Научная статья на тему 'Особенности содержательного аспекта подготовки сре днего медицинского персонала во Франции'

Особенности содержательного аспекта подготовки сре днего медицинского персонала во Франции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ / ОТБОР И СТРУКТУРИРОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ / ПОДГОТОВКА СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ФРАНЦИИ / SUBSTANTIVE ASPECT / SELECTION AND STRUCTURING OF THE CONTENT / PREPARATION OF PARAMEDICAL PERSONNEL IN FRANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Харлашина Екатерина Валерьевна

Рассмотрены основные особенности содержательного аспекта подготовки среднего медицинского персонала во Франции в рамках реформирования системы образования. Приведены основные условия и принципы отбора и структурирования содержания обучения, а также дана краткая характеристика структуры содержания подготовки медицинских сестер во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Образцов Павел Иванович, Харлашина Екатерина Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE SUBSTANTIVE ASPECT OF THE PREPARATION OF PARAMEDICAL PERSONNEL IN FRANCE

The main peculiarities of the substantive aspect of the preparation of paramedical personnel are examined in this article from the point of view of the reformation of the educational system. The basic conditions and principles of selection and structuring of the content of education, as well as the profile of the content ofpreparation of medical nurses in France are given in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности содержательного аспекта подготовки сре днего медицинского персонала во Франции»

Список литературы

1. Бутузов В.Ю. Этнопсихологические проблемы вчера и сегодня: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2009.

2. Золотова Б.Х. Формирование навыков культуры межэтнического общения в образовательной среде: хрестоматия / сост. К.В. Сельченок. Минск: Харвест, 2010.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М; Екатеринбург: ИПРАН. Академический Проект; Деловая книга, 2009.

4. Шаповалов В.К. Этнокультурная направленность российского образования. М., 1997.

Трушина Евгения Викторовна, канд. пед. наук, доц., kafedra_timpo@mail.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

PEDAGOGICAL COMPONENTS OF EDUCATION CONTENT IN TEACHING FOREIGN STUDENTS IN MODERN RUSSIAN UNIVERSITY

E.V.Trushina

The author considers the problems of foreign students’ language skills alignment, content of education and the process of students’ adaptation to the educational society at university

Key words: educational process at the university, inter-ethnic communication, professional education, intercultural dialogue.

Trushina Evgeniya Viktorovna, candidate of pedagogical sciences, lecturer at the chair for theory and methodology ofprofessional education, kafedra timpo@mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378

ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАТЕЛЬНОГО АСПЕКТА ПОДГОТОВКИ СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВО ФРАНЦИИ

П.И. Образцов, Е.В. Харлашина

Рассмотрены основные особенности содержательного аспекта подготовки среднего медицинского персонала во Франции в рамках реформирования системы образования. Приведены основные условия и принципы отбора и структурирования содержания обучения, а также дана краткая характеристика структуры содержания подготовки медицинских сестер во Франции.

Ключевые слова: содержательный аспект, отбор и структурирование содержания, подготовка среднего медицинского персонала во Франции.

В настоящее время система подготовки среднего медицинского персонала во Франции претерпевает значительные изменения, связанные с

переходом на трехуровневую основу, свойственную университетскому образованию (лиценциат, магистратура, докторантура). Однако стоит отметить, что подготовка среднего медицинского персонала во Франции относится именно к высшему профессиональному образованию и осуществляется на базе региональных институтов, работающих в сотрудничестве с госпитальными центрами и медицинскими факультетами университетов.

Первыми учебными заведениями, вступившими в стадию реформирования в 2009 году, были школы по подготовке медицинских сестер и акушерок. Вслед за этими специальностями реформа коснулась подготовки медицинских сестер-анестезиологов и ассистентов рентгенолога. Изменениям подверглись многие аспекты системы подготовки: длительность обучения, общая организация структуры

обучения, ( введение системы кредитов, учебных единиц, введение новых компетенций), и, соответственно, значительное изменение содержания обучения [3].

Реформирование содержательного аспекта подготовки среднего медицинского персонала во Франции напрямую связано с изменениями в социальной и экономической областях жизни общества; с новыми требованиями, предъявляемыми к специалистам в сфере здравоохранения и медицинского обслуживания. Развитие медицины, ее техническая оснащенность и высокая степень обновляемости знаний также являются причиной корректировки содержания подготовки среднего медицинского персонала во Франции.

Вообще, понятие содержания обучения неразрывно связано с целями и задачами обучения, с определением модели компетентного специалиста, а также с построением адекватной модели подготовки будущего специалиста. Под содержанием обучения обычно принято понимать определенную учебную информацию, обеспечивающую освоение определенной системы знаний, умений и навыков во взаимосвязи с опытом творческой деятельности и с эмоционально-ценностным отношением к миру.

