УДК 799.31
ОСОБЕННОСТИ СПЕЦИАЛЬНОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТРЕЛКОВ ИЗ БОЕВОГО ОРУЖИЯ
Антон Михайлович Гилев, преподаватель, мастер спорта России, Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, Рязань
Аннотация
В статье рассматриваются особенности построения методики подготовки квалифицированных стрелков из боевого оружия. Показаны особенности технико-тактической и специальной физической подготовки стрелков из боевого оружия. Апробированная в эксперименте методика подготовки стрелков из боевого оружия, позволяет целенаправленно спланировать тренировочную нагрузку, с учетом имеющихся особенностей и тактико-технических характеристик боевого оружия.
Ключевые слова: боевое оружие, специальная физическая подготовка, техническая подготовка, уголовно-исполнительная система, интенсивность нагрузки.
FEATURES OF SPECIAL AND TECHNICAL TRAINING SKILLED OF SHOOTERS
FROM MILITARY WEAPONS
Anton Mikhailovich Gilev, the teacher, master of sports of Russia, Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, Ryazan
Annotation
The article discusses the features of the building up of methods of training skilled shooters from military weapons. The features of technical-tactical and special physical training of shooters from military weapons are shown. Tested in the experiment the method of training shooters from combat weapons, allows you to purposefully plan the training load, taking into account the existing features and tactical and technical characteristics of combat weapons.
Keywords: combat arms, special physical training, technical training, criminal-Executive system, the intensity of the load.
ВВЕДЕНИЕ
Стрельба из боевого оружия как служено-прикладной вид спорта распространена, в основном, среди сотрудников различных ведомств и служб, имеющих отношение к табельному оружию. Боевое оружие по своим техническим характеристикам не предназначено для точной стрельбы. Имеющиеся на сегодняшний день сведения о методике подготовки квалифицированных стрелков-спортсменов по стрельбе из боевого оружия весьма ограничены. В связи с этим для достижения высоких спортивных результатов необходим более глубокий, осмысленный и научно-обоснованный подход.
Учебно-тренировочный процесс со стрелками из боевого оружия обычно строится по системе подготовки стрелков по пулевой стрельбе, так как данный вид спорта изучен более широко. Существует ряд существенных отличий боевого оружия от спортивного: калибр, больший по содержанию пороховой заряд в патроне, принцип действия частей и механизмов, длина прицельной линии, усилие спуска курка с боевого взвода и т.д. Наличие этих факторов серьезным образом отличают методику подготовки стрелков из боевого оружия [1, 2, 3, 4, 5].
МЕТОДИКА, РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Специализированная подготовка стрелков складывается из специальной физической и технической подготовки. Специальная физическая подготовка необходима для развития конкретных групп мышц, выполняющих статическую работу по удерживанию тела с оружием в позе изготовки, тренировки специальной статической выносливости. Техническая подготовка направлена на освоение и совершенствование технических элементов стрельбы, таких как обработка спускового крючка, тренировка точности воспроизведения
позы, контроль мушки, и т.д.
Методами этих видов подготовки являются строго регламентированные упражнения. Данные упражнения включают в себя серию удержаний оружия в позе изготовки в районе прицеливания и выполнении выстрела или без выстрела для усиления тренировочного воздействия. Работа по удержанию оружия чередуется с отдыхом и носит периодический характер. Величина напряжения тренировочной работы в каждый момент выполнения упражнения - «интенсивность» подразделяется на три уровня:
1 - малая интенсивность,
2 - средняя интенсивность,
3 - высокая интенсивность.
Интенсивность тренировочной нагрузки наиболее точно можно выразить через количественные показатели моторной плотности, отражающей отношение «чистого» времени работы к общему времени тренировки.
Для развития специальных физических качеств лучше подходят упражнения с высокой интенсивностью или с величиной моторной плотностью (МПл) больше 50%. В технической подготовке лучше планировать упражнения с малой или средней интенсивностью работы, величиной моторной плотности от 30 до 50%.
Методы тренировки в стрельбе можно классифицировать на следующие группы (классификация по Жилиной М.Я.).
Методы стандартно-интервальных упражнений:
1) метод повторного упражнения с полными интервалами отдыха (работоспособность стрелка восстанавливается полностью);
2) метод повторного упражнения с жесткими интервалами отдыха (работоспособность стрелка недовосстанавливается);
3) метод повторного упражнения с экстремальными интервалами отдыха (работоспособность стрелка сверхвосстанавливается, находится на высоком уровне).
В зависимости от задач тренировки строятся конкретные тренировочные схемы занятий, подбирается нужная дозировка - число повторений за определенное время.
В нашем исследовании участвовало 2 группы пистолетчиков по 10 человек из числа группы спортивного совершенствования по стрельбе из боевого оружия Академии ФСИН России. За тренировочный период работы был выбран недельный микроцикл (сбор) из шести рабочих дней. Объем тренировочной работы содержал двухразовую тренировку в день (по 4 и 2 часа соответственно) и составил 36 часов. Контрольная группа занималась по ранее использующейся методике. В экспериментальной группе учебно-тренировочные занятия строились по методике, разработанной с учетом отличительных особенностей боевого оружия.
