 2-4.

9. Turevski I. M. Psychomotor readiness of the person: structure, ontogeny, and practice. Monograph. Tula: publishing house of TSPU them. L. N. Tolstoy, 2012 Pp. 365

10. Filippovich V. I., Turevsky I. M. on the principles of sports orientation of children and adolescents in connection with age variability of the structure of motor abilities // Theory and practice of physical culture. 1977. № 4. Pp. 39-44.

11. Fleishman E. A. The structure and measurement of physical fitness: Prentice-Hall Inc., Englewood cliffs, NJ. 1994. 136 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.