Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РСО-АЛАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РСО-АЛАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-СРЕДОВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / ДОСТУПНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / SOCIO-ENVIRONMENTAL ORIENTATION / SOCIAL ADAPTATION / SOCIAL INTEGRATION / ACCESSIBLE LIVING ENVIRONMENT / VOCATIONAL REHABILITATION / ADAPTATION TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сабанов Заурбек Михайлович

Статья посвящена анализу организационно-методических аспектов профессионального образования инвалидов в современных социально-экономических условиях, а также выявлению особенностей создания специальных условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями. В ней рассматриваются основные направления развития образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами в РСО-Алания. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий основные принципы профессионального образования инвалидов в РСО-Алания. В статье обосновываются предположения о том, что профессиональное образование инвалидов входит в число основных элементов их социальной адаптации. Этот процесс осуществляется, прежде всего, на основе эффективной реализации социальной политики и социальных механизмов, предусмотренных действующим законодательством в сфере инклюзивного обучения. В республике РСО-Алания продолжается реализация Федеральной государственной программы «Доступная среда». На данный момент в мероприятиях, проводимых в рамках обозначенной программы принимают активное участие все районы республики и городской округ г. Владикавказа. Почти все образовательные организации Северной Осетии обеспечены дополнительными приспособлениями архитектурной доступности - пандусами, поручнями, соответствующими дверными проемами, адаптированными санузлами, специально оборудованными классами, комнатами для релаксации и т.д.). образовательные организации укомплектованы также специальными учебными, компьютерными, реабилитационными средствами, в некоторых из них имеется специализированный автотранспорт для перевозки детей. Все это создает безопасную образовательную среду для детей-инвалидов, позволяющую им обучаться со здоровыми школьниками. В содержании статьи более подробно описываются психолого-педагогические условия осуществления реабилитационных мероприятий для успешной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CREATING SPECIAL CONDITIONS FOR GETTING EDUCATION BY CHILDREN WITH DISABILITIES IN RNO-ALANIA

The article is devoted to the analysis of the organizational and methodological aspects of vocational education of persons with disabilities in modern socio-economic conditions, as well as to identify the peculiarities of creating special conditions for improving the educational process aimed at teaching children with disabilities. It discusses the main directions of development of education and the creation of special conditions for the education of children with disabilities in RNO-Alania. An important point of the article is a section describing the basic principles of vocational education of persons with disabilities in RNO-Alania. The article substantiates the assumption that the vocational education of persons with disabilities is one of the main elements of their social adaptation. This process is carried out, first of all, on the basis of the effective implementation of social policy and social mechanisms stipulated by the current legislation in the field of inclusive education. In the Republic of North Ossetia-Alania, the implementation of the Federal State Program “Accessible Environment” continues. At the moment, all the districts of the republic and the city district of Vladikavkaz take an active part in the events held within the framework of the designated program. Almost all educational organizations in North Ossetia are provided with additional architectural accessibility devices - ramps, handrails, appropriate doorways, adapted bathrooms, specially equipped classes, rooms for relaxation, etc.). educational organizations are also equipped with special educational, computer, rehabilitation means, some of them have specialized vehicles for transporting children. All this creates a safe educational environment for disabled children, allowing them to study with healthy schoolchildren. The content of the article describes in more detail the psychological and pedagogical conditions for the implementation of rehabilitation measures for the successful integration of children with disabilities into the educational process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РСО-АЛАНИЯ»

Sabanov Zaurbek Mikhailovich FEATURES OF CREATING SPECIAL ..