Перед началом недельного сбора обе группы стрелков выполнили упражнение ПБ-3. Средний результат в контрольной группе составил 258 очков, в экспериментальной - 253 очка.
С помощью стрелкового тренажера «СКАТТ» каждому стрелку обеих групп было предложено определить время относительно устойчивого удержания пистолета во время прицеливания и время полного восстановления после удержания по субъективным ощущениям. Среднее время относительно устойчивого удержания и в контрольной, и в экспериментальной группах составило 18 секунд, время полного отдыха в контрольной группе - 31 секунду, в экспериментальной - 30 секунд. Наряду с этим каждый стрелок выполнил серию из 10 спусков курка с прицеливанием, постаравшись максимально сконцентрироваться на технике. После чего был измерен радиус колебаний траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени и длину траекторией прицеливания за одну секунду до выстрела - на заключительной фазе. Средний радиус колебаний составила 112 мм в контрольной группе, 107 мм в экспериментальной. Длина траектории прицеливания за одну секунду до выстрела - на заключительной фазе спуска курка составила 34 мм в
контрольной группе, 40 мм в экспериментальной.
Учитывая силу натяжения боевой пружины, усилия, которые стрелок прилагает для спуска курка с боевого взвода, составляют более двух килограммов. Это довольно большая работа для указательного пальца, которая оказывает влияние на жесткость хвата, что в свою очередь приводит к небольшому отклонению оружия с линии прицеливания в момент срыва курка с шептала и удара по ударнику. Поэтому значительная работа стрелка, при выполнении тренировочных упражнений связана с преодолением жесткости боевой пружины - движением пальца, и одновременно с удержанием пистолета с предельно стабильным жестким хватом. То есть должна быть направлена на овладение навыками в технике стрельбы.
На примере недельного микроцикла модель тренировочных занятий была построена следующим образом. В начале тренировочной недели основной объем времени на тренировках отводилось воспитанию специальных физических качеств (устойчивость оружия, изготовка, выносливость) с некоторыми элементами технической подготовки, в середине тренировочной недели большее внимание уделялось технической подготовке, в конце отработке отдельных частей упражнения и всего упражнения полностью.
1, 2 день тренировки. Тренировка статической выносливости, с периодическим контролем техники. Для формирования устойчивости оружия в точке прицеливания строились схемы упражнений с длительными удержаниями с жесткими интервалами отдыха (МПл>50%) во время первой тренировки и полными интервалами отдыха во второй тренировке (МПл от 30 до 50%). Упражнения с полными интервалами отдыха выполнялись с контролем движения пальца и жесткости закрепления хвата оружия. В перерывах между выполнением упражнений с удержанием оружия, после полного восстановления производилось несколько выстрелов с качественным выполнением элементов техники.
3, 4 день тренировки. Отработка отдельных элементов техники. Для тренировки техники использовались схемы упражнений с непродолжительными удержаниями с полными интервалами отдыха во время первой тренировки и жесткими интервалами отдыха в течение второй тренировке (МПл от 30 до 50%). Упражнения выполнялись с контролем жесткости хвата оружия, слежением за точностью прицеливания и недопущением ослабления хвата, при максимальном усилии пальца в момент срыва курка. В перерывах между выполнением упражнений с удержанием оружия, после полного восстановления производилось несколько выстрелов на результат.
5 день тренировки. Спокойная тренировка. Отработка отдельных элементов техники. В начале первой тренировки выполнение 1 - 2 упражнений с непродолжительными удержаниями с полными интервалами отдыха (МПл от 30 до 50%), восстановления устойчивости оружия, выполнение нескольких серий упражнения ПБ-3. Во время второй тренировки выполнение упражнения ПБ-3.
6 день тренировки. Контрольная стрельба. Выполнение упражнения ПБ-3. Контрольные измерения с помощью стрелкового тренажера «СКАТТ».
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
По итогам недельного микроцикла в обеих группах на стрелковом тренажере «СКАТТ» было повторно измерено время относительной устойчивости удержания пистолета во время прицеливания и время полного восстановления после удержания по субъективным ощущениям. Среднее время относительно устойчивого удержания пистолета во время прицеливания в контрольной группе составило 20 секунд, время полного отдыха 27 секунд. В экспериментальной группе 21 секунду и 25 секунд соответственно (рисунок 1).
35 30 25 20 15 10 5 0
31 25
20
t относительно устойчивого удержания пистолета t полного восстановления после удержания по во время прицеливания субъективным ощущениям
□ контрольная группа □ экспериментальная группа Рисунок 1 - Среднее время относительно устойчивого удержания пистолета во время прицеливания.
