Научная статья на тему 'Особенности современной системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции и перспективы ее развития'

Особенности современной системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции и перспективы ее развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
416
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДНИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВО ФРАНЦИИ / NURSING STAFF / PROFESSIONAL TRAINING / HIGHER EDUCATION IN FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харлашина Е. В., Образцов П. И.

В статье приводятся результаты анализа функционирования системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции, представлены ее особенности, результаты реформирования и дальнейшие перспективы развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PECULIARITIES OF MODERN SYSTEM TRAINING OF THE NURSING STAFF IN FRANCE AND THE PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT

The results of functioning analysis of the nursing staff training in France are given in the article, its peculiar features are represented as well as the results of its reforming and further projects of the development.

Текст научной работы на тему «Особенности современной системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции и перспективы ее развития»

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

Е.В. ХАРЛАШИНА

ассистент кафедры иностранных языков с основами медицинской терминологии Орловского государственного университета Е-шаИ: s_kaite@list.ru,

Тел. 8 910 207 64 59

П.И. ОБРАЗЦОВ

доктор педагогических наук, профессор, декан факультета дополнительного профессионального образования и повышения квалификации, заведующий кафедрой непрерывного образования и новых образовательных технологий Орловского государственного университета Е-шаИ: kind@orel.ru Тел. (4862) 77 73 32

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ФРАНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ

В статье приводятся результаты анализа функционирования системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции, представлены ее особенности, результаты реформирования и дальнейшие перспективы развития.

Ключевые слова: средний медицинский персонал, профессиональная подготовка, высшее образование во Франции.

В эпоху глобализации и интернационализации в современном мире происходит множество изменений. Данные нововведения касаются всех сфер жизни общества, и система образования не является исключением. Франция, являясь страной с устоявшимися традициями в сфере просвещения, так же, как и многие европейские государства, встала на путь преобразований. Серьезное реформирование системы высшего образования началось с подписания Францией Сорбонской декларации в мае 1998 года, а затем и вступления, в июне 1999 года, в Болонский процесс, результатом которого явились значительные изменения в системе университетского сектора высшего образования. Речь идет о введении трехуровневой системы подготовки специалистов, европейской системы перевода кредитов, реформировании содержания и технологий обучения, введении в вузах внутренних систем и механизмов контроля качества учебного процесса и т.д. Основной целью данных инноваций было стремление к достижению сопоставимости и гармонизации национальных образовательных систем высшего профессионального образования в странах Европы, построение единого образовательного пространства, а также повышение качества высшего образования [1]. Уже к 2006 году почти все университеты Франции перешли на новую трехуровневую систему высшего профессионального образования © Е.В. Харлашина, П.И. Образцов

(Лисанс-Мастер-Доктора).

Необходимо уточнить, что наш интерес к высшему профессиональному образованию вызван тем, что большинство специальностей, которые в России относятся к среднему медицинскому образованию, во Франции причисляются к высшей ступени образования. Например, речь идет о подготовке медицинских сестер, массажистов и специалистов по лечебной физкультуре, ассистентов рентгенолога, логопедов и т.д. Все эти медицинские работники во Франции носят название: «параме-дицинский персонал» (personnel paramédical), т.е. вспомогательный персонал, работающий рядом и в сотрудничестве с высшим медицинским звеном.

Давая общую характеристику подготовке среднего медицинского персонала во Франции, следует отметить, что оно не является слишком доступным, в отличие от университетского образования, куда доступ возможен без экзаменов. Для поступления в специализированные институты или школы по подготовке большинства парамедицинских специальностей необходимо пройти вступительные испытания со строгим отбором. Базовый уровень образования должен быть не ниже степени бакалавра, т.е. диплома об окончании средней школы, причем предпочтение отдается бакалавриату с естественно-научным уклоном. Для специальности массаж и лечебная физкультура (kinésithérapie), ко -

торая в настоящее время является очень популярной, характерен отбор абитуриентов, прошедших 1 курс медицинских факультетов, однако из всех желающих отбирают только около 5%-10%, это так называемая квота государства на подготовку специалистов с данным видом образования. Есть школы, которые отбирают абитуриентов без конкурсных испытаний, на основе досье и собеседования, к таким относятся школы по подготовке диетологов, мастеров по изготовлению и подбору очков, специалистов в области остеопатии.

Однако, несмотря на возможные сложности с поступлением, парамедицинское образование является достаточно привлекательным сроками обучения (от 1 до 3-4 лет) и, соответственно, возможностью скорой профессиональной деятельности, по сравнению с 10-12 годами обучения для медицинских специальностей высшего звена. Интересен этот вид образования и тем, что есть возможность продолжения обучения, в рамках концепции непрерывного образования, и приобретения более высокой квалификации (cadre de santé), позволяющей выполнять управленческую функцию над медицинскими работниками среднего звена.