pedagogical sciences

УДК 37.04+37.061

DOI: 10.26140/anip-2019-0804-0041

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЬМИ-ИНВАЛИДАМИ В РСО-АЛАНИЯ

© 2019

Сабанов Заурбек Михайлович, кандидат социологических наук, доцент кафедры социального обеспечения и управления Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова (362025, Россия, Владикавказ, улица Ватутина, 46, e-mail: zaurbek.sabanov.78@mail.ru) Аннотация. Статья посвящена анализу организационно-методических аспектов профессионального образования инвалидов в современных социально-экономических условиях, а также выявлению особенностей создания специальных условий для совершенствования учебно-воспитательного процесса, направленного на обучение детей с ограниченными возможностями. В ней рассматриваются основные направления развития образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами в РСО-Алания. Важным пунктом статьи является раздел, описывающий основные принципы профессионального образования инвалидов в РСО-Алания. В статье обосновываются предположения о том, что профессиональное образование инвалидов входит в число основных элементов их социальной адаптации. Этот процесс осуществляется, прежде всего, на основе эффективной реализации социальной политики и социальных механизмов, предусмотренных действующим законодательством в сфере инклюзивного обучения. В республике РСО-Алания продолжается реализация Федеральной государственной программы «Доступная среда». На данный момент в мероприятиях, проводимых в рамках обозначенной программы принимают активное участие все районы республики и городской округ г. Владикавказа. Почти все образовательные организации Северной Осетии обеспечены дополнительными приспособлениями архитектурной доступности - пандусами, поручнями, соответствующими дверными проемами, адаптированными санузлами, специально оборудованными классами, комнатами для релаксации и т.д.). образовательные организации укомплектованы также специальными учебными, компьютерными, реабилитационными средствами, в некоторых из них имеется специализированный автотранспорт для перевозки детей. Все это создает безопасную образовательную среду для детей-инвалидов, позволяющую им обучаться со здоровыми школьниками. В содержании статьи более подробно описываются психолого-педагогические условия осуществления реабилитационных мероприятий для успешной интеграции детей-инвалидов в образовательный процесс.

Ключевые слова: социально-средовая ориентация, социально-бытовая адаптация, социальная интеграция, доступная среда жизнедеятельности, профессиональная реабилитация, адаптационное обучение.

FEATURES OF CREATING SPECIAL CONDITIONS FOR GETTING EDUCATION BY CHILDREN WITH DISABILITIES IN RNO-ALANIA

© 2019

Sabanov Zaurbek Mikhailovich, candidate of sociological sciences, associate professor of the department of social welfare and management North-Ossetian State University named after K.L. Khetagurov (362025, Russia, Vladikavkaz, st. Vatutina, 46, e-mail: zaurbek.sabanov.78@mail.ru) Abstract. The article is devoted to the analysis of the organizational and methodological aspects of vocational education of persons with disabilities in modern socio-economic conditions, as well as to identify the peculiarities of creating special conditions for improving the educational process aimed at teaching children with disabilities. It discusses the main directions of development of education and the creation of special conditions for the education of children with disabilities in RNO-Alania. An important point of the article is a section describing the basic principles of vocational education of persons with disabilities in RNO-Alania. The article substantiates the assumption that the vocational education of persons with disabilities is one of the main elements of their social adaptation. This process is carried out, first of all, on the basis of the effective implementation of social policy and social mechanisms stipulated by the current legislation in the field of inclusive education. In the Republic of North Ossetia-Alania, the implementation of the Federal State Program "Accessible Environment" continues. At the moment, all the districts of the republic and the city district of Vladikavkaz take an active part in the events held within the framework of the designated program. Almost all educational organizations in North Ossetia are provided with additional architectural accessibility devices — ramps, handrails, appropriate doorways, adapted bathrooms, specially equipped classes, rooms for relaxation, etc.). educational organizations are also equipped with special educational, computer, rehabilitation means, some of them have specialized vehicles for transporting children. All this creates a safe educational environment for disabled children, allowing them to study with healthy schoolchildren. The content of the article describes in more detail the psychological and pedagogical conditions for the implementation of rehabilitation measures for the successful integration of children with disabilities into the educational process.

