Научная статья на тему 'Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вузах: проблемы и перспективы'

Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вузах: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
186
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВУЗА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исаев Роман Игоревич, Пилявский Валерий Павлович

Рассмотрены проблемы создания малых инновационных предприятий при бюджетных вузах, в частности, несоответствие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ и других федеральных законодательных актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Создание предприятий малого наукоемкого бизнеса при вузах: проблемы и перспективы»

ББК 65.05 УДК 347

Р.И. Исаев, В.П. Пилявский

СОЗДАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО НАУКОЕМКОГО БИЗНЕСА ПРИ ВУЗАх: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Рассмотрены проблемы создания малых инновационных предприятий при бюджетных вузах, в частности, несоответствие Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ и других федеральных законодательных актов.

Ключевые слова:

вуз, инновационная инфраструктура, инновационное развитие, малое инновационное предприятие, предпринимательская деятельность вуза, интеллектуальная собственность.

Важным шагом на пути инновационного развития российской экономики стал принятый в начале августа 2009 г. Федеральный закон № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». Согласно новому закону бюджетные научные учреждения и высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, имеют право без согласия собственника их имущества (росимущества) с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности(Минобрнауки россии), быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (РИД), исключительные права на которые принадлежат учреждениям.

Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ вносит изменения в следующие Федеральные законы Российской Федерации: № 127-ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике»; № 125-ФЗ от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»; № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 г. «Об обществах с ограниченной ответственностью»; № 209-ФЗ от 24 июля 2007 г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

В рамках нового закона бюджетные вузы получили возможность усиления стратегического партнерства с промышленностью и бизнесом в области подготовки кадров для инноваций. Но для того, чтобы привлечь бизнес в вузы, необходимо четко понимать его потребности. Иными словами, бизнес «пойдет в образование», если это будет экономически выгодно. Успех сотрудничества вуза с бизнесом будет зависеть от того, будет ли последний в результате этого партнерства иметь доступ к (а) квалифицированным кадрам; (б) высокотехнологичному оборудованию; (в) преференциям по налогам; (г) аренде помещений.

Важно понимать, что для практической реализации инновационной политики необходимо формирование соответствующей «инновационной элиты», поскольку инновационное развитие не может ограничиваться какими-то отдельными категориями специалистов: экономистов, управленцев или инженеров-экологов -возросшая к концу XX - началу XXI вв. скорость перемен вызвала потребность в личности с большей мыслительной универсальностью и, следовательно, в более широком внедрении в высшее образование общего и целостного компонента. Идеи о главенствующей роли «интеллектуального класса» в жизни постиндустриального - научно-инновационного - общества были сформулированы еще в 60-70-х гг. XX в. американскими социологами Элви-ном Тоффлером и Иммануилом Валлерс-тайном [1; 5]. Сегодня интеллектуальный класс - инновационная элита - это люди, не просто образованные или стремящиеся к образованию, но и способные остро переживать наиболее актуальные проблемы общества и стремящиеся творчески эти проблемы решать. Именно в области под-

готовки инновационном элиты преимущества имеют гуманитарные вузы, так как проблема ее формирования - это, прежде всего, проблема мировоззренческого характера.

Тем не менее, некоторые пробелы и противоречия в существующем законодательстве указывают на то, что нормативно-правовая база для развития сотрудничества между университетами и бизнес-предприятиями нуждается сегодня в доработках и уточнениях.

В соответствии с Приложением к Письму Управления научных исследований и инновационных программ от 21.12.2009 № 20-1876 весь процесс создания малых инновационных предприятий (МИП) можно разделить на следующие этапы [4]:

1. Анализ и решение вопросов правовой охраны РИД.

2. Оценка экономической эффективности продвижения рИД.

3. Принятие Ученым советом решения о создании общества, утверждение доли вуза в уставном капитале.

4. регистрация общества, постановка на учет, открытие счета.

5. Заключение лицензионного договора о передаче права использования рИД.

