Научная статья на тему 'Научно-методические особенности подготовки юных борцов к деятельности в экстремальных ситуациях'

Научно-методические особенности подготовки юных борцов к деятельности в экстремальных ситуациях Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
284
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ / ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ОРГАНИЗМА / АДАПТАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / EXTREME CONDITIONS / THE ADAPTATION OF THE ORGANISM / ADAPTATION MECHANISMS / PEDAGOGICAL CONDITIONS / FUNCTIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Туревский Илья Маркович, Бородаенко Владимир Николаевич, Сергеев Игорь Александрович

В настоящее время особое внимание в спортивной подготовке уделяется развитию психомоторных способностей юных спортсменов. В статье рассматриваются адаптационные возможности юных борцов в процессе тренировки в экстремальных условиях. Показаны педагогические условия и личностноориентированный подход подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC-METHODICAL FEATURES OF TRAINING YOUNG FIGHTERS TO ACTIVITY IN EXTREME SITUATIONS

Currently the emphasis in sports training, out the development of psychomotor abilities of young athletes. The paper disregarded adaptation abilities of young fighters during training in extreme conditions. Showing pedagogical conditions and student-centered approach of training.

Текст научной работы на тему «Научно-методические особенности подготовки юных борцов к деятельности в экстремальных ситуациях»

УДК 796.8

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОРЦОВ К ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ

СИТУАЦИЯХ

И.М. Туревский, В.Н. Бородаенко, И.А. Сергеев

В настоящее время особое внимание в спортивной подготовке уделяется развитию психомоторных способностей юных спортсменов. В статье рассматриваются адаптационные возможности юных борцов в процессе тренировки в экстремальных условиях. Показаны педагогические условия и личностно-ориентированный подход подготовки.

Ключевые слова: экстремальные условия, приспособление организма, адаптационные механизмы, педагогические условия, функциональное состояние.

В настоящее время накоплен определенный теоретический и экспериментальный материал, раскрывающий особенности влияния факторов вероятностного изменения среды на организм человека (Анохин П.К., 1973; Бернштейн Н.А., 1991; Газенко О.Г., 1977; Родионов А.В., 2010; Каражанов Б.К., 1992 и др.). Выявлено, что неопределенность вероятности наступления событий влияет на высшую нервную деятельность человека (Ильин Е.П., 2003; Кринчик Е.П., 1963; Небылицын В.Д., 2006; Селье Г., 1960 и др.). Однако, проблема адаптации организма человека к изменяющимся условиям, как показывает практика современной жизни в сложных социально-экономических условиях страны, полностью не решена и активно разрабатывается особенно в психологии, спортивной деятельности, экстремальных профессиях, военном деле и др.

Экстремальные условия, пространственно-временная и альтернативная неопределенность в различных видах человеческой деятельности вызывает эмоционально-психическое напряжение и связанное с ней изменение динамики различных психофизиологических функций (Архангельский Д.Ю., 1974; Горбов Ф.А., 1971; Косицкий Г.Н., 1977; Симонов П.В., 1970). Вместе с тем эти исследования не исчерпывают всех проблем адаптации организма человека к вероятностным условиям.

В то же время современная тенденция развития многих традиционных и новых видов спорта направлена на двигательную деятельность спортсмена, проходящую в вероятностных, неожиданных и экстремальных условиях (все виды серфинга и скейтборда, пляжные спортивные игры, триатлон, бои без правил, различные единоборства, парапланеризм, паркур и др. экстремальные виды двигательной деятельности).

Таким образом, в процессе исследований возникли противоречия между необходимостью формирования адаптивных возможностей человека для жизнедеятельности в экстремальных и неожиданных условиях и отсутствием как теоретической, так и методико-практической базы, обеспечивающей этот процесс.

Целью исследования было изучение влияния возрастных особенностей и специальной тренировки на приспособление организма подростков к двигательной деятельности в экстремальных условиях.

Мы предположили, что эффективность специфической и обычной двигательной деятельности юных спортсменов (борцов вольного и классического стиля) повысится, если:

- процесс физического воспитания и тренировки включает постепенное повышение трудности выполнения упражнений (различные условия, сбивающие факторы и т. д.);

- в учебно-тренировочный процесс систематически внедряются двигательные действия, требующие развития таких психических качеств как память, мышление, внимание, воля;

- разработана технология учебно-тренировочного процесса на основе моделирования вероятностных, неожиданных и экстремальных ситуаций, возникающих при реализации технических действий в условиях соревнований.

Цель и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:

1. Сравнить динамику психофизиологических и моторной функции организма подростков во время двигательной деятельности в экстремальных и обычных условиях.

2. Выявить возрастные особенности приспособительных реакций организма юных спортсменов при двигательной деятельности в экстремальных условиях (ситуациях).

