МНЕНИЯ
Особенности создания открытого акционерного общества путем преобразования унитарных предприятий жилищно-коммунального хозяйства и их правовое положение
А.В. Воронцов
заместитель директора по правовым вопросам Департамента жилищнокоммунального хозяйства администрации города Томска
В последнее время ни одно муниципальное образование не обошла проблема реформирования жилищно-коммунального комплекса. При этом, как правило, рассматривается множество различных способов сделать муниципальные унитарные предприятия более эффективно хозяйствующей структурой.
Естественно, что те варианты, которые рассматривают муниципалитеты при решении этой проблемы, всегда имеют специфику того муниципального образования, которое пытается их решить, поскольку система управления жилищно-коммунальным комплексом в общих чертах схожа во всех городах (как наследие социалистической системы), но в то же время имеет очень характерные для различных муниципальных образований отличия, которые обусловлены как численностью населенного пункта, его местоположением, сложившейся инфраструктурой, так и отношениями между городской властью и большой энергетикой, а также взаимоотношениями с субъектом Федерации.
Исходя из сложившейся ситуации руководители жилищно-коммунальным комплексом муниципального образования при определении курса реформирования всей отрасли и акционировании муниципальных унитарных предприятий должны строго учитывать следующие моменты.
1)как правило, в местных нормативных актах представительным органом муници-
пального образования все имущество, относящееся к сфере жилищно-коммунального обслуживания (включая муниципальные предприятия как комплексы), включено в перечень имущества, не подлежащего приватизации. Иными словами, необходимо предварительно изменить нормативную базу муниципального образования до внесения предприятия в годовой план приватизации муниципального имущества;
2) зачастую муниципальные жилищные и коммунальные предприятия имеют отрицательный баланс и отрицательный финансовый результат, поскольку в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» в передаточный акт включаются как активы, так и пассивы предприятия. Кроме того, приватизируемое (акционируемое) предприятие становится правопреемником муниципального унитарного предприятия (МУП) по многим длящимся обязательствам (в частности обязательства по компенсационным выплатам при причинении вреда жизни и здоровью гражданам и т. д.);
3)в состав приватизационной массы не включается жилищный фонд и объекты коммунальной инфраструктуры. Соответственно, прежде чем рассматривать идею акционирования унитарного предприятия жилищного или коммунального назначения, необходимо изначально определиться с
Вопросы подписки по тел. (095) 129-0001
91
№12(39), 2004
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РФ
тем, что имеется в его активах вообще, иначе приватизировать можно будет только долги;
4) нельзя забывать, что, если каким-либо чудесным образом в передаточный акт не попали долги муниципального предприятия, то утверждение плана приватизации органом местного самоуправления является не чем иным, как решением собственника имущества о реорганизации юридического лица, и если такое действие привело к банкротству (несостоятельности) бывшего МУПа, то в соответствии с пунктом 3 статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации в дальнейшем возможно привлечь муниципальное образование к субсидиарной ответственности по долгам учрежденного предприятия;
5) в случае, если муниципальное имущество для целей деятельности муниципального предприятия было передано не в хозяйственное ведение или оперативное управление, а на иных законных основаниях обязательственного типа (аренда, безвозмездное пользование), то в приватизационную массу войдет не само имущество, а право пользования им, которое также имеет оценочную стоимость;
6) для включения в приватизационную массу объектов недвижимости обязательна их государственная регистрация. Этого не сделано в 99 процентах муниципальных предприятий, а эта процедура занимает достаточно длительный промежуток времени.
Все эти нюансы акционирования жилищно-коммунальных предприятий наводят на мысль, что этот вид реформирования отрасли весьма сомнителен, учитывая, что финансовое состояние предприятий оставляет желать много лучшего.
На наш взгляд, более перспективные формы преобразования МУПов (не реорганизация, заметьте) - это внесение изъятого у муниципального предприятия имущества в уставный капитал вновь создаваемого акционерного общества, при этом необходимо, мы думаем, оставить контрольный пакет акций в собственности муниципального образования.
Еще одним реальным способом является реформирование отрасли при наличии заинтересованного спонсора или инвестора, который выкупает на конкурсе предприятие как имущественный комплекс (при этом логично, что баланс такого предприятия хотя бы равен нулю) и в дальнейшем, сохраняя профиль предприятия, производит финансовую санацию для восстановления платежеспособности и функционирования организации.
В городе Томске не применялся ни первый, ни второй, ни третий варианты преобразования, что обусловлено наличием специфических отношений между жилищными предприятиями. Просто были учреждены юридические лица частной организационно-правовой формы, куда было переведено большинство работников предприятия. Но это уже тема отдельной статьи.