По результатам выполнения серии из 10 спусков курка с прицеливанием, постаравшись максимально сконцентрироваться на технике, относительно средняя длина радиуса колебаний траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени составила 98 мм в контрольной группе, 86 мм в экспериментальной. Длина траектории прицеливания за одну секунду до выстрела - на заключительной фазе спуска курка составила 30 мм в контрольной группе, 26 мм в экспериментальной (рисунок 2).
В упражнении ПБ-3 (10*3) среднее количество очков в контрольной группе 262 очка, в экспериментальной 264.
В результате сравнения полученных данных видно, что по результатам недельного цикла подготовки больший тренировочный эффект был достигнут в экспериментальной группе. 120 100
80 60 40 20 0
98
86
30
26
Длина радиуса колебаний траектории перемещения точки прицеливания на фоне мишени
Длина траектории прицеливания за одну секунду до выстрела
□ контрольная группа □ экспериментальная группа Рисунок 2 - Длина траектории прицеливания за одну секунду до выстрела
ВЫВОДЫ
1. Выявлено превосходство методического построения тренировки, направленного на совершенствование преимущественно навыков техники стрельбы из боевого оружия, с учетом имеющимися отличительными особенностями боевого оружия.
2. Апробированная в эксперименте методика дала возможность оптимально подобрать степень нагрузки в зависимости от задач конкретного занятия и по ходу всего тренировочного микроцикла, что в конечном результате позволило экспериментальной группе превзойти результаты контрольной группы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Жилина, М.А. Методика тренировки стрелка спортсмена / М.А. Жилина. - М. : Изд-во ДОСААФ, 1986. - 104 с.
2. Вайнштейн, Л.М. Спортивная стрельба из пистолета и револьвера / Л.М. Вайнштейн. -М. : Воениздат, 1956. - 158 с.
3. Юрьев, А.А. Пулевая спортивная стрельба / А.А. Юрьев. - М. : Физкультура и спорт, 1973. - 432 с.
4. Гилев, А.М. Огневая подготовка курсантов образовательных организаций высшего образования федеральной службы исполнения наказаний на основе развития общих и специальных физических способностей / А.М. Гилев, А.М. Мищук // Современная система образования: опыт прошлого - взгляд в будущее. Актуальные вопросы пенитенциарной и вузовской педагогики / под редакцией О.В. Кирилловой. - Чебоксары, 2018. - С. 65-70.
5. Жук, А.Б. Энциклопедия стрелкового оружия: револьверы, пистолеты, винтовки, пистолеты-пулеметы, автоматы / А.Б. Жук. - М. : АСТ - Воениздат, 2002. - 735 с.
REFERENCES
1. Zilina, M.A. (1986), Methods of training arrow athlete, DOSAAF, Moscow.
2. Weinstein, L.M. (1956), Sports shooting with a pistol and revolver, Voenizdat, Moscow.
3. Yuryev, A.A. (1973), Sport shooting, Physical culture and sport, Moscow.
4. Gilev, A.M. and Mishchuk, A.M. (2018), "Fire training of cadets of educational institutions of higher education of Federal service of execution of punishments on the basis of the development of General and special physical abilities", Modern education system: past experience - look into the future, Current issues of the prison and University pedagogy, Edited by O. V. Kirillova, Cheboksary, pp. 65-70.
5. Zhuk, A.B. (2002), Encyclopedia of small arms: revolvers, pistols, rifles, submachine guns, machine guns, AST-Voenizdat, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 14.02.2019
УДК 797.21
ПОВЫШЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МОДЕЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК
Геннадий Андреевич Гилев, доктор педагогических наук, профессор, Московский педагогический государственный университет (МПГУ), Московский политехнический университет; Владимир Викторович Большаков, Василиса Владимировна Владыкина,
Московский педагогический государственный университет (МПГУ); Элина Викторовна Егорычева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский политехнический
университет (МПУ)
Аннотация
В статье рассматривается процесс повышения результативности пловцов при планировании тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных модельных характеристик соревновательной деятельности самого занимающегося и с использованием обобщенных модельных характеристик ведущих спортсменов. Определение индивидуальных модельных характеристик реализуется при анализе изменения общей и специальной физической подготовленности и ростом результативности соревновательной деятельности.
Ключевые слова: спортсмены, модельные характеристики, специальная подготовленность, результат соревновательной деятельности.
IMPROVING THE PERFORMANCE OF COMPETITIVE ACTIVITIES WITH THE USE OF MODEL CHARACTERISTICS
Gennady Andreevich Gilev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Moscow Pedagogical State University, Moscow Polytechnical University; Vladimir Viktorovich Bolshakov, Vasi-lisa Vladimirovna Vladykina, Moscow Pedagogical State University; Elina Viktorovna Ego-rycheva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow Polytechnical University
Annotation
The article discusses the process of improving the performance of swimmers when planning training loads, taking into account the individual model characteristics of the competitive activity of the athlete himself and using the generalized model characteristics of leading athletes. The determination of individual model characteristics is realized when analyzing changes in the indices of general and special physical fitness and increase in the effectiveness of competitive activity.