3. Изучить влияние специальной тренировки (вольная и классическая борьба) на характер адаптивных реакций организма подростков во время двигательной деятельности в вероятностных и экстремальных условиях.

4. Разработать педагогические условия для эффективной деятельности юных борцов в вероятностных условиях.

Теоретической основой исследования являются общие закономерности и принципы теории и методики спортивной тренировки (Зациорский В.М., 2004; Матвеев Л.П., 2009; Платонов В.П., 2002;), теории и методики юношеского спорта (Бальсевич В.К., 2000; Никитушкин В.Г., 2011; Филин В.П., 2010), фундаментальные основы теории обучения двигательным действиям (Бернштейн Н.А., 1991; Боген М.М.,2008; Гальперин П.Я., 1966; Талызина Н.Ф., 1979; Туревский И.М., 2012 и др.),

теория деятельности и обучения (Анохин П.К., 2004; Давыдов В.В., 1986; Леонтьев А.Н., 2010; Рубинштейн С.Л., 2008).

Исследования позволили получить новые сведения об особенностях развития в онтогенезе соответствующих психофизиологических и моторных адаптационных механизмов и возможностях их совершенствования с помощью специальных тренирующих воздействий.

По результатам исследования изложена собственная точка зрения на природу адаптационных возможностей подростков во время двигательной деятельности в экстремальных условиях.

Проведенные исследования позволяют сделать некоторые заключения.

Адаптация детей и подростков к двигательной деятельности в экстремальных условиях вызывает напряжение различных функций организма. Обычные условия, в которых проходит двигательная деятельность, вызывают, в основном, физическое напряжение, экстремальные - дополнительно эмоционально-психическое.

Двигательная деятельность в экстремальных условиях сопровождается более интенсивными изменениями физиологических функций по сравнению с идентичной (по объему и интенсивности) двигательной деятельностью, осуществляемой в обычных условиях. При двигательной деятельности в экстремальных условиях существенно увеличиваются показатели частоты сердечных сокращений, артериального давления. Наличие неопределенности существенно изменяет характер двигательных реакций и целостных действий. В экстремальных условиях увеличивается латентное время реакции и уменьшается время выполнения действия. По мнению экспертов, движения выполняются более напряженно.

Результативность (успешность) решения относительно сложных двигательных заданий в экстремальных условиях с возрастом улучшаются. При этом выявлены определенные возрастные особенности в характере адаптации детей и подростков. Возрастные различия особенно существенно наблюдаются в первой попытке выполнить двигательное задание в экстремальных условиях и в неожиданных ситуациях (четвертая попытка).

У 8-летних детей по сравнению со старшими школьниками отмечается более высокая амплитуда колебаний изучаемых функциональных показателей. Это можно оценить как проявление недостаточной эффективности адаптивных механизмов у младших школьников к воздействию эмоциогенных факторов. У старших школьников короче латентный период двигательных реакций, больше время самого двигательного действия и относительно менее напряженно выполняются движения. Уровень темпа адаптационных процессов к 16-летнему возрасту снижается (р<0,05^0,01).

Специальная тренировка (занятия вольной и классической борьбой) к изменяющимся условиям существенно повышают эффективность двигательной деятельности в экстремальных ситуациях. У юных спортсменов, занимающихся по экспериментальной программе, по сравнению со сверстниками двигательная деятельность в экстремальных и неожиданных условиях в большей мере сказывается на интенсивности протекания физиологических процессов. У них существеннее сдвиги в частоте сердечных сокращений, частоте дыхания, в показателях артериального давления.

После проведения эксперимента юные спортсмены экспериментальной группы (ЭГ - борцы вольного стиля) опередили своих сверстников из контрольной группы (КГ - борцы классического стиля) в 7 показателях из 20 (р<0,05^0,01). В тоже время, юные борцы КГ улучшили показатели психомоторики в 5-ти случаях, тогда как подростки ЭГ в 14 с высоким уровнем достоверности.

Влияние специальной тренировки к вероятностным условиям на характер моторного поведения 16-летних юношей заключается в том, что у юных борцов латентный период двигательной реакции во время выполнения второй и третьей попытки достоверно сокращаются, по сравнению с деятельностью в обычных условиях. У нетренированных юношей такая тенденция не просматривается. Время подготовки действия в вероятностных условиях у спортсменов в первых попытках была достоверно меньше, чем у нетренированных юношей. В остальных попытках сохраняется лишь тенденция к уменьшению.

У юных борцов время результатов действия в вероятностных условиях имеет тенденцию к увеличению, тогда как это время у нетренированных юношей во всех случаях достоверно уменьшилось по сравнению с обычными условиями.

