Научная статья на тему 'Реорганизация и оптимизация управления жилищно- коммунальными комплексами муниципальных образо- ваний'

Реорганизация и оптимизация управления жилищно- коммунальными комплексами муниципальных образо- ваний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пикуль Игорь Анатольевич

Эффективное управление многоквартирным жилищным фондом возможно только в случае развития профессионального управления жилищной недвижимостью, действующего на конкурентной основе. Решающим фактором в совершенствовании управления жилищным фондом является задача создания новых субъектов рынка предприятий малого и среднего бизнеса, управляющих жильем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Reorganization and optimization of management in municipal housing and communal units

The efficient managing of housing is only possible when professional management of real estate is carried out on competitive basis. The decisive factor influencing the management in housing is the aim of creating new subjects of the market enterprises of small and middle business, housing managers.

Текст научной работы на тему «Реорганизация и оптимизация управления жилищно- коммунальными комплексами муниципальных образо- ваний»

Реорганизация и оптимизация управления жилищно-коммунальными комплексами муниципальных

образований

И.А. Пикуль

Эффективное управление многоквартирным жилищным фондом возможно только в случае развития профессионального управления жилищной недвижимостью, действующего на конкурентной основе. Решающим фактором в совершенствовании управления жилищным фондом является задача создания новых субъектов рынка - предприятий малого и среднего бизнеса, управляющих жильем.

The efficient managing of housing is only possible when professional management of real estate is carried out on competitive basis.

The decisive factor influencing the management in housing is the aim of creating new subjects of the market - enterprises of small and middle business, housing managers.

Вступивший в силу в марте 2005 года Жилищный кодекс Российской Федерации внес существенные изменения в деятельность создаваемых с 1997 года в муниципальных образованиях России органами местного самоуправления Служб (Дирекций) единого заказчика. Такие Службы в виде муниципальных унитарных предприятий (МУП) или муниципальных учреждений (МУ) отвечали девизам реформы того времени: «демонополизация отрасли», «разделение функций заказчика и подрядчика», однако организация их правовой и финансовой деятельности, в большинстве своем, не только не соответствовала нормам гражданского, финансового, налогового и бюджетного законодательств, но, более того, противоречила им.

До и после вступления в силу Жилищного кодекса РФ неправомерно осуществление унитарными предприятиями или учреждениями с функциями единого заказчика по жилищно-коммунальным услугам (далее -МУП) деятельности, связанной одновременно с функциями:

- муниципального заказчика;

- управляющей организации по жилым зданиям;

- управления ЖКХ муниципальных образований;

- расчетно-кассовых центров;

Пикуль Игорь Анатольевич - начальник отдела новых форм обслуживания жилищного фонда, благоустройства и бытовых услуг Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края

Неэффективность существующей муниципальной системы управления жилищно-коммунальным хозяйством проявляется, прежде всего, в нерациональном управлении финансовыми потоками, полной их непрозрачности, а также в крайне низком уровне участия жилищных объединений граждан и частного бизнеса в управлении и обслуживании жилищного фонда и обеспечении населения жилищно-коммунальными услугами.

- эксплуатационной организации.

Неправомерность одновременного осуществления таких функций на практике объяснялась неурегулированностью законодательного понятия «управляющая компания по жилым зданиям» и его роли в аспекте демонополизации отрасли.

Жилищный кодекс РФ законодательно закрепил понятие «управляющая организация» в сфере управления многоквартирными домами, изначально определил для ее деятельности предпринимательскую основу.

Именно поэтому в настоящее время воз никает острая необходимость провести преобразования в деятельности всех МУП (которые совмещали функции управления жилыми зданиями с функциями органов власти) и обеспечить им правовую основу в самостоятельном бизнесе управления многоквартирными домами.

Переход на рыночные формы работы жилищно-коммунального комплекса быстрее и эффективнее осуществляется там, где производственные отношения строятся на экономической взаимовыгодной основе. В первую очередь это касается производственного сектора ЖКХ, осуществляющего услуги по управлению содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда, особенно в средних и крупных городах.