Так как подготовка среднего медицинского персонала во Франции является частью системы высшего образования, то, начиная с 2009 года, нововведения коснулись и данной специализированной профессиональной подготовки. В министерском коммюнике от 29 июля 2009 года Розелин Башело, будучи министром здравоохранения, представила обоснование реформы и дальнейшее направление развития системы подготовки среднего медицинского персонала, в частности, медицинских сестер. Речь шла о введении системы подготовки медицинских сестер в университетский сектор высшего образования, т.е. о присвоении степени Лисанс после трех лет обучения. Одной из основных целей данной реформы специалисты называют усиление роли профессии медицинской сестры в сфере медицинского обслуживания, тем самым увеличение популярности данного вида образования, а также признание диплома медицинской сестры Европейским сообществом. При переводе обучения медицинских сестер в сектор университетского образования улучшается теоретическая и практическая подготовка, так как большую часть времени со студентами работают преподаватели университетов [4].

Таким образом, начиная с сентября 2009 года, подготовка медицинских сестер во Франции переходит на новый уровень. Обучение длится 3 года и состоит из 6 семестров по 20 недель каждый, что включает 2100 часов на базе Института по подготовке медицинских сестер (теоретический курс) и

2100 часов профессиональных стажировок на базе госпиталей и госпитальных центров. Каждый пройденный семестр соответствует 30 кредитным единицам, согласно Европейской системе перевода кредитов (БСТБ). Основной целью данной системы является понимание и сравнение программ обучения в разных европейских странах. Соответственно, три года обучения подразумевают наличие 180 кредитных единиц, что является аналогом степени Лисанс.

Одной из основных особенностей современной системы подготовки медицинских сестер во Франции является применение компетентностного подхода как для отбора содержания обучения, так и для выбора методов и технологий подготовки.

Современному обществу требуются не просто высококвалифицированные специалисты, а профессионалы, в которых квалификация сочетается с адекватным социальным поведением, способностью работать в группе, инициативностью, умением принимать решения и отвечать за их последствия. Воспитание таких качеств особенно важно при подготовке среднего медицинского персонала, ведь именно медицинский персонал среднего звена, наряду с врачами, играет значительную роль в решении проблем здравоохранения и в укреплении здоровья граждан.

Таким образом, основной целью высшего образования является подготовка профессионально компетентного специалиста. Под компетентностью в этом случае следует понимать, прежде всего, общую способность и готовность личности к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированы на самостоятельное участие личности в учебнопознавательном процессе и направлены на ее успешную интеграцию в социум. В свою очередь, компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [3].

Согласно реформе 2009 года, вся система подготовки медицинских сестер опирается на 10 компетенций, которые должны быть усвоены в течение трех лет обучения и, в итоге, подтверждены получением диплома государственного образца. К данным компетенциям относятся: умение оценивать клиническую ситуацию и устанавливать диагноз в рамках сферы работы медицинской сестры; понимать и осуществлять план лечения больного; оказывать помощь пациенту в рамках ежедневного общего ухода; умение применять диагностические и терапевтические методы лечения; инициировать и использовать профилактические и воспитательные мероприятия по охране здоровья; умение объяс-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

нить и проследить взаимосвязь используемых мер в ходе лечения; умение проводить анализ качества оказываемых услуг, направленный на улучшение профессиональной практики; умение исследовать и обрабатывать научные данные и данные, полученные профессиональным путем; организовывать и координировать ход лечения; принимать активное участие в подготовке студентов-стажеров, оказывать необходимую помощь другим специалистам. Данный перечень компетенций регламентирован кодексом общественного здравоохранения (CSP) и внесен в третье дополнение к декрету от 31 июля 2009 года о подготовке медицинских сестер. Каждая компетенция детализирована и представлена в виде совокупности умений и навыков, которыми должен обладать выпускник. В дополнении также предлагаются критерии оценки и показатели, на основании которых можно судить о том, освоена искомая компетенция или нет.

Выпускник, освоивший в полном объеме все перечисленные компетенции, становится автономным практиком, способным анализировать любую сложившуюся ситуацию, самостоятельно принимать решения в рамках его поля деятельности, работать в сотрудничестве с другими специалистами, а также, учитывая профессиональную этику, управлять своими эмоциями при взаимодействии с пациентами и их родственниками [2, с. 69].

Таким образом, компетенции, играя основополагающую роль в системе подготовки медицинских сестер, неразрывно связаны с отбором и структурированием содержания обучения, которое, в свою очередь, состоит из 6 блоков образовательных единиц (UE). Под образовательной единицей мы подразумеваем совокупность тематически объединенных дисциплин, имеющую свои задачи, содержание, продолжительность (в часах) и критерии оценки.

К основным блокам образовательных единиц относятся :

UE 1. Гуманитарные, социальные и правовые науки;

UE 2. Науки из области биологии и медицины;

№ 3. Теория сестринского дела;

UE 4. Клинические сестринские дисциплины;

UE 5. Интеграция знаний и умений с профессиональной деятельностью;

UE 6. Методы работы.

