Научная статья на тему 'Особенности создания малых инновационных предприятий при вузах'

Особенности создания малых инновационных предприятий при вузах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1106
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мещерякова Т. Р.

Одним из видов инновационной деятельности высших учебных заведений является создание малых инновационных предприятий. Введение данного инновационного института повлекло за собой изменение ряда нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, установление особых правил для создания при вузах малых инновационных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL THE INNOVATIVE ENTERPRISES AT UNIVERSITIES

One of the kinds of innovation activity of higher educational institutions is the establishment of small innovation enterprises. The introduction of this innovation of the Institute resulted in a change in the number of normative legal acts regulating business activity and establishing special rules for the creation of the universities of the small innovative enterprises

Текст научной работы на тему «Особенности создания малых инновационных предприятий при вузах»

ЭКОНОМИКА

ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ ПРИ ВУЗАХ

Мещерякова Т.Р.

Одним из видов инновационной деятельности высших учебных заведений является создание малых инновационных предприятий. Введение данного инновационного института повлекло за собой изменение ряда нормативных правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, установление особых правил для создания при вузах малых инновационных предприятий.

FEATURES OF DEVELOPMENT OF SMALL THE INNOVATIVE ENTERPRISES AT UNIVERSITIES

Meshcheryakova T.R.

One of the kinds of innovation activity of higher educational institutions is the establishment of small innovation enterprises. The introduction of this innovation of the Institute resulted in a change in the number of normative legal acts regulating business activity, and establishing special rules for the creation of the universities of the small innovative enterprises.

Учреждения могут быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах только с разрешения собственника, если иное не установлено законом (ч. 4 ст. 66 ГК РФ). Аналогичное правило закреплено и в ч. 6 ст. 66 проекта ГК РФ, находящегося на рассмотрении в Государственной Думе РФ. Исключением из общего правила является участие образовательных и научных учреждений в создании малых хозяйственных обществ для определенной цели: активизировать экономическую, предпринимательскую деятельность ученых, сблизить науку и производство. Поэтому деятельность создаваемых образовательными учреждениями обществ должна заключаться в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, сек-

ретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) таких хозяйственных обществ - бюджетным научным учреждениям или созданным государственными академиями наук научным учреждениям либо бюджетным образовательным учреждениям высшего профессионального образования или созданным государственными академиями наук образовательным учреждениям высшего профессионального образования (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»).

Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельнос-

ти» была упрощена процедура создания таких обществ - без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности. Введение возможности создания малого общества только с уведомления Министерства образования и науки РФ способствует более простому и легкому вхождению вузов в предпринимательское сообщество.

Кроме особых видов деятельности, предъявляются специфические требования и к формированию уставного капитала малых инновационных предприятий при вузах: доля высшего учебного заведения, являющегося бюджетным образовательным учреждением или созданного государственной академией наук, в уставном капитале акционерного общества должна составлять более чем двадцать пять процентов или в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью - более чем одну треть.

В качестве других лиц могут быть приглашены юридические и физические лица. Как правило, ими выступают авторы результатов интеллектуальной деятельности. При этом доля (акции) указанных лиц в уставном капитале хозяйственного общества должна быть оплачена денежными средствами не менее чем наполовину. Оставшаяся часть доли (акций) других лиц в уставном капитале хозяйственного общества может быть оплачена исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, правом использования результатов интеллектуальной деятельности, материалами, оборудованием или иным имуществом, необходимыми для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые либо право использования которых вносятся в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества (ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 №125-

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Однако создание малых инновационных обществ идет очень тяжело, поскольку этот вид деятельности абсолютно не знаком не только деятелям науки, но и государственным структурам. Отсутствие достаточных денежных средств у вузов не позволяет им начать активную предпринимательскую деятельность без дополнительной поддержки со стороны государства.

Кроме того, многочисленные ограничения в отношении права распоряжения имуществом бюджетных учреждений не позволяет им стать полноценными участниками рыночных отношений и снижает эффективность использования ими государственного имущества [2, с. 28].

В целях поддержки малого предпринимательства вузов Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. №219 утверждено «Положение о государственной поддержке развития инновационной инфраструктуры, включая поддержку малого инновационного предпринимательства, в федеральных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Бюджетные ассигнования, предусмотренные указанным Положением, выделяются в том числе для финансирования расходов на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности образовательного учреждения и оценку результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат образовательным учреждениям, что необходимо для создаваемых малых инновационных предприятий в целях определения размера уставного капитала.

Кроме того, бюджетные ассигнования выделяются и на стажировку и повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений в сфере инновационного предпринимательства в иностранных университетах, имеющих эффективную инновационную инфраструктуру. Но не предусмотрено такое обучение для сотрудников

малого инновационного предприятия при вузе, хотя обучение потребуется и им. Поэтому для направления сотрудника МИП на стажировку необходимо, чтобы он был сотрудником вуза. Однако это Положение трудно признать обоснованным, поскольку для осуществления деятельности малого предприятия могут потребоваться специалисты, не являющиеся работниками вуза. А невозможность направления их на обучение за счет выделяемых государством ассигнований приведет к тому, что в инновационном предприятии должны будут трудиться только преподаватели вуза. Других работников привлекать будет экономически нецелесообразно, поскольку достаточных денежных средств на обучение таких сотрудников у МИПа не будет. Представляется необходимым предусмотреть возможность обучения любых сотрудников малых предприятий при вузах за счет бюджетных ассигнований, возможно, предусмотрев в трудовых договорах с ними обязанность отработать определенное время после обучения (по аналогии с ученическими договорами). Это послужило бы защитной мерой для соблюдения интересов государства.