Keywords: socio-environmental orientation, social adaptation, social integration, accessible living environment, vocational rehabilitation, adaptation training.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Профессиональное образование, как система и процесс овладения знаниями, навыками и умениями конкретной профессиональной деятельности, играет определяющую роль в профессиональной реабилитации инвалидов, так как именно оно создает основу для реализации принципа равных возможностей инвалидов с не инвалидами. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1] в качестве основополагающего принципа государственной образовательной политики зафиксировал принцип адаптивности системы образования к индивидуальным особенностям и физическим возможностям развития обучающихся (Т. Алферова Н.А. Голиков, Н.П. Жигарева) [2; 3; 4]. Для успешной

реализации данного принципа законом установлены государственные гарантии лицам с ограниченными возможностями здоровья в сфере образования. Эти гарантии и механизмы их обеспечения сфокусированы в специальной адаптированной образовательной системе под названием «инклюзивное образование» (О.Г. Павлова, Т.В. Тимохина) [5]. Основной гарантией реализации принципа адаптивности образовательной среды к индивидуальным особенностям и физическим возможностям каждого школьника (Г.В. Ахметжанова, А.А. Степанько) [6] а также обеспечения доступности образования всех уровней гражданам, имеющим отклонения в развитии (Е.Н. Азлецкая, И.В. Гонтаренко) [7], выступают обязанности государства в создании необходимых условий для получения образования этой категорией населения.

педагогические науки

Сабанов Заурбек Михайлович ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ...

Законом также предусмотрено дальнейшее совершенствование системы инклюзивного образования на основе коррекционных педагогических технологий [1].

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Поддержка общего образования, профессионального образования и профессионального обучения инвалидов, как отмечает большинство современных исследователей, направлена на: осуществление ими прав и свобод человека наравне с другими гражданами (Г.Ф. Нестерова) [8]; развитие личности, индивидуальных способностей и возможностей (С.В. Гузенина, Е.Л. Яковлева) [9]; интеграцию в общество (О. Николаева, В.С. Ткаченко) [10; 11].

Следует отметить тот главный положительный момент в области инклюзивного образования, что дети с отклонениями в здоровье получили возможность обучаться в общих классах общеобразовательной школы, что способствует, по мнению большинства ученых (Н.Ф. Басов, О.Л. Ворошилова, Т.А. Пескишева, О.В. Чернышова и др.), более безболезненной из социализации и интеграции в гражданское общество [12; 13; 14]. Государство поддерживает получение инвалидами образования (Т.В. Емельянова, А.А. Степанько) и гарантирует создание инвалидам необходимых условий для его получения [15].

Формирование целей статьи (постановка задания). Органы, осуществляющие управление в сфере образования, а также образовательные организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования. Таким образом, наиболее приоритетная цель социальной политики - модернизировать образование, а именно, повысить доступность и качество для любой категории граждан.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В Республике Северная Осетия-Алания проводится работа по реализации социальной политики в области образования в соответствии с распоряжением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 4 июля 2017 г. № 226-р «Об утверждении плана мероприятий по вопросам организации дошкольного, общею и профессионального образования и создания специальных условий для получения образования детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на 2017 - 2020 годы». Необходимо отметить, что за последние годы в республике накоплен положительный опыт реализации специальных образовательных программ, реализующих обучение детей-инвалидов, в том числе на базе общеобразовательных школ.

В системе образования республики в 2017-2018 учебном году обучались 2016 детей с ограниченными возможностями здоровья (из них 1275 детей-инвалидов), которые были охвачены различными формами организации образования. На дому обучаются 260 детей, не имеющих возможности посещать образовательные учреждения по состоянию здоровья, из них 42 ребенка обучаются дистанционно. В специальных (коррекцион-ных) образовательных учреждениях республики в 20172018 учебном году обучались 628 детей с ограниченными возможностями здоровья, из них 562 - дети с диагнозом «легкая умственная отсталость», и 66 детей с нарушениями слуха различной степени тяжести. Обучение остальных детей организовано в образовательных организациях республики совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии.

В 2017 году на базе государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида «Детский сад «Солнышко», в котором

созданы специальные условия для реализации дошкольных общеобразовательных программ, в коррекционных и инклюзивных группах обучается 55 детей. Кроме того на базе указанного учреждения с 2016 года функционирует Служба ранней помощи. Основной целью работы службы является консультирование и психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей до 3 лет с особенностями в развитии.