Анализируя полученные эмпирические данные, характеризующие параметры двигательной деятельности школьников и юных борцов в вероятностных условиях, можно констатировать, что в условиях неопределенности, дефицита информации и регламента времени происходит нарушение афферентного синтеза. При этом нарушение синтеза тем больше, чем младше возраст.

В процессе тренировки к мышечной деятельности в вероятностных условиях (в результате занятий вольной и классической борьбой) происходит совершенствование этого процесса на основе формирования в результате многократного повторения образа вероятностной структуры окружающей среды и улучшения экстерорецептивной и проприорецептивной афферентации. С возрастом и под влиянием специальной тренировки формируется способность организма быстро принимать решение и освобождаться от избыточных степеней свободы,

чем обеспечивается экономичность и своевременность двигательных действий.

Организм 8-летних школьников и юных спортсменов отличается от других возрастных групп не только принципами функционирования нервно-мышечных систем, но и по характеру двигательного поведения. Детям этого возраста чаще, чем другим школьникам, присуще поведение типа проб и ошибок с долговременным поиском рационального режима функционирования (поведение типа рефлекторного, наблюдаемого в спорте, особенно в единоборствах и играх). Известно, что младшим школьникам более присущ сенсорный тип реакций (направленность внимания на восприятие сигнала), нежели моторный, что ведет к снижению эффективности деятельности (Зациорский В.М., 2004).

Юные спортсмены (борцы вольного и классического стиля) на основе выработанной в вероятностных условиях способности предвосхищать наступление события действуют с установкой некоторого опережения сигнала. Особенно это хорошо видно на примере их действий во второй и третьей попытках, где латентный период двигательной реакции у них был достаточно меньше, чем даже в обычных условиях. В результате этого увеличивалось время подготовки и реализации двигательного действия, что обеспечивало его своевременность, точность и результативность.

Анализ полученных фактов показывает, что наряду с двигательной деятельностью существуют факторы, влияющие на динамику различных физиологических функций организма во время физической работы в вероятностных условиях. Одним из таких факторов является эмоциональное состояние, повышающееся по количеству неопределенности условий двигательной деятельности и влияющее на его эффективность.

Педагогические условия для эффективной деятельности юных борцов в вероятностных и неожиданных условиях заключались: в систематическом внедрении в процесс обучения специальных двигательных заданий, требующих развития психической и психомоторной сферы; постепенном повышении трудности выполнения технико-тактических навыков и умений в экстремальных, вероятностных и неожиданных условиях; моделировании ситуаций, возникающих при реализации данных действий в процессе обучения и условиях схваток и соревнований.

Личностно-ориентированный подход при спортивно-технической подготовке способствовал результативной деятельности в экстремальных условиях и позволил существенно повысить эффективность учебно-тренировочного процесса, заметно улучшить показатели функционального состояния, технико-тактической и физической подготовки юных борцов.

Список литературы

1. Галковский Н.М., Катулин А.З., Чионов Н.П. Спортивная борьба. М.: Физкультура и спорт, 2008. 584 с.

2. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребёнка: Теория и практика. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 288 с.

3. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001. 458с.

4. Купцов А.П. Спортивная борьба: учебник для институтов физкультуры. М.: ФиС, 2008. 400 с.

5. Туревский И.М. Структура психомоторной подготовленности человека: структура, онтогенез, практика: монография. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2012. 365 с.

6. Черникова О.А. Эмоции в спорте. М.: Физкультура и спорт, 2002.

214с.

7. Шахмурадов Ю.А. Методика обучения спортивной борьбе / Актуальные проблемы спортивной борьбы. М., 2008. 377 с.

Туревский Илья Маркович, д-р пед. наук, проф., turima@,gmail.com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого,

Бородаенко Владимир Николаевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой, turimaagmail. com, Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Минюста,

Сергеев Игорь Александрович, магистрант, turimaagmail. com, Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

SCIENTIFIC-METHODICAL FEATURES OF TRAINING YOUNG FIGHTERS TO ACTIVITY IN EXTREME SITUATIONS

I.M. Turevskiy, V.N. Borodaenko, I.A. Sergeyev

Currently the emphasis in sports training, out the development of psychomotor abilities of young athletes. The paper disregarded adaptation abilities of young fighters during training in extreme conditions. Showing pedagogical conditions and student-centered approach of training.

Key words: extreme conditions, the adaptation of the organism, adaptation mechanisms, pedagogical conditions, functional status.

Turevsky Ilya Markovich, doctor of pedagogical Sciences, professor, turima@gmail.com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy,

Borodaenko Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, chair, turima@gmail.com, Tula, Tula branch of the Russian Legal Academy of the Ministry of Justice,

Sergeyev Igor Alekcandrovich, undergraduate, turima@gmail.com, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University named after Leo Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.