Подготовка компетентного специалиста включает в себя три основные составляющие: профессиональную, предметную и социально -психологическую. Профессиональный компонент отражает целевую установку на профессиональное предназначение субъекта обучения и включает все виды профессиональной деятельности, характерные для той или иной специальности и прописанные в определенных нормативных документах [4]. Таким образом, для большинства специальностей среднего медицинского профиля основными видами профессиональной деятельности будут являться: лечебная (оказание медицинских услуг, уход за больными), профилактическая (профилактика заболеваний и здорового образа жизни), организационная и социально-психологическая

(взаимодействие с пациентами и их родственниками, создание и поддержание адекватной рабочей атмосферы в коллективе), а также педагогическая (воспитательная) деятельность.

Предметный компонент заключается в освоении знаний, как общетеоретических, так и специальных, профессиональных дисциплин, необходимых для решения определенных задач. Речь идет об овладении знаний на междисциплинарном уровне, на стыке с другими областями знаний и умении их применения на практике.

Социально-психологический компонент предполагает наличие у будущего специалиста особых профессиональных и личностных качеств, необходимых для реализации своей профессиональной деятельности. Среднему медицинскому персоналу необходимо наличие таких профессиональных качеств, как умение клинически мыслить и осуществлять анализ ситуации, гибкость, стрессоустойчивость, способность отслеживать социально-психологические изменения в коллективе и поддерживать благоприятную рабочую атмосферу. К личностным качествам можно отнести ответственность, организованность, честность, мужество, трудолюбие, самоконтроль, умение поддержать человека в сложных ситуациях.

Этому компоненту подготовки компетентного специалиста среднего медицинского профиля отводится немаловажное значение, так как в последнее время среди актуальных вопросов медицины одним из самых злободневных является вопрос о медицинской этике и профессиональной культуре медицинского работника. В связи с этим в содержании обучения, например, медицинских сестер во Франции гуманитарной подготовке стали придавать большее значение [1]. Появились дополнительные гуманитарные циклы, целью которых стало развитие личности обучаемого, его духовного мира через освоение этнокультурных, общенациональных, общечеловеческих ценностей и формирование гуманитарно-ориентированного сознания.

Реформирование системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции, переход данной системы на новый университетский уровень привели к тому, что доля теоретической подготовки в содержании обучения увеличилась. Однако практическая, точнее клиническая подготовка продолжает играть главенствующую роль. Это связано, в первую очередь, со спецификой профессиональной деятельности среднего медицинского персонала. Что же касается специализированного обучения, например, медицинских сестер операционного блока, то в этом случае часы, отведенные для клинической подготовки студентов, значительно превышают теоретическую подготовку (870 часов отводится для теоретического обучения и 1365 часов - для клинической подготовки). Необходимо уточнить, что количество часов, которое приводится во всех программах обучения, соответствует

астрономическим часам, т.е. 1 час равен 60 минутам, в отличие от исчисления, принятого в нашей стране.

Следует отметить, что под теоретическим обучением при подготовке среднего медицинского персонала во Франции понимают как лекционные занятия для всего потока студентов, так и занятия в группах под руководством преподавателя, целью которых является расширение теоретических знаний и их практическое применение в конкретных клинических ситуациях. Аналогом в отечественной системе образования можно назвать практические занятия. Теоретическое обучение происходит на базе школ, в учебных аудиториях, оснащенных симуляционным оборудованием, где студенты имеют возможность потренироваться, например, в оказании первой медицинской помощи, а также на базе госпиталей и госпитальных центров.

Клиническая подготовка среднего медицинского персонала во Франции осуществляется во время многочисленных практических стажировок, которые студенты проходят на базе госпиталей под руководством практикующих специалистов, выполняющих свою обучающую и воспитывающую функции и в постоянном взаимодействии с многочисленным медицинским персоналом и пациентами. Во время клинических стажировок студенты имеют возможность применить на практике уже полученные знания, расширить их путем наблюдений и общения со специалистами, приобрести и закрепить определенные практические навыки в области профессиональной и коммуникативной деятельности [1,2].

Среди особенностей содержательного аспекта подготовки среднего медицинского персонала во Франции можно выделить практически полное отсутствие общеобразовательных дисциплин. Содержание обучения включает специализированные и профессиональные дисциплины, направленные на подготовку к профессиональной деятельности будущего специалиста. Эта особенность характерна для содержания всего высшего профессионального образования Франции [5]. Таким образом, изучение общеобразовательных дисциплин заканчивается в средней школе с получением диплома об ее окончании.