В службе работают психологи, логопеды, социальные педагоги. Деятельность осуществляется в форме индивидуальных занятий, детско-родительских групп и индивидуальных консультаций для родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии. Задачи, реализуемые в службе: консультирование, информирование и просвещение родителей по вопросам обследования, возрастных и психофизиологических особенностей ребенка, форм и методов обучения и развития ребенка; психологическая поддержка родителей, воспитывающих детей с особенностями в развитии; обучение родителей навыкам продуктивного взаимодействия с ребенком; обучение родителей формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания у детей; развитие двигательных способностей, навыков общей и мелкой моторики у детей; речевое и коммуникативное развитие детей; обучение игровой, творческой и продуктивной деятельности.

В течение 2017 года на базе Службы ранней помощи регулярно проводились консультации первичных обращений семей, имеющих детей с особенностями в развитии, со сложностями в адаптации, социализации, поведении с целью определения дальнейшего образовательного маршрута ребенка, а также подготовки рекомендаций родителям по вопросам воспитания, организации развивающей среды, режима дня и обучения ребенка необходимым навыкам. Помимо консультаций для родителей были организованы и проведены тренинги и семинары по темам: «Организация предметно-развивающей среды», «Сенсорная интеграция и работа с телом», «Туалетный тренинг». В настоящее время постоянно получают помощь на базе службы 15 семей.

Динамика развития детей оценивалась по следующим признакам: соответствие показателей и критериев развития ребенка возрастным характеристикам по конкретным направлениям развития детей данного возраста (Л.А. Дружинина, Л.Б. Осипова) [16]; психологическая и физическая готовность ребенка к поступлению в соответствующую группу дошкольной образовательной организации (М.И. Фролов) [17]; индивидуальные возможности приспособления и функционирования ребенка в данном социальном обществ (Е.И. Холостова) [18]; степень сформированности у ребенка навыков элементарного самообслуживания за время нахождения в образовательной организации (О.В. Шашкова) [19]; уровень сформированности и готовности к межличностной коммуникации в группе сверстников (Е.М. Белькова) [20]; уровень развитости у ребенка адаптационных механизмов приспособления к социальной среде (О.Г. Павлова, Т.В. Тимохина) [5]; характер внутрисемейных отношений и тип взаимодействия членов семьи с ребенком (А.Е. Рабинович) [21].

В результате организованной деятельности и тесного сотрудничества специалистов Службы ранней помощи с дошкольными образовательными организациями, 40% детей, получающих поддержку в Службе, смогли включиться в образовательный процесс в детских садах.

На базе Северо-Осетинского республиканского института повышения квалификации работников образования (СОРИПКРО) функционирует Ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, который осуществляет: повышение квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; методическую и информационную поддержку педагогов, реализующих инклюзивную практику в образовательных учреждениях; комплексное сопровождение

Sabanov Zaurbek Mikhailovich pedagogical

FEATURES OF CREATING SPECIAL ... sciences

и поддержку детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; информационно-правовую поддержку семей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья; создание модели взаимодействия образовательных учреждений с иными учреждениями республики, реализующими программы помощи детям с ограниченными возможностями здоровью и их родителям; создание банка данных о детях с ОВЗ и распространенных типах психолого-педагогических технологий помощи им в успешной адаптации к образовательной среде; привлечение социальных партнеров для эффективного продвижения практики инклюзивного образования в образовательных учреждениях республики.

Свою деятельность Ресурсный центр осуществляет в сотрудничестве с Институтом проблем инклюзивного образования, Академией Повышения квалификации и переподготовки работников образования и Московским Государственным Педагогическим Институтом. В 2017 году Ресурсным центром организованы и проведены курсы повышения квалификации учителей по темам: «Организация инклюзивного образовательного процесса на дошкольном уровне общего образования», «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ, детей-инвалидов в общеобразовательных организациях с учетом требования ФГОС ОВЗ», «Технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в образовательных организациях», «Реализация ФГОС ОВЗ через использование ресурсов дополнительного образования», «Основы прикладного анализа поведения», «Основы системы альтернативной коммуникации» «Современные подходы к диагностике и коррекции лиц с расстройствами аутистического спектра».