Интерес представляет и направление бюджетных денежных средств на создание и развитие малых инновационных компаний, включая привлечение профессорско-преподавательского состава к нормативно-методическому и практическому обеспечению создания таких компаний. Однако перечня услуг, которые будут оказываться за счет государства, в Положении нет, что может привести к нецелевому и неэффективному расходованию денежных средств.

Бюджетные ассигнования выделяются вузам по результатам открытого конкурса, участниками которого могут быть образовательные учреждения, выполняющие фундаментальные и прикладные научные исследования по приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий в Российской Федерации, эффективно реализующие образовательные программы выс-

кова Т.Р.

шего профессионального и послевузовского профессионального образования и комплекс мер по развитию инновационной инфраструктуры. Это предполагает проведение анализа эффективности образовательной деятельности вуза. Однако критериев определения эффективности деятельности образовательного учреждения в Положении нет. Косвенно можно считать показателем эффективности образовательной деятельности количество студентов и аспирантов, работающих в малых инновационных предприятиях. Представляется достаточно сложным оценить таким способом эффективность образовательной деятельности, ведь студенты могут работать и не по специальности, а в качестве технических помощников.

Кроме непосредственной предпринимательской деятельности, вузу придется выполнить и ряд других условий: создать эффективно действующую систему регистрации и учета результатов интеллектуальной деятельности; обеспечить необходимое количество проектов, поддержанных Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и другими организациями, а также объем привлеченных внебюджетных средств.

И если сравнение вузов будет проводиться по объему научно-исследовательских и научно-конструкторских работ; количеству подготовленных и повысивших квалификацию инновационно-ориентированных кадров; численности профессорско-преподавательского состава и сотрудников образовательного учреждения, прошедших стажировки и программы повышения квалификации в сфере инновационного предпринимательства и трансфера технологий; объему высокотехнологичной продукции, созданной с использованием элементов инновационной инфраструктуры образовательного учреждения, может произойти обратный желаемому эффект - не будет достигаться желаемое качество данной предпринимательской деятельности.

В настоящее время вузы в качестве вкла-

да в уставные капиталы МИП вносят только право использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями. При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

В проекте Федерального закона от 27.04.2012 №47538-6 «О внесении изменений в ГК РФ» предусматривается введение статьи 66.1 «Вклады в имущество хозяйственного товарищества и общества», в соответствии с положениями которой вкладом участника хозяйственного товарищества или общества в его имущество могут быть исключительные (интеллектуальные) права и права по лицензионным договорам, подлежащие денежной оценке, что повлечет за собой серьезные изменения в правовом регулировании деятельности МИП при вузах.

Федеральным законом от 02.08.2009 №217-ФЗ высшим учебным заведениям разрешено предоставлять в аренду имущество высшего учебного заведения созданному им хозяйственному обществу - МИП, отвечающего установленным требованиям. В этом случае заключение договоров аренды происходит без проведения конкурсов и аукционов, что также на первый взгляд упрощает процесс передачи имущества в пользование инновационному предприятию. Однако процесс передачи имущества в аренду затянут. Инициатором аренды должно быть инновационное предприятие, передача имущества должна быть обоснована. Передача учреждением имущества в аренду хозяйственному обществу должна

быть предварительно согласована с учредителем, согласование идет больше месяца, а при этом уходит драгоценное время, малое предприятие не может начать выпуск продукции. Следовательно, опять растягивается во времени процесс внедрения инновационных изобретений, ради чего и создавалось малое предприятие. Поэтому представляется необходимыми внести изменения, предусматривающие возможность сдачи имущества в аренду малым инновационным предприятиям с последующим одобрением собственника имущества заключенного договора.

Еще одной особенностью договора аренды имущества, переданного вузом малому хозяйственному обществу, является запрет на передачу в субаренду имущества, передачу хозяйственным обществом своих прав и обязанностей, предусмотренных договором, другим лицам, предоставление имущества в безвозмездное пользование, залог таких арендных прав, а также на использование имущества в целях, не связанных с практическим применением (внедрением) результатов интеллектуальной деятельности. Договором также должна быть предусмотрена обязанность хозяйственного общества предоставлять учреждению ежегодно не позднее 15 дней со дня окончания годового периода, исчисляемого со дня заключения договора, отчет о проделанной работе по внедрению результатов интеллектуальной деятельности [3].

Основной целью учреждения малых инновационных предприятий некоторые авторы видят в оказании помощи студентам во время учебы адаптироваться к практической деятельности, развивать в них научное мышление, научить практически применять (внедрять) результаты интеллектуальной деятельности, что невозможно без развития вузовской науки. Поэтому вузы должны не только давать образование (теоретические знания), но и учить думать, развиваться, созидать. Это очень сложно, но только с совершенствованием деятельнос-

Мещерякова Т.Р.

ти вузов связывают рост научной активно- можно лишь в том случае, если для этого сти [1, с. 98]. Сложно не согласиться с этим есть достаточная нормативная и материаль-мнением. Но полноценное развитие воз- ная база.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грудцына Л.Ю., Мирошникова В.А. Научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования // Новый юридический журнал. 2012. №1. С. 92 - 99.

2. Еременко В.И. О создании бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ // Законодательство и экономика. 2010. №1. С. 26 - 29.

3. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону от 22 августа 1996 г. №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (постатейный) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.