Многие муниципальные жилищно-коммунальные предприятия фактически являются банкротами, а некоторые муниципалитеты идут по пути банкротства собственных муниципальных предприятий, вывода активов и создания на их базе новых муниципальных предприятий, чаще всего, с теми же руководителями и работниками. Самое неблагоприятное в этой ситуации то, что при этом не изменяются управленческая модель, критерии качества и объёмов работ, сохраняется затратная система финансирования. Это приводит к тому, что вновь созданные предприятия оказываются абсолютно неэффективными. Иногда такой способ применяется, когда муниципалитеты избавляются от долгов банкротных МУПов. Это путь в никуда. Подобная практика может быть легко опротестована и квалифицирована как преднамеренное банкротство и нежелание производить расчёты с кредиторами.

Очевидно, что переход на рыночные отношения, безубыточная и эффективная деятельность при сохранении административной модели управления нереализуемы. По-

этому необходимо административные рычаги управления менять на экономические путём реорганизации и оптимизации системы управления и обслуживания жилищно-коммунального комплекса. При этом, реорганизации подлежат как вся система управления и обслуживания в целом, так и отдельные предприятия, входящие в эту систему (МУПы, Службы заказчика).

Формирование эффективного механизма функционирования жилищно-коммунального комплекса муниципального образования должно предусматривать происходящие и планируемые изменения в формах собственности муниципальных унитарных предприятий ЖКХ.

Конкурентные виды деятельности (управление, содержание и ремонт жилищного фонда, сбор, утилизация и переработка отходов, содержание, техническое обслуживание и ремонт объектов благоустройства и дорожного хозяйства, коммунально-бытовое обслуживание населения) предполагают присутствие на рынке жилищно-коммунальных услуг предприятий всех форм собственности.

Формирование рыночных механизмов функционирования жилищно-коммунально-го хозяйства предусматривает полный отказ от административного влияния органов власти муниципального образования на производственно-хозяйственную деятельность предприятий ЖКХ и переход на реальные договорные формы взаимоотношений.

Совершенствование управления, демонополизация деятельности и развитие конкурентной среды, развитие внутрихозяйственного расчета, арендного, коллективного и других форм подряда в жилищно-коммунальных предприятиях, создание системы малого предпринимательства в жилищной сфере, являющейся наиболее важной из конкурентных видов деятельности, возможно на основе создания многоуровневой модели управления содержанием и технической эксплуатацией жилого фонда.

Перевод предприятий жилищно-комму-нального хозяйства в акционерные общества дает реальную возможность для решения многих задач.

Согласно Федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества», существует несколько вариантов изменения организационно-право-вой формы (а в некоторых случаях и формы

собственности на имущество) предприятий:

* путем преобразования унитарного предприятия в открытое акционерное общество;

* посредством внесения акций в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Можно выделить следующие основные способы акционирования предприятий в жилищно-коммунальной сфере:

- акционирование предприятий в жилищно-коммунальном хозяйстве);

- создание акционерных обществ путем внесения в уставный фонд имущества и других средств муниципальных предприятий (в том числе, при участии управляющих компаний, ориентированных на реализацию инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве).

При этом способы формирования уставного капитала акционируемых предприятий различны. При каждом варианте возможны различные схемы взаимодействия с инвестором, управляющей компанией-оператором: передача в залог части или всего пакета акций, либо передача всего пакета акций в доверительное управление. Не исключается также возможность продажи части акций, принадлежащих муниципальному образованию, юридическим или физическим лицам.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. №161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» преобразование муниципальных унитарных предприятий по решению собственника возможно в муниципальное учреждение, а преобразование в организации иной организационно-правовой формы, в том числе в открытые акционерные общества, осуществляется в соответствии с законодательством о приватизации.

Акционирование подразумевает преобразование муниципальных унитарных предприятий, при котором муниципальное имущество передается в уставный капитал акционерного общества. При этом, в отличие от других вариантов приватизации, когда гражданами или юридическими лицами предприятия основные фонды (машины, оборудование) приобретаются у государства, муниципальных органов власти в частную собственность, новых владельцев акций не появляется.

В настоящее время сложилась такая ситуация, при которой достаточно высока вероятность образования на базе существую-

щих муниципальных унитарных предприятий - муниципальных казенных предприятий, что, в целом, негативно отразится на эффективности деятельности предприятий, ограничит их самостоятельность, снизит инвестиционную привлекательность коммунальной сферы.

Права собственника имущества - муниципального образования - в случае создания муниципального казенного предприятия значительно шире, чем у собственника, передающего имущество на праве хозяйственного ведения муниципальному унитарному предприятию. Собственник имущества, закрепленного за казенным предприятием, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.

Альтернативой создания казенных предприятий является акционирование муниципальных унитарных предприятий.