В 2018 году более 300 педагогических работников (руководителей образовательных организаций, методистов, учителей, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, тьюторов) прошли обучение на курсах повышения квалификации. Обучение педагогических работников осуществляется в соответствии с планом СОРИПКРО и по запросу образовательных организаций. Так, в 2018 году 2493 работникам образования в период проведения курсов повышения квалификации организован отдельный обучающий модуль по теме: «Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательных организациях с учетом требования ФГОС ОВЗ». В этот же период в соответствии с заявками органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, осуществлена переподготовка 14 педагогов образовательных организаций по специальностям «учитель-логопед» и «учитель-дефектолог» (олигофренопедагог) на базе Северо-Осетинского государственного педагогического института.

На базе Ресурсного центра создан родительский клуб, на заседаниях которого ведутся индивидуальные консультации и занятия для родителей детей, имеющих отклонения в развитии. Для родителей проводятся семинары, тренинги по интересующим родителей темам. Запросы, с которыми обращаются родители - отсутствие коммуникации, задержка речевого развития, дезадаптивное поведение и сложности в адаптации в образовательной организации, сложности в освоении образовательных программ. Родительский клуб позволяет родителям получать информацию, знакомиться друг с другом. Родители взаимодействуют как со специалистами Ресурсного центра, так и семьями, имеющими положительный опыт воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Среди детей, с которыми была проведена консультативная работа, можно выделить следующие группы детей с ограниченными возможностями здоровья: дети с задержкой психического и речевого развития; дети с расстройством аутистиче-ского спектра (РАС); дети с нарушениями опорно-дви-190

гательного аппарата; дети с нарушениями слуха различной степени тяжести.

В республике накоплен положительный опыт реализации инклюзивных практик в базовых школах, реализующих инклюзивное обучение детей - инвалидов, и детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Базовые школы являются площадкой для передачи опыта работы другим образовательным организациям республики. Образцом наиболее оптимальной организации инклюзивного обучения детей-инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата различной степени тяжести может служить опыт работы Общеобразовательной школы-интерната среднего общего образования г. Владикавказ, в которой созданы условия для обучения 38 детей-инвалидов с диагнозом ДЦП. В школе- интернате создана система комплексной помощи в освоении основной общеобразовательной программы, коррекция недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация. Также созданы специальные условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей-инвалидов посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Психолого-педагогическое сопровождение детей осуществляют логопед, психолог, медицинский работник, классный руководитель, учитель, тьютор. За каждым учеником ведётся наблюдение во время учебной и внеурочной деятельности, работа проводится в соответствии с индивидуальным маршрутом сопровождения учащегося. В инклюзивных классах формируется микроклимат, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся из числа детей-инвалидов чувствовал себя комфортно среди сверстников, не имеющих отклонений в развитии. Дети- инвалиды посещают занятия в различных творческих кружках школы- интерната наравне с одноклассниками. Занятия творчеством позволяет им научиться созидать, развивать мелкую моторику, творческое мышление, позволяют осознать себя деятельной частью окружающих людей. Ученики инклюзивных классов принимают активное участие в фестивале «Шаг навстречу», который ежегодно проводится Министерством образования и науки Республики Северная Осетия-Алания для обучающихся из числа детей-инвалидов.

В 2017-2018 учебном году на базе средней общеобразовательной школы № 14 г, Владикавказ продолжили функционировать специальные (коррекционные) классы для детей с нарушением зрения. В начальных классах школы проходят обучение 11 детей с нарушениями зрения различной степени тяжести, пятеро из них обучались по системе Брайля в коррекционном классе. Для них приобретена литература, выполненная рельефно-точечным шрифтом по системе Брайля, учебно-методический материал, рельефно-графические пособия, технические средства реабилитации. Также с согласия родителей в 2017-2018 учебном году республика продолжает оплачивать обучение слепых детей в Специальной (кор-рекционной) школе-интернате № 18 г. Кисловодск и в коррекционном интернате № 29 г. Георгиевск для слабовидящих детей.