Данные блоки подразделяются на 59 образовательных единиц, что составляет 36 дисциплин. Каждой компетенции соответствует свой перечень образовательных единиц [2, а69-83].

Одной из основных особенностей системы подготовки среднего медицинского персонала во

Франции является клиническая подготовка будущего специалиста. Вся программа построена таким образом, что теоретическая подготовка чередуется с постоянной профессиональной практикой. Профессиональным стажировкам уделяется очень большое внимание. Например, при подготовке медицинских сестер, теоретический курс обучения равен профессиональной подготовке, т.е. по 60 учебных недель, что составляет по 2100 часов, а при обучении массажистов и специалистов по лечебной физкультуре практическая профессиональная подготовка даже превышает теоретическую. Начиная со второго года обучения, студенты-массажисты каждое утро пребывают на стажировках в госпиталях, домах престарелых или в центрах реабилитации.

Обычно профессиональные стажировки проходят на базе госпиталей и госпитальных центров в зависимости от специальностей, под руководством как практикующих специалистов, так и преподавателей института. Причем роль практикующих специалистов, например, дипломированных медицинских сестер, очень велика. Кодекс общественного здравоохранения регламентирует такую обязанность медицинских сестер, как активное участие и сотрудничество в обучении и воспитании студентов-стажеров, в их профессиональном становлении.

На протяжении всего периода обучения студент ведет дневник по клинической подготовке, в который заносится вся необходимая информация, отчеты по профессиональной стажировке, по каждой конкретной компетенции, осваиваемой им. Дневник заполняется как студентом, куратором-практиком, так и преподавателем, которые вносят все необходимые замечания, благодаря чему можно выявить слабые стороны освоения той или иной компетенции или техники.

Таким образом, то внимание, какое уделяется именно профессиональной, практической составляющей подготовки медицинских работников дает гарантию их дальнейшей успешной реализации в профессиональной деятельности.

Благодаря реформе 2009 года диплом медицинской сестры государственного образца сопоставим со степенью Лисанс (соответствует 180 кредитным единицам) и является признанным на территории Европейского Союза.

Последипломное образование также является особенностью подготовки среднего медицинского персонала во Франции, на которую следует обратить внимание. В первую очередь, здесь можно говорить о получении дополнительной специализации. Например, имея государственный диплом

медицинском сестры, можно выполнять только функции, строго определенные данной специальностью. Для работы в операционном блоке, в отделениях реанимации и интенсивной терапии необходимо иметь соответствующее образование и диплом, подтверждающий полученную квалификацию. Диплом медицинской сестры операционного блока и медицинской сестры-анестезиолога доступен только специалистам, уже имеющим диплом медицинской сестры или акушерки, а также имеющим опыт профессиональной деятельности не менее двух лет. Поступление возможно только после прохождения вступительных экзаменов. Сам период обучения составляет 2 года и включает большое количество профессиональных стажировок (около 70 недель).

Говоря о перспективах развития системы подготовки среднего медицинского персонала,

следует отметить, что в 2012 году планируется реформирование обучения по нескольким специальностям. Речь идет о подготовке специалистов по лечебной физкультуре, массажистов, медицинских сестер операционного блока, медицинских сестер-анестезиологов, логопедов. В настоящее время готовятся нормативные документы, декреты, досконально описывающие новую систему образования. С точностью можно сказать лишь то, что данные нововведения связаны с внедрением многоуровневой системы высшего образования. Целью реформирования системы подготовки среднего медицинского персонала является перевод данного вида образования на новый для него, университетский уровень, что должно привести к повышению качества образования, а также к признанию дипломов на территории Европейского Союза.

Библиографический список

1. Болонский процесс: результаты обучения и компетентностный подход (книга-приложение 1) Под науч. ред. д-ра пед. наук, проф. В.И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. 536с.

2. Arrêté du 31 juillet 2009 relatif au diplôme d’Etat d’infirmier. Journal officiel de la République Française. - Paris, 2009. 135p.

3. Nouvaux besoins en santé et evolution des compétences professionnelles. Soins № 735, 2009. р.32-35.

4. Passage au niveau LMD des professions paramédicales [Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http://www. gouvernement.fr/gouvernement/passage-au-niveau-lmd-des-professions-paramedicales, свободный. - Загл. с экрана.

E.V. KHARLACHINA, P.I. OBRAZTSOV

THE PECULIARITIES OF MODERN SYSTEM TRAINING OF THE NURSING STAFF IN FRANCE AND THE PERSPECTIVES OF ITS DEVELOPMENT

The results of functioning analysis of the nursing staff training in France are given in the article, its peculiar features are represented as well as the results of its reforming and further projects of the development.

Key words: nursing staff, professional training, higher education in France.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.