6. Организация и проведение конкурсных процедур по аренде помещений.

7. Заключение договора аренды.

На различных этапах создания МИП перед вузами могут возникать определенные трудности, на которые необходимо обратить особое внимание.

Прежде всего, при создании МИП необходимо учитывать, что образовательное учреждение обладает специальной (уставной) правоспособностью. Иными словами, вуз вправе заниматься только теми видами деятельности, которые указаны в его уставе. Следовательно, в целях практической реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ в устав вуза необходимо будет внести соответствующие изменения.

согласно федеральному закону от 02.08.2009 № 217-фЗ денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом российской федерации (ГК РФ) [7]. Однако в соответствии со статьей 120 и пунктом 1 статьи 298 ГК РФ, вуз не вправе отчуждать или иным способом

распоряжаться закрепленным за ним имуществом [2]. Кроме того, вуз не вправе внести денежные средства в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП, поскольку это противоречит статье 6 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» [8]. Следовательно, бюджетный вуз может внести в качестве вклада в уставный капитал создаваемого МИП только права на использования РИД. Именно тут возникает одна из главных проблем.

Получая в обмен на внесенные в уставный капитал МИП права на РИД пакет акций (долю в уставном капитале), вуз приобретает непрофильные активы и вместе с ними - обязательства по уплате налога на прибыль. При этом необходимо учитывать, что необходимых для уплаты этого налога средств у бюджетной организации нет. Суть проблемы состоит в том, что с бухгалтерской точки зрения при таком обмене вуз ничего из имеющихся активов не отдает, но при этом получает вполне реальные непрофильные активы на сумму, в которую были оценены права на использование РИД. Таким образом, вузы будут вынуждены выбирать или низкую оценку вклада в виде прав на РИД и, как следствие, - небольшой налог на прибыль, или высокую оценку и высокий налог, соответственно.

Также в соответствии со статьей 2 нового закона доходы от распоряжения долями (акциями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, учредителями (участниками) которых являются данные высшие учебные заведения, - часть прибыли хозяйственных обществ, полученная данными высшими учебными заведениями (дивиденды), - поступают в их самостоятельное распоряжение, учитываются на отдельном балансе и направляются только на правовую охрану результатов интеллектуальной деятельности, выплату вознаграждения их авторам, а также на осуществление уставной деятельности данных высших учебных заведений [7]. Однако составление отдельного бухгалтерского баланса, включающего отдельные показатели деятельности учреждения, не предусмотрено Инструкцией о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 13 ноября 2008 г. № 128н. Кроме того, ни

3 ю О

дивиденды, ни лицензионные платежи среди возможных доходов бюджетной организации не значатся, и соответственно, Федеральное казначейство будет расценивать их как «неопознанные платежи» и перечислять в бюджет. Это означает, что вуз этих платежей не получит, и выплат вознаграждения авторам не будет.

Определенные трудности возникают на этапе организации и проведения конкурсных процедур по аренде помещений. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, владея на праве оперативного управления федеральным недвижимым имуществом, вправе выступать в качестве арендодателя имущества. Порядок сдачи в аренду недвижимого имущества установлен распорядительными документами Минфина и Минобрнауки. В соответствии с настоящим Порядком процедура сдачи в аренду недвижимого имущества может занимать до полугода. Таким образом, в течение этого времени с момента учреждения МИП вуз не вправе предоставлять ему помещения в аренду. Кроме того, в настоящее время отсутствует аналогичный Порядок сдачи в аренду движимого имущества. Следовательно, сдавать предприятиям малого наукоемкого бизнеса в аренду оборудование вузы пока не могут.

Еще одна проблема состоит в том, что создаваемые предприятия малого наукоемкого бизнеса при вузах не вправе применять упрощенную систему налогообложения, т.к. согласно пункту 3 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), не вправе применять упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов [3].