В 2017-2018 учебном году в средней общеобразовательной школе №1 г. Владикавказ обучалось 4 ребёнка с расстройством аутистического спектра, сопровождение детей осуществляют два тьютора, педагог-психолог. В муниципальной общеобразовательной школе-интернате г. Моздок организовано обучение 15 детей с тяжёлыми нарушениями слуха. Дети, обучающиеся в коррекцион-ном классе, имеют возможность принимать активное участие в общешкольных мероприятиях и посещать отдельные уроки совместно со здоровыми школьниками.

С целью реабилитации и успешной социализации детей с кохлеарной имплантацией в Специальной (коррек-ционной) школе-интернате для глухих, слабослышащих

педагогические науки

Сабанов Заурбек Михайлович ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ ...

и позднооглохших детей продолжают функционировать группы кратковременного пребывания. Группы оснащены необходимым оборудованием, с детьми работают высококвалифицированные специалисты: дефектоло-ги-сурдопедагоги, педагог-психолог, учитель лечебной физкультуры, педагог музыкально - ритмических занятий, медицинские работники учреждения. В начале каждого учебного года проводится комплексная психолого-педагогическая диагностика каждого ребенка, после чего сурдопедагогами заполняются карты развития детей, и вырабатывается индивидуальный реабилитационный маршрут по развитию слухового восприятия и формированию произношения, по развитию речи и формированию элементарных математических представлений. Также составляется годовой план работы педагога-психолога, педагога музыкально-ритмических занятий и преподавателя по ЛФК.

Особенностью реабилитации ребенка с кохлеарной имплантацией является то, что для него создаются условия для спонтанного понимания речи не только на занятиях, но и в течение дня во время общения с окружающими. Поэтому обучение родителей умению развивать у ребенка понимание речи окружающих и говорить является также приоритетным направлением работы педагогов [6]. В конце каждого учебного года проводится итоговая диагностика уровня развития детей. После прохождения реабилитации дети с кохлеарной имплантацией получают возможность обучаться совместно с детьми, не имеющими отклонений в развитии.

В республике успешно функционирует Республиканская медицинская психолого-педагогическая комиссия (РПМПК), в задачи которой входит диагностика психического, физического и интеллектуального развития, выявление причин отклонений в поведении детей, разработка программ комплексной педагогической, психологической, социальной и медицинской помощи детям. В 2017 году обследование в комиссии прошли 1058 детей, которым подготовлены рекомендации по организации психолого-педагогической реабилитации и созданию специальных образовательных условий. Важной составляющей работы по социализации детей-инвалидов является предоставление этой категории детей возможности получать услуги дополнительного образования и профессиональное обучение.

Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции и Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для глухих, слабослышащих и нозднооглохших детей обеспечивают своим воспитанникам возможность получать профессиональную подготовку, так как для социальной адаптации детей с интеллектуальными нарушениями и с нарушениями слуха необходимо приобретение трудовых навыков.

Дети-инвалиды активно привлекаются к занятиям в кружках и творческих объединениях. Так в творческих объединениях Республиканского Дворца детского творчества обучается 23 ребенка- инвалида. Из них 11 детей обучаются на дому по направлениям: «гитара», «английский язык», «осетинский язык», «осетинская гармоника», «рукоделие», «скульптура», «вокал», «роботехни-ка», «бальные танцы». Количество детей-инвалидов, посещающих учреждения дополнительного образования, планируется существенно увеличить за счёт участия учреждений дополнительного образования в реализации государственной программы «Доступная среда».

С 2016 года в Технологическом колледже полиграфии и дизайна (ТКПД) осуществляется инклюзивное профессиональное образование выпускников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы- интерната для глухих и слабослышащих и позднооглох-ших детей по профессии «Оператор электронного набора и верстки». Работа по профессиональной подготовке воспитанников специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей ведется в ТКПД по про-

фессии «Оператор ЭВМ», в профессиональном училище № 3 по профессии «Столяр», в профессиональном лицее № 4 по профессии «Портной».