Существующее для унитарных предприятий право хозяйственного ведения не создает для организаций других организацион-но-правовых форм равных конкурентных условий в борьбе за рынок управления как жилищным фондом, так и коммунальной инфраструктурой. Приватизация дает возможность изменения не только правовой формы, но и изменение самого собственника, которому будут переданы активы предприятия. Здесь возможен путь реструктуризации долговых обязательств путем конвертации долга в паи и акции предприятий жилищно-коммунального хозяйства через реорганизацию существующих муниципальных предприятий, а это уже принципы рыночной экономики, на которую необходимо переводить отрасль.

Приватизация муниципального унитарного предприятия в жилищном секторе обеспечит равные условия юридического права для всех участников рынка, а также будет способствовать созданию условий для более широкого привлечения частного капитала в жилищно-коммунальное хозяйство.

Рыночная система управления содержанием и технической эксплуатацией жилищного фонда предполагает полную демонополизацию жилищно-эксплуатационной деятельности на уровне муниципального образования. Формируются четыре уровня конкурентной среды:

1) конкуренция между управляющими компаниями на получение заказа от муни-

ципалитета или собственников жилищного фонда на выполнение работ (управление жилищным фондом);

2) конкуренция между эксплуатационными предприятиями на получение заказа от управляющей компании на эксплуатацию определенной части жилищного фонда;

3) конкуренция между ремонтно-эксплу-атационными подразделениями - управдомами за получение от управляющей организации (эксплуатационного предприятия) подряда на управление и обслуживание конкретного жилого дома или малого жилого комплекса;

4) конкуренция между подрядчиками (юридическими и физическими лицами) за право получения заказа от управляющих структур (управляющая компания, эксплуатационное предприятие, управдом) на выполнение конкретной работы по содержанию и ремонту конструктивных элементов здания или внутридомового оборудования, объектов благоустройства, вывозу твердых бытовых отходов и т.д.

В целом, внедрение конкурентной рыночной схемы управления жилищным фондом позволит до 20-25% сократить затраты на производство работ по содержанию и технической эксплуатации жилищного фонда.

Практика показывает, что эффективное управление населенным пунктом требует привлечения частного капитала. Поэтому стратегия развития муниципалитетов должна быть основана на долгосрочных контрактных отношениях власти и бизнеса, иными словами - на партнерстве между государственным (муниципальным) и частным секторами экономики.

Количество предприятий частной формы собственности за десять лет реформ в ЖКХ

возросло более чем в 10 раз.

В Хабаровском крае сегодня обслуживанием и содержанием жилищного фонда занято 207 предприятий различных форм собственности, из которых: 76 муниципальных унитарных предприятий по содержанию жилищного фонда, 22 специализированных и 54 государственных предприятия других отраслей экономики, а также 55 частных предприятий-подрядчиков. Частными предприятиями обслуживается более 12 млн. кв. метров жилья, что составляет 42% жилищного фонда края.

Акционерные общества - основной тип хозяйственной организации. Наиболее важной по своему экономическому и общественному значению и наиболее распространенной формой организаций России в условиях становления рыночных отношений являются акционерные общества. Преимущества этой формы хозяйствования, прежде всего, в возможности создания новых и расширения действующих организаций во всех отраслях экономики - промышленности, строительстве, на транспорте, оптовой торговле, банковском деле. Привлечение акционерного капитала позволяет такой организации создавать более конкурентоспособное производство на относительно невысокой технической базе, поскольку осуществляется централизация капитала акционеров, а непосредственное заинтересованное участие акционеров стимулирует экономное использование ресурсов, всемерное повышение эффективности производства. Акционерная форма хозяйствования позволяет также получить акционерам и работникам, не являющимся учредителями, дополнительные материальные стимулы и социальные блага дифференцированно, с учетом конкретного

30000 20000 10000 0

1992 1996 2004

Рис. 1. Динамика роста количества предприятий по формам собственности в

сфере ЖКХ (РФ)

■ Муниципальные, %

■ Смешанные и частные, % □ Государственные, %

Рис. 2. Удельный вес предприятий , предоставляющих жилищно-коммунальные услуги на территории Хабаровского края (по видам собственности)

вклада каждого в результаты работы общества. Следует .также отметить, что акционирование позволяет апробировать самые различные новые формы хозяйствования, закреплять и стабилизировать кадры, сплачивать трудовой коллектив под влиянием единой цели.