Также остро стоит вопрос о разработке необходимых норм, которые позволили бы вузам влиять на деятельность создаваемых ими предприятий малого наукоемкого бизнеса: если на сегодняшний день доля вуза в уставном капитале МИП составит, например, 25 %, то фактически все вопросы в МИП будут решать будут частные инвесторы, а не учебное заведение. При этом отношения вуза и создаваемых МИП должны строиться на основании кооперативных принципов и ценностей, чтобы не конкурировать между собой, а

взаимовыгодно дополнять друг друга в инновационной деятельности.

Несколько забегая вперед, к проблемам МИП при вузах можно отнести и процедуру их банкротства. Процедура банкротства хозяйственных обществ, учредителями которых являются бюджетные вузы, осложнена, поскольку в соответствии с современным законодательством учредители должны расплачиваться по своим обязательствам либо деньгами, либо собственностью. Следствием этого может стать отчуждение площадей, приобретенных вузом на внебюджетные средства.

Резюмируя, можно сказать, что на сегодняшний день инновационная деятельность вуза в рамках реализации Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ весьма затруднена. Однако при этом следует учитывать тот факт, что МИП и технопарки создавались при вузах и довольно успешно работали и до принятия нового закона. К примеру, в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова еще до принятия нового закона функционировало 85 предприятий малого наукоемкого бизнеса.

Федеральный закон от 02.08.2009 г. № 217-ФЗ не дает четкого определения предприятиям малого наукоемкого бизнеса. Таким образом, исходя из современного российского законодательства в области малого предпринимательства и отечественного опыта создания подобных предприятий, под МИП можно понимать:

а) предприятия, учрежденные (или со-учрежденные) вузом, его структурными подразделениями, сотрудниками, аспирантами, студентами для коммерциализации РИД, полученных при выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР);

б) подпадающие под определение субъекта малого предпринимательства согласно Федеральному закону Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

в) имеющие в качестве основных видов деятельности проведение НИОКР, производство и внедрение высокотехнологичной продукции и/или услуг;

г) осуществляющие НИОКР в структурных подразделениях вуза.

Также в рамках реализации собственной инновационной программы вузы должны уделить особое внимание возможности создания МИП, специализирующихся на аутсорсинге, поскольку произ-

водство готового высокотехнологичного продукта в рамках малого бизнеса весьма затруднительно, в отличие от производства отдельных его компонентов.

В заключение необходимо отметить, что сам вопрос о создании МИП при бюджетных вузах является в современных условиях весьма актуальным, поскольку именно вузы формируют кадровый потенциал научно-технического прогресса. Подготовка специалистов, способных успешно решать задачи развития науки и формирования инновационной экономи-

ки России и общества знания в целом, возможна лишь при условии установления прочной связи между образовательными учреждениями и бизнес-средой. А для этого необходимо создать прочную и полноценную юридическую базу, произвести соответствующие изменения в сфере государственного законодательства, чтобы обеспечить функционирование инновационной инфраструктуры и тем самым способствовать повышению конкурентоспособности отечественного малого наукоемкого производства.

Список литературы:

1. Валлерстайн, И. Миросистемный анализ: введение / Пер. Н. Тюкиной. - М.: Территория будущего, 2006. - 248 с.

2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Гарант: информационно-правовой портал. - 2009. - . Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072.htm

3. Налоговый кодекс Российской Федерации // Гарант: информационно-правовой портал. - 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://base.garant.ru/10900200.htm

4. Рекомендации по созданию бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности // Министерство образования и науки РФ. - 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/akt/5601/

5. Тоффлер, Э. Третья волна / Э. Тоффлер - М.: ACT, 1999. - 261 с.

6. Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ // КонсультантПлюс. - 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant.ru/ popular/education/

7. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // КонсультантПлюс. - 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.consultant. ru/online/base/?req=doc;base=law;n=90201

8. Федеральный закон от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» // КонсультантПлюс. - 2009. - Интернет-ресурс. Режим доступа: http: //www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=law;n=81839

3 ю О

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.