В связи с необходимостью профессиональной подготовки (обучения) инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с различными формами умственной отсталости, - выпускников специальных (коррекционных) учреждений республики, не имеющих основного общего или среднего общего образования, созданы специальные (коррекционные) группы в профессиональном училище № 3 г. Владикавказ по специальности «Повар», а также в профессиональном училище № 8 г. Беслан и в Моздокском аграрно-промышлен-ном техникуме по профессиям «Штукатур» и «Маляр». Указанные мероприятия позволяют детям-инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья реализовать свои гражданские права и стать полноценной частью общества и государства. Для детей созданы все необходимые первичные материально-технические и психолого-педагогические условия.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Таким образом, профессиональное образование инвалидов в РСО-Алания рассматривается как система образовательных услуг. Проблема инклюзии в высшем образовании в республике как и в российском обществе пока не нашла должного решения и, по мнению многих специалистов в этой области, находится на начальной стадии развития, несмотря на наличие достаточной нормативно-правовой базы.

В современных реалиях говорить о полноценном развитии системы образования для инвалидов еще пока рано, так как в нашей стране имеются значительные нерешенные проблемы и не все условия выполняются в данном направлении. Но в условиях развития комплексной системы образования инвалидов, в частности, создания федеральных и региональных ресурсных центров инклюзивного образования для инвалидов, использования новых образовательных стандартов образования, реализация программных мероприятий можно утверждать, что доступность и качество инклюзивного образования для инвалидов будут выходить на новые качественные показатели.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в редакции от 01.05.2019 г. https:// dokumenty24.ru/zakony-rf/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.html

2. Алферова Т. Инвалиды любви. М.: Геликон Плюс, 2016. 248 c.

3. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид. Обучение, развитие, оздоровление. М.: Феникс, 2015. 428 c.

4. Жигарева Н.П. Комплексная реабилитация инвалидов. М.: Дашков и Ко, 2017. 216 c.

5. Павлова О.Г., Тимохина Т.В. Развитие инклюзивного образования в новой школе XXI века //Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. 2017. № 4. С. 77-81.

6. Ахметжанова Г.В., Степанько А.А. Подготовка будущего педагога к работе в условиях инклюзивного образования: мотивацион-ный аспект //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 181-184.

7. Гонтаренко И.В., Азлецкая Е.Н. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: опыт, проблемы, перспективы развития //Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 530-532.

8. Нестерова Г.Ф. Психолого-социальная работа с инвалидами. Абилитация при синдроме Дауна. М.: Речь, 2015. 128 c.

9. Гузенина С.В., Яковлева Е.Л. Проблема формирования этнической идентичности в системе инклюзивного образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 62-66.

10. Николаева О. Инвалид детства. М.: Вече, Лепта Книга, Грифъ, 2015. 320 с

11. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. М.: Дашков и Ко, 2017. 382 c.

12. Басов Н.Ф. Социальная работа с инвалидами. М.: КноРус медиа, 2017. 984 с

13. Ворошилова О.Л., Чернышова О.В. Социально-психологические аспекты обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья //Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2019. Т. 9. № 1 (30). С. 152-159.

14. Пескишева Т.А. Создание условий для получения качественного доступного образования детьми-инвалидами в дошкольном образовательном учреждении //Источник. 2019. № 1. С. 28-31.

15. Емельянова Т.В., Степанько А.А. Модель процесса формиро-

Sabanov Zaurbek Mikhailovich FEATURES OF CREATING SPECIAL ...

pedagogical sciences

вания мотивационной компетенции будущих педагогов инклюзивного образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 237-240.

16. Осипова Л.Б., Дружинина Л.А. Компетентность педагогов в области развития связной речи детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 304-308.

17. Фролов М.И. Социальная адаптация инвалидов. М.: Нобель Пресс, 2015. 178 с.

18. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами. М.: РГГУ, 2017. 238 с.

19. Шашкова О.В. Инвалиды. Права, льготы, поддержка. М.: Эксмо, 2017. 128 с.

20. Белькова Е.М. Дети с ОВЗ: специфика работы воспитателя в доу с детьми с нарушением речи //Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 53. С. 111-116.

21. Рабинович А.Е. Дошкольное образование детей с ментальными нарушениями в развитии: взгляд родителя //Воспитание и обучение детей младшего возраста. 2016. № 5. С. 37-43.

Статья поступила в редакцию 29.07.2019 Статья принята к публикации 27.11.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.