В настоящее время, с переходом системы подготовки среднего медицинского персонала во Франции на университетский уровень, учебные заведения потеряли тот уровень автономии, которым обладали до реформирования. Основополагающую роль в определении программ обучения, структуры организации системы подготовки среднего медицинского персонала играет государство, точнее Министерство здравоохранения и социальных дел Франции. Оно регламентирует многие аспекты, в том числе основные компетенции, которыми должен обладать будущий специалист, распределение часов между теоретической и клинической подготовкой, распределение дисциплин по семестрам, а

также элементы содержания, которые должны входить в ту или иную образовательную единицу, и многое другое. Таким образом, нормативные документы (декреты и постановления), изданные государством призваны, в первую очередь, унифицировать реформированные системы подготовки различных специалистов среднего медицинского профиля, определив и детализировав основные направления функционирования учебных заведений. Однако некоторые моменты носят лишь рекомендательный характер и поэтому руководство учебных заведений, составляя учебные планы, за основу берет министерские программы и вносит изменения с учетом региональных особенностей.

При отборе и структурировании содержания обучения с целью подготовки квалифицированных специалистов среднего медицинского профиля учитывается ряд условий:

1. Социальные цели и требования к уровню профессиональной подготовки специалиста, которые диктуются государством, социумом и уровнем развития науки. В данном случае речь идет об установлении состава знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для обеспечения профессионального становления будущего специалиста.

2. Обеспечение взаимосвязи между фундаментальным и прикладным знанием, теоретической и практической подготовкой для формирования квалифицированного специалиста, способного к актуализации практических знаний и дальнейшему саморазвитию.

Это условие связано с принципом профессионализации, то есть направленности любой изучаемой дисциплины на профессиональную деятельность будущего специалиста. Таким образом, определяется цель каждой учебной дисциплины, ее место в системе профессиональной подготовки будущего специалиста, а также выявляется ряд наиболее значимых профессиональных задач. Далее разрабатывается целесообразная структура учебного курса с учетом значения каждой его части и подбирается соответствующий учебный материал, отвечающий целям и задачам каждой конкретной дисциплины и всего процесса обучения в целом.

Специфика профессиональной деятельности среднего медицинского персонала во Франции объясняет преимущественное значение практической подготовки над теоретической. Что же касается соотношения фундаментального и прикладного знания в содержании обучения среднего медицинского персонала, то, проанализировав многие учебные программы, можно сказать, что прикладным дисциплинам уделяется больше внимания, нежели фундаментальным.

3. Дидактическая обработка учебного материала, его адаптация к условиям обучения (например, объем изучаемой дисциплины). Данное условие подразумевает селекцию учебного материала, отвечающего определенным задачам обучения.

Учебная дисциплина в отличие от конкретной науки характеризуется как совокупностью понятий, так и логикой изложения материала. Например, такая дисциплина, как «Анатомия», преподаваемая для будущего ассистента рентгенолога, будет значительно отличаться по объему и глубине учебного материала, чем «Анатомия», преподаваемая для будущих врачей [2].

Данное условие создает ряд трудностей для преподавателей-врачей медицинского факультета, которые проводят также занятия со студентами школ по подготовке среднего медицинского персонала. Трудность заключается в том, что преподаватель должен переключиться на нужный объем учебного материала, с учетом определенных задач, отведенных для данной учебной дисциплины.

4. Обновляемость знаний без отрыва от реалий современности.

Данное условие тесно связано с развитием медицины, появлением

сверхнового технического оборудования, а также с внедрением новых научно-технических достижений, которые обязательно должны найти отражение в своевременном изменении содержания и технологий профессиональной подготовки среднего медицинского персонала. Чтобы профессиональное образование оставалось актуальным и конкурентоспособным оно должно не только успевать за реалиями современности, но и прогнозировать будущее при построении содержания и организации учебного процесса.

5. Психологические и индивидуальные особенности обучающихся и их профессиональное становление, способствующие подготовке будущего компетентного специалиста.

Данное условие заключается в том, что при отборе содержания необходимо учитывать такие особенности обучающихся, как возраст, уровень знаний и профессиональной подготовки и другие психологические и индивидуальные особенности. Однако при учете этих требований содержание обучения не должно терять своей научности и объективности.

Например, при отборе содержания обучения медицинских сестер операционного блока, имеющих дипломы медицинской сестры, учитывается тот факт, что студентами являются профессионалы, проработавшие определенное время в сфере медицинского обслуживания, в том числе и в операционном блоке. Соответственно содержание обучения строится на основе имеющихся знаний и профессионального опыта.

Организацию структуры содержания подготовки среднего медицинского персонала во Франции можно представить на примере содержания подготовки медицинских сестер.

