Вопросы, связанные с научно-исследовательской и инновационной деятельностью, в настоящее время обрели весомую значимость. Данный факт обусловлен стремлением нашего государства выйти на инновационный путь развития. В связи с этим актуализируется роль научных и учебных заведений, а также малых инновационных предприятий как непосредственных субъектов научноисследовательской и инновационной деятельности.
Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» (далее - Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ) [1] предоставил возможность создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
На указанный закон возлагаются надежды по развитию научно-исследовательской и инновационной деятельности, развитию предпринимательства в целом, по введению в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности, появлению рабочих мест, в том числе для обучающихся и выпускников бюджетных научных и образовательных учреждений, и др.
Рассматриваемый закон внес изменения в следующие законодательные акты: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
В соответствии с анализируемым законом высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения имеют право без согласия собственника их имущества с уведомлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат данным высшим учебным заведениям.
Денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в оперативном управлении данных высших учебных заведений, могут быть внесены в качестве вклада в уставные капиталы создаваемых хозяйственных обществ в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации.
Высшие учебные заведения, являющиеся бюджетными образовательными учреждениями, и созданные государственными академиями наук высшие учебные заведения в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ вносят право использования результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые сохраняются за данными высшими учебными заведениями.
При этом внесенное в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности не может предоставляться хозяйственными обществами третьим лицам по договору, а также передаваться третьим лицам по иным основаниям, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из указанных норм в качестве учредителя создаваемых юридических лиц выступает высшее учебное заведение, при этом данное заведение должно быть бюджетным учреждением.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» высшим учебным заведением является образовательное учреждение, действующее на основании законодательства Российской Федерации об
образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего профессионального образования.
Создающиеся в рамках Федерального закона от 02.08.2009 № 217-ФЗ субъекты называют малыми предприятиями, или малыми инновационными предприятиями (МИПами). Однако это неправильно, т.к. в законе речь идет о хозяйственных обществах, а в соответствии с ГК РФ хозяйственные общества и предприятия представляют собой разные организационные формы юридических лиц.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставной капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» акционерным обществом признается коммерческая организация, уставной капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ создаваемые хозяйственные общества отнесены к субъектам малого предпринимательства как исключение из правил об ограничениях, распространяемых на данные субъекты.
Согласно Федеральному закону от 27.11.2010 № 310-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.12 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» [2] рассматриваемым хозяйственным обществам предоставляется право перейти на упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с Федеральным законом от 16.10.2010 № 272-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”» и ст. 33 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» [3] к рассматриваемым хозяйственным обществам могут применяться пониженные тарифы страховых взносов.
Еще одной правовой гарантией согласно Федеральному закону от 01.03.2011 № 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона “О науке и государственной научно-технической политике” и статью 17.1 Федерального закона “О защите конкуренции”» [4] является право на заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования или муниципальных образовательных учреждений высшего профессионального образования, государственных научных учреждений без проведения конкурсов или аукционов.
Вместе с тем существует множество проблем и вопросов, на которые хотелось бы обратить внимание.
Вопросы нормативно-правового характера:
- Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ распространяется только на бюджетные научные и бюджетные образовательные учреждения. Соответственно п. 1 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» по вопросам создания хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; льгот и гарантий субъектов малого предпринимательства не распространяются на автономные образовательные учреждения (далее - АУ);
- согласно ч. 5 и 6 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» [5] (в ред. Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) [6] АУ вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за АУ или приобретенное АУ за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у АУ особо ценное движимое имущество в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя
или участника (за исключением объектов культурного наследия народов Российской Федерации, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда Российской Федерации, Архивного фонда Российской Федерации, национального библиотечного фонда). Порядок учреждения (или участия) АУ юридических лиц путем внесения в уставной (складочный) капитал иного имущества не регламентирован.
Кроме того, в связи с этим возникает серьезный вопрос - может ли АУ без согласия своего учредителя вносить имущество в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника?
Таким образом, здесь ставится вопрос о «третьей» группе имущества. Представляется, что законодателем упущен один существенный момент.
В отношении данного вопроса мнения специалистов разделились.
Так, некоторые из них считают, что иное имущество АУ вправе передавать другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника без согласия учредителя [7, с. 49-60]. Другие считают, что не вправе [8, с. 20-25];
- в соответствии с законопроектом по вопросу увеличения минимального размера уставного капитала юридических лиц с 10 000 руб. до 500 000 руб., что серьезным образом может затронуть деятельность юридических лиц, учреждаемых АУ;
- несовершенство действующего законодательства в части определения РИД в гуманитарной сфере и создания на их базе хозяйствующих субъектов;
- не в полной мере определен порядок выплаты авторских вознаграждений при внесении в уставной капитал малого предприятия РИД;
- отсутствие правоприменительной практики;
- отсутствие подзаконных актов;
- отсутствие методических рекомендаций.
Вопросы налогообложения и льгот:
- Федеральный закон от 27.11.2010 № 310-ФЗ, внесший изменения в НК РФ по вопросу УСН, распространяется только на малые инновационные предприятия, созданные при вузах в рамках закона № 217-ФЗ, и не распространяется на предприятия, создаваемые АУ;
- Федеральный закон от 16.10.2010 № 272-ФЗ по вопросу пониженного тарифа страховых взносов также распространяется только на малые инновационные предприятия, созданные при вузах в рамках закона № 217-ФЗ, и не распространяется на предприятия, создаваемые АУ;
- не решены вопросы предоставления субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот предприятиям, учреждаемым АУ на региональном и федеральном уровнях;
- актуален вопрос оптимизации налогообложения нематериальных активов;
- законодательно не проработан вопрос в части порядка налогообложения результатов деятельности данной категории хозяйствующих субъектов.
Вопросы финансирования и поиска инвесторов:
- недостаточное научное финансирование предприятий для разработки инновационного продукта;
- не созданы благоприятные условия, при которых частные инвесторы будут вкладывать свои средства в инновационные проекты;
- не решены вопросы с расчетными счетами по зачислению вузу части причитающейся ему прибыли от деятельности обществ.
Вопросы оценки и использования имущества малых инновационных предприятий:
- проблематична оценка нематериальных активов (РИД), в том числе для определения доли сотрудников вуза в уставном капитале хозяйственных обществ;
- отсутствуют методические рекомендации по определению денежной оценки указанных прав на использование РИД при внесении в уставной капитал;
- постановка на учет нематериальных активов: значительное количество проблем возникает при проведении денежной оценки исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности;
- отсутствует порядок оценки РИД АУ.
Вопросы аренды оборудования:
- актуален вопрос аренды оборудования, особенно уникального оборудования для продолжения дальнейших исследований и совершенствования характеристик нематериального актива (объекта интеллектуальной собственности) в малом инновационном предприятии;
- отсутствие возможности в оказании реальной поддержки со стороны вуза в виде аренды помещений и оборудования на льготных условиях.
В качестве одного из способов решения ряда указанных проблем представляется возможным в ч. 3.1. Федерального закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научнотехнической политике» и ч. 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» внести изменения и наряду с бюджетными учреждениями указать также автономные учреждения.
Кроме того, представляется возможным в ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» регламентировать порядок создания (участия) автономным учреждением юридических лиц путем внесения в уставной (складочный) капитал имущества (имущественных прав), не относящегося к недвижимому и особо ценному движимому имуществу.