Акционерная форма собственности в разрезе своего содержания может выполнять три функции. Во-первых, она служит средством аккумуляции и перелива капитала. Во-вто-рых, является средством приобщения акционеров к расширению собственности и контролю за деятельностью аппарата, управляющего производством. В-третьих, служит средством создания хозяйственной мотивации, когда акционер и работник совмещаются в одном лице.

Акционерная собственность - наиболее совершенная, гибкая и соответствующая крупному общественному производству. Она (по способу возникновения и функционирования) есть общественная форма собственности, одновременно выступающая и индивидуальной. В этом ее достоинство и универсальность.

В западных странах с развитой экономикой (если исключить малый бизнес и сельское хозяйство) акционерная собственность стала чуть ли не всеобщей - в этих странах ею охвачено почти восемьдесят процентов основных фондов и производимой продукции, и акционерные общества играют ведущую роль. Так, в США 10% компаний являются акционерными обществами, 10% -товариществами, 80% - небольшими компаниями, находящимися в индивидуальной собственности. При этом на долю каждой из выделенных групп компаний приходится,

соответственно, 80%, 13% и 7% общего объема реализации продукции.

На 1 июля 2001 года в России насчитывалось около 60 тыс. открытых и более 370 тыс. закрытых обществ. Акционерная форма была использована как основная при преобразовании десятков тысяч крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в негосударственные коммерческие структуры. Часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Соучредителями многих акционерных обществ выступают иностранные участники - корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Более трех тысяч акционерных обществ имеют закрепленные в федеральной собственности акции.

Экономическая сущность акционерной собственности заключается в объединении капитала участников акционерного общества, являющегося основой совместного создания дохода в процессе функционирования предприятия.

Акционерная форма была использована как основная при преобразовании десятков тысяч крупных и средних государственных и муниципальных предприятий в негосударственные коммерческие структуры. Часть акционерных обществ образована путем объединения частных капиталов физических лиц. Соучредителями многих акционерных обществ выступают иностранные участники -корпорации, компании, фирмы, банки, фонды. Акционерная форма в современном ее значении вырабатывалась постепенно из различных форм соединения нескольких лиц с их капиталами для какого-нибудь общего предприятия на протяжении весьма длительного периода времени.

Акционерные общества по отношению к другим организационно-правовым формам субъектов хозяйственной деятельности имеют определенные преимущества, например, такие как:

- концентрация значительных финансовых ресурсов за счет использования возможности выпуска акций, оплачиваемых акционерами, для реализации своих инвестиционных проектов;

- при этом право приобретателей акций на получение дивидендов является лишь правом получения, но не жесткого требования, а по обыкновенным акциям акционерные общества не обязаны выплачивать дивиденды;

- возможностью не брать дорогостоящих обязательств по займам и кредитам.

Экономические преобразования, происходящие на протяжении последнего десятилетия в России, коренным образом изменили существующую систему экономических отношений общества. Становление и развитие рыночных отношений, преобразование и приватизация в нашей стране возродили процессы акционирования субъектов хозяйственной деятельности.

Литература и источники:

1. Маликова, И.П. О необходимости преобразований в деятельности МУП «Дирек-

ция (Управление) единого заказчика» / ИЛ. Маликова // Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2006. - №1 - С. 3 - 7.

2. Савельев, В.В. Акционирование муниципальных унитарных предприятий ЖКХ: проблемные вопросы, способы и пути их решения / В.В. Савельев. - file: //D:\www\ Савельев, htm

3. Страхова, Л.П. О методологии акционирования / Л.П. Страхова // Менеджмент в России и за рубежом. - 1999. -№5.

4. Выскребцев, В Л. Акционерные общества (ОАО и ЗАО): Практическое пособие / В А. Выскребцев, А.В. Выскребцев. -М.: Гросс медиа. - С. 41 - 43.

5. Цепов, Г.В. Акционерные общества: теория и практика: Учебное пособие. -М.: Проспект. ~ 2004. - С. 6, 35 - 52.

6. Могилевский, С.Д. Правовые основы деятельности акционерных обществ: Комментарий, практика, нормативные акты / С.Д. Могилевский. - М.: Дело. -2004. - С. 7 - 8, 10.

7. Сборник нормативно-методических документов по акционированию (приватизации) муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области / Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ администрации Ростовской области. - Ростов. - 2005. - С. 5 - 6, 61 - 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.