В основе подготовки медицинских сестер во Франции лежат 10 компетенций, освоение которых является одной из основных целей обучения. Содержание обучение представлено теоретической подготовкой

(1800 часов), практической или клинической подготовкой (2100 часов), самостоятельной подготовкой под руководством преподавателя (300 часов). Дидактической единицей содержания теоретического обучения является «образовательная единица» (ОЕ). Все ОЕ находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и их усвоение направлено на освоение определенных компетенций. Все образовательные единицы можно объединить в шесть блоков:

1. Гуманитарные, социальные и правовые науки.

2. Науки из области биологии и медицины.

3. Теория сестринского дела.

4. Клинические сестринские дисциплины.

5. Интеграция знаний и умений с профессиональной деятельностью.

6. Методы работы.

Данные блоки подразделяются на 59 ОЕ, что составляет 36 дисциплин [1, с. 69-83]. Каждой компетенции соответствует свой перечень ОЕ. В программе, предлагаемой Министерством, представлена следующая информация для каждой ОЕ: семестр, в котором изучается данная ОЕ, компетенция, на освоение которой направлена данная ОЕ, количество часов, отведенное на лекции и практические занятия, количество кредитов, получаемое в результате освоения ОЕ, перечень ОЕ, изученных ранее, необходимых для освоения данной ОЕ, цели и задачи данной ОЕ, элементы содержания, которые должны входить в ОЕ, педагогические рекомендации, формы контроля и критерии оценки.

Клиническая подготовка, осуществляемая в течение 60 недель, также направлена на освоение 10 компетенций. Все клинические стажировки подразделяются на 4 типа: краткосрочный уход за больными, уход за больными с ментальными отклонениями, длительный уход за больными или реабилитация и индивидуальный или коллективный уход (в школах, домах престарелых, на дому).

Получение диплома медицинской сестры возможно только после освоения 10 основных компетенций в ходе теоретической и клинической подготовки и, соответственно, после получения 180 кредитов, необходимых для получения диплома такого уровня [1].

Проведенный анализ содержания подготовки среднего медицинского персонала во Франции позволил определить и сформулировать принципы его отбора и структурирования:

- принцип соответствия содержания обучения требованиям развития общества, науки, культуры и личности;

- принцип гуманизации и гуманитаризации содержания профессиональной подготовки, направленный на воспитание в человеке гуманитарной культуры;

- принцип обеспечения единства содержания образования с позиций всех учебных предметов. В соответствии с этим принципом

составляющие содержания образования должны быть тесно взаимосвязаны, уравновешены и пропорциональны соответственно целям и задачам обучения;

- принцип фундаментализации и профессионализации;

- принцип проблемности, заключающийся в отборе содержания, направленного на развитие клинического мышления и на развитие умения действовать в критических ситуациях;

- принцип интеграции содержательной и процессуальной сторон обучения;

- принцип индивидуализации и дифференциации.

Список литературы

1. Arrêté du 31 juillet 2009 relatif au diplôme d’Etat d’infirmier // Journal officiel de la République Française. Paris, 2009. 135p.

2. Arrêté du 14 juin 2012 relatif au diplôme d’État de manipulateur d’électroradiologie médicale / BO Santé - Protection sociale - Solidarité no 2012/6 du 15 juillet 2012. 230 p.

3. Passage au niveau LMD des professions paramédicales

[Электронный ресурс]: [сайт]. Режим доступа: http : //www. gouvernement. fr /gouvernement/ passage-au-niveau-lmd-des-professions-paramedicales,

свободный. Загл. с экрана.

4. Dubar C. La formation professionnelle continue / Edition La Découverte. Paris, 2004. 128c.

5. Личностно-ориентированные технологии обучения в процессе профессиональной подготовки среднего медицинского персонала во Франции // Технологии подготовки специалистов в системе профессионального образования: монография / под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2011. 338 с.

Образцов Павел Иванович, д-р пед. наук, проф., зав.кафедрой, kind@orel.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

Харлашина Екатерина Валерьевна, ассистент, s_kaite@,list. ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет

PECULIARITIES OF THE SUBSTANTIVE ASPECT OF THE PREPARATION OF PARAMEDICAL PERSONNEL IN FRANCE P.I. Obraztsov, E.V. Kharlashina The main peculiarities of the substantive aspect of the preparation of paramedical personnel are examined in this article from the point of view of the reformation of the educational system. The basic conditions and principles of selection and structuring of the content of education, as well as the profile of the content ofpreparation of medical nurses in France are given in the article.

Key words: substantive aspect, selection and structuring of the content, preparation of paramedical personnel in France.

Obraztsov Pavel Ivanovich, doctor of pedagogy, professor, manager of department, kind@orel.ru, Russia, Orel, Orel State University.

Kharlashina Ekaterina Valerjevna, department assistant, s kaite@list.ru, Russia, Orel, Orel State University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.